Научная статья на тему 'Оценка эффективности и результативности ведомственной целевой программы Роспотребнадзора «Гигиена и здоровье» в субъекте Федерации'

Оценка эффективности и результативности ведомственной целевой программы Роспотребнадзора «Гигиена и здоровье» в субъекте Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
339
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ НАСЕЛЕНИЕ / ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / SANITARY-EPIDEMIOLOGICAL WELFARE OF POPULATION / DEPARTMENTAL TARGET PROGRAM / ECONOMIC EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Софронов Олег Юрьевич

Проанализированы индикативные показатели и показатели экономической эффективности реализации ведомственной целевой программы «Гигиена и здоровье в Иркутской области». Освещены основные задачи по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Показан на региональном уровне результат реализации программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Софронов Олег Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evaluation of effectiveness and efficiency departmental Rospotrebnadzor programs «Hygiene and health» in the region of Russian Federation

Indicators of economic efficiency of departmental target program “Health and Hygiene in the Irkutsk region” were analyzed. The major tasks of ensuring sanitary and epidemiological welfare of the population were highlighted. The result of the program was showed at the regional level.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности и результативности ведомственной целевой программы Роспотребнадзора «Гигиена и здоровье» в субъекте Федерации»

5. Kaiser J.R., Gauss C.H., Williams D.K. The effects of closed tracheal suctioning plus volume guarantee on cerebral hemodynamic // Perinatology. - 2011. - Vol. 31. №10. - P.671-676.

6. Klinger G., SokoloverN., Boyko V., et al. Perinatal risk factors for bronchopulmonary dysplasia in a national cohort of very-low-birthweight infants // Obstetrics and Gynecology. - 2013. - Vol. 208. №115. - P. 1-9.

7. Mulder E.E., Lopriore E., Rijken M., et al. Changes in respiratory support of preterm infants in the last decade: are we improving? // Neonatology. - 2012. - Vol. 101. №4. - P.247-253.

8. Payne N. R., Finkelstein M.J., Liu M., et al. NICU practices and outcomes associated with 9 years of quality improvement

collaborative // Pediatrics. - 2010. - Vol. 125. №3. - P.437-446.

9. Peng W.S., Zhu H., Shi H., et al. Volume-targeted ventilation is more suitable than pressure-limited ventilation for preterm infants: a systematic review and meta-analysis // Archives of Disease in Childhood-Fetal and Neonatal Edition. - 2013. - Vol. 99. №2. - P.158-165.

10. Wheeler K. I., Klingenberg C., McCallion N., et al. Volume-targeted versus pressure-limited ventilation for preterm infants: a systematic review and meta-analysis // Neonatology. - 2011. -Vol. 100. №3. - P.219-227.

11. Whitelaw A. Core Concepts: Intraventricular Hemorrhage // NeoReviews. - 2011. - Vol. 12. №2. - P.94-101.

REFERENCES

1. Baybarina E.N., Degtyarev D.N., Shirokov V.I. Intensive therapy and principles of nursing children with extremely low and very low birthweight. Guidelines / Russian Health Ministry. -Moscow, 2011. - 70 p. (in Russian)

2. Lubimenko V.A., MostovoyA.V., IvanovS.L. High-frequency ventilation in neonatology: Guidelines. - Moscow, 2002. - 125 p. (in Russian)

3. Brennan G., Perlman J.M. Neurologic Complications of Mechanical Ventilation // Manual of Neonatal Respiratory Care. Springer US. - 2012. - P.685-690.

4. Kair L.R., Leonard D.T., Anderson J.M. Bronchopulmonary dysplasia // Pediatrics in Review. - 2012. - Vol. 33. №6. - P.255-264.

5. Kaiser J.R., Gauss C.H., Williams D.K. The effects of closed tracheal suctioning plus volume guarantee on cerebral hemodynamic // Perinatology. - 2011. - Vol. 31. №10. - P.671-676.

6. Klinger G., Sokolover N., Boyko V., et al. Perinatal risk factors for bronchopulmonary dysplasia in a national cohort of very-low-birthweight infants // Obstetrics and Gynecology. - 2013. - Vol.

