Научная статья на тему 'Оценка эффективности инвестиций в образовательный кластер'

Оценка эффективности инвестиций в образовательный кластер Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
198
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНВЕСТИЦИЙ В ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATIONAL CLUSTER / EFFICIENCY OF INVESTMENTS IN EDUCATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Красикова Татьяна Юрьевна

Развитие новой формы социального сотрудничества «образовательный кластер» ставит перед участниками реформирования системы российского образования вопросы оценки эффективности инвестиций в данный проект.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF INVESTMENT EFFICIENCY INTO THE EDUCATION CLUSTER

It is shown that the development of a new form of social cooperation educational cluster, makes the participants of Russian educational system reforming to deal with the evaluation problems of the efficiency of investments in the project.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности инвестиций в образовательный кластер»

Для выбора лучшего из альтернативных КИП, нужно рассчитать для каждого из них /5 по следующей формуле:

IS =

NPV

п X Inv

(11)

На уровне национальной экономики из нескольких альтернативных КИП лучшим является тот, у которого этот показатель имеет наибольшее значение. Таким образом осуществляется общая оценка эффективности КИП. Если КИП является многорегиональным проектом, то возникает вопрос об оценке эффектов для регионов (субъектов России). Такая оценка возможна на основе ОМММ. При этом в качестве показателя

может выступать как /Б, рассчитанный по инвестициям и результатам регионов, так и изменение конечного потребления региона.

Полноценный анализ эффективности КИП должен учитывать интересы трех уровней: национальной экономики, региона, а также инвестора, реализующего КИП. Трехуровневая оценка позволит определить Па-рето-возможные варианты КИП - множество вариантов реализации КИП, которые нельзя улучшить для отдельного субъекта, не ухудшая эффективности КИП для уровня национальной экономики5. Практическая реализация предложенных идей позволит выбирать наиболее эффективные траектории развития экономики России.

В данном случае используется терминология, предложенная в [2, с.89].

Библиографический список

1. Массе П. Критерии и методы оптимального определения капиталовложений. М.: Статистика, 1971. 503с.

2. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: учебник для вузов. 2-е изд. М.: ГУ ВШЭ, 2001. 495с.

3. Коган А.Б. Анализ способов сравнения разномасштабных инвестиций. Экономический анализ: теория и практика. 2009. №35 (164), С.52-56

4. Проектная экономика в условиях инновационного развития: концепция, модели, механизмы / под ред. Т.С.Новиковой. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2009. 144с.

5. Методика расчета показателей и применения критериев эффективности инвестиционных проектов, претендующих на получение государственной поддержки за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации ,утв. Приказом МЭРТ от 23.05.06 № 139/82н.

УДК 338.1+338.2

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР Т.Ю.Красикова1

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Развитие новой формы социального сотрудничества «образовательный кластер» ставит перед участниками реформирования системы российского образования вопросы оценки эффективности инвестиций в данный проект. Ил. 1. Библиогр. 3 назв.

Ключевые слова: образовательный кластер; эффективность инвестиций в образование.

EVALUATION OF INVESTMENT EFFICIENCY INTO THE EDUCATION CLUSTER T.Y. Krasikova

National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074.

It is shown that the development of a new form of social cooperation "educational cluster", makes the participants of Russian educational system reforming to deal with the evaluation problems of the efficiency of investments in the project. 1 figure. 3 sources.

Key words: educational cluster; efficiency of investments in education.

Поднимая вопрос о создании и развитии образовательного кластера как структуры с экономической активностью внутри родственных секторов экономики, четко привязанной к определенному вузу, необходимо уточнить, что рассматривать его необходимо не только как инновационный проект (как входящий элемент в инновационную инфраструктуру вуза), но и инвестиционный проект социально-экономического типа, который основывается на инвестициях и для своей реализации требует обоснования экономической целесо-

образности.

Образовательный кластер представлен как система трех основных элементов, взаимосвязанных между собой посредством образовательного компонента: вуз, бизнес и индивид (рисунок).

Рассматривая образовательный кластер как совокупность отношений, ставящих целью своего сотрудничества создание товара - «знание», чья действительная стоимость включает в себя денежное и неденежное выражение. Говоря об оценке эффективности

Красикова Татьяна Юрьевна, магистр менеджмента, аспирант, тел.: 89526298530, e-mail: krasikova_tatyan@mail.ru Krasikova Tatiana, Master of Management, Postgraduate, tel.: 895262985S0, e-mail: krasikova_tatyan@mail.ru

инвестиций в образовательный кластер, можно выделить два направления: оценка экономической эффективности инвестиций и оценка социальной эффективности инвестиций.

