Научная статья на тему 'Протестантская этика в социально-политическом контексте Украины: от Макса Вебера к украинским реалиям'

Протестантская этика в социально-политическом контексте Украины: от Макса Вебера к украинским реалиям Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
655
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Константин Тетерятников

Статья посвящена теме протестантской трудовой этики в украинском социально-политическом контексте. Протестантская трудовая этика является феноменом, повлиявшим на западноевропейский капитализм, по мнению немецкого социолога начала XX столетия Макса Вебера. Исходя из представления о том, что протестантская трудовая этика влияет на благосостояние общества, автор уделяет особое внимание тому, почему это не происходит в Украине и что необходимо сделать для того, чтобы протестантская этика и в украинских реалиях стала влиятельной силой по преобразованию общества. С этой целью детально анализируются украинский социально-политический контекст, подчеркивается актуальность протестантской трудовой этики, показан принцип протестантской этики по Максу Веберу и украинские перспективы. Автор обосновывает, что протестантская этика не только актуальна для Украины, но и является той реальностью, по которому может идти украинское общество будущего, чтобы достичь развития и прогресса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Protestant Ethics in the Socio-Political Context of Ukraine: from Max Weber to Ukrainian Reality

The article is devoted to the theme of the Protestant work ethic in Ukrainian sociopolitical context. The Protestant work ethic a phenomenon influenced the West European capitalism, according to the German sociologist of the early twentieth century Weber. Based on the idea that the Protestant work ethic affect the welfare of the society, the author pays special attention to why this is not happening in Ukraine and what needs to be done to ensure that the Protestant ethic and the Ukrainian reality has become a powerful force for the transformation of society. For this purpose, a detailed analysis of Ukrainian social and political context, underlines the relevance of the Protestant work ethic, shows the principle of the Protestant ethic by Max Weber and Ukrainian prospects. The author proves that the Protestant ethic is not only relevant for Ukraine, but is the reality in which the future can be a Ukrainian company to achieve development and progress.

Текст научной работы на тему «Протестантская этика в социально-политическом контексте Украины: от Макса Вебера к украинским реалиям»

Протестантская этика в социально-политическом контексте Украины: от Макса Вебера к украинским реалиям

Константин ТЕТЕРЯТНИКОВ, «Духовное Возрождение», Киев, Украина

«Богословские размышления» / Спецвыпуск, 2016, с. 104-113. © К. Тетерятников, 2016

Аннотация

Статья посвящена теме протестантской трудовой этики в украинском социально-политическом контексте. Протестантская трудовая этика - является феноменом, повлиявшим на западноевропейский капитализм, по мнению немецкого социолога начала XX столетия - Макса Вебера. Исходя из представления о том, что протестантская трудовая этика влияет на благосостояние общества, автор уделяет особое внимание тому, почему это не происходит в Украине и что необходимо сделать для того, чтобы протестантская этика и в украинских реалиях стала влиятельной силой по преобразованию общества.

С этой целью детально анализируются украинский социально-политический контекст, подчеркивается актуальность протестантской трудовой этики, показан принцип протестантской этики по Максу Веберу и украинские перспективы.

Автор обосновывает, что протестантская этика не только актуальна для Украины, но и является той реальностью, по которому может идти украинское общество будущего, чтобы достичь развития и прогресса.

Abstract

The article is devoted to the theme of the Protestant work ethic in Ukrainian sociopolitical context. The Protestant work ethic - a phenomenon influenced the West European capitalism, according to the German sociologist of the early twentieth century - Weber. Based on the idea that the Protestant work ethic affect the welfare of the society, the author pays special attention to why this is not happening in Ukraine and what needs to be done to ensure that the Protestant ethic and the Ukrainian reality has become a powerful force for the transformation of society.

For this purpose, a detailed analysis of Ukrainian social and political context, underlines the relevance of the Protestant work ethic, shows the principle of the Protestant ethic by Max Weber and Ukrainian prospects.

The author proves that the Protestant ethic is not only relevant for Ukraine, but is the reality in which the future can be a Ukrainian company to achieve development and progress.

егодня мы видим потребность общества в протестантской этике труда.

