Научная статья на тему 'Оценка эффективности организации профессионального развития на государственной гражданской службе РФ'

Оценка эффективности организации профессионального развития на государственной гражданской службе РФ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
223
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ОРГАНИЗАЦИЯ ДПО / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозова Т. В.

В статье на основании проведенного социологического опроса государственных служащих Инспекции ФНС России по Железнодорожному району г. Ульяновска выявлены основные проблемы в организации развития персонала и предложены пути по его совершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Морозова Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности организации профессионального развития на государственной гражданской службе РФ»

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ РФ

© Морозова Т.В.*

Филиал Российской академии государственной службы и народного хозяйства при Президенте РФ, г. Ульяновск

В статье на основании проведенного социологического опроса государственных служащих Инспекции ФНС России по Железнодорожному району г. Ульяновска выявлены основные проблемы в организации развития персонала и предложены пути по его совершенствованию.

Ключевые слова государственная гражданская служба, кадровый потенциал, организация ДПО, профессиональное развитие.

В развитии персонала на государственной гражданской службе РФ целесообразно различать две содержательные стороны [5]:

- первая относится к профессионально-квалификационному развитию путем повышения квалификации, профессиональной переподготовки и стажировки служащих;

- вторая представляет профессионально-должностное развитие кадров через использование механизма ротации и выстраивания карьерной лестницы.

Федеральным законом № 79-ФЗ от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» принцип профессионализма и компетентности обеспечивается системой профессионального развития государственных служащих, которая включает в себя три элемента [2]:

- профессиональная подготовка кадров для государственной службы;

- профессиональная переподготовка государственных служащих;

- повышение квалификации государственных служащих.

Правовая категория «должностной рост гражданских служащих» зафиксирована в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (ст. 14) и представляет собой [1]:

- назначение служащего на вышестоящую должность государственной службы (вертикальная мобильность);

- назначение служащего на должность в рамках одной классификационной группы и категорий должностей (горизонтальная мобильность);

- присвоение служащему более высокого классного чина, воинского или специально звания, дипломатического ранга.

* Старший преподаватель кафедры Государственного управления и муниципального права.

Разновидностью карьеры государственного служащего следует считать ротацию (ст. 60, п. 3 ФЗ № 79) - последовательную смену профессиональных обязанностей, поочередное пребывание в той или иной должности с целью освоения сотрудником различных функций, специфики и технологии принятия решений. К возможным видам ротации для государственных гражданских служащих следует отнести:

- перемещение по должности в соответствии с потребностями работы внутри государственного органа на равные по рангу должности;

- замещение руководящей должности в краткосрочный период (отпуск, болезнь, длительная командировка);

- «откомандирование для закалки» - направление государственных служащих на определенное время в низовые структурные подразделения для замещения определенных должностей.

Получение дополнительного профессионального образования служащих Инспекции ФНС России по Железнодорожному району г.Ульяновска осуществляется на основании приказа ФНС России от 07 октября 2011 № ММВ-7-4/633@, утверждающего порядок разработки индивидуальных планов профессионального развития федеральных государственных гражданских служащих Федеральной налоговой службы.

Повышение квалификации госслужащих ФНС осуществляется по плану повышения квалификации федеральных государственных гражданских служащих ФНС России в следующих основных учебных заведениях: СевероЗападный институт повышения квалификации ФНС России, г. С.-Петербург; Приволжский институт повышения квалификации ФНС России, г. Н.-Новгород; Учебные курсы филиала ФГУП ГНИВЦ ФНС России в Чувашской Республике (г. Чебоксары).

Таблица 1

Численность государственных служащих ИФНС,

получивших дополнительное профессиональное образование

2012 2013 2014

Всего, в т.ч. 31 34,8 % 26 29,9 % 27 28,7 %

Повышение квалификации 31 34,8 % 26 29,9 % 27 28,7 %

Профессиональная переподготовка

Стажировка

Оценка качества обучения проводилась по 5-бальной шкале среди сотрудников, проходивших обучение в 2014 году.

Таблица 2

Оценка качества обучения

Результативность обучения Качество преподавания Материально-технические условия обучения

г. Н-Новгород 3,8 3,7 3,8

г. С-Петербург 3,8 3,9 3,2

Дистанционное обучение 3,1 2,8 -

Анализ количественных и качественных показателей обучения государственных служащих Инспекции ФНС России по Железнодорожному району г. Ульяновска позволяет выявить такие ключевые проблемы, как снижение доли государственных служащих Инспекции, прошедших обучение по программам ДПО; отсутствие форм дополнительного профессионального развития в виде профессиональной переподготовки и стажировки; невысокий средний балл качества обучения, что говорит об отсутствии удовлетворенности в развитии у служащих. Крайне отрицательно было отмечено дистанционное обучение, набравшее самый низкий средний балл.

Оценка потребности в направлениях и формах обучения 72 государственных гражданских служащих Инспекции ФНС России по Железнодорожному району г.Ульяновска (охват - 76,6 %) осуществлялся на основании опроса, который показал, что:

1. Желательными направлениями обучения для развития профессиональных качеств на ближайшую перспективу являются:

- Развитие профессиональных навыков - 22,2 %;

- Построение команды. Управление временем. Расстановка приоритетов и работа с целями - по 10,2 %;

- Развитие корпоративной культуры. Управление людьми и Государственное и муниципальное управление - по 9,2 %.

