ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ Быстрова Г.П.1, Максутова С.А.2
1Быстрова Галина Петровна - преподаватель; 2Максутова Светлана Александровна -преподаватель, Медицинский колледж Бюджетное учреждение высшего образования Сургутский государственный университет, г. Сургут
Аннотация: в данной статье подробно проанализирована методика комплексной реабилитации детей с детским церебральным параличом спастической формы, включающая немедикаментозные методы. Описаны основные средства реабилитации детей, в том числе различные тренажеры.
В основной части описывается влияние реабилитационных мероприятий на функциональное состояние детей с детским церебральным параличом спастической формы. Приведены результаты функциональных проб в начале и в конце курса реабилитации, доказывающие эффективность применения реабилитационных мероприятий.
Ключевые слова: детский церебральный паралич, реабилитация, лечебная физическая культура, массаж, функциональное состояние, функциональные пробы.
ESTIMATE OF THE EFFECTIVENESS OF REHABILITATION MEASURES IN CHILDREN WITH CHILDREN'S CEREBRAL PARALYSIS Bystrova G.P.1, Maksutova S.A.2
1Bystrova Galina Petrovna -Lecturer; 2Maksutova Svetlana Alexandrovna -Lecturer, MEDICAL COLLEGE, BUDGETARY INSTITUTION OF HIGHER EDUCATIONSURGUT STATE UNIVERSITY, SURGUT
Abstract: this article analyzes in detail the methodology of complex rehabilitation of children with spastic cerebral paralysis, including non-drug methods. The main means of rehabilitation of children, including various training apparatus, are described.
The main part describes the effect of rehabilitation measures on the functional status of children with spastic cerebral paralysis. The results of functional tests at the beginning and at the end of the rehabilitation course, which prove the effectiveness of the use of rehabilitation measures, are presented.
Keywords: children's cerebral paralysis, rehabilitation, physical therapy, massage, functional status, functional tests.
УДК 616.831-009
Актуальность проблемы: в последнее десятилетие большую актуальность и социальную значимость получила проблема детского церебрального паралича (ДЦП) у детей, так как частота встречаемости этого заболевания существенно увеличилась. В большинстве случаев неврологические заболевания являются следствием патологии беременности и родов, многие из которых приводят к пожизненной инвалидизации.
Реабилитация детей с ДЦП - сложный и многоэтапный процесс, участниками которого должны быть высококвалифицированные специалисты, работающие в тесной взаимосвязи с родителями и близким окружением больных детей. Только ранняя диагностика и комплексный подход к реабилитации с использованием новых технологий позволяют компенсировать имеющийся у детей неврологический дефект, улучшить качество их жизни и привести в норму уровень социализации.
Цель исследования: оценить эффективность реабилитационных мероприятий у детей с детским церебральным параличом спастической формы. Задачи исследования:
1. Проанализировать литературные источники по теме исследования.
2. Изучить методику проведения реабилитационных мероприятий у детей с детским церебральным параличом спастической формы.
3. Оценить эффективность реабилитационных мероприятий на базе БУ ХМАО-Югры «Сургутская городская клиническая поликлиника №4».
Объект исследования: процесс реабилитации детей с детским церебральным параличом спастической
формы.
Предмет исследования: реабилитационные мероприятия при детском церебральном параличе спастической формы.
Практическая значимость работы: результаты данного исследования позволяют подробно изучить реабилитационные мероприятия при детском церебральном параличе.
Методы исследования:
• Анализ литературных источников
• Метод функциональных проб:
- расстояние между стопами пассивно разведенных ног;
- длина шага;
- разгибание в локтевом суставе.
Результаты исследования:
В отделении медицинской реабилитации детской поликлиники БУ ХМАО -Югры «Сургутская Клиническая Городская Поликлиника №4» была рассмотрена методика реабилитационных мероприятий у детей с ДЦП. Структура отделения состоит из дневного стационара, кабинетов амбулаторного приема, психолого-педагогической службы, физиотерапевтической службы, службы ЛФК и массажа.
Инструктор ЛФК проводит индивидуальные занятия, которые включают активно-пассивную разработку крупных мышечных групп и суставов, использование вертикализаторов для тренировки опороспособности и формирования вертикального навыка, обучает двигательным навыкам (ползание на четвереньках, ходьба, формирование крупной моторики) с использованием тренажера Гросса, а также проводит занятия в динамическом параподиуме. Инструктор по лечебной физической культуре обучает родителей применению корригирующих укладок и закреплению наработанных двигательных навыков в домашних условиях.
