Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СЕМИНАРА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО НЕНАСИЛЬСТВЕННЫМ МЕТОДАМ ВОСПИТАНИЯ'

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СЕМИНАРА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО НЕНАСИЛЬСТВЕННЫМ МЕТОДАМ ВОСПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
77
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ / ПРОФИЛАКТИКА / НАСИЛЬСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ / НЕНАСИЛЬСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Остапчук С.В., Крылова А.С.

Рассмотрены методы профилактики домашнего насилия над детьми. Представлен семинар с элементами тренинга для родителей «Ненасильственные методы воспитания». В результате эмпирического исследования установлено, что данный семинар способствует повышению осведомленности о ненасильственных методах воспитания, а также влияет на оценку родителей этих методов воспитания. После проведения семинара оценка родителями эффективности ненасильственных методов воспитания повысилась, насильственных - понизилась.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF THE WORKSHOP FOR PARENTS ON NON-VIOLENT METHODS OF UPBRINGING

The article discusses methods of prevention of domestic violence against children. A workshop with elements of training for parents “Nonviolent methods of upbringing» is described. According to the data, the workshop contributes to raising awareness about violent and nonviolent parenting methods, as well as it influences the assessment of parents of these methods. After the workshop, parents gave a higher assessment of nonviolent parenting methods, and the parents lowered their assessment in relation to violent parenting methods.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СЕМИНАРА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО НЕНАСИЛЬСТВЕННЫМ МЕТОДАМ ВОСПИТАНИЯ»

ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.9

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СЕМИНАРА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО НЕНАСИЛЬСТВЕННЫМ МЕТОДАМ ВОСПИТАНИЯ

С.В. ОСТАПЧУК, А.С. КРЫЛОВА (Полоцкий государственный университет)

Рассмотрены методы профилактики домашнего насилия над детьми. Представлен семинар с элементами тренинга для родителей «Ненасильственные методы воспитания». В результате эмпирического исследования установлено, что данный семинар способствует повышению осведомленности о ненасильственных методах воспитания, а также влияет на оценку родителей этих методов воспитания. После проведения семинара оценка родителями эффективности ненасильственных методов воспитания повысилась, насильственных - понизилась.

Ключевые слова: домашнее насилие, профилактика, насильственные методы воспитания, ненасильственные методы воспитания.

Введение. Актуальность проблемы домашнего насилия над детьми вызвана гуманизацией общества, признанием прав ребенка на неприкосновенность личности и достоинства, необходимостью повышения эффективности воспитательного процесса в семье.

Возрастает потребность в углубленном изучении данной проблемы. Многие родители заинтересованы в том, чтобы вырастить здоровых и счастливых детей, но немногие владеют эффективными методами воспитания, которые позволяют добиться нужного результата.

По данным ООН от произвола родителей ежегодно страдают около 2 млн детей в возрасте до 14 лет. Каждый десятый из них умирает, а 2 тыс. кончают жизнь самоубийством [1].

В настоящее время в нашей стране нет ни специального ведомства, ни специалистов, которые бы имели обязанность и ответственность по решению проблем жестокого обращения и насилия над детьми. Между тем, во многих странах еще в конце 60-х годов прошлого столетия было приняты законодательные акты, обязывающее граждан сообщать властям о каждом случае подозрения в плохом обращении с детьми. Например, в США в 1974 г. был принят закон о предотвращении плохого обращения с детьми и ликвидации его последствий; открыт Национальный центр по проблемам жестокого обращения с детьми и детской запущенности [8].

Исследования в области домашнего насилия начали проводиться с 1960-х гг., в основном в Западной Европе, США, Канаде. В 1962 г. в «Журнале медицинской Американской ассоциации» была опубликована статья Генри Комра «Синдром избиваемого ребенка» [7], получившая большой общественный резонанс, и с этого времени проблеме домашнего насилия над детьми стали уделять больше внимания.

