УДК 616.85-053.2-085.851:615.851
ЭФФЕКТИВНОСТЬ АРТТЕРАПИИ ПРИ НЕВРОТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВАХ У ДЕТЕЙ
© 2005 г. В. А. Миткевич, П. И. Сидоров, А. Г. Соловьев,
А. Н. Кокорина
Северный государственный медицинский университет, г. Архангельск
Исследуются возможности применения одного из недостаточно изученных и мало используемых в России видов психотерапии — арттерапии у детей с нервнопсихической патологией. Установлено положительное влияние арттерапии на личностные особенности пациентов, их психоэмоциональное состояние, отмечено выраженное снижение и исчезновение болезненной симптоматики; выявлено улучшение взаимоотношений между родителями и детьми, повышение социальной адаптации детей в дошкольных учреждениях и школах. Результаты ориентируют на дифференцированный подход к лечению в зависимости от возрастной категории пациентов и заостряют внимание психотерапевта на аспекте восстановления нарушенных внутриличностных и межличностных отношений. Ключевые слова: арттерапия, невротические расстройства у детей.
В настоящее время в связи с неблагоприятной социально-экономической ситуацией в стране, затрагивающей все сферы жизни общества, наблюдается тенденция к росту нервно-психических нарушений, в том числе у детей. Данные официальной статистики свидетельствуют о значительной распространенности психической патологии в детско-подростковой популяции и существенном росте числа лиц, состоящих под наблюдением у психиатра. За последние пять лет частота психической патологии среди детей увеличилась на 16,7, среди подростков — на 2,5 % [3].
В детском возрасте нередко возникают конфликты из-за переживания своей «неполноценности» и попыток ее преодоления. Несмотря на все возрастающее число лечебно-профилактических программ по оказанию помощи детям с невротическими расстройствами, эффективность их лечения по-прежнему остается широковариабельной и главное — слабопрогнозируемой в плане рецвдивирования. Необходимо искать новые подходы к лечению детей с невротическими нарушениями, совершенствовать организацию специализированной психотерапевтической помощи.
Целью данной работы являлось исследование возможности применения одного из недостаточно изученных и мало используемых в России видов психотерапии для детей с нервно-психической патологией — арттерапии.
Арттерапия — метод терапии искусством, творческим самовыражением, эффективность применения которого в контексте лечения связана с воздействием на эмоциональную сферу человека. Мы обратились к творческим формам и методам работы, так как именно искусство позволяет взаимодействовать с ребенком на символическом уровне, понимать его скрытые чувства и переживания; при этом происходит эмоциональное отреагирование тягостных переживаний, в результате чего снимается напряженность психотравмирующей ситуации и исчезает болезненная симптоматика.
В основу работы легли результаты обследования 305 детей (185 мальчиков и 120 девочек в возрасте от 4 до 13 лет) с нервно-психической патологией, наблюдавшихся у детских психиатров и невропатологов г. Архангельска. На момент первичного обследования невроз навязчивых движений диагностирован у 70 (23,0 %) больных, невротическое заикание — у 58 (19,0 %), невротические недифференцированные формы реактивных состояний — у 46 (15,2 %), невротические реакции с преобладанием вегетативных дисфункций — у 43 (14,1 %), невротический энурез — у 38 (12,4 %), невроз страха — у 21 (6,8 %), невротический энкопрез — у 19 (6,2 %), элективный мутизм — у 10 (3,3 %). Из обследования были исключены дети с олигофренией, выраженной органической патологией центральной нервной системы, а также с процессуальными заболеваниями.
Все больные были разделены на три группы в соответствии с различными методами лечения выявленной патологии — арттерапией (пер-
вая группа), гипносуггестивной терапией (вторая группа) и преимущественно медикаментозным лечением и иглорефлексотерапией (третья группа).
Методом арттерапии было пролечено 136 (44,6 %) детей. Как для устранения у ребенка болезненной симптоматики, так и для адаптации его в обществе и семье и вовлечения в активную творческую деятельность нами применялась групповая методика психотерапии творческим самовыражением в сочетании с игровой психотерапией. Разница в возрасте у детей в этой группе составляла 2—3 года. С детьми работали психотерапевт, психолог, художник, музейный педагог, педагог-«сказочник». Занятия проводились группами в среднем по 8 человек, продолжительность их составляла 1 —1,5 часа, длительность курса — 3 месяца (12—15 занятий). Занятия проводились на базе Архангельского музея изобразительных искусств, что позволяло использовать искусство как в экспрессивном творческом варианте (дети рисуют сами), так и в импрессивном (восприятие детьми уже готовых произведений).
Гипносуггестивная терапия использовалась в отношении 79 (25,9 %) детей. Занятия проводились на базе детского кабинета психоневрологического диспансера г. Архангельска в группах по 3—4 человека, продолжительность сеанса — 40 минут 2—3 раза в неделю. Общая продолжительность курса лечения составляла в среднем 1,5—2 месяца (10—15 сеансов). Формулы внушения варьировали в зависимости от возраста пациентов и нозологических особенностей.
