Научная статья на тему 'Оценка эффективности информационных систем управления туристической фирмой'

Оценка эффективности информационных систем управления туристической фирмой Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
809
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яхьяева Хадижат Насрединовна

Приводится модель объекта управления, позволяющая сформулировать основные задачи оптимального управления туристической фирмой. Усовершенствована методика оценки эффективности информационной системы оптимального управления фирмой, что позволяет повысить точность расчетов. Библиогр. 5. Ил. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFICIENCY ESTIMATION OF INFORMATION CONTROL SYSTEMS OF A TRAVEL COMPANY

The model of control object that allows formulating main goals of optimal control of a travel company is shown in the paper. The technique of efficiency estimation of information system of optimal control is advanced. It will allow making calculations more accurate.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности информационных систем управления туристической фирмой»

УДК 681.3

Х. Н. Яхьяева

Дагестанский государственный технический университет Махачкала

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

ТУРИСТИЧЕСКОЙ ФИРМОЙ

Введение

Анализ существующих определений понятия «туризм» приводит к выводу о том, что подавляющее большинство авторов трактует туризм только с точки зрения потребителя, т. е. туризм как путешествие, предпринятое с определенной целью [1]. Однако такой подход не позволяет определить туристический бизнес как объект управления. Для этого требуется рассмотрение туризма с позиции специфической сферы деятельности, направленной на реализацию туристских услуг и товаров различными туристическими фирмами, обладающими необходимыми для этого ресурсами. Таким образом, одной из актуальных проблем развития туристической отрасли является создание эффективных систем управления ее первичными звеньями. Решение этой задачи может базироваться на использовании современных информационных систем и технологий. Отсюда возникает необходимость оценки эффективности функционирования таких систем, что и определило цель настоящей работы - разработка новой методики, позволяющей повысить точность расчетов при проведении исследований.

Предлагаемая методика основана на использовании методов моделирования процессов управления. В самом общем случае модель туристической фирмы как объекта управления представлена на рисунке.

Модель туристической фирмы как объекта управления:

£ - покупательские возможности населения на различных сегментах рынка;

Q - множество возможных турпродуктов; Р - потенциальные возможности туристической фирмы; <2® - множество предоставляемых турпродуктов; ^ - возмущающие факторы

Приведенная модель позволяет сформулировать следующие задачи оптимального управления туристической фирмой в условиях рынка.

1. Необходимо выбрать множество 2 реализуемых фирмой турпродуктов из множества 2 таким образом, чтобы с учетом имеющихся потенциальных возможностей Р и потребительского спроса на различных /-х сегментах рынка получить максимальную прибыль.

2. Требуется реализовать выбранные турпродукты QB таким образом, чтобы в зависимости от характера действующих возмущающих факторов F фирма получила бы максимально возможную прибыль на каждом выбранном ею i-м сегменте рынка.

3. Управляющие воздействия должны быть выбраны и реализованы таким образом, чтобы все стоящие перед туристической фирмой цели и подцели достигались при минимальных затратах на их реализацию.

Характер возмущающих факторов и особенности функционирования туристической фирмы непосредственно связаны со спецификой туристической отрасли. Особенности сферы туризма как отрасли национальной экономики заключаются в том, что ее продуктом является право на потребление определенного рода услуг, в то время как сами услуги создаются в других отраслях экономики [2, 3].

При этом для эффективного управления рассмотренным объектом и решения оптимизационных задач, связанных с его оптимальным управлением, необходимо использовать современные информационные системы управления, опирающиеся на самые передовые информационные технологии.

Экономический эффект от внедрения информационных систем управления, ядром которых является вычислительная и организационная техника, удобно подразделять на прямой и косвенный. Вычислять эффективность следует по отдельным стадиям, операциям, участкам работ, задачам, функциям управления (планирование, учет, анализ) или по объему автоматизации работ в целом.

Под прямой эффективностью понимают экономию материально-трудовых ресурсов и денежных средств, полученную в результате сокращения численности управленческого персонала, фонда заработной платы, расхода основных и вспомогательных материалов вследствие механизации и автоматизации конкретных видов планово-учетных и других вычислительных работ, связанных с организацией управления туристической фирмой.

Экономическую эффективность машинного преобразования информации, проявляющуюся в конечных результатах хозяйственно-производственной деятельности туристической фирмы будем называть условной. Ее локальными критериями могут быть: сокращение сроков составления сводок, повышение качества планово-учетных работ, сокращение документооборота, повышение культуры и качества оказываемых услуг.

Оба вида экономической эффективности взаимосвязаны. Однако величина прямой эффективности всегда меньше условной, т. к. первая является слагаемой второй.

Определить экономическую эффективность применения тех или иных технических средств можно с помощью трудовых и стоимостных показателей. Основным при расчетах является метод сопоставления данных базисного периода, при переводе конкретных работ на автоматизацию применяют затраты на обработку информации до внедрения машинных систем, а при совершенствовании действующих информационных систем управления - затраты на обработку информации при достигнутом уровне автоматизации.

