Исходя из данных полученных из таблицы можно сделать вывод о том, что наибольшее положительно влияние на финансовый результат анализируемой организации оказывает такой фактор как увеличение себестоимости продукции, которая увеличивает прибыль на 10,43 млрд. руб.
Санкции оказали несущественное воздействие на бизнес и его доходность. В качестве мер по реагированию Компания ведет целенаправленную программу импортозамещения услуг и оборудования.
Многие годы инвестиционный профиль Газпром нефти был менее привлекателен из-за риска влияния санкций на разработку новых месторождений, от которых зависел рост компании и которые из-за своей сложности зависели от зарубежных технологий. Анализ отчетности показал, что риски были преувеличены: проекты запущены в срок и развиваются стремительными темпами. Более того, компания рассматривает возможность увеличения пикового объема добычи на этих активах.
Источники:
1. Васильева Л.Ф. Анализ и оценка конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности /Васильева Л.Ф., Купина В.В., Маничкина М.В., Васильева С.О.// Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2017. № 125. С. 180-185.
2. Купина В.В.Реализация направлений развития управленческого учета в принятии краткосрочных решений /Купина В.В., Маничкина М.В., Васильева Л.Ф.//Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2016. № 117. С. 387-400
3. Куприянова Л.М. Финансовый анализ: Учебное пособие / Куприянова Л.М. - М.: ИНФРА -М, 2018. - 157 с.
4. Маничкина М.В. Трансформация категории "доходы" и ее современное содержание в системе бухгалтерского учета организаций спиртовой отрасли/ Маничкина М.В., Купина В.В., Васильева Л.Ф.// Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2014. № 103. С. 446-465. References:
1. Vasilyeva L.F. Analysis and evaluation of competitiveness for enterprises of food industry/ Vasilyeva L.F., Kupina V.V., Manichkina M.V.,Vasilyev S.O.// Polythematic network electronic scientific journal of Kuban state agrarian University. 2017. № 125. P. 180-185.
2. Kupina V.V. Implementation of directions of development of management accounting in making short-term decisions /Ku-pina V. V., Manichkina M. V., Vasilyeva L. F.//Polythematic network electronic scientific journal of Kuban state agrarian University 2016. № 117. P. 387-400
3. Kupriyanova L.M. Financial analysis: Textbook / Kupriyanova L. M. М.: INFRA -М, 2018. - 157 p.
4. Manichkina M.V. Transformation of the category "income" and its modern content in the accounting system of alcohol industry/ Manichkina M. V., Kupina V. V., Vasilyeva L. F. / / Polythematic network electronic scientific journal of Kuban state agrarian University. 2014. № 103. P. 446-465.
DOI: 10.24412/2309-4788-2020-10697
Е.К. Воробей - к.э.н., доцент, декан факультета экономики и процессов управления, Сочинский государственный университет, г. Сочи, [email protected],
E.K. Vorobey - Dean of Economics and Management Processes, PhD, Sochi State University, Sochi,
Russia.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СФЕРЫ РЕКРЕАЦИИ И ТУРИЗМА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
МЕТОДАМИ DEA-АНАЛИЗА В УСЛОВИЯХ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ ASSESSMENT OF THE EFFICIENCY OF THE RECREATION AND TOURISM SECTOR OF THE KRASNODAR TERRITORY
USING DEA ANALYSIS METHODS IN THE NEW REALITY
Аннотация. Объективные количественные оценки эффективности функционирования региональной сферы рекреации и туризма необходимы для наиболее полного использования потенциала приоритетных территорий, определенных Стратегией развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, т.е. в условиях новой реальности. Такие оценки должны базироваться на учете факторов общерегионального и глобального значения в условиях новой реальности, в том числе - негативных факторов, вызванных пандемией COVTD-19 и других подобных событий. Проведенное при помощи метода DEA-анализа исследование деятельности сферы рекреации и туризма Краснодарского края за период с 2015 по 2020 годы позволило проанализировать состояние отрасли в данный период, выявить основные тенденции ее развития и определить ключевые факторы, имеющие наибольшее значение для данной отрасли в условиях новой реальности. Представляется целесообразным распространение полученного опыта на другие приоритетные с точки зрения развития рекреации и туризма регионы России.
