Научная статья на тему 'Оценка эффективности протестантской активности в Украине в свете r500: постюбилейный период'

Оценка эффективности протестантской активности в Украине в свете r500: постюбилейный период Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
131
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
UKRAINIAN PROTESTANTISM / EFFECTIVE RELIGION / EXPERT EVALUATION / POST-JUBILEE PERIOD / УКРАИНСКИЙ ПРОТЕСТАНТИЗМ / ЭФФЕКТИВНАЯ РЕЛИГИЯ / ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА / ПОСТЮБИЛЕЙНЫЙ ПЕРИОД

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Меренков И.

Исследованы результаты эффективности совместной деятельности украинских протестантов в свете экспертных высказываний в постюбилейный период. Определено, что самая высокая динамика совместного сотрудничества протестантов была зафиксирована в 2017 году, однако она начала постепенно спадать и почти остановилась на конец 2019 года. Доказано, что украинский протестантизм стремится стать «эффективной религией» по подобию европейского протестантизма, способного предложить обществу основательную Реформацию, однако на сегодня эти попытки далеки от реального воплощения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF THE EFFICIENCY OF PROTESTANT ACTIVITY IN UKRAINE IN THE LIGHT OF R500: A POST-STANDING PERIOD

The results of the effectiveness of the joint activities of Ukrainian Protestants in the light of expert statements in the post-jubilee period are investigated. It was determined that the highest dynamics of the joint cooperation of the Protestants was recorded in 2017, however, it began to gradually decline and almost stopped at the end of 2019. It is proved that Ukrainian Protestantism seeks to become an “effective religion” in the likeness of European Protestantism, which can offer the society a thorough Reformation, but today these attempts are far from real realization

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности протестантской активности в Украине в свете r500: постюбилейный период»

PHILOSOPHICAL SCIENCES

EVALUATION OF THE EFFICIENCY OF PROTESTANT ACTIVITY IN UKRAINE IN THE LIGHT

OF R500: A POST-STANDING PERIOD

Mierienkov H.

Postgraduate Student, Department of Theology and Religious Studies National Pedagogical Dragomanov University, Ukraine, Kiev

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОТЕСТАНТСКОЙ АКТИВНОСТИ В УКРАИНЕ В СВЕТЕ

R500: ПОСТЮБИЛЕЙНЫЙ ПЕРИОД

Меренков И.

аспирант кафедры богословия и религиоведения Национальный педагогический университет имени М.П. Драгоманова, Украина, г. Киев

Abstract

The results of the effectiveness of the joint activities of Ukrainian Protestants in the light of expert statements in the post-jubilee period are investigated. It was determined that the highest dynamics of the joint cooperation of the Protestants was recorded in 2017, however, it began to gradually decline and almost stopped at the end of 2019. It is proved that Ukrainian Protestantism seeks to become an "effective religion" in the likeness of European Protestantism, which can offer the society a thorough Reformation, but today these attempts are far from real realization.

Аннотация

Исследованы результаты эффективности совместной деятельности украинских протестантов в свете экспертных высказываний в постюбилейный период. Определено, что самая высокая динамика совместного сотрудничества протестантов была зафиксирована в 2017 году, однако она начала постепенно спадать и почти остановилась на конец 2019 года. Доказано, что украинский протестантизм стремится стать «эффективной религией» по подобию европейского протестантизма, способного предложить обществу основательную Реформацию, однако на сегодня эти попытки далеки от реального воплощения.

Keywords: Ukrainian Protestantism, effective religion, expert evaluation, post-jubilee period.

Ключевые слова: украинский протестантизм, эффективная религия, экспертная оценка, постюбилей-ный период.

Актуальность темы исследования. Благодаря демократическим рычагам, которые базируются на Конституции, принятой в 1991 году, Украина - одна из немногих постсоветских стран, которая действительно охраняет права и свободу выбора каждой религиозной деноминации. Наиболее ярко это было выявлено во время празднования 500-летия Реформации. Несмотря на то, что большинство украинцев - около 78%, исповедуют православие, а меньше чем 3% составляют протестантские деноминации, правительство Украины инициировало на государственном уровне отметить память о начале реформационных действий Мартином Лютером с 1517 года. Как реакция на Указ президента Совет евангельских протестантских церквей Украины (СЕПЦУ) создал специальный комитет для подготовки и празднования 500-летия Реформации. Следовательно, анализ активности СЕПЦУ в рамках празднования 500-летия Реформации является основной целью нашего исследования.

