ИНВЕСТИЦИИ И ИННОВАЦИИ
УДК 339.31+336.467
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ В ТРАНСПОРТНОЙ СФЕРЕ
И.А.Баранова
В статье установлено, что инвестиционные, мотивационные и законодательные противоречия в работе железнодорожной отрасли сдерживают приток инвестиций и уменьшают их отдачу. Значительные объемы капитальных вложений в техническое переоснащение путевого хозяйства требуют усиленного внимания к определению влияния реализации рассматриваемых инвестиционных проектов на результаты хозяйственной деятельности отрасли, железных дорог.
Изучение специфики организационной и производственной структуры железнодорожного транспорта, особенностей экономических и финансовых взаимоотношений внутри отрасли позволили прийти к выводу о низкой эффективности централизованного распределения инвестиционных ресурсов, в связи с чем автором даны рекомендации по оптимизации управления инвестициями путем формирования инвестиционных фондов на уровне дорог.
Ключевые слова: инвестиции, эффективность инвестиций, инвестиционные фонды
Экономической эффективности производства, перевозок, и инвестиций отводится важное место в экономике железнодорожного транспорта. Она является критерием целесообразности создания и применения новой техники, реконструкции действующих предприятий, а также мер по совершенствованию производственных процессов и улучшению условий труда.
Инвестиции есть одно из условий научно-технического прогресса и средств для его осуществления и вместе с тем, роста производительности труда.
Повышение эффективности инвестиций, новой техники производства на транспорте, качества перевозок, работ, услуг, является закономерностью и условием экономического роста, социально-экономического развития предприятий и отрасли.
При оценке экономической целесообразности инвестиционных затрат следует различать показатели эффекта и эффективности вложений.
Эффект инвестиций представляет собой разность результата и затрат, эффективность инвестиционных вложений - отношение результата к затратам. Показатели эффекта и
эффективности могут выражаться как в стоимостной (денежной), так и в натурально-вещественной форме.
Оценка экономической эффективности инвестиций осуществляется с помощью показателей общественной и коммерческой эффективности [3, с. 25].
Общественная эффективность при железнодорожном строительстве рассчитывается с учетом эффекта, от реализации инвестиционных проектов, образуемого не только на железнодорожном транспорте, но и в других отраслях народного хозяйства. Она может определяться в зависимости от источника бюджетного финансирования на народнохозяйственном, региональном и местном уровне.
Для оценки непосредственной экономической выгоды инвестора используются показатели коммерческой эффективности инвестиционных вложений.
Коммерческая эффективность инвестиций на железнодорожном транспорте определяется эффектом, достигаемым на уровне отрасли, дороги или предприятия. Если инвестором выступает, например, ОАО «РЖД», то коммерческая эффективность рассчитывается в целом для отрасли (для железнодорожного транспорта). На уровне железной дороги коммерческая эффективность реализации инвестиционных проектов оценивается в случае, когда инвестором является дорога. При инвестировании проектов предприятиями коммерческая эффективность вложений определяется для этих предприятий.
Общественная эффективность инвестиций определяется, как правило, для народнохозяйственных и крупномасштабных проектов, а также и при финансировании инвестиционных мероприятий из бюджета. Экономический эффект реализации проектов при определении показателей общественной эффективности в железнодорожном строительстве представляет собой сумму двух эффектов: коммерческого и внетранспортного. Если коммерческий эффект учитывает непосредственно финансовые интересы инвесторов, то внетранспортный обуславливается эффектами в смежных производственных отраслях экономики, а также социальным и экологическим эффектом, выходящим за рамки железнодорожного транспорта.
В том случае, когда установлено мероприятие, куда будут вкладываться инвестиции, экономическая целесообразность реализации этого мероприятия оценивается с помощью показателей общей эффективности вложений. При определении показателей общей эффективности инвестиций учитывается весь объем инвестиционных затрат и вея совокупность экономических показателей (выручка, себестоимость продукции и другие) последующей эксплуатационной деятельности по реализованному инвестиционному проекту.
Для выбора наиболее экономически рационального варианта инвестиционного проекта используются показатели сравнительной эффективности инвестиций. При определении показателей сравнительной эффективности учитываются только различающиеся по анализируемым вариантам части затрат и экономических результатов, что позволяет уменьшить трудозатраты при выборе решения.
