Научная статья на тему 'Оценка эффективности государственного регулирования и поддержки сельского хозяйства'

Оценка эффективности государственного регулирования и поддержки сельского хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
129
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ГОСРЕГУЛИРОВАНИЕ / БЮДЖЕТНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ГОСПОДДЕРЖКА / ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ / AGRICULTURE / STATE REGULATION / BUDGET INVESTMENTS / STATE SUPPORT / EFFECTIVE USE OF AGRICULTURAL LANDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дзагоева И. Т., Дзагоев В. А.

В настоящей статье рассмотрены проблемы государственного регулирования сельского хозяйства, государственная поддержка малых форм хозяйствования. В рамках подготовки работы, были изучены теоретические вопросы необходимости повышения эффективности государственного регулирования и государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе малых форм хозяйствования, эффективного использования земли в условиях малоземелья в республике. В качестве результата исследования показано, что основным препятствием для реализации программы развития сельского хозяйства является недостаточно высокий уровень применения мер государственного регулирования и недостаточные средства, направляемые на государственную поддержку сельского хозяйства. Также, имеет место недостаточно высокий уровень освоения средств федерального бюджета. Указанное препятствие, как следствие, ведет к неэффективному ведению отрасти в целом. Основную долю государственной поддержки на селе получают средние и крупные сельскохозяйственные товаропроизводители, что неоправданно по отношению к малым формам хозяйствования. Несмотря на определенные успехи в развитии, предприятия и организации АПК продолжают сталкиваться с рядом проблем, особенно в социально-трудовой сфере, что на фоне снижения реальных доходов, желания собственников решить финансовые проблемы за счет сдерживания роста заработной платы работников и снижения гарантий в сфере труда, могут привести к социальному напряжению и углублению кризисных явлений в АПК республики. [6,10,12,15]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дзагоева И. Т., Дзагоев В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evaluation of the effectiveness of state regulation and support of agriculture

This article discusses the problems of state regulation of agriculture, state support of small forms of management. As part of the preparation of the work, the theoretical issues of the need to improve the efficiency of state regulation and state support for agricultural producers, including small business forms, the effective use of land in conditions of land shortage in the country were studied. As a result of the study, it is shown that the main obstacle to the implementation of the program for the development of agriculture is the insufficiently high level of application of measures of state regulation and insufficient funds allocated for state support of agriculture. Also, there is an insufficiently high level of utilization of federal budget funds. This obstacle, as a consequence, leads to inefficient management of the growth as a whole. The main share of state support in rural areas is received by medium and large agricultural producers, which is unjustified in relation to small forms of business. Despite some progress in development, enterprises and organizations of the agro-industrial complex continue to face a number of problems, especially in the social and labor sphere, which, against the background of a decline in real incomes, the desire of owners to solve financial problems by curbing the growth of wages of workers and reducing labor guarantees, can lead to social tension and the deepening of the crisis in the agro-industrial complex of the republic. [6,10,12,15]

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности государственного регулирования и поддержки сельского хозяйства»

 9. Неэффективная переработка ТБО и наличие несанкционированных свалок

Возможности (О) - opportunity Угрозы (Т) - threat

1. Увеличение государственной поддержки социально- экономического развития приморских городов. 3. Развитие инженерной инфраструктуры. 4. Совершенствование функционального зонирования территорий приморских городов. 5. Реконструкция, техническое перевооружение и новое строительство инженерных сетей. 6. Организация на предприятиях современных очистных сооружений. 7. Повышение осознания населением экологических проблем и важности экологической культуры. 13. Создание промышленных зон, не наносящих ущерба окружающей среде. 1. Расширение площадей несанкционированных свалок. 2. Дальнейшее ухудшение экологической обстановки. 3. Потеря туристической и рекреационной ценности некоторых территорий приморских городов. 4. Утрата биологического разнообразия территории. 5. Поджоги несанкционированных свалок. 6. Масштабное засорение территорий приморских городов. 7. Значительное увеличение платежей за вывоз мусора.

Таким образом, в условиях непостоянства развития жизнеобеспечивающей инфраструктуры города, быстро меняющихся экономических, правовых и экологических условиях, изменения территориальных границ города, необходимости совмещать задачи охраны окружающей среды с ростом экономического потенциала требуется выработка новых подходов к сохранению природных и природно-антропогенных систем, обеспечению приемлемого качества окружающей среды.

