Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ В КОНТЕКСТЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ГОРОДА'

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ В КОНТЕКСТЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ГОРОДА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
промышленность / экономика / развитие / эффективность / политика / город / оценка / industry / economics / development / efficiency / politics / city / evaluation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полшков Ю.Н.

В работе сформирована система показателей эффективности реализации промышленной политики в контексте устойчивого развития экономики города. Предложен комплексно-количественный подход к управлению городской экономической средой на основе прикладных математических методов прогнозирования. Усовершенствованная методика оценки эффективности реализации промышленной политики апробирована на примере муниципального округа Таганрога. Нынешний уровень эффективности определён как «удовлетворительный» с возможностью повышения до «хорошего» при условии интенсификации применения информационных инструментов мониторинга реализации промышленной политики, а также устранения недостатков при использовании хозяйственного инструментария в управлении устойчивым развитием экономики Таганрога. Полученные результаты опираются на неразделимость задач реализации промышленной политики и решении социальных проблем населения города. Теоретические постулаты устойчивого экономического развития адаптированы под практические потребности местной индустрии. В качестве ключевого направления реализуемой промышленной политики рекомендован строительный комплекс Таганрога. Предложены мероприятия по устойчивому развитию экономической деятельности городского сектора промышленного и потребительского строительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Полшков Ю.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF THE INDUSTRIAL POLICY IMPLEMENTATION IN THE CONTEXT OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE URBAN ECONOMY

The paper forms system of indicators of effectiveness of implementation of industrial policy in context of sustainable development of city's economy. A complex-quantitative approach to management of urban economic environment based on applied mathematical forecasting methods is proposed. An improved methodology for assessing effectiveness of implementation of industrial policy was tested on example of Taganrog municipal district. The current level of efficiency is defined as «satisfactory» with the possibility of increasing to «good» subject to intensification of use of information tools for monitoring implementation of industrial policy, as well as the elimination of shortcomings in use of economic tools in managing sustainable development of Taganrog economy. The results obtained are based on inseparability of tasks of implementing industrial policy and solving social problems of city's population. The theoretical postulates of sustainable economic development are adapted to practical needs of local industry. The building complex of Taganrog is recommended as a key direction of implemented industrial policy. Measures for sustainable development of economic activity of urban sector of industrial and consumer construction are proposed.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ В КОНТЕКСТЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ГОРОДА»

УДК 332.1: 338.45: 338.2: 330.4 JEL L520, O180

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ В КОНТЕКСТЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ГОРОДА

Полшков Ю.Н. д-р экон. наук, доцент, заведующий кафедрой математики и математических методов в экономике, ORCID 0000-0003-2574-5925, e-mail: yul-pol@yandex.ru, ФГБОУ ВО «Донецкий государственный университет», г. Донецк, ДНР, Российская Федерация.

Аннотация. В работе сформирована система показателей эффективности реализации промышленной политики в контексте устойчивого развития экономики города. Предложен комплексно-количественный подход к управлению городской экономической средой на основе прикладных математических методов прогнозирования. Усовершенствованная методика оценки эффективности реализации промышленной политики апробирована на примере муниципального округа Таганрога. Нынешний уровень эффективности определён как «удовлетворительный» с возможностью повышения до «хорошего» при условии интенсификации применения информационных инструментов мониторинга реализации промышленной политики, а также устранения недостатков при использовании хо-

зяйственного инструментария в управлении устойчивым развитием экономики Таганрога. Полученные результаты опираются на неразделимость задач реализации промышленной политики и решении социальных проблем населения города. Теоретические постулаты устойчивого экономического развития адаптированы под практические потребности местной индустрии. В качестве ключевого направления реализуемой промышленной политики рекомендован строительный комплекс Таганрога. Предложены мероприятия по устойчивому развитию экономической деятельности городского сектора промышленного и потребительского строительства.

Ключевые слова: промышленность, экономика, развитие, эффективность, политика, город, оценка.

EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF THE INDUSTRIAL POLICY IMPLEMENTATION IN THE CONTEXT OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT

OF THE URBAN ECONOMY

Polshkov Yu. N. Doctor of Economic Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Mathematics and Mathematical Methods in Economics, ORCID 0000-0003-25745925, e-mail: yul-pol@yandex.ru, FSBEI HE "Donetsk State University", Donetsk, DPR, Russian Federation.

© ro.H. nonmKOB, 2023

Abstract. The paper forms system of indicators of effectiveness of implementation of industrial policy in context of sustainable development of city's economy. A complex-quantitative approach to management of urban economic environment based on applied mathematical forecasting methods is proposed. An improved methodology for assessing effectiveness of implementation of industrial policy was tested on example of Taganrog municipal district. The current level of efficiency is defined as «satisfactory» with the possibility of increasing to «good» subject to intensification of use of information tools for monitoring implementation of industrial policy, as well as the elimination of shortcomings in use of economic tools in managing sustainable development of Taganrog economy. The results obtained are based on inseparability of tasks of implementing industrial policy and solving social problems of city's population. The theoretical postulates of sustainable economic development are adapted to practical needs of local industry. The building complex of Taganrog is recommended as a key direction of implemented industrial policy. Measures for sustainable development of economic activity of urban sector of industrial and consumer construction are proposed.

