Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКЕ ВИЧ-ИНФИЦИРОВАНИЯ'

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКЕ ВИЧ-ИНФИЦИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
33
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — P.Я. Хамитова, Л.А. Таишева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКЕ ВИЧ-ИНФИЦИРОВАНИЯ»

По результатам межлабораторных сравнительных испытаний лаборатория-организатор должна представить отчет с указанием заданного значения и оценкой результатов лаборатории-участника.

В заключение отметим, что наша общая задача (организаторов и участников межлабораторных исследований) состоит в повышении достоверности получаемых в аккредитованных лабораториях результатов и следует всячески приветствовать и поощрять участие лабораторий в круговых сравнительных испытаниях.

В случае получения неудовлетворительных результатов руководители испытательных лабораторий должны уделить больше внимания вопросам организации системы контроля, обеспечения лаборатории современным оборудованием, повышения квалификации кадров. Следует иметь в виду, что рейтинг лаборатории устанавливается по результатам участия в нескольких круговых сравнительных испытаниях и (или) других внешний проверок работы лабораторий.

Л итература

1. Беляев Е. Н., Барсуков Е. И., Брагина И. В. и др. // Партнеры и конкуренты. — 1999. — N 3. — С. 15— 20.

2. Брагина И. В., Ермаченко Л. А., Ерохина С. И. и др. // Здоровье населения и среда обитания. — 2000. — № 9 (90). - С. 13-15.

3. ГОСТ 8.531—85. Стандартные образцы состава веществ и материалов. Проверка однородности распределения. — М., 1986.

4. ГОСТ 8.532—85 ГСИ. Стандартные образцы состава веществ и материалов. Порядок межлабораторной аттестации. — М., 1988.

5. Использование метода атомно-абсорбционной спектрометрии и внешний контроль качества работы лабораторий центров Госсанэпиднадзора России / Под ред. Л. Г. Подуновой. — М., 1999.

6. Использование стандартных образцов для контроля качества результатов количественного химического анализа / Брагина И. В., Ермаченко Л. А., Подунова П. Г., Скачков В. Б. - М., 1998.

7. Методические инструкции 2335-95. Внутренний контроль качества результатов количественного химического анализа. — Екатеринбург, 1997.

8. Методические инструкции 2417-97. Оценка качества работы испытательных лабораторий продовольственного сырья и пищевых продуктов. Методика внешнего контроля точности результатов испытаний. — Екатеринбург, 1997.

9. Скурихин И. М. // Партнеры и конкуренты. — 2000. - № 5. - С. 43-45.

10. Codex Committee on Methods of Analysis and Sampling // Proficiency Testing of Laboratories.— Budapest, 1992.

11. ISO 5725: 1986. Precision of Test Methods. - Determination of Repeatability and Reproducibility for a Standard Test Method by Inter-Laboratory Tests. — Geneva, 1986.

12. ISO 5725-2: 1994. Accuracy of Measurement Methods and Results — Part 2. Basic Method for the Determination of Repeatability and Reproducibility of a Standard Measurement Method. — Geneva, 1994.

Поступила 02.03.01

С Р. Я ХАМИТОВА. Л. А. ТАИШЕВА. 2002 УДК 616.441:616.98:578.828.6)-0.84:364.464

Р. Я. Хамитова, Л. А. Таишева

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКЕ ВИЧ-ИНФИЦИРОВАНИЯ

Госкомсанэпиднадзор Республики Татарстан, Казань; Казанский медицинский университет

В 70—80-е годы наиболее действенными методами и формами пропаганды по профилактике заболеваний, передаваемых половым путем (ЗППП), считали организацию и проведение тематических вечеров вопросов и ответов, активное привлечение к участию в занятиях народного университета здоровья различных групп населения (учащиеся; молодежь, вступающая в брак; молодожены), лекции и беседы |10|. В ряде регионов страны проводилось исследование постановки гигиенического обучения и воспитания населения по вопросам профилактики венерических заболеваний [9]. На VI съезде дерматовенерологов России, проходившем в 1996 г. в Казани, был провозглашен новый подход к пропаганде, который назвали "Первичной профилактикой ЗППП", включающий медико-санитарное образование населения в области сексуального здоровья.