Сегодняшняя парадигма развития города предполагает необходимость решения застарелых городских проблем во всех отраслях хозяйства для улучшения экологических показателей не только на сегодняшний день, но и в расчете на перспективу. Главной задачей экологического стратегического развития является сохранение баланса между охраной природы города и ее разумным, контролируемым использованием при содействии технологическому развитию всех отраслей городского хозяйства, направленному на обеспечение устойчивого развития и создание комфортной среды обитания.

Источники:

1. Бережной А.В., Думанян А.В. Управление развитием курортно-рекреационного комплекса в муниципальном образовании / Экономика и управление в условиях современной России // Материалы всероссийской научно-практической конференции. 2018. С. 36-39.

2. Коваленко Л.В., Шепилова С.Ю. Значение экологического потенциала территории в развитии отрасли молодежного туризма Краснодарского края / Экономика и управление: актуальные вопросы теории и практики // Материалы XI международной научно-практической конференции. 2018. С. 631-635.

Sources:

1. Berezhnoy A.V., Dumanyan A.V. Management of the development of the resort and recreation complex in the municipality / Economics and Management in the Conditions of Modern Russia // Materials of the All-Russian Scientific Practical Conference. 2018. pp. 36-39.

2. Kovalenko L.V., Shepilova S.Yu. The value of the ecological potential of the territory in the development of the youth tourism industry of the Krasnodar Territory / Economics and Management: topical issues of theory and practice // Proceedings of the XI International Scientific and Practical Conference. 2018. pp

И.Т. Дзагоева - доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономическая безопасность, бухгалтерский учет, финансы и аудит» ФГБОУ ВО «Горский государственный аграрный университет», ([email protected]),

I.T. Dzagoeva - Doctor of Economics, Professor of the Department "Economic Security, Accounting, Finance and Audit" FSBI of HE "Gorsky State Agrarian University";

В.А. Дзагоев - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент и маркетинг» ФГБОУ ВО «Горский государственный аграрный университет», ([email protected]),

V.A. Dzagoev - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Management and Marketing Department at the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education Gorsky State Agricultural University.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF STATE REGULATION AND SUPPORT OF AGRICULTURE

Аннотация. В настоящей статье рассмотрены проблемы государственного регулирования сельского хозяйства, государственная поддержка малых форм хозяйствования. В рамках подготовки работы, были изучены

теоретические вопросы необходимости повышения эффективности государственного регулирования и государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе малых форм хозяйствования, эффективного использования земли в условиях малоземелья в республике. В качестве результата исследования показано, что основным препятствием для реализации программы развития сельского хозяйства является недостаточно высокий уровень применения мер государственного регулирования и недостаточные средства, направляемые на государственную поддержку сельского хозяйства. Также, имеет место недостаточно высокий уровень освоения средств федерального бюджета. Указанное препятствие, как следствие, ведет к неэффективному ведению отрасти в целом. Основную долю государственной поддержки на селе получают средние и крупные сельскохозяйственные товаропроизводители, что неоправданно по отношению к малым формам хозяйствования. Несмотря на определенные успехи в развитии, предприятия и организации АПК продолжают сталкиваться с рядом проблем, особенно в социально-трудовой сфере, что на фоне снижения реальных доходов, желания собственников решить финансовые проблемы за счет сдерживания роста заработной платы работников и снижения гарантий в сфере труда, могут привести к социальному напряжению и углублению кризисных явлений в АПК республики. [6,10,12,15]

Annotation. This article discusses the problems of state regulation of agriculture, state support of small forms of management. As part of the preparation of the work, the theoretical issues of the need to improve the efficiency of state regulation and state support for agricultural producers, including small business forms, the effective use of land in conditions of land shortage in the country were studied. As a result of the study, it is shown that the main obstacle to the implementation of the program for the development of agriculture is the insufficiently high level of application of measures of state regulation and insufficient funds allocated for state support of agriculture. Also, there is an insufficiently high level of utilization of federal budget funds. This obstacle, as a consequence, leads to inefficient management of the growth as a whole. The main share of state support in rural areas is received by medium and large agricultural producers, which is unjustified in relation to small forms of business. Despite some progress in development, enterprises and organizations of the agro-industrial complex continue to face a number of problems, especially in the social and labor sphere, which, against the background of a decline in real incomes, the desire of owners to solve financial problems by curbing the growth of wages of workers and reducing labor guarantees, can lead to social tension and the deepening of the crisis in the agro-industrial complex of the republic. [6,10,12,15]

Ключевые слова: сельское хозяйство, госрегулирование, бюджетные инвестиции, господдержка, эффективное использование земель сельскохозяйственного назначения.