Как показывают исследования, дети, растущие в ситуации насилия, характеризуются проблемами в обучении, отставанием в развитии, имеют многочисленные поведенческие и эмоциональные трудности. У них прослеживается высокий уровень агрессивности. Самооценка и эмпатия, напротив, снижены, отсутствуют навыки и умения построения взаимоотношений, а также слабо развит социальный интеллект [6].

Соответственно, возрастают потребность в распространении психологических знаний, которые бы помогли молодым людям развивать ненасильственные навыки общения как с окружающими, так и с детьми до того, как они станут родителями, а также необходимость в распространении информации среди людей, уже ставших родителями.

В связи с этим мы разработали семинар с элементами тренинга «Ненасильственные методы воспитания» для родителей, цель которого - предупреждение домашнего насилия над детьми.

Основная часть. Теме домашнего насилия над детьми как общественной проблеме в отечественной психологии не было уделено должного внимания, хотя масштабы родительского насилия пугающие.

Данные Официального бюллетеня Международного общества по профилактике насилия над детьми и пренебрежения их нуждами (ISPCAN) свидетельствуют: более половины детей (56,4%) испытывают трудности во взаимоотношениях с родными и окружающими; 41,2% детей имеют отклонения в эмоциональном развитии и нарушения поведения; 25% детей не в полной мере получают медицинскую помощь, образование и возможности для личностного развития. В каждом третьем случае (32,5%) потребности ребенка не обеспечены в трех и более областях (относящихся к самым необходимым) [2].

Эти данные свидетельствуют о широком распространении насилия над детьми дома.

Насилие в семье - действия физического, психологического, сексуального характера члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания [4].

Выделяют четыре основных вида домашнего насилия:

- физическое;

- психологическое (эмоциональное);

- экономическое;

- сексуальное.

По отношению к детям наиболее распространено физическое и психологическое насилие.

Далее мы рассмотрим подробно каждый вид. Также может употребляться термин «жестокое обращение».

Развитие в ситуации домашнего насилия может иметь кратковременные и долговременные последствия. К кратковременным относятся физические повреждения (синяки, ссадины, царапины, ушибы). Может наблюдаться ухудшение общего состояния (потеря аппетита, апатия, плохое самочувствие) [9]. К долговременным, в большинстве случаев, относят психические нарушения.

П. Трикетт, сопоставив семьи, имеющие детей в возрасте 4-11 лет, с использованием физических наказаний и без, обнаружил, что там, где родители применяли силовые методы воздействия, дети имели более низкую познавательную зрелость, слаборазвитые способности разрешения межличностных проблем и низкую социальную компетентность [9].

П. Курц и его коллеги сравнили группы детей, по отношению к которым использовались физические наказания, и контрольную группы возраста 8-16 лет и установили, что дети, подвергающиеся физическому насилию, имели низкую успеваемость, трудности социальной адаптации и эмоциональные проблемы в школе [9]. Было обнаружено, что дети, подвергающиеся физическим наказаниям, имеют более выраженные депрессивно враждебные характеристики, более высокую интернальность, низкую самооценку и более пессимистичны в оценках собственного будущего.

Пережитое насилие существенно влияет на формирование «Я»-образа, что экспериментально подтверждалось Т.Г. Волковой, которая сравнивала особенности подростков 15-17 лет, переживших насилие и не сталкивавшихся с ним. Были выявлены достоверные данные, говорящие о характерных для жертв насилия, отличающих их от сверстников чертах, таких как отсутствие желания признавать свою ответственность за важные события жизни, зависимость от чужого мнения, негативная реакция на агрессию со стороны других людей при склонности в межличностных отношениях придерживаться агрессивного либо подчиняемого стиля поведения. Их восприятие жизни происходит только в одном из временных контекстов: в прошлом (воспоминания об обидах), будущем (ставит нереальные цели, живет неоправданными надеждами, опасениями) или в настоящем [5].

