Научная статья на тему 'Оптимизация форм самостоятельной работы студентов'

Оптимизация форм самостоятельной работы студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чащина С.В., Рудакова И.П., Старкова А.В.

Целью работы явилась сравнительная оценка эффективности разных форм самостоятельной работы студентов при подготовке к текущему контролю по физиологии с основами анатомии. Установлено, что эффективность самостоятельной работы повышается при внедрении в учебный процесс специализированных учебных пособий по разделам курса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чащина С.В., Рудакова И.П., Старкова А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оптимизация форм самостоятельной работы студентов»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 10 / 2018.

УДК 378

Чащина С. В.

канд. биол. наук, доцент ПГФА, г. Пермь, РФ E-mail: physiology@list.ru Рудакова И.П. канд. мед. наук, доцент ПГФА, г. Пермь, РФ E-mail: rudakova.i@list.ru Старкова А. В. канд. мед. наук, доцент ПГФА, г. Пермь, РФ E-mail: allaperm@list.ru

ОПТИМИЗАЦИЯ ФОРМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Аннотация

Целью работы явилась сравнительная оценка эффективности разных форм самостоятельной работы студентов при подготовке к текущему контролю по физиологии с основами анатомии. Установлено, что эффективность самостоятельной работы повышается при внедрении в учебный процесс специализированных учебных пособий по разделам курса.

Ключевые слова

Самостоятельная работа студентов, профессиональные компетенции, текущий контроль.

Современный провизор не может быть высококвалифицированным специалистом, не изучив общих закономерностей строения и функций организма. Студенты, обучающиеся по специальности Фармация, при изучении дисциплины «Физиология с основами анатомии» должны получить представление об анатомическом и гистологическом строении тканей, органов и систем, знание физиологических процессов в здоровом организме. Усвоить огромный фактический материал и составить правильное представление о строении и формировании жизненных функций организма в динамике облегчает системный подход к изучению курса.

Для этого, помимо максимальной активности каждого студента при аудиторной работе, необходимо привитие навыков активной самостоятельной работы [4].

Самостоятельная работа студентов по курсу призвана не только закрепить и углубить знания, полученные на аудиторных занятиях, но и способствовать развитию творческих навыков, инициативы, умению организовать свое время. При выполнении самостоятельной работы необходимо прочитать теоретический материал не только в учебниках и лекциях, но и познакомиться с публикациями в периодических изданиях.

Для закрепления материала лекций достаточно, пользуясь конспектом, мысленно восстановить прослушанный материал. Для подготовки к практическим занятиям нужно рассмотреть контрольные вопросы, при необходимости обратиться к рекомендуемой учебной литературе, записать непонятные моменты в вопросах для уяснения их на предстоящем занятии.

Подготовка к экзамену должна осуществляться на основе лекционного материала, материала практических занятий с обязательным обращением к основным учебникам по курсу. Это исключает ошибки в понимании материала, облегчает его осмысление.

От того, как будущий специалист будет проявлять инициативу, решать нестандартные задачи, планировать и прогнозировать результаты своей самостоятельной деятельности, зависит его профессиональный рост, социальная востребованность [1, 3].

Целью настоящей работы явилась сравнительная оценка эффективности разных форм самостоятельной работы студентов при подготовке к текущему контролю по физиологии с основами анатомии.

Методы исследования. Текущий контроль при изучении курса физиологии с основами анатомии в

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 10 / 2018.

Пермской фармацевтической академии проводится по каждому разделу дисциплины в виде тестовой работы. Тестирование позволяет получить объективные результаты, которые, в зависимости от числа допущенных ошибок, выражаются оценкой по четырехбалльной шкале от «неудовлетворительно» до «отлично».

В исследовании был выполнен анализ результатов тестирования по теме «Физиология эндокринной системы», полученных за три периода. До 2010-11 учебного года в процессе самостоятельной работы при подготовке к практическим занятиям и текущему контролю студенты могли, кроме учебной литературы, использовать материалы учебных лекций. В период с 2011-12 по 2014-15 учебные годы лекции по указанной теме из учебного плана были исключены, и для самостоятельной работы была рекомендована только учебная литература. Помимо этого, на практических занятиях студенты имели возможность обсудить и уяснить для себя наиболее сложные вопросы. Учитывая сложность для понимания вопросов эндокринной регуляции функций организма, важность знания этих вопросов при изучении других разделов физиологии, а также понимания механизмов развития заболеваний эндокринной системы и принципов их фармакотерапии, сотрудниками кафедры было разработано и выпущено учебное пособие «Гормональная регуляция физиологических функций» [2]. С 2015-16 учебного года это пособие используется в учебном процессе для повышения эффективности самостоятельной работы студентов.

