Научно-практическая статья
УДК 316.6:373 © З. А. Аксютина, Т. Ю. Удалова, 2022
doi: 10. 24412/1999-6241-2022-188-50-59
5.3.1 Общая психология, психология личности, история психологии 5.3.7 Возрастная психология
Психологическое насилие родителей в отношении детей из-за школьной отметки
Зульфия Абдулловна Аксютина \ кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы; [email protected]; https://orcid.org/0000-0003-2548-4673
Татьяна Юрьевна Удалова \ кандидат педагогических наук, доцент кафедры практической психологии; [email protected]; https://orcid.org/0000-0002-3517-0873
' Омский государственный педагогический университет, Омск, 644099, ул. Партизанская, 4А, Россия Реферат
Введение. Проблема психологического отношения родителей к своим детям не теряет остроты. Актуальной остается трактовка основной категории «психологическое насилие», которая в психологической науке сохраняет неопределенность, неоднозначность, неполноту. Цель заключалась в выяснении наличия причин психологического насилия со стороны родителей из-за плохих школьных отметок. Материалы и методы. Применялся метод контент-анализа, позволяющий проводить количественный и качественный анализ текстов как продуктов деятельности респондентов. Исследование родителей осуществлялось посредством анкетного метода. Результаты и обсуждение. Дана социальная аргументация научной проблемы психологического насилия родителей в отношении детей. Осуществлена научная аргументация психологического насилия путем исследования степени научной разработки рассматриваемого психологического явления. Представлены результаты исследования младших школьников на предмет выявления психологического насилия в их адрес со стороны родителей из-за школьных отметок. Определены социальные запросы на преодоление психологического насилия. Выделены три фактора рисков, влияющих на наличие паттернов психологического насилия: социальные, педагогические и психологические. Даны их примеры. Выводы. Выделены три группы факторов, оказывающих влияние на наличие паттернов психологического насилия: социальные, педагогические, психологические. Выявлено наличие психологического насилия из-за школьных отметок у 31,25% испытуемых.
Ключевые слова: воспитание; дети; контент-анализ; паттерны поведения; психологическое насилие; родители;
школьная отметка; эмоциональное насилие
Для цитирования: АксютинаЗ. А., Удалова Т. Ю. Психологическое насилие родителей в отношении детей из-за школьной отметки // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2022. Т. 27, № 1(88). С. 50-59. https://doi.org/10. 24412/1999-6241-2022-188-50-59
Scientific and Practical Article
UDC 316.6:373 © Z. A. Aksyutina, T. Yu. Udalova, 2022
doi: 10. 24412/1999-6241-2022-188-50-59
5.3.1 General Psychology, Personality Psychology, History of Psychology 5.3.7 Developmental Psychology
Parents' Psychological Violence against Children due to School Marks
Zulfiya A. Aksyutina \ Candidate of sciences (in Pedagogy), Associate-Professor of the chair of Social Pedagogy and Social Work; [email protected]; https://orcid.org/0000-0003-2548-4673
Tatiana Yu. Udalova \ Candidate of sciences (in Pedagogy), Associate-Professor of the chair of Practical Psychology; [email protected]; https://orcid.org/0000-0002-3517-0873 10msk State Pedagogical University, 4A Partizanskaya st., Omsk, 644099, Russia Abstract
Introduction. The problem of parents' psychological treatment of their children is acute. The interpretation of the main category of "psychological violence", which is ambiguous, uncertain and incomplete in psychological science, is still relevant. The aim of the research was to study the parents' psychological maltreatment of their children due to low school marks. Materials and Methods. The method of content analysis was employed, which allows for a quantitative and qualitative analysis of texts as products of the respondents' activities, parents being questioned. Results and Discussion. The social argumentation of the scientific problem of parents' psychological violence towards their children is given. The scientific argumentation of psychological violence is carried out by studying the degree of scientific development of the psychological phenomenon under consideration. The article presents the results of a study of elementary school students with regard to revealing parents' psychological violence against them because of the school marks. The social demands for overcoming psychological violence are determined. Three risk factors influencing the presence of patterns of psychological violence are highlighted, which include social, pedagogical and psychological ones, with examples given. Conclusions. The authors identify three factors which affect the patterns of psychological violence, these are social, pedagogical and psychological ones. 31,25% of cases reveal psychological violence against children due to school marks.
Keywords: parenting; children; content analysis; behavior patterns; psychological abuse; parents; mark; emotional abuse
Citation: Aksyutina Z. A., Udalova T. Yu. Parents' Psychological Violence against Children due to School Marks. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2022. Vol. 27, No. 1(88). Pp. 50-59 (In Russ.). https://doi.org/10. 24412/1999-6241-2022-188-50-59
Основные положения
1. Психологическое насилие — один из негативных феноменов современного семейного воспитания. Категория «психологическое насилие» остается размытой. В ее содержание включают действия, воздействия, бездействие, реализуемые посредством враждебности, безразличия, принуждения, несущие за собой социальный, физический, психологический ущерб личности, проявляющийся у нее в эмоциональных страданиях и переживаниях, влекущих за собой различного рода нарушения психического и социального развития.
2. Анализ российских и зарубежных публикаций позволяет утверждать, что практика психологического насилия в отношении детей весьма распространена в области семейного воспитания. Исследование данного феномена представляется затруднительной задачей в силу специфической закрытости семей. Нередко причиной насилия становится школьная отметка, которая воспринимается родителями как успешность их детей и зеркализацией успешности на самих родителей. Трансформация восприятия школьной отметки родителями прослеживается в желании «сделать» ребенка успешным любой ценой для повышения собственной значимости.