Abstract. Objective quantitative assessments of the effectiveness of the regional sphere of recreation and tourism are necessary for the fullest use of the potential of priority territories defined by the Tourism Development Strategy in the Russian Federation for the period up to 2035, i.e. in the context of a new reality. Such assessments should be based on factors of common regional and global importance in the context of the new reality, including the negative factors caused by the pandemic COVID-19 and other similar events. Using the DEA-analysis method, a study of the activities of the recreation and tourism sector of the Krasnodar Territory for the period from 2015 to 2020 made it possible to analyze the state of the industry in this period, identify the main trends in its development and determine the key factors that are most
important for this industry in the new reality. It seems advisable to extend the experience gained to other priority regions of Russia from the point of view of the development of recreation and tourism.
Ключевые слова: DEA-эффективность, сфера рекреации и туризма, региональный туристский продукт, действующие факторы, оценка эффективности.
Keywords: DEA-efficiency, sphere of recreation and tourism, regional tourism product, current factors, efficiency assessment.
Тенденции развития рекреации и условиях новой реальности диктуют необходимость повышения конкурентоспособности российской сферы рекреации и туризма (СРТ) как на внутреннем, так и на международном рынках. Одним из главных направлений в решении данного вопроса является ускоренное развитие приоритетных с точки зрения рекреации и туризма территорий при оказании им всех необходимых мер государственной поддержки [1]. С целью наиболее полного использования потенциала таких территорий будет полезным иметь объективные количественные оценки эффективности функционирования существующей там рекреационно-туристской сферы.
Любая региональная СРТ является крупной хозяйственной системой, испытывающей влияние большого числа самых разнообразных внешних факторов: экономических, политических, правовых, организационных и других, в том числе - непредсказуемых (например - пандемия COVTD-19, стихийные бедствия или другие подобные события). Учет воздействия такого комплекса факторов весьма проблематичен, так как далеко не всегда известен характер влияния того или иного фактора на деятельность системы. В подобных случаях применяются непараметрические методы математического анализа, которые работают на основании лишь имеющихся статических данных, и для которых не требуются какие-либо дополнительные данные о характере взаимосвязи между действующими факторами и результатами функционирования анализируемой системы.
Одним из наиболее перспективных современных методов непараметрического анализа является метод DEA. DEA - анализ (Data Envelopment Analysis - анализ свертки или охвата данных) позволяет на основе достаточно разнородных и не связанных между собой статистических данных получать недвусмысленные интегральные оценки показателей эффективности функционирования различных хозяйственных систем [2-4]. Метод DEA основан на математическом представлении любой хозяйственной системы (субъекта) в виде преобразователя входящих ресурсов (то есть - действующих на систему факторов) в исходящие результаты (продукцию, услуги). Очевидной мерой эффективности функционирования такого преобразователя (0) будет отношение показателя совокупной оценки ценности результатов ( ) к показателю совокупной оценки ценности действующих факторов (X) [2]:
0 = Y / X (1)
Показатели Y и X могут быть представлены в виде линейных функций: функции результатов Y = Е (Uj * Yj) и функции факторов X = Е (Vi * Xi). Тогда для отдельно взятого субъекта (n) мера эффективности будет отношением этих функций:
= ЕЛп)
Е (V * Хт) у '
(] =
(1 = 1,...,1),
где:
Yjn, Хт -результаты деятельности отдельного субъекта и действующие факторы, соответственно; Ц], VI - переменные весовые коэффициенты; I - количество результатов; I - количество факторов.
Наиболее часто используемой разновидностью DEA-анализа является базовая CCR-модель [3-4], которая реализуется следующим образом. Вначале определяется группа анализируемых субъектов (в качестве которых обычно выступают отдельные хозяйственные системы); затем решаются совместные оптимизационные задачи по достижению максимальных значений эффективности 0П для каждого субъекта группы:
0n =
Е (Uj * Yjn) Е (Vi * Xin)
(j = 1,...,J), (i = 1,...,I).