Ж. Нямаа в ходе исследования с участием 228 детей 7-8 лет при помощи детского варианта личностного опросника Р. Кеттела и метода интервью была предпринята попытка охарактеризовать личностные качества детей, имеющих травматический опыт. На основании полученных данных и сравнения их с данными контрольной группы был сделан вывод, что дети, пережившие физическое насилие, статистически достоверно отличаются от детей, не имеющих травматического опыта, по следующим качествам личности: замкнутость, эмоциональная неустойчивость, зависимость, робость, несмелость в межличностном общении, чувствительность, тревожность, а также напряженность [3].

М.Д. Орховский в своем исследовании выявил, что женщины, подвергавшиеся домашнему насилию в детстве, имеют низкий уровень жизнестойкости и высокий уровень симптомов посттравматического расстройства [5].

Последствия психологического насилия над ребенком значительны: развитие ребенка нарушается во всех областях его функционирования, но в связи с отсутствием специфичности форм нарушений они не могут рассматриваться как диагностические. Известно, что дети, подвергшиеся данному виду насилия, с большей вероятностью испытывают неблагоприятные последствия на протяжении всей жизни и в разных ее сферах:

- плохое физическое здоровье (хроническая усталость, нарушение иммунной функции, гипертония, ожирение);

- плохое эмоциональное и психическое здоровье (депрессия, тревога, расстройства пищевого поведения, суицид, посттравматическое стрессовое расстройство);

- социальные трудности (ненадежная привязанность к родителям, которая может привести к трудности в развитии доверительных отношений со сверстниками и взрослыми в дальнейшей жизни);

- когнитивная дисфункция (дефицит внимания, нарушения развития речи, снижение навыка решения проблем, которые в конечном итоге влияют на интеллектуальные достижения и успеваемость в школе);

- поведение с высоким риском для здоровья (большее число сексуальных партнеров, снижение возраста первого добровольного полового акта, подростковая беременность, злоупотребление алкоголем и психоактивными веществами);

- поведенческие проблемы (агрессия, подростковая преступность, жестокое обращение или насильственное поведение) [7].

Насилие - многомерный фактор, порождаемый взаимодействием сразу нескольких элементов: личностными особенностями родителей и ребенка, внутрисемейными процессами, стрессами, вызываемыми социально-экономическими условиями, обстоятельствами общественного характера.

В работе с молодыми семьями и будущими родителями следует принимать профилактические меры по предупреждению домашнего насилия.

Рассмотрим методы, которые могут осуществлять учреждения образования, т.к. именно в детских садах и школах есть возможность оказать влияние на большее количество родителей.

Профилактика может осуществляться следующим образом:

- проведение тематического семинара-практикума на тему домашнего насилия способно помочь распространить знания о профилактике домашнего насилия, об эффективности ненасильственных методов воспитания детей и с помощью упражнений закрепить данные знания на практике;

- тематические лекционные занятия на тему домашнего насилия помогают ознакомить родителей с теоретической информацией, расширить знания о воспитании детей, тем самым способствовать профилактике домашнего насилия над детьми;

- курс тренинговых занятий на тему домашнего насилия может помочь на практике применению полученных и уже имеющихся знаний. В тренингах возможен разбор различных проблемных ситуаций;

- тематические встречи с психологом в формате «вопрос-ответ» позволяют проинформировать родителей о домашнем насилии, ответить на их вопросы. К таким встречам лучше подготовиться заранее и своевременно узнать волнующие родителей вопросы;

- распространение тематических брошюр на родительских собраниях. Данный способ позволяет проинформировать большое количество людей за короткий промежуток времени. Для более эффективного воздействия стоит рассмотреть брошюру сразу на родительском собрании, обращая внимания на главные аспекты.