Основная часть. Анализируя динамику украинского протестантизма за последние 30 лет, доктор философских наук Виктория Любащенко констатирует, что по сравнению с началом независимости и религиозной свободы, когда протестантизм

рос очень быстрыми темпами, в последние годы он почти прекратил свой количественный рост, поэтому несмотря на большое количество общин и образовательных учреждений у протестантов, они все равно остаются четко выраженным религиозным меньшинством в Украине.

Более того, динамика институционального роста протестантизма в последнее десятилетие также значительно замедлилась. Прирост в 0,8% от всех религиозных общин Украины за восемь лет не очень впечатляет. (в сравнении с приростом 7,1% от всех религиозных общин в 1985-1995 гг.) [1] Однако, как подчеркивает исследовательница, «украинские протестанты стремятся компенсировать статус религиозного меньшинства своей активностью. Они демонстрируют большую заинтересованность гражданской жизнью, изменив некогда подозрительное отношение к себе как к «чужакам» на более лояльное общественное восприятие» [там же].

Кроме того, наблюдается тенденция изменения отношения и самих протестантов к обществу. Длительная борьба за выживание в тоталитарном государстве СССР сформировала у них мышление категориями «враждебности к миру». Однако в период украинской независимости и религиозной

свободы, со временем новые поколения протестантов начали оставлять устаревшие стереотипы враждебности и перестали противопоставлять себя так называемому «миру». Более того, попытки в своем меньшинстве влиять на различные сферы современного бытия не остались без внимания ученых. Как метко отметила автор, украинский протестантизм, «преодолевая искусственные границы духовной изоляции, стремится как можно быстрее войти в мировую христианскую семью и стать такой же эффективной религией, которая помогла другим странам достичь успеха» [там же].

Попытку украинских протестантов стать эффективной религией демонстрирует одно из самых ярких изданий, выпущенных в год юбилея Реформации - коллективная монография «Реформац1я: устх Свропи - шанс для Украши» с участием нобелевского лауреата Вернона Смита [2]. Эта книга широко была распространена среди влиятельных политиков, чиновников и общественных деятелей. Страницы монографии заполнены положительными примерами эффективного действия принципов протестантизма, а призыв реализовать их в собственном государстве красной нитью проходит через всю работу.

Декларативно подобную попытку религиозного реформирования демонстрирует и Резолюция Протестантских Евангельских Церквей по случаю празднования 500-летия Реформации, принятая 31 октября 2017 года. Этот документ подчеркивал необходимость продолжения Реформации на трех уровнях: личности, Церкви и общества, а также предлагал церквам сотрудничать в этом направлении и в дальнейшем. Резолюция призывает «к соблюдению основополагающего принципа Реформации - постоянной реформации личности, Церкви и общества», подчеркивает «ценность и достоинство человека и человеческой жизни», выступает против соперничества церквей, призывая христиан разных конфессий «к единству и сотрудничеству, к объединению усилий в проповеди Евангелия и служении людям» [3].

Современные протестанты Украины коллективно провозглашают: «пусть в этом нас вдохновляют слова реформаторов: в главном - единство, во второстепенном - свобода, во всем - любовь» - говорится в Резолюции. Рассматривая поэтапно все три уровня, нуждающиеся в постоянной реформации - личность, Церковь и общество - документ подчеркивает важность независимости и свободы в Украине, призывает к формированию христианской модели патриотизма, мотивирует к «сохранению традиционного института семьи на законодательном уровне», обращается к власти с призывом «ответственно и самоотверженно служить народу Украины ради созидания здорового общества, где уважается достоинство каждого человека, обеспечиваются свободы и царит верховенство права». Итогом Резолюции является тезис о том, что «Движение Реформации продолжается», а значит, с окончанием R-500 ответственность христиан перед обществом не становится меньше [там же].

