Научная статья на тему 'Оценка эффективности применения сказкотерапии у детей с заиканием'

Оценка эффективности применения сказкотерапии у детей с заиканием Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
712
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗАИКАНИЕ / ДЕТИ / ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ / СКАЗКОТЕРАПИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТЕРАПИИ / STUTTERING / CHILDREN / GROUP PSYCHOTHERAPY / FAIRYTALE THERAPY / THERAPY EFFECTIVENESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Миткевич В.А., Харькова О.А., Соловьев А.Г., Парняков А.В.

Цель исследования обоснование использования сказкотерапии в оценке динамики личностных и психоэмоциональных показателей детей с заиканием. Материал и методы. Обследованы 166 детей в возрасте от 7 до 13 лет, наблюдавшихся у детских психиатров и неврологов г. Архангельска с диагнозом заикание (F 98.5), разделенные на две группы в соответствии с различными методами лечения: в первой (93 чел.) использовалась преимущественно групповая психотерапия и сказкотерапия, занятия с логопедом, во второй (73 чел.) медикаментозная терапия и физиотерапевтические методы, занятия с логопедом. Результаты. Показано, что использование групповой образно-игровой сказкотерапии способствует нормализации и улучшению психического, социального и семейного функционирования детей с заиканием, что приводит к улучшению речевого статуса, ликвидации признаков девиации личности, расширению коммуникативных возможностей. Изменения личностных особенностей детей связаны с появлением уверенности, повышением показателя социальной приспособленности, уменьшением тревожности на фоне положительной динамики психоэмоционального состояния. Показана возможность использования методики сказкотерапии в качестве перспективной мето-дологической основы для разработки новых моделей групповой психотерапии у детей и подростков с нервно-психической патологией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Миткевич В.А., Харькова О.А., Соловьев А.Г., Парняков А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evaluation of the effectiveness of fairy-tale therapy in children with stuttering

Purpose is to substantiate the use of fairy tale therapy in assessing the dynamics of personal and psycho-emotional indicators of children with stuttering. Materials and methods. We examined 166 children aged from 7 to 13 y. o. observed by pediatric psychiatrists and neurologists of Arkhangelsk with a diagnosis of stuttering (F 98.5). The children were divided into two groups according to different methods of treatment: group I (93 people) mainly group psychotherapy and fairy tale therapy, classes with a speech therapist, group II (73 people) medical therapy and physiotherapy, classes with a speech therapist. Results. It is shown that the use of group figurative-game fairy-tale therapy contributes to the normalization and improvement of mental, social and family functioning of children with stuttering, which leads to improved speech status, elimination of signs of personality deviation, and expansion of communication capabilities. Changes in the children's personality characteristics are associated with the emergence of confidence, an increase in the indicator of social fitness, a decrease in anxiety against the background of positive dynamics of the psycho-emotional state. The possibility is shown to use fairy-tale therapy as a promising methodological framework for developing new models of group psychotherapy in children and adolescents with neuropsychiatric pathologies.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности применения сказкотерапии у детей с заиканием»

100 ^L ПРАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА

Том 17, № 3. 2019

УДК 376.37

В.А. МИТКЕВИЧ, О.А. ХАРЬКОВА, А.Г. СОЛОВЬЕВ, А.В. ПАРНЯКОВ

Северный государственный медицинский университет, г. Архангельск

Оценка эффективности применения сказкотерапии у детей с заиканием

Контактная информация:

Миткевич Владимир Анатольевич - кандидат медицинских наук, доцент кафедры психиатрии и клинической психологии Адрес: 163061, пр. Троицкий, д. 51, г. Архангельск, тел.: +7 (8921) 679-69-38, e-mail: birina@rumbler.ru

Цель исследования - обоснование использования сказкотерапии в оценке динамики личностных и психоэмоциональных показателей детей с заиканием.

Материал и методы. Обследованы 166 детей в возрасте от 7 до 13 лет, наблюдавшихся у детских психиатров и неврологов г. Архангельска с диагнозом заикание (F 98.5), разделенные на две группы в соответствии с различными методами лечения: в первой (93 чел.) использовалась преимущественно групповая психотерапия и сказкотерапия, занятия с логопедом, во второй (73 чел.) - медикаментозная терапия и физиотерапевтические методы, занятия с логопедом.