208. №115. - P.1-9.

7. Mulder E.E., Lopriore E., Rijken M., et al. Changes in respiratory support of preterm infants in the last decade: are we improving? // Neonatology. - 2012. - Vol. 101. №4. - P.247-253.

8. Payne N. R., Finkelstein M.J., Liu M., et al. NICU practices and outcomes associated with 9 years of quality improvement collaborative // Pediatrics. - 2010. - Vol. 125. №3. - P.437-446.

9. Peng W.S., Zhu H., Shi H., et al. Volume-targeted ventilation is more suitable than pressure-limited ventilation for preterm infants: a systematic review and meta-analysis // Archives of Disease in Childhood-Fetal and Neonatal Edition. - 2013. - Vol. 99. №2. - P.158-165.

10. Wheeler K. I., Klingenberg C., McCallion N., et al. Volume-targeted versus pressure-limited ventilation for preterm infants: a systematic review and meta-analysis // Neonatology. - 2011. -Vol. 100. №3. - P.219-227.

11. Whitelaw A. Core Concepts: Intraventricular Hemorrhage // NeoReviews. - 2011. - Vol. 12. №2. - P.94-101.

Информация об авторах:

Миткинов Олег Эдуардович - д.м.н., профессор, заведующий кафедрой, e-mail: [email protected]; Горбачёв Владимир Ильич - д.м.н., профессор, заведующий кафедрой, Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования, e-mail: [email protected]

Information About the Authors:

Mitkinov Oleg Eduardovich - Head of Department, PhD, MD, professor, Buryat State University, e-mail: [email protected]; Gorbachev Vladimir Ilyich - Head of Department, PhD, MD, professor, Irkutsk State Medical Academy of Continuing Education,

e-mail: [email protected]

ЗДОРОВЬЕ, ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

© СОФРОНОВ О.Ю. - 2014 УДК 613:616-84(571.53)

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РОСПОТРЕБНАДЗОРА «ГИГИЕНА И ЗДОРОВЬЕ» В СУБЪЕКТЕ ФЕДЕРАЦИИ

Олег Юрьевич Софронов (Иркутский государственный медицинский университет, ректор - д.м.н., проф. И.В. Малов, кафедра общественного здоровья и здравоохранения, зав. - д.м.н., проф. Г.М. Гайдаров)

Резюме. Проанализированы индикативные показатели и показатели экономической эффективности реализации ведомственной целевой программы «Гигиена и здоровье в Иркутской области». Освещены основные задачи по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Показан на региональном уровне результат реализации программы.

Ключевые слова: санитарно-эпидемиологическое благополучие население, ведомственная целевая программа, экономическая эффективность.

EVALUATION OF EFFECTIVENESS AND EFFICIENCY DEPARTMENTAL ROSPOTREBNADZOR PROGRAMS «HYGIENE AND HEALTH» IN THE REGION OF RUSSIAN FEDERATION

O. Y. Sofronov (Irkutsk State Medical University, Russia)

Summary. Indicators of economic efficiency of departmental target program "Health and Hygiene in the Irkutsk region" were analyzed. The major tasks of ensuring sanitary and epidemiological welfare of the population were highlighted. The result of the program was showed at the regional level.

Key words: sanitary-epidemiological welfare of population, departmental target program, the economic efficiency.

Деятельность Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) направлена на реализацию организационно-правовых мероприятий по обеспечению прав граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания, реализацию законодательства, ориентированного на оптимизацию контрольных и надзорных функций.