Можно сказать, что изложенное в Резолюции СЕПЦУ, а также в самых ярких юбилейных изданиях на тему Реформации, таких как монография «Реформащя: устх Свропи - шанс для Украши» является попыткой - в чем-то удачной, а в чем-то нет - преодолеть замеченное исследователями отсутствие у украинских протестантов идейной основы Реформации [4]. Ведь нельзя предложить обществу то, чего не имеешь сам. Интеллектуалы призвали церкви переосмыслить свою миссию, реформировать себя изнутри.

И если говорить о реформационном «шансе для Украины», то возникает вопрос, насколько этим шансом благодаря R500 воспользовались сами протестанты. Так, можно увидеть, что благодаря юбилею, который отмечался на государственном уровне, церкви сделали немало по крайней мере в организационном плане.

Центральный оргкомитет по подготовке и празднованию 500-летия Реформации, созданный Советом евангельских протестантских церквей Украины, инициировал создание оргкомитетов в областях и координировал их работу. Все эти оргкомитеты вместе взаимодействовали с представителями власти, государственных, образовательных и культурных учреждений, разрабатывали и воплощали в жизнь научно-образовательные, творческие, медиа проекты, организовывали круглые столы, презентации, социальные акции, праздники и тематические встречи. В рамках этих оргкомитетов плодотворно сотрудничали между собой протестантские церкви, которые до этого очень редко и эпизодически приобщались к совместным проектам.

Обобщенная информация о организационном итоге празднования R-500 содержится в альманахе «500 рошв Реформаци: Ввдзначення в Укрш'ш». В коротком историческом экскурсе в разделе об итогах реформационного движения в Украине отмечено, что: «подытоживая работу, состоявшуюся во время празднования юбилея Реформации в пределах нашего государства (Украины), евангельская протестантская община может уверенно говорить уже не только о глобальном влиянии этого мощного движения в контексте его 500-летней истории, но и о тех достижениях, которые были получены в результате празднования в Украине года Реформации».

Более того, приведенные обобщения и выводы относительно результатов деятельности протестантской общины Украины ярко свидетельствуют о том, что:

1. Церкви объединились во всех городах Украины и образовали межденоминационные оргкомитеты, которые проводили активную деятельность в течение года. Кульминационным моментом, который показал единство протестантов Украины, стал День благодарения на Крещатике.

2. Протестанты получили очень ценный опыт партнерства в реализации совместных проектов.

3. Десятки тысяч украинских протестантов приобщились к собственной истории и теологии. Благодаря просветительским проектам в Украине

вырос общий уровень исторической и теологической грамотности евангельских верующих.

4. Церковь сформулировала свое послание, адресованное украинскому обществу.

5. Церковь впервые так масштабно вышла со своим посланием к интеллигенции, власти и украинским элитам - общественной прослойке, с которой ранее системно не коммуницировала.

6. Евангельские христиане создали собственный медиапродукт под объединенным брендом R500 и активно выступали в светских СМИ.

7. Произошла интенсификация евангелизации, часто - креативного формата.

8. Церковь предложила украинскому обществу евроинтеграцию, которая опирается на традиционные для Европы христианские ценности.

9. Год Реформации легализовал евангельские церкви в общественном сознании и в значительной степени снял с украинских протестантов ярлык «секты».

10. Евангельские христиане предложили свой вклад в формирование национальной идеи через реформаторское понимание трудовой этики, социальной активности, правовой культуры и ценности человеческой жизни [5, с. 230].