Keywords: agriculture, state regulation, budget investments, state support, effective use of agricultural lands.

Основные положения:

- усиление государственного регулирования сельского хозяйства и государственной поддержки, путем значительных финансовых влияний и более эффективного использования сельскохозяйственных угодий;

- государственная поддержка малых форм хозяйствования - гранты являются более эффективной мерой поддержки;

- эффективное управление сельскохозяйственным производством с соответствующим информационным обеспечением, дает значительный эффект в развитии аграрного производства и инфраструктуры села.

Материальной основой ведения сельского хозяйства выступает земля. Являясь важнейшим средством производства, ее эффективное использование предопределяет эффективность агропромышленного комплекса в целом.

Поэтому, в условиях малоземелья особое значение приобретает эффективное использование земель сельскохозяйственного назначения, привлечение инвестиции в отрасль. В контексте изучаемой системы государственного регулирования сельского хозяйства Республики Северная Осетия - Алания одним из направлений по ее совершенствованию выступает повышение уровня эффективности использования продуктивных сельскохозяйственных угодий. [2,4,5] Выделенное направление в себя включает совершенствование регулирования межотраслевого перераспределения земельных ресурсов; улучшение рынка земель сельскохозяйственного назначения; контроль за использованием и охраной земельных ресурсов с соблюдением земельного законодательства; соблюдение приоритета сельскохозяйственного использования земельных ресурсов; стимулирование рациональной организации использования земель; введение дифференцированных платежей за землю в зависимости от организации ее использования; предотвращение нецелевого использования сельскохозяйственных земель, зарастания кустарником и мелколесьем, деградации сельскохозяйственных угодий, снижения почвенного плодородия; совершенствование региональной практики управления земельными ресурсами. [3,8,11,14]

Из всего выделенного спектра задач, в данном случае, наибольший интерес представляет теоретическая задача совершенствования подходов к оценке уровня государственного регулирования аграрного производства, учитывающей ставку государственных субсидий на единицу пашни. Необходимо отметить, что любое вмешательство в сельскохозяйственное производство, в том числе и государственное, может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие. При этом, если в ходе государственного вмешательства региональные цены на сельхозпродукцию выше мировых, то осуществляется субсидирование аграрной отрасли - так называемое положительное отклонение от равновесных цен. Если же региональные цены ниже сложившихся мировых цен, то мы имеем дело с чрезмерным налогообложением сельского хозяйства, т.е. негативным отклонением от равновесных цен.

Следует отметить, что в настоящее время статья регионального бюджета «Сельское хозяйство» составляет всего 0,9% от общего объёма финансирования по всем статьям консолидированного бюджета РСО - Алания. Не реализуется в полной мере принятый в РСО - Алания закон «О сельскохозяйственном товаропроизводителе», в части предоставления льготных цен на горюче-смазочные материалы, минеральные удобрения и семена путём своевременного предоставления субсидий и дотаций в период проведения весенне-полевых и уборочных работ.

Данное обстоятельство свидетельствует о том, что в РСО - Алания недостаточно высок уровень применения мер государственного регулирования, и на господдержку сельского хозяйства направляются незначительные средства. Помимо этого, имеет место недостаточно высокий уровень освоения средств федерального бюджета. Сказанное выступает одним из основных препятствий в развитии сельскохозяйственных предприятий республики и, как следствие этого ведет к неэффективному ведению отрасли в целом.

