S. V. Brazhnikova
Quality of production processes as a mechanism for economic cooperation between divisions on the railway transport
Economically oriented interaction mechanism for railway departments and enterprises in order to ensure "quality assured" transport production is proposed.
Keywords: functional processes of transport, TQM postulates, "process owner", quality management.
УДК [338. 45: 656.2]: 330.322.5
Е.В. Полякова, ведущий экономист финансовой службы Московской железной дороги - филиала ОАО «РЖД», аспирант РОАТ МИИТ, (Россия, Москва)
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНВЕСТИРОВАНИЯ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
Посвящена вопросам экономической эффективности инвестирования на железнодорожном транспорте. Получили свое отражение результаты исследования условий развития инвестиционной деятельности в сфере железнодорожных перевозок; зарубежного опыта и российской практики построения систем анализа эффективности инвестиционной деятельности.
Ключевые слова: железнодорожный транспорт, железнодорожные перевозки, стратегия развития железнодорожного транспорта ОАО «РЖД», скоростное движение, скоростные железнодорожные перевозки, инвестиции, инвестиционная деятельность, привлечение инвестиций, эффективность инвестиционной деятельности, управление инвестициями, инвестиционные проекты, методы оценки инвестиционного проекта, экономическая эффективность инвестиций, срок окупаемости.
Рост совокупного социально-экономического потенциала транспортного комплекса предполагает эффективное использование инструментов и механизмов инвестиционной деятельности.
Экономическая эффективность инвестирования на железнодорожном транспорте определяется внешними (политическая ситуация в стране, общеэкономическая ситуация, состояние финансового рынка, надежность контрагентов и др.) и внутренними (выбранная инвестиционная стратегия, обеспеченность инвестиционными ресурсами, квалификация кадров, существующая система управления и др.) факторами, определяющими возможности решения задач по повышению эффективности инвестиций, снижению рисков и т. д. Причем в каждом конкретном случае система управления инвестициями должна учитывать способность транспортной компании реализовать имеющийся экономический потенциал.
В современных условиях вопросы, связанные с системой оценки экономической эффективности инвестиций компаний железнодорожного транспорта, стратегией и тактикой управления ими, являются предметом исследования многих специалистов в России и за рубежом. Вопросы инвестиционной деятельности экономических субъектов отражены во множестве научных работ и монографий таких известных специалистов, как
A. Смит, Д. Милль, К. Маркс, М. Туган-Барановский, К. Виксель, Д. Кейнс, Г. Кассель, Й. Шумпетер, Д. Робертсон, Р. Харрод, Э. Хансен, Г. Бирман, С. Шмидт, И. Бланк, Ю. Блех, У. Гетце, В. Бочаров, В. Буткевич и др. Неотложным мерам по регулированию и оживлению инвестиционного процесса в России посвящены многочисленные публикации Л.Абалкина, В. Анохина, С. Бахарева, А. Водянова, С.Глазьева, Ф. Г лисина, В. Куликова, А. Когута, Д. Львова, В. Маневича, Л. Резникова, Я. Уринсона, Д. Шопенко и др. Ряд аспектов инвестиционной деятельности железнодорожного сектора рассмотрены в работах Б.А. Волкова,
B.Г. Галабурды, Н.П. Терёшиной, М.Ф. Трихункова, В.Я. Шульги и др.
Несмотря на многообразие исследований, направленных на разработку методологических подходов, средств, технологий регулирования инвестиционной деятельности, научную разработанность проблематики оценки экономической эффективности инвестирования на железнодорожном транспорте нельзя признать достаточной. Дня практической реализации стоящих перед транспортным сектором РФ задач необходим глубокий анализ системы управления формированием и развитием инвестиционного потенциала компаний отрасли, выявление основных тенденций трансформации инвестиционной деятельности, прогноз и разработка методов принятия обоснованных решений.
Механизм оценки экономической эффективности инвестиционной деятельности в секторе железнодорожных перевозок доказывает необходимость гибкости управления инвестициями, способного адекватно реагировать на конъюнктурные изменения. Применительно же к переходным экономикам формирование основных направлений инвестиционной политики в транспортном комплексе представляет собой классическую проблему, всегда являвшуюся предметом особого внимания экономической литературы. Любые варианты имеют свои сильные и слабые стороны, и выбор схем управления инвестициями в значительной степени зависит от конкретной ситуации и региона, причем в числе структурных факторов необходимо учитывать общую открытость экономики и степень ее интеграции в общемировое экономическое пространство.