Результаты. Показано, что использование групповой образно-игровой сказкотерапии способствует нормализации и улучшению психического, социального и семейного функционирования детей с заиканием, что приводит к улучшению речевого статуса, ликвидации признаков девиации личности, расширению коммуникативных возможностей. Изменения личностных особенностей детей связаны с появлением уверенности, повышением показателя социальной приспособленности, уменьшением тревожности на фоне положительной динамики психоэмоционального состояния. Показана возможность использования методики сказкотерапии в качестве перспективной мето-дологической основы для разработки новых моделей групповой психотерапии у детей и подростков с нервно-психической патологией.

Ключевые слова: заикание, дети, групповая психотерапия, сказкотерапия, эффективность терапии.

(Для цитирования: Миткевич В.А., Харькова О.А., Соловьев А.Г., Парняков А.В. Оценка эффективности применения сказкотерапии у детей с заиканием. Практическая медицина. 2019. Том 17, № 3, С. 100-103)

DOI: 10.32000/2072-1757-2019-3-100-103

V.A. MITKEVICH, O.A. KHARKOVA, A.G. SOLOVIEV, A.V. PARNYAKOV

Northern State Medical University, Arkhangelsk

Evaluation of the effectiveness of fairy-tale therapy in children with stuttering

Contact details:

Mitkevich V.A. - Ph. D (medicine), Associate Professor, Department of Psychiatry and Clinical Psychology Address: 51 Troitsky Ave, Arkhangelsk, Russian Federation, 163061, tel.: +7 (921) 679-69-38, e-mail: birina@rambler.ru

Purpose - is to substantiate the use of fairy tale therapy in assessing the dynamics of personal and psycho-emotional indicators of children with stuttering.

Materials and methods. We examined 166 children aged from 7 to 13 y. o. observed by pediatric psychiatrists and neurologists of Arkhangelsk with a diagnosis of stuttering (F 98.5). The children were divided into two groups according to different methods of treatment: group I (93 people) - mainly group psychotherapy and fairy tale therapy, classes with a speech therapist, group II (73 people) - medical therapy and physiotherapy, classes with a speech therapist.

Results. It is shown that the use of group figurative-game fairy-tale therapy contributes to the normalization and improvement of mental, social and family functioning of children with stuttering, which leads to improved speech status, elimination of signs of personality deviation, and expansion of communication capabilities. Changes in the children's personality characteristics are associated with the emergence of confidence, an increase in the indicator of social fitness, a decrease in anxiety against the background of positive dynamics of the psycho-emotional state. The possibility is shown to use fairy-tale therapy as a promising methodological framework for developing new models of group psychotherapy in children and adolescents with neuropsychiatric pathologies.

Key words: stuttering, children, group psychotherapy, fairy-tale therapy, therapy effectiveness.

(For citation: Mitkevich V.A., Kharkova O.A., Soloviev A.G., Parnyakov A.V. Evaluation of the effectiveness of fairy-tale therapy in children with stuttering. Practical Medicine. 2019. Vol. 17, № 3, P. 100-103)

Заикание является дискоординационным судорожным нарушением речи. Клинические его проявления сводятся к расстройствам плавности, слитности речи, темпо-ритмической организации, имеющие форму специфических запинок, обусловленных судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Как и в случаях других психоречевых расстройств у детей, в возникновении заикания играют роль экзогенные, эндогенные и социальные факторы риска, а также личностная предрасположенность индивидуума [1]. Важным является и нарушение коммуникации, что приводит к психогенному изменению личности больного с раннего возраста; отмечается общее напряжение, скованность движений, двигательное беспокойство. В дальнейшем у заикающихся формируются психические особенности, проявляющиеся в страхе речи, логофобии.

Логофобия является индивидуальной патологической эмоциональной реакцией пациента на дефект речи, приводящей к еще большей дезорганизации системы межличностных отношений. При этом сначала нарушение общения выявляется в самих семьях заикающихся детей [2] Отмечаются особенности детско-родительских отношений с выделением преимущественно тенденции к подавлению самостоятельности и речевой активности детей и психической неуравновешенности родителей. Не случайно врачи все чаще при заикании ставят диагноз логоневроза, справедливо относя тем самым этот недуг к более широкому кругу расстройств -пограничному расстройству психики [3].