Элементы и связи, входящие в образовательный кластер вуза

В самом простом виде оценка экономической эффективности рассчитывается как эффект от реализации инвестиционного проекта по формуле n

Ээф = SUM (Pi - Ri), i=1

где Ээф - экономический эффект от реализации инвестиционного проекта; Pi - дисконтированные суммы ожидаемых совокупных поступлений денежных средств в процессе инвестиционной, основной и финансовой деятельности, связанной с реализацией проекта за i-й год; Ri - дисконтированные суммы ожидаемых расходов денежных средств в процессе инвестиционной, основной и финансовой деятельности, связанной с реализацией проекта за i-й год.

При таком подходе данный проект можно считать эффективным, если экономический эффект от реализации инвестиционного проекта положителен.

Рассматривая образовательный кластер как инвестиционный проект, при оценке его экономической эффективности мы должны учитывать следующие факторы:

1. Влияние стоимости денег во времени. Эта концепция изменения стоимости денег во времени играет центральную роль в практике финансовых вычислений, и в вопросе, который рассматривается в данной статье, этот подход не исключение.

2. Альтернативные издержки или издержки альтернативных возможностей (Opportunity cost). Здесь подразумевается упущенная выгода в результате выбора одного из альтернативных вариантов использования ресурсов. Величина упущенной выгоды, как правило, определяется полезностью наиболее ценной из отброшенных альтернатив.

3. Возможные изменения в параметрах проекта. К ним мы можем отнести изменение количества вузов или элементов бизнеса в образовательном кластере.

4. Проведение расчетов на основе реального потока денежных средств, а не бухгалтерских показателей.

5. Инфляцию.

6. Риск, связанный с осуществлением проекта. К таким рискам необходимо относить величину и статус вуза-участника и бизнес-структуры, участвующих в кластере; финансовую структуру, которая показывает соотношение вузовского и частного инвестирования, привлекаемого для реализации проекта; производственную и территориальную диверсификацию и другие риски.

Что касается сумм расходов, то тут можно предложить следующий подход к классификации данной категории. Предлагается использовать три основные группы требуемого ресурсного обеспечения, благодаря которым мы можем впоследствии оценить эффективность инвестиций в образовательный кластер, а именно трудовые, материальные и финансовые ресурсы.

Так, в рамках трудовых ресурсов предполагается рассматривать преподавателей вуза и сотрудников «бизнеса», задействованных в создании и передаче знаний внутри системы «образовательный кластер». Их можно разделить еще на подгруппы:

1. Профессорско-преподавательский состав вуза.

2. Сотрудники «бизнеса», т.е. те, кто непосредственно вовлечен в создание «практико-ориентиро-ванной» модели образовательного процесса.

3. Другие сотрудники, участвующие в образовательном кластере, но не вовлеченные в процесс преподавания и научно-исследовательскую работу.

Ко второй группе - «материальные ресурсы» - мы отнесем следующее:

1. Здания и помещения, предназначенные для обучения и проведения научно-исследовательских работ.

2. Здания и помещения, предназначенные для иных целей, которые тоже относятся к обеспечению положительного климата внутри «образовательного кластера» и созданию благоприятных условий обучения и проведения научно-исследовательских работ (к ним можно отнести библиотечные помещения или помещения общепита).

3. Оборудование и другой инструментарий, предназначенный для обучения и проведения научно-исследовательских работ.

4. Отдельно выделим затраты на книжный фонд, т.е. литературу для преподавателей и студентов. В зарубежной практике этой группе уделяется не меньшее внимание, чем группе 3, и нам это представляется весьма обоснованным, т.к. действительный читательский спрос выражает те информационные потребности, необходимые для генерирования образовательного компонента и удовлетворения нужд информационного плана участников проекта.

И третья группа - финансовая группа ресурсов, т.е. непосредственные финансовые потоки, направленные на инвестирование проекта «образовательный кластер». В зарубежной практике в эту группу, как

▲ . ▲

А rwv 1

^...... щ

правило, включают непосредственные затраты на образование, финансирование научно-исследовательских работ и инвестиции, направляемые на капитальное строительство.