В связи с трансформационными процессами в Украине во времена по-стсекулярной эпохи, религия уже не считается чем-то негативным, тем более в этических вопросах. Так как традиционно украинское общество считается православным, поэтому никто не замечал важность протестантской этики, пока украинцы не столкнулись с необходимостью общественно-политического выбора. Ведь желание жить по-европейски, без понимания того, что является главным этическим фактором, сформировавшим гражданское сообщество в Европе, приводит к тому, что мы не можем выйти на необходимый уровень преобразования и трансформации общества. Таким главным этическим фактором является протестантская этика.

Интеграция в европейское мировоззренческое пространство требует изучения современной протестантской нравственной системы, как христианский ответ на построение гражданского общества, с должным пониманием этики труда.

Такая ситуация актуализирует не только теоретическое осмысление протестантской этики, но и выводит ее исследование в практическую плоскость. В этом контексте системный философско-теологический анализ современного положения протестантской этики труда будет способствовать развитию украинского социума, которое переживает трудные времена трансформации этических основ общественного мировоззрения.

Протестантская этика имеет свою историю со времен западноевропейской реформации XVI в. и выявляет закономерность существования западных обществ, которые определили протестантский образ сознания. Система протестантской этики переживала разные этапы своего развития и трансформации, но ее неизменной основой является Священное Писание, точнее ее интерпретация и выстраивание системы этических принципов жизни. Еще в начале ХХ в. немецкий социолог М. Вебер в своем фундаментальном труде «Протестантская этика и дух капитализма» пытался проанализировать влияние протестантизма на формирование капиталистических отношений. И сейчас, в начале ХХ1 столетия, мы сталкиваемся с необходимостью проанализировать влияние протестантизма на украинское общество, с целью построения зрелого гражданского общества в Украине.

Результаты исследований в сфере протестантской трудовой этики, которую получат украинские духовные лидеры различных христианских деноминаций, даст возможность не только понимать мировоззрение протестантов и их этические нормы, но также отслеживать и прогнозировать тенденции их положительного влияния на общество.

Проблемы взаимосвязи между религиозной этической системой и светской этической системой являются предметом исследований и дискуссий, с целью изучения феномена влияния религиозной этики на общество, но исследованием именно протестантской этики в Украине не уделялось достаточ-

Введение

ного внимания. Имеющийся дефицит отечественных исследований протестантской этики обусловил необходимость авторского обращения к заявленной теме, постановку исследовательских задач, которое имеет за цель всестороннее и систематическое исследование феномена протестантской этики в ее связи с этикой в целом.

Положение дел: украинский социально-политический и экономический контекст

Украинский социально-политический контекст таков, что до сегодняшнего дня он находился под влиянием советской системы ценностей, убивающей суть трудовой этики касающейся добросовестной и усердной работы, основанной на понимании ее добродетельности. Также, мы живем в эпоху постоянных изменений и в связи с этим, мы наблюдаем необходимость в открытии протестантской трудовой этики, которая в итоге может стать дорожной картой, как для евангельских церквей, так и для общества в целом, что в итоге может привести к качественным переменам в государстве.

Сложность украинского социально-политического и экономического контекста связана с имитацией проведения необходимых реформ во всех сферах жизни.[1] Как следствие, мы не видим позитивных преобразований и как результат, жизнь не становится лучше. Проевропейский ориентир Украины наталкивается на жесткую реальность пути по кругу.

С другой стороны евангельские церкви, занятые саморазвитием и миссионерством в первые два десятилетия после развала СССР, не обратили внимание на необходимость формирования трудовой этики, как дисциплины, которая наравне с церковным евангелизмом, могла бы позитивно влиять на общество. Церкви, сосредоточившись на «спасении человеческих душ»[2], упустили из своего арсенала долгосрочную стратегию влияния через создание философии «нового общества», которое бы через воссозданную протестантскую трудовую этику, могло преображать изнутри украинский социум. Кажется, что для церкви более важно «краткосрочное» влияние на общество через кризисную социальную помощь, в том плане, что мы «исцеляем раны общества», стремясь урегулировать проблемные зоны, не борясь с их причинами. В этом плане церковь не созидает атмосферу экономического роста, поощряя своих людей работать для общего блага, развивать экономику через труд. В итоге, церковь оказывается не способной положительно прореагировать на серьезные политические изменения в стране и, к сожалению, не занимается подготовкой нового поколения пассионарных лидеров для общества.