С учетом того, что заикание - это сложный комплекс, в первую очередь личностных, поведенческих и речевых проблем, для их решения необходим междисциплинарный подход, совмещающий логопедическое и психотерапевтическое воздействие в ходе использования одних и тех же методов и приемов [4]. Лечение заикания - это вопрос не только врачебного вмешательства, но и активного социального воздействия, включающего интенсивные речевые занятия и общение с социальным окружением больного (в семье, в школе и т. п.). Лечебные мероприятия включают следующие моменты: медикаментозное лечение, которое проводится дифференцированно и включает общеукрепляющую, седативную и посиндромную терапию, физиотерапевтические процедуры (электрофорез), массаж, ЛФК и т. д. В комплексной реабилитационной работе с детьми, страдающими заиканием, наиболее эффективными зарекомендовали себя поведенческие, когнитивно-поведенческие, суггестивные методы в условиях групповой и индивидуальной психотерапии. В процессе групповой личностно-ориентированной психотерапии заикания решается главная задача - изменение системы отношений личности, коррекция неадекватных реакций и форм поведения, что, в конечном счете, приводит к восстановлению полноценного социального функционирования личности [5].

Одним из вариантов групповой психотерапии являлся сказкотерапия, использующая творческий потенциал личности и направленная на устранение болезненной симптоматики, восстановление внутрисемейных отношений, социально-психологическую адаптацию, а также формирование психологической устойчивости к психотравмирующим ситуациям у детей с заиканием [6]. Психотерапевтический процесс при этом построен так, что в нем интегрируются как игровой, так и сказкотерапев-

тический групповые методы лечения с элементами арт-терапии и психодрамы.

Цель исследования - обоснование использования сказкотерапии в оценке динамики личностных и психоэмоциональных показателей детей и подростков с заиканием.

Материал и методы

Обследовано 166 детей в возрасте от 7 до 13 лет, наблюдавшихся у детских психиатров и неврологов г. Архангельска с диагнозом заикание (F 98.5), из них 103 мальчика (62,0%) и 63 девочки (38,0%). Все пациенты с учетом личностных предпочтений были разделены на две группы в соответствии с различными методами лечения выявленной патологии. В первой группе (93 чел.) использовалась преимущественно групповая сказкотерапия и логопедические занятия, во второй (73 чел.) - проводимое лечение включало в себя общеукрепляющую, седативную и посиндромную терапию и физиотерапевтические методы (электрофорез, электросон), массаж, ЛФК, занятия с логопедом.

В группе с использованием сказкотерапии применялся междисциплинарный подход с привлечением к работе психотерапевтов, психологов, художников, артистов, социальных и музейных педагогов [7]. Число детей в группе составляло 10-12 чел., продолжительность одного занятия - 45-60 мин, частота занятий - 1 раз в неделю, длительность всего лечебно-реабилитационного процесса в среднем 3 месяца.

Клинико-психологические методы включали методику «САН» Ч. Осгуда - адаптированный модифицированный вариант детского личностного вопросника Р. Кеттела [8] Для оценки эффективности результатов психотерапевтической работы с детьми нами использовалась методика, основанная на выделении наиболее важных позиций гармонических и дизгармонических изменений и их количественной объективизации [9], включающая критерии: симптоматического улучшения состояния ребенка в ходе лечения; степени изменений взаимоотношений в семье; степени социальных изменений функционирования детей в детском дошкольном учреждении, школе, отношениях со сверстниками.

Статистические методы. Динамика количественного признака оценивалась с помощью парного критерия Стьюдента. Для изучения взаимосвязи между типом терапии и личностными / психо-эмоциональ-ными характеристиками пациентов с учетом влияния пола и возраста применялся множественный линейный регрессионный анализ. Зависимая переменная в каждом случае (обозначена значком А) была получена путем вычитания из значения «после» значения «до». Поиск взаимосвязи между двумя качественными переменными осуществлялся с помощью с помощью хи-квадрат Пирсона. Критический уровень статистической значимости составил р<0,05. Для статистического анализ данных применялась программа STATA, version 15.