Значительный земельный потенциал для сельскохозяйственного использования располагается в горной зоне республики. По различным оценкам здесь сосредоточенно до 50 % сельскохозяйственных площадей, большая часть из которых в настоящее время выведена из активного сельскохозяйственного оборота. Поэтому перспективным является сельскохозяйственное освоение данных территорий на основе новых прогрессивных технологий форм организации труда. Здесь, прежде всего, речь должна идти о небольших по производственным размерам предприятиях. В большей мере этим требованиям отвечают крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ), личные подсобные хозяйства (ЛПХ). Данные формы хозяйствования в состоянии производить более 25% экологически чистой конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции, особенно животноводческой.

Вместе с тем, проведенными исследованиями установлено, что основную долю государственной поддержки на селе получают крупные сельскохозяйственные товаропроизводители, что нельзя считать вполне оправданным. [1,9]

Исходя из положительного отечественного и зарубежного опыта по регулированию продовольственного рынка, можно судить о важной роли государства в формировании и обеспечении эффективного функционирования малых форм хозяйствования. Данное обстоятельство существенно повышает их значение в экономике. [7,13]

Таблица 1 - Государственная поддержка малых форм хозяйствования Республики Северная Осетия -Алания (тыс. руб.)_

Источники финансирования Годы

2016 2017 2018 2019 2020

Федеральный бюджет 78 424,5 80 895,5 83 431,0 86 966,5 89 442,5

Бюджет РСО - Алания 10 774,0 10 897,0 11 024,0 11 348,0 11 472,0

Внебюджетные источники 12 101,0 12 101,0 12 101,0 12 226,0 12 226,0

Итого 101 299,5 103 893,5 106 556,0 110 540,5 113 140,5

Источник: таблица составлена по официальным статистическим сборникам РСО-Алания.

Общий объем финансирования складывается из средств на приобретение сельскохозяйственной техники, животных, семян, горюче-смазочных материалов и другие цели. В 2018 году государственная поддержка малых форм хозяйствования, по сравнению 2016 годом, увеличилась на 5256,5 тыс. руб. (рост 5,2%), в том числе из федерального бюджета - на 5006,5 тыс. руб. (6,3%), регионального - 250,0 тыс. руб. (2,3%).

Увеличение государственной поддержки планируется и в 2019-2020 годы. Так, в 2020 году по сравнению с 2018 годом из всех источников финансирования будет выделено больше средств на 6584,5 тыс. руб. (рост 6,2%).

Благодаря приоритетной программе развития сельского хозяйства, включающей 18 подпрограмм, объем инвестиций в сельское хозяйство в 2018 году по сравнению с предыдущим годом вырос на 464 млн. руб. и составил более 1,6 млрд. руб. Объем валовой продукции сельского хозяйства составил 25,8 млрд. руб., индекс производства - 115,7 %.

Собранно зерновых и зернобобовых культур 763,8 тыс. тонн, что превышает рекордный урожай 2014 года на 114 тыс. тонн, а показатель предыдущего года на 130 тыс. тонн (рост на 20,1%).

Вместе с тем, актуальным остается производство продовольственной пшеницы, так как в республику зерно и мука завозятся из других регионов.

Картофеля произведено 99,3 тыс. тонн или на 58,3 % больше, чем в 2017 году и полностью обеспечивает республику продовольственным и семенным картофелем. Более того, объемы производства этой культуры позволяют отгружать семенной картофель и в другие регионы. Применение передовых технологий дают возможность увеличивать объем производства картофеля, но недостаточные мощности хранения сдерживают увеличе-

ние объемов производства. Производство качественных семян требует серьезной работы и назрела необходимость организации их производства не только для собственных нужд, но и для внешнего рынка, как это было до 90-х годов прошлого столетия.

Несмотря на рост производства овощей по сравнению с предыдущим годом на 47,6%, валовой сбор в объеме 28,4 тыс. тонн обеспечивает потребности населения республики всего на 37,0%. Главная причина - отсутствие хранилищ и нехватка перерабатывающих мощностей, и решение проблемы здесь в привлечении инвестиций частных и заемных.

В рамках реализации программы «Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель РСО-Алания на 2014-2020 годы», площади поливных земель увеличились и составляют 15,0 тыс. га. ОАО «Фат-Агро» единственное предприятие, где поливаются картофельные поля. В 2018 году программа развития мелиорации была представлена инвестиционными проектами предприятий Моздокского, Пригородного и Алагирского районов, реализация которых позволит ввести в эксплуатацию 545 га. мелиорируемых земель, с возмещением понесенных затрат в размере 50%.