Введение
Актуальность, значимость и сущность проблемы. Психологическое насилие как научная проблема стало исследоваться сравнительно недавно. С конца 70-х — начала 80-х гг. прошлого столетия его начали вводить в предметную область психологических исследований как самостоятельной формы жестокого обращения с детьми. «По мнению большинства специалистов, занимающихся этой проблемой, психологическое насилие встречается гораздо чаще и наносит гораздо больший вред личности ребенка, чем это принято считать», — пишет группа психологов-исследователей [1]. Существующие еще с 90-х гг. прошлого столетия международные, национальные нормативные правовые документы и акты фактически привели к запрету со стороны родителей любых форм насилия, в том числе и психологического, в отношении детей.
Актуальность проблемы исследования обусловлена тем фактом, что данная форма насилия — самая сложная в дифференциации, так как ее распознавание затруднено, потому что психологическое насилие проявляется изолированно и в сочетании с другими
формами насилия. Школьные отметки за успеваемость важны для детей, так как они опосредованно отражают их успешность. У родителей проявляется тенденция воспринимать их аналогично, в связи с чем возрастает психологическое давление на детей, вплоть до насилия.
Таким образом, проблема психологического отношения родителей к своим детям сохраняет остроту.
Цель — провести анализ проблемы психологического насилия родителей в отношении детей, в том числе младшего школьного возраста, из-за школьной отметки.
Теоретические предпосылки и обзор проблемы исследования. Практика насилия сохраняется. Так, ежегодно регистрируется более 2 млн случаев жестокого обращения с детьми, около 3 тыс. детей и подростков заканчивают жизнь самоубийством; более 50 тыс. детей убегают из дома по причине жестокого обращения родителей, около 10% из этих детей погибают на улице в силу разных обстоятельств, 25 тыс. детей находится в розыске; выявляется свыше 100 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей, большинство из которых — социальные сироты, брошенные или отобранные у родителей, около 10 тыс. родителей лишают родительских прав, и более 2,5 тыс. детей изымается из семей без лишения их родителей родительских прав по причине того, что дальнейшее нахождение в родительской семье представляет угрозу для жизни и здоровья [2, с. 95].
Обязанности по воспитанию детей закреплены в ст. 63 Семейного кодекса РФ. Статьей 156 Уголовного кодекса РФ предусмотрено наказание родителей за ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних. Для предотвращения насилия в семье разработан проект Федерального закона № 1183390-6 «О профилактике семейно-бытового насилия» '. Очевидно, что современные социальные запросы государства связаны с потребностью в гуманизации детско-родительских отношений.
Психологическое или эмоциональное насилие над ребенком — «это любое действие, которое вызывает у ребенка состояние эмоционального напряжения, подвергая опасности возрастное развитие его эмоциональной жизни» [3, с. 34].
Проблематика психологического насилия в семье над детьми исследуется Е. Н. Волковой, И. В. Волковой, А. В. Праводеловой на уровне последствий на-
1 О профилактике семейно-бытового насилия : проект Федерального закона № 1183390-6 (ред., внесенная в ГД ФС РФ). URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1183390-6 (дата обращения: 03.05.2021).
силия в студенческом возрасте [4]; Н. О. Зиновьевой и Н. Ф. Михайловой в аспекте психологического насилия и кризисных ситуаций детства [3]; И. А. Марго-линой, Н. В. Платоновой, М. В. Ивановым, Г. В. Козловской в рамках коррекционной работы в отношении детей, перенесших насилие в семье [5]; Т. Я. Сафоновой, А. А. Соловьевой и др. в контексте сексуального насилия в семье в отношении детей [6].
Проблематика влияния жестокого обращения с детьми на их аномальное развитие поднималась в конце 70-х гг. прошлого столетия, оставаясь актуальной до настоящего времени. Так, Д. Финкельхор исследовал сексуальное насилие в отношении детей [7-9]; Дж. Гар-барино раскрыл влияние микросреды на снижение насилия [10]; Е. Кинард изучал методологию исследования жестокого обращения с детьми [11]; Дж. Левенталь уделял внимание исследованию факторов риска жестокого обращения с детьми и методологическим стандартам по их изучению [12; 13] и др.
В докладе ООН от 18 июня 2020 г. о профилактике насилия в отношении детей указано, что каждый третий из четверых детей подвергается насилию со стороны родителей либо лиц, их заменяющих. Особо подчеркивается, что в условиях пандемии эта проблема осталась без внимания 2. Как правило, причинами ухудшения положения детей считаются социо-политико-экономические условия и снижение уровня жизни населения [14]. Самоизоляция как фактор, провоцирующий насилие, не рассматривалась. При достаточно высоком уровне психологического насилия в отношении детей имеются объективно сдерживающие факторы, не позволяющие применять ограничения в отношении родителей. Д. Флейсснер и Ф. Хайнцельманн считают, что это связано с отсутствием должной системы работы с семьями в кризисных ситуациях [15, с. 5]. Особая озабоченность вызвана тем фактом, что жестокость по отношению к детям осуществляется родителями, призванными заботиться о них. Ряд зарубежных авторов полагает, что этому способствуют семейное неблагополучие, асоциаль-ность родителей, бесконтрольность детей [16; 17], что приводит к криминализации поведения последних. Наибольшее распространение получают внешние формы насилия, склонение к самоубийству и доведение до него, распространение просуицидальных субкультур, виртуальных субкультур и групп смерти [18].
Среди российских ученых следует назвать Н. В. Та-рабрину и А. И. Щепину, описавших психологические последствия насилия в отношении детей [19]; А. Б. Орлова, посвятившего ряд публикаций наказанию и поощрению детей [20-24]; Е. Т. Соколову и Н. П. Со-
ловьеву, раскрывших проблематику сексуальных правонарушений в отношении детей [25]; А. В. Быкова, Л. Я. Олиференко и Т. Н. Шульгу, обосновавших возможности оказания социально-психологической помощи детям, пережившим насилие [26], и др.
