Научная статья на тему 'Экономическая эффективность бюджетных ассигнований ведомственной целевой программы «Санитарная охрана территории» в субъекте Федерации'

Экономическая эффективность бюджетных ассигнований ведомственной целевой программы «Санитарная охрана территории» в субъекте Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
113
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Acta Biomedica Scientifica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
САНИТАРНАЯ ОХРАНА ТЕРРИТОРИИ / ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / SANITARY PROTECTION OF THE TERRITORY / DEPARTMENTAL TARGET PROGRAM / ECONOMIC EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Софронов О.Ю.

Indicative indexes and indicators of economic efficiency for the implementation of departmental target program "Sanitary protection of territory" in Irkutsk region were analyzed. The problem of the spread of the most dangerous infections and the concept of sanitary protection of the territory of Russian Federation were outlined. The result of the program was shown at the regional level. Indicator of cost efficiency for program adds information about results of the budget allocations' use. Required units give estimate the adequacy of the activity with respect to the result. Performance of the program's realization shows how efficiently resources were used. For the realization of program during the research period there is a slight decrease of effectiveness for budget expenditures due to imperfect mechanisms of results-oriented budgeting.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Софронов О.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic efficiency of budgetary allocations of departmental target program "Sanitary protection of the territory" in the regions

Indicative indexes and indicators of economic efficiency for the implementation of departmental target program "Sanitary protection of territory" in Irkutsk region were analyzed. The problem of the spread of the most dangerous infections and the concept of sanitary protection of the territory of Russian Federation were outlined. The result of the program was shown at the regional level. Indicator of cost efficiency for program adds information about results of the budget allocations' use. Required units give estimate the adequacy of the activity with respect to the result. Performance of the program's realization shows how efficiently resources were used. For the realization of program during the research period there is a slight decrease of effectiveness for budget expenditures due to imperfect mechanisms of results-oriented budgeting.

Текст научной работы на тему «Экономическая эффективность бюджетных ассигнований ведомственной целевой программы «Санитарная охрана территории» в субъекте Федерации»

РАЗНОЕ

УДК [614.3+351.77](571.53)

О.Ю. Софронов

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ БЮДЖЕТНЫХ АССИГНОВАНИЙ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «САНИТАРНАЯ ОХРАНА ТЕРРИТОРИИ»

В СУБЪЕКТЕ ФЕДЕРАЦИИ

ГБОУ ВПО «Иркутский государственный медицинский университет» Минздрава России, Иркутск, Россия

Проанализированы индикативные показатели и показатели экономической эффективности реализации ведомственной целевой программы «Санитарная охрана территории» в Иркутской области, что добавляет информацию о результативности использования бюджетных ассигнований.

Освещена проблема распространения особо опасных инфекций и концепция санитарной охраны территории Российской Федерации.

Показан на региональном уровне результат реализации программы.

Ключевые слова: санитарная охрана территории, ведомственная целевая программа, экономическая эффективность

ECONOMIC EFFICIENCY OF BUDGETARY ALLOCATIONS OF DEPARTMENTAL TARGET PROGRAM "SANITARY PROTECTION OF THE TERRITORY" IN THE REGIONS

O.Yu. Sofronov

Irkutsk State Medical University, Irkutsk, Russia

Indicative indexes and indicators of economic efficiency for the implementation of departmental target program "Sanitary protection of territory" in Irkutsk region were analyzed. The problem of the spread of the most dangerous infections and the concept of sanitary protection of the territory of Russian Federation were outlined. The result of the program was shown at the regional level.

Indicator of cost efficiency for program adds information about results of the budget allocations' use. Required units give estimate the adequacy of the activity with respect to the result. Performance of the program's realization shows how efficiently resources were used.

For the realization of program during the research period there is a slight decrease of effectiveness for budget expenditures due to imperfect mechanisms of results-oriented budgeting.

