Булгакова Н.В., Шураева К.В. Оценка эффективности региональных инвестиционных проектов, как основных инструментов создания условий устойчивого экономического роста производства Дата: 27/11/2010 Номер: (24) УЭкС, 4/2010
Аннотация: В статье рассмотрены факторы экономического роста производства в современных условиях российской экономики, условия повышения инвестиционной активности в регионе, а также методы оценки эффективности региональных инвестиционных проектов, которые играют определяющую роль при выборе возможных вариантов вложения бюджетных денежных средств в реализацию проектных решений.
Ключевые слова:Экономический рост, производство, региональная экономика, инвестиции, инвестиционная привлекательность, региональный инвестиционный проект, методика оценки, показатели эффективности.
Abstract: In article factors of economic growth of manufacture in modern conditions of the Russian economy, a condition of increase of investment activity in region, and also methods of an estimation of efficiency of regional investment projects which play a defining role at a choice of possible variants of an investment of budgetary money resources in realisation of design decisions are considered.
Keywords: Economic growth, manufacture, regional economy, investments, investment appeal, regional investment project, estimation technique, efficiency indicators.
Булгакова Н.В. аспирант
Кисловодский институт экономики и права
Шураева К.В. аспирантка
Калмыцкого государственного университета
Выходные данные статьи: Булгакова Н.В., Шураева К.В. Оценка эффективности региональный инвестиционного проектов, как основнык инструментов создания условий устойчивого экономического роста производства // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2010. - № 4 (24). - № гос. рег. статьи 0421000034/0123. - Режим доступа к журн.: http://uecs.mcnip.ru.
Экономический рост отражает количественное приращение созданной продукции. В развитой рыночной экономике ему присущ циклический характер. Экономический рост входит в число основныгх целей общества, так как на его основе возможно увеличение благосостояния населения и решение новых социально-экономических проблем.
Сочетание факторов экономического роста подчинено решению задачи максимизации предельной производительности. Сегодня наиболее перспективным считается использование долгосрочных факторов экономического роста, связанных с использованием научно-технического прогресса (НТП) и вложений в человеческий капитал.
Экономический рост в результате внедрения достижений НТП значительно повысил благосостояние развитых индустриальных стран. Поэтому принято увязывать новое качество экономического роста с улучшением качественных характеристик производства, т.е. с его ориентацией на преимущественно интенсивный тип воспроизводства.
Любой вид экономического роста требует дополнительных инвестиций. Осуществление инвестиционного процесса предполагает создание объективных предпосылок в виде: достаточности уровня и нормы сбережений, развитости финансового рынка, направляющего сбережения в руки инвесторам, высокой доходности от инвестиций.
Важность экономического роста в решении хозяйственных и социальных проблем приводит к тому, что современное государство содействует ему, проводя специальную политику экономического роста, направленную на придание ему необходимого динамизма и устойчивости.
Устойчивость экономического роста означает, что экономика не накапливает диспропорций и своевременно их преодолевает. Сбалансированный рост экономики предполагает согласованный динамизм составляющих его структурных блоков, подчиненный развитию народного хозяйства как целостной системы.
Структура народного хозяйства России, сложившаяся на момент перехода к рынку, характеризуется глобальной несбалансированностью и, в частности, межотраслевой и секторальной диспропорциональностью. Рыночные преобразования не привели в реальный сектор донорские накопления и эффективного собственника, инициирующего активный инвестиционный процесс. В настоящее время Россия приостановила падение производства и делает первые шаги экономического роста. Сложность последующего развития заключается в придании ему устойчивого характера. По-прежнему остаются актуальными повышение зрелости рыночных сил, формирование конкурентной среды, уход с рынка предприятий, выпускающих продукцию с низкой добавленной стоимостью, необходимость институциональных реформ, укрепление прав собственности, кардинальное улучшение инвестиционного климата.
Таким образом, на современном этапе российских преобразований основной целью управления региональной экономикой в долгосрочной перспективе является создание условий для устойчивого роста и развития территориальной экономической системы, т.е. создание в субъекте Российской Федерации режима функционирования, ориентированного на позитивную динамику параметров уровня и качества жизни населения, обеспеченную устойчивым, сбалансированным и многофакторным воспроизводством социального, хозяйственного, ресурсного и экологического потенциалов территории.
Достижение этой цели невозможно без привлечения инвестиций в региональную экономику [1;2;4].
Основные факторы, влияющие на повышение инвестиционной привлекательности отраслей, территорий и хозяйствующих субъектов, исследованы, классифицированы и систематизированы во многих работах [4; 5; 6 и др.]
Так, в работе [3] подробно рассмотрены факторы, определяющие инвестиционную активность предприятий, и развитие инвестиционной деятельности в регионе.