Как правило, при организации профилактических мероприятий против СПИДа сосредоточиваются, с одной стороны, на приоритетных факторах, влияющих на распространение ВИЧ-инфекции, а с другой — на группах повышенного риска, к которым прежде всего относят молодежь, женщин и представителей малочисленных замкнутых этнических групп. Ведущим направлением в работе по снижению распространения вируса иммунодефицита считают профилактику передачи инфекции половым путем за счет просвещения населения в области сексуального здоровья, всестороннего информирования о ВИЧ/СПИДе и ЗППП, консультирования и добровольного тестирования, пропаганды применения презервативов, профилактики и лечения ЗППП.

Методология современной информационной деятельности в области охраны здоровья опирается на общеизвестные методы медико-санитарного просвещения, но прежде всего направлена на повышение результативности усилий по изменению поведения больших групп населения [4). Непременным этапом этой работы является анализ уровня и содержания знаний, а также поведения людей, имеющих отношение к рассматриваемой проблеме. Важное значение имеет мониторинг эффективности сообщений по профилактике распространения инфекции с целью выявления и исправления недостатков программ, их направленности, особенно на начальных стадиях, когда возможно внесение изменений |11].

Профилактическую работу можно проводить, используя средства массовой информации — СМИ (телевидение, радио, газеты, плакаты, брошюры и др.) и личностный подход (один на один или один с аудиторией — равное общение сверстников и консультирование) [12]. Эти 2 подхода являются основными путями, способствующими выработке безопасного полового поведения. Каждый из них имеет свои положительные и отрицательные стороны.

Одной из главных задач Республиканской целевой программы по предупреждению распространения в Республике Татарстан ВИЧ-инфекции на 1997—2000 гг. являлось развитие системы информирования населения о доступных мерах профилактики усилиями работников здравоохранения, государственной санитарно-эпиде-миологической службы, представителей общественных организаций через республиканские и местные каналы радио- и телевещания, печатные издания, дифференци-

рованные программы гигиенического образования и воспитания различных групп населения с акцентом воздействия на молодежь. В традиционной практике охраны здоровья населения давно признана важность государственной политической поддержки формирования благоприятных условий внедрения и реализации профилактических программ.

Целью данного исследования явилась оценка эффективности двух—трехлетней информационной деятельности в области гигиенического образования молодежи при первичной профилактике ВИЧ/СПИДа в крупном городе.

Социологическое исследование проводили среди молодежи в возрасте 15—25 лет в Казани (население более 1 млн человек). Осуществлен анонимный анкетный опрос методом маршрутной бесповторной случайной выборки. В 1998 г. было опрошено 388 человек, в 2000 г. — 414 человек. Численность выборки является репрезентативной для данного вида исследований.

В качестве средства, обеспечивающего предоставление молодым людям информации и совершенствующее их отношение к вопросам, связанным с сексуальным здоровьем, профилактикой ЗППП, втом числе ВИЧ, использовали рекламные кампании, проводившиеся в соответствии со стратегией, разработанной специалистами по заказу Госкомсанэпиднадзора (ГКСЭН) РФ в рамках реализации Федеральной целевой программы "Анти-СПИД".

Первая кампания "Безопасный секс — мой выбор" проходила в Казани с ноября 1997 г. по сентябрь 1998 г. при поддержке Международной гуманитарной медицинской организации "Врачи без границ" (Голландия), ГКСЭН РТ и Минздрава РТ.

Вторая кампания "Разумный человек — разумный выбор" проводилась с апреля 1999 г. по март 2000 г. в Казани совместно с некоммерческим партнерством поддержки гражданских инициатив "Фокус" (Москва) и благотворительной организацией "Новый век". Вторая кампания в отличие от первой, помимо традиционной рекламы в печатных изданиях ("Молодежь Татарстана", "Татарстан яшьляре", "Казанские ведомости", "Республика Татарстан", "Шахри Казан"), а также на уличных щитах и постерах в общественном транспорте включала использование двух 35-секундных теле- и радиороликов. Мультипликационные послания ориентировали молодежь на изменение отношения к сексуальному здоровью и пропагандировали здоровый образ жизни, личную ответственность и важность использования презервативов. В Казани видеоролик кампании был показан 805 раз.