Keywords: industry, economics, development, efficiency, politics, city, evaluation.

► Введение. Муниципальное управление подразумевает упорядоченное воздействие органов местной власти на экономику города. При этом удовлетворяются коллективные интересы и потребности местного сообщества в его стремлении к повышению уровня и качества жизни населения муниципалитета. Структуры местного самоуправления организуют изменение условий воспроизводст-

венных процессов городского жизнеобеспечения, решая актуальные экономические и социальные задачи общего и сугубо частного характера. Критериями эффективности реализации промышленной политики в контексте устойчивого развития экономики города выступают благоприятные условия для осуществления бизнес-деятельности, сформировавшаяся производственная инфраструктура, комфортная социальная среда, интенсивный рост материального, фондосоздающего и потребительского секторов хозяйственного комплекса административно-территориальной единицы.

► Обзор литературы. Среди многообразия результатов по тематике исследования отметим работу K. Aiginger, D. Rodrik [1], в которой, помимо анализа нынешнего состояния дел, дана оценка перспективам возрождения промышленной политики в долгосрочной перспективе, т.е. сформирована своеобразная «повестка дня» на текущее столетие. Кроме вопросов индустриализации, в [1] затронуты проблемы конкуренции и торговли в комплексе с общими задачами экономик современных агломераций.

Теоретический фундамент устойчивого развития экономики города заложен в монографии J. Enders, M. Remig [2]. Промышленная политика [2] затрагивается в контексте общемировых практик государственного и муниципального управления.

Различные аспекты эффективности промышленной политики в отраслевом разрезе отмечены A. Cantini, L. Leoni, F. De Carlo, M. Salvio, C. Martini, F. Martini [3] и E. Garbarino, G. Orveillon, H. G. M. Saveyn [4]. Причём, если авторы работы [3] исследовали пути повышения технологической энергоэффективности в строительной промышленности городской экономики, то в [4] рассмотрены актуальные проблемы утилизации отходов

добывающей отрасли по европейским стандартам ресурсных технологий градо-устройства и устойчивого развития урбанистических образований.

Многовекторность российской промышленной политики нашла своё отражение в работах Д. О. Скобелева [5; 6], Г. С. Никитина [7] и их совместных результатах [8]. Этими учёными критически осмыслены основные направления и принципы экологизации промышленной политики в России [5], пути повышения ресурсоэффективности промышленной политики в контексте достижения целей устойчивого развития [6], стратегические инструменты риск-менеджмента обновлённой промышленной политики современного российского государства [7], региональные (и отчасти муниципальные) аспекты индикативного управления устойчивым развитием промышленности на примере одной из областей Российской Федерации [8].

Экономика Донбасса в контексте реализации основных положений действующей промышленной политики проанализирована в научной статье А. В. Поло-вяна, Р. Н. Лепы, С. Н. Гриневской [9]. Данные авторы сделали упор на оценке нынешнего состояния, трендов хозяйственной деятельности и построении прогнозов устойчивого развития с учётом региональной, территориальной и урбанистической специфики Донецкой и Луганской Народных Республик [9].

Теоретические и методологические основы промышленной политики достаточно полно изложены в монографии [10], подготовленной коллективом авторов под редакцией А. С. Булатова. При этом заметна тенденция в поиске возможностей устойчивого экономического роста путём гармонизации промышленной и экологической политики (Д. В. Мантуров, [11]), взаимодействия экономической,

промышленной и научно-технологической политик (В. А. Крюков, [12]). В свою

очередь, А. И. Пыжев, Р. А. Шарафутди-нов и Е. В. Зандер [13] скрупулёзно исследуют экологические последствия реализации промышленной политики в крупных городах Российской Федерации.

Несмотря, на обилие теоретических и практических результатов, не поставлена окончательная точка в формировании критериев оценки эффективности реализации промышленной политики муниципального уровня. Остаются открытыми вопросы гармонизации уровней развития социальной сферы и экономики города в контексте обеспечения устойчивости значений индикаторов неоиндустриализации России.

Гипотеза предлагаемого исследования состоит в неразделимости задач реализации промышленной политики и решении социальных проблем населения города, а также в необходимости адаптации фундаментальных постулатов устойчивого экономического развития к прикладной специфике местной индустрии.

Цель работы заключается в совершенствовании методики оценивания эффективности реализации промышленной политики в контексте устойчивого развития экономики города.

► Данные и методы. В соответствии с целеполаганием проводимого исследования, методика оценивания эффективности реализации промышленной политики применена в отношении среднестатистической экономики современного российского города, сопоставимого с хозяйственными достижениями агломераций Донецкой Народной Республики. Территориальная близость, приазовское местоположение, наличие металлургической, машиностроительной, пищевой, лёгкой и др. отраслей промышленности, потребительского сектора городского хозяйства, стали основанием для выбора экономики города Таганрога в качестве объекта анализа и оценивания.

Таганрогский опыт реализации промышленной политики достоин изучения и будет полезен устойчивому развитию экономик таких городов Донецкой Народной Республики, как Мариуполь, Макеевка, Горловка, Енакиево и др.