^ Max
(3)
Оптимизация выполняется путем варьирования значений весовых коэффициентов Ц] и VI при выполнений условий нормирования (4) одновременно для всех субъектов группы:
ЕШ™ < 1 (4)
Е (V * Xis) _ у '
(] = 1,...,1),
(1 = 1,...,1), (5 = 1,...,Б),
где 8 - количество субъектов в анализируемой группе,
а также условий неотрицательности весовых коэффициентов:
и] > 0 (5)
VI > 0 (6)
Задача оптимизации задача (3) - (6) сводится к алгоритму линейного программирования (7) -(11), который непосредственно применяется в расчетах эффективности разных систем [3-4]:
0* = Мах Е (Ц| * У]п) (7)
Е (VI * Хт) = 1 (8)
Е (И * У]Б) < Е (VI * Х1Б) (9)
и] > 0 (10)
VI > 0 (11)
(] = 1,.,1), (1 = 1,...,1), (5 = 1,...,Б).
Величина 0* представляет собой оптимальное (максимальное) значение эффективности отдельно взятого субъекта группы. Она характеризует способность данного субъекта достигать максимальных результатов своей деятельности, располагая заранее заданным (ограниченным) набором ресурсов.
В тех случаях, когда в результате проведенных расчетов разные субъекты исследуемой группы показывают одинаковую сто процентную эффективность (что нередко встречается при использовании БЕА-анализа), применяется дополнительный способ ранжирования таких субъектов методом суперэффективности [4,5].
Сущность метода суперэффективности заключается в исключении из группы ограничивающих условий (9) все входных (Хэфф) и выходных ^эфф) параметров отдельно взятого субъекта, показывающего сто процентную эффективность:
Исключаемое условие для отдельного эффективного субъекта:
Е (И] * Уэфф) < Е (VI * Хэфф) (12)
(] = 1,.,1), (1 = 1,...,1).
В результате расчетов получаются значения величин суперэффективности 05ир таких субъектов, которые всегда больше ста процентов (или больше единицы, в зависимости от способа представления результатов: 0яир Ф 0*; 05ир > 1). Ддя изначально неэффективных субъектов (с величиной эффективности менее 100%) рассчитанная суперэффективность 0шр всегда будет равна ранее рассчитанной эффективности 0*: 0шр = 0*; 05ир < 1.
Алгоритм (7) - (12) был применен для оценки эффективности функционирования региональной сферы рекреации и туризма на примере СРТ Краснодарского края в разные годы (с 2015 по 2020 гг.). Помимо получения количественных значений эффективности ставилась задача по выявлению наиболее значимых внешних факторов, которые оказывают наибольшее влияние на СРТ, сами претерпевая при этом значительные изменения на протяжении последних шести лет.
В сфере рекреации и туризма Краснодарский край является одной из наиболее приоритетных территорий России. В регионе имеются все условия, позволяющие достичь современных мировых уровней развития СРТ: благоприятный климат, разнообразные природные условия, популярные курорты, наличие лечебных грязевых и минеральных источников, культурные и исторические достопримечательности, олимпийское наследие и т.д.
В качестве конечного результата деятельности рекреационно-туристской сферы наиболее целесообразно рассматривать относительный вклад суммарного туристского продукта, производимого регионом (РТП), в валовой региональный продукт ВРП, т.е. отношение РТП/ВРП. Традиционный взгляд на туристский продукт заключается в том, что товары и услуг считаются «турпродуктами» только потому, что они созданы предприятиями, предоставляющими собственно «туристские услуги» (гостиницы, туроператоры и т.п.). Существенным недостатком такого подхода является то, что совершенно не учитывается деятельность предприятий, не относящихся непосредственно к туристской сфере, но производящих товары и услуги, часть которых так или иначе потребляется приезжающими в регион туристами и отдыхающими, Это - предприятия торговли, транспорта, общественного питания, культуры, спорта, досуга и развлечений и др. Следует согласиться с мнением авторов [6], что результаты деятельности всех таких предприятий обязательно должны рассматриваться как составляющие РТП, поскольку их продукция и услуги потребляются не только постоянными жителями региона, но и вовлекаемыми в регион турпотоками. Под РТП при этом следует понимать «всё многообразие ансамбля локальных товаров и услуг, воспроизводимых отраслями региона, востребованных потребностями людей, вовлекаемых во входящие и исходящие турпотоки в регионы» [6].