К примеру, крупнейшие протестантские деноминации Украины: баптисты, пятидесятники и адвентисты, на наш взгляд, максимально использовали все предоставленные государством привилегии, чтобы познакомить общественность со своей культурой и внутренней жизнью. Активно проявили себя в сфере публичной артистичности баптисты, которые в течение 2017 года провели массу хоровых и сольных выступлений по всей территории Украины. Интересно подчеркнуть, что баптисты - единственная в Украине конфессия, которая имеет вокальный ансамбль, состоящий исключительно из людей с ограниченными возможностями, они передвигаются на инвалидных колясках. Пятидесятники меньше времени уделяли публичной деятельности в отличие от баптистов или адвентистов, но они больше других пожертвовали средств на гуманитарную помощь социально незащищенным слоям населения. Адвентисты, в свою очередь, известны обществу за счет здорового образа жизни. А год Реформации мотивировал Церковь провести во всех уголках Украины выставки здоровья, кулинарные классы и бесплатные сеансы массажа для всех желающих. Существенной была и медиа-поддержка адвентистами межконфессиональных проектов R500 благодаря телеканалу «Над1я». Также интересно заметить, что музейная экспозиция Валентина Шевчука - церковного историка, пастора Адвентистской церкви, была представлена вместе с другими протестантскими экспонатами в областном музее города Ровно. А участие в научных мероприятиях, конференциях, круглых столах вдохновила Церковь АСД в начале 2018 года создать «Украинское научное общество имени Теофила Ба-биенка». Члены общества: Шевчук В. А., Куриляк В. В., Балаклицкий М. А. и Тершак А. И., Штанько Л. О. сумели за два года своей активной деятельно-

сти подготовить к печати книгу об истории адвентизма и выпустить более 40 профессиональных публикаций в Украине и за рубежом [6].

Организационно сделано немало, но удалось ли церквям самим найти ту идейную основу, которая сделает их эффективной религией? Об этом, по нашему мнению, может свидетельствовать динамика протестантской активности после года юбилея в отчетах о мероприятиях и совместных публичных проектах на сайте R500 за 2017 год и на созданном позже сайте Движения Реформации (с 2018 года по наше время) [7,8]. Несмотря на то, что в соответствии с Резолюцией СЕПЦУ оргкомитет R-500 в 2018 году ради закрепления успеха юбилейного года перерос в Движение Реформации, динамика совместных публичных мероприятий протестантов в последующие годы существенно уменьшилась по сравнению с 2017 годом (об этом свидетельствует заметно меньшее количество публикаций - отчетов), что беспокоит и многих протестантов, которые возлагали на Движение Реформации большие надежды.

Среди объединяющих мероприятий протестантов, наверное, единственное, что показывает постоянную динамику и сегодня - это движение в защиту семейных ценностей и протест против ЛГБТ-лобби, ведь после 2018 года, который фактически стал для протестантов годом «войны за семью» [9] эта «война» продолжилась в 2019-м, который ВСЦИРО и объявила Годом семьи. Яркими были выступления церквей и отдельные протестантские инициативы против законопроекта 0931 [10].

Однако, основное внимание в 2019 году на себя забрала ПЦУ и смена власти в стране. Как на этом фоне живется протестантам, которые хотят стать «эффективной религией»? Не секрет, что протестанты имели внутренние дискуссии относительно того, нужно ли выступать за государство с ярко выраженными христианскими ценностями, или лучше быть сторонниками светского религиозно нейтрального государства.

Можно заметить, что, с одной стороны, протестанты благодарны предыдущему президенту Петру Порошенко за R500, хотя были опасения и насчет будущего возможного доминирования ПЦУ в Украине, которое гипотетически может нивелировать большую степень религиозной свободы. С другой стороны, многие из протестантов не знали, чего ожидать от Владимира Зеленского, во время выборов шли споры относительно плюсов и минусов его президентства. Ведь, как можно увидеть, Зеленский представляет светскую, а не христианскую модель страны и, кажется, вряд ли подпишет указ, подобный R500. С другой стороны, уменьшается и вероятность возможного будущего доминирования ПЦУ (создания государственной церкви), ведь новый президент держит одинаковую дистанцию от всех конфессий, не сужая их свобод (что было заявлено в его первой на посту президента новогодней речи, где есть посыл и для верующих: «идем в воскресенье в церковь или ничего не делаем в субботу... если мы видим будущее одинаково, это должно нас объединить» [11]).