Для подтверждения (или опровержения) выдвинутой гипотезы, а также верификации усовершенствованной методики оценивания эффективности реализации промышленной политики в контексте устойчивого развития экономики города, собраны, обработаны и представлены данные периодических научных источников [1; 3 - 9; 11 -13] и монографий [2; 10]. В ходе исследования использовались нормативно-правовые документы Российской Федерации1,2, Донецкой Народной Республики3, городского округа Таганрога4,5,6 [14], расположенные на официальных электронных ресурсах, в том числе материалы электронных статистических изданий7.

Совершенствование методики оценивания эффективности реализации промышленной политики в контексте

1 О промышленной политике в Российской Федерации : Федеральный закон от 31.12.2014 N 488-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] // Правовой Сервер КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW _173119/ (дата обращения: 23.06.2023)

2 Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 06.02.2023) [Электронный ресурс] // Правовой Сервер КонсультантПлюс. URL: https:// www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_4457 1/01fbae25 b3040955277cbd70aa1b907cceda 878e/#dst100009 (дата обращения: 23.06.2023).

3 Конституция Донецкой Народной Республики от 30 декабря 2022 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт Народного Совета Донецкой Народной Республики. URL: http://dnrsovet.su/konstitutsiya (дата обращения: 23.06.2023).

4 Отчёт о результатах деятельности предсе-

дателя Городской Думы - главы города Таганрога

за 2022 год [Электронный ресурс] // Официальный

сайт Городской Думы города Таганрога. URL:

устойчивого развития экономики города потребовало применения метода абстрактно-логической систематизации [1] и метода эконометрического моделирования [12]. Непосредственно при оценивании действенности реализованных мероприятий и анализе проблем промышленной политики, проводимой в пределах городского муниципалитета, использован метод вероятностно-статистического синтеза [4]. Формирование комплексно-количественного подхода к управлению городской экономической средой осуществлено с помощью экономико-математических методов прогнозирования [9].

► Результаты исследования. Наличием многоукладной экономики города и приемлемых условий индустриального хозяйствования подтверждается эффективность реализации промышленной политики. В общем смысле эффективность такого рода можно рассматривать как некую оценку правильности (или ошибочности) принятого решения по отношению к полученному результату.

https://dumataganroga.ru/upload/docs/documents/otc het%20glavy%20Taganroga%202022.pdf (дата обращения: 23.06.2023).

5 Прогноз социально-экономического развития города Таганрога на долгосрочный период 2019-2030 годов», утвержденный постановлением Администрации города Таганрога от 07.11.2018 № 2098 [Электронный ресурс] // Официальный портал Администрации города Таганрога. URL: https://tagancity.ru/page/postanovlieniie-administratsii-ghoroda-taghanrogha-ot-07-11-2018-2098 (дата обращения: 23.06.2023).

6 Устав муниципального образования «Город Таганрог» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Городской Думы города Таганрога. URL: https://dumataganroga.ru/regulatory/ustav.pdf (дата обращения: 23.06.2023).

7 Основные показатели социально-экономического развития города Таганрога [Электронный ресурс] // Официальный портал Администрации города Таганрога. URL: https://tagancity.ru/ page/analiz-pokazatieliei-sotsial-no-ekonomichies kogho-razvitiia-ghoroda-taghanrogha (дата обращения: 23.06.2023).

Выделим следующие компоненты оценки эффективности реализации промышленной политики на городском уровне:

обоснование и выбор системы, а также структуры показателей эффективности муниципального управления (для текущего функционирования и устойчивого развития экономики города);

определение критериев и измерителей эффективности реализации промышленной политики;

Таблица 1 - Показатели эффективности реализации промышленной политики

на уровне экономики города

Показатели динамики устойчивого развития экономики города

1 2

Хозяйственная сфера Производственная деятельность

Малый бизнес

Рынок труда

Потребительский рынок

Территория и транспортные сети

Финансовая сфера Бюджет

Финансовое положение организаций

Инвестиционная привлекательность

Социальная сфера Демографическая ситуация

Доходы населения

Обеспеченность населения жильём

Обеспеченность услугами транспорта и связи

Обеспеченность образовательными услугами

Удовлетворение культурных и спортивных потребностей

Формирование гражданского общества

Экология и здоровье населения Экологическая ситуация

Здравоохранение

Заболеваемость населения

Показатели процесса управления устойчивым развитием экономики города

Наличие стратегического плана устойчивого развития экономики города Система стратегического планирования

Содержание стратегического плана

Вовлечённость населения

Реализация стратегического плана

разработка методик расчёта отдельных показателей.

Применительно к управлению городским хозяйством определим эффективность реализации промышленной политики как совокупность эффективностей. Система показателей эффективности реализации промышленной политики в контексте устойчивого развития экономики города приведена в табл. 1.

Окончание табл.1

1 2

Осуществление программы устойчивого развития экономики города Стратегическая ориентация программы

Комплексность

Обоснованность

Реализация и контроль

Оценка деятельности местных органов власти по реализации промышленной политики Анализ отчётов о работе местной администрации

Мнение населения

Систематизировано на основе1,2,3,4,5,6 [14]

Проведенные исследования, отталкиваясь от идей научного коллектива [10], позволили усовершенствовать методику оценивания эффективности реализации промышленной политики в контексте устойчивого развития экономики города. При этом используется формула расчёта значения эффективности:

Е = Ки • К1 • Кп • 100%. (1)

В выражение (1) входят коэффициенты влияния достижений местной промышленности на демографическую сферу

города Ки, уровень жизни населения

К1 и доходы городского бюджета Кп .