В последние годы отмечается стабилизация и некоторое улучшение основных показателей, характеризующих санитарно-эпидемиологическую обстановку в стране, чему способствуют принимаемые Роспотребнадзором меры, направленные на обеспечение выполнения требований санитарного законодательства, реализацию региональных и муниципальных планов действий по гигиене окружающей среды, региональных целевых программ по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

По мнению ряда [1,3,4], основными задачами по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в рамках гигиенической науки и практики на ближайшую перспективу являются:

- дальнейшее развитие и совершенствование правовой, нормативной и методической базы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, включая разработку и внедрение в практику технических регламентов, гармонизацию санитарно-гигиенических требований с международными нормативными документами;

- гармонизация санитарного законодательства с международными нормами и требованиями в рамках функционирования Таможенного союза, развития Евразийского экономического сообщества, присоединения России к Всемирной торговой организации;

- реализация региональных программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в соответствии со складывающейся санитарно-эпидемиологической обстановкой;

- повышение эффективности надзора за соблюдением санитарно-эпидемиологических правил и норм на основе использования современного оборудования, внедрение инновационных лабораторных методов исследований; разработка современных технологий по созданию ускоренных, специфичных и чувствительных методов лабораторной диагностики в соответствии с принципами надлежащей лабораторной практики;

- оптимизация надзорных мероприятий путем совершенствования их организации, повышения качества и эффективности, а также активизация работы по гигиеническому воспитанию и обучению населения;

- дальнейшее развитие и практическое применение методологии оценки риска здоровью населения с учетом мирового и отечественного опыта и приоритетных научных платформ.

Ключевыми задачами органов и учреждений Роспотребнадзора являются:

организация сбора и анализ информации о состоянии здоровья населения и среды обитания человека, ведение социально-гигиенического мониторинга;

разработка и содействие внедрению наиболее эффективных мероприятий по управлению риском, оценка и прогнозирование результатов реализации мер по управлению риском;

проведение контрольных (надзорных) мероприятий по выполнению требований санитарного законодательства и обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

информирование лиц, принимающих решения в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, и населения о факторах риска для здоровья и мерах по его снижению и предупреждению.

Оптимизация деятельности территориальных органов по осуществлению этих функций осуществляется с помощью предложенных на государственном уровне методов бюджетирования, ориентированного на конечный результат, который практически реализуется через ведомственные целевые программы (ВЦП).

Измерение ее эффективности является самым важным. Она показывает, насколько программа вносит вклад в конкретную цель, стоящую перед государством. При оценке социально-экономической эффективности расходов рассматривается изменение доли устраненных нарушений, в том числе выявленных нарушений санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей (показатель), который в числе других показателей характеризует достижение стратегической цели Управления Роспотребнадзора.

Показатель экономической эффективности добавляет к этой информации затратный элемент. Обязательные единицы измерения дают оценку адекватности деятельности по отношению к результату. Производительность выполнения программы показывает, насколько результативно были использованы ресурсы.

В данной работе нами проанализированы индикативные показатели и показатели экономической эффективности реализации ВЦП «Гигиена и здоровье в Иркутской области» по методике составления ведомственных целевых программ Роспотребнадзора и расчетов затрат на их реализацию [2].

Расчет эффективности реализации ведомственной целевой программы «Гигиена и здоровья в Иркутской области» проводился в два этапа:

- оценка достижения показателей конечного результата по индикативным показателям программы;

- оценка результативности бюджетных расходов по степени соответствия задач запланированному уровню показателей результативности бюджетных расходов по степени достижения цели.

Оценка достижения показателей конечного результата рассчитывается по формуле:

sir . sir

real

где Kstr - коэффициент результативности бюджетных расходов по степени достижения цели;

I,,iw - планируемый целевой показатель конечного результата;

у . - достигнутый целевой показатель конечного результата.

При этом величина показателя Kstr на уровне менее 0,75 указывает на низкую результативность бюджетных расходов и требует корректировки способов достижения целевых показателей. Удовлетворительным является показатель выше 0,8.

Таблица 1

Динамика показателей конечного результата по ВЦП «Гигиена и здоровье» за период 2009-2012 гг. (в %)

Индикативные показатели Годы

2009 2010 2011 2012

План Факт к 11г (коэф. рез.) План Факт к !1г (коэф. рез.) План Факт к !1г (коэф. рез.) План Факт к !1г (коэф. рез.)