В то же время, Украина, избрав проевропейский вектор развития, должна обратить свое внимание не только на высокий уровень жизни европейских

[1] Малко Роман. Грандюзна iмiтацiя. Свгг у 2016. Украшський випуск. Украшський тиж-день, 2016. — 126 с.

[2] Пеннер, Питер. Миссиология и герменевтика. Прочтение библейских текстов в контексте миссии. Серия «Коллоквиум в монографиях». — Черкассы: Коллоквиум, 2014. — 22 с.

стран, но и на трудовую этику этих стран, которая сформировалась под влиянием христианских ценностей и в первую очередь под влиянием протестантизма в тех странах, где он доминировал.

Макс Вебер попытался провести связь между процветанием, экономическим ростом, хозяйственной деятельностью и религией, и пришел к выводу в своем фундаментальном труде «Протестантская этика и дух капитализма», что капиталистическое производство в Европе начала ХХ столетия является детищем протестантской трудовой этики. Здесь нужно отметить, что тезис М. Вебера постоянно оспаривается и имеет как своих сторонников, так и противников, но в общем он прав, ища мотивы экономического процветания в религии.[3] Вебер говорит, что кальвинизм (реформатская вера) способствует позитивному развитию общества.[4] В своей книге он рассуждает, что церковная набожность, непринятие мира и аскетизм, совершенно не мешают вести капиталистическое предпринимательство и бизнес.[5]

Религиозной мотивации для формирования трудовой этики в Украине практически не хватает. Для многих христианских конфессий в Украине церковь — это «ковчег спасения», а не авангард Божьего Царства, поэтому главной задачей христиане видят в том, чтобы привести как можно больше людей к христианской вере, не обращая внимание на расхождения с христианской этикой, в том числе с трудовой этикой.

Понимание протестантской трудовой этики

Протестантская трудовая этика является результатом реформационных процессов в Западной Европе. Сама же реформация привела к секуляризации христианства, а этический аспект стал преобладать над религиозным.[6] Соответственно, трудовая этика перестала быть религиозной и стала ориентироваться преимущественно на «светской» деятельности. Вспоминается знаменитая цитата Мартина Лютера: «Призвание доярки не менее почетно, чем призвание проповедника и священнослужителя», подразумевающая, что уже нет четкой границы между священным и профанным в сфере труда и соответственно, трудовая этика приобретает другой характер. По Лютеру, «гражданские профессии, скромная деятельность в доме и во дворе, в предприятии и должности, рассматриваются не как отвлекающие от неба, но как действительно духовное занятие».[7]

Что же такое протестантская трудовая этика? Для реформаторов, трудовая этика и сам труд — это смысл человеческой жизни в мире, потому что труд выражает твою богоизбранность и проявляет Божье предопределение — «бла-

[3] Мак-грат, Алистер. Введение в христианское богословие. — Одесса: «Богомыслие», 1998. - 409 с.

[4] Вебер, Макс. Протестантская этика и дух капитализма. — 67 с. (эл. источник)

и Там же. — С. 66.

[6] Булгаков, С.Н. История экономических и социальных учений. — М.: Астрель, 2007. — С. 210.

[7] Там же. — С. 211.

годать добрых дел показывает, что дух усыновления дан нам».[8] Другими словами, через свою деятельность в мире по его преобразованию, верующий может удостоверяться в том, что он находится среди избранных, и тем самым успокаивать свою встревоженную совесть из-за увлеченности деятельностью в мире.

Важность протестантской трудовой этики в украинском контексте

Актуальность протестантской этики, как внутренней составляющей и основы для миссии в профессии понимают национальные лидеры евангельских союзов Украины. Так, президент ВСЦ ЕХБ, Валерий Антонюк, в своем интервью для исследовательской инициативы АДВ подчеркнул, что для него — «миссия в профессии — это, прежде всего, напоминание о том, что было в Советском Союзе, когда каждый христианин был миссионером на рабочем месте». Он говорит — «Я считаю, что это актуально и в наше время, когда любое поколение христиан реализовывает миссию в своей профессии. Я верю в то, что каждый христианин должен быть лучшим, как с профессиональной, так и с духовной точки зрения, на том месте, где его призвал Бог».[9]

