УДК 796.33 DOI: 10.36028/2308-8826-2023-11-S-87-94
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ КОМПЛЕКСНОЙ БЕГОВОЙ ПОДГОТОВКИ ФУТБОЛИСТОВ 11-12 ЛЕТ
А.Ю. Чайка
Волгоградская государственная академия физической культуры, Волгоград, Россия
Аннотация
Цель исследования - провести оценку результативности авторской методики комплексной беговой подготовки в футболе спортсменов 11-12 лет.
Методы и организация исследования. Экспериментальное исследование проводилось с сентября 2020 года по май 2022 года с участием 43 подростков 11-12 лет. Контрольная группа из 21 человека занималась по типовой программе ШОР. Экспериментальная группа из 22 человек на занятиях по ОФП и частично на занятиях СП использовала авторскую методику комплексной беговой подготовки. Для оценки эффективности беговой подготовки футболистов использовался комплекс показателей: 1) интегративный коэффициент выносливости по формуле Кваса; 2) нормативы, рекомендованные Российским футбольным союзом для оценки функциональной готовности спортсменов на начальном этапе спортивной специализации; 3) качественные показатели по итогам контрольных матчей (средняя продолжительность бега за матч всей команды за исключением вратаря; количество рывков за матч, выполненных игроками команды; количество единоборств, выигранных на скорости). Для представления полученных данных использовали показатели описательной статистики (медианные значения и показатели статистики динамики (темп прироста, %), а для проверки достоверности произошедших изменений использовали расчёт t-критерия Стьюдента).
Результаты исследования и их обсуждение. Авторская методика беговой подготовки в футболе спортсменов 11-12 лет, реализуемая в комплексе в рамках ОФП и отдельными упражнениями на СП, позволяет эффективно воздействовать на важные компоненты в структуре беговой подготовленности юных футболистов, гарантируя им конкурентные преимущества в соревновательной деятельности. Заключение. Разработанная методика беговой подготовки футболистов 11-12 лет позволяет решить актуальную задачу комплексного развития физических качеств с учетом их влияния на результативность индивидуальных действий в игре и может быть экстраполирована на другие возрастные группы, а также использована для беговой подготовки юных баскетболистов, гандболистов и регбистов. Ключевые слова: беговая подготовка юных футболистов.
ASSESSMENT OF THE EFFECTIVENESS OF THE METHODS OF COMPREHENSIVE RUNNING TRAINING OF FOOTBALL PLAYERS 11-12 YEARS OLD A.Yu. Chaika, e-mail: [email protected], ORSID 0009-0008-2002-9704 Volgograd State Academy of Physical Culture, Volgograd, Russia
Abstract
The purpose of the research is to evaluate the effectiveness of the author's method of comprehensive running training in football for athletes aged 11-12 years.
Methods and organization of research. The pilot study was conducted from September 2020 to May 2022 with the participation of 43 adolescents aged 11-12 years. The control group of 21 people was engaged in a standard program. The experimental group used the author's method of comprehensive running training during general physical training classes.
A set of indicators was used to assess the effectiveness of football players' running training: 1) integrative coefficient of endurance according to the Kvass formula; 2) standards recommended by the Russian Football Union for assessing the functional readiness of athletes at the initial stage of sports specialization; 3) quality indicators based on the results of control matches (average running time per match for the entire team, excluding the goalkeeper; number of runs per match performed by team players; number of duels won at speed). Indicators of descriptive statistics (median values and indicators of dynamics statistics (growth rate, %) were used to represent the data obtained, and the calculation of the Student's t-test was used to verify the reliability of the changes that occurred.
The results of the research and their discussion. The author's method of running training in football for athletes aged 11-12, implemented in a complex within the framework of general physical training and individual exercises, makes it possible to effectively influence important components in the structure of running readiness of young football players, guaranteeing them competitive advantages in competitive activities. Conclusion. The developed method of running train-
ВВЕДЕНИЕ
Анализ современных исследований по вопросу подготовки юных футболистов позволил выявить актуальные проблемы подготовки спортсменов на начальном этапе спортивной специализации: а) особенности планирования содержания и организации микроциклов физической подготовки с учетом современных требований футбола [1, 9]; б) планирование оптимальных тренировочных нагрузок в подготовительном периоде годичного тренировочного цикла футболистов 11-12 лет [2]; в) диагностика динамического компонента ско-ростно-силовых способностей футболистов 10-17 лет [3]; г) инновационные подходы воспитания скоростно-силовых качеств в тренировочном процессе футболистов [4, 5, 11]; д) синхронизация развития скоростно-силовых качеств и координационных способностей юных футболистов [8].
