Научная статья на тему 'Оценка эффективности налогового контроля в сфере водного транспорта: теория и практика'

Оценка эффективности налогового контроля в сфере водного транспорта: теория и практика Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
13
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
налоговый контроль / выездная налоговая проверка / камеральная налоговая проверка / предпроверочный анализ / риск-ориентированный контроль / доначисления налогов / эффективность налоговых проверок / результативные проверки / tax control / on-site tax audit / desk tax audit / pre-verification analysis / risk-oriented control / additional taxes / efficiency of tax audits / effective audits

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крайнова Вера Владимировна

Вопросы повышения эффективности налогового контроля в сфере транспорта, осуществляемого территориальными налоговыми органами ФНС России, являются неотъемлемым элементом комплексных мер, направленных на улучшение налогового администрирования. Основным инструментом налогового контроля являются налоговые проверки: камеральные и выездные. На основании анализа существующих официальных и авторских методик оценки эффективности налогового контроля в сфере водного транспорта предложена система показателей, с использованием которых автором проведена оценка контрольной деятельности налоговых органов в Нижегородской области за период 2018-2022 гг. В качестве показателей эффективности налогового контроля использовались как количественные, так и качественные показатели, характеризующие достижения налоговых ревизий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of the effectiveness of tax control in the Nizhny Novgorod region: theory and practice

The issues of increasing the effectiveness of tax control carried out by the territorial tax authorities of the Federal Tax Service of Russia are an integral element of comprehensive measures aimed at improving tax administration. The main tool of tax control are tax audits: desk and field. Based on the analysis of existing official and author's methods for assessing the effectiveness of tax control, a system of indicators is proposed, using which the author assessed the control activities of tax authorities in the Nizhny Novgorod region for the period 2018-2022.. Both quantitative and qualitative indicators characterizing the achievements of tax audits were used as indicators of the effectiveness of tax control.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности налогового контроля в сфере водного транспорта: теория и практика»

УДК 336.02

DOI: 10.37890/jwt.vi77.427

Оценка эффективности налогового контроля в сфере водного транспорта: теория и практика

В.В. Крайнова

ORCID: 0000-0001-7960-3661

Волжский государственный университет водного транспорта, г. Нижний Новгород, Россия

Аннотация. Вопросы повышения эффективности налогового контроля в сфере транспорта, осуществляемого территориальными налоговыми органами ФНС России, являются неотъемлемым элементом комплексных мер, направленных на улучшение налогового администрирования. Основным инструментом налогового контроля являются налоговые проверки: камеральные и выездные. На основании анализа существующих официальных и авторских методик оценки эффективности налогового контроля в сфере водного транспорта предложена система показателей, с использованием которых автором проведена оценка контрольной деятельности налоговых органов в Нижегородской области за период 2018-2022 гг. В качестве показателей эффективности налогового контроля использовались как количественные, так и качественные показатели, характеризующие достижения налоговых ревизий.

Ключевые слова: налоговый контроль, выездная налоговая проверка, камеральная налоговая проверка, предпроверочный анализ, риск-ориентированный контроль, доначисления налогов, эффективность налоговых проверок, результативные проверки.

Assessment of the effectiveness of tax control in the Nizhny Novgorod region: theory and practice

Vera V. Krainova

ORCID: 0000-0001-7960-3661

Volga State University of Water Transport, Nizhny Novgorod, Russia

Abstract. The issues of increasing the effectiveness of tax control carried out by the territorial tax authorities of the Federal Tax Service of Russia are an integral element of comprehensive measures aimed at improving tax administration. The main tool of tax control are tax audits: desk and field. Based on the analysis of existing official and author's methods for assessing the effectiveness of tax control, a system of indicators is proposed, using which the author assessed the control activities of tax authorities in the Nizhny Novgorod region for the period 2018-2022.. Both quantitative and qualitative indicators characterizing the achievements of tax audits were used as indicators of the effectiveness of tax control.