При этом выбранный по показателям сравнительной эффективности инвестиций вариант должен иметь приемлемое значение обшей эффективности вложений. Поэтому по выбранному варианту необходимо оценить и показатель общей экономической эффективности потребных для его реализации инвестиций [4, с.104].
Если по показателям сравнительной экономической эффективности инвестиций не представляется возможным выявить рациональный вариант, что бывает при равенстве или при
отклонении показателей сравнительной эффективности по вариантам в диапазоне точности расчетов, то для этой цели могут использоваться натуральные показатели, такие как сокращение трудозатрат, топливно-энергетических ресурсов, материалов, объемов земляных работ и другие. Натуральные показатели используются также в том случае, когда в стоимостной форме трудно оценить факторы, оказывающие влияние на выбор варианта. Часто в качестве таких факторов выступают социальные факторы: изменение количества рабочих мест, условий труда, экономии времени, культурно-бытовых условий работников.
Реализацию социальных мероприятий не всегда в полной мере можно оценить в количественном или стоимостном выражении, но проведение многих мероприятий, направленных на решение социальных задач (уменьшение производственного травматизма, профессиональных заболеваний), позволяет получить и экономический эффект, который может выражаться в увеличении количества рабочих дней и объема выпуска продукции, уменьшении затрат по листкам временной нетрудоспособности, на лечение, льготы и компенсации за работу в неблагоприятных условиях (сокращенная продолжительность рабочего дня, спецпитание, спецодежда) и другое.
На железнодорожном транспорте большое социальное значение имеют разработка и реализация мероприятий, направленных на повышение надежности технических средств и безопасности движения поездов, улучшение условий обслуживания и проезда пассажиров. Социальными результатами этих мероприятий являются сокращение количества аварий, крушений и других отказов, приводящих к перерывам движения поездов и в отдельных случаях к тяжелым последствиям для жизни и здоровья людей. Наряду с решением социальных задач они дают и значительный экономический эффект: сокращаются текущие издержки железнодорожного транспорта, потери перевозимой продукции, сроки ее доставки, высвобождается подвижной состав.
Показатели эффективности инвестиций используются для различных целей:
-оценка экономической целесообразности реализации инвестиционных программ и проектов;
- оценка эффективности деятельности инвестора;
- определение рациональных условий кредитования;
- сравнение проектных вариантов;
- оценка внедрения инноваций;
- оценка инвестиционной привлекательности.
Категория экономической эффективности выражает требование закона экономии времени, действующего при всех способах производства.
Экономическая эффективность новой техники определяется такими же методами, что и эффективность инвестиций, т.е. путем сопоставления затрат с полученным эффектом.
В условиях ограниченности инвестиционных и материальных ресурсов задачи оптимизации их использования приобретают особо важное значение. Инвестиции должны направляться в самые важные, неотложные объекты развития и реконструкции транспорта.
Для железных дорог наиболее эффективным будет такой вариант уровня развития техники, технологии и организации перевозок, при котором обеспечивается полное,
своевременное и высококачественное удовлетворение потребности клиентов и населения в перевозках с наименьшими затратами на единицу перевозочной работы.
Выбор наиболее выгодных экономических направлений инвестирования позволяет обеспечить наибольший прирост объема перевозок, прибыли на единицу затрат, сокращение срока окупаемости, ускорение темпов НТП. Образцы новой техники, подвижного состава и любого оборудования определяются потребностями экономики. Поэтому повышение эффективности является частью экономической стратегии и нет другого пути для роста производительности труда, объема перевозок и снижения себестоимости перевозок.
Инвестиционная Программа реорганизации путевого хозяйства предусматривает реализацию за 10 лет инвестиций на общую суму 61485,5 млн. р., в том числе на переоснащение путевой техникой и оборудованием - 46803,5 млн. руб. Это означает, что основной эффект должен быть получен в результате применения современных технологий ремонта и содержания пути комплексами машин нового поколения. При этом необходим максимальный учет и использование всех факторов, влияющих на повышение эффективности их работы. Критерием эффективности в данном случае является максимизация эффекта при заданных затратах (инвестициях).