Для распространения информации о ненасильственных методах воспитания и предупреждения домашнего насилия для широкой общественности могут применяться следующие меры:

- показ социальных реклам по телевизору на тему домашнего насилия;

- размещение баннеров по городу на тему предупреждения домашнего насилия;

- проведение исследований и научных работ в высших учебных заведениях с целью глубокого изучения проблемы позволяет более детально и глубоко изучить проблему и дать более полную научную информацию о домашнем насилии;

- распространение знаний о домашнем насилии с помощью интернет-ресурсов дает возможность проинформировать большое количество людей с разными демографическими характеристиками;

- проведение перформансов, шествий и демонстраций, где будет раскрываться актуальность проблемы домашнего насилия;

- ознакомление с темой домашнего насилия с помощью искусства, посредством рисунков и других творческих продуктов деятельности;

- создание бесплатного интернет-ресурса, где люди смогут обратиться за помощью, поддержкой и рассказать о своей проблеме;

- распространение темы домашнего насилия в журналах, газетах в виде коротких и содержательных статей;

- написание книг, где будет содержаться актуальная информация, которую можно применить на практике.

Цель нашего исследования - создать и эмпирически проверить эффективность и практическую значимость семинара с элементами тренинга для родителей.

Для проверки эффективности семинара нами был использован авторский опросник для родителей «Шкала оценки насильственных и ненасильственных методов воспитания» для выявления оценки методов воздействия на ребенка со стороны родителей.

Нами был проведен семинар в двух группах родителей младших школьников. Общее количество участников составило 30 человек.

Проанализируем полученные результаты. Для сопоставления оценки методов воспитания родителями до семинара и после его проведения нами использовался Т-критерий Вилкоксона. Результаты представлены в таблицах 1-3.

Таблица 1. - Результаты подсчета различия между показателем оценки уровня знаний о ненасильственных

методах воспитания до и после проведения семинара-практикума

Переменная Значение Г-критерия Уровень статистической значимости

Уровень знаний 0,00 0,0001

Из таблицы 1 видно, что различия между показателем «уровень знаний» до и после проведения семинара-практикума оказались значимыми, т.к. р < 0,05.

Полученные данные можно объяснить тем, что семинар имеет две составляющие: теоретическую и практическую. В ходе небольшой лекции в начале занятия родители имели возможность получить новые теоретические знания о насильственных и ненасильственных методах воспитания. Далее, в ходе обсуждения, родители делились своим опытом и обсуждали методы воспитания, получая тем самым дополнительную информацию. Именно поэтому, после проведения тренинга, уровень знаний изменился.

Таблица 2. - Результаты подсчета различия между показателями оценки эффективности методов воспитания до и после проведения семинара-практикума_

Переменная Значение Г-критерия Уровень статистической значимости

Физическое насилие (физические наказания) 14,5 0,009

Психологическое насилие (накричать на ребенка) 11,0 0,009

Ненасильственные методы (объяснить ребенку свое требование) 1,5 0,02

Психологическое насилие (угрожать жестоким наказанием) 14,0 0,008

Ненасильственные методы (поговорить, выслушав ребенка) 16,0 0,24

Анализируя таблицу 2, можно сделать вывод, что различия между показателями оценки эффективности методов воспитания до и после проведения семинара оказались значимыми, кроме одного показателя, т.к. р < 0,05.

Далее мы сравнили медианы данных переменных. Результаты представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. - Показатели медиан оценки эффективности методов воспитания до и после проведения семинара

Как видно из рисунка 1, показатели оценки эффективности таких методов, как «физические наказания», «накричать на ребенка», «угрожать жестоким наказанием», снизились. Показатель оценки эффективности метода «объяснить ребенку свое требование» увеличился.

Мы надеемся, что родители, принимавшие участие в семинаре, поддерживают конструктивное двустороннее общение с детьми. По мере того как дети растут и взрослеют, их потребности, способности, интересы меняются. Используя ненасильственные методы воспитания, общение между родителями и детьми происходит с учетом особенностей развития и потребностей детей разных возрастов. Кроме того, такое общение непрерывно адаптируется к этим меняющимся условиям.