По мнению лидера самого крупного протестантского союза, возвращает церковь в ее естественное состояние жизни в обществе, когда уже никто не готов тебя слушать, но от тебя по-прежнему ожидается, чтобы ты был лучшим. Почему так? Потому, что ситуация в обществе после тотального благо-вестия за последние два с половиной десятилетия, не изменилась. Христиан протестантов всего 3% в Украине и это не смотря на их активность, о которой могут только позавидовать православные.[10]

Также нужно отметить, что число приверженцев реформации в Украине за последние несколько лет выросло с 1,8% до 3%. Так вот, вся социальная направленность евангельских церквей упирается в отсутствие самой главной составляющей — теологии труда, которая могла сделать евангельский протестантизм более адекватным в украинском обществе. Ведь хотя евангельские церкви в Украине и видят себя приемниками Реформации, но они не являются ими. А интерес к реформации как фактору позитивных перемен в церкви и в обществе, так и не стал лейтмотивом стратегических инициатив к переменам постсоветских церквей. Ведь идеи Реформации подразумевают необходимость в постоянных реформах, которые не останавливаются только в церкви, но затрагивают и общество. Эта сторона взаимодействия, подразумевающая перемены не только в духовной и нравственной жизни, но и в социально-политической, часто опускается в украинских евангельских церквах.

[8] Мак-грат, Алистер. Введение в христианское богословие. — Одесса: «Богомыслие», 1998. - 409 с.

[9] Антонюк Валерий. Интервью для исследовательской инициативы Re-vision.

[10] Процент протестантов в Украине. https://Joshuaproject.net

В связи с этим, необходимость в ревизии доктрины труда становится актуальным для евангельских церквей, оказавшихся перед необходимостью пересматривать свои мировоззренческие основания. Осознавая необходимость в переменах и преобразованиях, мы здесь сталкиваемся с дефицитом реформаторов. Конформизм убивает реформационный дух, но очевидный кризис лидеров, открывает не только проблему, но и возможность.

Протестантская этика Макса Вебера

Макс Вебер — немецкий социолог, интересный для нас своей исследовательской работой по социологии религии «Протестантская этика и дух капитализма», написанный им еще в начале ХХ века, в 1905 г. В этой книге автор поднимает вопросы влияния религиозного догмата на хозяйственный уклад социума и затем его воздействие на структуру общества.

Труд Макса Вебера по «Протестантской этике» стал наиболее популярной его работой. В этой книге Вебер говорит о том, что этическая система кальвинизма как одной из деноминаций протестантизма стала причиной смены экономического центра Европы и перехода от католических французских, испанских и итальянских городов в протестантские нидерландские, английские, шотландские и немецкие города.

Вебер считает, что общество, имеющее большую долю приверженцев Реформации, оказывается способным создать более развитую капиталистическую экономику[11] и, по его мнению, в многоконфессиональных странах крупнейшие предприниматели являются протестантами.[12] Так, было на момент исследования Вебером в начале прошлого столетия. Протестанты, не смотря на свою неудобность, были необходимыми для развития экономики капиталистических стран Европы. Так прусскому королю Фридриху Вильгельму I приходилось мириться с пребыванием меннонитов в Восточной Пруссии, несмотря на их категорический отказ от военной службы, потому что менно-ниты были главной опорой прусской промышленности.[13] Такая ситуация была превалирующей на раннем этапе влияния протестантизма, вплоть до начала ХХ столетия. Здесь нужно отметить, что работа М. Вебера была написана до начала Первой Мировой Войны и глобальный потрясений прошлого века. Сегодня ситуация значительно другая как в мире, так и в Украине в частности. Крупный капитал в Украине, сегодня сосредоточен не у протестантов, но это не означает, что предпринимательский потенциал протестантов иссяк.

Так, Иен Барбур в своей книге «Этика в век технологии», в разделе «человеческие ценности» говорит, что «на ранних этапах протестантская этика проповедовала бережливость и усердный труд, и сочетание их нередко вело к финансовому успеху».[14]

[11] Вебер, Макс. Протестантская этика и дух капитализма. — 67 с. (эл. источник)

[12] George Ritzer.Contemporary Sociological Theory and Its Classical Roots: The Basics. — McGraw-Hill. — P. 35-37.

