Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ СЛУЖБ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОРТОВОГО КОНТРОЛЯ'

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ СЛУЖБ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОРТОВОГО КОНТРОЛЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
16
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ МОРЕПЛАВАНИЯ / СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОРТОВОГО КОНТРОЛЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кулганик А.А.

В работе рассмотрена актуальная проблема -эффективность обеспечения безопасности мореплавания службами государственного портового контроля. Выявлены недостатки существующих методик решения данной задачи, а именно большое влияние человеческого фактора и большой объем нормативно - правовой базы, регулирующей безопасность мореплавания конкретного судна. В результате предложены пути решения этой задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATING THE PERFORMANCE OF SERVICESPORT STATE CONTROL

The paper deals with actual problem - the effectiveness of the safety of navigation of the port state control services. Identified shortcomings of existing techniques for solving this problem, namely the great influence of the human factor and a large amount of normative - legal framework governing the safe navigation of a particular vessel. As a result of the ways to solve this problem are described.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ СЛУЖБ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОРТОВОГО КОНТРОЛЯ»

водсгва; система государственного регулирования; организацион-ные и институциональные факторы; финансовая п инвестиционная политика стратегических предприятий и организаций ОГ1К.

Литература:

1. Указ Президента Российской Федерации от 5 февраля 2010 г. № 146 «О Военной доктрине Российской Федерации».

2. Указ Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 г. № 1009 «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ».

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 г. X? 1226-р «Об утверждении перечня стратегических

организации, а также федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность эти организации».

4. Закутнев С.Е. Финансово-экономическая деятельность отечественных и зарубежных оборонных предприятий: сравнительный анализ и проблемы развития / С.Е. Закутнев. Н.В. Кандыбко // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2014. .4» 12(249).

5. Чистов И.В. Особенности функционирования предприятий ОПК как субъектов инвестиционной политики / Н.В. Чистов // Военный академический журнал. - 2014. -№ 1.

УДК 656.6

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ СЛУЖБ ГОСУДАРСТВЕННОГО

ПОРТОВОГО КОНТРОЛЯ

Ky.il аник А. А., государственный инспектор, магистр Керченского государственного морского техно логического университета

В работе рассмотрена актуальная проблема -эффективность обеспечения безопасности мореплавания службами государственного портового контроля. Выявлены недостатки существующих методик решения данной задачи, а именно большое влияние человеческого фактора и большой объем нормативно - правовой базы, регулирующей безопасность мореплавания конкретного судна. В результате предложены пути решения этой задачи.

Ключевые слова: морское судно, безопасность мореплавания, служба государственного портового контроля.

EVALUATING THE PERFORMANCE OF SERVICESPORT STATE CONTROL

Kulganik A., state Inspector, master of the Kerch Slate Marine Technical University

The paper deals with actual problem - the effectiveness of the safety of navigation of the port state control services. Identified shortcomings of existing techniques for solving this problem, namely the great influence of the human factor and a large amount of normative - legal framework governing the safe navigation of a particular vessel. As a result of the uw.v to solve this problem are described.

Keywords: sea-going vessel, the safety of navigation, the service state of the port-governmental control.

Постановка задачи в общем виде

В случае задержания судна по результатам проверки органами государственного портового контроля судовладелец неизбежно терпит крупные убытки.

Несмотря на то. что порядка 95% судов под российским флагом не испытывают проблем при государственном портовом контроле в иностранных портах, судовладельцам, тем не менее, стоит обратить пристальное внимание на соответствие требованиям международных стандартов безопасности, постоянно контролируемых меморандумами.

Ведь и задержание судна, и даже проверка со сравнительно большим количеством выявленных недостатков может привести к серьезному ущербу для судоходной компании. Это убытки в связи с простоем судна, ухудшение профиля риска не только данного, но и всех судов, находящихся в управлении компании, их более частые проверки, ущерб деловой репутации компании.

Между тем. некоторые судовладельцы, неэффективно внедряют и используют системы управления безопасностью судов, а после задержания судна не пытаются решить очевидные проблемы системно.