Осенью 2019 года эксперты из числа христианских лидеров и научного сообщества дали свою оценку текущему состоянию протестантизма в Украине, их мысли включали также и анализ взаимодействия церквей с политической сферой. К примеру, доктор философских наук Юрий Черноморец отметил, что «Всеукраинский Собор» во главе с А. Турчиновым, хотя формально и привлек к себе внимание украинцев, но «идейное лидерство христиан-протестантов на национальном уровне остается нереализованным» [12].

В то время как доктор философских наук Петр Кралюк предположил, что некоторые политические деятели, в частности Александр Турчинов, пытались использовать протестантские факторы, в том числе во время предвыборной кампании». Но сомневается, что это протестантское движение перерастет в такой фундаментализм, который будет иметь реальное влияние на общественно-политические процессы [13]. А Максим Крупский, руководитель отдела общественных связей и религиозной свободы Адвентистской церкви в Украине, констатировал, что «на фоне политической турбулентности в связи с выборами» совместная публичная деятельность протестантов «была практически сведена к минимуму». Причина этого: «ложные теологические установки относительно роли церкви в политике и обществе в большинстве протестантских конфессий практически ввели в ступор инициативы последних нескольких лет, организованные в рамках Р500» [14].

В своем интервью руководитель общественного движения «Ва разом!» Руслан Кухарчук считает, что в 2019 году верующие протестантских церквей в основном вели себя мудро и ответственно, самостоятельно размышляя, за кого голосовать. Низкую динамику протестантской публичной активности по сравнению с предыдущими годами он объясняет ограниченностью ресурсов, а не политическими процессами. Последние, по его мнению, сегодня «не являются определяющими для христианского служения» [15].

А по мнению пастора Церкви адвентистов седьмого дня Валерия Левицкого, Указ президента П. Порошенко о праздновании R500 открыл двери государственных учреждений для протестантов, из которых некоторые использовали предоставленные возможности, чтобы заявить о себе (и вместе с тем пересмотреть свою реформационную основу), а некоторые остались в стороне, однако: «лично я боюсь не сделать того, что я мог бы сделать, совсем не боюсь сделать то, что должен был бы сделать». Причина, по которой многие из протестантов не включились активно в движение реформации — отсутствие «духа возрождения», который был у Лютера. В полной же мере результаты участия украинских протестантов в юбилее откроются только в Вечности - считает пастор [16].

Итак, основываясь на приведенных выше экспертных высказываниях, можем сделать вывод, что украинские протестанты хотя и желают держать ту планку и то воодушевление, которое было вовремя Я-500, но праздник закончился и начались трудовые будни. А они показывают реальность, а не идеал. Реальность же, равно как и в семейной жизни, требует постоянного ежедневного труда над собой. На этом фоне трудовых будней далеко не все, но самые активные из протестантов пытаются

работать в направлениях, которые В. Любащенко обозначила как поиск новой парадигмы Церкви: 1. Церковь как миссия (открытость, выход за ограждение). 2. евангельская школа как миссия (воспитание нового типа верующего) 3. профессия как миссия (актуализация этических норм в профессиональных, следовательно, и общественных отношениях). 4. Гражданская позиция как миссия (массовые мероприятия протестантов, которые привлекают внимание к проблемам, нуждающимся в общественном решении) [1]. Именно в буднях обнаруживаются одни - как трудолюбивые ради общественного блага, другие - как настроенные жить по привычным стандартам замкнутости только на своих ранее созданных общинах.

Дискуссия. Несмотря на попытки и усилия протестантов, свидетельствующие о стремлении стать «эффективной религией», которая бы помогла обществу стать успешным, пока это движение в целом не демонстрирует общественного лидерства, однако внутри него все чаще заметны попытки найти или выстроить ту идейную основу Реформации, которая является признаком европейского протестантизма, об отсутствии которой у украинских протестантов еще в 2008 году говорил доктор философских наук Михаил Черенков [4]).