На сегодняшний день в экономической науке еще не сформировалось четкого целостного представления об инвестициях железнодорожного комплекса как самостоятельном направлении исследований. Среди факторов, препятствующих развитию инвестирования транспортных компаний, можно условно выделить внешние и внутренние.
К числу внешних факторов относятся: невысокие темпы структурных преобразований в экономике, низкая ликвидность, низкая капитализация, недостаточная достоверность и слабая прозрачность отчетности многих организаций отрасли, низкий уровень нормативно-правовой защиты прав инвесторов, несовершенство судебной системы и надзора и др.
К числу внутренних факторов можно отнести низкое качество управления во многих компаниях железнодорожного транспорта, включая недостаточную эффективность систем управления рисками и внутреннего контроля, непрозрачную структуру собственности, недостаточное развитие современных технологий и др. [3].
На практике и в экономической литературе существует значительное количество используемых и рекомендуемых методов анализа эффективности инвестиционной деятельности компаний различных отраслей [1]. Среди них такие, как системный метод, метод декомпозиции, метод последовательной подстановки, метод сравнений, динамический метод, метод структуризации целей, экспертно-аналитический метод, нормативный метод, параметрический метод, метод моделирования, функционально-стоимостной метод, метод главных компонент, балансовый метод, корреляционный и регрессионный метод, опытный метод, матричный метод, аналитико-расчетный метод, метод аналогий и др. Безусловно, каждый из перечисленных методов имеет определенные достоинства и недостатки (таблица) [5].
Недостатки методов анализа эффективности инвестиционной деятельности компаний железнодорожного транспорта
Метод Недостатки метода
- системный Отсутствует экономически обоснованный механизм учета обеспечивающей системы, что не позволяет реально соизмерять желаемые результаты инвестиционной деятельности с имеющимися возможностями.
- декомпозиции Отсутствуют теоретические и методологические предпосылки для обоснования методов анализа инвестиционной деятельности, анализ эффективности инвестиционной деятельности является некомплексным (несистемным): им охватываются не все направления, представляющие интерес для теории и практики.
- последовательной подстановки На практике анализ эффективности инвестиционной деятельности осуществляется, как правило, на уровне одной компании, чем сужаются возможности комплексного анализа, который может
Метод Недостатки метода
осуществляться на компаниях различных уровней групп и конгломератов.
- сравнений - аналогий Не охватываются все основные направления анализ эффективности инвестиционной деятельности, имеет место дублирование показателей.
- динамический Состав показателей, используемых при анализе, не увязан с результативными и обеспечивающими целями эффективности инвестиционной деятельности — содержание и метод исчисления показателей не имеют соответствующего обоснования.
- структуризации целей Отсутствует четкое представление о факторах эффективности инвестиционной деятельности — недопустимые погрешности при факторном анализе.
- экспертно-аналитический Отсутствует теоретически обоснованные методики комплексного анализа эффективности инвестиционной деятельности с учетом действия соответствующей совокупности обусловливающих причин.
- нормативный Отсутствует анализ темпов роста частных и обобщающих показателей, которыми характеризуется конечные цели повышения эффективности инвестиционной деятельности компании.
— параметрический Отсутствует обоснованная целевая подсистема, на реализацию которой следует ориентировать систему экономического анализа, — необоснованные результаты и выводы в отношении эффективности инвестиционной деятельности.
- моделирования - опытный - функционально-стоимостной На практике и в экономической литературе при анализе эффективности инвестиционной деятельности необоснованно упускается ряд ключевых факторов инвестиционной деятельности.
- главных компонент - аналитико-расчетный Недостаточно учитывается внешняя среда с ее корректировочными характеристиками.
- балансовый - корреляционно-регрессионный - матричный Отсутствует обоснованная инструментально-техническая подсистема и, в первую очередь, система основных показателей, необходимых и достаточных для комплексного анализа, учета, планирования и прогнозирования эффективности инвестиционной деятельности.