[13] Вебер, Макс. Протестантская этика и дух капитализма. — 68 с. (эл. источник).

[14] Барбур, Иен. Этика в век технологии. М.: Библейско-богословский институт св. Апо-

Христианская вера исторически предполагала не принятие мира, аскезу и отказ от погружения в мирские дела.[15] Что есть отчужденность от мира? По Веберу это подчинение всего жизненного уклада религиозным интересам. Это есть как у католиков, так и у протестантов. Вебер показал, что данный тезис о непринятии мира имеет внутреннюю связь с капиталистическим предпринимательством и развитием бизнеса. И в этом парадокс.

Интересно, что этическая система кальвинистов (реформатской веры) мотивировала последователей к упорному труду, рациональному ведению хозяйства и вложению прибыли в дальнейшее производство. Это связано также и с их амилленаристскими эсхатологическими предпочтениями.

Макс Вебер указал, что погоня за благосостоянием у протестантов не считалась признаком греховной жадности или честолюбия. Он обратил внимание, что протестанты по-новому относились к богатству и этот подход был ас-кетическим.[16] Вебер называл это новым «духом капитализма», подчёркивая его нематериальный характер и не склонность к гедонизму. В чем же причина такого подхода? Это связано с тем, что в протестантизме спасение не зависит от дел, а приобретение капитала не считалось угрозой спасению. По мнению кальвинистского писателя XVII века, — Вениамина Франклина, который в своих трудах сочетал похвалу приобретению капитала в миру с критикой его растраты. Капитал следовало приумножить, а не тратить.[17]

Точка зрения Вебера подтверждается анализом современных протестантских общин в Латинской Америке (где миллионы людей за последние 20 лет перешли из католицизма в протестантизм). Как показывают исследования, ставшие протестантами, люди из бедных слоёв поднимают свой жизненный уровень быстрее, чем католики.[18]

По мнению Макса Вебера, кальвинистская идея о предопределении, придавала им уверенность в спасении и не влияла негативно на их мирскую деятельность. То есть они занимались бизнесом и приумножением капитала без зазрения совести, при условии, что их капитал приобретался приемлемыми способами и не тратился расточительно.[19]

Как осуществить принципы протестантской трудовой этики в украинских реалиях?

Евангельским протестантам в Украине, нужно учесть фактор влияния реформатского богословия труда и разработать его в своем контексте таким об-

стола Андрея, 2001, — 65 с.

[15] Bendix. Max Weber. — 1977. — P. 57. <https://books.google.com.ua/books?id= 63sC9uaYqQsC&pg=PA57&lpg=PA57&vq=mundane+affairs&hl=ru#v=onepage&q= mundane%20affairs&f=false>.

[16] Макграт Алистер. Богословская мысль реформации. — Одесса: ОБШ «Богомыслие», 1994. - 275 с.

[17] Там же. — 276 с.

[18] Протестантская трудовая этика. — https://ru.wikipedia.org/wiki/

[19] Макграт Алистер. Богословская мысль реформации. — Одесса: ОБШ «Богомыслие», 1994. — 275 с.

разом, чтобы оно привело к росту евангельского предпринимательства в стране. Эти перемены должны возникнуть в результате того, что евангельские протестанты выйдут за пределы своей деноменационности и начнут вести экуменический диалог.

Одной из проблем евангельских церквей в Украине, является подчеркивание собственного превосходства. Дискуссии о правильности веры не утихают до сих пор и чаще всего они сопровождают те церкви, которые по сути своей являются отражением модернистской культуры. Сегодняшним евангельским церквам, особенно из фундаменталистского блока необходимо перестать спорить. В этом плане, показателен опыт тех церквей, которые избегая споров, определили «круг ортодоксии»[20] евангельских церквей, таким образом, сняв напряжение в межденаминационном диалоге.

Это напряжение снимается и внутри общины, направляя ее внутренний потенциал на миссию в профессии и социальный евангелизм. Это в итоге приводит к выходу общины за рамки своих стен и к необходимому влиянию на общество для его дальнейшего преобразования.