В то же время достаточно большое количество отечественных [7, 10] и зарубежных [14, 15, 16] специалистов по подготовке футболистов отмечают необходимость рассмотрения беговой подготовки спортсменов как самостоятельного и значимого элемента учебно-тренировоного процесса. Опрос слушателей курсов повышения квалификации для тренеров и инструкторов-методистов по футболу, которые проходили переподготовку на базе Волгоградской государственной академии физической культуры в 2019-2021 учебных годах, показал, что практически все (87,5% от общего числа) согласны с необходимостью самостоятельного развития беговой подготовки и в то же время также абсолютное большинство (91,7% от общего числа) испытывают трудности с определением содержания и принципов ее организации.
ing of football players aged 11-12 years allows solving the urgent task of the comprehensive development of physical qualities, taking into account their impact on the effectiveness of individual actions in the game and can be extrapolated to other age groups, as well as used for running training of young basketball players, handball players and rugby players. Keywords: running training of young football players.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Под беговой подготовкой юных футболистов как процесса их научения разумной двигательной активности мы пониманием использование на занятиях ОФП специализированных упражнений по овладению техникой бега с учетом особенностей футбола как специфического вида двигательной активности (поддержание среднего темпа бега в течение 90 минут и неоднократное использование «рывков», сохранение основных параметров бега при резкой смене направления движения и преодоления препятствий) [6, 12, 13]. Беговая подготовка, по нашему мнению, является основным фактором конкурентоспособности футболиста, т.к. включает в себя повышение стартовой скорости при «рывках», рост выносливости при длительном беге с «рваным» темпом и одновременное сокращение энергозатратности двигательной активности, а также повышение качества координационных возможностей.
Структурно-содержательный анализ исследований проблем повышения эффективности скоростно-силовой подготовки в футболе и развития координационных способностей [4, 5, 8, 9, 10, 11] позволил сформулировать специфические принципы беговой подготовки:
- В основе беговой подготовки должен лежать единый комплекс упражнений в пропорции 3:3:4 на выносливость, на повышение стартовой и общей скорости, на двигательную координацию на основе оригинальности действий в командном виде спорта как футбол.
- Беговая подготовка - системообразующее средство интеграции системного физического развития и совершенствования мастерства начинающих футболистов, которое на занятиях ОФП должно преобладать (как минимум 60% общего времени).
- Логика построения занятий ОФП при актуализации беговой подготовки: улучшение скорости (общей и специальной), затем совершенствование координации в игровых действиях и повышение выносливости при рваном темпе бега.
- На занятиях СП беговая подготовка с использованием мяча может быть вспомогательным средством для решения игровых задач с использованием взрывной силы (общей и специализированной) или с сохранением координации в стыках.
Упражнения, входящие в комплекс беговой подготовки, мы условно распределили на четыре группы [10, 17, 18]: 1) упражнения, развивающие стартовую и дистанционную скорость; 2) упражнения, развивающие общую и скоростную выносливость; 3) упражнения, развивающие координационные способности при выполнении сложных движений с мячом и без него; 4) упражнения, развивающие одновременно скоростные и координационные способности и технические навыки. За основу был взят комплекс беговых упражнений, рекомендованный ФИФА (FIFAWARM-иР «11+»), которые мы дополнили авторскими беговыми упражнениями [6, 12, 13]. Для организации беговой подготовки футболистов 11-12 лет на начальном этапе спортивной специализации нами был спроектирован соответствующий макроцикл учебно-тренировочных занятий, который включает в себя два годичных мезоцикла, состоящих из четырех стадий; продолжительность каждой стадии три месяца.