Абсолютный показатель экономии времени Тэк составляет:

Тэк = (То - ТОП,

где Т0, Т1 - периоды, которые требуются соответственно для автоматизированной и ручной обработки документов (в человеко-днях); V0 - экономический эффект, к которому приводит сокращение времени обработки документов на один день.

Индекс относительного показателя экономии определяется как

З = Т ■ Cl/Го ■ C2,

где С1 и С2 - соответственно удельные затраты, связанные с ручной и автоматизированной обработкой документов в течение одного человеко-дня.

Это означает, что затраты на автоматизированную обработку первичных документов составляют Зп.т % от затрат на их ручную обработку.

Индекс относительного показателя производительности труда определяется как

•Лът = Г1 / Г0.

Это означает, что на автоматизированную обработку документов требуется Гп.т % времени, необходимого для на ручной обработки.

Коэффициент эффективности автоматизированного труда является относительной величиной, показывающей, какая часть живого труда экономится при данном способе автоматизации, и рассчитывается по формуле

Кэф.т = Т0 - Т1 / Т0 ■ 10°.

На основе показателя снижения трудоемкости можно рассчитать условное число работающих Чрб, освобождающихся в результате внедрения информационных систем управления:

Чрб = А / Гф.в ■ К,

где А - абсолютная величина экономии труда ч; Г ф.в - годовой фонд времени одного работающего; К - коэффициент полного освобождения работающих от работ, с помощью которого рассчитана величина А, К < 0.

С помощью Jn.T можно определить относительный показатель экономии трудовых затрат в результате применения ПЭВМ. Он рассчитывается согласно выражению

Этз = 100 - T1 / T0 ■ 100 %.

Опыт применения вычислительной техники показывает, что для обработки первичных документов на ПЭВМ в среднем требуется только 16 % времени в сравнении с ручной обработкой. Следовательно, если в создаваемой системе Этз < 84, то такая система является неэффективной, т. к. затраты на ее техническое оснащение и требуемые функциональные возможности разбалансированы. При этом требуется использование менее производительных ПЭВМ, имеющих меньшую стоимость.

Получение прямой эффективности от внедрения средств вычислительной техники на турфирме может быть связано с автоматизацией задач технологической подготовки производства туристических услуг за счет сокращения расходов на различные виды оказываемых услуг. Задачи учета и анализа дают оперативную информацию по отклонению от плана для регулирования производства за счет перераспределения недостающих ресурсов, выявляют причину производственных сбоев, связанную с нехваткой ресурсов, и вскрывают дополнительные ресурсные резервы. Создание автоматизированной системы ведения нормативного хозяйства сопровождается созданием единой нормативной базы, существенно помогает в объективизации и актуализации норм, приводит к сокращению расходов ресурсов и повышению качества обеспеченности или производства услуг.

Эффективность организационно-технических мероприятий, связанных с внедрением и применением вычислительной техники, целесообразно определять отдельно по каждому подразделению организационной системы управления турфирмой, в котором она применяется для решения соответствующих задач. Оценка эффективности по каждому подразделению может вычисляться на основе известного соответствия:

Эг = П / Зг, i = 1,n ,

где Эг- - эффективность применения вычислительной техники для решения задач в i-м подразделении; Пг- - прибыль от использования вычислительной техники в i-м подразделении за контролируемый период; Зг- - затраты, связанные с внедрением и эксплуатацией вычислительной техники в i-м подразделении; n - общее число функциональных подразделений организационной системы управления турфирмой.

Для расчета показателей Эг- требуется определение затрат Зь которые состоят из двух составляющих: капитальных вложений (постоянные затраты) на приобретение технических средств и информационных технологий и переменных, или эксплуатационных, затрат, образующихся в процессе решения задач в каждом из подразделений.

Рассмотрим методику расчета приведенных затрат, связанных с вычислительным процессом и решением управленческих задач наименования (в i-м подразделении организационной системы управления). Указанные затраты Звычг- складываются из двух составляющих [4, 5]:

Звыч7 - (Звыч - ^НВТ X Кп.вг) ' Тмг ' У7 / X Тмг ' У + ЕНВТ ' Кп.вг ,

7=1 7=1

где п - количество наименований решаемых задач; Звыч7 - приведенные затраты, связанные с проведением вычислений в процессе решения 7-й задачи; ЕНВТ - коэффициент эффективности капитальных вложений, связанных с внедрением вычислительной техники. Кпв7 - затраты на проектирование и внедрение вычислительного процесса по задачам 7-го наименования; Тм7 — машинное время, необходимое для решения задач 7-м наименования; у7 - частота решения задач 7-го наименования в отчетный период.

Первая составляющая приведенной формулы отражает тот факт, что затраты следует распределять по задачам пропорционально времени их решения. Исключение представляют индивидуальные затраты на проектирование, решение и внедрение задачи Кпв7, которые учитываются второй составляющей.

Приближенно можно предположить, что

Кп.в7 = К,п А-' кпдв,

где Кс.п - коэффициент использования системы программирования; Э07 - объем вычислительных работ в расчете на одно решение задачи наименования; Кпдв - удельные затраты на проектирование и внедрение вычислительного процесса по задаче в расчете на единицу объема вычислительных работ.