Пережитое насилие как паттерн поведения, связанный с воспроизводством жестокости в отношении детей, рассматривается в работах российских психологов Т. Я. Сафоновой [27], Т. М. Журавлевой [28] и др. Кроме того, Т. Я. Сафонова исследовала возможные пути защиты детей от насилия и оказания помощи жертвам насилия — детям [29; 30].
И. С. Клецина указывает, что паттернами поведения, связанного с реализаций психологического насилия, являются «наличие вербальных оскорблений; шантажа; акты насилия по отношению к детям или другим лицам для установления контроля над партнером; угрозы насилия по отношению к себе, жертве или другим лицам; запугивание посредством насилия по отношению к домашним животным; преследование; контроль над деятельностью жертвы; контроль над кругом общения жертвы; контроль над доступом жертвы к различным ресурсам; принуждение жертвы к исполнению унижающих ее действий; контроль над распорядком дня» [31, с. 476].
Авторы пособия по оказанию психологической помощи детям, пережившим насилие, утверждают, что «психологическое пренебрежение — последовательная неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребенку необходимую поддержку, внимание и привязанность», а психологическое жестокое обращение — это «хронические паттерны поведения, такие как угрозы, унижение, оскорбление, обесценивание, запугивание, издевательства, высмеивание ребенка и другие нефизические формы отвержения и враждебного отношения» 3.
В психологической науке наблюдается попытка определения понятия «психологическое насилие». Так, А. Б. Орлов дает формулировку, опираясь на детско-родительские отношения и считая насилие преднамеренным. Автор выделяет его следствия, выражающиеся в деформациях и нарушениях психического развития, а именно: поведенческих, интеллектуальных, эмоциональных, волевых, коммуникативных, личностных [32, с. 86].
И. С. Зырина считает понятия психологического и эмоционального насилия синонимичными, определяя насилие как воздействие, имеющее характер враждебности или безразличия, что «вызывает у ребенка нарушение самооценки, утрату веры в себя, затрудняет его развитие и социализацию» [33, с. 58].
2 The Global status report on preventing violence against children 2020. URL: https://www.who.int/teams/social-determinants-of-health/violence-prevention/globalstatus-report-on-violence-against-children-2020. (дата обращения: 07.05.2021).
3 Психологическая помощь детям, пережившим насилие. Пособие для психологов. СПб., 2015. 60 с.
Е. Н. Волков видит в психологическом насилии принуждение и полагает, что нанесенный ущерб имеет социальный, психологический, физический или материальный характер [34].
Н. К. Асанова сводит психологическое насилие к действиям — оскорблениям, угрозам, унижениям, обвинениям и др. [35].
Проведенное исследование демонстрирует незавершенность формирования терминологического аппарата, связанного с психологическим насилием и его несовершенством. Значима позиция, указывающая на важные последствия рассматриваемого явления для развивающейся личности.
Таким образом, зарубежными учеными предпринимаются попытки выявления методологических оснований исследования психологического насилия в отношении детей, факторов, влияющих на проявления насилия. В то же время российские исследователи акцентируют внимание в большей мере на последствиях насилия у детей, оказании им помощи. В целом научные исследования направлены на поиск путей профилактики насилия, разработку методов психологической и социальной реабилитации детей-жертв насилия.
Материалы и методы
В исследовании использован метод контент-анализа для выявления психологического насилия со стороны родителей в отношении детей из-за школьных отметок. Указанный метод обладает высоким диагностическим потенциалом, так как он направлен на анализ текстовых массивов, а обработка предполагает количественный и качественный анализ содержания письменного высказывания респондентов. Полученные данные могут подвергаться структурированию и интерпретации.
Для эмпирического исследования проблемы психологического насилия нами осуществлялся контент-анализ эссе, выполненных учащимися начальной школы. Исследование среди 96 школьников младших классов на базе БОУ г. Омска «СОШ № 13 им. А. С. Пушкина» проводилось анонимно, чтобы не вызывать у учащихся чувство стыда или страха писать о ситуации в своей семье. Полагаем, что именно поэтому дети были искренни и не смягчали отношение родителей к плохим отметкам. Учащимся предлагалось в эссе ответить лишь на один вопрос: «Как твои родители относятся к плохим отметкам, если ты их получаешь?»
Полученные описания отношения родителей оценивались на основе эмоциональной окраски (нейтральной и негативной), данной респондентами.
Применялось также анкетирование родителей с последующим анализом эмпирического массива полученных данных. В ходе исследования опрошено 127 родителей, из них 95 матерей и 32 отца. Часть
отцов отказалась от участия в исследовании. Двое школьников находятся под опекой, опрос опекунов не осуществлялся.
Результаты и обсуждение
Факторы риска. Среди факторов риска, влияющих на наличие паттернов психологического насилия, нами выделены три группы: социальные, педагогические и психологические. Социальные факторы риска связаны с отношением общества и государства к проблеме психологического насилия родителей над детьми; педагогические — со сформированностью педагогической культуры у родителей, системой имеющихся у них педагогических знаний; психологические — с индивидуально-психологическими особенностями родителей.
Перечислим социальные факторы риска:
— отношение государства и общества к психологическому насилию;
— неполные, многодетные, приемные семьи;
— низкий социальный уровень жизни семьи;
— антисоциальный способ жизнедеятельности семьи;
— алкоголизм родителей, употребление наркотиков, проституция и др.
Педагогические факторы риска:
— низкий уровень педагогической культуры родителей;
— использование методов воспитания с применением физических наказаний, с опорой на авторитарные принципы, избыточность дисциплинарных форм и др.
Психологические факторы риска:
— кризисы данного детского возраста;
— гиперактивность ребенка;
— психическое нездоровье родителей, других членов семьи;
— негативные внутрисемейные отношения родителей;
— неумение взрослых управлять эмоциями
в стрессовом состоянии;
— нежеланный ребенок или имеющий особенности физического, умственного развития, какие-либо девиации в поведении и др.