На базе психоневрологического отделения Архангельской областной детской клинической больницы пролечено 90 человек (29,5 %). Пребывание детей в стационаре в среднем составило 14,4 койкодня. Проводимое лечение включало в себя использование медикаментов (ноотропы, витамины группы В, транквилизаторы, антидепрессанты) на фоне применения корпоральных методов иглорефлексотерапии (10—12 сеансов), физиотерапии (электрофорез с препаратами калия, брома; электросон). После выписки из стационара в течение месяца больной амбулаторно получал поддерживающую терапию (ноотропы, транквилизаторы, антидепрессанты) в возрастных дозировках.
Клинико-психологическое исследование в этой группе проводилось с использованием:
— краткого варианта восьмицветового теста Лю-шера [13];
— детского теста тревожности Р Тэммл и др. [10];
— методики дифференциальной самооценки функционального состояния (САН) Ч. Осгуда [10];
— адаптированного модифицированного варианта детского личностного вопросника Р. Кеттела [10].
Исходя из того, что психоэмоциональное напряжение оказывает влияние на состояние вегетативного гомеостаза и соответственно на вегетативную регуляцию ритма сердца, 43 пациента с вегетативными дисфункциями дополнительно были обследованы методом кардиоинтервалографии, в основе которого лежит математический анализ вариативности синусового сердечного ритма [7].
Исследование динамики личностных изменений, психоэмоционального состояния и оценки эффективно-
сти различных методов лечения детей с нервно-психическими нарушениями позволило создать комплексное представление о направленном влиянии проведенных терапевтических методик на психофизиологические и психологические особенности пациентов.
Сравнительный анализ динамики показателей по методике САН у больных во всех трех группах показал, что наиболее выраженные положительные результаты (заметное улучшение самочувствия, повышение активности, улучшение настроения) были достигнуты у детей в возрастных категориях 4—6 и 7—10 лет, пролеченных методом арттерапии. У них также отмечалось отчетливое снижение показателей тревожности по тестам Люшера и Р. Тэммл, подтверждающее мнение о том, что чем младше ребенок, тем большее значение приобретает психотерапевтическое воздействие на его чувственную сферу при соответственном уменьшении роли вербальной суггестии [8].
Динамика личностных изменений у детей, прошедших курс арттерапии, выявила, что у них улучшилась социальная приспособленность и эмоциональная устойчивость. Их побуждения стали находить практическую разрядку в процессе деятельности, так как любое коррекционное вмешательство в аффективную сферу не только воздействует на конкретное патологическое проявление [9], но и ведет к изменению соотношений в целостной структуре эмоциональной регуляции.
Изучение динамики вегетативного тонуса и вегетативной реактивности (ВР) после проведенного лечения показало стабилизацию тонуса вегетативной нервной системы и уменьшение числа пациентов с неадекватным типом ВР во всех группах. Это подтверждает данные о четком взаимоотношении эмоционально-вегетативных процессов [4] и говорит о том, что наряду с редукцией невротической симптоматики происходит и угасание клинических вегетативных нарушений, повышается устойчивость организма к неблагоприятным условиям внешней среды.
Сравнительный анализ динамики показателей симптоматического улучшения после проведенной терапии продемонстрировал, что положительная динамика оказалась достоверно более выражена у детей, проходивших лечение методом арттерапии. Полученные данные подтверждают адекватность выбора этого метода при лечении нервно-психических заболеваний в детском возрасте. Важнейшим критерием оценки здесь является клиническое симптоматическое улучшение как субъективно переживаемое больным, так и объективно регистрируемое [6].
Арттерапия не навязывает человеку внешних, «механических», средств лечения или разрешения его проблем, а «запускает» его внутренние ресурсы. Кроме того, занятия изобразительным искусством способствуют обеспечению ребенка социально приемлемым способом выхода из состояния агрессии и других негативных состояний, развитию у него чувства внутреннего контроля и воображения, повышению самооценки, что положительно влияет на процесс лечения [2].
Взаимодействия, происходящие во время занятий в арттерапевтической группе, помогали детям идентифицировать себя с другими и использовать устано-
вившуюся эмоциональную связь при оценке собственных чувств и поведения. При этом у них развивалось умение фиксировать актуально переживаемые эмоции и делать их предметом рассмотрения, появлялись навыки социальной перцепции, формировался «резонанс состояний: желание высказаться — желание выслушать; желание объяснить — желание понять» [1].
В данной группе нами отмечено максимальное улучшение взаимоотношений между родителями и детьми на основе снятия дезадаптивного поведения детей и позитивной перестройки семейных отношений через терапевтический коллективный эффект арттерапии [5] и осознание членами семьи проблем ребенка, а также осознание необходимости реконструкции нарушенных эмоциональных отношений в семье.
