Ключевые слова:
налоговый контроль, камеральная проверка, выездная проверка,
задолженность по налогам перед бюджетом, налоговое законодательство
Н. Н. Качанова, к. э. н..
проф. кафедры «Статистика» ГУМФ (e-mail: [email protected])
И. В. Линькова, аспирант кафедры «Статистика» ГУМФ (e-mail: [email protected])
Анализ и контроль налоговых поступлений в Российской Федерации
Для полноценного функционирования государства необходима эффективная система контроля за налоговыми поступлениями. В свете экономических преобразований государственные органы, в том числе и налоговые, должны сосредоточить внимание главным образом на системе управления бюджетными обязательствами налогоплательщиков. В ее рамках проводится комплекс мероприятий, направленных на пополнение государственного бюджета.
Условия эффективного функционирования налоговой системы страны — устойчивый сбор налогов, своевременное выявление потенциальных нарушителей налогового законодательства и дальнейший налоговый контроль над ними, а также анализ его результатов.
Исходя из важности этих условий, проанализируем деятельность ФНС России по контролю за поступлением доходов в консолидированный бюджет (табл. 1).
Таблица 1
Поступления администрируемых ФНС России доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2011-2012 гг.
Показатель Январь - апрель 2011 г., млрд руб. Январь - апрель 2012 г., млрд руб. Абсолютное отклонение (+, -) Относительное отклонение, %
Всего доходов консолидированного бюджета 3186 3494 308 109,67
Из них:
Налог на добавленную стоимость (НДС) 604 663 59,0 109,77
Акцизы 174 229 55,0 131,61
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) 558 637 79,0 114,16
Показатель Январь - апрель 2011 г., млрд руб. Январь - апрель 2012 г., млрд руб. Абсолютное отклонение (+, -) Относительное отклонение, %
Налог на прибыль организаций 855 706 -149,0 82,57
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) 613 839 226,0 136,87
Имущественные налоги 244 255 11,0 104,51
Прочие налоги 138 165 27,0 119,57
Источник: Статистика и аналитика/ Официальный сайт Федеральной налоговой службы (http://www.nalog.ru/ nal_statistik/sprav_analit/budjet/1.html?c=&t=&m=48\&y=48\).
В целом поступления в консолидированный бюджет в январе - апреле 2012 г. увеличились на 9,67 % по сравнению с январем - апрелем 2011 г. Это свидетельствует о выполнении налогоплательщиками своих обязательств по налоговым платежам и повышении их добросовестности, а также об эффективности проведенных налоговыми органами контрольных мероприятий.
Анализируя данные по каждому виду налогов, можно сделать следующие выводы:
• Поступления НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в консолидированный бюджет увеличились на 9,77 % в январе - апреле 2012 г. по сравнению с соответствующим периодом 2012 г. Это связано с повышением качества администрирования данного налога. В числе основных мероприятий, касающихся совершенствования НДС, можно выделить следующие. Во-первых, с 2 сентября 2010 г. введена возможность обмена электронными счетами-фактурами (п. 1 ст. 169 НК РФ). Во-вторых, с начала 2010 г. в п. 2 ст. 169 НК РФ дополнительно установлено, что нельзя отказать покупателю в принятии предъявленных сумм НДС к вычету, если ошибки, допущенные при заполнении счетов-фактур, не препятствуют идентификации продавца или покупателя, наименований товаров (работ, услуг, имущественных прав), их стоимости, а также налоговой ставки и суммы налога. Эти меры способствовали сокращению числа претензий со стороны налоговых органов к заполнению счетов-фактур и, как следствие, снижению количества судебных разбирательств.
• Поступления акцизов увеличились на 31,61 % за счет повышения акцизных ставок, что обусловлено рядом причин. Во-первых, переиндексацией ставки по отношению к росту инфляции, что является нормой для интенсивного экономического развития страны. Во-вторых, повышением ставок на алкоголь и табак в свете реализации государственной социальной программы, направленной на оздоровление нации.
• Суммы НДФЛ также растут: в январе - апреле 2012 г. в бюджет поступило 637 млрд руб., что на 14,16 % больше, чем в соответствующем периоде предыдущего года. Данная тенденция обусловлена ростом доходов населения.
• Поступления налога на прибыль организаций, напротив, снизились на 149 млрд руб., или 17,43 %, по сравнению с 2011 г. Это связано прежде всего с тем, что большая часть суммы налога, подлежащая уплате в апреле 2012 г., была зачислена в бюджеты всех уровней в мае.