Через клиники, клубы, вузы, магазины были распространены 20 000 информационных буклетов и 400 карманных календарей. В ночном клубе "Арена" были организованы массовые мероприятия, на которых побывало около 3000 человек. В рамках кампании "Разумный человек — разумный выбор" провели конкурс, в котором приняли участие 36 журналистов, представившие 28 работ. В Интернете был организован свой сайт.

Профилактическая деятельность обычно оценивается по немедленным результатам (приобретенные знания и изменения во взглядах участвующих лиц, кратковременный сдвиг в их проведении и изменения в политике государственной власти) и по изменениям, происходящим через определенный промежуток времени (изменение статистики по заболеваемости, распространенности, смертности, длительная практика желаемого поведения и уровень рецидивов) [6|. Результаты проведенных мероприятий оценивали по изменениям величины следующих показателей: а) доля лиц, правильно указывающих пути заражения ВИЧ-инфекцией; б) доля лиц, вступающих в связь с непостоянным партнером; в) доля лиц, которые используют презерватив; г) динамика заболеваемости ВИЧ-инфекцией.

Анализ анкет показал, что большинство опрошенной молодежи считает, что их здоровье зависит в первую очередь от образа жизни и отношения к своему здоровью

(71%). Учитывая это, а также то, что здоровье занимало 2-е место в шкале жизненных ценностей, можно предположить востребованность рекламных кампаний и их значимость для молодежи.

Молодежь Казани достаточно хорошо была осведомлена о проводившейся кампании "Безопасный секс — мой выбор": 71,4% молодых людей ответили, что знали о кампании. Оценивая ее по 7-балльной шкале (где I — "мероприятия прошли совсем незамеченными", а 7 — "мероприятия были интересными и очень популярными у молодежи"), 46,3% поставили оценки "4" и "5". 6 и 7 баллов поставили 19,4%, от 1 до 3 баллов — 20,0% опрошенных.

94,3% респондентов видели телевизионные ролики о презервативах и безопасном сексе, 72,7% из них ролик понравился (22,2% — "очень понравился" и 50,5% — "скорее понравился"), и только 12,1% ролик не понравился; 14,9% затруднялись с ответом. Преобладающее большинство (87,1 %) подтвердили, что показывать такие ролики на телевидении нужно и только 12,6% отнеслись к показу ролика отрицательно, а 0,3% воздержались от ответа. 85,3% опрошенных отметили, что у них не возникло бы чувство неловкости, если бы они смотрели его в присутствии других лиц, хотя 14,7% не исключали такой возможности. Более 1/3 (36,3%) молодых видели информационно-аналитическую передачу "Тет-а-тет" о вопросах безопасного секса и проблемах СПИДа.

На 2-м месте по производимому впечатлению и запоминаемости была уличная реклама о безопасном сексе (у 34,6%), далее следовали плакаты на транспорте (23,2%), реклама в газетах (15,6%) и по радио (14,7%). Значительно реже респонденты указывали листовки, буклеты, рекламу в школе.

Результаты оценки 2-й кампании "Разумный человек — разумный выбор" во многом оказались сходными. Процент знавших о кампании практически совпал с таковым в 1998 г. — 70% опрошенных. Подавляющее большинство молодых видели рекламу презервативов и безопасного секса (93,7%). 52,4% респондентов помнили о предыдущей кампании и смогли правильно продолжить ее девиз "Безопасный секс — ...", а 82% опрошенных смогли продолжить девиз новой кампании "Разумный человек — ...".

Как и раньше, наиболее действенной (1-е место) оказалась реклама на телевидении — ее запомнили 90,3% респондентов. 2-е место по популярности заняла уличная реклама — 30,3%, 3-е место — реклама на плакатах и общественном транспорте (26,6%) и 4-е — на радио (у 25,6%).

Телевизионная реклама в наших исследованиях оказалась не только самой запоминающейся (85,3% опрошенных отметили мультипликационный ролик "Разумный человек — разумный выбор"), но и наиболее привлекательной. Ролик понравился 62% молодых людей и не понравился 10,5%; более 1/4 (27,6%) респондентов затруднились с ответом. Следует отметить, что присутствовала тенденция большего числа положительных оценок ролика в возрастной группе 15—18-летних (69,2%) и среди лиц с неполным средним образованием (75,5%), чем в целом среди молодежи (62%). Затруднялись с ответом чаше женшины (32,1%) нежели мужчины (23,4%).