Данные факторы сигнализируют, что ребенок нуждается в сопровождении, так как находится в зоне риска 4.
Психологические причины психологического насилия. Психологической причиной формирования паттернов психологического насилия может выступать сформированный у родителей некий идеализированный образ ребенка. Для его достижения родителями предъявляются требования к ребенку, которые он не в состоянии выполнять в силу возрастных и индивидуально-психологических особенностей.
4 Психологическое сопровождение детей, переживших насилие и жестокое обращение в семье. Тамбов, 2014. 99 с. https://pp.omamvd.ru Psychopedagogy in Law Enforcement. Volume 27, No 1(88). 2022 53
Иногда родители не замечают, в какой момент начинают оказывать давление на ребенка, перерастающее в выраженное насилие. У детей младшего школьного возраста это может приводить к формированию замкнутости, к сниженной самооценке, потере доверия к окружающим людям и миру и в итоге — к развитию психологических особенностей жертвы, которые могут сохраняться на протяжении всей жизни, что выражается в восприятии собственной личности как глупой, никчемной, ни на что не способной 5.
Материальное благополучие семьи не выступает фактором отсутствия психологического насилия. Дети из самых благополучных семей также подвергаются психологическому давлению из-за школьных отметок. Завышенные ожидания и невозможность их воплощения могут вызывать бурю гнева и недовольства родителей, проявляющихся в оскорблениях, наказаниях, а иногда и в физическом насилии. После этого родитель может просить прощения, но не всегда это исправляет ситуацию и исключает последствия высоких требований к ребенку [36].
Психологическое воздействие на ребенка со стороны чужого человека является не таким сильнодействующим и губительным, так как поддержка и защита близких помогает справиться с последствиями. Но при насилии в семье ребенок перестает чувствовать себя защищенным, все окружающие становятся для него желающими навредить, а их действия непредсказуемыми [37].
Часто родители не хотят умышленно навредить своему ребенку, а лишь желают ему лучшего. Наказывая за низкую успеваемость и невыполненную домашнюю работу, взрослые начинают давить на ребенка еще сильнее, что перерастает в непрекращающийся прессинг. Родители получают обратный эффект, так как, используя наказание, они ждут, что ребенок в следующий раз побоится получить плохую отметку и постарается быть отличником. На деле же школьник начинает ассоциировать школу с наказаниями. Из-за этого появляются прогулы, нежелание ходить в школу вообще. Ведь чтобы избежать плохой отметки, можно не ходить на уроки. Пропадают желание и мотивация к познавательной деятельности. Дети нередко начинают лгать своим родителям с целью избежать давления. Они стараются различными путями добиться, чтобы родители не узнали того, что может вызвать их недовольство.
Учащихся, которых ругают и наказывают за отметки, легко выявить по поведению во время урока. Такой ребенок всеми силами пытается не получить плохую оценку. Проверочные работы для него пред-
ставляют пытку, связанную с необходимостью избежать наказания, а не определение степени усвоения знаний. Многие учителя пользуются строгостью родителей и манипуляцией контролируют поведение учащегося, угрожая позвонить маме или папе. В большинстве случаев это срабатывает. В такой ситуации ребенок начинает призывать учителя не совершать данных действий. Если угроза педагога осуществляется, то дети теряют доверие не только к родителям, но и к педагогам [3].
Методы, применяемые для исследования психологического насилия над детьми, и мероприятия по его профилактике. В психологии накоплен определенный диагностический арсенал для выявления насилия в отношении детей, но аспекты насилия диагностируются в них косвенно. Можно назвать такие методики, как опросник «Измерение родительских установок и реакций» (PARI) (E. Шеффера, Р. Белла) 6, методика диагностики представлений ребенка o насилии (Е. Н. Волкова, О. М. Исаева) [38], метод серийных рисунков и рассказов в форме беседы (И. М. Никольская) [39]. Австралийские ученые М. П. Данн, Б. Мак-фарлейн и Д. Раньян разработали опросник ICAST (ISPCAN Child Abuse Screening Tools), имеющий название «Международный опросник для изучения распространенности насилия над детьми» [39]. Данная методика в большей степени отвечает требованию полноты диагностики аспектов насилия в отношении детей, но к нашей действительности она не адаптирована.
Наиболее распространенным методом исследования насилия является беседа, так как она позволяет через анализ ответов определить отношение к насилию и сложившиеся поведенческие установки ребенка. Однако в работе с детьми он не лишен недостатков.
Профилактика насилия родителей в отношении детей, как правило, имеет трехступенчатый характер. Первичная профилактика системно не осуществляется, что и усугубляет рассматриваемое явление. При вторичной профилактике методы индивидуального консультирования применяются к родителям, которые были замечены в насильственных действиях, носящих единичный характер и не влекущих за собой привлечения к юридической ответственности. Чаще всего данная группа родителей приглашается на комиссию по делам несовершеннолетних, где им даются рекомендации по воспитанию. Третичная профилактика, которая должна иметь место в случае привлечения родителей к юридической ответственности, как правило, носит принудительный характер. Изложенное приводит к выводу, что системная работа по профи-
5 Психологическое насилие над детьми. URL: https://tcsonlyahovichi.by/psihologicheskoe-nasilie-nad-rebyonkom/ (дата обращения: 04.05.2021).
6 Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации / отв. ред. А. Ф. Кудряшов. Петрозаводск, 1992. 318 с. 54 ISSN 1999-6241 Психопедагогика в правоохранительных органах. 2022. Том 27, № 1(88)
лактике насилия родителей в отношении детей требует дальнейшего научного исследования.
Эмпирическое исследование причин психологического насилия. Цель заключалась в исследовании наличия причин психологического насилия со стороны родителей из-за плохих школьных отметок. Для учащихся младших классов школьные отметки являются очень важным показателем, так как на основании их формируются самооценка и отношение сверстников. Плохие отметки способны сильно огорчить ребенка, тогда как хорошие поднимают его настроение, самооценку и статус. Для учащихся средних и старших классов чаще всего школьная отметка теряет столь высокую значимость. Родители лишаются такого инструмента давления на детей подросткового возраста, как школьная успеваемость.