• Сумма НДПИ увеличилась на 36,87 %, что обусловлено повышением цены на нефть и индексацией ставок.
• Поступления имущественных налогов выросли на 11 млрд руб. вследствие увеличения ставок по ним. Исключение — налог на имущество физических лиц, сумма которого сократилась в 2,4 раза в январе - апреле 2012 г. по сравнению с январем - апрелем 2011 г., что связано с изменением с 1 января 2011 г. срока его уплаты.
• Поступления транспортного налога снизились на 46,1 % по сравнению с январем - апрелем 2011 г. Это вызвано изменением с 1 января 2011 г. срока его уплаты.
Приведенные данные свидетельствуют, что налоговая система в интересах государственного бюджета достаточно успешно функционирует. Тем не менее не стоит забывать о повышении уровня инфляции и, как следствие, увеличении денежной массы во всех сферах экономики.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕРОК СОБЛЮДЕНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
В настоящее время государственные органы, в т. ч. налоговые, усиливают давление на организации и индивидуальных предпринимателей в рамках борьбы с незаконными схемами, используемыми для уклонения от уплаты налогов в бюджет. Выявляются недобросовестные налогоплательщики, пресекаются случаи уклонения от уплаты налогов и получения необоснованной налоговой выгоды. Основные формы противодействия нарушениям законодательства — камеральные и выездные проверки. По результатам контрольных мероприятий происходят доначисления налогов (сборов), пеней и штрафных санкций (табл. 2). Проанализируем приведенные данные и определим эффективность контрольной работы налоговых органов.
Таблица 2
Результаты проверок соблюдения законодательства о налогах и сборах, проведенных налоговыми органами самостоятельно
Показатель На 0І.0І.2008 На 0І.0І.2009 На 0І.0І.20І0 На 0І.0І.20ІІ
Доначислено по результатам камеральных проверок организаций и физических лиц, включая пени, тыс. руб. 175 806 179 165 673 300 193 324 050 І3І 200 232
Из них по всем видам налогов (сборов), включая пени и штрафные санкции, тыс. руб. 107 125 234 105 056 205 120 685 561 70 356 027
в том числе налогов, тыс. руб. 94 407 237 93 312 015 106 710 563 61 503 015
Доначислено по всем видам налогов (сборов), включая пени и штрафные санкции, по результатам выездных проверок организаций, тыс. руб. 160 461 640 192 633 585 240 622 685 240 392 147
в том числе налогов, тыс. руб. ІІ5 081 766 І4І 662 137 177 707 256 179 480 534
Доначислено по всем видам налогов (сборов), включая пени и штрафные санкции, по результатам выездных проверок физических лиц, тыс. руб. 13 486 148 13 6 74 633 14 921 903 14 426 688
в том числе налогов, тыс. руб. 7 457 184 7 531 155 9 950 338 10 006 571
Количество выездных налоговых проверок организаций 67 431 55 030 55 479 51 439
Количество выездных налоговых проверок физических лиц 30 569 25 140 22 375 17 451
Показатель На 01.01.2008 На 01.01.2009 На 01.01.2010 На 01.01.2011
Доначислено на одну выездную проверку организаций, тыс. руб. 2379,64 3500,51 4337,18 4673,34
Доначислено на одну выездную проверку физических лиц, тыс. руб. 441,17 543,93 666,90 826,69
Источник: Уточненные данные статистической налоговой отчетности по форме № 2-НК (III раздел) по
состоянию на 01.01.2012 в целом по Российской Федерации, а также в разрезе субъектов Российской Федерации/ Официальный сайт Федеральной налоговой службы (http://www.nalog.ru/nal_statistik/ nadzor_stat/nalcont_sved/3897764/).
Из данных табл. 2 следует, что показатель доначислений по результатам камеральных проверок организаций и физических лиц, включая пени, изменяется скачкообразно. Самый высокий результат доначисления приходится на 1 января 2010 г. Следовательно, 2009 г. был самым результативным по данной процедуре. Этот скачок может быть обусловлен рядом причин, в частности совершенствованием законодательства.
Камеральных налоговых проверок проводится гораздо больше, чем выездных, т. к. охват налогоплательщиков по ним почти 100%-ный, но темп их роста снижается, и, как следствие, снижаются доначисления: в 2009 г. темп их роста составил 116,69 %, а в 2010 г. — 67,87 %.