В первом приближении оценить вклад региональных предприятий в производство РТП возможно на основе анализа характера деятельности этих предприятий. Анализ структуры ВРП Краснодарского края [7-8] позволил разделить региональные предприятия на несколько групп по видам хозяйственной деятельности этих предприятий и отношению их к производству регионального турпродукта. Разработан численный алгоритм оценки вклада различных видов региональной хозяйственной деятельности в РТП, согласно которому доля турпродукта в общем производстве по отдельному виду деятельности зависит от следующих факторов:
- величины общего туристского потока в регион (ТП) [9-14],
- среднегодовой продолжительности пребывания туристов и отдыхающих в коллективных средствах размещения (СПП) [15-17],
- численности постоянного (ЧН) и работающего (РН) населения региона [18-19],
- количества рабочих (РД), выходных (ВД) и календарных (КД) дней в анализируемый период [20],
- а также от некоторых других параметров.
Общая величина регионального турпродукта определяется как сумма РТП по отдельным видам экономической деятельности.
Очевидно, что при таком подходе на эффективность функционирования СРТ Краснодарского края в условиях новой реальности будут влиять те же самые многочисленные внешние факторы, которые воздействуют на всю производственную сферу региона в целом. На первом этапе исследования целесообразно среди разнообразия этих факторов выделить наиболее значимые, в условиях новой реальности, и оценить их влияние на СРТ в динамике - на протяжении определенного временного периода.
Для оценки были выбраны пять факторов разного характера, имеющих общерегиональное значение:
1. Капиталовложения в экономику региона в рамках государственной финансовой поддержки (фактор ГП),
2. Инвестиции в основной капитал региона в рамках государственно-частного партнерства (фактор ГЧП),
3. Средства регионального бюджета, затрачиваемые на защиту населения и территории края от ЧС природного и техногенного характера (фактор ЧС),
4. Пассажиропоток через аэропорты региона (АР),
5. Общее количество рабочих дней за анализируемый период (фактор РД).
Учет факторов общерегионального значения, как представляется, должен позволить более адекватно оценивать эффективность деятельности СРТ по сравнению с методами, где применяются исключительно "туристические" действующие факторы (например: в работах [21-22] при оценке туристской сферы итальянских провинций рассматривались сугубо локальные факторы: количество мест в коллективных средствах размещения, количество объектов культурного наследия, количество выпускников туристских учебных заведений, количество работников в туристской сфере). А так же этот подход позволит учесть условия новой реальности функционирования сферы рекреации и туризма. Отметим, существует группа региональных и глобальных факторов, особенно в сложившихся условиях новой реальности, которые трудно или вообще невозможно спрогнозировать, но которые могут оказать на СРТ региона влияние гораздо более сильное, чем перечисленные выше локальные туристские факторы. К таким факторам относятся различные пандемии (в настоящее время это - СОУГО-19), широкомасштабные чрезвычайные ситуации в регионе или стране в целом и т.д., то есть это - факторы, вызванные влиянием неожиданно возникающих непредсказуемых обстоятельств. Учет таких факторов, как показыыают условия новой реальности, крайне важен, так как, во-первых, он позволит наиболее адекватно оценить эффективность СРТ региона, а во-вторых - строить прогнозы относительно состояния данной сферы в будущем (в случае возобновления действия таких факторов) и принимать соответствующие меры.
В настоящей статье действие трудно прогнозируемых (негативных) факторов на СРТ края рассматривалось на примере влияния пандемии СOVID-19 и чрезвычайных ситуаций, т.е. в условиях новой реальности.
Влияние пандемии коронавируса учитывалось по уменьшению общего количества рабочих дней в анализируемом периоде из-за введения карантина (фактор РД) и по снижению транспортных потоков через регион (в данном случае - по снижению пассажиропотока через аэропорты региона - фактор АР).
Ущерб от чрезвычайных ситуаций и комплекс мероприятий по ликвидации их последствий косвенно оценивались по фактическим затратам средств регионального бюджета на защиту населения и территории от ЧС (фактор ЧС), а также по снижению пассажиропотока через аэропорты по аналогии с влиянием пандемии, в условиях новой реальности.
Оценка транспортных потоков именно по авиационному сообщению обусловлена наибольшей популярностью этого вида транспорта среди туристов; кроме того, для международных туристов, прибывающих в Краснодарский край, авиасообщение является практически единственным рациональным способом прибыть к месту назначения.
Таким образом, анализируемые в статье действующие факторы можно условно разделить на две группы:
- Прогнозируемые экономические факторы: ГП и ГЧП,
- Трудно прогнозируемые факторы, обусловленные действием неожиданно возникших обстоятельств в условиях новой реальности: ЧС, АР и РД.