Первый годичный мезоцикл (развивающе-формирующий) для футболистов 11 лет реализуется в следующей логике. На первой стадии (развитие скоростных способностей) в качестве основного педагогического средства применялись упражнения, развивающие стартовую и дистанционную скорость, а в качестве вспомогательного педагогического средства использовались упражнения, развивающие общую и скоростную выносливость. На второй стадии (развитие координационных способностей) основным педагогическим средством были упражнения, развивающие координационные способности при выполнении сложных движений с мячом и без него, а вспомогательным педагогическим средством
- упражнения, развивающие стартовую и дистанционную скорость, и упражнения, развивающие общую и скоростную выносливость. На третьей стадии (развитие скоростной выносливости) основным педагогическим средством были упражнения, развивающие общую и скоростную выносливость, а вспомогательным педагогическим средством - упражнения, развивающие стартовую и дистанционную скорость, и упражнения, развивающие координационные способности при выполнении сложных движений с мячом и без него. На четвертой стадии (стабилизация достигнутых результатов) основным педагогическим средством были упражнения, развивающие одновременно скоростные и координационные способности и технические навыки игры в футбол.
Второй годичный мезоцикл (стабилизирующий) для футболистов 12 лет реализуется в той же логике, как и предыдущий мезоцикл с использованием тех же основных и вспомогательных педагогических средств, но с другой интенсивностью.
Дифференциацию нагрузки при выполнении специфических упражнений беговой подготовки предлагается проводить на основе выделения «скоростных», «координационно одаренных» и «универсальных» спортсменов. Нами также были спроектированы недельные микроциклы для каждой стадии обоих мезо-циклов. (таблица 1) На каждом занятии используется одно базовое упражнение и одно или два вариативных. На последнем занятии проводится тестирование.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ.
Экспериментальное исследование проводилось с сентября 2020 года по май 2022 года с участием 43 подростков 11-12 лет. Контрольная группа из 21 человека (воспитанники спортивной школы № 19 «Олимпия» г. Волгограда) занималась по типовой программе ШОР. Экспериментальная группа из 22 человек (воспитанники спортивной школы «Ротор» г. Волгограда) на занятиях по ОФП и частично на занятиях СП использовала авторскую методику комплексной беговой подготовки.
Таблица 1 - Недельные микроциклы первой и пятой стадий макроцикла начального этапа спортивной специализации футболистов 11-12 лет с использованием беговой подготовки
Table 1 - Weekly microcycles of the first and fifth stages of the macrocycle of the initial stage of sports specialization of football players aged 11-12 using running training.
Занятие Class Примерное содержание Approximate content Уровень нагрузки Load level
Первая стадия (развитие скоростных способностей) первого годичного мезоцикла (развивающе-формирующий) The first stage (development of speed abilities) of the first annual mesocycle (developing-forming)
1 Теория - формирование технических приемов игры в футбол - упражнения на развитие скоростных способностей Theory - formation of technical techniques of playing football -exercises for the development of speed abilities Средний / средний Medium / Medium
2 Упражнения на развитие скоростных способностей - теория -формирование технических приемов игры в футбол Exercises for the development of speed abilities - theory - formation of techniques for playing football Средний / средний Medium / Medium
3 Упражнения на развитие скоростных способностей - формирование технических приемов игры в футбол - подвижные игры, эстафеты, игры с мячом Exercises for the development of high-speed abilities - the formation of techniques for playing football - outdoor games, relay races, ball games Высокий / средний / средний High / Medium / Medium
4, 5 Теория - формирование технических приемов игры в футбол - упражнения на развитие скоростных способностей Theory - formation of technical techniques of playing football -exercises for the development of speed abilities Средний / высокий Medium / High
6 Формирование технических приемов игры в футбол - игра в футбол в малых составах Formation of techniques for playing football - playing football in small teams Средний / средний Medium / Medium
7 Подвижные игры, эстафеты, игры с мячом. Outdoor games, relay races, ball games. Средний Medium
Пятая стадия (совершенствование скоростных способностей) второго годичного мезоцикла (стабилизирующий) The fifth stage (improvement of speed abilities) of the second annual mesocycle (stabilizing)
1, 2 Упражнения на развитие скоростных способностей и скоростной выносливости - теория - формирование технических приемов игры в футбол. Exercises for the development of high-speed abilities and high-speed endurance - theory - formation of techniques for playing football Средний / средний Medium / Medium
3 Упражнения на развитие скоростных способностей и скоростной выносливости - формирование технических приемов игры в футбол - подвижные игры, эстафеты, игры с мячом. Exercises for the development of high-speed abilities and high-speed endurance - the formation of techniques for playing football - outdoor games, relay races, ball games. Высокий / средний / средний High / Medium / Medium
4, 5 Теория - формирование технических приемов игры в футбол -упражнения на развитие скоростных способностей и скоростной выносливости. Theory - formation of techniques for playing football - exercises for the development of high-speed abilities and high-speed endurance Средний / высокий Medium / High
6 Формирование технических приемов игры в футбол - игра в футбол в малых составах. Formation of techniques for playing football - playing football in small teams Средний / средний Medium / Medium
7 Подвижные игры, эстафеты, игры с мячом. Outdoor games, relay races, ball games. Средний Medium
Таблица 2 - Средние результаты беговой подготовки в экспериментальной и контрольной группах по итогам педагогического эксперимента (сентябрь 2020 г. и май 2022 г.).