Флагманами в производстве животноводческой продукции являются Агрохолдинг «Мастер-Прайм Березка» Алагирского района, СПК «Де-Густо» Кировского района, СПК «Горянка» Пригородного района. В Аг-рохолдинге планируется создание крупного комплекса, включающего строительство роботизированной фермы, молокоперерабатывающего завода мощностью до 60 тонн молока в сутки и цеха по производству твердых сыров премиум класса. Общая стоимость проекта составляет 600 млн. руб. и прошел отбор в АО «Корпорация развития Северного Кавказа».

Несомненно, важным является развитие информационных ресурсов сельского хозяйства, тесно связанных с реализацией таких мероприятий как: обеспечение доступности информации по вопросам регулирования для аграрных товаропроизводителей и органов управления агропромышленным комплексом; обеспечение современными техническими средствами, составляющими основу передачи и обработки информационных ресурсов; обеспечение современными информационными технологиями, прикладными программами, совершенствование автоматизированных систем управления сельскохозяйственным производством; совершенствование автоматизированных систем проектирования и математического моделирования; научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области информационного обеспечения сельского хозяйства региона. Результативность первоочередных мероприятий по развитию ресурсной базы сельского хозяйства приведена в таблице.

Следует отметить, что в совокупности осуществление мероприятий по развитию отдельных видов ресурсов направлено на развитие ресурсного потенциала сельского хозяйства РСО - Алания в целом. Последнее, в свою очередь, создает надежную основу для решения стратегической задачи по совершенствованию общей системы государственного регулирования сельскохозяйственного производства.

Проведенный анализ ситуации в аграрной сфере республики показывает, что несмотря на определённые успехи в развитии, предприятия и организации АПК продолжают сталкиваться с рядом проблем, особенно в социально-трудовой сфере, что на фоне снижения реальных доходов, желания собственников решить финансовые проблемы за счет сдерживания роста заработной платы работников и снижения гарантий в сфере труда могут привести к социальному напряжению и углублению кризисных явлений в АПК республики. Уровень заработной платы в сельском хозяйстве является низким и составляет около 12,0 тыс. руб. при средней зарплате по экономике республики - 20,0 тыс. руб.

Таблица 2. Результативность мероприятий по развитию ресурсного потенциала сельского хозяйства региона

Ресурсы Мероприятия Результат

Материально- технические 1. Инвентаризация материально-технических ресурсов 2. Оценка состояния основных и материальных оборотных средств 3. Проектирование обновления материально-технических ресурсов 4. Оптимизация сферы материально-технического обеспечения сельского хозяйства региона 5. Совершенствование структуры и повышение эффективности использования материально-технических ресурсов Модернизация и оптимизация материально-технических ресурсов сельского хозяйства в соответствии с требованиями осуществления современного эффективного аграрного производства

Трудовые 1. Развитие сельских территорий 2. Обеспечение трудовой занятости и усиление мотивации к труду сельского населения 3. Закрепление молодежи на селе 4. Развитие системы профессионального образования и повышения квалификации 5. Обеспечение свободы выбора форм собственности и хозяйствования Стабилизация негативной тенденции оттока трудоспособного населения из сельской местности; обеспечение сельского хозяйства региона трудовыми ресурсами; сохранение сельского уклада жизни

Ресурсы Мероприятия Результат

Материально- технические 1. Инвентаризация материально-технических ресурсов 2. Оценка состояния основных и материальных оборотных средств 3. Проектирование обновления материально-технических ресурсов 4. Оптимизация сферы материально-технического обеспечения сельского хозяйства региона 5. Совершенствование структуры и повышение эффективности использования материально-технических ресурсов Модернизация и оптимизация материально-технических ресурсов сельского хозяйства в соответствии с требованиями осуществления современного эффективного аграрного производства

Земельные 1. Совершенствование практики межотраслевого перераспределения земель 2. Регулирование рынка земель сельскохозяйственного назначения 3. Обеспечение приоритета сельского хозяйства на землю 4. Контроль за использованием и охраной земель 5. Совершенствование сельскохозяйственного землепользования 6. Совершенствование системы земельных платежей 7. Совершенствование практики управления земельными ресурсами Предотвращение разрушения земельно-ресурсного потенциала отрасли; сохранение территориальной основы сельского хозяйства Организация рационального использования земель сельскохозяйственного назначения