Результаты исследования

С помощью методики Кеттелл (детский вариант) нами выстроен профиль личности пациента с заиканием до и после прохождения соответствующего вида терапии. При применении сказкотерапии мы наблюдали изменения в следующих шкалах: А (открытость - замкнутость), С (эмоциональная устойчивость - неустойчивость), D (нетерпели-

PSYCHIATRY

102 ПРАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА

Том 17, № 3. 2019

Таблица 1. Влияние типа лечения на самочувствие, настроение и активность детей с заиканием с учетом возрастной принадлежности

Table 1. Impact of the type of therapy on the feeling, mood and activity of children with stuttering of various ages

Независимая ^^^^^^ переменная ^ Тип лечения р-уровень

Зависимая ^^^^^^ переменная B* 95% ДИ

ЛН -6,437 -7,754; -5,119 <0,001

ЛС -3,813 -4,991; -2,635 <0,001

ЛА -5,607 -6,933; -4,282 <0,001

Примечание: * - коэффициент регрессии, скорректированный с учетом возраста ребенка при множественном линейном регрессионном анализе; зависимая переменная - в баллах, независимая переменная - «тип лечения».

Note: * - regression coefficient adjusted by the child's age under multiple regression analysis; dependent variable - score; independent variable - type of treatment.

Таблица 2. Особенности симптоматического улучшения у детей с заиканием в зависимости от типа лечения, N (%)

Table 2. Degree of symptomatic changes in children with stuttering after various types of therapy, N (%)

Симптоматическое улучшение Тип лечения р-уровень*

Сказкотерапия (n=93) Медикаментозное (n=71)

Болезненная симптоматика сохраняется практически в первоначальном виде 0 4 (5,5) <0,001

Симптоматика проявляется часто и характеризуется значительной интенсивностью 28 (30,1) 42 (57,5)

Симптоматика проявляется редко и характеризуется слабой интенсивностью 39 (41,9) 16 (21,9)

Отсутствие болезненной симптоматики 26 (28,0) 11 (15,1)

Примечание: * - р рассчитывалось с помощью хи-квадрат Пирсона. Note: * - p was calculated with Pearson's Chi-squared test.

вость - сдержанность), О (безмятежность - тревожность), (низкий самоконтроль - высокий самоконтроль), Р4 (невозмутимость - напряженность) (р<0,001); в случае медикаментозной терапии - А, С, D, F (озабоченность - беспечность), Н (застенчивость - решительность), О, Р3 (р<0,001). Таким образом, терапия способствовала тому, что пациенты с заиканием стали более открытыми, уверенными в себе, сдержанными, исполнительными, ответственными, повысился показатель социальной приспособленности, а также менее тревожными и раздраженными.

Для того чтобы оценить влияние типа терапии на изменения, произошедшие в профиле личности и в психоэмоциональном состоянии пациентов с заиканием, мы ввели новую переменную «разница» (А) для каждого признака. Оказалось, что при медикаментозном лечении показатели А шкалы А, С, G, Р3 были ниже на 0,762; 1,281; 0,327, 1,144 стены, чем при сказкотерапии, с учетом возрастных особенностей, а показатели Е, I, О, Р4 были выше на

0,368; 0,497; 2,231; 2,411 стены соответственно. Таким образом, сказкотерапия по сравнению с медикаментозной терапией лучше корректирует многие черты личности пациента с заиканием.

Сказкотерапия более активно влияла и на психоэмоциональное состояние пациентов с заиканием (табл. 1).

Так, при медикаментозном лечении положительные изменения в настроении, самочувствии и активности были ниже в среднем на 6,437; 3,813 и 5,607 баллов, чем при сказкотерапии, с учетом возрастных особенностей (р<0,001). Кроме того, сказ-котерапия оказала влияние и на симптоматическое улучшение у пациентов с заиканием (табл. 2).

При использовании сказкотерапии нами отмечены более выраженные изменения взаимоотношений в семье (р<0,001), включая осознание проблем ребенка и полную реконструкцию нарушенных эмоциональных отношений (табл. 3).