Анализ состояния инвестиций в железнодорожное строительство в РФ позволил выявить основные факторы, негативно влияющие на экономическую эффективность инвестиций в новые технологии железнодорожного строительства.
Основные факторы, приводящие к сдерживанию инвестиционной деятельности в России, по мнению С.И. Абрамова [1, с. 35], можно условно разделить на следующие группы:
Факторы экономической и финансовой сферы: значительный налоговый пресс; недостаточная развитость и отсутствие стабильности в функционировании кредитно-денежной и банковской систем; дефицит федерального и многих региональных бюджетов; наличие большого числа монопольных структур в стране; недоразвитость рыночной инфраструктуры; недостаточно эффективные формы и конечные результаты приватизации; низкий уровень выполнения договорных обязательств участниками инвестиционного процесса; чрезмерное ослабление государственного регулирования экономики; распыление и недостаточный контроль использования государственных инвестиций; отсутствие надлежащей конкуренции, неразвитость тендерных торгов и конкурсов по многим сферам деятельности.
Факторы социальной и геополитической сферы: отсутствие надлежащей социально-экономической стабильности; отсутствие программы стратегического развития страны; социально несправедливый передел государственной собственности, приводящий к резкому социальному расслоению по доходам и собственности; низкий жизненный уровень населения; наличие сравнительно высокой безработицы; наличие коррупции и криминализации общества в экономических сферах деятельности; несовпадение в надлежащей мере демократических принципов в организации управления на всех уровнях.
Среди факторов правовой сферы - отсутствие надлежащего правового обеспечения на всех уровнях управления; частая сменяемость отдельных законодательных актов, инструктивных и нормативно-методических документов; низкий уровень исполнения законодательных актов.
Некоторые авторы указывают на наличие факторов, сдерживающих инвестиционную деятельность в информационно-технологической сфере, отраслевой сфере и других .
Бюджетное финансирование железнодорожного транспорта становится исчезающе малым, в связи с этим основными приоритетными направлениями инвестиционной политики
наряду с использованием собственных средств, (амортизационного фонда и прибили), становятся [2 с. 5]:
- активная инвестиционная политика за счет выпуска облигаций, ценных бумаг и организации при ОАО «РЖД» собственных брокерских фирм по проведению операций с ценными бумагами;
- привлечение инвесторов в лице грузовладельцев, торгово-сбытовых предприятий на условиях их долевого участия или предоставления тарифных льгот в соответствии с заключенными контрактами;
- создание совместно с морским флотом, портами, иностранными железными дорогами, ассоциацией транспортных банков консорциумов по финансированию крупных инвестиционных программ;
- использование ресурсов коммерческих банков железных дорог и ЖАСО на более долгосрочных договорах;
- тщательный отбор на конкурсной основе по результатам технико-экономических обоснований приоритетных направлений инвестиций как за счет собственных, так и заемных средств;
- максимальное использование возможностей прогрессивных технологий и других ноу-
хау;
- рациональное распределение инвестиционных ресурсов.
Централизация управления железнодорожным транспортом приводит к тому, что движение инвестиционных потоков внутри системы ОАО «РЖД» также носит централизованно-распределительный характер и диктует специфический механизм формирования и распределения инвестиционных ресурсов. Основными недостатками такой схемы являются:
- недостаточная финансовая прозрачность финансово-инвестиционной деятельности;
- ограниченные возможности привлечения частных инвестиций;
- дискриминационное отношение при распределении инвестиционных ресурсов к периферийным железным дорогам.
В целях упорядочения управления инвестиционными потоками отрасли необходимо четко распределить ответственность между ОАО «РЖД» и железными дорогами за использование инвестиционных ресурсов. В связи с этим предлагается установить следующее:
- ОАО «РЖД» обеспечивает инвестиционными ресурсами и осуществляет расчеты по инвестиционным мероприятиям общеотраслевого характера, по приобретению подвижного состава и оборудования, необходимым инвестициям по безопасности перевозок, экологии, социальной сфере;
- на уровне дорог и иных подразделений также необходимо формирование инвестиционных фондов для удовлетворения их инвестиционных потребностей.