уд. вес неудовлетворительных проб воды поверхностных водоемов 1 категории по сан-хим 6,1 1,0 6,1 6,1 4,8 1,3 6,1 7,7 0,8 6,1 9,4 0,6

по микроб 12,2 12,8 1,0 12,2 11,0 1,1 12,2 15,1 0,8 12,2 16,7 0,7

уд. вес неудовлетворительных проб воды поверхностных водоемов 2 категории по сан-хим 6,5 9,6 0,7 6,5 9,6 0,7 6,5 11,3 0,6 9,6 15,3 0,6

по микроб 12,4 14,7 0,8 12,4 14,7 0,8 12,4 14,5 0,9 14,7 14,9 1,0

уд. вес неудовлетворительных проб воды нецентрализованного водоснабжения по сан-хим 15,2 24,0 0,6 15,2 19,2 0,8 15,2 19,5 0,8 24,0 20,1 1,2

по микроб 12,1 13,2 0,9 12,1 12,7 1,0 12,1 13,1 0,9 13,2 14,0 0,9

уд. вес неудовлетворительных проб воды, централизованного водоснабжения по сан-хим 4,4 4,4 1,0 2,4 6,4 0,4 2,4 5,8 0,4 4,4 5,4 0,8

по микроб 2,4 2,3 1,0 4,4 4,6 1,0 4,4 2,5 1,8 2,4 2,7 0,9

стабилизация показателей характеризующих состояние атмосферного воздуха 2,1 3,2 0,7 3,18 1,8 1,8 3,18 2,0 1,6 1,8 1,16 1,6

увеличение доли хозяйствующих субъектов 1 и 2 класса опасности, имеющих проект СЗЗ 65,0 67,5 1,0 69,0 69,8 1,0 69,0 69,8 1,0 70,0 69,8 1,0

стабилизация качественных показателей состояния почвы по сан-хим 9,2 11,0 0,8 9,0 4,4 2,0 9,0 4,6 2,0 9,0 5,0 1,8

по микроб 11,0 6,2 1,8 19,0 3,8 5,0 6,1 7,1 0,9 6,2 8,7 0,7

по паразитол 1,3 0,7 1,9 0,9 1,0 0,9 0,9 1,3 0,7 0,9 1,4 0,6

уд. вес неудовлетворительных проб пищевых продуктов по сан-хим 2,9 1,3 2,2 2,5 2,0 1,3 2,5 2,1 1,2 2,3 2,2 1,0

по микроб 7,0 6,3 1,1 6,0 5,4 1,1 6,0 5,8 1,0 5,8 5,6 1,0

увеличение ассортимента и объемов производства продукции, обогащенной микронутриентами 6,4 7,0 1,1 10,0 10,0 1,0 14,0 15,0 0,9 15,0 15,0 1,0

снижение уровня профессиональной заболеваемости 3,05 3,16 1,0 3,2 3,7 0,9 3,1 3,7 0,8 3,6 3,7 1,0

процент охвата периодическими медицинскими осмотрами 91,0 92,0 1,0 92,5 93,3 1,0 93,1 94,3 1,0 93,5 94,1 1,0

процент охвата индивидуальным дозиметрическим контролем персонала группы «А» 93,0 93,0 1,0 97,0 96,2 1,0 97,0 97,1 1,0 97.0 97,8 1,0

процент охвата горячим питанием 80,2 83,7 1,0 85 85 1,0 85 85 1,0 85,0 85,0 1,0

эффективность оздоровления детей в летне-оздоровительных учреждениях с круглосуточным пребыванием детей 85,6 87,8 1,0 86,5 86,0 1,0 86,5 86,0 1,0 86,0 86,0 1,0

В таблице 1 представлена динамика индикативных показателей по ВЦП «Гигиена и здоровье в Иркутской области» и результаты расчетов по коэффициенту результативности бюджетных расходов по степени достижения цели.