Анализируя показатель доначислений по всем видам налогов (сборов), включая пени и штрафные санкции, по результатам выездных проверок организаций, можно сказать, что в целом наблюдается его увеличение примерно в 1,5 раза на 1 января 2011 г. по сравнению с 1 января 2008 г. Сумма этих начислений растет с каждым годом из-за невыполнения налогоплательщиками своих обязательств.
Что касается показателя доначислений по результатам проверок физических лиц, то с 1 января 2008 г. по 1 января 2010 г. он вырос на 10,6 %, а с 1 января 2010 г. по 1 января 2011 г. произошло его снижение. Это могло быть вызвано дальнейшим совершенствованием налогового администрирования, а также нестабильностью налоговой системы.
Суммы доначислений на одну выездную проверку организаций и физических лиц заметно увеличиваются в динамике за три года. Темп роста доначислений на одну проверку организаций с 1 января 2008 г. по 1 января 2011 г. увеличился на 96,39 %, а на проверку физических лиц — на 87,39 %. Это говорит о большей эффективности проведения выездных налоговых проверок и означает, что по результатам практически каждой из них происходит доначисление налогов, пеней и штрафов.
Таким образом, проанализировав данные проверок соблюдения норм законодательства о налогах и сборах, можно отметить, что изменения происходят именно в те периоды, когда возникают какие-либо проблемы в системе налогового контроля или проводится ее совершенствование. Исходя из этого, необходимо повышать эффективность контроля, т. к. преобразования в налоговой системе без ущерба для доходной базы бюджета возможны лишь в сочетании с эффективным налоговым администрированием.
ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ПЕРЕД БЮДЖЕТОМ
Основная функция налогов — фискальная, ее сущность заключается в сборе налогов в бюджет государства посредством налогового контроля. Соответствующими органами проводятся регулярные мероприятия по информированию налогоплательщиков и погашению имеющейся у них задолженности, однако последние тем не менее продолжают ее накапливать (табл. 3).
Таблица 3
Задолженность перед бюджетом по налогам (сборам), пеням и налоговым санкциям в 2007-2011 гг., тыс. руб.
Показатель На 01.01.2008 На 01.01.2009 На 01.01.2010 На 01.01.2011 На 01.01.2012
Задолженность перед бюджетом по налогам и сборам 574 9 0 8 979 559 069 470 689 979 842 693 079 807 653 638 705
В том числе:
Недоимка 227 423 967 (39,56 %) 223 495 936 (39,98 %) 323 387 100 (46,87 %) 315 489 608 (45,52 %) 289 228 295 (44,25 %)
Реструктурированная задолженность 11 545 152 (2,01 %) 38 737 985 (6,93 %) 31 127 268 (4,51 %) 25 409 684 (3,67 %) 8 836 039 (1,35 %)
Отсроченные (рассроченные) платежи 416 725 (0,07 %) 671 870 (0,12 %) 463 469 (0,07 %) 815 848 (0,12 %) 447 680 (0,07 %)
Задолженность, приостановленная к взысканию в связи с введением процедур банкротства 138 402 810 (24,07 %) 145 195 948 (25,97 %) 151 747 527 (21,99 %) 170 056 672 (24,54 %) 199 135 936 (30,47 %)
Задолженность, взыскиваемая судебными приставами по постановлениям о возбуждении исполнительного производства 106 665 880 (18,55 %) 85 123 155 (15,23 %) 110 273 422 (15,98 %) 121 186 921 (17,49 %) 111 626 021 (17,08 %)
Приостановленные к взысканию платежи 90 454 445 (15,73 %) 65 844 576 (11,78 %) 72 981 056 (10,58 %) 60 121 074 (8,67 %) 44 364 734 (6,79 %)
Задолженность перед бюджетом по пеням и налоговым санкциям 436 887 759 407 793 681 45 4 9 5 3 743 395 513 304 329 417 967
Источник: Данные по формам статистической налоговой отчетности / Официальный сайт Федеральной налоговой службы фПр:/^^т. nalog. ru/nal_statistik/forms_stat/).
Из данных табл. 3 следует, что задолженность по налогам и сборам за пять исследуемых лет в динамике увеличилась, темп ее роста в 2010 г. составил 120,55 % по сравнению с 2007 г., что выступает негативным фактором для доходной части бюджета.
Начиная с 2008 г. прослеживается явная тенденция роста задолженности прошлых лет в совокупности с прибавлением новой (с 2008 по 2009 гг. она увеличилась на 23,4 %), что обусловлено наступлением в августе 2008 г. мирового экономического кризиса. За 2011 г. задолженность сократилась на 5,69 % по сравнению с 2010 г. Причина этого — проводимые налоговыми органами мероприятия по принудительному взысканию задолженности с налогоплательщиков.