Keywords: tax control, on-site tax audit, desk tax audit, pre-verification analysis, risk-oriented control, additional taxes, efficiency of tax audits, effective audits

Введение

Эффективность функционирования налоговой системы, в том числе в сфере водного транспорта, как одно из условий общего роста экономики государства, во многом определяется системой налогового администрирования и задачами современного этапа экономического и политического развития государства. Основой налогового администрирования является контрольная деятельность налоговых органов, которая в условиях активизации внешних угроз, введения

недружественными государствами ограничительных мер, должна обеспечить собираемость налогов и достижение плановых заданий по мобилизации доходов в бюджет страны [1].

Как и в других сферах, наиболее распространёнными и эффективными формами налогового контроля в сфере водного транспорта являются выездные и камеральные налоговые проверки, эффективность которых можно рассматривать, как в целом по стране, так и по субъекту РФ. На сегодняшний день отсутствуют строго регламентированные показатели, характеризующие результат налоговых проверок [2], что так же обуславливает необходимость изучения различных методических подходов к оценке результатов налогового контроля и выработке собственных предложений по данному вопросу.

Методы

В работе использовались различные методы экономических исследований: монографический, статистико-аналитический, расчетно-конструктивный. Источникам информации являлись статистические данные Федеральной налоговой службы России (далее - ФНС России) и субъектов РФ.

Результаты, обсуждения

Обзор методик в области оценки эффективности налогового контроля показал отсутствие единого подхода и единых методик оценки.

Под показателями эффективности понимаются различные достижения, количественный или качественный результат. Так, например, официальные методики налоговых органов разных периодов [3] включают разные показатели эффективности: результативность налоговых проверок (сумма доначисленных налогов на одну проверку), собираемость налогов и сборов, динамика задолженности по налоговым платежам, результативность налогового контроля по взысканию, результативность контроля в расчете на одного сотрудника налоговых органов и другие.

В рамках проводимого автором исследования на примере Нижегородской области заслуживает внимания «Методика оценки эффективности контрольной работы управлений МНС России по субъектам РФ» (утратила силу в 2004 году). Она предусматривала комплексный подход, хорошо подходила для сферы водного транспорта, но была достаточно громоздкой: включала 27 показателей. По мнению автора статьи, она с определёнными корректировками и «разгрузкой» от излишних показателей могла бы применяться и в настоящее время.

Имеющиеся авторские разработки по эффективности налогового контроля (авторы Алиев Г.Х., Щербинин А.Т., Бадеева Е.А., Сазонова И.В., Осипова Е.С. и др.) с разной степенью детализации характеризуют этапы и результативность налоговых проверок [1]. Вариативность подходов к оценке эффективности налогового контроля дает нам возможность для разработки собственной системы оценки.

В частности, предлагаются следующие показатели оценки эффективности контрольной работы для регионального управления ФНС России:

1. Основные количественные показатели (позволят выявить динамику налоговых процессов и служат основой для расчета качественных показателей):

- сумма налогов и сборов, администрируемых на территории субъекта;

- сумма недоимки (задолженности) по налогам, пеням, штрафам;

- сумма платежей, доначисленных по результатам налоговых проверок;

- количество результативных налоговых проверок (камеральных и выездных):

- сумма доначислений в расчете на одну результативную проверку (камеральную и выездную).

2. Основные качественные показатели (относительные) позволят определить сильные и слабые стороны налоговых процессов:

- процент результативных камеральных налоговых проверок;

- процент результативных выездных налоговых проверок;

- удельный вес доначислений по результатам выездных налоговых проверок, которые поступают вследствие добровольной уплаты;

- удельный вес удовлетворенных налоговых споров в пользу бюджета.

С использованием предложенных показателей произведём оценку эффективности контрольной деятельности Управления ФНС России по Нижегородской области. Рассмотрим налоговые доходы консолидированного бюджета (табл.1)

Таблица 1

Поступления доходов в консолидированный бюджет РФ от налогоплательщиков, администрируемых налоговыми органами Нижегородской области в 2018-2022 гг. (в т.ч. от предприятий водного транспорта)

Показатель Годы

2018 2019 2020 2021 2022

Всего, млн руб. 279 286 288 740 335 880 425 309 509 186

- в том числе в 183 398 200 906 197 691 250 074 287 726

консолидированный бюджет субъекта, млн руб.