Изложение материала исследования

Анализ статистика задержаний говорит об объективном характере претензий. Так, поданным за период 2012-2014 годы, причинами задержаний были недостатки в отношении объектов противопожарной защиты (20% недостатков, послуживших основанием для задержания судов), спасательных средств (12%). главных и вспомогательных механизмов (9%) и др.

В перечне несоответствий объектов противопожарной зашиты отмечаются в первую очередь ненадлежащее состояние основных и аварийных пожарных насосов, недостаточная готовность средств борьбы с пожаром к их немедленному использованию, ненадлежащее состояние закрытий вентиляции, систем обнаружения пожара, недостатки в отношении снаряжения пожарных и носимых средств.

В категории спасательных средств, в свою очередь, выделя-

ются проблемы с запуском двигателей спасательных шлюпках (отказ двигателя, разряженные стартовые батареи, обводнение или отсутствия топлива), затрудненный спуск и подъем шлюпки (ненадлежащее техническое обслуживание спускоподъемных устройств, тормозов лебедок). Также среди распространенных нарушений - истекшие сроки годности оборудования и снабжения. его функциональная неработоспособность, недостаточность аварийного освещения мест сбора и посадки [1.2].

В отношении главных н вспомогательных механизмов каждый второй недостаток связан с загрязненностью машинного отделения нефтепродуктами, несвоевременным и неполным сбором нефтеосгатков. Так же частым замечание со стороны портового контроля является не соответствие и недоукомплектованность ЗИП, что особенно актуально для судов возрастом более 15 лет.

Вероятность задержания увеличивается с возрастом судна. Пороговым значением является возраст в 15 лет. Исключением не стал и 2014 год, когда 89% задержаний произошли с судами старше указанного срока. За прошедший период текущего года не было задержано ни одного российского судна возрастом до 15 лет.

Таким образом, можно сделать вывод, что количество несоответствий на прямую зависит от возраста судна [3-5]. Вероятность возникновения одного и того же замечания на разных судах растет прямо пропорционально увеличению возраста судна.

Существует ряд типовых замечаний, которые легко обнаружить на преобладающей массе судов.

Если, для примера, рассмотреть морской сухогруз под флагом РФ возрастом от 15 до 25 лет то вероятность обнаружения несоответствие! в категории спасательных средств может достигать 35-40 процентов.

В свете выше изложенного можно выявить зависимость и вероятность обнаружения какого либо несоответствия еще до захода судна в порт.

В. приведенной выше, таблице 1.1 легко выявить вероятность возникновения какого- либо замечания на различных типах судов с различным возрастом. Таким образом.можно сделать вывод: возраст

INNOVATIVE ECONOMY! №1-2 2014 | 29

Таблица I I

Тип сулиа Возраст судна Классификация несоответствий

Аварийно-спасательное имущее ibo.% 1 Тротнвопожарные среде та,% Навигационная часгь.% Безопасность морен.тава-ння.%

Сухофуз 15-20 лет 30-35 30-35 40-50 40-50

20-25 лет 35-40 35-40 50-70 50-70 (возраст судна, экипаж)

20 лет и более Более 60 Более 60 Более 70 Более 70 (возраст судна, экипаж)

Танкер 15-20 лет 20-25 20-25 25-30 25-30

20-25 лет 25-30 25-30 40-60 40-60

20 лет и более 40 и более 40 и более Более 60 Более 60

Ро-Ро 15-20 лет 15-20 10-15 10-15 10-15

20-25 лет 20-30 20-25 20-25 20-25

20 лет н более 30-40 25-40 25-40 25-40

Технический флот 15-20 лет 30-40 30-40 40-60 40-60

20-25 лет 40-50 40-50 60-75 60-75

20 лет н более 50 н более 50 и более Более 75 Более 75

Маломерные прогулочные и парусные суда 15-20 лет 30-40 40-60 60-80 80-85

20-25 лет 40-50 50-60 60-80 80-95

20 лет II более 60 н более 75 н более Более 85 Более '>5

судна на прямую влияет невероятность возникновения несоответствия при проверке.