Более 1/2 респондентов (59,8% в 1998 г. и 51,0% в 2000 г.) считали себя достаточно информированными в ВИЧ/СПИДе. Результаты объективной проверки уровня знаний молодежи о путях заражения ВИЧ-инфекцией в значительной мере не совпадали с субъективной оценкой. В обшей сложности около 88,0% ответов о всех возможных путях инфицирования ВИЧ/СПИДОМ были неправильными. Более 90% опрошенных правильно отмечали основные пути заражения ВИЧ и ЗППП (через половой акт без презерватива и через инъекции), но их информированность о второстепенных путях заражения (контактном и воздушно-капельном и др.) оказалась существенно ниже. Во многих случаях молодые люди затруднялись ответить на тот или иной вопрос — об анальном, оральном сексе, передаче через поцелуй (до 1/4 оп-

Предпочитаемые источники информации по вопросам сексуального поведения

Источник

Число опрошенных, %

Консультации с медиками Специализированный центр Телевидение и радио Книги Друзья

Газеты, журналы Телефон доверия Родители Другой

21,0 19,9 17,5 11.9

9.7

7.8 6,4 4,0 1,8

Всего...

100,0

рошенных). Чаще всего неверное представление у молодежи встречалось о воздушно-капельном пути передачи вируса, переоценивалась роль презерватива. В то же время наблюдалась положительная динамика в доле правильных ответов о путях заражения СПИДом среди казанской молодежи: в 2000 г. больше было правильных ответов, чем в 1998 г.

Проведенное социологическое исследование показало, что опасное поведение молодежи во многом обусловлено отсутствием или недостаточным уровнем знаний в области сексуального поведения.

Большая часть молодых людей желала получать информацию по вопросам сексуального поведения от медицинских работников и в специализированном центре (см. таблицу).

Интерес представляет то, что доля тех, кто предпочитает получать информацию при консультации с медиками, с возрастом постепенно увеличивалась: если в группе 15—16-летних они составляли 17,0%, то среди 17—18-летних — 19,5%, среди 22—25-летних — 24,9%. Выбор зависел также от уровня образования — каждый 3-й молодой человек (33%) с высшим образованием желал прежде всего проконсультироваться поданному вопросу с медиками. Аналогичная динамика прослеживалась и в отношении специализированного центра: среди 15—16-летних только 15,4% хотели бы получить информацию в таком центре, тогда как среди старшей возрастной группы — каждый 4-й опрошенный (25%). Пол респондентов в этом выборе практически не играл роли.

В то же время чем старше были респонденты, тем меньше из них хотели получать информацию от друзей и родителей.

В нашем исследовании молодежь подтвердила, что распространять информацию о сексуальном здоровье следует прежде всего в учебных заведениях (28,4%) и на молодежных мероприятиях (20,1%). Далее следовали специализированные медицинские консультации (14,9%), поликлиники (10,6%), улица (9,7%), место жительства (5,7%), аптеки и др.

В 1998 г. 70,6% опрошенных подчеркнули, что обучение по вопросам сексуального здоровья в школе должно вестись специалистами, а не школьными учителями. Лишь 16,5% респондентов считали возможным продолжать образование в этой области в существующей в настоящее время форме. В литературе перспективным направлением считают внедрение в учебный процесс компьютерных обучающих программ, которые учитывают исходный уровень знаний учащегося по проблеме ВИЧ/ СПИДа |4|.

Оценивая влияние кампании "Безопасный секс — мой выбор", к сожалению, почти 2/3 опрошенных ответили, что не были активными участниками мероприятий (64,7%), каждый 6-й респондент подчеркнул, что "мероприятия были недостаточно массовыми". Вместе с тем 12,4% ответили, что кампания заставила задуматься. 15,2% опрошенных признались в том, что хотя кампания не оказала влияния, дала информацию. Кроме того, 19,1% посчитали, что кампания все же оказала кратко-

временное влияние. Многие (28,4%) отметили, что мероприятия такого рода должны быть более массовыми и периодически повторяющимися. Субъективная оценка влияния кампании на сексуальное поведение имела возрастные различия. Если из 169 подростков (15 — 18 лет) 46,7% указали на позитивное воздействие кампании на их сексуальное поведение, то среди 19—21-летних и 22— 25-летних такой ответ выбрали соответственно 36,1 и 26,2% (р < 0,01).