Table 2 - Average results of running training in experimental and control groups based on the results of the pedagogical experiment (September 2020 and May 2022).
№ Показатели Indicators Контрольная группа Control group Экспериментальная группа Experimental group
1. Бег на 10 м (с) 10 m running (s)
1.1 Норматив Standard 2,00
1.2 Результат Result 2,65±0,10 1,94±0,11
1.3 Прирост (%) Growth (%) 14,79% 39,37%
1.4 t-критерий Стьюдента Student's t-criterion р>0,05 р<0,05
2. Бег на 30 м (с) Running at 30 m (s)
2.1 Норматив Standard 5,0
2.2 Результат Result 5,0±0,14 4,98±0,15
2.3 Прирост (%) Growth (%) 20,88% 39,39%
2.4 t-критерий Стьюдента Student's t-criterion р>0,05 р<0,05
3. Бег на 300 м (с) Running 300 m (s)
3.1 Норматив Standard 75,0
3.2 Результат Result 75,56±2,90 68,24±1,70
3.3 Прирост (%) Growth (%) 10,2% 15,54%
3.4 t-критерий Стьюдента Student's t-criterion р>0,05 р<0,05
4. Бег на 1000 м (с) Running 1000 m (s)
4.1 Норматив Standard 310,0
4.2 Результат Result 312,21±0,12 307,85±0,14
4.3 Прирост (%) Growth (%) 18,47% 22,31%
4.4 t-критерий Стьюдента Student's t-criterion р>0,05 р<0,05
5. Бег на 1500 м (с) 1500 m running (s)
5.1 Норматив Standard 492,0
5.2 Результат Result 493,32±0,42 490,88±0,34
5.3 Прирост (%) Growth (%) 16,41% 18,47%
5.4 t-критерий Стьюдента Student's t-criterion р>0,05 р<0,05
6. Челночный бег 104 м с высокого старта (мин) Shuttle run 104 m from a high start (min)
6.1 Норматив Standard 26,80
6.2 Результат Result 26,75±0,28 26,66±0,25
6.3 Прирост (%) Growth (%) 8,74% 15,95%
6.4 t-критерий Стьюдента Student's t-criterion р>0,05 р<0,05
7. Прыжок в длину с места (см) Long jump from a standing position (cm)
7.1 Норматив Standard 178
7.2 Результат Result 180,2±2,8 183,5±3,2
7.3 Прирост (%) Growth (%) 8,74% 12,18%
7.4 t-критерий Стьюдента Student's t-criterion р>0,05 р<0,05
8. Прыжок в высоту с места (см) High jump from a place (cm)
8.1 Норматив Standard 40
8.2 Результат Result 38,9±3,5 42,3±3,6
8.3 Прирост (%) Growth (%) 19,11% 23,04%
8.4 t-критерий Стьюдента Student's t-criterion р>0,05 р<0,05
9. Интегрированный показатель выносливости Integrated endurance indicator
9.1 Норматив Standard 17
9.2 Результат Result 17,14±1,89 16,81±1,62
9.3 Прирост (%) Growth (%) 15,69% 19,70%
9.4 t-критерий Стьюдента Student's t-criterion р>0,05 р<0,05
Примечание: t - расчетное значение критерия Стьюдента; для n = 22 ркр = 2,018 при р<0,05 Note: t - is the calculated value of the Student's criterion; for n = 22 pck = 2.018 at p<0.05
Таблица 3 - Сравнительный анализ беговой подготовки контрольной и экспериментальной групп по итогам проведения контрольных матчей.