Анализируя данные табл. 3, можно сказать, что наибольший удельный вес в структуре задолженности перед бюджетом по налогам и сборам имеет недоимка. В рассматриваемом периоде она колеблется от 39,5 до 46,9 %. На втором месте в порядке убывания задолженность, приостановленная к взысканию в связи с введением процедур банкротства. Этот показатель изменяется скачкообразно: с 2007 по 2008 гг. он увеличился на 1,9 %, с 2008 по 2009 гг. снизился на 3,98 %, а с 2009 по 2011 гг. снова вырос на 8,48 %, что может быть обусловлено нестабильной экономической ситуацией в стране и последствиями глобального экономического кризиса.
Задолженность, взыскиваемая судебными приставами по постановлениям о возбуждении исполнительного производства, так же как и задолженность, приостановленная к взысканию в связи с введением процедур банкротства, колеблется в пятилетнем периоде в интервале от 15,23 до 18,55 %.
Приостановленные к взысканию платежи с каждым годом уменьшаются, на начало 2012 г. их число сократилось на 8,94 % (больше чем вполовину) по сравнению с началом 2008 г., и это, безусловно, положительная динамика для налоговой системы страны.
Реструктурированная задолженность с 2007 по 2008 гг. увеличилась в три раза, а с начала 2009 г. прослеживается плавная тенденция убывания.
Отсроченные (рассроченные) платежи составляют около 0,1 % на протяжении пяти лет, что говорит о стабильности данного показателя в удельном весе задолженности перед бюджетом по налогам и сборам.
Анализируя показатель задолженности перед бюджетом по пеням и налоговым санкциям, можно сделать вывод о его изменчивости и постоянных колебаниях. С 2007 по 2008 гг. он снизился на 6,66 %, затем увеличился на 4,14 % в 2009 г. по сравнению с 2007 г., а в 2010-2011 гг. снизился в среднем на 17 % по сравнению с 2007 г.
Таким образом, необходимо разработать и реализовать комплекс мер по сокращению задолженности перед бюджетом по налогам, сборам, пеням и налоговым санкциям, главным образом, усовершенствовать и ужесточить процедуры контрольных мероприятий, что будет способствовать стабильности экономики и финансовой самостоятельности государства.
В целом, исходя из проведенного анализа, можно сделать вывод: за счет проведения камеральных и выездных налоговых проверок увеличиваются поступления налогов в бюджетную систему России. Однако существуют и отрицательные моменты, а именно нежелание части налогоплательщиков исполнять свои обязанности и сотрудничать с налоговыми органами. Возникает задолженность, в результате чего не в полной мере выполняются различные государственные программы. Налоговые органы должны адаптироваться к меняющейся экономике, повышать эффективность налогового контроля и совершенствовать его процедуры, выявлять резервы увеличения налоговых поступлений в бюджет и улучшать налоговую дисциплину.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ
На сегодняшний день налоговые органы не могут обеспечивать всесторонний контроль правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления налоговых платежей в бюджет, к тому же существуют лазейки для уклонения от уплаты налогов. Для исправления и улучшения ситуации следует:
— включить в обязанности сотрудников отдела камеральных проверок проведение мониторинга финансово-хозяйственной деятельности организаций;
— управлениям ФНС России разработать, составить и согласовать единые методики проведения выездных налоговых проверок с описанием конкретных методов и приемов;
— создать в инспекциях ФНС России подразделения внутреннего аудита для рассмотрения возражений на акты выездных налоговых проверок;
— в рамках основных направлений работы налоговых органов с налогоплательщиками внедрить в практику электронный документооборот, в результате чего сократится численность инспекторского состава отделов по работе с налогоплательщиками, т. е. снизятся затраты на проведение налогового контроля;
— объединить на основе налогового учета все виды государственного, включая и паспортный учет;
— усовершенствовать нормативно-правовую базу налогообложения и налогового контроля для оперативного перекрытия возможных источников возникновения налоговых нарушений;
— внедрить новые информационные и образовательные технологии в процесс подготовки кадров инспекций ФНС;
— ввести соответствующую систему поощрений для сохранения качественного состава инспекций и повышения заинтересованности ее сотрудников в результатах своего труда.
Данные мероприятия по совершенствованию налогового контроля будут способствовать стабильному поступлению налогов и сборов в бюджеты всех уровней, а также выполнению своей работы налоговыми органами на более высоком уровне.