Удельный вес администрируемых 66 70 59 59 57

доходов консолидированный бюджет субъекта, %

Составлено автором по данным аналитического портала ФНС России https://old-analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm [4].

В течение 2018-2022 гг. наблюдается тенденция роста доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации от налогоплательщиков, администрируемых налоговыми органами Нижегородской области. Сумма поступлений налогов, сборов и иных обязательных платежей за 2022 год составила 509,2 млрд. рублей. Темп роста к уровню поступлений аналогичного периода 2021 года составил 119 %.

Стабильно растут поступления и в консолидированный бюджет Нижегородской области: в 2022 году поступило 287,7 млрд. рублей, доходы консолидированного бюджета региона выросли на 11,5% или на 37,6 млрд. рублей. Удельный вес в общем объеме поступлений в консолидированный бюджет субъекта в течение последних четырех лет демонстрирует тенденцию к снижению (с 70% в 2019 году до 57% в 2022).

Динамика задолженности налогоплательщиков Нижегородской области перед бюджетом представлена в таблице 2.

Таблица 2

Динамика задолженности налогоплательщиков Нижегородской области по налогам, сборам, пеням и штрафам бюджетную систему РФ в 2018-2022гг.

Показатель Годы

2018 2019 2020 2021 2022

Задолженность всего, млн руб. 13891 13066 15211 17173 23609

- в том числе по пеням и штрафам, млн руб. 8019 7997 7562 9299 13243

Удельный вес задолженности по пеням и штрафам в общей сумме задолженности, % 58 61 50 54 56

Составлено автором по данным аналитического портала ФНС России https://old-analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm [4].

На протяжении пяти лет наблюдается рост кредиторской задолженности налогоплательщиков Нижегородской области перед бюджетом. На 01.01.2023 недоимка по налогам составила 23 609 млн. руб., их них более половины - 56% -задолженность по пеням и штрафам, 44% - задолженность по налогам и сборам. Темп роста к уровню задолженности на 01.01.2022 составил 137,4 %. Задолженность по пеням свидетельствует о нарушении налоговой дисциплины налогоплательщиками, задолженность по санкциям - результат привлечении налогоплательщиков к налоговой ответственности в ходе контрольных мероприятий.

Основными формами проведения налогового контроля являются налоговые проверки [5], наиболее распространенными из которых являются камеральные налоговые проверки — это проверки отчетности, предоставленной налогоплательщиком в налоговый орган [6]. Анализ результативности камеральных налоговых проверок на примере Нижегородской области представлен в таблице 3.

Таблица 3

Анализ результативности камеральных налоговых проверок в 2018-2022 гг. в

Нижегородской области

Показатель Годы

2018 2019 2020 2021 2022

Количество проведенных 1612957 1481270 1360670 1378304 1225485

налоговых поверок, ед.

из них, выявившие 79923 49108 44153 64611 51809

нарушения, ед.

Процент результативных 4,95 3,31 3,24 4,68 4,22

проверок,%

Составлено автором по данным аналитического портала ФНС России https://old-analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm [4].

Начиная с 2019 года в Нижегородской области наблюдается стабильное снижение количества камеральных проверок, при этом процент результативных проверок в течение последних пяти лет демонстрировал нестабильную тенденцию: имел тенденцию как к снижению (2018/2019, 2022/2021), так и к росту (2020/2019, 2021/2020). Снижение количества камеральных проверок связано со снижением количества налогоплательщиков в Нижегородской области (с 2018 года по 2022 год -на 95 тысяч единиц).