Здесь удельные затраты на разработку и внедрение задачи Кпв7 взяты в расчете на единицу объема вычислительных работ, а не на один оператор программы. Такой подход стимулирует повышение цикличности программы, что является основой их эффективности. Величина

Кпдв зависит от выбранного языка программирования и сложности программ решения задач.

Постоянная составляющая затрат Звыч на работу информационной системы управления пропорциональна количеству т ПЭВМ, используемых в ее сети. При этом

Звыч = с + Ентв ■ К; С = 5уд т;

п

К = Куд ■ т + X Кп.вг ,

7 =1

где С - годовые эксплуатационные затраты; К - единовременные затраты; 5 уд - удельные (в расчете на одну ПЭВМ) годовые эксплуатационные расходы; Куд - удельные капитальные вложения в расчете на одну ПЭВМ.

Величина Куд включает в себя в расчете на одну ПЭВМ ее рыночную стоимость, затраты на транспортировку, монтаж сети, производственную площадь, вспомогательное оборудование и системное программное обеспечение.

Величина 5уд включает в себя в расчете на одну ПЭВМ заработную плату сотрудников отдела обработки информации и технического обслуживания вычислительной техники, амортизационные отчисления от стоимости ПЭВМ, соответствующие затратам на энергию и ремонт, а также накладные расходы.

Помимо расчетов затрат величина 5уд используется также для определения себестоимости одного часа функционирования локальной вычислительной сети (5проц):

5 = 5уд / т

проц пол ’

где Тпол - полезный фонд времени.

В свою очередь, величина 5”пр0ц необходима для сравнения организационно-технических

уровней эксплуатации вычислительной сети при использовании в ней ПЭВМ различного типа. Кроме того, она является основой отпускной цены сетевого времени для сторонних пользователей. Величина Тпол может определяться следующим образом:

где Тд - действительный фонд времени работы вычислительной сети; Кз - коэффициент загрузки сети; Кг - коэффициент готовности вычислительной сети.

С увеличением продолжительности плановых ремонтов затраты времени в связи с неожиданными отказами вычислительных средств сети сокращаются приблизительно по экспоненциальному закону. Вследствие этого можно установить оптимальную продолжительность плановых ремонтов, соответствующую минимуму суммарных затрат времени на предупреждение и ликвидацию непрерывностей технических средств вычислительной сети.

Величину Кз можно представить как

где Кз ПЭВМ - коэффициент загрузки ПЭВМ, учитывающий простои вычислительной сети из-за

отсутствия работы; Кзреж - коэффициент загрузки ПЭВМ при данном режиме работы сети.

Обычно величина Кзреж << КзПЭВМ и изменяется от 0,05-0,4 в монограммном режиме

работы ПЭВМ до 0,1-0,6 при работе ПЭВМ в сети.

Минимальное количество ПЭВМ, необходимое для выполнения программы вычислений для всех подразделений системы управления предприятием, можно определить с учетом среднего по времени значения коэффициента Кз реж :

ПЭВМ, используемых в одном /-м подразделении; Кз ■ - коэффициент загрузки ПЭВМ для

решения задач /-го типа.

При этом суммирование следует проводить по всем видам операций, выполняемых в ПЭВМ в процессе решения задач /-го типа. Количество используемых ПЭВМ может быть увеличено с учетом неравномерности объемов информации, поступающей для обработки и при необходимости - сокращения времени ожидания 7ож заявок, поступающих на обслуживание.

После выявления требуемого количества ПЭВМ можно определить коэффициент их загрузки:

и таким образом регулировать количество используемых ПЭВМ в зависимости от выбранного значения данного коэффициента.

Заключение

С помощью предлагаемой методики оценки эффективности информационных систем управления туристической фирмой можно определить эффективность ее функционирования, вычислить оптимальные аппаратурные затраты и коэффициент загрузки технических средств системы, что позволит достичь необходимых значений исследуемых показателей.

К = К • К

з з.реж

п

п

/=1

/=1

где ] [ означает округление до ближайшего большего целого числа, кратного количеству

п

/=1

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Гуляев В. Г. Организация туристской деятельности. - М.: Нолидж, 1996. - 312 с.

2. Ильина Н. И. Организация туристской работы. - Казань: Школа, 2000.

3. Квартальнов В. А. Туризм. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 320 с.

4. Мишенин А. А. Теория экономических информационных систем. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 240 с.

5. Нижегородцев Р. М. Проблема измерения экономической эффективности информации // Российский экономический журнал. - 1995. - № 2. - С. 125-132.

Получено 1.12.2006

EFFICIENCY ESTIMATION OF INFORMATION CONTROL SYSTEMS OF A TRAVEL COMPANY

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Kh. N. Yakhyaeva

The model of control object that allows formulating main goals of optimal control of a travel company is shown in the paper. The technique of efficiency estimation of information system of optimal control is advanced. It will allow making calculations more accurate.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.