В таблице 1 представлены результаты расчета индикативных показателей ВЦП «Гигиена и здоровье в Иркутской области» по коэффициенту результативности бюджетных расходов (К ) и динамике его изменения. Так, в 2009 году по коэффициенту результативности индикативных показателей следует, что из 21 показателя эффективности программы удовлетворительное значение коэффициента результативности (К ) было по 16 индикативным показателям, что составило 76,2% от общего числа индикативных показателей. Рассматривая динамику реализации программы, отмечается некоторое снижение эффективности программы. Так, в 2012 г. удовлетворительное значение по коэффициенту результативности (К) было у 15 индикативных показателей, что составило/1,4% от общего числа показателей. Не достигнуты значения по 6 показателям, таким как:

- удельный вес неудовлетворительных проб воды поверхностных водоемов 1 категории по санитарно-химическим и микробиологическим показателям;

- удельный вес неудовлетворительных проб воды поверхностных водоемов 2 категории по санитарно-химическим показателям;

- стабилизация качественных показателей состояния почвы по микробиологическим и паразитологиче-ским показателям.

При оценке результативности бюджетных расходов по степени соответствия задач запланированному уровню показателей результативности бюджетных расходов по степени достижения цели использовалась формула:

где К(ас - коэффициент, результативность бюджетных расходов на достижение непосредственного результата;

/ г.ч: - планируемым целевой показатель, непосредственного результата; у'1" - достигнутый целевой показатель, непосредственного результата.

При этом величина показателя Юас на уровне менее 0,8 указывает на низкую результативность бюджетных расходов и требует корректировки способов решения задачи, К( = 0,8-1,2 свидетельствует об удовлетворительной эффективности бюджетных расходов, при величине К(ас более 1,2 требует корректировку бюджетных расходов в сторону понижения, либо изменение постановки задачи.

Оценивая результативность бюджетных расходов по задачам выполнения ВЦП «Гигиена и здоровье в Иркутской области» (табл. 2) рассчитываем коэффициент - результативность бюджетных расходов на достижение непосредственного результата (К(ас).

Реализация ВЦП «Гигиена и здоровье в Иркутской области» по ее целевым задачам показывает, что в общем объем финансовых затрат на программу возрос с 191,3 млн. руб. в 2009 г. до 229,6 млн. руб. в 2012 г., что составило 20,0% по отношению к 2009 году. Инфляционные процессы за данный период составили 25.57% (калькулятор инфляции РФ) [5].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пересчет на показатель инфляции показывает, что финансирование на ВЦП «Гигиена и здоровье в Иркутской области» не увеличено, что и послужило причиной недофинансирования программы и снижением ее эффективности.

Оценка динамики эффективности реализации программы показывает, что в период 2009-2012 гг. было снижение показателя результативности бюджетных расходов (К(ас) по четвертой задаче «Обеспечение функционирования системы государственного регулирования деятельности, связанной с использованием возбу-

Таблица 2

Динамика финансирования и экономическая результативность реализации ВЦП «Гигиена и здоровье в

Иркутской области» (млн. рублей)

Годы

2009 2010 2011 2012

№ Задача ВЦП План Факт Ktac (коэф. рез.) План Факт Ktac (коэф. рез.) План Факт Ktac (коэф. рез.) План Факт Ktac (коэф. рез.)

1 «Организация и осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора». 130,2 134,9 1,0 134,1 136,1 1,0 136,5 144,2 0,9 144,2 158,0 0,9

2 «Выявление и устранение

влияния вредных и опасных факторов среды обитания на 37,7 38,8 1,0 39,1 41,3 0,9 40,7 43,9 0,9 43,9 48,5 0,9

здоровье человека».

3 «Предупреждение, обнаружение

и пресечение нарушении законодательства РФ в установленных 8,3 8,9 0,9 8,9 9,3 1,0 9,5 10,6 0,9 10,6 13,0 1,0

сферах деятельности».

4 «Обеспечение функционирования системы регулирования деятельности, связаннои с использованием

возбудителей инфекционных заболеваний 0,4 0,4 1,0 0,5 0,5 1,0 0,5 0.4 1,2 0,7 0.6 1,2

и деятельности в области использования

источников ионизирующего излучения в Иркутской области».

5 «Обеспечение оперативного обмена информацией о продукции,

прошедшей регистрацию, между Управлением Роспотребнадзора и др. заинтересованными публично-правовыми образованиями, юр. и физ. лицами в рамках реализации Соглашения Таможенного 7,2 8,2 0,9 8,3 8,5 1,0 8,6 8,8 1,0 8,8 9,5 0,9

союза по санитарным мерам».