Камеральные налоговые проверки выполняют превентивную функцию налогового контроля, однако в ходе таких проверок могут выявляться налоговые правонарушения и производиться доначисления налогов [7] (табл. 4)

Таблица 4

Анализ доначислений на одну результативную камеральную проверку в 2018-2022 гг. в

Нижегородской области

Показатель Годы

2018 2019 2020 2021 2022

Доначислено платежей по 832,8 544,4 677,0 1143,6 1496,6

результатам камеральных

проверок, млн руб.

Количество результативных 79923 49108 44153 64611 51809

проверок, ед.

Сумма доначислений в расчете 10,4 11,1 15,3 17,7 28,9

на одну результативную

проверку, тыс. руб.

Составлено автором по данным аналитического портала ФНС России https://old-analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm [4].

Несмотря на стабильное снижение количества камеральных налоговых проверок, доначисления по их результатам показывают тенденцию роста на протяжении пяти лет. В 2022 году по результатам камеральных налоговых проверок в Нижегородской области было доначислено 1496,6 млн. руб. В 2022 году прирост по сравнению с 2021 годом составил 31%, по сравнению с 2018 годом - 80%. Растет и сумма доначислений в расчете на одну результативную проверку (в 2022 году -28,9 тыс. руб.): темп роста в 2022 году по сравнению с 2021 составил 163%.

Анализ результативности выездных налоговых проверок представлен в таблице 5.

Таблица 5

Анализ результативности выездных налоговых проверок в 2018-2022 гг. в Нижегородской

области

Годы

Показатель 2018 2019 2020 2021 2022

Количество проведенных налоговых поверок, ед. 483 297 105 82 150

из них, выявившие нарушения, ед. 468 246 96 74 139

Процент результативных проверок,% 96,9 82,8 91,4 90,2 92,7

Составлено автором по данным аналитического портала ФНС России https://old-analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm [4].

Анализ показывает рост числа завершенных выездных налоговых проверок в 2022 году по сравнению с 2020,2021 годами. На наш взгляд, такое сравнение не совсем корректно, так как 2022 год включает в себя и проверки, приостановленные в связи с мораторием во время пандемии COVID-19.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С другой стороны, еще несколько лет назад количество выездных налоговых проверок было в разы больше, чем в настоящее время [8]. Например, по сравнению с 2018 годом количество выездных налоговых проверок в 2022 году в Нижегородской области сократилось более, чем в 3 раза. Это демонстрирует модернизацию налогового администрирования: на сегодняшний день вектор контрольно-аналитической работы налоговых органов меняет свое направление в сторону добровольного уточнения налоговых обязательств [9]. В настоящее время внимание налоговых органов направлено на включение в план выездных налоговых проверок налогоплательщиков, обладающих максимальными рисками совершения налоговых правонарушений; формирование на стадии проведения предпроверочного анализа

достаточных доказательств, указывающих на совершение налогоплательщиком нарушений законодательства о налогах и сборах до назначения выездной налоговой проверки [10].

Процент результативных выездных налоговых проверок демонстрирует положительную тенденцию с 2019 года. Для анализа результативности выездного налогового контроля рассчитаем сумму доначислений на одну результативную проверку (табл.6).

Таблица 6

Анализ доначислений на одну результативную выездную проверку в 2018-2022 гг. в

Нижегородской области

Показатель Годы

2018 2019 2020 2021 2022

Доначислено платежей по 5353,9 3936,6 3361,6 7314,8 13427,2

результатам выездных

проверок, млн руб.

Количество результативных 468 246 96 74 139

проверок, ед.

Сумма доначислений в 11439,9 16002,5 35016,8 98848,8 96598,3

расчете на одну

результативную проверку, тыс. руб.

Составлено автором по данным аналитического портала ФНС России https://old-analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm [4].

Следует обратить внимание на рекордную за последние пять лет сумму доначислений платежей в 2022 году. Рост доначислений отчасти объясняется временным ростом количества завершенных выездных налоговых проверок, а также ростом их результативности: такой результат был получен благодаря риск-ориентированному подходу при планировании выездных проверок, который в условиях цифровой трансформации налогового контроля проводится с использованием «ППА-Отбор» АИС «Налог-3», содержащей 30 «разрывных» и 57 «маркерных» критериев риска, на основании которых формируется риск-рейтинг налогоплательщиков [11].

