Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ'

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
25
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / КАМЕРАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА / НАЛОГИ / КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Терещенко Э.Ю., Миколайчук А.А.

В статье был рассмотрен и проанализирован налоговый контроль в Российской Федерации, а также определены основные проблемы его функционирования. Проведен анализ мобилизации налогов и сборов в бюджеты различных уровней, результаты которого выступили в качестве оценки эффективности налогового контроля.The article was reviewed by the tax control in the Russian Federation, as well as its major problems of functioning. They also explored tax revenues in budgets of various levels, as the assessment of efficiency of tax control.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ»

2. Игебаева Ф.А. О профессиональной подготовке студентов аграрного университета по новым образовательным программам // Социально-политические науки. Международный межвузовский научный рецензируемый журнал. Москва, Издательский дом «Юр-ВАК», 2014, № 3 -С.53 - 55.

3. Бадмаев Б.Ц. Психология обучения речевому мастерству. / Б.Ц. Бадмаев. -М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1999. - 224 с.

4. Рахматуллина 3.Я. Культура общения и взаимопонимания. // 3.Я. Рахматуллина. - Уфа: РИО БашГУ, 2002. - 162 с.

5. Кривокора Е.И. Деловые коммуникации: учеб. пособие для студентов вузов. / Е.И. Кривокора. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 189 с. - (Высшее образование: Бакалавриат).

6. Сидоров, П.И. Деловое общение: учебник / П.И. Сидоров, М.Е. Путин, И.А. Коноплёва.- 2-е изд., перераб. М.: - ИНФАРМ-М, 2013. - 383с. -(Высшее образование: Бакалавриат).

Терещенко Э.Ю., к.э.н.

доцент

кафедра экономики и финансов Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУВО «КФУ им. В. И. Вернадского»

Миколайчук А.А. студент 3 курса направление подготовки «Экономика»

Россия, г. Ялта АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ Аннотация. В статье был рассмотрен и проанализирован налоговый контроль в Российской Федерации, а также определены основные проблемы его функционирования. Проведен анализ мобилизации налогов и сборов в бюджеты различных уровней, результаты которого выступили в качестве оценки эффективности налогового контроля.

Ключевые слова: налоговый контроль, камеральная проверка, выездная проверка, налоги, сборы, консолидированный бюджет.

Abstract. The article was reviewed by the tax control in the Russian Federation, as well as its major problems of functioning. They also explored tax revenues in budgets of various levels, as the assessment of efficiency of tax control.

Keywords: tax control, desk audit, field audit, taxes, levy, consolidated budget.

Введение. Налоговый контроль является составной частью финансового контроля, одним из видов государственного финансового контроля. Главной его целью является соблюдение налогового законодательства, а также обеспечение своевременности уплаты налогов и

сборов в бюджеты всех уровней. Говоря об эффективности налогового контроля, прежде всего следует акцентировать свое внимание на необходимость достижения баланса интересов государства и плательщиков налогов, который может быть выражен в последовательным снижением налоговой нагрузки, качественном улучшении налоговой системы, налогового администрирования, а также в повышение уровня собираемости налогов. На данный момент существует ряд факторов, которые сдерживают эффективность налогового контроля, что не может не повлиять на налоговую систему страны в целом.

Однако, несмотря на довольно глубокое отражение этого вопроса в отечественной литературе, на сегодняшний день не выделены основные проблемы, сдерживания эффективности налогового контроля.

Цель исследования. В этой связи, целью данной статьи является анализ эффективности налогового контроля в РФ и определение на этой основе основных проблем сдерживания его эффективность.

Результат исследований. Ст. 82 НК РФ налоговый контроль определяется как "деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом" [1].

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов посредством налоговых проверок, получения нужной информации от налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов, проверки данных учета и отчетности, используемых для извлечения дохода, в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ. Основной формой налогового контроля является налоговая проверка, представляющая собой действие налогового органа по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечисления налоговых платежей в бюджет. Налоговые проверки в соответствии с российским законодательством о налогах и сборах подразделяются на камеральные и выездные, согласно ст. 88 «Камеральная налоговая проверка» и ст. 89 «Выездная налоговая проверка» НК РФ. Именно налоговые проверки по своей эффективности и значимости занимают ведущее положение среди контрольных мероприятий налоговых органов [1].

Сегодня перед государством стоит задача таких условий реализаций механизма налогового контроля, в рамках которых полностью соблюдались все принципы налогообложения, что в результате позволило бы с одной стороны, выполнить в полном объеме свои налоговые обязательства, а с другой налоговым органом разработать мероприятия направленные на уменьшения налоговых правонарушений.