Результаты количественного анализа демонстрируют, что 31,25% респондентов (30 чел.) характеризуют отношение родителей к детям из-за плохих отметок как негативное, а 68,75% — как нейтральное (66 чел.). Положительного отношения выявлено не было. Наблюдается преобладание нейтральных ответов. Вместе с тем почти треть испытуемых дали негативные ответы, что указывает на высокую значимость рассматриваемой проблемы.
Далее осуществлялся качественный анализ полученных высказываний.
Как пример приведем одно из эссе (в авторской редакции), характерное для испытуемых, подвергаемых психологическому насилию.
«Мои родители могут по-разному относиться к моим плохим оценкам. Чаще всего они относятся нормально и просто долго объясняют мне, зачем нужно хорошо учиться. Но когда у них плохое настроение, то они могут наказать меня и забрать телефон. Иногда они вообще не замечают моих оценок, даже хороших. Если я разозлю их своими плохими оценками, то они могут накричать на меня и угрожать отправить в детдом, потому что им не нужна такая тупая дочь. Такие слова меня очень обижают».
Анализ позволяет утверждать, что данное эссе имеет негативно окрашенный характер. Со слов автора становится понятно, что родители весьма строго относятся к неудачам дочери в учебе. Это находит описание в словах и выражениях: наказать, забрать телефон, не замечают, разозлю плохими отметками, накричать, угрожать, обижают. Выделенные слова и выражения были подвергнуты дальнейшему качественному и количественному анализу.
В результате обработаны все 96 эссе респондентов. Обратимся к анализу остальных эссе. Так, сочетание всыплю ремня характеризует отношение родителей к отметкам как резко негативное и является угрозой причинения физического насилия. Встретилось 4 раза, или его использовали 4,14% всех участников
исследования. У одного из этих респондентов в эссе содержалось слово ударю, которое можно понимать как запугивание, близкое по эмоциональной окраске к всыплю ремня.
Отрицательную окраску несут также такие слова, встречаемые в эссе, как забирают, запрещают, наказывают, не дают. Они присутствовали в 12 текстах, или 12,51% от всех эссе. Перечисленные глаголы сочетались с разными словами, например, такими как телефон, компьютер, телевизор, гулять, играть и др.
Проявлением психологического давления, заключающегося в унижении, характеризуются 14,6% (14 эссе) негативных ответов. Об этом говорят такие слова и выражения: не добьешься, бестолковый, тупая, не сможешь, неудачник, как ты мог, разочарование.
68,75% (66) эссе не содержали намеков на психологическое насилие или эмоциональное давление на ребенка. Слов или выражений, несущих негативную окраску, в текстах не обнаружено. Здесь в работах встречаются такие слова и словосочетания: ничего страшного, можно исправить, не самое главное, забей, исправим. Это свидетельствует о том, что родители указанной группы детей относятся нейтрально к плохим отметкам.
Таким образом, контент-анализ эссе показал, что значительная часть испытуемых — 31,25% учащихся начальных классов — подвергаются психологическому насилию со стороны родителей из-за негативного отношения к плохим отметкам. Это можно объяснить рядом обстоятельств:
1) нынешнее поколение родителей принадлежит к той группе, которая подвергалась физическим и психическим мерам наказания, в силу того что в годы их детства такие действия не считались предосудительными;
2) в образовательной системе России не осуществляется системная профилактика насилия со стороны родителей в отношении детей. Данный факт требует решения не только на законодательном уровне, но и на уровне осознания существования рассматриваемой проблемы;
3) часто родители не осознают, что плохая отметка уже является наказанием для ребенка. Указанная ситуация требует анализа и работы над ошибками;
4) многие родители не владеют ненасильственными методами наказания. Это свидетельствует о необходимости психолого-педагогического просвещения.
Безусловно, нами выделены не все причины анализируемого явления, их обоснование может осуществляться и в других науках.
На вопрос: «Наказываете ли Вы детей из-за школьных отметок?» положительно ответили 125 родителей. Лишь двое респондентов указали, что не осуществляют наказание. Это подтверждает наше предположение о том, что родители имеют склонность к наказанию
детей из-за школьных отметок. Данная тенденция носит ярко выраженный характер.
На вопрос: «Как Вы наказываете детей из-за школьной отметки?» ответы были разделены на три группы, наиболее характерные для испытуемых. 63 родителя указали, что используют вербальные методы (называю неудачником, покрикиваю и др.), физическая агрессия присутствует у 42 родителей (шлепаю, могу дать подзатыльник, дам ремня и др.), психологическое воздействие проявилось у 36 родителей (демонстративно не разговариваю с ребенком и не отвечаю ему, не даю телефон, запрещаю играть на компьютере», «не пускаю на тренировки и др.). Лишь двое родителей, не наказывающих детей, пояснили, что анализируют школьные неуспехи и ищут совместно с детьми пути их решения, оказывают помощь и поддержку в учебной деятельности. В эмоциональном плане они, конечно, огорчаются из-за отметок и переживают за успешность своего ребенка. Заметим, что это родители — представители одного ребенка.
На вопрос, связанный с причиной наказания детей, 118 родителей ответили, что «детей непременно следует наказывать, иначе никак нельзя». Оставшиеся 5 родителей считают, что наказывают детей из-за собственной несдержанности, так как «плохо управляют собой, когда узнают о двойке у ребенка».
Фактически 89,28% родителей наказывают детей за школьные отметки, тем самым осуществляя насилие в отношении детей. При этом 31,25% испытуемых младших школьников указали на то, что подвергаются насилию со стороны родителей из-за школьной отметки. Такая разница в полученных результатах позволяет сделать вывод, что многие из форм агрессивного поведения родителей детьми не воспринимаются наказанием, а расцениваются как вполне допустимое поведение.