Каждая из перечисленных характеристик определяется коэффициентом детерминации между соответствующим показателем и долей промышленной продукции в общегородском производстве товаров и услуг за базисный период.

Демографическая детерминанта

Ки определяется отношением числа родившихся на данной территории за оцениваемый период к числу умерших граждан. Детерминанта уровня жизни горожан

1 О промышленной политике в Российской Федерации : Федеральный закон от 31.12.2014 N 488-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] // Правовой Сервер КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173119/ (дата обращения: 23.06.2023).

2 15. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-Ф3 (ред. от 06.02.2023) [Электронный ресурс] // Правовой Сервер КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/01fbae25 b3040955277cbd70aa1b907cceda878e/#dst100009 (дата обращения: 23.06.2023).

3 Отчёт о результатах деятельности председателя Городской Думы - главы города Таганрога за 2022 год [Электронный ресурс] // Официальный сайт Городской Думы города Таганрога. URL: https://dumataganroga.ru/upload/docs/documents/otchet%20glavy%20Taganroga%202022.pdf (дата обращения: 23.06.2023).

4 Прогноз социально-экономического развития города Таганрога на долгосрочный период 2019— 2030 годов», утвержденный постановлением Администрации города Таганрога от 07.11.2018 № 2098 [Электронный ресурс] // Официальный портал Администрации города Таганрога. URL: https://tagancity.ru/page/postanovlieniie-administratsii-ghoroda-taghanrogha-ot-07-11-2018-2098 (дата обращения: 23.06.2023).

5 Устав муниципального образования «Город Таганрог» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Городской Думы города Таганрога. URL: https://dumataganroga.ru/regulatory/ustav.pdf (дата обращения: 23.06.2023).

6 Основные показатели социально-экономического развития города Таганрога [Электронный ресурс] // Официальный портал Администрации города Таганрога. URL: https://tagancity.ru/page/analiz-pokazatieliei-sotsial-no-ekonomichieskogho-razvitiia-ghoroda-taghanrogha (дата обращения: 23.06.2023).

Кг - величиной денежной суммы среднедушевого дохода за период оценки. Детерминанта - объёмом доходов

местного бюджета.

Каждый из коэффициентов, входящих в формулу (1), измеряется от 0 до 1. Таким образом, эффективность достижения основных целей реализации промышленной политики при управлении городской экономикой колеблется от 0% до 100%, в связи с чем, предлагается следующая градация.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) Е е [90%;100%] - имеет место высокоэффективная промышленная политика при управлении экономикой города. Такое возможно при одновременном использовании административных, хозяйственных, информационных и организационных (т.е. всех основных [7]) инструментов мониторинга реализации промышленной политики в пределах полномочий местного самоуправления.

2) Е е (70%;90%) - при управлении городским хозяйством имеет место промышленная политика хорошей эффективности. Как показывает практика [8], упущения имеются в отношении информационного инструментария мониторинга. Остальные инструменты, - административные, хозяйственные, организационные, - задействованы полноценно.

3) Е е [50%;70%] - при управлении экономикой города имеет место промышленная политика удовлетворительной эффективности. Ситуация означает полное игнорирование информационных инструментов мониторинга реализации промышленной политики в городе, а также промахи при использовании хозяйственного инструментария [6]. Наличие при управлении муниципалитетами промышленной политики удовлетворительной эффективности, как правило, является приемлемым вариантом.

4) Е е (30%;50%) - имеет место низкоэффективная промышленная политика при управлении городским хозяйством. Такие обстоятельства обычно являются следствием практически полного игнорирования инструментария с наличием творческих начал, а также законов предпринимательской деятельности индустриальной направленности [11].

5) Е е [0%;30%] - имеет место

неэффективная промышленная политика при управлении экономикой города. Данная ситуация возникает при срыве контролирующей функции реализации промышленной политики городского уровня. Исправить такое положение группой основных инструментов мониторинга (административными, хозяйственными, информационными, организационными) не всегда удаётся [5].

Только перманентным мониторингом реализации промышленной политики здесь не обойтись. Понадобятся творческие, научно обоснованные подходы к управлению устойчивым развитием экономики города [2 - 4]. Речь идет о: системном подходе; ситуационном подходе; интеграционном подходе; маркетинговом подходе; функциональном подходе; динамическом подходе; воспроизводственном подходе; процессном подходе; поведенческом подходе; нормативном подходе. По нашему мнению, оптимальный путь состоит в сочетании всех подходов в рамках единого комплексного подхода, дополненного количественным подходом к управлению городской экономической средой. Количественный характер означает использование экономико-математических и вероятностно-статистических

методик менеджмента, что позволяет качественные характеристики преобразовать в числовые.

При реализации промышленной политики на городском уровне комплексно-количественный подход обеспечивает:

поддержку принятия управленческих решений;

ускорение бизнес-процессов; возможность сценарного анализа; получение обоснования экономической деятельности индустриальной направленности;

осуществление прогнозирования; реагирование и адаптацию к задачам устойчивого развития экономики города.