При нарушения налогового законодательства, вместо мобилизации налоговых платежей в бюджеты, наблюдается недофинансирование ряда статей расходов бюджета, обеспечение которых характеризует финансовую

и экономическую безопасность государства.

Субъекты - налоговые администрации, гос. финансовые органы, бюджетные комиссии парламента, администрация президента РФ, Счетная палата

Оперативные проверки отдельных плательщиков и финансово-хозяйственных операций (внезапный налоговый контроль)

Объект - вся совокупность финансово-хозяйственных операций и их результаты

Документальные ревизии и тематические проверки (плановый налоговый контроль)

Состав налоговых правонарушений

£

Сокрытие Противодействие Неверное Наруш. сроков Заведомое

прибыли, дохода. налоговым применение уплаты, сокрытие

объектов инспекторам в режима предоставления налоговых

налогообложения целях сокрытия налоговых льгот декларации и преступлений,

нарушений отчетов по налогам порча документов

Виды ответственности

Гражданско- Финансовая(перед Уголовная, Административная

правовая (перед государством) - Закона регламинтир. - регламентируется

кредиторами. "Об основах налоговой Уголовным кодексом Законом об

контрагентами) системы в РФ административных

Виды ответственности

Арест имущества, проведение процедур по

Т ТО О ТТАИТПА

Административны е штрафы, взыскания

Штрафы, пени, неустойки

Лишение свободы, конфискация

С /->тт> о

Закрытие счетов в банке, лишение лицензии и др.

Рис.1. Содержание государственного налогового контроля Источник: Налоговый менеджмент - стержень налогового механизма. [Электронный ресурс]// Электронная библиотека "Книги в формате doc". // Бюджетно-налоговый контроль. Режим доступа: http://any-book. org/download/53628. html.

На рисунке 1, представлены следующие стадии налогового контроля: регистрация и учет налога плательщиков; прием налоговой отчетности; осуществление камеральных проверок; начисление платежей к уплате; контроль за своевременной уплатой начисленных сумм; проведение выездных налоговых проверок; контроль за реализацией материалов проверок и уплатой начисленных финансовых санкций и административных штрафов [4].

Таким образом, налоговый контроль осуществляется на всех уровнях

государственного управления, а именно: федеральном, субъектов Российской Федерации и муниципальном.

В 2015 г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило федеральных налогов и сборов на сумму 12126,8 млрд.рублей (88,4% от общей суммы налоговых доходов), региональных - 853,1 млрд.рублей (6,2%), муниципальных - 217,8 млрд.рублей (1,6%), налогов со специальным налоговым режимом - 522,7 млрд.рублей (3,8%) [6].

Исполнение и структура консолидированного бюджета на 2014-2015 гг. выглядит следующим образом, см. табл.1, 2.

Таблица 1

Исполнение консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов за 2014-2015 гг., млрд. рублей

Доходы Расходы Профицит, дефицит (-)

2014 г.

Январь 1726,3 981,1 745,2

Январь-февраль 3579,8 3373,5 206,3

I квартал 5960,4 5432,0 528,4

Январь-апрель 8498,3 7778,7 719,7

Январь-май 10572,3 9519,8 1052,6

I полугодие 12671,2 11583,6 1087,6

Январь-июль 15108,2 13720,4 1387,8

Январь-август 17143,4 15631,6 1511,7

Январь-сентябрь 19221,4 17679,1 1542,3

Январь-октябрь 21563,5 19973,8 1589,7

Январь-ноябрь 23439,4 21891,2 1548,2

Год 26766,1 27611,7 -845,6

2015 г.

Январь 1661,5 1833,3 -171,7

Январь-февраль 3403,0 4237,1 -834,1

I квартал 6044,6 6491,8 -447,3

Январь-апрель 8704,9 9531,8 -826,9

Январь-май 10514,7 11360,5 -845,7

I полугодие 12748,6 13631,5 -882,8

Январь-июль 15243,3 16055,4 -812,1

Январь-август 17316,8 18168,5 -851,7

Январь-сентябрь 19496,2 20248,0 -751,8

Январь-октябрь 21911,1 22500,8 -589,8

Январь-ноябрь 23679,2 24664,9 -985,7

Год 26494,1 29307,8 -2813,7

Источник: Федеральная служба государственной статистики (Росстат).

[Электронный ресурс] //Официальная статистика. Финансы. Режим доступа: http: //www. gks. ru/.

Данные таблицы 1 показывают, что дефицит бюджета в 2015 г. по сравнению с предыдущим, увеличился почти на 20%. Это говорит о том, что налоги, сборы и иные обязательные платежи не поступали в полном объеме. Отсюда, роль и значение налоговых проверок, с целью контроля предприятий по уплате налогов сборов в бюджеты всех уровней, становятся все более актуальным и необходимым.