Автор рассматривает привлекаемые ресурсы, как состоящие из:
• акционерного капитала (ресурсов, получаемый на относительно неопределенный срок с условием выплаты вознаграждения инвестору в виде дивидендов);
• ссудного капитала (ресурсов, получаемых у специализированных кредитнофинансовых институтов на основе срочности, возвратности и платности);
• кредиторской задолженности (ресурсов, получаемый у партнеров по бизнесу и государства в виде отсрочек по платежам и авансов);
• реинвестируемой прибыли и фондов (ресурсов, получаемых в результате успешной коммерческой деятельности самого хозяйствующего субъекта, амортизационных отчислений).
Как правило, механизм (модель) привлечения этих ресурсов заключается в следующем. Хозяйствующий субъект для привлечения ресурсов выкодит на ссудный рынок капиталов, на котором происходит кругооборот предлагаемых к размещению ресурсов. Поскольку объем предлагаемых ресурсов, как правило, меньше чем объем спроса на них, неизбежно возникает конкурентная борьба за наиболее дешевые ресурсы, определяющую роль в которой играют потенциальные инвесторы.
Поэтому при принятии решения об объекте инвестиций, инвесторы сравнивают потенциальные объекты вложения средств, изучают их инвестиционную привлекательность, проводят технико-экономическое обоснование инвестиционных проектов, в том числе по созданию экспортной продукции. Общий алгоритм выбора предприятия-исполнителя инвестиционного проекта представлена на рис. 1.
При этом, основными факторами, принимаемыми во внимание инвестором при выборе предприятий-исполнителей инвестиционных проектов, являются: производственно-технологические, ресурсные, институциональные, нормативноправовые, инфраструктурные, экспортный потенциал, деловая репутация и т.д.
Ресурсные факторы характеризуют такие аспекты, как экономическое состояние предприятия (обеспеченность финансовыми ресурсами и т.д.), наличие комплекса ресурсов, необходимых для функционирования производства (сырье, энергия, интеллектуальная собственность и т.д.) и степень эффективности использования этих ресурсов (издержки производства, цены и т.д.).
Основными видами ресурсов, которые определяют инвестиционную привлекательность того или иного предприятия являются финансовые ресурсы, достаточность которых свидетельствует о высоких возможностях по реализации инвестиционных проектов.
Получение исходных данных о предприятиях - потенциальных исполнителях инвестиционного проекта Вычисление значений локальных критериев для потенциальны к исполнителей инвестиционных проектов Вычисление значении интегральных критериев дня группы предприятии
Ранжирование потенциальных исполнителей
Формальная оценка по значениям показателей
Содержательная оценка с учетом характера и возможностей динамического изменения показателей
Выбор одного или нескольких кандидатов из числа получивших достаточно высокое место при ранжировании
[3]
Рис. 1. Алгоритм выбора предприятия-исполнителя инвестиционного проекта
Институциональные факторы во многом определяют эффективность применения рыночных механизмов повышения экономической отдачи от инвестиций (фактически уровень экономической самостоятельности предприятия), а также возможность оперативного создания необходимой кооперации соисполнителей с использованием рыночных инструментов (создание корпораций современного типа).
При исследовании институциональных факторов необходимо учитывать организационно-правовую форму, особенности функционирования и правового статуса предприятия, различных организационно-правовых форм и специфику их органов управления. Все это предопределяет возможность реального участия инвестора в деятельности предприятия и таким образом повысить уровень реализуемости инвестиционного проекта.
Инфраструктурные факторы в настоящее время начинают играть все большую роль. Это связано прежде всего с неуклонно повышающейся долей затрат на транспортное обслуживание, энергоносители, сырье и материалы. Поэтому важно, чтобы предприятие было расположено близко ко всем основным источникам сырья, энергоресурсов и потребителям продукции. В связи с этим состояние и развитие инфраструктуры фактически характеризуют возможности предприятия по стабильному развитию в перспективе и потенциал для снижения издержек производства.
Кроме инфраструктурных факторов в обычном понимании этого термина при оценке
инвестиционной привлекательности предприятия важную роль играют так называемые факторы рыночной инфраструктуры. Речь, прежде всего, идет о положении акций данного предприятия на различных фондовых рынках, их котировках и объемах продаж. Кроме того, состояние рыночной инфраструктуры характеризует по существу развитие и эффективность использования рыночного инструментария в деятельности предприятия, например маркетинга, играющего в современных условиях зачастую определяющую роль в экономическом успехе предприятия.
Когда инициатором проекта является государственный посредник, определивший в результате выполненных маркетинговых исследований перспективные ниши мирового рынка продукции, для заполнения которых необходимо создание ее новых видов, на первый план выступают экспортный потенциал и производственнотехнологические факторы. Именно эти факторы должны дать ответ на вопрос о принципиальной возможности реализации инвестиционного проекта с использованием накопленного на предприятии научно-технического и производственного заделов. В этой ситуации, по мере разработки и уточнения бизнес-плана инвестиционного проекта, остальные факторы будут также учитываться. Критериями оценки экономической эффективности инвестиционного проекта являются как количественные, так и качественные. Количественные критерии имеют денежную оценку, качественные не поддаются стоимостному выражению, их нельзя суммировать с денежной оценкой, но они должны учитываться в рамках инвестиционных расчетов.