Итого 183,8 191,2 190,9 195,7 195,8 207,5 208,2 229,6

дителей инфекционных заболеваний и деятельности в области использования источников ионизирующего излучения в Иркутской области». Неудовлетворительное значение по коэффициенту результативности бюджетных расходов (Ktac) по четвертой задаче программы вызвано нехваткой средств на обеспечение необходимого минимума для реализации следующих мероприятий:

- выдача лицензий, документов, подтверждающих наличие лицензии на деятельность, связанную с использованием возбудителей инфекционных заболеваний и в области использования источников ионизирующего излучения;

- ведение автоматизированного реестра лицензий на деятельность, связанную с использованием возбудителей инфекционных заболеваний и в области использования источников ионизирующего излучения. Электронный обмен информацией о выданных, прио-

ЛИТЕРАТУРА

1. Иваненко А.В., Хизгияев В.И., Сафонкина С.Г., Иродова Е.В. Формы, методы и объекты контроля за обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения // Гигиена и санитария. - 2003. - №2. - С.67-68.

2. Методические рекомендации Роспотребнадзора МР 5.1.2132-06 «Методика составления ведомственных целевых программ Роспотребнадзора и расчетов затрат на их реализацию».

3. Онищенко Г.Г., Попова А.Ю., Зайцева Н.В. и др. Анализ риска здоровью в задачах совершенствования санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации // Анализ риска здоровью. - 2014. - №2. - С.4-13.

4. Рахманин Ю.А. Современные проблемы экологии человека и гигиены окружающей среды в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения России // Здравоохранение Российской Федерации. - 2008. -№1. - С.12-13.

5. Уровень Инфляции в РФ [Электронный ресурс]: инфляционные калькуляторы - Режим доступа: http://xn— ctbjnaatncev9av3a8f8b.xn--p1ai/

становленных, возобновленных, аннулированных лицензиях между Роспотребнадзором, другими заинтересованными физическими и юридическими лицами;

- оперативный обмен информацией с использованием различных форм связи.

Эффективность ВЦП «Гигиена и здоровье в Иркутской области» не достигнута в полном объеме. Так, на 2012 г. не достигнуты значения по 6 индикативным показателям вследствие роста фактических финансовых затрат на мероприятия по этим показателям и недофинансирование мероприятий по четвертой стратегической цели программы.

Процедуры бюджетирования, ориентированного на результат, требуют корректировки и совершенствования применительно к органам и учреждениям Роспотребнадзора.

REFERENSES

1. Ivanenko A.V., Khizgiyaev V.I., Safonkina S.G., Irodova Ye.V. The forms, methods, and objects of control over the sanitary-and-epidemiological welfare of the population // Gigiyena i sanitariya. - 2003. - №2. - P.67-68. (in Russian)

2. Metodicheskiye rekomendatsii Rospotrebnadzora MR 5.1.2132-06 «Metodika sostavleniya vedomstvennykh tselevykh programm Rospotrebnadzora i raschetov zatrat na ikh realizatsiyu». (in Russian)

3. Onishchenko G.G., Popova A.Yu., Zaytseva N.V., et al. Health risk analysis in the tasks of improving sanitary and epidemiological surveillance in the Russian Federation // Analiz riska zdorovyu. - 2014. - №2. - S.4-13. (in Russian)

4. Rakhmanin Yu.A. Current problems of the human environment and environmental hygiene in the provision of Russia's population with sanitary and epidemiological well-being // Zdravookhraneniye Rossyskoy Federatsii. - 2008. - №1. - S.12-13. (in Russian)

5. Uroven Inflyatsii v RF [Elektronny resurs]: inflyatsionnye kalkulyatory - Rezhim dostupa: http://xn— ctbjnaatncev9av3a8f8b.xn--p1ai/ (in Russian)

Информация об авторах:

Софронов Олег Юрьевич - аспирант, e-mail: [email protected]

Information About the Authors:

Sofronov Oleg - graduate student, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.