Выводы
1. Трактовка основной категории исследования «психологическое насилие» остается неполной, незавершенной и несовершенной, потому что в ее основу закладываются разные аспекты рассматриваемого явления. Единство исследователей сводится к признанию его негативных последствий на развивающуюся личность.
2. Исследование, проведенное на основе контент-анализа, позволяет говорить о том, что психологическое насилие в отношении младших школьников присутствует в достаточно большом количестве случаев — 31,25%. Требуется поиск решения сложившейся проблемной социальной ситуации.
3. Среди факторов риска, влияющих на наличие паттернов психологического насилия со стороны родителей, нами выделены три группы:
— социальные, связанные с отношением общества и государства к проблеме детства и психологического насилия родителей в отношении детей. Лишь в последние годы в СМИ стали подниматься и активно обсуждаться проблемы семейного насилия, в том числе и в отношении детей. Однако остается значительная часть взрослого населения, считающего, что наказание детей, включая физическое, является допустимой мерой воспитания;
— педагогические, связанные с уровнем сформиро-ванности педагогической культуры. В советский период в образовательных организациях реализовывалась система педагогического всеобуча для родителей, которая явно требует возрождения. Сегодня такая целенаправленная работа по формированию педагогической культуры родителей имеет единичные примеры;
— психологические, связанные с индивидуально-психологическими особенностями родителей. Родители обладают психологическим своеобразием в проявлении агрессивности, особым отношением к ней, навыкам сдерживания, пониманию ее мотивов и др.
4. Насилие родителей в отношении детей из-за школьной отметки имеет высокий уровень выраженности. В школе, где было проведено исследование, большинство родителей (89,28%) проявляют насилие в отношении детей из-за школьной отметки. При этом лишь 31,25% младших школьников указывают на наличие такого насилия со стороны родителей. Причина этого заключается в том, что дети расценивают многие формы насилия как допустимое поведение родителей.
Перспективы. Решение проблемы психологического насилия родителей в отношении детей связано с разработкой таких практических задач, как формирование устойчивых паттернов у родителей или иных лиц, осуществляющих воспитание; создание для ребенка адекватной возрасту и развитию развивающей среды; предупреждение психологического пренебрежения и жестокого обращения. Требуют научного решения такие проблемы, как реабилитация детей, перенесших психологическое насилие; формирование родителями оптимальной воспитательной среды; выявление факторов, влияющих на возникновение жестокости, и их своевременное предотвращение путем психолого-педагогического просвещения.
Остаются перспективными вопросы, связанные с развитием родительских компетенций в аспекте поощрения и наказания педагогически целесообразными формами.
Список источников
1. Насилие в семье: Особенности психологической реабилитации : учеб. пособие / под ред. Н. М. Платоновой и Ю. П. Платонова. СПб., 2004. 154 с.
2. Попова Е. И. Профилактика жестокого обращения с детьми в семье в условиях микросоциума двор // Гуманизация образования. 2015. № 6. С. 95-101.
3. Зиновьева Н. О., Михайлова Н. Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации. СПб., 2003. 248 с.
4. Волкова Е. Н., Волкова И. В., Праводелова А. В. Опыт насилия, пережитого в детстве, и психологическое благополучие студентов // Психология образования: вызовы и риски современного детства : мат-лы XIV всерос. науч.-практ. конф. М., 2018. С. 35-39.
5. Марголина И. А., Платонова Н. В., Иванов М. В., Козловская Г. В. Проблема внутрисемейного физического и сексуального насилия над детьми. Диагностика, клиника и коррекция. М., 2019. 40 с.
6. Платонова Н. В., Козловская Г. В., Сафонова Т. Я., Соловьева А. А. Медико-психологическая работа с детьми раннего возраста из условий сексуального насилия // Российские медицинские вести. 2013. № 3. С. 4-12.
7. Finkelhor D., Prevalence of child victimization, abuse, crime, and violence exposure. White J. W., Koss M. P., Kazdin A. E. (Orgs.). Violence against women and children: Mapping the terrain. 2011. Vol. 1. Pp. 9-29.
8. Finkelhor D., Turner H., Ormrod R.et al. Violence, abuse, and crime exposure in a national sample of children and youth. Pediatrics. 2009. Vol. 124, No 5. Pp. 1411-1423.
9. Finkelhor D., Turner H. A., Hamby S. Let's prevent peer victimization, not just bullying. Child Abuse and Neglect. 2012. Vol. 36, No 4. Pp. 271-274.
10. Garbarino J. The impact of neighborhood-based interventions on reducing child maltreatment / Handbook of Interpersonal Violence Across the Lifespan. Springer. Pp. 1-23. https://doi.org/10.1007 / 978-3-319-62122-7_118-2.
11. Kinard E. M. Methodological issues and practical problems in conducting research on maltreated children. Child abuse and neglect. 1994. Vol. 18, No 8. Pp. 645-656.
12. Leventhal J. M. Research strategies and methodologic standards in studies of risk factors for child abuse. Child Abuse and Neglect. 1982. Vol. 6. Pp. 113-123.
13. Leventhal J. M. Risk factors for child abuse: Methodologic standards in case-control studies. Pediatrics. 1981. Vol. 68, No 5. Pp. 684-690.
14. Posadas A. Combating corruption under international law. Duke journal of comparative & international law. 2000. № 10. Рр. 345-414.
15. Fleissner D., Heinzelmann F. Crime Prevention Through Environmental Design and Community Policing. Washington, 1996. 215 р.
16. Forouzandeh S., Soltanpanah A., Sheikhahmadi H. Content marketing through data mining on Facebook social network. Webology. 2014. Vol. 11, No 1, art. 118. URL: http://www. webology.org.