Благодаря предпроверочному анализу в план проверок в 2022 году были включены те налогоплательщики, у которых выявляются схемы уклонения от налогов (прежде всего от уплаты НДС), вовлечение в документооборот фирм-однодневок и «технических» компаний и др. Большое значение имеет и контрольно-побудительная работа, что мотивирует налогоплательщиков к добровольной уплате налогов до проведения проверки [12].

Положительное влияние на эффективность выездных налоговых проверок в Нижегородской области с 2022 года оказало сокращения сроков их проведения: комплексные налоговые проверки назначались в исключительных случаях при наличии достаточных оснований (рисков), стандартный же срок проведения тематической выездной налоговой проверки с 01.07.2022 установлен не более трех месяцев [13].

Однако следует отметить, что только 37,2 % от общей суммы доначислений по результатам выездных налоговых проверок поступают вследствие добровольной уплаты. А по результатам досудебного и судебного урегулирования налоговых споров в пользу налоговых органов удовлетворяется около 80 % требований.

Оценивая результативность налогового контроля, считаем необходимым учесть различия между камеральными и выездными проверками, а также сравнить региональные и средние показатели результативности по стране (табл. 7)

Таблица 7

Сравнительная характеристика результативности камеральных и выездных налоговых проверок на федеральном уровне и в Нижегородском регионе

Показатель 2022 год

РФ Нижегородская область

Процент результативных камеральных проверок,% 4,9 4,2

Процент результативных выездных проверок,% 95,1 92,7

Сумма доначислений в расчете на одну камеральную результативную проверку, тыс. руб. 35,1 28,9

Сумма доначислений в расчете на одну выездную результативную проверку, тыс. руб. 69 800,7 96 598,3

Составлено автором по данным аналитического портала ФНС России https://old-analytic.nalog. ru/portal/index.ru-RU.htm [4].

Как видно из данных таблицы 7 процент результативных проверок камеральных проверок по Нижегородскому региону составил 4,2 %, выездных - 92,7 %, что соответственно на 0,7% и на 2,4% ниже среднего показателя по стране. Сумма доначислений на одну камеральную проверку составила в Нижегородской области 28,9 тысяч рублей, что на 6,2 тысячи рублей ниже среднероссийского показателя. А сумма доначислений в расчете на одну выездную проверку в 2022 году составила 96 598,3 тыс. рублей в Нижегородской области, что выше среднероссийского значения показателя на 26797,6 тыс. рублей или на 38%.

По всем представленным в табл.7 показателям видно, что выездные налоговые проверки являются более результативными, чем камеральные.

Заключение

Оценка эффективности налогового контроля необходима для измерения качества работы налоговых органов, в том числе Управлений ФНС России по субъектам РФ. Это позволяет выявить сильные и слабые стороны налоговых ревизий, выявить тренды развития и разработать мероприятия по совершенствованию налогового контроля в том или ином регионе. Результаты налогового контроля используются для внутреннего анализа и мониторинга организационной и контрольной работы региональных управлений ФНС России, для оценки эффективности деятельности территориальных органов в целях материального стимулирования руководителей и служащих налоговых органов.

Совершенствование налогового контроля, реализация его мероприятий будет способствовать росту налоговых доходов бюджета, снижению количества налоговых правонарушений, и, в конечном счете, проведению более результативной региональной налоговой политики.

Список литературы

1. Морозов М.С. Теория и практика оценки результативности налогового контроля // Сервис +. 2010. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-i-praktika-otsenki-rezultativnosti-nalogovogo-kontrolya (дата обращения: 06.11.2023).