Арттерапия, повышая адаптивные навыки детей, помогает формированию у них способности к общению и совместному обучению [11]. Тренировка способности к адаптации в арттерапевтической технике расширяет возможности приспособления, т. е. активной перестройки с новыми требованиями и выработкой соответствующих адекватных форм поведения [12]. Это подтверждают и наши данные, полученные при сравнительном анализе динамики степени социальных изменений, которые продемонстрировали, что отмечаемые у пациентов, проходивших лечение методом арттерапии, выраженные положительные изменения, статистически значимые во всех возрастных категориях, благоприятно сказываются на их социальной адаптации в детских дошкольных учреждениях и школах, на улучшении их отношений со сверстниками. В то же время в двух других группах пациентов — проходивших лечение методами гипносуггестивной терапии и получавших преимущественно медикаментозное лечение — значимых изменений в этой сфере жизненных отношений не произошло.
Вышеизложенное позволяет заключить, что итогом применения метода арттерапии в отношении детей с нервно-психической патологией явилась нормализация психического функционирования пролеченных пациентов и актуализация возможностей их личностного развития в контексте социальных отношений. У них произошла реализация нового опыта, новых стереотипов поведения, перестроенных межличностных отношений, что привело к улучшению их социального функционирования.
Настоящее исследование позволило составить представление о положительном влиянии арттерапии на личностные особенности, психоэмоциональное состояние детей с нервно-психической патологией, что дает основание рекомендовать внедрение этого метода в комплекс лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на повышение эффективности психотерапии в детском возрасте. Результаты дополняют один из разделов психотерапии детей с невротическими заболеваниями, ориентируют на дифференцированный подход к лечению в зависимости от возрастной категории пациентов и заостряют внимание психотерапевта на аспекте восстановления нарушенных внутриличностных и межличностных отношений.
Список литературы
1. Баркова Ю. А. Групповая коррекция нарушений поведения у детей разного возраста / Ю. А. Баркова, Ж. М. Глозман // Психологическая наука и образование.
— 2002. — № 3. — С. 104—109.
2. Вдовенко В. Психологическая оценка и коррекция психоэмоциональных нарушений у детей в условиях стационара / В. Вдовенко, Н. Демидюк, В. Кондрашова и др. // Прикладная психология и психоанализ. — 2001. — № 1. — С. 36—42.
3. Волошин В. М. Состояние и перспективы развития детской психиатрической службы в России / В. М. Волошин, Б. А. Казаковцев, Ю. В. Шевченко и др. // Социальная и клиническая психиатрия. — 2002. — № 2. — С. 5—9.
4. Дюкова Г. М. Вегетативные расстройства при депрессии / Г. М. Дюкова, А. М. Вейн // Психиатрия и психофармакотерапия. — 2000. — № 1. — С. 7—12
5. Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков / А. И. Захаров. — Л.: Медицина, 1982. — 216 с.
6. Карвасарский Б. Д. Неврозы: Руководство для врачей / Б. Д. Карвасарский — М.: Медицина, 1980. — 448 с.
7. Кубергер М. Б. Руководство по клинической электрокардиографии детского возраста / М. Б. Кубергер. — Л.: Медицина, 1983. — 368 с.
8. Лангмейер И. Психическая депривация в детском возрасте / И. Лангмейер, З. Матейчек. — Прага: Авице-нум, 1984. — 336 с.
9. Лебединский В. В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В. В. Лебединский, О. С. Никольская, Е. Р. Баенская и др. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. — 197 с.
10. Немов Р. С. Психология: В 3 кн. Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика / Р С. Немов — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 512 с.
11. Платонова О. В. Социальная адаптация детей с «проблемами» посредством арттерапии в художественном музее / О. В. Платонова // Междунар. музейно-педагог. семинар: Тез. докл. — СПб., 1995. — С. 100—102.
12. Северный А. А. Социальная дезадаптация нарушения поведения у детей и подростков / А. А. Северный, Н. М. Иовчук // Материалы Российской науч.-практ. конф.
— М.,1996. — С. 15—21.
13. Собчик Л. Н. Введение в психологию индивидуальности / Л. Н. Собчик. — М.: Институт прикладной психологии, 1998. — 512 с.
EFFECTIVENESS OF ART THERAPY BY CHILDREN’S NEUROTIC DISORDERS
V. А. Mitkevitch, P. I. Sidorov, А. G. Soloviev,
А. N. Kokorina
Northern State Medical University, Arkhangelsk
The possibilities of application of one of the kinds of psychotherapy insufficiently studied and little used in Russia
— art therapy of children with neuropsychic pathology were studied. The positive influence of art therapy on patients’ personal features, their psychoemotional state has been detected, the pronounced decrease and disappearance of pain symptoms have been registered; the improvement of interrelations between parents and children, the increase in social adaptation of children at pre-school institutions and schools have been revealed. The results direct efforts at the differentiated approach to treatment depending on the patients’ age category and focus attention of psychotherapists to the aspect of reconstruction of disturbed intrapersonal and interpersonal relations.
Key words: art therapy, children’s neurotic disorders.