В таблице 1.1 вероятность обнаружения несоответствия в части аварийно спасательного имущества на судах типа сухогруз возрастом 15-20 лет равна 30-35 %. О чем же говорит эта цифра? В основном эта зависимость возникаетвследствии ненадлежащей работы экипажам финансироваииясуднасо стороны судовладельца на протяжении всего периода эксплуатации судна. Проверки такого судна несут избирательный характер, что в свою очередь приводит к накоплению различных мелких замечаний, которые могут послужить причиной возникновения значительных несоответствий в будущем.

Основной задачей инспектора портового ко1гтроля. является обнаружение каких-либо несоответствий и контроль своевременного их устранения на раннем зтапе и предотвращения их возможного развития.

Сухогрузы в процессе эксплуатации подвержены значительному техническому износу, так как перевозка различных типов грузов(в том числе и опасных, или банально металлолома, который повреждает трюма), которые на прямую могут контактировать с корпусом судна и ухудшать состояние трюмов и люковых закрытий (самое частое несоответствие па сухогрузах возрастом более 30 лет).

Суда типа танкер, так же не являются исключением и имеют высокое пороговое значение вероятности обнаружения несоответ-

ствий при проверке. Хотя и требования к данному типу судов по различным параметрам значительно выше, все же это существенно не снижает уровень вероятности обнаружения несоответствий (далее в.о.н.). В основном все это обусловлено редкими заходами судов в порт, ведь основная часть грузовых операций осуществляется нз якорных стоянках. Основным же требованиям к танкерам, является соответствие и соблюдение правил международной конвенции МАРГЮЛ [5].

11емного иначе обстоят дела с судами типа Ро-Ро. В основном суда такого типа занимаются перевозкой пассажиров и грузов в пределах нескольких портов, что позволяет производить постоянный мониторинг не только технического состояния таких судов, но и постоянного поддержания судна на уровне требований всех нормативных документов. Кроме того, постоянная работа судна по перевозке пассажиров заставляет не только экипаж, но и судовладельца поддерживать судно на уровне современности во всех смыслах. Известны случаи, когда судно возрастом более 30 лет проходит проверку инспектором портового контроля в результате которой может не быть выявлено существенных несоответствий. На таких судах особое внимание уделяется аварийно-спасательном;, имуществу, противопожарным средствам и безопасности мореплавания в целом [6-7].

Технический флот, за частую, имеет высокий уровень в.о.н.. эта особенность в основном связана с низкой квалификацией экипажей

30 INNOVATIVE ECONOMY | № 1 -2 2014 |

судов, ненадлежащим контролем капитана наставника и низким финансированием.

Маломерные прогулочные и парусные суда так же имеют ряд не соответствий, и в.о.н. на судах такого типа подбирается к придельному значению в 90-98 %.

Практика проверок маломерных судов по морскому порту Керчь, в период с июня по август 2014 года, показала, что на всех маломерных судах, в процессе проверок, было выявлено значительное количество несоответствий требованиям нормативных документов РФ. Эта проблема в основном связана с ненадлежащим контролем судов со стороны государства и безответственной работой судовых экипажей.

В последнее время, требования международных конвенций ужесточились. увеличилось количество требований к судам, судовым операциям и работе экипажа. В теории все это должно уменьшить риск возникновения различных нештатных ситуаций и аварий, на практике все наоборот.

В последние годы количество руководящих документов: актов, постановлений, значительно возросло н командному составу приходиться справляться с огромным объемом бумажной работы. Вследствие чего, внимание рассеивается от основных задач хорошей морской практики и направляется на мене значимые, но не менее обязательные задачи.