Евангельские протестанты Украины нуждаются в переосмыслении своих этических устоев в сфере трудовой деятельности христиан. Только тогда, когда евангельские церкви осознают свою роль в обществе, они смогут пересмотреть свое богословие труда. Евангельский нигилизм в отношении мира, должен смениться «теологией надежды», а работа в мире, должна преобразоваться из состояния труда, как «неизбежного зла» в состояние, когда труд — это прославление Бога с целью распространения Божьего сияния в этом мире. Лишь тогда у церкви появляется вера в действенность слов молитвы Отче наш: «...да исполнится и на земле воля Твоя, как на небе» (Мф.6:10). [Перевод РБО].

Необходимо по-новому подойти к роли церкви в обществе. Церковь не должна быть на обочине социальной жизни и уже не может быть в ее центре. Секуляризм не пустит церковь в свой центр, а если и произойдет это, то в украинском контексте это будет не в пользу протестантов. Где же тогда место для евангельской церкви в обществе? Ее место быть в гуще событий и в эпицентре проблем и вызовов современного общества.

Факторы, формирующие носителей протестантской этики в обществе

Церковь в мире — это сообщество Божьего народа и состоит из людей, имеющих политическую зрелость, являются социально ответственными и пассионарными.

Божий человек не может равнодушно смотреть на то, что происходит в стране, в которой он живет. Его сердце будет сжиматься от боли или востор-

[20] Константин Гончаров. Ее величество традиция. См. в сб: Форум 20. Двадцать лет религиозной свободы и активной миссии в постсоветском обществе. Итоги, проблемы, перспективы евангельских церквей.

гаться от радости, но он не будет равнодушен от происходящего. А что происходит в политической жизни страны? Нечестие и безбожие по-прежнему правит балом! Почему так? Прежде всего, из-за того, что в руководстве страны остаются те же люди, которые и раньше находились на руководящих постах, являясь носителями советского прошлого: атеистическо-материалисти-ческого мировоззрения и номинально принадлежащих к православной церкви московского патриархата (УПЦ МП).

Где же люди новой формации, новой волны, нового поколения? Их пока нет... Может они не могут прорваться в гущу проблем, чтобы быть проводниками Бога в этом мире? А может еще не настало это время? Думая над этой сферой человеческой жизни, хочется вспомнить пример пророков Ветхого Завета, которые были ярким олицетворением активной гражданской позиции в своем обществе. Они были в центре внимания народа и имели влияние на политиков. Украина нуждается в новом поколении лидеров-пророков, которые проявляя бесстрашие, будут в центре внимания политической жизни страны.

Божий человек не закрывается от актуальных проблем хозяйственной и социальной стороны жизни общества. Он заинтересован в том, чтобы человек раскрывал себя во всей полноте Божьего образа и подобия, развиваясь таким образом, чтобы основные потребности человека были удовлетворены законным образом. Что это значит? Это значит, что необходимы серьезные экономические изменения в стране, чтобы в ней хотелось жить, создавать семьи и воспитывать своих детей!

А в чем проблема? Мы видим вопиющую экономическую несправедливость и соответственно утечку лучших и перспективных за рубеж. Большинство украинской молодежи имеют серьезные намерения выехать из страны, а нам нужны те, которые готовы изменить экономическую ситуацию в стране.

Русский философ Лев Гумилев впервые использовал термин «пассионар-ность», чтобы показать, что в обществе время от времени появляются люди, которые готовы «жить для других» и преобразовывать мир вокруг себя.[21] Это люди великой цели и мощной страсти по изменению общества. В духовном смысле это те, которые готовы воплощать в жизнь Иисусову молитву: «Да придет Царствие Твое.» (Мф.6:10). Именно в таких людях нуждается Украина.

По Гумелеву, пассионарность — «это способность и стремление к изменению окружения... Импульс пассионарности бывает столь силен, что носители этого признака — пассионарии — не могут заставить себя рассчитать последствия своих поступков. Это очень важное обстоятельство, указывающее, что пассионарность — атрибут не сознания, а подсознания, важный признак, выражающийся в специфике конституции нервной деятельности».[22]

[21] Тетерятников, Константин. Какие лидеры нам нужны? Шр:/Де1егуа1:шкоу. blogspot.com/2013/02/blog-post.html

[22] Там же.