Библиография
1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] / Официальный сайт компании «Консультант Плюс». — Режим доступа: http://base.consultant.ш/cons/cgi/onNne.cgi?req=doc;base=LAW; п=2875.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 31.07.1998 № 146-ФЗ (в ред. Федерального закона от 28.12.2010 № 404-ФЗ) [Электронный ресурс] / Официальный сайт компании «Консультант Плюс». — Режим доступа: http://base.consultant.ш/cons/cgi/onNne.cgi?req=doc;base=LAW; п=132062.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2 от 05.08.2000 № 117-ФЗ (в ред. Федерального закона от 07.03.2011 № 25-ФЗ) [Электронный ресурс] / Официальный сайт компании «Консультант Плюс». — Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW; п=133353.
4. Федеральный закон от 27.07.2006 № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» [Электронный ресурс] / Официальный сайт компании «Консультант Плюс». — Режим доступа: http://base.consultant.ш/cons/cgi/onNne.cgi?req=doc;base = LAW;n = 132009.
5. Федеральный закон от 27.07.2010 № 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи
с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования» [Электронный ресурс] / Официальный сайт компании «Консультант Плюс». — Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/onNne.cgi?req=doc; base=LAW;n = 103118.
6. Приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06\333 «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок» (в ред. Приказов ФНС России от 14.10.2008 № ММ-3-2\467 и от 22.09.2010 № ММВ-7-2\461) [Электронный ресурс] / Официальный сайт компании «Консультант Плюс». — Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/onlme.cgi?req = doc;base = LAW; n=129610.
7. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов [Электронный ресурс] / Официальный сайт компании «Консультант Плюс». — Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/onlme.cgi?req = doc;base = LAW; n = 88298.
8. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов [Электронный ресурс] / Официальный сайт компании «Консультант Плюс». — Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/onlme.cgi?req = doc;base = LAW; n = 105756.
9. Алехин, А. П. Административное право России: учебник / А. П. Алехин, А. А. Кармолицкий; под ред.
A. П. Алехина. — М.: Зерцало, 2007. — 686 с.
10. Аронов, А. В. Налоговая политика и налоговое администрирование: учебное пособие / А. В. Аронов,
B. А. Кашин. — М.: Экономистъ, 2006. — 591 с.
11. Гончаренко, Л. И. Налоговое администрирование: учебное пособие / Под науч. ред. Л. И. Гончаренко. — М.: КНОРУС, 2009. — 446 с.
12. Дадашев, А. З. Налоговый контроль в Российской Федерации / А. З. Дадашев, И. Р. Пайзулаев. — М.: КноРус, 2009. — 128 с.
13. Дорофеева, Н. А. Налоговое администрирование: учебник / Н. А. Дорофеева, А. В. Брилон.
Н. В. Брилон. — М.: Дашков и К., 2010. — 296 с.
14. Красницкий, В. А. Налоговый контроль в системе налогового администрирования / В. А. Красницкий. —
М.: Финансы и статистика, 2008. — 168 с.
15. Миронов, О. А. Налоговое администрирование / О. А. Миронов, Ф. Ф. Ханафеев. — М.: Омега-Л,
2009. — 288 с.
16. Невская, М. А. Налоговое администрирование: учебное пособие / М. А. Невская, М. А. Шалагина. — М.: Омега-Л, 2009. — 249 с.
17. Пономарев, А. И. Налоги и налоговое администрирование в Российской Федерации: учебное пособие / А. И. Пономарев, Т. В. Игнатова, М. А. Богатырев. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2009. — 392 с.
18. Черник, Д. Г. Налоги в рыночной экономике. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Финансы, 1997. — 383 с.
19. Богданкевич, Е. В. Налоговый контроль в сегодняшних условиях развития налоговой системы // Финансы и кредит. — 2010. — № 3. — С. 69 - 74.
20. Бычкова, С. М. Налоговый контроль: виды и содержание // Аудиторские ведомости. — 2009. — № 2. — С. 39-43.
21. Гализдра, С. В. Налоговое администрирование необходимо совершенствовать // Финансы. — 2010. — № 3. — С. 47-48.
22. Качанова, Н. Н., Линькова, И. В. Направления совершенствования организации налогового контроля в России для обеспечения его эффективности // Налоги и налоговое планирование. — 2012. — № 7. — С. 10-13.
23. Информационно-правовой портал «ГАРАНТ» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. garant.ru/.
24. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.minfin.ru/ru/.
25. Официальный сайт Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.nalog.ru/.