Финансовое состояние железнодорожного транспорта (недостаточность собственного капитала в оборотных активах, значительные объемы кредиторской и дебиторской задолженности, неудовлетворительные показатели текущей платежеспособности) обуславливает
дефицит собственных средств. Недостаточная финансовая прозрачность отрасли и отсутствие гарантий недискриминационных условий хозяйствования для частных инвесторов, в свою очередь, обуславливают практически полное отсутствие частных инвестиций. Увеличиваются масштабы внутриотраслевого перекрестного субсидирования убыточных видов деятельности за счет прибыльных. В течение последних десяти лет убыточным был лишь пассажирский комплекс железнодорожного транспорта, в 1999-2000 гг. убыточными стали некоторые перевозки грузов во внутригосударственном сообщении, что привело к росту масштабов субсидирования убыточных перевозок за счет доходов от грузовых перевозок в международном сообщении.
Финансовое состояние железнодорожного транспорта характеризуется недостаточностью собственного капитала в оборотных активах, значительными объемами кредиторской и дебиторской задолженности, неудовлетворительным показателем текущей платежеспособности, что свидетельствует о неустойчивом финансовом положении в целом.
С учетом инвестиционной потребности в Агентстве железнодорожного транспорта были разработаны следующие отраслевые программы развития железнодорожного транспорта: «Прогнозирование развития железнодорожного транспорта и потребности в его услугах»; «Создание механизма обеспечения финансовой устойчивости железнодорожного транспорта»; «Развитие отечественного локомотиво- и вагоностроения, ремонта и эксплуатации подвижного состава».
Источниками и способами удовлетворения инвестиционной потребности могут стать:
- увеличение собственного денежного потока за счет снижения затрат, увеличения объема перевозок и повышения тарифов;
- использование внешнего финансирования за счет привлечения частных инвестиций и субсидий;
- оптимизация планов капитальных вложений.
Для эффективного задействования указанных выше потенциальных источников необходимо создать следующие условия:
- финансовая прозрачность хозяйственной деятельности;
- создание организационно-правовой формы хозяйствующих субъектов, привлекательных для частного капитала;
- эффективное внутреннее управление инвестиционной политикой;
- прозрачность тарифной системы и предсказуемость уровня тарифов.
В заключение можно отметить: инвестиции железнодорожного транспорта - это специфическая отраслевая подсистема денежных отношений, жестко регламентированная государством, связанная с формированием, распределением, перераспределением и использованием инвестиционных ресурсов в целях обеспечения функционирования и развитая железнодорожного транспорта. Спецификой железнодорожного транспорта является внутрисистемное распределение инвестиционных ресурсов, которое заключается в образовании и перераспределении значительных централизованных фондов и резервов усиливающееся принадлежностью ОАО «РЖД» всех доходных счетов железных дорог, на которых концентрируется 100% выручки получаемой от грузовладельцев и пассажиров, централизованным установлением тарифов на основную деятельность.
In article it is established that investment, motivational and legislative contradictions in work of railway branch constrain inflow of investments and reduce their return. Considerable volumes of capital investments in technical re-equipment of travelling facilities demand the strengthened attention to definition of influence of realization of considered investment projects on results of economic activities of branch, railways.
Studying of specificity of organizational and industrial structure of a railway transportation, features of economic and financial mutual relations in branch have allowed to come to a conclusion about low efficiency of the centralized distribution of investment resources. In this connection the author makes recommendations about optimization of management by investments by formation of investment funds at level of roads.
The key words: investments, investment effectiveness, investment funds
Список литературы
1. Анализ производственно-финансовой деятельности железной дороги: Учеб. пособие для вузов / В.Г. Гизатуллина, О.И. Пустоход, О.Г. Быченко, И.Г. Бойко. Мн.: Выш. Шк., 1989. 141 с.
2. Андреева Т.Н. Открываем дверь инвесторам // Гудок. 2008. 25 июня.
3. Бланк И.А. Инвестиционный менеджмент: Учебный курс - Киев: Эльга, Ника-Центр, 2006. 552 с.
4. Воронин В.Г. Организация и финансирование инвестиций. Омск: Изд-во ОмГУПС, 1999. 212 с.
Об авторе
И.А. Баранова - канд. экон. наук., Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского, Ьгуап8к^и@ mail.ru.