4. О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 г. № 679: Постановление Правительства РФ от 29 ноября 2007 г. № 813.
5. Морозова Е.В. Государственные услуги в предпринимательской деятельности // Представительная власть. 2010. С. 4.
6. Терещенко Л.К. Услуги: государственные, публичные, социальные // Журнал российского права. 2004. № 10. С. 16.
D.A. Preobragenskii, N.S. Mirzoyan
Differentiation of functions and services as the factor efficiency of municipal management
The author analyzed regulatory legal acts with a view to differentiation of «municipal function» and «municipal service» categories. Subject to comments the author offered new definitions of these terms.
Key words: the state (municipal) service, the state (municipal) function, function on rendering service, efficiency.
УДК 338.47:656.2:330.322
Е.В. Полякова, аспирант, 8-926-221-82-5, (Россия, Москва, МИИТ)
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОМ СЕКТОРЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕВОЗОК
Посвящена вопросам развития инвестиционной деятельности в российском секторе железнодорожных перевозок. Получили отражение основные факторы, влияющие на инвестиционный комплекс железнодорожной отрасли, рассмотрены приоритетные направления и этапы эффективного развития комплекса, условия повышения инвестиционной активности хозяйствующих субъектов.
Ключевые слова: железнодорожные перевозки, ОАО «РЖД», стратегия развития железнодорожного транспорта, инвестиции, инвестиционная активность, эффективность инвестиционной деятельности, управление инвестициями, инвестиционные проекты.
Построение механизма инвестиционной деятельности в секторе железнодорожных перевозок предопределяет необходимость гибкости управления инвестициями, способности адекватно реагировать на конъюнктурные изменения. Применительно же к переходным экономикам формирование основных направлений инвестиционной политики представляет собой классическую проблему, всегда являвшуюся предметом особого внимания макроэкономической литературы.
На сегодняшний день в экономической науке еще не сформировалось четкого целостного представления об инвестициях железнодорожного комплекса как самостоятельном направлении исследований. Среди факторов, препятствующих развитию инвестирования транспортных компаний, можно условно выделить внешние и внутренние.
К числу внешних факторов относятся: невысокие темпы структурных преобразований в экономике, низкая ликвидность, низкая капитализация, недостаточная достоверность и слабая прозрачность отчетности многих организаций отрасли, низкий уровень нормативно-правовой защиты прав инвесторов, несовершенство судебной системы и надзора и др.
К числу внутренних факторов можно отнести низкое качество управления во многих компаниях железнодорожного транспорта, включая недостаточную эффективность систем управления рисками и внутреннего контроля, непрозрачную структуру собственности, недостаточное развитие современных технологий и др.
Важным нормативно-правовым актом, оказывающем влияние на экономическую эффективность инвестирования на железнодорожном транспорте, является Стратегия развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 г., направленная на формирование доступной и устойчивой транспортной системы страны, снижение совокупных транспортных издержек и повышение конкурентоспособности экономики на основе опережающего и инновационного развития железнодорожного транспорта, гармонично увязанного с развитием других отраслей экономики, видов транспорта и регионов, и план первоочередных мероприятий по ее реализации на 2008-2015 гг.
Стратегия-2030 определяет приоритетные направления эффективного развития железнодорожной отрасли, повышения конкурентоспособности российских железных дорог на внутрироссийском и международном рынках на основе реализации глобальных инфраструктурных проектов, внедрения инноваций в сферу грузовых и пассажирских перевозок.
В документе выделены два этапа развития отрасли:
- этап модернизации железнодорожного транспорта (до 2015 г.);
- этап динамичного расширения сети железных дорог (2016— 2030 гг.).
Стратегия устанавливает основные направления и механизмы участия РФ, субъектов РФ, организаций железнодорожного транспорта, в первую очередь ОАО «РЖД», и других заинтересованных инвесторов в финансировании затрат по развитию отрасли.
В соответствии с целевым вариантом документа до 2030 г. запланировано построить свыше 20,7 тыс. км новых железнодорожных линий; плотность железнодорожной сети к 2030 г. при этом будет увеличена на 24 % при полной ликвидации ограничений пропускной и провозной способности; запланировано обновить около 23,4 тыс. локомотивов, 996 тыс.