Критериями эффективности самостоятельной работы служили показатели, полученные при оценке результатов текущего контроля: количество оценок «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно», качественный показатель (сумма оценок «отлично» и «хорошо»), средний балл. Определялись как абсолютные величины, так и относительные показатели, представляющие собой отношение абсолютного значения к общему числу студентов на курсе, выраженное в процентах.

Результаты. Данные, полученные за три периода времени, представлены в таблице.

Таблица

Результаты оценки эффективности самостоятельной работы студентов при подготовке к текущему контролю по теме «Физиология эндокринной системы»

Период времени, уч. годы Количество студентов Показатели

Отлично Хорошо Качественный показатель Удовл. Неуд. Средний балл

Абс. % Абс. % Абс. % Абс. % Абс. %

2008 - 2011 682 87 12,8 146 21,5 233 34,3 268 39,3 181 26,4 3,2

2011 - 2015 979 81 8,3 263 26,9 344 35,1 373 38,1 262 26,8 3,2

2015 - 2018 707 76 10,7 215 30,4 291 41,1 257 36,4 159 22,5 3,3

Анализ результатов показал, что исключение лекций по изучаемой теме из учебного плана практически не отразилось на показателях абсолютной успеваемости. На одном уровне остались средний балл, а также доля студентов, получивших оценки «неудовлетворительно» и «удовлетворительно». Отмечено значительное (в 1,5 раза) снижение доли оценок «отлично», однако при этом качественный показатель практически не изменился за счет увеличения доли оценок «хорошо». Таким образом, большинство студентов первого курса могут подготовиться к текущему контролю по разделу курса в результате самостоятельного изучения материала по рекомендуемым учебникам и обсуждения основных вопросов на практических занятиях. Но при этом проработать материал достаточно глубоко, чтобы получить по результатам контроля максимальную оценку, для них оказалось сложной задачей.

Использование для самостоятельной работы учебного пособия «Гормональная регуляция физиологических функций», предназначенного для студентов фармацевтических специальностей и учитывающего особенности подготовки провизора, оказало существенное влияние на полученные результаты. Так, заметно увеличились по сравнению с данными предыдущего периода доли оценок «отлично» и «хорошо» и качественный показатель (до 41,1%). Доля удовлетворительных оценок осталась на прежнем уровне, снизилось относительное количество оценок «неудовлетворительно». Все эти изменения позволили увеличить средний балл по сравнению с аналогичными результатами предыдущих

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 10 / 2018.

периодов исследования. Можно утверждать, что использование студентами для подготовки к занятиям и текущему контролю учебного пособия дает им возможность самостоятельно разобраться в сложном материале, обеспечивает процесс развития методической зрелости, навыков самоорганизации и самоконтроля образовательной деятельности.

Заключение. Таким образом, совершенствование форм самостоятельной работы студентов является средством достижения глубоких и прочных знаний, инструментом формирования у них активности и самостоятельности, способствует формированию профессиональной компетентности. Список использованной литературы:

1. Воеводин Л.Д. Самостоятельная работа студентов над источниками - эффективное средство самообразования / Л.Д. Воеводин // Вестник Московского университета. Сер. II, Право, 2006. -№ 4.

2. Гормональная регуляция физиологических функций: Учебное пособие для студентов 1 курса очного и заочного факультетов / Пономаренко Е.В.,Чащина С.В., Рудакова И.П. - Пермь: Изд-во ПГФА, 2015.

3. Дьяченко И.И. Соотношение технологии с опытом, методикой обучения и педагогическими науками / И.И. Дьяченко // Современные технологии обучения и контроля. Краснодар: Изд-во КубТТУ, 8. 2011.

4. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины /сост. М.Ю. Олешков и В.М. Уваров. - М.: Компания Спутник +, 2014.

© Чащина С.В., Рудакова И.П., Старкова А.В., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.