Научная статья на тему 'Новая модель охраны здоровья учащихся с использованием автоматизированного мониторинга'

Новая модель охраны здоровья учащихся с использованием автоматизированного мониторинга Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
49
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шишова А.В., Жданова Л.А., Кривоногов А.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новая модель охраны здоровья учащихся с использованием автоматизированного мониторинга»

Научно-практическая конференция педиатров России

Новые технологии охраны и активного формирования здоровья учащихся

Шишова A.B., Жданова J1.А.

ГОУ ВПО Ивановская ГМА Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию РФ

Основными принципами организации и проведения системы профилактических и оздоровительных мероприятий в образовательных учреждениях являются комплексность использования профилактических и оздоровительных технологий, непрерывность их проведения в течение всего года, максимальный охват всех учащихся, интеграция в образовательный процесс, формирование положительной мотивации у учащихся, медицинского персонала, педагогов, родителей. Однако, свертывание профилактических программ в амбулаторном звене здравоохранения, отсутствие эффективных оздоровительных технологий, сокращение материально-технической базы для оздоровления, коррекции нарушений здоровья, явились причинами негативных сдвигов в состоянии здоровья детей и подростков. Повышение эффективности профилактической работы возможно за счет межведомственной интеграции медицинского персонала, педагогов, психологов, социальных работников по созданию технологий охраны и активного формирования здоровья детей. Взаимодействие между всеми членами школьной команды — учителем, врачом, психологом, учителем физической культуры предусматривает обмен информацией не только о проблемах ребенка в той или иной сфере (здоровье, учеба, микросоциальное окружение), но и об индивидуальных свойствах и способностях ребенка. При этом необходимо учитывать, как школьные факторы могут оптимально использоваться для стимуляции развития ребенка и сохранения его здоровья.

Основным механизмом реализации межведомственной интеграции по охране здоровья детей в школе является медико-психолого-педагогический консилиум. Он не только решает проблемы учащихся, которые могут негативно отразиться на состоянии их здоровья, но и определяет возможные пути повышения уровня физического, нервно-психического развития, оптимизации социальной адаптации. Кроме того, МППК несет взаимообучающую функцию. В процессе обсуждения характеристик здоровья каждого ребенка, учитель становится наблюдательнее, адекватнее может оценить школьные трудности ученика и активнее усваивает здоровье сберегающие технологии преподавания. Психолог учится осуществлять взаимодействие с учителем и врачом и способствовать более адекватной интеграции учителя и врача в укреплении здоровья учащихся. Врач школы в большей степени ориентируется на дидактогенное происхождение нарушений здоровья детей и получает более полное представление о возможностях педагогов и психологов в проведении оздоровительных мероприятий. При этом медико-психолого-педагогическое сопровождение должно обеспечить, с одной стороны, создание условий для успешного школьного обучения без ущерба для здоровья ребенка. С другой — в процессе этого сопровождения подобрать стимулирующее воздействие, способствующее оптимизации интеллектуального и физического развития ребенка, в т.ч. и за счет педагогических инноваций.

Новая модель охраны здоровья учащихся с использованием автоматизированного мониторинга

Шишова A.B., Жданова J1.А., Кривоногое А.Б.

ГОУ ВПО Ивановская ГМА Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию РФ

Ухудшение здоровья детского населения, особенно за период обучения в школе, диктует необходимость поиска новых путей сохранения здоровья обучающихся. Недостаточная укомплектованность школьной медицины кадрами, слабая материальная база медицинских кабинетов школ, непрестижность работы в школе ведут к низкому качеству и недостаточной эффективности профилактических осмотров учащихся. Серьезным недостатком действующего мониторинга здоровья школьников является отсутствие медико-педагогической интеграции. При проведении профилактического осмотра и выборе оздоровительных мероприятий медицинскими работниками недостаточно учитываются педагогические факторы, хотя воздействие на них может существенно снизить частоту заболеваний учащихся. Избежать многих из названных проблем поможет автоматизированное рабочее место врача и медицинской сестры, которое позволит проводить углубленное исследование ребенка, совмещенное со скрининговыми клиническими и психологическими методами,