Социальные изменения в сторону восстановления социального функционирования чаще также

Таблица 3. Особенности изменений взаимоотношений в семье у детей с заиканием в ходе различных типов лечения, N (%)

Table 3. Degree of changes in family relations in children with stuttering after various types of therapy, N (%)

Изменения взаимоотношений в семье Тип лечения р-уровень*

Сказкотерапия (n=93) Медикаментозное (n=73)

Изменений практически не произошло 0 49 (67,1) <0,001

Осознание семьей проблем ребенка 6 (6,5) 13 (17,8)

Осознание семьей проблем ребенка и частичная реконструкция нарушенных эмоциональных отношений 44 (47,3) 11(15,1)

Осознание семьей проблем ребенка и полная реконструкция нарушенных эмоциональных отношений 43 (46,2) 0

Примечание: * - р рассчитывалось с помощью хи-квадрат Пирсона. Note: * - p was calculated with Pearson's Chi-squared test.

отмечались у пациентов, лечившихся методом сказкотерапии, по сравнению с детьми, проходившими медикаментозную терапию (р<0,001) (табл. 4).

Выводы

Таким образом, использование групповой образно-игровой сказкотерапии способствует нормализации и улучшению психического, социального и семейного функционирования детей и подростков с заиканием, что приводит к улучшению речевого статуса, ликвидации признаков девиации личности, расширению коммуникативных возможностей [10] Изменения личностных особенностей детей связаны с появлением уверенности в себе, повышением показателя социальной приспособленности, уменьшением тревожности на фоне положительной динамики психоэмоционального состояния пациентов (улучшение самочувствия, активности, настроения). Апробированная нами методика сказкотерапии может служить перспективной методологической основой для разработки новых моделей групповой психотерапии у детей с нервно-психической патологией.

Соловьев А.Г.

http://orcid.org/0000-0002-0350-1359

ЛИТЕРАТУРА

1. Бочарова Е.А., Сидоров П.И., Соловьев А.Г. Медико-социальные факторы риска в формировании отклонений в психическом и

речевом развитии в детском возрасте // Российский вестник пери-натологии и педиатрии. - 2002. - Т. 47, № 4. - С. 39-42.

2. Дьякова Е.А. Особенности речевого воспитания в семьях детей, страдающих заиканием // Материалы конференции с межд. участием «Современные технологии диагностики, профилактики и коррекции нарушений развития», МГПУ. - М., 2005. - Т. 2. -С. 110-124.

3. Лохов М.И., Фесенко Ю.А., Рубина А.П. Основные подходы к лечению заикания и логоневроза в контексте общей терапии мо-носимтоматических пограничных психических расстройств детского возраста // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В.М. Бехтерева. - 2005. - №1. - С 10-12.

4. Садовникова Е.Н. К вопросу о роли нарушения общения в генезе заикания // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2007. - № 6 (24). - С. 48-54.

5. Ретюнский К.Ю. Современные принципы комплексной реабилитации детей и подростков с затяжными формами системных расстройств // Практическая психология и логопедия . - 2004. -№ 1 (8). - С. 27-34.

6. Миткевич В.А., Соловьев А.Г. Групповая образно-игровая сказкотерапия // Вестник психотерапии. - 2011. - № 37 (42). -С. 19-29.

7. Миткевич В.А., Соловьев А.Г. Междисциплинарно-интегра-тивный подход в психотерапевтической помощи детям и подросткам с невротическими расстройствами // Вестник психотерапии. -2017. - № 62 (67). - С. 27-35.

8. Рабочая книга практического психолога / под ред. А.А. Бо-далева, А.А. Деркача, Л.Г. Лаптева. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2001. - 640 с.

9. Миткевич В.А., Соловьев А.Г. К вопросу оценки эффективности терапии нервно-психических заболеваний у детей и подростков // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. - 2010. -№ 4. - С. 52-53.

10. Модели диагностики и лечения психических и поведенческих расстройств: клиническое руководство / под ред. В.Н. Краснова, И.Я. Гуровича. - М., 2000. - 224 с.

PSYCHIATRY

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.