При расчетах эффективности функционирования СРТ Краснодарского края использовались относительные значения действующих факторов 1 - 4, рассчитанные как отношение абсолютного значения фактора к среднему за период с 2015 по 2019 годы. Такой период усреднения был выбран исходя из соображений достаточного
стабильного состояния СРТ и всей экономики региона в этот период. В период с 2015 по 2019 годы не происходило особо значимых глобальных или региональных событий, которые могли бы значительно изменить эффективность функционирования рекреационно-туристской сферы Краснодарского края. По теоретическим соображениям, в данный период времени эффективность СРТ должна была испытывать незначительные колебания относительно некоторого среднего значения без резких скачков в ту или другую сторону. В предшествующие годы (2014г. и ранее) и в последующий (2020г.) эффективность могла сильно отклоняться от средних величин под действием таких мощных глобальных факторов, как: подготовка и проведение Олимпийских игр; введение международных санкций; пандемия СОУГО-19. Т.е. функционирование СРТ Краснодарского края было относительно стабильным, с показателями на повышение эффективности учитывая положительный эффект от проведения XXII Зимних олимпийский игр в г. Сочи в 2014 году и с череду мероприятий международного уровня, в последующие, постолипийские годы.. Относительное значение фактора 5 рассчитано как отношение фактического количества рабочих дней к количеству календарных дней за анализируемый период.
В качестве субъектов оценки эффективности в настоящей статье рассматривались состояния СРТ Краснодарского края в 2015, 2016, 2017, 2018, 2019 и 2020 году.
В таблице 1 представлены использованные для расчетов эффективности показатели деятельности СРТ Краснодарского края. Все показатели соответствуют периоду первых 9 месяцев анализируемого года (для показателя ГЧП - первых 6 месяцев). Рассчитанные относительные величины действующих факторов и результатов деятельности РТС для Е -анализа представлены в таблице 2.
Таблица 1 - Показатели деятельности сферы рекреации и туризма Краснодарского края _(составлено автором)_____
Показатели 2015г. 2016г. 2017г. 2018г. 2019г. 2020г. Ист.
ВРП млн.руб. 1450134 1557453 1670682 1758466 1814325 *1727237 7-8,23
ТП млн.чел. 11,100 11,850 12,000 12,750 12,975 8,743 9-14
СПП дн. 7,33 6,49 6,70 5,99 5,85 **5,36 15-17
ЧН млн.чел. 5,453329 5,513804 5,570945 5,603420 5,648235 5,675462 18
РН млн.чел. 2,546000 2,553000 2,599000 2,603000 2,623000 2,632900 19
ГП млн.руб. 27185 24756 32966 30264 35975 56186 8, 24-28
ГЧП млн.руб. 293451,5 217547,5 251621,5 257658,5 219817,5 150303,3 29-30
ЧС млн.руб. 827 895 752 833 1221 871 8, 24-28
АР млн.чел. 6,503 7,467 8,143 9,230 10,049 9,204 31
РД дн. 182 183 183 182 182 154
ВД дн. 91 91 90 91 91 120 20
КД дн. 273 274 273 273 273 274
Примечания:
*По оценочным данным министерства экономики Краснодарского края [23].
**Приблизительная оценка на основе статистических данных по числу ночевок и численности размещен-
ных лиц в 2020г. [16].
Таблица 2 - Действующие факторы и результаты деятельности сферы рекреации _и туризма Краснодарского края (в относительных единицах) (составлено автором)
Рассчитанные параметры 2015г. 2016г. 2017г. 2018г. 2019г. 2020г.
ГП 0,899 0,819 1,091 1,001 1,190 1,859
ГЧП 1,183 0,877 1,015 1,039 0,886 0,606
ЧС 0,913 0,988 0,830 0,920 1,349 0,962
АР 0,786 0,902 0,984 1,115 1,214 1,112
РД 0,667 0,668 0,670 0,667 0,667 0,562
РТП/ВРП 0,259 0,250 0,257 0,243 0,234 0,134
На рисунках 1 -2 отражено изменение во времени действующих факторов (прогнозируемых - рис.1 и трудно прогнозируемых - рис.2); на рисунке 3 - изменение во времени результата деятельности СРТ Краснодарского края.