Пассионарный человек — это человек страсти, которая увлекает его дальше собственного эго к высшей цели. В христианстве — это стремление выразить в себе Христа (Рим.8:29), который изменил облик еврейской религиозной общины I века, которая впоследствии и стала родоначальницей христианской Церкви.

Для того чтобы Божьи люди стали страстными им нужен образец, выраженный в примере Христа, который не себе угождал, а служил другим. Общество постоянно изменяется и проблемы, которые были актуальными еще пять лет назад, уже не кажутся таковыми сегодня. Поэтому всегда необходимо быть начеку, чтобы не потерять актуальности.

Заключение.

Возвращение к христианству реформации

Евангельское христианство в Украине, видя себя приемником Реформации и носителями протестантской трудовой этики, не обращают внимания на то, что они далеки от этого явления в истории церкви.

Идеи реформации подразумевают необходимость в постоянных реформах, которые не останавливаются только в церкви, но затрагивают и общество. Эта сторона взаимодействия, подразумевающая перемены не только в духовной и нравственной жизни, но и в экономической сферах, часто опускается в постсоветских украинских церквах, осознающих, что их влияние на государство невелико и поэтому главная задача сводится к тому, чтобы удержаться на плаву в своей стране, не указывая государству, в каких сферах оно нуждается в преобразовании.

Мы часто воспринимаем реальность следующими категориями — «мир лежит во зле», «христианство — это меньшинство», «и дано было ему вести войну со святыми и победить их» и соответственно, мы сталкиваемся с маргинализацией евангельского христианства в Украине.

Могло бы быть все по-другому? Да, если принять во внимание следующие составляющие. Мы живем на Божьей земле и у Него есть план в отношении этого мира. Христианину необходимо понимать, что сегодняшний духовный конфликт придет к полному поражению зла и торжеству добра, поэтому с этой верой необходимо идти в мир и расширять Его Царство.

Одной из сильных сторон реформатского христианства является его учение о трудовой этике, доказавшей свою способность к преобразованию общества и имеющей потенциал к позитивным переменам для находящегося в глубоком социально-политическом и экономическом кризисе украинского общества.

Церкви нельзя пренебрегать наследием Реформации и необходимо использовать его для формирования собственной доктрины труда. С другой стороны, феномен протестантской этики, связан с тремя необходимыми ценностями. Во-первых, успех протестантской этики зависит от добросовестного труда. Во-вторых, от усердия в работе. И в-третьих, от понимания того, что труд — это добродетель.

Библиография

Барбур, Иен. Етика в век технологии. М.: Библейско-богословский институт св. Апостола Андрея, 2001. — 65 с.

Булгаков, С.Н. История экономических и социальных учений. — М.: Астрель, 2007. - 210 с.

Вебер, Макс. Протестантська етика i дух капiталiзму. — 67 с. (ел. джерело)

Гончаров, Костянтин. II величнють тради-ц1я // Форум 20. Двадцять рошв релтй-но1 свободи та активно! мюи в постра-дянському суспшьствь Пiдсумки, про-блеми, перспективи евангельських цер-ков. Матерiали до дискусш / Редактор-упорядник М.Черенков. — К.: «ДУХ I Л1ТЕРА», 2011. — 264 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Макграт Алютер. Богословська думка реформации. — Одеса: ОБШ «Богомислiе», 1994, — 275 с.

Малко, Роман. Грандюзна iмiтацiя. Свiт у 2016. Украшський випуск. Украшський тиждень, 2016. — 126 с. Пеннер, Штер. Мююлопя i герменевтика. Прочитання бiблiйних текспв в кон-текстi м1сц. Серiя «Колоквiум в моногра-фiях». — Черкаси: Колокшум, 2014. — 22 с.

Протестантская трудовая этика. — https://

ru.wikipedia.org/wiki/ Смгг, Девiд. На шляху в Еммаус. Над!я за чаив невизначеностi. — К.: Вiкрiта Б16л1я, ДУХ I Л1ТЕРА, 2011. — 31 с. Тетерятников, Константин. Какие лидеры нам нужны? http://teteryatnikov. blogspot.com/2013/02/blog-post.html George Ritzer.Contemporary Sociological Theory and Its Classical Roots: The Basics. — McGraw-Hill. — P. 35-37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.