Key words: sanitary protection of the territory, departmental target program, economic efficiency

В системе общегосударственных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, санитарная охрана территории является составной частью. В настоящее время угроза завоза и распространения особо опасных инфекций, безусловно, возросла. Такое положение объясняется, прежде всего, резким обострением эпидемиологической ситуации по особо опасным инфекционным заболеваниям в мире, напряженной эпидемиологической ситуацией по ряду этих заболеваний и осложнением обстановки в природных очагах на территории РФ, развитием международных связей как на федеральном, так и на региональном уровнях, усилением миграционных процессов, сложной социально-экономической обстановкой [1].

Концепция санитарной охраны территории РФ предусматривает комплексный подход к ее осуществлению с участием органов и учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей (Роспотребнадзора) и учреждений здравоохранения, всех заинтересованных служб и

ведомств, включая мероприятия по предупреждению заноса и распространения карантинных и других инфекции, требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории РФ [3, 4].

Цель работы: анализ индикативных показателей и показателей экономической эффективности реализации ведомственной целевой программы «Санитарная охрана территории» в Иркутской области.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

В рамках нашей работы были исследованы индикативные показатели ведомственной целевой программы (ВЦП) «Санитарная охрана территории» на территории Иркутской области.

Непосредственными результатами программы «Санитарная охрана территории» Иркутской области являются обеспечение эпидемиологического благополучия по инфекциям, на которые распространяются Международные и Национальные медико-санитарные правила, и иных инфекционных болезней, требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории, совершенствование

эпидемиологического надзора в области противодействия биологическому терроризму, обеспечение готовности службы Роспотребнадзора к проведению противоэпидемических мероприятий в условиях чрезвычайных ситуаций.

Показатель экономической эффективности программы добавляет информацию о результативности использования бюджетных ассигнований. Обязательные единицы измерения дают оценку адекватности деятельности по отношению к результату. Производительность выполнения программы показывает, насколько результативно были использованы ресурсы.

Расчет эффективности реализации ведомственной целевой программы проводился по методике расчета затрат на программу [2]. Он проходил в два этапа:

• оценка достижения показателей конечного результата по индикативным показателям программы;

• оценка результативности бюджетных расходов по степени соответствия задач запланированному уровню показателей результативности бюджетных расходов по степени достижения цели.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Оценка достижения показателей конечного результата рассчитывается по формуле:

j-str

ту- _ plan

str - istr ' real

где Kstr- коэффициент результативности бюджетных

расходов по степени достижения цели;

I'pi™ - планируемый целевой показатель конечного

результата;

I"r',d - достигнутый целевой показатель конечного результата;

При этом величина показателя Kstr на уровне менее 0,75 указывает на низкую результативность бюджетных расходов и требует корректировки способов достижения целевых показателей. Удовлетворительным является показатель выше 0,8.

В таблице 1 представлены результаты расчета индикативных показателей ВЦП «Санитарная охрана территории Иркутской области» по коэффициенту результативности бюджетных расходов (Kstr) и динамике его изменения. Так, в 2009 г. по коэффициенту результативности индикативных показателей следует, что из 5 показателей эффективности программы все имели удовлетворительное значение коэффициента результативности (Kstr). Удовлетворительное значение по коэффициенту результативности бюджетных расходов (Kstr) по показателям программы, осталось на том же уровне и в 2013 г.

Перечисленные выше показатели являются управляющими параметрами программы в обеспечении реализации ее целевых показателей таких как:

• обеспечение эпидемиологического контроля за особо опасными инфекционными заболеваниями;

• обеспечение гарантированного уровня противоэпидемической готовности учреждений государственного санитарно-эпидемиологического надзора и лечебно-профилактической сети, оцениваемого на основе количественных показателей;

• обеспечение объема мероприятий при осуществлении санитарно-карантинного надзора (контроля) в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.