□ ГП ■ ГЧП
2015г.
2016г.
2017г.
2018г.
2019г.
2020г.
Рисунок 1 - Динамика изменений действующих факторов ГП и ГЧП (период оценки: первые 9 месяцев 2015-2020г.г.) (составлено автором)
Рисунок 2 - Динамика изменений действующих факторов РД, ЧС и АР (период оценки: первые 9 месяцев 2015-2020г.г.) (составлено автором)
0,300
0,250
0,200
01
± 0,150
I-
о
0,100
0,050
0,000
2015г. 2016г. 2017г. 2018г. 2019г. 2020г.
Рисунок 3 - Динамика изменений результатов деятельности РТС (период оценки: первые 9 месяцев 2015-2020г.г.) (составлено автором)
Как видно из рисунков 1-3, в период с 2019 по 2020 гг. имеет место корреляция между изменениями результатов деятельности СРТ и действующих факторов ГЧП, РД, ЧС и АР. Уменьшение вклада рекреационно-туристской сферы в валовой продукт региона совпадает со снижением показателей по всем вышеперечисленным факторам (главной причиной чего, очевидно, является введение карантинных мер из-за пандемии СОУГО-19), т.е. развитие СРТ региона в 2020 году происходит в условиях новой реальности. Данный факт свидетельствует о наличии прямого или косвенного влияния выбранных действующих факторов на результаты деятельности СРТ края.
Величина РТП/ВРП за первые 9 месяцев 2020 года была почти на 40% меньше аналогичного показателя за 2019 год (табл. 2). Примерно на 30% (по сравнению с аналогичным периодом 2019 года) за первые 9 месяцев 2020 года снизились инвестиционная активность и выделение средств на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций; пассажиропоток через аэропорты края уменьшился на 8%. О крайне неблагоприятном влиянии пандемии коронавируса на СРТ Краснодарского края свидетельствует тот факт, что эти кризисные явления имели место несмотря на существенное (более, чем на 50%) увеличение объема государственной финансовой поддержки.
Кроме того, как видно из рисунка 3, на протяжении всего исследуемого периода имеет место тенденция к уменьшению вклада СРТ в экономику Краснодарского края. Это может быть свидетельством постепенного ослабления положительного влияния факторов, связанных с событием глобального значения на территории края - зимними Олимпийскими играми 2014 года и мероприятиями постолипийского периода.
Результаты выполненных расчетов DEA-эффективности сферы рекреации и туризма Краснодарского края отражены в таблице 3 и на рисунках 4-5. Получены четыре показателя эффективности - два по базовому алгоритму и два по алгоритму суперэффективности (с учетом и без учета инвестиционного фактора).
Таблица 3 - Показатели эффективности функционирования сферы рекреации
и туризма Краснодарского края (в относительных единицах) (составлено автором)
Показатели 2015г. 2016г. 2017г. 2018г. 2019г. 2020г.
0* (базовый алгоритм, учет всех входящих факторов) 1,000 1,000 1,000 0,950 0,936 0,778
0*(без ГЧП) (базовый алгоритм, ГЧП-фактор исключен) 1,000 1,000 1,000 0,940 0,904 0,616
0!Мр (алгоритм суперэффективности, учет всех входящих факторов) 1,189 1,197 1,116 0,950 0,936 0,778
08"Р(без ГЧП) (алгоритм суперэффективности, ГЧП-фактор исключен) 1,189 1,061 1,095 0,940 0,904 0,616
1,000 0,900 0,800 0,700 0,600
сг
0,500
I-
о
0,400 0,300 0,200 0,100 0,000
■ 0*
□ 0*(без ГЧП)
2015г
2016г
2017г
2018г
2019г
2020г
Рисунок 4 - ОЕЛ-эффективность функционирования сферы рекреации и туризма (период оценки: первые 9 месяцев 2015-2020г.г.), в том числе в условиях новой реальности (составлено автором)
1,200 1,100 1,000 0,900 0,800 0,700
сг
0,600
I-
о
0,500 0,400 0,300 0,200 0,100 0,000
2015г 2016г 2017г 2018г 2019г 2020г
Рисунок 5 - БЕЛ-суперэффективность функционирования сферы рекреации и туризма (период оценки:
первые 9 месяцев 2015-2020г.г.), в том числе в условиях новой реальности (составлено автором)
Выполненные расчеты подтверждают предварительный вывод о серьезном негативном влиянии пандемии СОУГО-19 на эффективность функционирования РТС края, которая за первые 9 месяцев 2020 года снизилась почти на 20% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.