2. Крайнова В.В. Оценка результатов налогового контроля в Нижегородской области в 2015-2019 гг. /Крайнова В.В., Демахин А.Е. В сборнике Инновационная траектория развития современной науки: становление, развитие, прогнозы Сборник статей V Международной научно-практической конференции. Петрозаводск, 2021. С. 113-118.

3. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ организации и осуществления выездных налоговых проверок, взыскания доначисленных сумм в 2019-2021 годах и истекшем периоде 2022 года», Утвержден Коллегией Счетной

палаты Российской Федерации 6 декабря 2022 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ach.gov.ru/upload/iblock/002/fw72p873qb0b0nhuywr4g0s9g0eqzhh6.pdf (дата обращения: 06.11.2023).

4. Налоговый паспорт субъекта Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://old-analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm (дата обращения: 06.11.2023).

5. Крайнова В.В. Особенности налогообложения в судоходном бизнесе Крайнова В.В. //В сборнике: Великие реки - 2020. Труды 22-го международного научно-промышленного форума. 2020. С. 159.

6. Лаврентьева Е.А., Плавинская Г.А. Взаимосвязь имущественного налогообложения и транспортного бизнеса// Транспортное дело России. 2022. № 4. С. 22-26.

7. Налоговая политика Российской Федерации в контексте целей устойчивого развития Майбуров И.А., Адвокатова А.С., Андриенко О.В., Багаутдинова И.В., Белозеров С.А., Беломытцева О.С., Викторова Н.Г., Галышева Ю.А., Гончаренко Л.И., Городнова Н.В., Дегтярева И.В., Долженкова Е.В., Захарова К.А., Иванов В.В., Караваева Е.Д., Киреенко А.П., Кирова Е.А., Корецкая-Гармаш В.А., Королева Л.П., Красикова Т.Ю. и др. Москва, 2023.

8. Александрова Е.А., Царева В.М. Анализ эффективности налогового контроля в Российской Федерации //Ступени в науку. 2021. № 2. С. 47-52.

9. Алимова М.С. Комплексная оценка эффективности налогового контроля в целях обеспечения роста доходных показателей бюджета//Экономические и гуманитарные науки. 2021. № 11 (358). С. 84-93.

10. Рыкалова А.М., Зима Ю.С. Особенности реализации налогового контроля в современных условиях вызовов экономики // В сборнике: Теоретические и практические аспекты трансформации налоговой системы России. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 2022. С. 61 -68.

11. Черноусова К.С. Оценка эффективности налогового контроля на современном этапе экономического развития Наука XXI века: актуальные направления развития. 2022. № 1-2. С. 76-80.

12. Бочкарева Н.А., Черноусова К.С. Анализ эффективности выездных налоговых проверок на примере Самарской области //Наука XXI века: актуальные направления развития. 2020. № 1-1. С. 255-259.

13. Lavrenteva E. TAX RISK MANAGEMENT AT THE ENTERPRISE OF THE ENERGY SECTORy/В сборнике: International Scientific Conference Energy Management of Municipal Facilities and Sustainable Energy Technologies EMMFT 2018. Серия: Advances in Intelligent Systems and Computing Volume 983. Cham, 2019. С. 146-157.

14. Крайнова В.В Взаимосвязь систем управленческого учёта и внутреннего контроля //Научные проблемы водного транспорта. 2021. № 69. С. 176-182.

15. Пумбрасова Н.В. Цифровая трансформация межведомственного взаимодействия как инструмент совершенствования государственного проектного управления // Научные проблемы водного транспорта. 2021. № 67. С. 123-134.

References

1. Morozov M.S. Theory and practice of assessing the effectiveness of tax control // Service +. 2010. No. 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-i-praktika-otsenki-rezultativnosti-nalogovogo-kontrolya (date of access: 11/06/2023).

2. Krainova V.V. Assessment of the results of tax control in the Nizhny Novgorod region in 2015-2019. / Krainova V.V., Demakhin A.E. In the collection Innovative trajectory of development of modern science: formation, development, forecasts Collection of articles of the V International Scientific and Practical Conference. Petrozavodsk, 2021. pp. 113-118.