Анализ исследований, проведенных в Австралии, Европе, Таиланде и США с целью оценки влияния сексуального просвещения на сексуальное поведение молодежи, показал, что образование в этой области не является толчком к сексуальной активности и не повышает ее, но в отдельных случаях побуждает молодых отсрочить сексуальный дебют, сократить число сексуальных партнеров и стимулирует выбирать безопасный секс [13|.

На протяжении исследования ежегодно более 2/3 опрошенных молодых людей указывали, что уже начали половую жизнь. Если в 1998 г. 74,2% опрошенных ответили утвердительно на этот вопрос, то в 2000 г. удельный вес таких лиц стал достоверно меньшим — 68,2% (р < 0,05). На начало сексуальных отношений до 14 лет указали 33,1% опрошенных мужчин в 1998 г. и 24,0% — в 2000 г. (р < 0,05). Среди женщин эти величины были соответственно 12,2 и 5,5% — р < 0,01. Среди респондентов 1-го и 2-го этапа исследований доля тех, кто начал половую жизнь до 14 лет, колебалась в предела* 19,0— 20,8%, т. е. практически не изменялась. Однако в 1998 г. несколько человек указали на сексуальный дебют в 10— 12 лет, тогда как в 2000 г. таких среди опрошенных не оказалось и возраст начала сексуальных отношений сместился с 10 лет на 13 лет.

Отвечая на вопрос о своей оценке рекламного ролика, многие молодые люди охарактеризовали его как "понятный" (51,3% респондентов), "интересный" (36,2%) и "полезный" (15,9%). Важно, что почти 1/10 (9,5%) молодежи ролик убедил использовать презерватив при половых контактах, из которых 1/3 оказалась в возрасте 15— 16 лет, 1/3 — 17—18 лет. Следовательно, ролик оказался полезным и убедительным для большей части несовершеннолетних.

Примерно 1/3 живущих половой жизнью сталкивались с ситуацией, когда их партнер при предложении воспользоваться презервативом отказывался (33,7% — в 1998 г. и 31,5% - в 2000 г.). В 2000 г. соотношение тех, кто "отказывался от секса, "настаивал на своем" и "соглашался" было практически равным — соответственно 28,2, 33,8 и 38,0%. Двумя годами раньше (в 1998 г.) 13,4% отказывались от секса, 42,3% из них все-таки могли настоять на своем, 43,3% соглашались и занимались сексом без презерватива. Таким образом, за 2 года в Казани в 2 раза увеличилась доля молодых людей, которые отказывались заниматься незащищенным сексом.

Позитивным явился тот факт, что после 2-й кампании вариант ответа на вопрос о влиянии кампании "не оказала никакого воздействия" в 2000 г. выбрали лишь 1,7%, тогда как в 1998 г. таких было 10,1%, и увеличилась доля лиц, на которых кампания оказала кратковременное влияние с 19,1 до 30,4% (р < 0,01), а также тех, кто считал, что получили необходимую информацию, стало больше — с 15,2 до 29,6% (р < 0,01). Негативным продолжало оставаться то, что только 27,6% опрошенных принимали в той или иной степени участие во 2-й кампании. О своем участии в акциях были даны следующие ответы: 52,8% молодых людей знали о дискотеках, проводимых в рамках кампании, а 10,8% посетили их; 10,6% узнали о дискотеках уже после их проведения. В то же время 1/3 опрошенных (36,1%) никогда о них не слышали.

Анализ 19 опубликованных исследований по оценке эффективности различных вмешательств (индивидуальных консультаций, групповых мероприятий по изменению стандартов поведения, уличного аугрича и др.) показал, что подобная оценка отдельно у какой-то части