Во время юбилея Реформации и постюбилей-ных процессов состоялся социально-религиозный эксперимент на проверку готовности протестантских церквей к экуменическому движению. Масштаб публичной активности и взаимодействия украинских протестантов между собой, который был во время R-500, является исключительным и неповторимым опытом - учитывая то, что в 2017-м совместные проекты были созданы под юбилей, и потребовали привлечения многих ресурсов, усилий и преодоления внутрицерковной критики и сопротивления консервативно настроенной антиэкуменической части церквей. Следовательно, держать такую высокую организационную планку в последующие годы уже невозможно. Сами по себе церкви, без внешнего повода теряют интеграционное видение, поскольку имеют свои собственные цели и задачи. Для масштабной интегративной деятельности церквей в общественно-политическом пространстве важна работа оргкомитетов на местах. Констатировалось, что с окончанием юбилейного года некоторые из областных комитетов перестали проявлять активность. Если в Ровненской и Сумской областях активность сохранилась на высоком уровне, то в Донецкой и Черниговской она пошла на спад. Это может свидетельствовать о разной ментальности протестантов не только как представителей различных конфессий, но и как жителей разных областей.

Независимо от того, какая власть выиграла бы на выборах, постюбилейные годы показали, что у протестантских церквей до сих пор нет полноценного стратегического видения Реформации как совместного проекта, а то видение, которое есть, можно назвать скорее ситуативным. Стратегическое видение присуще некоторым представителям протестантизма, которые предложили Украине свои концепции - «дорожные карты» выхода из кризиса, но видение отдельных лиц - не является масштабом общецерковным, которого требует Реформация как общественный проект.

В спектре экспертных высказываний выглядит вполне аргументированным мнение о разочаровании протестантов в некоторых ложных представлениях относительно политики, сформированных благодаря R-500. Мы согласны с мнением, что такая ситуация способствует формированию у протестантов «более зрелой, библейски обоснованной модели взаимодействия с обществом», лишенной «романтизма и очарования перспективами мощного религиозного фактора в политике» [14].

Вывод. Анализируя вышеприведенные результаты исследования эффективности деятельности украинских протестантов, нельзя обойти вниманием тот факт, что 10 позитивных результатов R500, приведенных в альманахе «500 рошв Реформацп: ввдзначення в Укра!ш», действительно имеют место быть. Однако результаты совместной работы протестантов после 2017 года не имеют той совместной энергичной эффективности, на которую возлагались надежды, поскольку желание действовать вместе на общественное благо было в значительной степени нивелировано отсутствием материальных средств, незрелостью представлений о религиозном факторе в политике, духом соперничества за увеличение членов своих церквей, антаго-ничным неприятием доктринальных учений друг друга, недостаточным пониманием церквями идейной основы Реформации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Любащенко В. #ТижденьПодяки: Протестанта в Укрш'ш: 30 рошв релшйно! свободи [Электронный ресурс] // Украшська унюнна конферен-щя. Церква адвентислв сьомого дня - 2019. - Режим доступа к ресурсу: https://uuc.adventist.ua/tyzhdenpodyaky-protestanty-v-Ukrayini-30-rokiv-religijnoyi-svobody/.

2. Реформащя: усшх Свропи - шанс для Ук-раши: колективна монограф1я за редакщею Романа М. Шеремети та Ольги Романенко / Р. М. Шеремета, О. Романенко, В. Л. Смл [та ш.]; Ушверситет менедж. освгта. - К.: Саммл-Книга, 2017. - 256 с.: ш.

3. Резолюц1я Протестантських Свангельсь-ких Церков з нагоди святкування 500-р1ччя Реформацп [Электронный ресурс] // Рада Свангельських Протестантських Церков Украши - 2018. - Режим доступа к ресурсу: http://repcu.org.

4. Черенков М. Свропейська реформащя та украшський евангельський протестантизм: гене-тико-типолопчна спорщненють 1 нащонально-вден-тифжацшш вим1ри сучасносл: Монограф1я / Ми-хайло Черенков. - Одеса: Християнська просвла, 2008. - 556 с. - («Нащональш евангельськ1 ав-тори»).

5. 500 рошв Реформацп: вщзначення в Укра-!ш: альманах - К.: Вид. Пугач О. В., 2018. - 244 с.

