ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ НА ТРАНСПОРТЕ Сапрыкина А.С.
I
Сапрыкина Анна Сергеевна - студент магистратуры, кафедра финансов и кредита, Российский университет транспорта, г. Москва
Аннотация: в работе раскрыты понятия инвестиций, инвестиционных проектов, представлена методология оценки коммерческой эффективности инвестиционных проектов в целом и для участников, представлены методы анализа рисков проектов. Выявлены основные источники финансирования инвестиционных проектов на железнодорожном транспорте и перспективные новые способы привлечения средств.
Ключевые слова: инвестиции, инвестиционный проект, эффективность проекта, источники финансирования.
Понятие «инвестиционный проект» можно определять следующим образом: мероприятие, направленное на достижение определенных целей (экономического или внеэкономического характера) и требующее для своей реализации расхода или использования
капиталообразующих инвестиций [1].
Инвестиционный проект существует и достигает поставленных целей в определенный промежуток времени. Период времени от начала реализации проекта до момента его ликвидации называется жизненным циклом проекта. Его можно представить в виде нескольких основных фаз: прединвестиционная фаза, инвестиционная, операционная и ликвидационная.
На прединвестиционной фазе определяется финансовая целесообразность проекта, оцениваются его инвестиционные возможности, осуществимость проекта, а также проводится предпроектное исследование.
В период инвестиционной фазы инвесторы определяются с объемом и сроком инвестирования, разрабатывается стратегический план и план финансирования. В рамках этого этапа заключается договора и контракты, проводятся капитальные вложения и строительство объектов.
Операционная фаза, которую также называют производственной, представляет из себя текущую деятельность по проекту, которая заключается в производстве и сбыте продукции, закупке материалов, и достижении непосредственных целей и решении задач, поставленных перед проектом.
Последней стадией является ликвидационная фаза, когда инвесторы определяют остаточную стоимость проекта и выходят из него. Проект либо выполняет поставленные задачи, либо исчерпывает возможности.
Все инвестиционные проекты компании ОАО «РЖД» подразделяются на 3 основные группы [2, с. 37].
К первой группе относятся проекты, срок окупаемости которых составляет 10-15 лет и на которые общество имеет возможность выделять собственные средства, а также привлекать заемные средства в пределах допустимого уровня долговой нагрузки.
Проекты второй категории окупаются в течение 15-30 лет и финансируются с помощью инфраструктурных облигаций (поскольку на рынке отсутствуют заемные средства такой срочности), которые впервые были размещены в 2013 году и в настоящее время являются основным инструментом привлечения заемных средств.
В третью категории попадают неэффективные и неокупаемые проекты, которые финансируются за счет средств государства, так как для государственного бюджета вложенные средства окупаются за счет мультипликативного эффекта. Проекты данной группы являются самыми
масштабными и наиболее значимыми и выполняются по поручению Президента и Правительства РФ.
Оценка эффективности проекта зависит от того, какую цель преследует осуществление проекта: общественно значимую или коммерческую. Поэтому перед проведением оценки экспертным путем определяется его общественная значимость.
Общественно значимыми проектами признаются такие проекты, реализация которых оказывает влияние на внешнюю среду, обычно это крупномасштабные и глобальные проекты. Коммерческими проектами являются локальные проекты.
Первым этапом рассчитывается эффективность проекта в целом. Для локальных проектов оценивается только коммерческая эффективность, и в случае, если она оказывается удовлетворительной, переходят ко второму этапу - оценке эффективности для участников. Для общественно значимых проектов сначала оценивается общественная эффективность: социально-экономические последствия для общества, влияние на экологическую ситуацию, деятельность других предприятий и иные эффекты. Если такая эффективность проекта отрицательна, то от проекта отказываются, если же она оказывается приемлемой, оценивается коммерческая эффективность. В случае если она оказывается недостаточной, рекомендуется рассмотреть дополнительные варианты финансирования проекта, которые позволили бы достичь приемлемой эффективности (чаще всего речь идет о государственной поддержке).
На втором этапе определяется финансовая реализуемость проекта, а также точный состав его участников. Данный этап выполняется уже после выработки схемы финансирования. Для общественно значимых проектов в первую очередь рассматриваются региональная, отраслевая и народнохозяйственная эффективность [3, с. 76]. При получении удовлетворительных результатов, дальнейшая оценка проходит так же, как и для локальных проектов, а именно, оценивается эффективность проекта для каждого из участников: других предприятий, акционеров, банков, бюджета (бюджетная
эффективность, оценивается по требованию органов государственного или регионального участия).
Показатели эффективности инвестиционных проектов можно разделить на три группы: абсолютные, относительные и временные.
Абсолютные показатели оценивают общий эффект реализации проекта, к ним относят чистую приведенную стоимость, индекс прибыльности и оценку бизнеса. Относительными показателями являются внутренняя норма рентабельности, модифицированная внутренняя норма доходности, рентабельность инвестиций. Временные показатели - это простой, дисконтированный и дискретный сроки окупаемости.
Развитие и обновление инфраструктуры
железнодорожного транспорта является необходимым условием для обеспечения сбалансированного экономического развития страны, формирования внутренней производственной базы, реализации промышленного потенциала, расширения внешнеэкономических связей и обеспечения целостности и безопасности государства.
Список литературы
1. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 № 39-ФЗ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22142/. (дата обращения: 11.03.2017).
2. Бессонов И.В. Разработка бизнес-плана предприятия: учебное пособие [Текст] / И.В. Бессонов, И.Н. Дедова, Е.Ю. Радченко. М.: МИИТ. - 2009. 112 с.
3. Балдин К.В. Управление инвестициями: учебник [Текст] / К.В. Балдин, Е.Л. Макриденко, О.И. Швайка. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2016. 240 с.