Финансовые 1. Совершенствование бюджетного финансирования 2. Упрощение механизма кредитования аграрных товаропроизводителей 3. Совершенствование залоговых инструментов 4. Расширение источников финансирования сельского хозяйства 5. Совершенствование системы налогообложения Создание надежной финансовой основы для устойчивого развития регионального сельского хозяйства; Укрепление финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей

Информационные 1. Обеспечение доступности информации в области развития и регулирования сельского хозяйства 2. Обеспечение современными техническими средствами и технологиями передачи и обработки информации 3. Совершенствование автоматизированных систем управления 4. Развитие систем проектирования и математического моделирования 5. НИР и ОКР в области информационного обеспечения сельского хозяйства Информационное обеспечение организационно-экономических и управленческих процессов, связанных с развитием и регулированием сельского хозяйства в конкурентной среде

Таким образом, эффективное государственное регулирование и господдержка аграрной сферы республики, наряду с совершенствованием нормативного регулирования, требует значительных финансовых вливаний.

Источники:

1. Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 28 октября 2013 г. №392 (в ред. Постановления Правительства РСО-Алания от 14 марта 2017 г. №123) «О государственной программе Республики Северная Осетия-Алания «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2014-2020 годы».

2. Аничин, В.Л. Совершенствование государственного регулирования вос-производственного процесса в сельском хозяйстве / В.Л. Аничин, А.Д. Ел-фимов / Монография. - Белгород: Изд-во БелГАУ, 2015.- 150 С.

3. Боговиз А. Оценка эффективности мер государственной поддержки тепличных комплексов / А. Боговиз // АПК: экономика, управление. 2019. - №2. - 73-82 С.

4. Дзагоева И.Т., Дзагоев В.А., Кодоев В.М. Государственное регулирование, как основа поступательного развития сельского хозяйства РСО-Алания / И.Т. Дзагоева, В.А. Дзагоев, В.М. Кодоев // Вестник академии знаний. Краснодар: Кубанский социально-экономический институт. №25(2). 2018.

5. Дзагоева И.Т., Кодоев В.М. Основные направления и инструменты государственного регулирования сельского хозяйства в условиях возрастающей конкуренции / И.Т. Дзагоева, В.М. Кодоев // XV Всероссийская научно-практическая кон-фекция «Фундаментальные и прикладные разработки естественных и гуманитарных наук: современные концепции, последние тенденции развития» 24 сентября 2018 г. Ростов-на-Дону.

6. Мажигова Е.М., Мисаков В.С., Гоова Р.Х. Систематизация принципов стратегического управления предприятиями/Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2007. Т. 5. № 4-2. С. 152-155.

7. Мисаков В.С Функционально-стоимостный анализ сроков строительства//Бухгалтерский учет. 1985. № 8. С. 0.

8. Мисаков В.С. Новые формы экономической работы в строительстве//Нальчик, 1986.

9. Мисаков В.С., Бут В.В., Аджиева А.Ю. Инновационная инфраструктура как ресурс достижения сбалансированного развития региона//Экономика и предпринимательство. 2017. № 6 (83). С. 200-203.

10. Мисаков В.С., Мальсагов И.А. Экономический анализ - основа самоуправления в производственных объединениях/Нальчик, 1991.

11. Мисаков В.С., Озроков А.О. Методические рекомендации развития информационных технологий в региональных производственных комплексах// Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2013. № 5 (55). С. 115-120.

12. Мисаков В.С., Хапаева Ж.Б Анализ качества и объема аудиторской выборки//Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2013. № 5 (55). С. 121-127.

13. Ногмова Л.А., Мисаков В.С. Формирование экономического потенциала в контексте сбалансированного регионального развития//Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2016. № 3 (71). С. 143-148.

14. Уянаев Б.Б., Мисаков В.С Новая модель развития сельских территорий и обеспечения продовольственной безопасности России//Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2015. № 3 (65). С. 135-140.

15. Черкесов С.Х., Мисаков В.С., Бетрозов М.Х. Противодействие организованной преступности как основа региональной системы экономической безопасности//Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2014. № 4 (60). С. 121-127.