Оценка эффективности региональных проектов должна играть определяющую роль при выборе возможных вариантов вложения бюджетных денежных средств в реализацию проектных решений, что позволит исполнительной власти судить о том, какой ценой достигаются поставленные цели [1]
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации №493 от 30 октября 2009 г. была утверждена Методика расчета показателей и применения критериев эффективности региональных инвестиционных проектов, претендующих на получение государственной поддержки за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации.
Указанная Методика предназначена для оценки эффективности региональных инвестиционных проектов, претендующих на получение бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации (далее - Фонд), в соответствии с критериями, установленными Правилами формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2008 г. № 134.
Методика используется в целях подготовки решений о предоставлении бюджетных ассигнований Фонда для реализации инвестиционных проектов и устанавливает общие требования к расчету количественных показателей эффективности.
Основным критерием эффективности является соответствие регионального инвестиционного проекта стратегии социально-экономического развития субъекта российской федерации.
В соответствии с данной Методикой определяются следующие показатели эффективности региональных инвестиционных проектов:
1. Показатель экономической эффективности региональных инвестиционных проектов определяется как часть суммарного за все годы реализации регионального
инвестиционного проекта произведенного объема валового регионального продукта в субъекте Российской Федерации, который может быть обеспечен в результате реализации указанного инвестиционного проекта.
2.Показатели финансовой эффективности региональный инвестиционных проектов определяются как чистая приведенная стоимость проектов и внутренняя норма доходности проектов.
3.Показатель бюджетной эффективности региональных инвестиционного проектов определяется как отношение дисконтированных налоговых поступлений в бюджеты различных уровней бюджетной системы Российской Федерации, обусловленных реализацией данных проектов, к дисконтированному объему бюджетных ассигнований Фонда.
4.Показателями социального эффекта, достигаемого в результате реализации регионального инвестиционного проекта, являются:
а) повышение уровня занятости населения в трудоспособном возрасте;
б) повышение уровня обеспеченности населения благоустроенным жильем;
г) повышение доступности и качества услуг населению в сфере транспорта, здравоохранения, образования, физической культуры и спорта, культуры, жилищнокоммунального хозяйства.
Подробно все этапы расчета показателей эффективности инвестиционного проекта изложены в указанном документе, в раздела № и 4 Методики.
Рассматривая и анализируя предложенную и утвержденную Министерством регионального развития Методику оценки эффективности инвестиционных проектов, мы пришли к выводу о необходимости уточнения некоторых ее положений. В частности, оценка финансовой эффективности проекта проводится по показателю чистой текущей стоимости (МРУ), и в том случае, если этот показатель больше нуля, т.е. имеет положительное значение, проект считается соответствующим установленному критерию. Также в качестве второго показателя финансовой эффективности установлен показатель внутренней нормы доходности (ГОЛ), который должен быть больше показателя средневзвешенной стоимости капитала ^АСС).
Мы считаем, что выше указанный критериев для оценки финансовой эффективности инвестиционного проекта, в частности, для решения о его финансировании из средств бюджетных ассигнований, далеко недостаточно. Данная методика нуждается в уточнении критериев отбора проектов по финансовой эффективности, например, с учетом рассмотрения альтернативных проектов, определения значимости показателей МРУ и ГЯВ., и оценки их взаимосвязей.
Также вызывает необходимость уточнение данной Методики в плане учета меняющейся в течение времени эксплуатации проекта дисконтной ставки (в Методике этот коэффициент представлен, как: г - требуемая доходность на вложение капитала из средств Фонда.
Требуют уточнения и другие положения данной Методики.
В современных условиях разработка и совершенствование методов критериальной оценки общественной эффективности региональный инвестиционных проектов, является весьма актуальной задачей, решение которой позволит более точно учитывать и оценивать все аспекты экономической эффективности, что, в свою
очередь, позволит выявить наиболее значимые и приоритетные проекты для субъекта Российской Федерации.
Литература
1. Мухетдинова Н. Проблемы инвестиционного роста российских регионов // Финансы, Деньги, Инвестиции. 2008. № 1. С. 15.
2. Парфенова Е.Н. Проблемы методики оценки региональных инвестиционных проектов//Пространственная экономика.-2006.-№3.
3. Пахомов В. А. Факторы инвестиционной привлекательности предприятий -исполнителей контрактов// Корпоративный менеджмент, http://www.cfin.ru. -24.04.2008.
4. Пчелинцев О. С. Региональная экономика в системе устойчивого развития. М.: Наука, 2004.
5. Юсупов К.Н., Таймасов А.Р. и др. Региональная экономика. - М.: КНОРУС, 2008.
6. Янковский К.П. Инвестиции: Учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2007.
М гос. рег. статьи 04210000З4/012З
Это статья Журнал ВАК :: Управление экономическими системами: электронный научный
журнал http ://uecs.mcnip.ru
URL этой статьи: http://uecs.mcnip.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=233