Таблица 2

Структура консолидированного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов за 2014-2015 гг., млрд. руб.

Виды доходов 2015 2014

налог на прибыль организаций 2599,0 2375,3

НДФЛ 2807,8 2702,6

страховые взносы на обязательное социальное страхование 5347,3 5035,7

НДС 4233,9 3940,2

Акцизы 1068,4 1072,2

налоги на совокупный доход 347,8 315,1

налоги на имущество 1068,6 957,5

налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 3250,7 2934,7

доходы от внешнеэкономической деятельности 3295,3 5463,7

доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 1148,2 797,2

платежи при пользовании природными ресурсами 198,7 261,5

безвозмездные поступления 103,9 134,2

Итого 26494,1 26766,1

Источник: Федеральная служба государственной статистики (Росстат). [Электронный ресурс] //Официальная статистика. Финансы. Режим доступа: http: //www. gks. ru/.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исходя из данных таблицы 2, в 2015 году поступления доходов сократились почти на 10%. По данным Федеральной налоговой службы, задолженность по налогам и сборам, учитываемая с момента ее возникновения, в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2015 год составила - 26494,1млрд.рублей.

Общая сумма задолженности на 2015 год составила - 827,3 рублей, недоимка - 461,4 млрд. рублей (см. табл. 3).

Таблица 3

Структура задолженности по налоговым платежам и сборам в консолидированный бюджет РФ за 2015 г., млрд. рублей

Задолженност ь ^з нее

Недоимка Урегулированная задолженность

Всего 827,3 461,4 359,1

по федеральным налогам и сборам 602,5 287,6 310,8

в том числе: налог на прибыль организаций 113,6 52,4 60,4

НДС 749,4 374,5 369,8

налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 13,8 8,6 5,1

из них налог на добычу полезных ископаемых 13,0 8,3 4,7

акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ 45,5 7,4 38,1

из них на алкогольную продукцию (за исключением пива) 35,7 5,3 30,4

остальные федеральные налоги и сборы 54,0 31,5 22,1

по региональным налогам и сборам 136,8 108,4 26,7

по местным налогам и сборам 60,2 48,2 11,2

по налогам со специальным налоговым режимом 27,9 17,2 10,4

Источник: Федеральная служба государственной статистики (Росстат). [Электронный ресурс] //Официальная статистика. Финансы. Режим доступа: http: //www. gks. ru/.

Как видно из таблицы 3 в результате урегулирования данных задолженностей по различным видам налогов, доход составил - 359,1 млрд.рублей, что свидетельствует лишь о части ее погашения.

Проблема повышения эффективности налогового контроля решается путем проведения налоговых проверок. Именно налоговые органы Российской Федерации проводят контрольные мероприятия по исполнению налогового законодательства, а в случае его нарушения введения штрафов,

санкций и др. Существует два вида налоговых проверок: камеральные и выездные проверки.

Наиболее эффективной в ходе раскрытия налоговых правонарушений признаются выездные проверки, так как проведение камеральных проверок происходит без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трёх месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета). Однако, основным плюсом данного вида проверки является то, что производится первоначальный отбор потенциальных нарушителей налогового законодательства. При выездной же проверке, в отличие от камеральной, производится, как правило, по месту нахождения налогоплательщика и на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налоговой инспекции [5, с. 228].

Эффективность проведения и выявления правонарушений при камеральной проверки в процентном соотношении составляет около 6-8%, а выездные проверки составляют - около 96%, поэтому эффективность мониторинга налогоплательщиков выявляется в результате доначислений и снижение количества проверок, см табл.4 [2].

Таблица 4

Результаты проведения выездных налоговых проверок налоговыми _органами Российской Федерации в 2012-2014 гг._

№ Год Количество Сумма Сумма Сумма Удельный вес

п/п проведенных доначислений доначислений фактических доначисленных

ВНП (ед.) по в расчете на 1 поступлений платежей в

результатам проверку, налоговых сумме

ВНП тыс. р. доходов, фактических

(млн. р.) млн. р. налоговых поступлений, %

1 2012 55 940 311 355 5 566 10 954 009 2,84

2 2013 39 762 279 290 7 024 11 325 853 2,47

3 2014 34 246 288 446 8 422 12 606 342 2,29

Темп роста 0,61 0,93 1,51 1,15 0,81

4 показателей, %(базисн.)

Источник: Комарова Е.И. Развитие налогового контроля в России и оценка его эффективности. [Электронный ресурс] //Электронный научный журнал. Современные проблемы науки и образование. Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=18570.

Из данных представленных в таблице 4 видно, что к 2014 году значительно сократилось проведение выездных налоговых проверок по сравнению с 2012 г., более чем на 20 %. Рост эффективности контрольных мероприятий показал снижении количества проверок почти на 13%.