Фармакотерапия в педиатрии

уменьшить время и увеличить информативность обследования. Кроме того, этот подход позволит выделять группы детей для углубленной клинической и психологической диагностики. В результате система поможет разработать программу сопровождения ребенка в образовательном учреждении, т.е. позволит внедрить набор стандартных модулей рекомендаций для педагогов, родителей и учащихся с учетом как особенностей развития ребенка, так и его проблем. Автоматизированный вариант работы школьного врача призван упростить работу, сохранив большой объем обследований.

В настоящее время сотрудники Ивановской государственной медицинской академии совместно с негосударственной медицинской компанией «Медиком» начали создание компьютерной программы мониторинга здоровья учащихся. В результате будет получена возможность совершенствования работы школьного врача и медицинской сестры при составлении заключений по результатам профосмотров; выдачи индивидуальных рекомендаций для медицинских работников, педагогов, психолога, родителей, учащихся с учетом соматического здоровья, физической подготовленности, состояния нервно-психической сферы, адаптации. В перспективе планируется создание автоматизированной программы дополнительного обследования учащихся для оценки психофизиологического состояния, вегетативной регуляции и физической работоспособности. Оно позволит давать оценку адаптационных реакций организма; выделять детей со сниженными функциональными ресурсами; оценивать динамику функционального состояния организма в процессе обучения; давать рекомендации по оптимизации учебного процесса как в образовательном учреждении в целом, так и для каждого ученика; формировать индивидуальные программы углубленного обследования учащихся для ранней диагностики заболеваний.

Оценка эффективности кеторолака и кетопрофена при остром болевом синдроме у детей и подростков

Шуматова Т.А., Карпеева Е.В., Таскаев М.Ю., Дунц П.В., Шуматов В.Б.

Владивостокский государственный медицинский университет

Цель: провести сравнительную оценку эффективности применения кеторолака и кетопрофена у детей и подростков с посттравматическим болевым синдромом.

Методы. Проведено обследование 35 детей 14-18 лет с травмой нижних конечностей. Пациенты были разделены на 2 группы. 18 больным (I группа), для анальгезии использовали кеторолак, и 17 больным (II группа) — кетопрофен. Кеторолак и кетопрофен вводили внутримышечно в возрастных дозировках. Исследования проводились на фоне боли, через 1ч, 4 ч, 6чи8ч после введения анальгетиков. Для оценки эффективности обезболивания использовали визуально-аналоговую шкалу, клиническую симптоматику, данные лабораторного исследования. В крови методом ИФА определяли АКТГ, кортизол, адреналин, норадреналин. Для объективизации нарушений гемодинамики изучали содержание метаболитов оксида азота в крови и моче при помощи реактива Спевв.

Результаты. Установлено, что продолжительность анальгетического эффекта была максимальной (8 ч) у больных II группы. Через 1 ч после введения кеторолака и кетопрофена, как «хорошая» и «удовлетворительная», анальгезия была оценена у 96,2% пациентов II группы и у 93,5% пациентов I группы. Через 6 ч анальгезия расценивалась как «удовлетворительная» у 91,1% пациентов II группы и у 69,5% I группы. На фоне болевого синдрома уровень АКТГ в крови увеличивался в 3,5 раза, кортизола — в 2,5 раза, адреналина и норадреналина — в 2,3 и 1,7 раза. Содержание метаболитов N0 в крови повышалось в 2 раза, в моче — в 1,3 раза. Через 1 ч после введения анальгетиков у всех пациентов отмечали улучшение состояния гемодинамики, легочной вентиляции, регистрировалась тенденция к уменьшению уровня изучаемых биохимических параметров. У больных I группы положительная динамика наблюдалась до 4 ч от начала введения препарата, у пациентов II группы — до 8 ч.

Выводы. При применении кетопрофена у детей и подростков с острым посттравматическим болевым синдромом удается достигнуть более качественный и продолжительный анальгетический эффект.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.