Проводимая промышленная политика всегда опирается на финансовую базу муниципального управления, а именно:

имущество, находящееся в собственности местного самоуправления;

средства муниципального бюджета; имущественные права муниципалитета.

Согласно усовершенствованной методики, общая оценка эффективности деятельности органов муниципального управления Таганрога при реализации промышленной политики сложилась из частных оценок. Первая из них - оценивание эффективности владения, пользования и распоряжения имуществом муниципалитета.

Администрация Таганрога вправе создавать такие единицы городского хозяйства, как: муниципальное предприятие; муниципальное учреждение; межмуниципальное хозяйственное общество.

Местным самоуправлением определяются цель и условия работы данных организаций. Порядок их функционирования таков, что администрация Таганрога ведает утверждением уставов предприятий (учреждений, хозяйственных обществ), назначением руководителей и увольнением оных, своевременным получением и анализом отчётности согласно нормативным актам1.

Вторая составляющая оценки реализации промышленной политики показала, что Таганрог нуждается в модернизации городской инфраструктуры. В этой связи комплексно-количественный подход адаптирован к оценке эффективности деятельности Администрации города при формировании программ инфраструктурного развития с учётом приоритетных направлений промышленной политики.

Речь пойдет, прежде всего, о необходимости комплексного обновления коммунальных систем. Задачи местного самоуправления, в первую очередь, должны быть сосредоточены на инфраструктуре теплоснабжения, водоснабжения и водо-отведения (рис. 1).

Источниками инвестирования программных мероприятий инфраструктурной модернизации являются средства бюджетов (федеральный, областной и местный). Причем приоритеты промышленной политики таковы, что основной упор следует делать на финансировании из бюджета города, а также осуществлять капиталовложения за счёт источников внебюджетного происхождения2.

1 Устав муниципального образования «Город Таганрог» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Городской Думы города Таганрога. URL: https://dumataganroga.ru/regulatory/ustav.pdf (дата обращения: 23.06.2023).

2 Отчет о результатах деятельности председателя Городской Думы - главы города Таганрога

за 2022 год [Электронный ресурс] // Официальный сайт Городской Думы города Таганрога. URL: https://dumataganroga.ru/upload/docs/documents/otc het%20glavy%20Taganroga%202022.pdf (дата обращения: 23.06.2023).

Рисунок 1 - Планируемые капитальные вложения в коммунальную инфраструктуру муниципалитета «Город Таганрог» (млрд руб.) на ближайшие восемь лет [14]

45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

40,7

5,5

Система теплоснабжения

Система водоснабжения

31,9

Система водоотведения

Объемы потребностей в инвестициях взаимоувязаны с прогнозом динамики тарифов в системах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Расчеты опирались на долгосрочные параметры госрегулирования ценообразования услуг и мероприятий, утверждённых органами муниципального управления1.

В наших оценках мы основывались на возможных тарифных последствиях от экономии топлива и др. энергоресурсов в экономической деятельности муниципальных унитарных предприятий «Управление «Водоканал» и «Городское хозяйство» города Таганрога на период с 2022 г. по 2028 г. Учитывались также предельные индексы изменений размеров оплаты коммунальных услуг и долгосрочный прогноз социально-экономического развития в целом по Российской Федерации.

1 Прогноз социально-экономического развития города Таганрога на долгосрочный период 2019-2030 годов», утвержденный постановлением Администрации города Таганрога от 07.11.2018 №

Проанализирована доступность для жителей Таганрога коммунальных услуг теплоснабжения, водоснабжения и водоо-тведения. Дополним показатель экономической доступности поставляемой тепловой энергии другими коммунальными ус лугами (табл. 2).

Оцениванию подлежали также показатели качества поставляемых коммунальных услуг. Например, качество теплоносителя, поставляемого котельными, определялось температурными графиками.

Анализировалась степень охвата жителей Таганрога приборами учёта поставляемых коммунальных услуг. Учтена перспектива, чтобы каждый дом (многоквартирный и на одного хозяина), несмотря на факторы времени и поведение потребителей, имел прибор учёта тепловой

2098 [Электронный ресурс] // Официальный портал Администрации города Таганрога. URL: https://tagancity.ru/page/postanovlieniie-administratsii-ghoroda-taghanrogha-ot-07-11-2018-2098 (дата обращения: 23.06.2023).

Таблица 1 - Показатели доступности коммунальных услуг в Таганроге

№ п/п Уровень оплаты коммунальных услуг 2022 г. (базовый) 2023 г. 2024 г. 2025 г. 2026 г. 2028 г.

1 Теплоснабжение 81% 82% 83% 85% 87% 92%

2 Водоснабжение 83% 84% 85% 87% 89% 94%

3 Водоотведение 89% 92% 93% 95% 97% 99%

Обобщены и дополнены программные сведения [14]

энергии. Отметим, что с водомерами ситуация практически удовлетворительная.

Комплексное развитие всех видов инфраструктур Таганрога требует использования современных методов оптимизационного прогнозирования [9]. Удельных вес объёмов инвестиций отражён на рис. 2.