Table 3 - Comparative analysis of the running training of the control and experimental groups based on the results of the control matches.
№ Время проведения матча (м.г) Time of the match (m.g.) Экспериментальная группа Experimental group Контрольная группа Control group
Рез. Res. СПБ (м) SPB (m) Рыв. leap ЕВС EBC Рез. Res. СПБ (м) SPB (m) Рыв. leap ЕВС EBC
1. 10.2020 0 : 1 1350 3 0 1 : 0 1410 3 1
2. 05.2021 2 : 1 1485 5 3 1 : 2 1387 3 2
3. 10.2021 1 : 1 1415 5 2 1 : 1 1392 3 2
4. 12.2021 2 : 1 1507 7 4 1 : 2 1405 3 2
5. 05.2022 3 : 1 1512 9 6 1 : 3 1407 5 1
Примечание: Рез. - результат матча; СПБ - средняя продолжительность бега за матч всей команды (за исключением вратаря); Рыв. - количество рывков за матч, выполненных игроками команды; ЕВС - количество единоборств, выгранных на скорости.
Note: Res. - the result of the match; SPB - the average duration of the run for the match of the whole team (with the exception of the goalkeeper); leap - the number of leaps per match performed by the team players; EBC - the number of single combats scored at speed.
Результаты, представленные в таблице 2, свидетельствуют, что по итогам двухлетнего макроцикла экспериментальная группа из 9 контрольных показателей (нормативы Российского футбольного союза и интегрированный показатель выносливости) 7 показателей (77,8%) превысила и 2 показателя (22,2%) достигла. Контрольная группа достигла или приблизилась к 4 показателям (44,4%), превысила 2 показателя (22,2%) и не достигла 3 показателей (33,4%).
Более детальный анализ результатов восьми мезоциклов показал, что в экспериментальной группе результаты плавно менялись по экспоненте, а в контрольной группе при сохранении общего положительного направ-
ления результаты менялись волнообразно (в некоторых показателях мезоциклов прирост был ниже, чем на предыдущих). За два года педагогического эксперимента было проведено пять контрольных матчей между группами.
Как следует из таблицы 3, экспериментальная группа из пяти матчей один проиграла, один завершила вничью и три выграла (в контрольной группе соответственно все наоборот). Кроме этого, в экспериментальной группе произошли существенные изменения в структуре бега юных футболистов благодаря экспериментальной методике беговой подготовки: 1) увеличилась средняя продолжительность бега за матч (прирост на 12%), в то время как
в контрольной группе произошел спад и команда не смогла восстановиться полностью;
2) количество рывков за игру в среднем составило не менее 5 (в контрольной группе -
3); 3) количество единоборств, выгранных на скорости, в среднем за игру составило 3, что демонстрирует явную тенденцию к увеличению (в контрольной группе в среднем за игру менее 2 рывков).
ЛИТЕРАТУРА
1. Антипов, А.В., Кулишенко, И.В., Губа, В.П. Особенности планирования тренировочных микроциклов в многолетнем процессе подготовки спортивного резерва футбольных академий / А.В. Антипов, И.В. Кулишенко, В.П. Губа // Теория и практика физической культуры. - 2019. - №. 4. - С. 9-11.
2. Ермолов, Ю.В., Блинов, В.А. Планирование тренировочных нагрузок в подготовительном периоде годичного тренировочного цикла футболистов 11-12 лет / Ю.В. Ермолов, В.А. Блинов //Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 3. - С. 17-24.
3. Злыгостев, О.В. Диагностика динамического компонента
скоростно-силовых способсностей футболистов 10-17 лет / О.В. Злыгостев // Теория и практика физической культуры. - 2017. - № 7. - С. 31-33 с.
4. Лавриенко, Н.И. Инновационный подход воспитания скоростно-силовых качеств в тренировочном процессе футболистов / Н.И. Лавриенко, В.И. Лавриенко, Г.В. Буркина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2023. - № 3 (217) - С. 261-264. - Э01: 10.34835 / issn.2308-1961.2023.03.p261-265
5. Михайлов, Н.С. Развитие скоростно-силовых способностей у детей среднего школьного возраста на учебно-тренировочных занятиях по футболу / Н.С. Михайлов, С.В. Сабарайкин // Интеграция наук. - 2018.
- № 8 (23). - С. 494-495.
