Научная статья на тему 'Оценка эффективности применения балльно-рейтинговой системы контроля знаний студентов по физиологии и патологии в фармацевтическом вузе'

Оценка эффективности применения балльно-рейтинговой системы контроля знаний студентов по физиологии и патологии в фармацевтическом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
243
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / РЕЗУЛЬТАТ ОБУЧЕНИЯ / ОЦЕНКА / КОНТРОЛЬ / БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рудакова Ирина Павловна, Чащина Светлана Викторовна, Старкова Алла Валентиновна

Современный этап развития высшего образования характеризуется повышением требований к ее качеству, что предопределило необходимость поиска новых технологий обучения, а также соответствующих им форм контроля и оценки учебных достижений. Статья посвящена особенностям реализации рейтинговой системы оценки знаний и ее влиянию на успеваемость студентов вуза через усиление их мотивации, на повышение качества подготовки обучающихся. Рейтинговая технология представлена как система, организующая учебный процесс и влияющая на его эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рудакова Ирина Павловна, Чащина Светлана Викторовна, Старкова Алла Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности применения балльно-рейтинговой системы контроля знаний студентов по физиологии и патологии в фармацевтическом вузе»

по мере расширения объёма работы над текстами по специальности, обеспечивать данный фактор новизны становится всё труднее. Более успешно это можно осуществлять за счёт привлечения новых источников информации (монографии, учебники, многожанровая научная периодика, периодические издания по широкому профилю вуза, энциклопедии, справочники, техническая документация и др.). В данном случае познавательную активность стимулирует ознакомление студентов с «модусом существования» того или иного издания, под которым подразумевается его выходные данные, основные задачи и тематика, характерная рубрикация, круг авторов, наиболее употребительные реалии, доступность издания и т.п.

Все перечисленные выше факторы новизны замыкаются на чисто познавательный интерес. Существенным фактором стимулирования познавательной деятельности является и степень практической полезности того или иного типа текста. Здесь имеется в виду возможность использования информации, извлечённой из текста с той или иной степенью пользы в практике работы (будущего специалиста). В этом смысле для специалиста-теоретика, например, нужнее всего будет научная статья или монография, для инженера-конструктора - патентное описание или отчёт об испытании какого-либо оборудования, для инженера-эксплуатационника - отчёт об испытании или инструкция по эксплуатации и уходу за машиной и др. Поскольку на 1-2 курсах, когда изучается иностранный язык, трудно с определённостью говорить о конкретной сфере будущей деятельности студента, мы не будем углубляться в анализ практической значимости каждого из перечисленных выше типов текстов для специалиста того или иного профиля. Но исходя из опыта работы с аспирантами и контактов с научными работниками разных специальностей отметим, что по ряду соображений практического и отчасти методического характера приоритет следует отдать работе с реферативной литературой.

Преимущества текстов рефератов c методической точки зрения состоят в том, что такие тексты оптимальны по своим размерам для учебных целей, обладают явно выраженной текстуальностью и относительно несложны в языковом отношении.

Таким образом, идеальный текст, максимально стимулирующий познавательную деятельность студента на занятии по иностранному языку, это текст с новой для студента тематикой, с подачгй информации в новой для студента форме из нового источника информации и практически необходимый студенту. Чем большему числу названных параметров удовлетворяет подобранный для изучения текст, тем активнее и увлеченнее будет работа студентов над ним.

© Ревеко Л.С., 2016

УДК 378.01

Рудакова Ирина Павловна

канд. мед. наук, доцент ПГФА, г. Пермь, РФ E-mail: rudakova.i@list.ru Чащина Светлана Викторовна канд. биол. наук, доцент ПГФА, г. Пермь, РФ E-mail: physiology@list.ru Старкова Алла Валентиновна канд. мед. наук, доцент ПГФА, г. Пермь, РФ E-mail: allaperm@list.ru

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ПО ФИЗИОЛОГИИ И ПАТОЛОГИИ В

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМ ВУЗе

Аннотация

Современный этап развития высшего образования характеризуется повышением требований к ее качеству, что предопределило необходимость поиска новых технологий обучения, а также соответствующих

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

им форм контроля и оценки учебных достижений. Статья посвящена особенностям реализации рейтинговой системы оценки знаний и ее влиянию на успеваемость студентов вуза через усиление их мотивации, на повышение качества подготовки обучающихся. Рейтинговая технология представлена как система, организующая учебный процесс и влияющая на его эффективность.

Ключевые слова

Качество образования, результат обучения, оценка, контроль, балльно-рейтинговая система.

В современных условиях формирования системы управления качеством образования в высшем учебном заведении становится необходимым использование в образовательном процессе инновационных образовательных технологий, активизирующих самостоятельную работу студентов, их учебную мотивацию. Сегодня балльно-рейтинговая система является важной составной частью новых образовательных технологий.

В ВУЗа хуже сложилась и продолжает интенсивно развиваться система оценки качества образования, основанная на принципах ранжирования по определенным индикаторам [1, с.26].

Цель рейтинговой системы заключается в мотивации студентов к получению качественных знаний. Ее основными задачами являются: объективная и всесторонняя оценка знаний студентов; стимулирование их познавательной активности, развитие навыков самостоятельной работы; повышение ответственности за учебный труд и развитие индивидуальных способностей студентов [3, с.6].