населения затруднительна |13]. Оценка эффективности проводимых кампаний вызвала определенные затруднения и у нас, так как число принимавших участие в них было на порядок меньше тех, кто не принимат участие, поэтому, на наш взгляд, при статистической обработке результатов ответов этих 2 групп нами не выявлены достоверные различия, хотя всегда наблюдалась тенденция позитивного влияния на сексуальное поведение кампании на участников. Так, среди участвовавших в кампании 1997—1998 гг. по сравнению с не участвовавшими было больше лиц, которые использовали бы презервативы без угрозы беременности: соответственно 81,9 и 64% (р > 0,05). Среди принимавших активное участие в кампании большая доля опрошенных по сравнению с не принимавшими показала достаточную информированность о СПИДе, венерических заболеваниях, о возможности подвергнуться заражению СПИДом, при этом терпимом отношении к человеку, инфицированному СПИДом (как к здоровому человеку), о важности обучения вопросам сексуального здоровья у специалиста. Однако статистические различия отсутствовали, так как активно принимавшими участие посчитали себя только 11 человек, хотя реально в общем массиве данных таковых было значительно больше. 365 опрошенных из 388 человек видели рекламный телевизионный ролик о безопасном сексе, 42 — посетили дискотеки, организованные в рамках кампании в Казани, 141 — видел специализированные информационно-аналитические передачи на телевидении и т. д.

Хотя и в 1998 г., и в 2000 г. большинство опрошенных признались, что кампании не повлияли ни на них (61,1 и 69%), ни на их друзей (60%), 87,0% респондентов 2000 г. считали, что следует продолжать рекламные кампании и 84,3% поддерживали необходимость обучения вопросам сексуального здоровья в школе, только 11,6% молодых затруднялись с ответом на этот вопрос.

На протяжении 2 лет доля молодых женшин и мужчин, вступавших в половые отношения в течение предшествовавших опросу 6 мес только с I партнером, практически не изменилась. Не обнаружены достоверные различия между данными 1998 г. и 2000 г. и по проценту лиц, имеющих, кроме 1 постоянного сексуального партнера, нерегулярные связи. По мнению экспертов ВОЗ, нерегулярный партнер — это кто-либо, имеющий половую связь помимо супружеской или кто-либо помимо того, с кем имеется связь более 12 мес |7).

Среди условий, повышающих эффективность воздействия СМИ на поведение людей в сфере здоровья, важное место занимает непрерывность в этом направлении, повтор однотипных материалов и нацеленность на долгосрочную перспективу при возможном отсутствии однозначных и быстрых поведенческих изменений [1, 3]. 3-летняя информационная деятельность с публикацией конкретных материалов, исключая любые элементы запугивания людей и учет общественного мнения, лишь наметила положительные тенденции в сексуальном поведении казанской молодежи и подтвердила правильность действий — статистически значимо уменьшилась доля молодежи в возрасте 15—25 лет, вступавшей в половые отношения, в среднем на год позже наступал сексуальный дебют, стали реже наблюдаться ранние сексуальные отношения (до 14 лет), в 2 раза увеличилось число отказывающихся заниматься незащищенным сексом в ситуации, когда партнер отвергал предложение использовать презерватив и т. д. Считают, что определение уровня знаний о мерах профилактики ВИЧ/СПИДа среди населения и выявление распространенности сексуального поведения, связанного с риском инфицирования, следует проводить I раз в 3—4 года в одной и той же местности, поскольку изменения в поведении происходят медленно [7|.

По данным отдела особо опасных инфекций ГКСЭН РТ, численность тестируемых на ВИЧ в республике с 1994 г., когда началось широкое внедрение лабораторных обследований, ежегодно колебалась. Существенный рост

количества обследованных (929 283) произошел в 1999 г. В последующий год этот показатель вырос до 1 347 636 человек. На протяжении 1995—1999 гт. в Казани число анализов на ВИЧ составляло от 218,8 (1997) до 330,8 (1995) на 1000 человек населения, из которых 1,0—1,4% приходилось на анонимное обследование. В 2000 г. эти показатели существенно возросли: 1) самых высоких цифр достигло общее количество обследованных в городе — 484 572 человека; 2) число анализов на 1000 постоянных жителей возросло до 439,9; 3) процент анонимно тестировавшихся вырос до 8,5 от всех обследованных (абсолютные показатели равнялись 9338).

Несколько лет заболеваемость ВИЧ-инфекцией в республике ограничивалась 1 случаем в год. В 1996 г. было выявлено несколько ВИЧ-инфицированных, в дальнейшем наблюдалось ежегодное нарастание: 1997 г. — 13 случаев, 1998 г. - 20, 1999 г. - 190 и 2000 г. - 800, из которых соответственно 4, 2, 7 и 43 случая были в Казани. Темп прироста ВИЧ-инфицированных в Казани на порядок ниже по сравнению со средними по республике данными.