При оценке результативности бюджетных расходов по степени соответствия задач запланированному уровню показателей результативности бюджетных расходов по степени достижения цели использовалась формула:

jtac

г,- _ plan

tac ~ i tac ' real

где Kac - коэффициент, результативность бюджетных расходов на достижение непосредственного результата;

IPL - планируемый целевой показатель непосредственного результата;

Таблица 1

Динамика управляющих параметров (индикативных показателей), характеризующих непосредственный результат реализации ВЦП «Санитарная охрана территории Иркутской области» (%)

№ Индикативные показатели Годы

2009 2011 2013

План Факт Kstr (коэф. рез.) План Факт .з е р 4 о ок( План Факт .з е р о ок(

1 Санитарно-карантинный контроль за транспортными средствами, прибывающими из неблагополучных районов 100,0 95,3 1,0 100,0 96,3 1,0 100,0 97,5 1,0

2 Обеспечение досмотра грузовых транспортных средств 100,0 94,5 1,1 100,0 96,1 1,0 100,0 97,6 1,0

3 Обеспечение досмотра пассажирских транспортных средств 100,0 98,1 1,0 100,0 98,5 1,0 100,0 99,1 1,0

4 Оснащение санитарно-контрольных пунктов необходимым оборудованием, средствами контроля 100,0 85,1 1,2 100,0 88,8 1,1 100,0 94,1 1,1

5 Оснащение микробиологических лабораторий, проводящих исследования на особо опасные инфекции лабораторным оборудованием и медицинскими диагностическими препаратами 100,0 84,3 1,2 100,0 92,1 1,1 100,0 95,0 1,1

Таблица 2

Динамика финансирования и экономическая результативность реализации ВЦП «Санитарная охрана территории Иркутской области» (млн. рублей)

Годы

2009 2011 2013

№ Задача ВЦП План Факт Kstr (коэф. рез.) План Факт Kstr (коэф. рез.) План Факт Kstr (коэф. рез.)

1 Недопущение завоза и распространения на территории Иркутской области инфекционных и массовых неинфекционных болезней (отравлений), ввоза потенциально опасной для здоровья человека продукции (товаров), требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории 3,5 3,8 0,9 4,1 4,3 1,0 4,5 4,8 0,9

2 Обеспечение готовности органов и учреждений, осуществляющих санитарно-эпидемиологический надзор и лечебно-профилактических учреждений на случай выявления инфекционных болезней 3,5 3,7 0,9 3,6 3,8 0,9 3,4 3,9 0,9

3 Обеспечение контроля за соблюдением биологической безопасности в учреждениях, осуществляющих проведение мероприятий по локализации и ликвидации эпидемических очагов особо опасных инфекционных болезней завозного и местного происхождения 0,8 0,8 1,0 0,9 0,9 1,0 0,9 1,0 0,9

4 Материально-техническое оснащение и техническое перевооружение организаций и учреждений, осуществляющих санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу РФ 0,1 0,1 1,0 0,1 0,2 0,5 0,2 0,3 0,7

Итого 7,9 8,4 8,7 9,2 9,0 10,0

1"аа1 - достигнутый целевой показатель непосредственного результата.

При этом величина показателя К на уровне менее 0,8 указывает на низкую результативность бюджетных расходов и требует корректировки способов решения задачи, К = 0,8-1,2 свидетельствует об удовлетворительной эффективности бюджетных расходов, при величине К более 1,2 требует корректировку бюджетных расходов в сторону понижения, либо изменение постановки задачи.

Реализация ВЦП «Санитарная охрана территории Иркутской области» по ее целевым задачам показывает, что в общем объем финансовых затрат на программу возрос с 8,4 млн. руб. в 2009 г. до 10,0 млн. руб. в 2013 г., что составило 19,0 % по отношению к 2009 году. Инфляционные процессы за данный период составили 41,73 % (калькулятор инфляции РФ) [5].

Пересчет на показатель инфляции показывает, что финансирование на ВЦП «Санитарная охрана территории Иркутской области» не увеличено, что не отразилось на эффективности программы по бюджетным расходам.