Опыт использования балльно-рейтинговой системы показывает, что при ее введении меняется методика преподавания учебной дисциплины, увеличивается количество заданий, выполняемых каждым студентом индивидуально. Основными позитивными результатами являются возрастание учебной активности студентов, улучшение посещаемости студентами занятий, повышение успеваемости, стимулирование систематической самостоятельной работы, повышение мотивации студентов. Кроме того, преподаватели, использующие балльно-рейтинговую систему, отмечают возрастание объективности оценивания уровня освоения дисциплины, снижение нагрузки на студентов и преподавателей во время сессии, организацию регулярной обратной связи, что позволяет своевременно определять проблемы обучаемых и корректировать их деятельность в течение семестра, а не только во время сессии [2, с. 62].

На кафедре физиологии Пермской фармацевтической академии обучаются студенты первого и третьего курсов, изучая два предмета: физиологию человека с основами анатомии и патологию. Рейтинговая система контроля знаний студентов используется нами в течение двух лет, и целью данного исследования было определение эффективности ее применения при сравнении результатов обучения на протяжении этого периода в сравнении с результатами предыдущих лет.

Согласно положению о рейтинговой системе в ПГФА индивидуальный рейтинг студента на кафедре физиологии формируется на основе баллов, полученных в процессе обучения и набранных в ходе текущего, модульного и дисциплинарного контроля. Основным стимулирующим элементом такого рейтинга является освобождение от экзамена (с оценкой «отлично» или «хорошо»). При этом студент, получивший текущую неудовлетворительную оценку, пропустивший занятие или лекцию без уважительной причины, теряет право на освобождение от экзамена.

Максимальная сумма баллов, которую студент может набрать в течение года, составляет 100, а минимальная- 50 баллов.

Студенты, набравшие в ходе обучения от 75 до 89 баллов, могут рассчитывать на получение оценки «хорошо», а имеющие 90-100 баллов - оценки «отлично», не сдавая экзамен.

Студенты, не согласные с полученными баллами и оценкой, в целях повышения своего индивидуального рейтинга могут сдавать экзамен на общих основаниях.

При подсчете общего количества баллов учитываются оценки, полученные при выполнении контрольных тестовых работ, соответствующие полученным отметкам от 2 до 5 баллов, Посещение каждых лекции и занятия оценивается в 0,5 балла; участие в предметных олимпиадах при получении оценки «отлично», выступление на студенческой конференции с исследовательской работой оценивается в 10

баллов; публикация научных статей по результатам исследовательской работы оценивается в 5 баллов за одну публикацию; отсутствие оценок «2» и «3»за устные ответы на занятиях и контрольные работы дополнительно оценивается в 12 баллов. Независимо от показателя рейтинга студенты допускаются к экзамену только при отсутствии задолженностей.

По итогам педагогического эксперимента оказалось, что при изучении физиологии абсолютная успеваемость у студентов первого курса на экспериментальном потоке составила 93,0%, а на контрольном -85,0%, то есть возросла на 8%.У студентов третьего курса при изучении патологии абсолютная успеваемость повысилась на 3% по сравнению с контрольной группой, составив92,0% до использования рейтинговой системы и95,0% с началом ее применения.

Средний балл на экспериментальных курсах был на 0,3 балла выше, чем на контрольных при изучении обоих предметов.

Особое внимание обращают на себя результаты подсчета качественных показателей успеваемости. По окончании изучения курса физиологии студентами экспериментального потока оценки «отлично» и «хорошо» в среднем стали получать 50% обучающихся, в то время как до начала эксперимента это количество составляло лишь 42,0%. У студентов третьего курса изучавших патологию качественный показатель достиг 72,5%, увеличившись на 24,0%.

Таким образом, использование балльно-рейтинговой системы оценки качества знаний студентов играет стимулирующую роль, заставляет регулярно готовиться к занятиям, дает возможность прогнозировать конечный результат и снижает субъективизм преподавателя при выставлении экзаменационной оценки.

Список использованной литературы:

1. КружалинВ. К.Рейтинги и качество образования / В.И Кружалин, К.А. Артюшина // Аккредитация в образовании. - 2008. - № 4. - С. 26-29.

2. Мотова Г.Н., Наводнов В.Г. Экспертиза качества образования: европейский подход. М.: Национальное аккредитационное агентство в сфере образования, 2008.- 100 с.

3. Положение о рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся в ПГФА. -Пермь: ПГФА, 2012. - 21 с.

© Рудакова И.П., Чащина С.В., Старкова А.В., 2016

УДК 378:620.9

Самедов Магамед Насиб оглы

старший преподаватель ЕИ КПФУ г. Елабуга, РФ E-mail: magacam@mail.ru

МОДЕРНИЗАЦИЯ ЛАБОРАТОРНОГО ПРАКТИКУМА «ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ В СИСТЕМАХ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ И ЭЛЕКТРОПОТРЕБЛЕНИЯ»

Аннотация

Статья посвящена проблеме обеспечения качественной подготовки специалистов с инженерным и техническим образованием в сфере энергосбережения, электроснабжения и электропотребления. Описан и проанализирован опыт модернизации лабораторного практикума «Энергосбережение в системах электроснабжения и электропотребления» на основе использования современного оборудования. Рассмотрены также другие виды учебной работы, направленные на решение проблем и задач энергосбережения.

Ключевые слова

Лабораторный практикум, модернизация, энергосбережение, электроснабжение, электропотребление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.