Принципиальную роль в сдерживании заболеваемости ВИЧ-инфекцией в городе сыграла поддержка информационного воздействия на жителей с помощью других направлений первичной профилактики распространения ВИЧ-инфекции, например программа снижения вреда от употребления наркотиков, которая является вынужденной мерой по предупреждению выхода ВИЧ-инфекции из группы риска в широкую популяцию [8|. Проект "Обновление" работает в Казани с мая 1999 г. и осуществляется Республиканским центром по профилактике и борьбе со СПИдом Минздрава РТ. За 1-й год работы было распространено более 122 тыс. шприцев. Предполагают, что 23% инъекционных потребителей наркотиков города охвачены профилактической работой. Данный показатель выведен из полученного в результате экспресс-оценки ситуации числа наркоманов в городе и количества новых клиентов проекта "Обновление". О результативности данного направления свидетельствует тот факт, что только за I год работы (с мая 1999 г. по май 2000 г.) число казанских ВИЧ-инфицированных среди данного контингента выросло с 8 до 16 человек, при этом половина из них заразились за пределами города. За тот же период в других городах республики число ВИЧ-боль-ных среди инъекционных наркоманов возросло в несколько раз [2].

Наш опыт подтвердил, что исключительно важное значение имеет заблаговременное осуществление профилактических мер, когда распространенность ВИЧ невысока и не произошло широкого распространения инъекции. Рекламные кампании в Казани начались в то время, когда в городе регистрировались единичные случаи заражения, а в республике в целом было около 10 ВИЧ-инфицированных. Вместе с тем мы поддерживаем мнение о том, что немедленного снижения уровня ВИЧ-инфицирования в ответ на информационное воздействие можно наблюдать в регионах с высокими показателями распространения этой инфекции, но не в регионе, относительно благополучном в этом отношении [5|.

Литература

1. Аарва П. Ц Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. - 1999. - № 5. - С. 24-26.

2. Бадриева Л. И. // Nota Вене. - 2000. - № 1. — С. 7-9.

3. Информационная деятельность в области укрепления здоровья: Руководство для медицинских работников. — М., 1996.

4. Ляхович А. В., Лозовская А. С. // Гиг. и сан. — 1994.

- № 8. - С. 43-45.

5. Мак Р. // Забол., перед, пол. путем. — 1997. — № 6.

- С. 3-5.

6. Менеджмент профилактики заболеваний, передающихся половым путем. — М., 1998.

7. Мониторинг и оценка. Руководство по управлению национальной программой по СПИДу. Модуль 12. - Женева, 1993.

8. Онищенко Г. Г., Наркевич М. И. // Круглый стол. СПИД-инфосвязь. - 2000. - № 5. - С. 22-26.

9. Романенко Г. Ф, Лозовская А. С., Случаевская М. П. Вопросы современной противовенерической пропаганды. - М., 1983.

10. Рудакова Л. А., Лобач Л. И. // Материалы V Объединенного съезда гигиенистов, эпидемиологов, микробиологов, паразитологов и инфекционистов Ка-

захстана / Под ред. И. X. Шуратова. — Алма-Ата, 1991. - Т. 4. - С. 150-151.

П. Руководство по передаче информации об охране здоровья: Пер. с англ. — М., 1997.

12. Формирование безопасного сексуального поведения. Руководство по управлению национальной программой по СПИДу. Модуль 5. — Женева, 1993.

13. Gibson D. R., Мс Cusker J., Chesney М. // AIDS. -1998. - Vol. 12, N 8. - P. 919-929.

Поступила 07.05.01

Методы гигиенических исследований

С В. Б. КОНТОРОВИЧ, Г. П. КЛШКЛРОВЛ. 2002 УДК 614.777-078

В. Б. Конторовин, Г. П. Кашкарова

ВИРУСОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВОД МОСКОВСКОГО РЕГИОНА