6. Науменко, Ю.В. Содержание комплексной беговой подготовки юных спортсменов в игровых видах спорта / Ю.В. Науменко, А.Ю. Чайка // Научные и образовательные основы в физической культуре и спорте. - 2022. - №2. - С. 10-13.
7. Петухов, А.В. Футбол. Формирование основ индивидуального технико-тактического мастерства юных футболистов. Проблемы и пути решения: монография / А.В. Петухов. - М.: Советский спорт, 2021. - 232 с.
8. Романов, М.И. Факторы, определяющие необходимость синхронизации развития скоростно-силовых качеств и координационных способностей / М.И. Романов, А.И. Нечаев, А.А. Колодовский, А.А. Фомичев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 2021.
- № 3 (193). - С. 382-386.
9. Селиванова, Ю.М., Шестаков, М.М. Проблема содержания физической подготовки юных
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Таким образом, тренировочная программа беговой подготовки в футболе спорстменов 11-12 лет, реализуемая в комплексе в рамках ОФП и отдельными упражнениями на СП, в основе которой заложено соотношение тренировочных нагрузок 3:3:4 (скоростной компонент - выносливость - силовой компонент), позволяет воздействовать на структуру беговой подготовленности юных футболистов, гарантируя им конкурентные преимущества в соревновательной деятельности.
футболистов / Ю.М. Селиванова, М.М. Шестаков // Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации. - 2017. - №. 7. - С. 342-342.
10. Таможников, Д. В. Скоростно-силовая подготовка футболистов: монография / Д.В. Таможников, А.П. Комаров, И.Н. Новокщенов. - Волгоград: ФГБОУ ВО «ВГАФК», 2023. - 192 с.
11. Феуерман, В.В. Скоростно-силовые способности юных футболистов на тренировочном этапе спортивной подготовки - основа эффективной соревновательной деятельности / В.В. Фуерман, В.А. Лебедев // Тенденции развития науки и образования. - 2019 - № 54-3. - С. 76-79. - DOI: 10.18411 / lj-09-2019-67
12. Чайка, А.Ю. Содержание комплексной беговой подготовки на занятиях с юными спортсменами/ А.Ю. Чайка // Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2021. - № 4 (38). - С. 199-206.
13. Чайка, А.Ю. Содержание и организация комплексной беговой подготовки юных спортсменов-игровиков / А.Ю. Чайка // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 5 (207). - С. 406-462.
14. Buchheit, M., Racinais, S., Bilsborough, J.C., Bourdon, PC., Voss, S.C., Hocking, J., Coutts, A.J. Monitoring fitness, fatigue and running performance during a pre-season training camp in elite football players // Journal of science and medicine in sport. - 2013. - № 16 (6). - С. 550555.
15. Malone, S., Hughes, B., Roe, M., Collins, K., Buchheit, M. Monitoring player fitness, fatigue status and running performance during an in-season training camp in elite Gaelic football // Science and Medicine in Football. -2017. - № 1 (3). - С. 229-236.
16. Modric, T., Versic, S., Sekulic, D. Position specific running performances in professional football (soccer): influence of different tactical formations // Sports. - 2020. - № 8 (12). - С. 161-172.
17. Ritchie, D., Keogh, J., Stern, S., Reaburn, P., O'Connor, F., Bartlett, J.D. The effects of endurance-based skills-specific running loads on same-day resistance-training performance in professional Australian rules football players // International Journal of Sports Physiology and Performance. - 2020. - № 15 (9). - С. 1281-1288.
REFERENCES
1. Antipov, A.V., KuLishenko, I.V., Guba, V.P. Features of planning training microcycles in the Long-term process of preparing the sports reserve of football academies [Theory and practice of physical culture]. 2019, no. 4, pp. 9-11 (in Russ).
2. Ermolaev, Yu.V., Blinov, V.A. Planning of training loads in the preparatory period of the annual training cycle of football players aged 11-12 years [Theory and practice of physical culture]. 2020, no. 3, pp. 17-24 (in Russ).
3. Zlygostev, O.V. Diagnostics of the dynamic component of speed and strength abilities of football players aged 1017 years [Theory and practice of physical culture]. 2017, no. 7, pp. 31-33 (in Russ).