Осмотр судна в порту осуществляется капитаном морского порта, либо уполномоченным им должностным лицом, в соответствии с перечнем документов, подлежащих проверке при осмотре и контрольном осмотре судна, в соответствии с КТМ Российской Федерации, правилами 11(c). 19 главы I. правилом 16.2 главы V. правилом 2 главы XI-1. правилом 9 главы XI-2 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 годаспоправками. правилами 6 и 8 главы 2, Приложения I к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, правилом 16 главы 611рнложения II к Международной конвенции MAPI ЮЛ. статьей 21 Международной конвенции о грузовой марке 1966 года, статьей X и правилом 1/4 главы I Приложения к Международной конвенции о подготовке и дипломнрованип моряков и несении вахты 1978 года, части А Кодекса ОСПС, МГ1ПСС-72, статьей 4 Конвенции о минимальных нормах на торговых судах 1976 г. № 147, Международной конвенцией по обмеру судов 1969 года. Международной конвенцией

о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1992 года. Международной конвенцией о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом 2(Х)| года.

ВЫВОДЫ

В последние годы количество руководящих документов, актов, постановлений значительно возросло, и командному составу приходиться справляться с огромным объемом бумажной работы. Вследствии чего, внимание рассеивается от основных задач хорошей морской практики и направляется на мене значимые задачи.

Такой подход обеспечивает лишь формальное соблюдение всех норм и требований, а на практике возможно за рутиной не увидеть реальную опасность. Поэтому на службы государственного портового контроля возлагается дополнительная ответственность в обеспечении безопасности мореплавания, а именно, помимо функции констатации проблемы они должны уметь решать задачи прогноза уровня безопасности конкретного судна. Для этой цели в перспективе необходима разработка соответствующей методики.

Литература:

1. I(ваковский Н.В. Элементы математического моделирования для процессов судовождения / Н.В. Ивановский. С.П. Голиков. C.I'. Чёрный. A.C. Кузьменко. Д.Г. Куценко// Проблем и шформашйних технологи!. -2013.-№ 1 (13). - С. 128-131.

2. Черный С. Г. Системный анализ процессов синергетики для судоходной отрасли / С.Г. Черный // Транспорт: наука, техника, управление. - 2014. - № 8. - С. 12-15.

3. Международная конвенция но охране человеческой жизни на море (SOLAS-74)

4. Международный кодекс по спасательным средствам (LSA Code)

5. Международная конвенция но предотвращению загрязнения с судов (MARPOL 73/78)

6. Международная конвенция о подготовке и дипломированию моряков и несении вахты (STCW 78/95)

7. Международный кодекс по охране судов и портовых средств (ISPS Code)

УДК 338.2

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Андрейченко А.С.. к.э.н..

Рахимова Г.М.. аспирант Института мировой экономики и информатизации

В статье раскрыты сущность и методологическая база оценки эффективности инновационной деятельности экономических систем. Подробно рассмотрены принципы оценки эффективности предпринимательской деятельности. Приведены результаты систематизации принципов оценки эффективности инновационной деятельности экономических систем.

Ключевые слова: инновации, системы, принципы, оценка, проекты, программы, решение, эффективность, исследования, контроль, управление, подход

SYSTEMATIZATION OF THE PRINCIPLES OF ASSESSING THE EFFECTIVENESS OF INNOVATION AND ECONOMIC SYSTEMS

Andreychenko A., Ph.D., Kakhimova G„ the post-graduate student. Institute of world economy and informatization

In article the essence and methodological base of an assessment of efficiency of innovative activity of economic systems are opened. The principles of an assessment of efficiency of business activity are in detail considered. Results of systematization of the principles of an assessment of efficiency of innovative activity of economic systems are given.

Keywords: innovations, systems, principles, assessment, projects, programs, decision, efficiency, researches, control, management, approach

Под инновационной деятельностью следует понимать ком- Инновационная деятельность, реализуемая в рамках проектов и

опеке научных, технологических, организационных и финансовых программ, направлена на поиск инновационных решений, опреде-

меропрнятнй, направленный на коммерциализацию накопленных ленных проектом (программой) конкретных проблем (расширение

знаний, технологий и оборудования. 11ри этом в качестве результатов ассортимента, повышение качества продукции, совершенствование

инновационной деятельности традиционно рассматриваются новые технологий производства, транспортировки, улучшение организации

товары, работы, услуги или известные товары, работы, услуги, об- производства и т.д.). посредством синтеза и плановой реализации

лазающие новыми качествами. инновационных процессов.

INNOVATIVE ECONOMY | №1-2 2014 | 31

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.