Занятия на тренажере Гросса помогают более быстрому формированию необходимых двигательных навыков, способствуют активизации самостоятельных движений, улучшают координацию, тренируют различные мышечные группы, позволяют детям сохранять вертикальное положение, передвигаться в пространстве и выполнять упражнения: прыжки, ходьба на беговой дорожке, бег, велоезда, передвижения на роликовых коньках, элементы подвижных и спортивных игр, упражнения с сопротивлением и использованием утяжелителей.
Вертикализатор - это устройство, которое создано для того, чтобы помогать телу ребенка принимать вертикальное положение. Он формирует правильную осанку и удерживает тело в физиологически правильном положении. А также приучает ребенка держать свой вес, тренирует равновесие с опорой на стопы, повышает самостоятельность и расширяет навыки двигательной активности.
Корригирующие укладки служат для исправления порочных поз, лечения контрактур и выведение конечностей с фиксацией в этом положении. Фиксируются они с помощью мешков с песком и эластичными бинтами.
Динамический параподиум предполагает самостоятельное передвижение пациента в устройстве без посторонней помощи. Ходьба в таком параподиуме происходит за счет раскачивания устройства в стороны, с приподниманием опор, а также активного участия рук, за счет движения которых, осуществляется шаг. Благодаря устройству ребенок может самостоятельно передвигаться по дому.
Процедура лечебного массажа состоит из приемов для расслабления мышц, находящихся в спастике. Массажист обучает родителей методике применения данного массажа в домашних условиях, так как ДЦП спастической формы связан с повышением тонуса различных мышечных групп.
Физиотерапевтическое лечение в себя включает такие процедуры, как лекарственный электрофорез, который оказывает воздействие на грудные и поясничные сегменты спинного мозга, периферические нервы; магнитотерапию, парафино-озокеритовые аппликации с целью улучшения кровообращения и снижения спастики в мышцах, а также для облегчения выполнения пассивной разработки конечностей.
Обсуждение результатов:
Была проведена оценка эффективности реабилитационных мероприятий на базе БУ «Сургутская городская клиническая поликлиника №4» путем анализа данных функциональных проб у 10 детей 5-8 лет с детским церебральным параличом спастической формы в первый и 21 день проведения реабилитационных мероприятий.
Сравнительный анализ показал, что среднее значение расстояния между стопами пассивно разведенных ног в тазобедренном суставе на первый день реабилитации составило 39 см, а на 21-й день реабилитации -41,8 см. Среднее значение длины шага на первый день реабилитации составило 19 см, а на 21-й день реабилитации - 21 см, среднее значение разгибания в локтевом суставе на первый день реабилитации составило 130 градусов, а на 21-й день реабилитации - 160 градусов.
Положительной динамике функциональных проб способствовала активно-пассивная разработка мышц нижних конечностей, растяжение приводящих мышц, стимуляция активных движений, применение приемов массажа и физиотерапевтических процедур, а также занятия на тренажерах.
Выводы:
1) Анализ литературных источников показал, что реабилитация детей с детским церебральным параличом должна быть комплексной, с включением немедикаментозных методов лечения.
2) Была подробно изучена методика проведения реабилитационных мероприятий, которая включала проведение занятий лечебной физической культурой, процедуры массажа и физиолечения, занятий на тренажере Гросса, вертикализаторе и динамическом параподиуме.
3) Анализ данных функциональных проб доказал эффективность применения реабилитационных мероприятий на функциональное состояние у детей с детским церебральным параличом на базе БУ ХМАО-Югры «СГКП № 4».
Список литературы /References
1. Гросс Н.А. Физическая реабилитация детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата // Н.А. Гросс. М.: Советский спорт, 2000.
2. Евсеев С.П. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре // Евсеев С.П. 2016.
3. Малюкова И.Б. Реабилитация детей с церебральными параличами. Формирование движений. Комплексные упражнения творческого характера // И.Б. Малюкова. М.: ГНОМ и Д, 2018. 616 с.
4. Налобина А.Н. Лечебная физическая культура и массаж в детской неврологии: учебное пособие // А.Н. Налобина, А. В. Полуструев, Л. Г. Сорокина. Омск: Изд-во СибГУФК, 2006. 156 с.
5. Рогов А.В. Физическая реабилитация больных детским церебральным параличом со спастической диплегией // Медицина и образование в Сибири, 2012. № 6.