Таблица 3. - Результаты подсчета различия между показателями оценки ущерба методов воспитания до и после проведения семинара

Переменная Значение Г-критерия Уровень статистической значимости

Физическое насилие (физические наказания) 10,0 0,002

Психологическое насилие (накричать на ребенка) 8,0 0,005

На наш взгляд, именно рассмотрение последствий психологического и физического насилия над ребенком поспособствовало такому результату.

Согласно таблице 3, различия между показателем оценки ущерба методов воспитания до и после проведения семинара-практикума оказались значимыми, т.к. р < 0,05. Затем мы сравнили медианы этих переменных. Результаты представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. - Показатели медиан оценки ущерба от насильственных методов воспитания

Как видно из рисунка 2, после проведения семинара с элементами тренинга оценка ущерба от насильственных методов воспитания повысилась.

Вероятно, это связано с тем, что были приведены примеры научных исследований - разные виды последствий, как кратковременные, так и долговременные. Родители обсуждали полученную информацию, задавали вопросы, что помогло закреплению знаний.

Обработав полученные данные, можно сделать вывод, что семинар с элементами тренинга является действенным для просветительской работы среди родителей. Он помогает поднять уровень знаний о ненасильственных методах воспитания, а также изменить отношение родителей к насильственным и ненасильственным методам воспитания.

Заключение. После проведенного нами эмпирического исследования можно говорить о том, что проведение семинара «Ненасильственные методы воспитания» повышает осведомленность родителей о методах воспитания детей, а также помогает предупредить домашнее насилие над детьми.

Многие знаменитые педагоги выступают против жестоких наказаний детей, предлагая альтернативные методы воспитания и некоторые рекомендации.

Просветительской деятельностью в сфере домашнего насилия над детьми необходимо заниматься в любых учреждениях образования. Для того чтобы избежать жестокого обращения с детьми, требуется заранее предпринимать действия, которые включают в себя профилактику домашнего насилия и просветительскую деятельность. Работать следует как с молодыми людьми, планирующими семью, так и с людьми, уже ставшими родителями.

Вопрос воспитания в современном обществе спорный и сложный. С одной стороны, существует много исследований и научной информации об эффективных методах воспитания детей, с другой - много стереотипов и традиционных взглядов, которые способствуют применению насильственных методов воздействия на ребенка.

Сегодня существует ряд инициатив в сфере ненасильственного воспитания, направленных на то, чтобы помочь родителям справиться с проблемами общения с ребенком. Эти инициативы позволяют родителям получить поддержку в сфере развития стратегий и навыков, необходимых для перехода от применения телесных наказаний к ненасильственным действиям, благодаря которым возникают и укрепляются прочные и позитивные отношения с ребенком.

ЛИТЕРАТУРА

1. Балашевич, Н.С. Бить или не бить - вот в чем вопрос? / Н.С. Балашевич // Сацыял.-пед. работа. - 2009. - № 3. - С. 33-35.

2. Лоханева, Д.И. Исследование проблемы домашнего насилия над детьми/ Д.И. Лоханева, Н.В. Скоробогатова // Вестн.

Шадр. гос. пед. ин-та. - 2013. - № 1. - С. 206-211.

3. Нямаа, Ж. Структура личностных качеств у детей, переживших психическую травму / Ж. Нямаа // Наука и школа. -2011. - № 4. - С. 114-116.

4. Пазухина, С.В. Домашнее насилие как проблема современного общества / С. В. Пазухина, И. В. Фокин, Е. И. Фуртае-ва. - Тула : Тул. ин-т управления и бизнеса, 2000. - 247 с.