грузовых вагонов, более 29,5 тыс. пассажирских вагонов и около 24,5 тыс. ед. моторвагонного подвижного состава.
В настоящее время государственными органами поставлены три вопроса, касающиеся инвестиционной деятельности в сфере железнодорожных перевозок, комплексное решение которых неоднократно переносилось по времени не только по причине отсутствия собственных источников фи -нансирования в отрасли, но также и из-за непоследовательности преобразований:
- необходимость постройки новых объектов транспортной инфраструктуры и модернизации существующих;
- необходимость более активного использования географического положения России для создания и развития международных транспортных коридоров, увеличения объема транзитных потоков;
- необходимость привлечения средств частных инвесторов — резидентов и нерезидентов — для развития транспортной инфраструктуры, повышения качества перевозочной деятельности.
Таким образом, в сфере железнодорожного транспорта имеют место два основных направления инвестирования: собственно перевозочный процесс и модернизация и развитие инфраструктуры.
Кроме того, важным элементом совершенствования системы инвестирования предприятий железнодорожного транспорта в России является совершенствование подходов к построению систем корпоративного управления и внутреннего контроля и, прежде всего, систем управления всеми видами рисков. Компании должны реализовать меры по формированию систем управления рисками, адекватных характеру совершаемых инвестиционных операций, включая эффективные системы мониторинга рисков (информационные системы), одним из обязательных требований к которым является доведение необходимой и достаточной информации до соответствующих уполномоченных сотрудников и органов управления.
Системы управления рисками должны не только обеспечивать эффективную защиту от принятых рисков, но и носить активный характер, оказывая влияние на определение конкретных направлений деятельности, осуществляемой организациями. Управление рисками должно осуществляться как на индивидуальной, так и на консолидированной основе.
Развитие скоростного движения является одной из важнейших государственных задач, стоящих перед ОАО «Российские железные дороги». Появление на рынке подобной услуги имеет революционное значение не только для российского железнодорожного транспорта, но и всей национальной транспортной системы, поскольку обеспечивает гражданам страны свободу перемещения с минимальными временными затратами. Уникальное сочетание потенциально высоких финансовых результатов для ОАО «РЖД» и социально-экономического эффекта для общества делает приоритетными проекты организации скоростного движения в РФ.
Реализация проекта организации скоростного движения связана с тремя ключевыми направлениями:
- организация производства в России подвижного состава для осуществления скоростных перевозок;
- модернизация, реконструкция и организация содержания инфраструктуры скоростной линии;
- организация перевозок и обслуживания пассажиров в скоростных поездах.
Расширение технологий скоростных перевозок пассажиров на российских железных дорогах позволит: сократить время доставки пассажиров; улучшить условия перевозок пассажиров, повысить комфортность проезда, что позволит увеличить пассажиропоток в скоростном движении на 150-200 %, в межрегиональном сообщении на 20-50 %; создать дополнительные рабочие места по производству и эксплуатации железнодорожной техники нового поколения на российских предприятиях; распространить научно-технический прогресс на технологические процессы в смежных производствах машиностроения (индекс развития составит 25-30 %). Анализ европейского рынка перевозок показывает, что скоростными поездами пользуются сегодня от 60 до 85 % пассажиров.
Привлечение пассажиров на железные дороги обеспечивается не только сокращенным временем в пути, но и проведением гибкой тарифной политики и составлением более удобных расписаний движения поездов.
В настоящее время особую актуальность приобретают перевозки пассажиров в санаторно-курортные зоны и зоны отдыха. В целях повышения эффективности работы железнодорожного транспорта, создания конкурентных преимуществ и привлечения дополнительных объемов пассажиров нами рассмотрена возможность организации скоростного движения пассажирских поездов на участке Москва-Адлер, которое позволит повысить доступность черноморских курортов, в том числе привлекательность Сочи как столицы зимней Олимпиады 2014 г.
Предлагаемый проект способен создать значительную конкуренцию авиатранспорту и повысить доходы ОАО «РЖД» за счет привлечения платежеспособного пассажиропотока. При этом будут сохранены поезда с иным временем хода для обеспечения социально значимых перевозок.
Анализ рынка потребителей данного вида услуг показывает, что закладываемые в расчет объемы перевозок можно считать обоснованными.