Удельный вес доначислений, на одну проверку в 2014 году, увеличился на 25%. В данном случае, следует говорить о кумулятивном эффекте, который способствовал совершенствованию системы налогового администрирования. Благодаря эффективной работе выездных налоговых проверок и активному использованию инструментов трансфертного ценообразования, в бюджет дополнительно поступило в общей сумме - 1,4 млрд. рублей [7].

В перспективе для достижения социально-экономической и бюджетной эффективности налогового контроля необходимо не только проведение комплекса контрольных мероприятий, осуществляемых налоговым органом, которые направлены на всестороннее изучение информации о налогоплательщике, соотношений финансовых результатов налоговой проверки и трудозатрат на ее осуществление, но и формирование системы оценки результативности и эффективности таких мероприятий.

Исходя из выше изложенного, основными проблемами снижения эффективности налогового контроля являются: не своевременность уплаты налогов; проблема рационального отбора налогоплательщиков для проведения контрольных проверок; законодательное закрепление активного участия налоговых органов в процессе исчисления и уплаты налогов налогоплательщиками; проблема налоговых отношений между государством и налогоплательщиков.

Отсюда, основными направлениями совершенствования налогового контроля являются: расширение базы внешней информации; усиление аналитической составляющей работы налоговых органов, т.е. внедрение в практику налогового контроля комплексного системного экономико-правового анализа финансово-хозяйственной деятельности проверяемых объектов; повышение эффективности налоговых органов совершенствование действующих процедур контрольных органов; улучшения качества проведение комплексных мероприятий по развитию налоговых отношений.

Использованные источники:

1. Гарант. Информационно-правовой портал. [Электронный ресурс]// Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ). Режим доступа: http: //base.garant.ru/10900200/

2. Комарова Е.И. Развитие налогового контроля в России и оценка его эффективности. [Электронный ресурс] //Электронный научный журнал. Современные проблемы науки и образование. Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=18570.

3. Налоговый менеджмент - стержень налогового механизма. [Электронный ресурс]// Электронная библиотека "Книги в формате doc". // Бюджетно-налоговый контроль. Режим доступа: http://any-book.org/download/53628.html.

4. Налоговой процесс. Экономическое, финансовое, налоговое право (библиотека). [Электронный ресурс] //Налоговый процесс. Электронная библиотека. Режим доступа: http://isfic.info/proces/index.htm.

5. Солодовникова У.Н., Сафонова Е.Д. Сравнительный анализ эффективности камеральных и выездных налоговых проверок РФ. [Электронный ресурс]// "Экономика и социум" №2(15), 2015. - 1404 с. Режим доступа: http://www.iupr.ru/ekonomika_i_socium_2_15_2015/.

6. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). [Электронный ресурс] //Официальная статистика. Финансы. Режим доступа: http: //www.gks .ru/

7. Федеральная налоговая служба (ФНС). [Электронный ресурс]// Налоговая политика. Режим доступа: http://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm.

Турсиналиева А.М. магистрант химии, 2 курс факультет естественных наук Насиров Р., доктор химических наук

профессор

факультет естественных наук Атырауский Государственный университет им. Х. Досмухамедова ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ЭПР СПЕКТРОСКОПИИ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ АСФАЛЬТЕНОВ В НЕФТИ В данной статье рассмотрена применение ЭПР спектроскопии для определения асфалътенов. Проанализированы характерные особенности ЭПР спектроскопии в нефтепроизводстве. На основе проведенных исследовании автор излагает преимущества использования данного метода.

Ключевые слова: электронный парамагнитный резонанс, асфалътены, дисперсные системы,парамагнетизм нефти, свободные радикалы

This article describes the use of EPR spectroscopy for the determination of asphaltene. Analyzes the characteristics of the EPR spectroscopy oil production. On the basis of research conducted by the author outlines the advantages of using this method.

Key words: electron spin resonance, asphaltenes, dispersion systems, paramagnetism of oil free radicals

В ближайшем будущем большее внимание в нефтегазовой отрасли уделяется высоковязкой нефти с высоким содержанием гетероатомных соединений. По сравнению с зарубежными объектами, парамагнетизм природных объектов Республики Казахстан, в частности, осадочных отложений Прикаспийской впадины до сих пор остается малоизученным. В ходе научных исследований было доказано, что парамагнетизм нефти оказывает влияние на разведку нефтегазовых залежей, эффективную добычу нефтяных и газовых месторождений и переработку. Нефть и его продукты, содержащие парамагнитные частицы являются самыми активными. Их природа свободных радикалов не только влияет на изменения в залежах сырой нефти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.