Аналитический центр контроля качества воды ЗАО "РОСА". Москва

Кишечные вирусы человека, попадая с выделениями в окружающую среду, загрязняют сточные воды, воды открытых водоемов, источники водоснабжения и могут стать причиной возникновения инфекционных заболеваний. Адекватный и своевременный вирусологический контроль питьевых вод, источников водоснабжения и сточных вод позволяет оценивать не только качество воды, но и эпидемическую обстановку, и в ряде случаев прогнозировать ее обострение и проводить соответствующие противоэпидемические мероприятия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В воде обнаруживают более 100 типов потенциально опасных вирусных агентов [II], однако надежные методы выделения из воды и подтверждения инфекционно-сти разработаны только для цитопатогенных энтерови-русов. Концентрация энтеровирусов в воде значительно колеблется и зависит от ряда причин, в частности от эпидемической обстановки, состояния систем канализации и очистки сточных вод, и может составлять 104 БОЕ/л в сточных водах и I02 БОЕ/л в водоемах [10]. Основное затруднение, возникающее при вирусологическом исследовании воды, связано с малым количеством вирусов, концентрация которых может не достигать нижнего предела чувствительности методов обнаружения (< Ю3 вирусных частиц/л) 113], но тем не менее иметь определенное эпидемическое значение. Поэтому одним из критических этапов вирусологического исследования остаются способы эффективного концентрирования вирусов из возможно больших объемов воды. Методы концентрирования, рекомендованные в нашей стране [4], морально устарели, имеют ряд существенных технологических недостатков, и это значительно ограничивает возможности вирусологического обследования окружающей среды. Они позволяют обрабатывать пробы воды объемом 1 — 10 л в зависимости от загрязненности механическими примесями, что зачастую бывает недостаточно для обнаружения вирусов. Кроме того, необходимость транспортировки в лабораторию значительных объемов воды инфицированных проб, длительность фильтрования (обычно несколько часов) сказывается на результатах анализа.

Стремление решить вышеназванные проблемы при исследовании сточных вод привело к разработке [2] и внедрению [3] метода использования пакетов с макропористым стеклом (МПС) для одновременного отбора и концентрирования проб. Наряду с достоинствами — хорошие концентрирующие возможности и удобство применения — этот метод не лишен недостатков. Длительные сроки экспозиции в токе исследуемой жидкости (3—

7 дней), отсутствие возможности оценить объем воды, прошедшей через сорбирующий слой МПС, высокая стоимость сорбента не позволяют считать этот метод универсальным и применять его во всех случаях, когда требуется вирусологическое обследование.

В настоящее время за рубежом разработаны методы концентрирования, позволяющие исследовать большие объемы воды разных типов. Так, методический документ Агентства по охране окружающей среды США [9] предписывает фильтровать 200—300 л речной и 1500—1800 л питьевой воды. Метод, принятый во Франции [12], рекомендует фильтровать 10—100 л речной воды и 100— 1000 л питьевой. В обоих случаях используют специальные фильтровальные установки, позволяющие в течение 1—2 ч пропускать требуемые объемы и проводить отбор пробы непосредственно на месте.

Приступая к систематическому исследованию вод различных типов и обладая опытом работы по отечественным методикам, мы провели сравнительную оценку наиболее эффективных зарубежных методик [9, 12].

В лабораторных экспериментах сравнивали 2 метода: рекомендованный во Франции (далее метод I) [12] и метод, применяемый в США (далее метод 2) [9]. Эксперимент проводили в соответствии с методикой по контролю качества, детально описанной в американском руководстве [9|. Через фильтр из натриево-кальциевого стекловолокна марки Rantigny 725 (Isover-Orgel, Франция) (метод 1) и коммерческий фильтр ZETA PLUS Virosorb I MDS (CUNO, США) (метод 2) пропускали по 40 л воды, содержащей 200 БОЕ (5 БОЕ/л) вируса полиомиелита. В качестве модельного вируса использовали вакцинный штамм вируса полиомиелита I типа LSc2ab, полученный в музее ИПиВЭ им. М. П. Чумакова РАМН.

Фильтровали со скоростью 100 л/ч с помощью фильтровальных установок. Затем в обоих случаях проводили элюцию 3% раствором мясного экстракта (DIFCO) в 0,05 М глициновом буфере с pH 9,5. Элюат подвергали вторичному концектрированию методом органической флоккуляции, доводя pH до 3,5. После осаждения хлопьев центрифугированием образовавшийся осадок вновь растворяли в фосфатном буферном растворе. Полученный концентрат после антимикробной обработки исследовали на культуре клеток. В обеих методиках [9, 12| для анализа проб воды рекомендуется перевиваемая культура клеток почки африканской зеленой мартышки — BGM. Она отличается высокой чувствительностью к широкому спектру энтеровирусов и устойчива к действию токсиче-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.