4. Lavrienko, N.I., Lavrienko, V.I., Burkina, G.V. An innovative approach to the education of speed and strength qualities in the training process of football players [Scientific notes of the P.F. Lesgaft University]. 2023, no. (217), pp. 261-264 (in Russ). - DOI: 10.34835 / issn.2308-1961.2023.03.p261-265
5. Mihajlov, N.S., Sabarajkin, S.B. Development of speed and strength abilities in children of middle school age during football training sessions [Integration of sciences]. 2018, no. 8 (23), pp. 494-495 (in Russ).
6. Naumenko, Yu.V., Chaika, A.Yu. The content of comprehensive running training of young athletes in game sports [Scientific and educational foundations in physical culture and sports]. 2022, no. 2, pp. 10-13 (in Russ).
7. Petukhov, A.V. Football. Formation of the foundations of individual technical and tactical skills of young football players. Problems and solutions: monograph. Moscow, 2021. - 232 p. (in Russ).
8. Romanov, M.I., Nechaev, A.I., Kolodovskij, A.A., Fomichev, A.A. Factors determining the need to synchronize the development of speed-strength qualities and coordination abilities [Scientific notes of the P.F. Lesgaft University]. 2021, no. 3 (193), pp. 382-386 (in Russ).
9. Selivanov, Yu.M., Shestakov, M.M. The problem of maintaining the physical fitness of young football players [Resources of athletes' competitiveness: theory and
practice of implementation]. 2017, no. 7, pp. 342-342 (in Russ).
10. Tamozhenikov, D.V., Komarov, A.P., Novokschenov, I.N. Speed and strength training of football players: monograph . Volgograd, 2023. - 192 p (in Russ).
11. Feuerman, V.V., Lebedev, V.A. Speed and strength abilities of young football players at the training stage of sports training are the basis of effective competitive activity [Trends in the development of science and education]. 2019, no. 54-3, pp. 76-79 (in Russ). - DOI: 10.18411 / lj-09-2019-67
12. Chaika, A.Yu. The content of comprehensive running training in classes with young athletes [Physical education and sports training]. 2021, no. 4 (38), pp. 199-206 (in Russ).
13. Chaika, A.Yu. The content and organization of complex running training of young athletes-game players [Scientific notes of the P.F. Lesgaft University]. 2022, no. 5 (207), pp. 406-462 (in Russ).
14. Buchheit, M., Racinais, S., Bilsborough, J.C., Bourdon, P.C., Voss, S.C., Hocking, J., Coutts, A.J. Monitoring fitness, fatigue and running performance during a pre-season training camp in elite football players [Journal of science and medicine in sport]. 2013, no. 16 (6), pp. 550555.
15. Malone, S., Hughes, B., Roe, M., Collins, K., Buchheit, M. Monitoring player fitness, fatigue status and running performance during an in-season training camp in elite Gaelic football [Science and Medicine in Football]. 2017, no. 1 (3), pp. 229-236.
16. Modric, T., Versic, S., Sekulic, D. Position specific running performances in professional football (soccer): influence of different tactical formations [Sports]. 2020, no. 8 (12), pp. 161-172.
17. Ritchie, D., Keogh, J., Stern, S., Reaburn, P., O'Connor, F., Bartlett, J.D. The effects of endurance-based skills-specific running loads on same-day resistance-training performance in professional Australian rules football players [International Journal of Sports Physiology and Performance]. 2020, no. 15 (9), pp. 1281-1288.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Чайка Александра Юрьевна (Chaika Alexandra Yurievna) - аспирант 2-го года обучения (очная форма); Волгоградская государственная академия физической культуры; 400005, г. Волгоград, проспект им. В.И. Ленина, 78; e-mail: [email protected]. ORCID: 0009-0008-2002-9704
Поступила в редакцию 30 октября 2023 г. Принята к публикации 29 ноября 2023 г.
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
Чайка, А.Ю. Оценка эффективности методики комплексной беговой подготовки футболистов 1112 лет / А.Ю. Чайка // Наука и спорт: современные тенденции. - 2023. - Т. 11, № S. - С. 87-94. Э01: 10.36028/2308-8826-2023-11^-8» -9« •
FOR CITATION
Chaika A.Yu. Evaluation of the effectiveness of the methodology of complex running training of football players aged 11-12. Science and sport: current trends, 2023, vol. 11, no. S. - pp. 87-94. DOI: 10.36028/2308-8826-2023-11-S-8» -9« •