2. Не являются значимыми для государственных гражданских служащих Инспекции такие направления обучения, как антикризисное управление (0,5 %), стратегическое управление (2,3 %), административная реформа и нормативно-правовая база государственной службы (2,3 %), что вызвано преобладанием оперативно-тактической деятельности над стратегической в системе органов государственного управления.

3. Наиболее востребованными видами обучения следует считать тренинги (25 %), деловые игры (20,8 %), классическое обучение с использованием интерактивных способов подачи информации (15,3 %), стажировка (14,2 %). Проблемно-проектные семинары как вид обучения выбрали только 4,3 % респондентов. Это говорит о ярко выраженной потребности в активных формах обучения чиновников Инспекции, но при этом желание в развитии аналитических и прогностических способностей отсутствует.

4. 66,6 % опрошенных выбрали обучение с отрывом от рабочего места, из них за пределами Ульяновской области - 13,9 %. Без отрыва от рабочего места приемлемо обучение для 33,3 % государственных служащих Инспекции. Полученные результаты целесообразно учитывать при разработке планов повышения квалификации и профессиональной подготовки государственных гражданских служащих Инспекции ФНС России по Железнодорожному району г. Ульяновска.

В целях выработки рекомендаций в сфере деловой карьеры было проведено анкетирование государственных служащих Инспекции. Больше половины опрошенных (55,6 %) наиболее важным для успешной карьеры считают наличие природных данных человека, 30,6 % - наличие высшего образования. В наибольшей степени способствуют продвижению по служебной лестнице, по мнению служащих Инспекции, профессиональные связи (47,3 %) и поддержка партии власти (43,1 %). Эффективной для деловой карьеры является протекция вышестоящего руководителя (36,1 %) и протекция солидного (уважаемого) человека (19,4 %).

Около 70 % работников считают важным разработку методических рекомендаций по планированию и развитию карьеры. 50 % опрошенных планируют свою карьеру на 5 лет вперед, 30,6 % - на весь период профессиональной деятельности. Считают возможным обходиться без специального планирования деловой карьеры 27,8 %, однако большинство (65,3 %) убеждены, что карьеру желательно планировать. Показатели анкетирования позволяют сделать выводы:

1. Отсутствие локальных нормативных документов по управлению карьерой снижает мотивацию к профессионально-служебному продвижению.

2. Более половины служащих считают, что эффективная карьера зависит от внешних факторов.

3. Задатки лидера и навыки эффективной коммуникации, по мнению большинства опрошенных, - необходимые качества при построении карьерной лестницы.

4. Выявлена потребность планирования карьеры через разработку понятных и прозрачных критериев оценки, что повышает роль кадровой службы в процессе управления карьерой.

Таким образом, организация профессионального развития государственных гражданских служащих Инспекции ФНС России по Железнодорожному району г. Ульяновска находится на высоком уровне с точки зрения соответствия требованиям законодательства.

При этом следует выделить следующие проблемы в управлении данным процессом:

- сохраняется традиционная подготовка государственных служащих, профессиональное образование которых не всегда соответствует квалификационным требованиям, современным задачам и практическим потребностями Инспекции;

- реализуемые программы носят однотипный характер, отсутствуют альтернативные формы развития служащих;

- выявлена слабая мотивация государственных служащих для прохождения переподготовки, повышения квалификации и стажировки;

- отсутствие сформированного резерва кадров и прозрачного механизма управления карьерой снижает уровень удовлетворенности служащих работой в Инспекции до 50 % (по результатам анкетирования).

Ключевым внутренним нормативным документом по вопросам развития кадрового состава в Инспекции ФНС России по Железнодорожному району г. Ульяновска могут стать Методические рекомендации по организации профессионального развития государственных гражданских служащих. Следует отметить, что организация непрерывной системы корпоративного образования подразумевает:

1) разработку типовых планов опережающего обучения по всей карьерной лестнице линейно-функциональной цепочки: стажер - резерв -специалист - зам. руководителя - руководитель;

2) разработку индивидуальной программы обучения «на опережение»: специалиста - по программе главного специалиста, главного специалиста - по программе руководителя и т.д.;

3) определение сфер деятельности государственных гражданских служащих, требующих регулярного повышения квалификации с использованием разнообразных форм обучения: стажировок, семинаров-практикумов, проблемных семинаров, курсов повышения квалификации.

Для повышения заинтересованности в саморазвитии и самообразовании служащих необходимо предусмотреть возможность зачисления в кадровый резерв для профессионально-служебного продвижения только при условии обязательного развития компетенций по резервируемой должности. Одним из основных критериев назначения на вышестоящую должность должно стать участие служащих в различных профессиональных конкурсах как внутри Инспекции, так и на региональном и федеральном уровне.

Список литературы:

1. Федеральный закон № 79-ФЗ от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

2. Указ Президента РФ от 28 декабря 2006 г. № 1474 «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации».

3. Постановление Правительства РФ от 06 мая 2008 г. № 362 «Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации».

4. Инновационная подготовка кадров государственной службы. Издание второе, стереотипное / Под общ. ред. В.Л. Романова, Л.А. Василенко. - М.: Изд-во РАГС, 2009. - 140 с.

5. Черепанов В.В. Основы государственной службы и кадровой политики: учебник для студентов / В.В.Черепанов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 679 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.