Третья составляющая оценки реализации промышленной политики показала, что рост производительности труда в индустрии города зависит от уровня обновления основных производственных фондов путём бюджетного инвестирования, решения кадровых вопросов, поддержки занятости, взаимодействия с образовательными организациями технических

Информационно-коммуникационна я инфраструктура

Производственная инфраструктура 29%

Социальная инфраструктура 26%

Инженерно-энергетическая инфраструктура 22%

Транспортная инфраструктура 18%

Рисунок 2 - Пропорции потребностей муниципалитета «Город Таганрог» в инфраструктурных инвестициях на ближайшие восемь лет (авторская оценка)

профилей. Увеличение объёмов индустриального производства лежит в плоскости оказания информационных услуг промышленному сектору экономики Таганрога, а также посредством расширения возможной субконтрактации в пределах муниципалитета1.

Стратегически перспективно содействовать становлению города в качестве кластера промышленного роста. Здесь муниципальное управление должно взаимодействовать с региональными органами власти по вопросам создания неоиндустриальных парков [14].

1 Отчёт о результатах деятельности председателя Городской Думы - главы города Таганрога

за 2022 год [Электронный ресурс] // Официальный сайт Городской Думы города Таганрога. URL: https://dumataganroga.ru/upload/docs/documents/otc het%20glavy%20Taganroga%202022.pdf (дата обращения: 23.06.2023).

Четвёртая составляющая оценки реализации промышленной политики показала, что особая экономическая зона, включающая высокотехнологичные компании индустрии, может иметь в Таганроге далеко идущие перспективы. Муниципалитету не обойтись без содействия со стороны транснациональных корпораций российского происхождения.

Пятая составляющая оценки реализации промышленной политики показала, что в течение ряда последних лет доходы бюджета города Таганрог стабильно росли (рис. 3).

2 Основные показатели социально-экономического развития города Таганрога [Электронный ресурс] // Официальный портал Администрации города Таганрога. URL: https://tagancity.ru/ page/analiz-pokazatieliei-sotsial-no-ekonomichies kogho-razvitiia-ghoroda-taghanrogha (дата обращения: 23.06.2023).

2018 2019 2020 2021 2022

Год

Рисунок 2 - Доходы бюджета города Таганрог2

Среднегодовой темп увеличения доходов бюджета составил 8,3%. Несмотря на это, город «тратит» больше, чем «зарабатывает». Размер ежегодного дефицита бюджета составляет десятки, а подчас и сотни млн руб. Наибольший бюджетный долг 223,1 млн руб. образовался в 2020 г., что составило около 3% от доходов бюд-жета1.

Шестая составляющая оценки реализации промышленной политики показала, что одним из ключевых инструмен-

тов устойчивого развития экономики города являются инвестиционные вложения в основной капитал местных предприятий. Как следствие инвестиционного процесса выступают:

обновление основных производственных фондов;

рост занятости населения; увеличение поступлений в бюджет Таганрога и во внебюджетные фонды.

Доли инвестиций текущего года по отношению к предыдущему в процентном измерении отражены на рис. 3.

2022

А

111,7%

2021

I

70,2%

2020

3

89,5%

2019

С

J

133,8%

Рисунок 3 - Темп изменения объёма инвестиций в основной капитал крупных и средних субъектов хозяйственной деятельности Таганрога2

1 Основные показатели социально-экономического развития города Таганрога [Электронный ресурс] // Официальный портал Администрации

города Таганрога. URL: https://tagancity. ru/page/analiz-pokazatieliei-sotsial-no-ekonomichi eskogho-razvitiia-ghoroda-taghanrogha (дата обращения: 23.06.2023).

2 Основные показатели социально-экономического развития города Таганрога [Электронный ресурс] // Официальный портал Администрации города Таганрога. URL: https://tagancity.ru/ page/analiz-pokazatieliei-sotsial-no-ekonomichiesko gho-razvitiia-ghoroda-taghanrogha (дата обращения: 23.06.2023).

Наибольший объем инвестиций имел место в 2019 г. и составил 7,4 млрд руб. Заметим также, что многие проблемы промышленной политики, проводимой в пределах городского муниципалитета Таганрога, ушли в небытие, если бы ежегодно темп изменения объёма инвестиций составлял более 100%.

Промышленная политика служит социальному развитию города. Седьмая составляющая оценки реализации промышленной политики показала, что динамика среднемесячной заработной

платы по Таганрогу показывает стабильный ежегодный рост (рис. 4).

В течение последних десяти лет среднемесячная оплата труда ежегодно увеличивалась в среднем на 7%, что позволяло компенсировать населению города инфляционные потери, однако кардинального роста качества жизни не определяло. Наибольший скачок 9,5% имел место в 2017 г., что позволило Таганрогу переместиться с 5-го места на 4-е по данному показателю среди городов Ростовской обла-сти1.

2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022

Рисунок 4 - Среднемесячная заработная плата (тыс. руб.) по Таганрогу2

1 Прогноз социально-экономического развития города Таганрога на долгосрочный период 2019— 2030 годов», утвержденный постановлением Администрации города Таганрога от 07.11.2018 № 2098 [Электронный ресурс] // Официальный портал Администрации города Таганрога. URL: https://tagancity.ru/page/postanovlieniie-administratsii-ghoroda-taghanrogha-ot-07-11-2018-2098 (дата обращения: 23.06.2023).

