Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИГРОВОГО МЕТОДА В АДАПТИВНОМ ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ПОДРОСТКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ'

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИГРОВОГО МЕТОДА В АДАПТИВНОМ ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ПОДРОСТКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
52
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ / АДАПТИВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ИГРОВОЙ МЕТОД
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИГРОВОГО МЕТОДА В АДАПТИВНОМ ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ПОДРОСТКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ»

ПСИХОЛОГИЯ СПОРТА

Количество занимающихся компьютерным спортом, принявших участие в исследовании

Дисциплина 1СР 2СР 3СР

Боевая арена (БА) 10 14 12

Соревновательные головоломки (СГ) 5 6 6

Стратегия в реальном времени (СРВ) 4 6 7

Технический симулятор (ТС) 5 6 6

Спортивный симулятор (СС) B B B

Тактический трехмерный бой (ТТБ) 14 12 12

Файтинг (Ф) 10 B B

Итого 56 60 59

культура и спорт как одно из основных направлений молодежной политики в Российской Федерации: матер. I Всероссийской конф., Москва, 24 июня 2022 года. - М. ГЦОЛИФК, 2022. - С. 410-414. 2. Саламатова Н.Л. Когнитивные способности как фактор отбора перспективных детей в виды спорта с контактным взаимодействием I Н.Л. Саламатова, С. Ли II Мир спорта. - 2020. - № 3 (B0). - С. 94-9B.

References

1. Kosmina E.A., Gural O.N. Takticheskiy trekhmernyy boy - novaya dist-siplina kompyuternogo sporta [Tactical three-dimensional combat - a new discipline of computer sports]. Fizicheskaya kultura i sport kak

odno iz osnovnykh napravleniy molodezhnoy politiki v Rossiyskoy Fed-eratsii [Physical culture and sport as one of the main directions of youth policy in the Russian Federation]. Proceedings national scientific-practical conference, Moscow, June 24, 2022. Moscow: GTSOLIFK publ., 2022. pp. 410-414.

2. Salamatova N.L., Lee S. Kognitivnyye sposobnosti kak faktor ot-bora perspektivnykh detey v vidy sporta s kontaktnym vzaimodeyst-viyem [Cognitive abilities as a factor in the selection of promising children in sports with contact interaction]. Mir sporta. 2020. No. 3 (80). pp. 94-98.

3. Vaeyens R. et al. Talent identification and development programs in sport. Sports medicine. 2008. Vol. 38. No. 9. pp. 703-714.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИГРОВОГО МЕТОДА В АДАПТИВНОМ ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ПОДРОСТКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Н.А. Цухлов1

Кандидат педагогических наук, доцент Л.А. Парфенова1 'Поволжский государственный университет физической культуры спорта и туризма, Казань

УДК/UDC 796.382

Ключнвые слова: подростки интеллектуальными нарушениями, адаптивное физическое воспитание, игровой метод.

Введение. Известно, что эффективным методом в адаптивном физическом воспитании (АФВ) детей с интеллектуальными нарушениями является игровой [1]. Занятия спортивными играми оказывают коррекционно-развивающее воздействие не только на физические и когнитивные способности, но и на социальные качества, обеспечивают развитие воли, нравственно и мотиваци-онно обогащая представителей данного контингента.

Цель исследования - определить эффективность игрового метода в процессе АФВ подростков с интеллектуальными особенностями.

Методика и организация исследования. В качестве игровой технологии нами был выбран флорбол, быстро прогрессирующий вид спорта с клюшкой и мячом, безопасный, веселый, инклюзивный и простой в освоении. Между противоборствующими игроками - минимум контактов. В центре игры - контроль мяча, быстрый пас и много перемещений, что позволяет развивать координационные способности, концентрацию внимания, способность к реагированию и др. важные свойства [1].

В эксперименте (9 месяцев учебного года) приняли участие подростки 13-15 лет с особенностями интеллекта (ГБОУ школа №76 г. Казани). Экспериментальная группа (ЭГ) занималась по разработанной нами методике внеурочных занятий флорболом два раза в неделю. Контрольная группа (КГ) - по дополнительной общеобразовательной программе с применением подвижных игр. Методика включила ряд разработанных упражнений в группах, парах и в игровой форме с различными средствами флорбола. Среди особенностей - использование специфических приемов с интеллектуальными заданиями и варьирование условий упражнений. Для проверки эффектив-

EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF THE GAME METHOD IN ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION OF ADOLESCENTS WITH INTELLECTUAL DISABILITIES

N.A. Tsukhlov1

PhD, Associate Professor L.A. Parfenova1 1Povolzhsky State University of Physical Culture Sports and Tourism, Kazan

Поступила в редакцию 22.07.2023 г.

ности экспериментальных воздействий применялась батарея тестов с математической обработкой результатов.

Результаты исследования и их обсуждение. В итоге в ЭГ значительно улучшились показатели в тесте «челночный бег 3х10» (с 8,94±0,7 с до 8,02±0,7 с). В КГ данные практически не изменились. Аналогичная картина в тесте «Падающая линейка» (ЭГ 32,6±4,2 см до и 28±4,6 см после). Проверка способности к адаптации к физическим нагрузкам с помощью пробы Летунова показала, что у детей КГ средний показатель составил 0,96±0,2 усл.ед., у детей, которые занимались с применением игрового метода, реакция составила 0,71±0,2 усл.ед. Проверка изменений в функционировании когнитивных процессов показала, что скорость мышления (тест «слова за минуту») у участников ЭГ улучшилась на 25% (9,8±1,7 слов до, 13,1±2,2 слов после). Тест на память, в свою очередь, показал еще более впечатляющий результат (прирост 33%), где показатель до эксперимента был 3,1±1,0 балла, а после 4,6±1,4 балла.

Выводы. Среди преимуществ игрового метода следует выделить: физическое и когнитивное развитие, формирование социальных навыков, эмоциональное благополучие. Занятия игровым спортом способствуют повышению самооценки и самоуважения у детей с ментальными нарушениями. Они могут испытывать радость от достижений, улучшения физической формы и успешного сотрудничества с другими людьми. Спортивные игры также могут помочь детям справиться со стрессом, улучшить настроение и удовлетворение от жизни.

Литература

1. Герасимов, Е.А. Влияние занятий флорболом на развитие психической сферы детей с интеллектуальными нарушениями / Е.А. Герасимов, Л.А. Парфенова, Н.А. Цухлов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2022. - № 6. - С. 72-73

Информация для связи с автором: luminositeq@mail.ru.

№10 • 2023 Октябрь | October

http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.