О^А-анализ с учетом и без учета фактора ГЧП позволил выявить особую роль инвестиционного фактора (ГЧП) для СРТ Краснодарского края: без инвестиционной поддержки эффективность отрасли была бы на 20% ниже в 2020 году и на 10% ниже в 2016 году (в другие годы эта разница не столь существенна). То есть, инвестиции способны оказывать наибольшее положительное влияние на СРТ именно в критические периоды: в 2020 году во время пандемии СОУГО-19 и в 2016 году (на фоне снижения объема государственной финансовой поддержки - табл.1).
Таким образом, в условиях новой реальности следует уделить особое внимание двум направлениям в политике развития сферы рекреации и туризма Краснодарского края:
- необходимо принимать эффективные меры по увеличению инвестиционной привлекательности отрасли;
- поскольку государственной финансовой поддержки в существующих объемах оказалось недостаточно для преодоления кризиса отрасли в первые 9 месяцев 2020 года, необходимо пересмотреть эти объемы и довести их до необходимого уровня, в условиях новой реальности.
Выводы
1. Получены количественные оценки эффективности функционирования сферы рекреации и туризма региона, в том числе в условиях новой реальности методом Б^А-анализа.
2. Определение эффективности базировалось на факторах и параметрах, имеющих общерегиональное значение, а так же учитывались глобальные, обусловленные действием непредсказуемых обстоятельств, т.е. в условиях новой реальности. Такой подход должен позволить в дальнейшем получать более адекватные оценки эффективности по сравнению с традиционно применяемыми методами, в которых роль действующих факторов выполняют отдельные показатели по исключительно туристской или рекреационной деятельности.
3. В отличие от традиционной схемы применения Б^А-анализа (где проводится сравнение друг с другом разных хозяйственных систем) в настоящей статье сравнивались между собой разные состояния одной и той же системы, анализируемой в различные временные периоды. Это позволяет рассматривать состояние СРТ региона в динамике и выделять главные факторы, оказывающие наибольшее воздействие на данную сферу, особенно в условиях новой реальности.
4. Полученный опыт количественной оценки эффективности функционирования СРТ Краснодарского края может быть распространен на другие приоритетные с точки зрения развития рекреации и туризма регионы России.
Источники:
1. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года [Электронный ресурс]. // Сайт Правительства России URL: http://government.ru/docs/37906/ (дата обращения 18.11.2020).]
2. Федотов Ю. В. Измерение эффективности деятельности организации: особенности метода DEA (анализа свертки данных) // Российский журнал менеджмента. 2012. Т. 10. № 2. С. 51-62.
3. Charnes A., Cooper W. W., Rhodes E. 1978. Measuring the efficiency of décision making units. European Journal of Operational Research 2 (6): 429-444.
4. Порунов А.Н. Оценка сравнительной эффективности государственного менеджмента экологической безопасности в регионе методом DEA-анализа (на примере Приволжского федерального округа) // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». 2016. № 1. С. 104-111.
5. Lissitsa A. Babichev T. Analysis envelope data (DEA) - a modern method of determining the efficiency of production. Discussion Paper №50 (2003). c. 28. InstitutfurAgrarentwicklung in Mittel- und Osteuropa (IAMO). Deutschland. http:// www.iamo.de/ fileadmin/documents/dp50.pdf.
6. Шарафутдинов В.Н., Онищенко Е.В. Ключевые проблемы совершенствования системы управления развитием туризма в регионах России // Sochi Journal of Economy. 2019. Т. 13. № 4. С.413-426.
7. Производство валового регионального продукта [Электронный ресурс]. // Официальный сайт Управления Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея URL: https:// krsdstat.gks.ru/storage/mediabank/Производство%20валового%20регионального%20продукта(1).htm (дата обращения 18.11.2020).
8. Кубань: исполнение бюджета 2019 года [Электронный ресурс]. // Информационный портал "Открытый бюджет Краснодарского края" URL: https://openbudget23region.ru/byudzhet-dlya-grazhdan/byudzhet-dlya-grazhdan-2019/1159-kuban-ispolnenie-byudzheta-2019-goda (дата обращения 18.11.2020).