2 Основные показатели социально-экономического развития города Таганрога [Электронный ресурс] // Официальный портал Администрации города Таганрога. URL: https://tagancity.ru/page/analiz-pokazatieliei-sotsial-no-ekonomichieskogho-razvitiia-ghoroda-taghanrogha (дата обращения: 23.06.2023).

► Выводы и дальнейшая дискуссия. Выполненное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу о неразделимости задач реализации промышленной политики с решением социальных проблем населения города. Усовершенствованная методика оценивания эффективности реализации промышленной политики в контексте устойчивого развития экономики города адаптирована к прикладной специфике местной индустрии Таганрога.

При управлении экономикой города имеет место промышленная политика удовлетворительной эффективности, что является, в принципе, приемлемым вариантом. Интенсификация применения информационных инструментов мониторинга реализации промышленной политики, а также устранение промахов при использовании хозяйственного инструментария в управлении устойчивым развитием экономики города, способны повысить «удовлетворительный» уровень до «хорошего».

В связи с этим, основным предложением по дискуссионным вопросам является обоснование ключевого направления реализуемой промышленной политики -строительного комплекса Таганрога.

Город по жилищному строительству занимает 2-е место по Ростовской области. Несмотря на то, что ежегодно в Таганроге вводится не менее ста тыс. кв. метров жилья, к проблемам промышленной политики, проводимой в пределах городского муниципалитета, относятся1:

наличие дефицита земель для строительства (при общей площади территории в 8,5 тыс. га урбанизировано около 92 %); промахи в долевом строительстве; снижение спроса на жильё;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

отсутствие готовых участков под застройку;

низкая инфраструктурная обеспеченность территорий под возможное строительство многоквартирных домов;

значительный аварийный жилищный фонд (более 50 тыс. кв. метров с износом не менее 60%);

нехватка инженерно-строительных кадров в профильных компаниях;

недостаточная материальная база строительных предприятий.

Непосредственно в вину местного самоуправления можно поставить неоправданно долгую процедуру многочисленных согласований и получение разрешения на жилищную застройку. Помимо бюрократических проволочек здесь может иметь место коррупционная составляющая.

Перспективы дальнейших исследований в контексте реализации промышленной политики городского уровня заключаются в будущей оценке эффективности мероприятий:

по обеспечению потребностей строительных предприятий территориями под жилищную застройку и социальные объекты;

по подготовке и предоставлению земельных участков под застройку с рекультивацией почвы, сносом и утилизацией отслуживших сооружений;

по разработке и реализации муниципальных проектов реновации жилищного фонда;

по совершенствованию документооборота в территориальном планировании градостроительства.

Необходимо стимулировать развитие рынка муниципального жилья. В при-

1 Отчёт о результатах деятельности председателя Городской Думы - главы города Таганрога за 2022 год [Электронный ресурс] // Официальный сайт Городской Думы города Таганрога. URL: https://dumataganroga.ru/upload/docs/documents/otchet%20glavy%20Taganroga%202022.pdf (дата обращения: 23.06.2023).

оритете местных властей должна быть разработка программы поддержки населения по приобретению (строительству) жилья. Требуется развивать рынок жилья, сдаваемого в аренду.

Назрела необходимость в формировании стратегического плана сноса ава-

► Литература

1. Aiginger K., Rodrik D. Rebirth of Industrial Policy and an Agenda for the Twenty-First Century // Journal of Industry, Competition and Trade. 2020. Vol. 20. P. 189-207. DOI: 10.1007/s10842-019-00322-3

2. Enders J., Remig M. Theories of Sustainable Development: monograph / London: Routledge, 2016. 216 p.

3. Cantini A., Leoni L., De Carlo F., Salvio M., Martini C., Martini F. Technological Energy Efficiency Improvements in Cement Industries // Sustainability. 2021, Vol. 13 (7). P. 3810-3819. DOI: 10.3390/su13073810

4. Garbarino E., Orveillon G., Saveyn H.G.M. Management of waste from extractive industries: the new European reference document on the Best Available Techniques // Resources Policy. 2020. Vol. 69, p. 101782. DOI: 10.1016/j .resourpol .2020.101782

5. Скобелев Д.О. Экологическая промышленная политика: основные направления и принципы становления в России // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2019. № 4. С. 78-94. DOI: 10.38050/01300105201946

6. Скобелев Д. О. Промышленная политика повышения ресурсоэффективности и достижение целей устойчивого развития // Journal of New Economy. 2020. Т. 21. № 4. С. 153173. DOI: 10.29141/2658-5081-2020-21-4-8

7. Никитин Г. С. Ключевые инструменты новой промышленной политики Российской Федерации // Стратегические решения и риск-менеджмент. 2016. № 1 (94). С. 74-79. DOI: 10.17747/2078-8886-2016-1-74-79

8. Никитин Г.С., Скобелев Д.О. Индикаторы устойчивого развития промышленности: региональные аспекты. Позиция Нижегородской области // Вестник Нижегородского университета имени Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. Н. Новгород: Изд-во

рийных домов с последующим использованием земельных участков под жилищное строительство и объекты социальной инфраструктуры. Муниципалитету рекомендуется снизить административную нагрузку на строительный бизнес промышленного и потребительского назначения.