Принимая во внимание, что образовательный кластер как проект предполагает не разовую инвестицию, а последовательное инвестирование в течение ряда лет, расчет чистого дисконтированного дохода можно осуществить по следующей формуле:

г г

КРУ =£ Iг (1 + Г + £ С (1 + 1)г,

г=1 г=Тг

где К - денежный поток первоначальных инвестиций; С - денежный поток от реализации инвестиций в момент времени ^ t - шаг расчета (год, квартал, месяц и т.д.); i - ставка дисконтирования.

Поднимая вопрос об оценке экономической эффективности инвестиций в образовательный кластер, необходимо отметить следующее. При принятии инвестиционных решений в действительности не существует надежных данных, поэтому очень важно наряду с выбранным методом расчета провести анализ степени неопределенности.

Рассматривая образовательный кластер как инвестиционный проект, нельзя, принимая во внимание сущность кластера как совокупность отношений, возникающих в процессе создания и передачи образовательного компонента, не сказать о том, что, помимо экономического эффекта, необходимо рассматривать и эффект социальный. Рассматривая эффективность инвестиций только с точки зрения нормы отдачи, можно столкнуться с тем, что учет лишь денежной доходности от образования занизит действительную стоимость инвестиций в образовательный кластер.

Под социальным эффектом инвестиционного проекта, как правило, понимаются значащие для участников проекта социальные последствия его реализации. Помимо общих социальных эффектов от инвестиций в образование (как то - понижение уровня смертности, влияние на повышение уровня условий труда, повышение эффективности различных видов человеческой деятельности за пределами рынка труда в области социальных активностей), к социальному эффекту инвестиций в образовательный кластер можно отнести следующие действия:

1. Происходит активизация механизма «социального лифта», т.е. возрастает социальная мобильность студента как субъекта образовательного кла-

стера. В свою очередь, это влияет на саморегулирование рынка труда отрасли, в рамках которой создан образовательный кластер в соответствии с существующими потребностями.

2. Элемент «бизнес» более активно участвует в образовательных программах, корректируя и контролируя активный образовательный процесс с точки зрения практико-ориентированного элемента образовательного кластера. Тем самым включается механизм регулирования образовательного процесса при непосредственном содействии общественного контроля.

3. Построение более четкой системы непрерывной подготовки профессиональных кадров приведет к повышению качества подготовки профессиональных кадров.

4. Развитие образовательного кластера как части инновационной инфраструктуры вуза положительно повлияет на инновационную систему самого вуза, следовательно, на инновационную систему региона, а значит - государства в целом.

Говоря об оценке социального эффекта, в качестве варианта можно предложить способ абсолютных разниц, использующий относительные отклонения факторов, участвующих в оценке инвестиций и эффекта в расчете на одного участника образовательного кластера (в данном случае студента), а именно:

С31 = (ФИ +... + ФП) х Ч\,

где СЭ - социальная эффективность; Ф - отклонения изучаемых факторов, влияющих на социальную эффективность образовательного кластера; N - количество изучаемых факторов; Чi - количество студентов данного образовательного кластера.

Разумеется, предлагаемый перечень критериев и самой оценки эффективности инвестиций в образовательный кластер не является исчерпывающим. Оценка эффективности инвестиций в образовательный кластер является не простой операцией, а довольно сложным действием, требующим комплексного подхода, владения всем инструментарием финансового менеджмента лицами, принимающими решения по отношению к данному проекту, а также ориентирования в перспективах развития как региона, так и государства в целом.

Библиографический список

1. Wang Hao, Li Huiyan. Research on Evaluation of the Higher Education Resource Investment Efficiency in Our Country. http://www.seiofbluemountain.com/upload/product/201006/2010j yhy01a20.pdf

2. Есипов В., Маховикова Г., Бузова И., Терехова В. Экономическая оценка инвестиций. Спб: Вектор, 2006.

3. Лизунов В.В. Кластерная политика - эффективный механизм инновационного развития // Экономика региона: интеллект, инновации, предпринимательство : материалы Междунар. науч.-практ. конф. 11 дек. 2009 г. / Омская лаб. ИЭОПП СО РАН, Филиал ВЗФЭИ Омск : Параграф, Омская обл. типогр., 2009. С. 95-97.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.