5. Петрова, Е.А. Влияние детского травматического опыта на формирование психопатологической симптоматики взрослых людей / Е.А. Петрова // Вестн. НовГУ. - 2016. - № 2. - С. 88-91.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Платонова, Н.М. Насилие в семье: особенности психологической реабилитации / Н.М. Платонова, Ю.П. Платонов. -СПб. : Речь, 2004. - 154 с.

7. Coordinated Response to Child Abuse and Neglect: The Foundation for Practice / J. Goldman [et al.]. - Washington, 2003. -Р. 38. - (Child Abuse and Neglect User Manual Series).

8. Palmer, St. Handbook of counseling / St. Palmer, G.L. McMahon. - 2nd ed. - London : Routledge, 1997. - Р. 20.

9. Nobes, G. Physical punishment of children in twoparent families / G. Nobes, M.A. Smith // Clinical Child Psychology and Psychiatry. - 1997. - Vol. 2, Iss. 2. - P. 271-281. DOI: 10.1177/1359104597022007

REFERENCES

1. Balashevich, N.S. (2009). Bit' ili ne bit' - vot v chem vopros? [To hit or not to hit - that is the question?]. Satsyyal'no-pedagogicheskaya rabota [Social-pedagogical work], (3), 33-35. (In Russ., abstr. in Engl.).

2. Lokhaneva, D.I. & Skorobogatova, N.V. (2013). Issledovaniye problemy domashnego nasiliya nad det'mi [Study of the problem of domestic violence against children]. Vestnik Shadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta [Bulletin of the Shadrinsk State Pedagogical Institute], (1), 206-211. (In Russ., abstr. in Engl.).

3. Nyamaa, Zh. (2011). Struktura lichnostnykh kachestv u detey, perezhivshikh psikhicheskuyu travmu [The structure of personality traits in children who have experienced psychic trauma]. Nauka i shkola [Science and School], (4), 114-116. (In Russ., abstr. in Engl.).

4. Pazukhina, S.V. (2000). Domashneye nasiliye kak problema sovremennogo obshchestva [Domestic violence as a problem of modern society]. Tula: Tula Institute of Management and Business. (In Russ.).

5. Petrova, Ye.A. (2016). Vliyaniye detskogo travmaticheskogo opyta na formirovaniye psikhopatologicheskoy simptomatiki vzroslykh lyudey [Influence of childhood traumatic experience on the formation of psychopathological symptoms in adults]. Vestnik NovGU [Bulletin of the Novgorod State University], (2), 88-91. (In Russ., abstr. in Engl.).

6. Platonova, N.M. & Platonov, Yu.P. Nasiliye v sem'ye: osobennosti psikhologicheskoy reabilitatsii [Violence in the family: features of psychological rehabilitation]. St. Petersburg: Rech'. (In Russ.).

7. Goldman, J., Salus, M.K., Wolcott, D. & Kennedy, K.Y. (2003). Coordinated Response tú Child Abuse and Neglect: The Foundation for Practice. Child Abuse and Neglect User Manual Series. Washington.

8. Palmer, St. & McMahon, G.L. (1997). Handbook of counseling. London: Routledge.

9. Nobes, G. & Smith, M.A. (1997). Physical punishment of children in twoparent families. Clinical Child Psychology and Psychiatry, 2(2), 271-281. DOI: 10.1177/1359104597022007

Поступила 12.05.2022

EVALUATION OF THE WORKSHOP FOR PARENTS ON NON-VIOLENT METHODS OF UPBRINGING

S. ASTAPCHUK, A. KRYLOVA

The article discusses methods of prevention of domestic violence against children. A workshop with elements of training for parents "Nonviolent methods of upbringing» is described. According to the data, the workshop contributes to raising awareness about violent and nonviolent parenting methods, as well as it influences the assessment of parents of these methods. After the workshop, parents gave a higher assessment of nonviolent parenting methods, and the parents lowered their assessment in relation to violent parenting methods.

Keywords: domestic violence, prevention, violent methods of education, non-violent methods of upbringing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.