В то же время анализировать эффективность инвестиционной деятельности компаний железнодорожного транспорта целесообразно по главному направлению, отражающемуся показателями степени достижения конечных целей развития, состоящих в максимально возможном росте ключевых показателей результативности функционирования объекта [2]. Также одним из важнейших направлений комплексного анализа эффективности инвестиционной деятельности компаний железнодорожного транспорта является определение влияния на темпы изменения соответствующих показателей развития компаний экстенсивных (количественных) факторов, с одной стороны, и интенсивных — с другой [6].
В связи с изложенным методика комплексного анализа эффективности инвестиционной деятельности должна базироваться на четком представлении экстенсивных факторов как количества применяемых ресурсов и интенсивных факторов как качества совокупности этих ресурсов для компании железнодорожного транспорта.
Важным элементом совершенствования системы инвестирования компаний железнодорожного транспорта в России является совершенствование подходов к построению систем корпоративного управления и внутреннего контроля, и прежде всего систем управления всеми видами рисков. Компании должны реализовать меры по формированию систем управления рисками, адекватных характеру совершаемых инвестиционных операций, включая эффективные системы мониторинга рисков (информационные системы), одним из обязательных требований к которым является доведение необходимой и достаточной информации до соответствующих уполномоченных сотрудников и органов управления.
Системы управления рисками должны не только обеспечивать эффективную защиту от принятых рисков, но и носить активный характер, оказывая влияние на определение конкретных направлений деятельности, осуществляемой организациями. Управление рисками должно осуществляться как на индивидуальной, так и консолидированной основе.
Нами предложен инвестиционный проект внедрения и развития скоростного движения пассажирских поездов на направлении Центр - Юг ОАО «РЖД». В результате на рынке пассажирских перевозок будет предложен принципиально новый продукт: ночные поезда в сообщении Москва - Адлер. Такие перевозки способны создать значительную конкуренцию авиатранспорту и повысить доходы ОАО «РЖД» за счет привлечения платежеспособного пассажиропотока. При этом будут сохранены поезда с иным временем хода для обеспечения социально значимых перевозок.
Анализ рынка потребителей данного вида услуг показывает, что закладываемые в расчет объемы перевозок можно считать обоснованными.
Инвестиционные затраты проекта складываются из капитальных вложений, направленных на организационные мероприятия по модернизации вагонного парка и инфраструктуры железнодорожного транспорта на
участке Москва - Адлер. Проведенные расчеты показали, что инвестиционные затраты при реализации проекта полностью покрываются, обеспечивая значительное положительное сальдо денежных потоков в течение горизонта планирования. При заложенном в расчетах уровне доходов и затрат проект необходимо квалифицировать как высокоэффективный. Срок окупаемости проекта составляет восемь лет.
В завершении следует отметить, что стабилизация и дальнейшее развитие экономики россии невозможны без кардинального улучшения положения в транспортном комплексе и создания благоприятных условий для повышения инвестиционной активности хозяйствующих субъектов отрасли.
Библиографический список
1. Беренс В., Хавранек П.М. Руководство по оценке эффективности инвестиций. М.: ИНФРА-М, 2009.
2. Бирман Г., Шмидт С. Экономический анализ инвестиционных проектов. М.: Юнити-Дана, 2009. С. 190.
3. Гуртов В. Инвестиционные ресурсы. М.: Экзамен, 2009. С. 78.
4. Завлин П.Н., Васильев А.В. Оценка эффективности инвестиций. Спб.: Бизнес-пресс, 1998. С. 106.
5. Збрицкий А.А., Никаноров Д.Е. Управление эффективностью инвестиционной деятельности промышленного предприятия. М: Изд-во ГОУ ДПО ГАСИС, 2006. С. 182.
6. Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г. Управление проектами. М.: Омега-М, 2009. С. 324.
К V. Polyakova
Economical effectiveness of railway transport investment
The performed article is about economical effectiveness of railway transport investment. The article reflects results of investigation of investment activity development conditions in the field of the railway traffic; compares the international experience and the russian practice of system analysing of effective investment activity.
Key words: railway transport, railway traffic, the Russian Railways ' transport development strategy, speed traffic, speed railway traffic, investments, investment activity, attraction of investments, effectiveness of investment activity, investment management, investment projects, methods of investment project evaluation, economical effectiveness of investments, payback period