17. Huang X., Li X., Zhang M. «Seeing» the social roles of brands: How physical positioning influences brand evaluation. Journal of Consumer Psychology. 2013. Vol. 23, No 4. Pp. 509-514.
18. Seddon T. Drugs, Crime and Social Exclusion: Social Context and Social Theory in British Drugs-Crime Research. The British Journal of Criminology. 2006. Vol. 46, Iss. 4. Pp. 680-702.
19. Тарабрина Н. В., Щепина А. И. Психологические последствия насилия для детей // Клиническая психология в социальной работе. М., 2002. С. 79-91.
20. Орлов А. Б. Наказания, поощрения или... диалог? // Дошкольное воспитание. 2004. № 4. С. 104-107.
21. Орлов А. Б. Наказание, поощрение или... диалог? (продолжение) // Дошкольное воспитание. 2004. № 6. С. 110-114.
22. Орлов А. Б. Наказание, поощрение или... диалог? (продолжение) // Дошкольное воспитание. 2004. № 7. С. 108-110.
23. Орлов А. Б. Наказание, поощрение или... диалог? (окончание) // Дошкольное воспитание. 2004. № 8. С. 99-101.
24. Орлов А. Б. Про(репро)дуктивность как интро(интра) персональная жесткость(жестокость) / Онтопсихология. М., 1996. С. 69-70.
25. Соколова Е. Т., Соловьева Н. П. Особенности феноменов вины и стыда у лиц, совершивших сексуальные правонарушения // Сексология и сексопатология. 2003. № 3. С. 18-24.
26. Шульга Т. И., Олиференко Л. Я., Быков А. В. Социально-психологическая помощь обездоленным детям: опыт исследований и практической работы. М., 2003. 400 с.
27. Сафонова Т. Я., Цымбал Е. И., Ярославцева Н. Д. Социально-психологические особенности и сексуальное поведение детей, переживших инцест // Планирование семьи. 1995. № 1. С. 18-26.
28. Сафонова Т. Я., Цымбал Е. И., Журавлева Т. М. Жестокое обращение с детьми: Помощь детям, пострадавшим от жестокого обращения, и их родителям / под ред. Е. И. Цымбала. М., 2001. 122 с.
29. Цымбал Е., Сафонова Т. Как защитить ребенка от насилия // Защити меня. 1998. № 3. С. 26-32.
30. Сафонова Т. Помощь детям, пострадавшим от насилия: международный опыт // Защити меня. 1998. № 3. С. 34-38.
31. Клецина И. С. Гендерная психология : практикум. СПб., 2009. 496 с.
32. Орлов А. Б. Психологическое насилие в семье — определение, аспекты, основные направления оказания психологической помощи // Психолог в детском саду. 2000. № 2-3. С. 182-187.
33. Зырина А. И., Индейкина Т. Л. Предотвращение жестокого обращения с детьми в семье. Пермь, 2009. 109 c.
34. Волков Е. Н. Критерии и признаки психологического ущерба и психологического насилия // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия «Социальные науки». 2002. № 1. С. 84-95.
35. Асанова Н. К. Жестокое обращение с детьми: основные методологические, практические и правовые аспекты // Руководство по предупреждению насилия над детьми. М., 1997. С. 16-45.
36. Пузанкова И. Е. Психологическое насилие в семье: что это такое и как с ним бороться // Вестник Прикамского социального института. 2020. № 1. С. 134-139.
37. Прилепко Ю. В. Психологическая помощь в преодолении последствия детского насилия // Альманах современной науки и образования. 2008. № 4-2. С. 185-187.
38. Волкова Е. Н., Исаева О. М. Диагностика распространенности насилия и жестокого обращения среди детей. Н. Новгород, 2013. 97 с.
39. Никольская И. М. Метод серийных рисунков и рассказов в психологических консультациях по разрешению споров между родителями о воспитании ребенка // Педиатр. 2015. Т. VI, № 4. C. 105-111.
Поступила 28.05.2021; одобрена после рецензирования 30.07.2021; принята в печать 30.11.2021. Заявленный вклад авторов: все авторы внесли эквивалентный вклад в подготовку публикации.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
References
1. Domestic violence: Features of psychological rehabilitation. Ed. by Platonova N. M. and Platonov Yu. P. St. Petersburg, 2004. 154 p. (In Russ.)
2. Popova E. I. Prevention of child abuse in the family in the conditions of the micro-society of the yard. Humanization of Education. 2015. No. 6. Pp. 95-101. (In Russ.)
3. Zinovyeva N. O., Mikhailova N. F. Psychology and psychotherapy of violence. A child in a crisis situation. St. Petersburg, 2003. 248 p. (In Russ.)
4. Volkova E. N., Volkova I. V., Pravodelova A. V. Violence experienced in childhood and psychological well-being of students. Psychology of education: challenges and risks of modern childhood. Collected materials of the 14th All-Russian scientific-practical conference. Moscow, 2018, Pp. 35-39. (In Russ.)
5. Margolina I. A., Platonova N. V., Ivanov M. V., Kozlovskaya G. V. The problem of intrafamily child physical and sexual abuse. Diagnostics, clinic and correction. Moscow, 2019. 40 p. (In Russ.)
6. Platonova N. V., Kozlovskaya G. V., Safonova T. Ya., Solovyeva A. A. Medical and psychological work with young children with regard to sexual violence. Russian Medical News. 2013. No. 3. Pp. 4-12. (In Russ.)
7. Finkelhor D. Prevalence of child victimization, abuse, crime, and violence exposure. J. W. White, M. P. Koss, A. E. Kazdin (Orgs.). Violence against women and children: Mapping the terrain. 2011, Vol. 1. Pp. 9-29.
8. Finkelhor D., Turner H., Ormrod R.et al. Violence, abuse, and crime exposure in a national sample of children and youth. Pediatrics. 2009, Vol. 124, No 5. Pp. 1411-1423.
