Фармакотерапия в педиатрии
уменьшить время и увеличить информативность обследования. Кроме того, этот подход позволит выделять группы детей для углубленной клинической и психологической диагностики. В результате система поможет разработать программу сопровождения ребенка в образовательном учреждении, т.е. позволит внедрить набор стандартных модулей рекомендаций для педагогов, родителей и учащихся с учетом как особенностей развития ребенка, так и его проблем. Автоматизированный вариант работы школьного врача призван упростить работу, сохранив большой объем обследований.
В настоящее время сотрудники Ивановской государственной медицинской академии совместно с негосударственной медицинской компанией «Медиком» начали создание компьютерной программы мониторинга здоровья учащихся. В результате будет получена возможность совершенствования работы школьного врача и медицинской сестры при составлении заключений по результатам профосмотров; выдачи индивидуальных рекомендаций для медицинских работников, педагогов, психолога, родителей, учащихся с учетом соматического здоровья, физической подготовленности, состояния нервно-психической сферы, адаптации. В перспективе планируется создание автоматизированной программы дополнительного обследования учащихся для оценки психофизиологического состояния, вегетативной регуляции и физической работоспособности. Оно позволит давать оценку адаптационных реакций организма; выделять детей со сниженными функциональными ресурсами; оценивать динамику функционального состояния организма в процессе обучения; давать рекомендации по оптимизации учебного процесса как в образовательном учреждении в целом, так и для каждого ученика; формировать индивидуальные программы углубленного обследования учащихся для ранней диагностики заболеваний.
Оценка эффективности кеторолака и кетопрофена при остром болевом синдроме у детей и подростков
Шуматова Т.А., Карпеева Е.В., Таскаев М.Ю., Дунц П.В., Шуматов В.Б.
Владивостокский государственный медицинский университет
Цель: провести сравнительную оценку эффективности применения кеторолака и кетопрофена у детей и подростков с посттравматическим болевым синдромом.
Методы. Проведено обследование 35 детей 14-18 лет с травмой нижних конечностей. Пациенты были разделены на 2 группы. 18 больным (I группа), для анальгезии использовали кеторолак, и 17 больным (II группа) — кетопрофен. Кеторолак и кетопрофен вводили внутримышечно в возрастных дозировках. Исследования проводились на фоне боли, через 1ч, 4 ч, 6чи8ч после введения анальгетиков. Для оценки эффективности обезболивания использовали визуально-аналоговую шкалу, клиническую симптоматику, данные лабораторного исследования. В крови методом ИФА определяли АКТГ, кортизол, адреналин, норадреналин. Для объективизации нарушений гемодинамики изучали содержание метаболитов оксида азота в крови и моче при помощи реактива Спевв.
Результаты. Установлено, что продолжительность анальгетического эффекта была максимальной (8 ч) у больных II группы. Через 1 ч после введения кеторолака и кетопрофена, как «хорошая» и «удовлетворительная», анальгезия была оценена у 96,2% пациентов II группы и у 93,5% пациентов I группы. Через 6 ч анальгезия расценивалась как «удовлетворительная» у 91,1% пациентов II группы и у 69,5% I группы. На фоне болевого синдрома уровень АКТГ в крови увеличивался в 3,5 раза, кортизола — в 2,5 раза, адреналина и норадреналина — в 2,3 и 1,7 раза. Содержание метаболитов N0 в крови повышалось в 2 раза, в моче — в 1,3 раза. Через 1 ч после введения анальгетиков у всех пациентов отмечали улучшение состояния гемодинамики, легочной вентиляции, регистрировалась тенденция к уменьшению уровня изучаемых биохимических параметров. У больных I группы положительная динамика наблюдалась до 4 ч от начала введения препарата, у пациентов II группы — до 8 ч.
Выводы. При применении кетопрофена у детей и подростков с острым посттравматическим болевым синдромом удается достигнуть более качественный и продолжительный анальгетический эффект.