Оценка динамики эффективности реализации программы показывает, что в период 2009-2013 г. было снижение показателя результативности бюджетных расходов (К ) по четвертой задаче «Материально-техническое оснащение и техническое перевооружение организаций и учреждений, осуществляющих санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации». Неудовлетворительное значение по коэффициенту результативности бюджетных расходов (К ) по четвертой задаче про-

граммы вызвано нехваткой средств на обеспечение необходимого минимума для реализации следующих мероприятий:

• реализация требований о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) за лицами и транспортными средствами, пересекающими таможенную границу Таможенного союза, подконтрольными товарами, перемещаемыми через таможенную границу таможенного союза и на таможенной территории Таможенного союза;

• в части материально-технического оснащения лабораторий современными методами, технологиями выявления возбудителей особо опасных инфекций.

На основе проведенного анализа индикативных показателей ВЦП «Санитарная охрана территории Иркутской области» и расчетов их экономической рентабельности следует, что эффективность программы не достигнута в полном объеме. Вышесказанное обусловлено несовершенством механизмов бюджетирования, ориентированного на результат.

ЛИТЕРАТУРА REFERENCES

1. Кравянская Т.Н., Ковальский А.Г. Санитарная охрана территории Хабаровского края. // Дальневосточный журнал инфекционной патологии - 2003. -№ 2. - С. 16-18.

Kravyanskaya TN, Kovalsky AG (2003). Sanitary protection of Khabarovsk Territory [Sanitarnaya okhrana territorii Khabarovskogo kraya]. Dalnevostochny zhurnal infektsionnoy patologii, 2, 16-18.

2. Методические рекомендации Роспотребнад-зора МР 5.1.2132-06 «Методика составления ведомственных целевых программ Роспотребнадзора и расчетов затрат на их реализацию».

Guidelines of Rospotrebnadzor MR 5.1.2132-06 "Method of constitution of Rospotrebnadzor's departmental programs and settlement costs of implementation" [Metodicheskiye rekomendatsii Rospotrebnadzora MR 5.1.2132-06 «Metodika sostavleniya vedomstvennykh tselevykh programm Rospotrebnadzora i raschetov zatrat na ikh realizatsiyu»].

3. Пискунова Н.В. Актуальные проблемы и совершенствование мероприятий по санитарной охране территории Астраханской области в современных условиях: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. - Саратов, 2010. - 24 с.

Piskunova NV (2010). Urgent problems and improvement of measures for sanitary protection of the Astrakhan region in modern conditions: Abstract of Dissertation of Candidate of Medical Sciences [Aktualnye problemy i sovershenstvovaniye meropriyaty po sanitarnoy okhrane

territorii Astrakhanskoy oblasti v sovremennykh uslovi-yakh: Avtoref. dis. ... kand. med. nauk], 24.

4. Ткачук Н.С., Скирда Т.В. Организация работы по санитарной охране территории в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации // Здоровье. Медицинская экология. Наука. - 2013. - Т. 52, № 2-3. - С. 21-24.

Tkachuk NS, Skirda TV (2013). Organization of the work of sanitary protection of the territory at checkpoints across the state border of Russian Federation [Organizat-siya raboty po sanitarnoy okhrane territorii v punktakh propuska cherez gosudarstvennuyu granitsu Rossyskoy Federatsii]. Zdorovye. Meditsinskaya ekologiya. Nauka, 52 (2-3), 21-24.

5. Уровень инфляции в РФ: инфляционные калькуляторы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://xn—ctbjnaatncev9av3a8f8b.xn--p1ai.

The rate of inflation in Russia: inflation calculators (electronic resource). [Uroven Inflyatsii v RF: inflyatsion-nye kalkulyatory]. http://xn—ctbjnaatncev9av3a8f8b. xn--p1ai.

Сведения об авторах Information about the authors

Софронов Олег Юрьевич - аспирант кафедры общественного здоровья и здравоохранения Иркутского государственного медицинского университета (664003, г. Иркутск, ул. Красного Восстания, 1; e-mail: olegurevic@mail.ru) Sofronov Oleg Yurevich - Postgraduate of the Department of Public Health and Health Care at Irkutsk State Medical University (664003, Irkutsk, ul. Krasnogo Vosstania, 1; e-mail: olegurevic@mail.ru)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.