6. Балаклицький М., Куриляк В. Украшське наукове товариство 1м. Теофша Баб1енка: твто-рар1чний звл [Электронный ресурс] // Украшська унюнна конференщя. Церква адвентислв сьомого дня - 2019. - Режим доступа к ресурсу: https://uuc.adventist.ua/tyzhdenpodyaky-shhodo-vulychnyh-zahodiv-20l8-rik-buv-rekordnym-i-nadzvychajno-uspishnym/.

7. 500 рошв Реформацп. Новини [Электронный ресурс] // 500 рошв Реформацп. - 2017. - Режим доступа к ресурсу: https://r500.ua/news/.

8. Арх1в рубрики: новини [Электронный ресурс] // Рух Реформацп - 2018. - Режим доступа к ресурсу: https ://reformation. r500.ua/about/.

9. Меренков Г. А. Захист амейних щнностей украшськими протестантами: публ1чно-теолопч-ний аспект / Гнат Анатолшович Меренков. // Плея: науковий вюник. - К. : «Видавництво «Плея», 2019.

- Вип. 140 (1). Ч. 2. Фшософсьш науки. - С. 41-45.

10. Церкви закликають ус парламентсьш фракци доопрацювати законопроект 0931 [Электронный ресурс] // 1нститут релшйно! свободи -2019. - Режим доступа к ресурсу: https://irs.in.ua/ua/2019-12-churches-and-believers-urge-to-amend-the-draft-law-0931.

11. Поздравление президента Зеленского с Новым 2020 годом [Электронный ресурс] // 24 канал -2019. - Режим доступа к ресурсу: https://www.youtube.com/watch?v=C44D-Hxj8OM.

12. Тиждень Подяки: Маемо надш, що з цього року протестанта почнуть нацюнальних л1дер1в ви-ховувати з числа власних в1рних [Электронный ресурс] // Украшська унюнна конференщя. Церква адвентислв сьомого дня - 2019. - Режим доступа к ресурсу: https://uuc.adventist.ua/tyzhdenpodyaky-mayemo-nadiyu-shho-z-tsogo-roku-protestanty-pochnut-natsionalnyh-lideriv-vyhovuvaty-z-chysla-vlasnyh-vimyh/.

13. Меренков Г. Тиждень Подяки: Якби право-славш запозичили принципи протестантизму, було б добре [Электронный ресурс] // Украшська уш-онна конференщя. Церква адвентислв сьомого дня

- 2019. - Режим доступа к ресурсу: https://uuc.adventist.ua/tyzhdenpodyaky-yakby-pravoslavni-zapozychyly-pryntsypy-protestantyzmu-bulo-b-dobre/.

14. Тиждень Подяки: Сустльна шдиферент-нiсть позбавляе протестанлв зачарування перспективами потужного релшйного фактору в полiтицi [Электронный ресурс] // Украшська унюнна конференщя. Церква адвентислв сьомого дня - 2019. -Режим доступа к ресурсу: https://uuc.adventist.ua/tyzhdenpodyaky-suspilna-indyferentnist-pozbavlyaye-protestantiv-zacharuvannya-perspektyvamy-potuzhnogo-religijnogo-faktoru-v-politytsi/.

15. Тиждень Подяки: Щодо вуличних заходiв 2018 рiк був рекордним i надзвичайно успiшним [Электронный ресурс] // Украшська унюнна конференщя. Церква адвентислв сьомого дня - 2019. -Режим доступа к ресурсу: https://uuc.adventist.ua/tyzhdenpodyaky-shhodo-vulychnyh-zahodiv-2018-rik-buv-rekordnym-i-nadzvychajno-uspishnym/.

16. Меренков Г. Пастор Валерш Левицький: «Слухати Слово Боже - добре, читати - добре, але щоб бути блаженним - треба слухати, читати i ви-конувати» [Электронный ресурс] // Украшська унюнна конференция. Церква адвентислв сьомого дня - 2019. - Режим доступа к ресурсу: https://uuc.adventist.ua/pastor-valerij-levytskyj-sluhaty-slovo-bozhe-dobre-chytaty-dobre-ale-shhob-buty-Ыazhennym-treba-sluhaty-chytaty-i-vykonuvaty/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.