Sources:

1. Decree of the Government of the Republic of North Ossetia-Alania dated October 28, 2013 No. 392 (as amended by the Decree of the Government of RNO-Alania dated March 14, 2017 No. 123) "On the State Program of the Republic of North Ossetia-Alania" Agricultural Development and Regulation markets of agricultural products, raw materials and food "for 2014-2020."

2. Anichin, V.L. Improving the state regulation of the agricultural production reproduction process / V.L. Anichin, A.D. E-Fimov / Monograph. - Belgorod: Publishing house BelGAU, 2015.- 150 C.

3. Bogoviz A. Assessment of the effectiveness of state support measures for greenhouse complexes / A. Bogoviz // APK: economics, management. 2019. - №2. - 73-82 C.

4. Dzagoeva I.T., Dzagoev V.A., Kodoev V.M. State regulation as the basis for the progressive development of agriculture in RNO-Alania / I.T. Dzagoeva, V.A. Dzagoev, V.M. Kodoev // Bulletin of the Academy of Knowledge. Krasnodar: Kuban Social and Economic Institute. No. 25 (2). 2018.

5. Dzagoeva I.T., Kodoev V.M. The main directions and instruments of state regulation of agriculture in conditions of increasing competition / I.T. Dzagoeva, V.M. Kodoev // XV All-Russian Scientific and Practical Collection "Fundamental and applied developments of natural and human sciences: modern concepts, recent development trends" September 24, 2018 Rostov-on-Don.

6. Mazhigova, EM, Misakov, VS, Goova, R.Kh. Systematization of the principles of strategic management of enterprises // Economic Journal of Rostov State University. 2007. V. 5. No. 4-2. Pp. 152-155.

7. Misakov V.S. Functional and cost analysis of construction time // Accounting. 1985. No. 8. P. 0.

8. Misakov V.S. New forms of economic work in construction // Nalchik, 1986.

9. Misakov V.S., But.V.V., Adzhieva A.Yu. Innovative infrastructure as a resource for achieving balanced development of the region // Economy and Entrepreneurship. 2017. No. 6 (83). Pp. 200-203.

10. Misakov V.S., Malsagov I.A. Economic analysis - the basis of self-government in industrial associations // Nalchik,

1991.

11. Misakov V.S., Ozrokov A.O. Guidelines for the development of information technologies in regional industrial complexes // Izvestia of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2013. № 5 (55). Pp. 115-120.

12. Misakov VS, Khapaeva Zh.B. Analysis of the quality and volume of the audit sample // News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2013. № 5 (55). P. 121-127.

13. Nogmova L.A., Misakov V.S. Formation of economic potential in the context of a balanced regional development // News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2016. № 3 (71). Pp. 143-148.

14. Uyanaev BB, Misakov V.S. A new model for the development of rural territories and ensuring food security of Russia // News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2015. № 3 (65). Pp. 135-140.

15. Cherkesov S.Kh., Misakov V.S., Betrozov M.Kh.

Counteraction against organized crime as the basis of the regional economic security system // News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2014. № 4 (60). P. 121-127.

С.Н. Диянова - к.э.н., доцент, зав. кафедрой «Торговля и общественное питания» Краснодарского филиала Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, ([email protected]),

S.N. Diyanova - Ph.D., associate professor, head. Department of Trade and Public Catering of the Krasnodar branch of the Russian Economic University. G.V. Plekhanov;

Е.Н. Данилевская - ст. преподаватель кафедры «Торговля и общественное питания» Краснодарского филиала Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, ([email protected]),

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E.N. Danilevskaya - Art. Lecturer, Department of Trade and Public Catering of the Krasnodar Branch of the Russian Economic University. G.V. Plekhanov.

НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К ПОСТРОЕНИЮ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ

ПРЕДПРИЯТИЙ АПК

SOME APPROACHES TO THE CONSTRUCTION OF A MODEL OF ORGANIZATIONAL ADAPTATION OF PROCESSING ENTERPRISES OF AIC

Аннотация. В условиях возрастающей неопределенности любое предприятие, независимо от формы собственности, вынуждено формировать собственную адаптивную систему управления с целью уравновешивания происходящих воздействий непрерывно меняющейся окружающей среды и обеспечения устойчивого и сбалансированного развития хозяйствующего субъекта в долгосрочной перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.