Инвестиционные затраты проекта складываются из капитальных вложений, направленных на организационные мероприятия по модернизации вагонного парка и инфраструктуры железнодорожного транспорта на участке Москва-Адлер.
Проведенные расчеты показали, что инвестиционные затраты при реализации проекта полностью покрываются, обеспечивая значительное положительное сальдо денежных потоков в течение горизонта планирова-
ния. При заложенном в расчетах уровне доходов и затрат проект необходимо квалифицировать как высокоэффективный. Срок окупаемости проекта составляет восемь лет.
Предпосылкой достижения операционной эффективности ОАО «РЖД» в стратегической перспективе является наличие эффективно действующей системы управления инвестициями, являющейся набором таких инструментов, с помощью которых менеджмент ОАО «РЖД» может быстро получать достоверную информацию обо всех аспектах инвестиционной деятельности, вести мониторинг соответствия результатов функционирования тактическим и стратегическим целям, а также всесторонне анализировать возникающие проблемы и искать оптимальные варианты их решения. Основная задача данных систем — оперативно отражать степень достижения транспортной компанией своих стратегических инвестиционных целей.
В дальнейшем, когда ОАО «РЖД» будет вести множество проектов, может возникнуть необходимость внедрения единой системы управления инвестициями (ЕСУИ). В ходе этой работы очень важно пересмотреть организационную структуру, разработать соответствующую документацию, а также упорядочить все бизнес-процессы. Помимо этого, также внимание следует уделить разработке схемы движения бюджетов проектов, чтобы на каждой стадии отслеживать все возможные изменения и своевременно вносить необходимые коррективы в работу.
Управление инвестициями в компаниях сектора железнодорожных перевозок, с одной стороны, обладает рядом отраслевых особенностей, с другой — подчиняется общим законам проектного управления. Внедрение системы управления инвестициями (ЕСУИ) и ее автоматизация в ОАО «РЖД» будет способствовать повышению эффективности процесса управления (позволит сократить период разработки, принятия и реализации решений).
В завершении следует отметить, что стабилизация и дальнейшее развитие экономики России невозможны без кардинального улучшения положения в транспортном комплексе и создания благоприятных условий для повышения инвестиционной активности хозяйствующих субъектов отрасли.
Библиографический список
1. О Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года (вместе с Планом мероприятий по реализации в 2008-2015 годах Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года): Распоряжение Правительства РФ от 17 июня 2008 г. № 877-р.
2. О совершенствовании управления холдингом «Российские железные дороги» в соответствии со стратегией развития железнодорожного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года и с целевой моделью рынка железнодорожных транспортных услуг: Распоряжение ОАО «РЖД» от 19 февраля 2008 г. № 330р.
E. V.Poljakova
Development peculiarities of Russian railway traffic investment activity
The performed article is devoted to Russian railway traffic investment activity. The article describes major factors influencing the railway investment complex, studies priorities and stages of effective industry development, states conditions of greater investment in infrastructure development.
Key words: rail transportation, Open Society " RGD ", strategy of development of a railway transportation, the investment, investment activity, efficiency of investment activity, management of investments, investment projects.
УДК 656.2
Л.В. Власова, аспирант, (495)799-95-81, [email protected], (Россия, Москва, РОАТ МИИТ)
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ КОМПАНИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ
Рассматривается процесс совершенствования управления деятельностью компании в условиях перехода железнодорожного транспорта к новой организационной структуре.
Ключевые слова: затраты, себестоимость перевозок, выручка, прибыль от продаж, EBITDA.
Реформирование железнодорожной отрасли, начавшееся с подготовительного этапа 2001-2003 гг. и продолжающееся до настоящего момента, уже получило положительные оценки Правительства Российской Федерации, Государственной Думы Российской Федерации, Совета Федерации, экспертов Организации экономического сотрудничества и развития и Европейской конференции министров транспорта. Одним из значимых событий реформы было упразднение МПС и создание компании ОАО «РЖД».
За период своей деятельности с 2003 г. и до настоящего времени ОАО «РЖД» обеспечило ежегодный, системный рост эффективности и качества транспортного обслуживания экономики страны, удовлетворяется растущий спрос на услуги, предоставляемые компанией.
В процессе реформирования железнодорожной отрасли произошло разделение функций управления компанией и функций управления произ-