► References

1. Aiginger K., Rodrik D. (2020). Rebirth of Industrial Policy and an Agenda for the Twenty-First Century. Journal of Industry, Competition and Trade, 20, 189-207. https://doi.org/10.1007/s10842-019-00322-3

2. Enders J., Remig M. (2016). Theories of Sustainable Development. London: Routledge.

3. Cantini A., Leoni L., De Carlo F., Salvio M., Martini C., Martini F. (2021). Technological Energy Efficiency Improvements in Cement Industries. Sustainability, 13 (7), 38103819. https://doi.org/10.3390/su13073810

4. Garbarino E., Orveillon G., Saveyn H. G. M. (2020). Management of waste from extractive industries: the new European reference document on the Best Available Techniques. Resources Policy, 69, 101782. https://doi.org/10.1016/j.resourpol.2020.101782

5. Skobelev D. O. (2019). Ecological Industrial Policy: Main Directions and Principles of Formation in Russia. Bulletin of Moscow University. Series 6. Economy, 4, 78-94. [In Russian] https://doi.org/10.38050/01300105201946

6. Skobelev D. O. (2020). Industrial Policy for Increasing Resource Efficiency and Achieving Sustainable Development Goals. Journal of New Economy, 21, 4, 153-173. [In Russian] https://doi.org/10.29141/2658-5081-2020-21-4-8

7. Nikitin G. S. (2016). Key instruments of the new industrial policy of the Russian Federation. Strategic decisions and risk management, 1 (94), 74-79. [In Russian] https://doi.org/ 10.17747/2078-8886-2016-1-74-79

8. Nikitin G. S., Skobelev D. O. (2021). Indicators of industrial sustainable development: regional aspects. The position of the Nizhny Novgorod region. Bulletin of the Nizhny Novgorod University named after N. I. Lobachevsky. Series: Social Sciences. Nizhny Novgorod: Publishing

ННГУ им. Н. И. Лобачевского. 2021. № 2 (62). С. 7-14. DOI: 10.52452/18115942_2021_2_7

9. Половян А.В., Лепа Р.Н., Гриневская С.Н. Экономика Донбасса: состояние, тренды развития, прогнозы // Проблемы прогнозирования. 2022. № 2 (191). С. 58-68. DOI: 10.47711/0868-6351-191-58-68

10. Промышленная политика: монография / коллектив авторов под ред. А.С. Булатова. М.: КНОРУС, 2020. 496 с.

11. Мантуров Д.В. Устойчивый экономический рост: аспекты гармонизации промышленной и экологической политики России // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2018. Т. 11. № 4. С. 132-140. DOI: 10.18721/JE.11410

12. Крюков В.А. О взаимосвязи и взаимодействии экономической, промышленной и научно-технологической политик // Управление наукой: теория и практика. 2020. Т. 2. № 2. С. 15-46. DOI: 10.19181/smtp.2020.2.2.1

13. Пыжев А.И., Шарафутдинов Р.А., За-ндер Е.В. Экологические последствия развития крупных промышленных городов в ресурсных регионах (на примере Красноярска) // ЭКО. 2021. № 7 (565). С. 40-55. DOI: 10.30680/ECO0131-7652-2021-7-40-55

14. План мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития муниципального образования «Город Таганрог» на период до 2030 года [Электронный ресурс] // Официальный портал Администрации города Таганрога. URL: https://tagancity. ru/uploads/documents/economy/analitika//Plan_ meropriyatiy_po_realizacii_strategii .pdf (дата обращения: 23.06.2023).

House of the UNN named after. N. I. Lobachev-sky, 2 (62), 7-14. [In Russian] https://doi.org/ 10.52452/18115942_2021_2_7

9. Polovyan A. V., Lepa R. N., Grinevskaya S. N. (2022). Economy of Donbass: state, development trends, forecasts. Problems of Forecasting, 2 (191), 58-68. [In Russian] https://doi.org/10.47711/0868-6351-191-58-68

10. Bulatov A. S. (ed.). (2014). Industrial policy. Moscow: KNORUS. [In Russian]

11. Manturov D. V. (2018). Sustainable Economic Growth: Aspects of Harmonization of Industrial and Ecological Policy in Russia. St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economic sciences, 4, 132-140. [In Russian] https://doi.org/10.18721/JE.11410

12. Kryukov V. A. (2020). On the relationship and interaction of economic, industrial and scientific and technological policies. Management of science: theory and practice, 2, 5-46. [In Russian] https ://doi .org/10.19181/smtp .2020. 2.2.1

13. Pyzhev A. I., Sharafutdinov R. A., Zander E. V. (2021). Ecological consequences of the development of large industrial cities in resource regions (on the example of Krasnoyarsk). EKO, 7 (565), 40-55. [In Russian] https://doi.org/ 10.30680/EC00131-7652-2021-7-40-55

14. Action plan for the implementation of the Strategy for the socio-economic development of the municipality «City of Taganrog» for the period up to 2030. [In Russian] https://ta-gancity.ru/uploads/documents/economy/anali-tika//Plan_meropriyatiy_po_realizacii_strate-giipdf

Статья поступила в редакцию 23.06.23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.