3. Report on the results of the expert-analytical event "Analysis of the organization and implementation of on-site tax audits, collection of additional accrued amounts in 2019-2021 and the expired period of2022", Approved by the Board of the Accounts Chamber of the Russian Federation on December 6, 2022 [Electronic resource]. — Access mode: https://ach.gov.ru/upload/iblock/002/fw72p873qb0b0nhuywr4g0s9g0eqzhh6.pdf (access date: 11/06/2023).

4. Tax passport of a constituent entity of the Russian Federation [Electronic resource]. — Access mode: [Electronic resource]. — Access mode: https://old-analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm (access date: 11/06/2023).

5. Krainova V.V. Features of taxation in the shipping business Krainova V.V. //In the collection: Great Rivers - 2020. Proceedings of the 22nd International Scientific and Industrial Forum. 2020. P. 159.

6. Lavrentyeva E.A., Plavinskaya G.A. The relationship between property taxation and transport business // Transport business of Russia. 2022. No. 4. pp. 22-26.

7. Tax policy of the Russian Federation in the context of sustainable development goals Mayburov I.A., Advokatova A.S., Andrienko O.V., Bagautdinova I.V., Belozerov S.A., Belomyttseva O.S., Viktorova N. G., Galysheva Yu.A., Goncharenko L.I., Gorodnova N.V., Degtyareva I.V., Dolzhenkova E.V., Zakharova K.A., Ivanov V.V., Karavaeva E.D. , Kireenko A.P., Kirova E.A., Koretskaya-Garmash V.A., Koroleva L.P., Krasikova T.Yu. and others. Moscow, 2023.

8. Aleksandrova E.A., Tsareva V.M. Analysis of the effectiveness of tax control in the Russian Federation //Steps to science. 2021. No. 2. P. 47-52.

9. Alimova M.S. Comprehensive assessment of the effectiveness of tax control in order to ensure the growth of budget revenues // Economics and Humanities. 2021. No. 11 (358). pp. 84-93.

10. Rykalova A.M., Zima Yu.S. Features of the implementation of tax control in modern conditions of economic challenges // In the collection: Theoretical and practical aspects of the transformation of the Russian tax system. Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference. Rostov-on-Don, 2022. pp. 61-68.

11. Chernousova K.S. Assessing the effectiveness of tax control at the present stage of economic development Science of the 21st century: current directions of development. 2022. No. 1-2. pp. 76-80.

12. Bochkareva N.A., Chernousova K.S. Analysis of the effectiveness of on-site tax audits using the example of the Samara region // Science of the XXI century: current directions of development. 2020. No. 1-1. pp. 255-259.

13. Lavrenteva E. TAX RISK MANAGEMENT AT THE ENTERPRISE OF THE ENERGY SECTOR // In the collection: International Scientific Conference Energy Management of Municipal Facilities and Sustainable Energy Technologies EMMFT 2018. Series: Advances in Intelligent Systems and Computing Volume 983. Cham, 2019. pp. 146-157.

14. Krainova V.V. Interrelation of management accounting systems and internal control // Scientific problems of water transport. 2021. No. 69. pp. 176-182.

15. Pumbrasova N.V. Digital transformation of interdepartmental interaction as a tool for improving state project management // Scientific problems of water transport. 2021. No. 67. pp. 123-134.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Крайнова Вера Владимировна, к.э.н., доцент, Vera V. Krainova, Candidate of Economic

доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа Sciences, Associate Professor, Associate

и финансов, Волжский государственный Professor of the Department of Accounting,

университет водного транспорта» (ФГБОУ ВО Analysis and Finance, Volga State University of

«ВГУВТ»), 603951, г. Нижний Новгород, ул. Water Transport ", 5, Nesterov st, Nizhny

Нестерова, 5, e-mail: krainova.vv@vsuwt.ru Novgorod, 603951

Статья поступила в редакцию 15.11.2023; опубликована онлайн 20.12.2023. Received 15.11.2023; published online 20.12.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.