9. Finkelhor D., Turner H. A., Hamby S. Let's prevent peer victimization, not just bullying. Child Abuse and Neglect. 2012. Vol. 36. No. 4. Pp. 271-274.
10. Garbarino J. The impact of neighborhood-based interventions on reducing child maltreatment. Handbook of Interpersonal Violence Across the Lifespan. Springer. Pp. 1-23. https://doi.org/10.1007 / 978-3-319-62122-7_118-2.
11. Kinard E. M. Methodological issues and practical problems in conducting research on maltreated children. Child abuse and neglect. 1994. Vol. 18, No 8. Pp. 645-656.
12. Leventhal J. M. Research strategies and methodologic standards in studies of risk factors for child abuse. Child Abuse and Neglect. 1982. Vol. 6. Pp. 113-123.
13. Leventhal J. M. Risk factors for child abuse: Methodologic standards in case-control studies. Pediatrics. 1981. Vol. 68, No 5. Pp. 684-690.
14. Posadas A. Combating corruption under international law. Duke journal of comparative & international law. 2000. No. 10. Рр. 345-414.
15. Fleissner D., Heinzelmann F. Crime Prevention Through Environmental Design and Community Policing. Washington, 1996. 215 р.
16. Forouzandeh S., Soltanpanah A., Sheikhahmadi H. Content marketing through data mining on Facebook social network. Webology. 2014. Vol. 11, No. 1, art. 118. URL: http://www. webology.org.
17. Huang X., Li X., Zhang M. «Seeing» the social roles of brands: How physical positioning influences brand evaluation. Journal of Consumer Psychology. 2013. Vol. 23, No. 4. Pp. 509-514.
18. Seddon T. Drugs, Crime and Social Exclusion: Social Context and Social Theory in British Drugs-Crime Research. The British Journal of Criminology. 2006. Vol. 46, Iss. 4. Pp. 680-702.
19. Tarabrina N. V., Shchepina A. I. Psychological consequences of violence for children. Clinical psychology in social work. Moscow, 2002. Pp. 79-91. (In Russ.)
20. Orlov A. B. Punishments, rewards or ... dialogue? Preschool education. 2004. No. 4. Pp. 104-107. (In Russ.)
21. Orlov A. B. Punishment, encouragement or ... dialogue? (continued). Preschool education. 2004. No. 6. Pp. 110-114. (In Russ.)
22. Orlov A. B. Punishment, encouragement or ... dialogue? (continued) Preschool education. 2004. No. 7. Pp. 108-110. (In Russ.)
23. Orlov A. B. Punishment, encouragement or ... dialogue? (end) Preschool education. 2004. No. 8. Pp. 99-101. (In Russ.)
24. Orlov A. B. Pro(repro)ductivity as inter(intra)-personal rigidity(cruelty). Ontopsychology. Moscow, 1996. Pp. 69-70. (In Russ.)
25. Sokolova E. T., Solovyova N. P. Features of the phenomena of guilt and shame in persons who have committed sexual offenses. Sexology and sexopathology. 2003. No. 3. Pp. 18-24. (In Russ.)
26. Shulga T. I., Oliferenko L. Ya., Bykov A. V. Social and psychological assistance to disadvantaged children: research experience and practical work. Moscow, 2003. 400 p. (In Russ.)
27. Safonova T. Ya., Tsymbal E. I., Yaroslavtseva N. D. Socio-psychological characteristics and sexual behavior of incest survivors. Family planning. 1995. No. 1. Pp. 18-26. (In Russ.)
28. Safonova T. Ya., Tsymbal E. I., Zhuravleva T. M. Child Abuse: Helping Abused Children and their Parents. Ed. by Tsymbal E. I. Moscow, 2001. 122 p. (In Russ.)
29. Tsymbal E., Safonova T. How to protect a child from violence. Protect me. 1998. No. 3. Pp. 26-32. (In Russ.)
30. Safonova T. Helping children who have suffered from violence: international experience. Protect me. 1998. No. 3. Pp. 34-38. (In Russ.)
31. Kletsina I. S. Gender Psychology. St. Petersburg, 2009. 496 p. (In Russ.)
32. Orlov A. B. Psychological violence in the family - definition, aspects, main areas of providing psychological assistance. Psychologist in kindergarten. 2000. No. 2-3. Pp. 182-187. (In Russ.)
33. Zyrina A. I., Indeikina T. L. Prevention of child abuse in the family. Perm, 2009. 109 p. (In Russ.)
34. Volkov E. N. Criteria and signs of psychological damage and psychological violence. Bulletin of Lobachevsky University of Nizhny Novgorod. Series: Social Sciences. 2002. No. 1. Pp. 84-95. (In Russ.)
35. Asanova N. K. Child abuse: basic methodological, practical and legal aspects. Guidelines for the prevention of violence against children. Moscow, 1997. Pp. 16-45. (In Russ.)
36. Puzankova I. E. Psychological violence in the family: what it is and how to deal with it. Bulletin of the Prikamsky Social Institute. 2020. No. 1. Pp. 134-139. (In Russ.)
37. Prilepko Yu. V. Psychological assistance in overcoming the consequences of child violence. Almanac of modern science and education. 2008. No. 4-2. Pp. 185-187. (In Russ.)
38. Volkova E. N., Isaeva O. M. Diagnostics of the prevalence of violence and abuse among children. Nizhny Novgorod, 2013. 97 p. (In Russ.)
39. Nikolskaya I. M. The method of serial drawings and stories in psychological consultations to resolve disputes between parents about raising a child. Pediatrician. 2015. Vol. VI, No. 4. Pp. 105-111. (In Russ.)
Submitted: 28.05.2021; approved after reviewing: 30.07.2021; accepted for publication: 30.11.2021. The authors' alleged contribution: all the authors have made an equal contribution to the publication.
The authors declare that there is no conflict of interest.