9. Доклад о результатах за 2015 год и основных направлениях деятельности министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края на 2016-2019 годы [Электронный ресурс]. // Официальный сайт Министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края URL: https://kurort.krasnodar.ru/activity/reports/doklady-o-rezultatakh-i-osnovnykh-napravleniyakh-deyatelnosti/4426510. 16 (дата обращения 18.11.2020).
10. Доклад о результатах за 2016 год и основных направлениях деятельности министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края на 2017-2020 годы [Электронный ресурс]. // Официальный сайт Министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края URL: https://kurort.krasnodar.ru/activity/reports/doklady-o-rezultatakh-i-osnovnykh-napravleniyakh-deyatelnosti/44262 (дата обращения 18.11.2020).
11. Доклад о результатах за 2017 год и основных направлениях деятельности министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края на 2018 -2021 годы [Электронный ресурс]. // Официальный сайт Министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края URL: https://kurort.krasnodar.ru/activity/reports/doklady-o-rezultatakh-i-osnovnykh-napravleniyakh-deyatelnosti/44259 (дата обращения 18.11.2020).
12. Доклад о результатах за 2018 год и основных направлениях деятельности министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края на 2019 -2022 годы [Электронный ресурс]. // Официальный сайт Министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края URL: https://kurort.krasnodar.ru/activity/reports/doklady-o-rezultatakh-i-osnovnykh-napravleniyakh-deyatelnosti/44256 (дата обращения 18.11.2020).
13. Доклад о результатах за 2019 год и основных направлениях деятельности министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края на 2020 -2023 годы [Электронный ресурс]. // Официальный сайт Министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края URL: https://kurort.krasnodar.ru/activity/reports/doklady-o-rezultatakh-i-osnovnykh-napravleniyakh-deyatelnosti/56792 (дата обращения 18.11.2020).
14. В Краснодаре обсудили предварительные итоги летнего курортного сезона-2020 [Электронный ресурс]. // Официальный сайт Министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края URL: https://kurort.krasnodar.ru/news/common/s/common/e/105958 (дата обращения 18.11.2020).
15. Курортно-туристский комплекс Краснодарского края 2015-2019. Статистический сборник / Краснодарстат. Краснодар. 2020. 120с.
16. Основные показатели деятельности коллективных средств размещения в январе-июне 2020 года [Электронный ресурс] . // Официальный сайт Управления Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея URL: https://krsdstat.gks.ru/storage/mediabank/NSDY0uKv/ksr_06.htm (дата обращения: 18.11.2020).
17. Козлов Д.А. Применение контроля продолжительности проживания в гостиничном бизнесе [Электронный ресурс]. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 4-3. С. 605-610 URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=9023 (дата обращения: 18.11.2020).
18. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям [Электронный ресурс]. // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13282 (дата обращения 18.11.2020).
19. Трудовые ресурсы [Электронный ресурс]. // Официальный сайт Управления Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея URL: https://krsdstat.gks.ru/storage/mediabank/ruz0y7z0/trud_res.htm (дата обращения 18.11.2020).
20. Производственный календарь [Электронный ресурс]. // Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ URL: http://www.garant.ru/calendar/ (дата обращения 18.11.2020).
21. Cracolici M.F., Cuffaro M., Nijkamp, P., 2009. Tourism sustainability and economic efficiency - a statistical analysis of italian provinces, Serie Research Memoranda 0023, VU University Amsterdam, Faculty of Economics, Business Administration and Econometrics.
22. Cracolici M.F., Nijkamp, P., Cuffaro M., 2006. Efficiency and Productivity of Italian Tourist Destinations: A Quantitative Estimation based on Data Envelopment Analysis and the Malmquist Method, Tinbergen Institute Discussion Papers 06096/3, Tinbergen Institute.
23. Основные показатели социально-экономического развития Краснодарского края в январе-сентябре 2020 года [Электронный ресурс]. // Официальный сайт Министерства экономики Краснодарского края URL: https://economy.krasnodar.ru/macroeconomics/analiz/krasnodar-region-in-figures/index.php?sphrase_id=42705 (дата обращения 18.11.2020).
24. Кубань: исполнение бюджета 2015 года [Электронный ресурс]. // Информационный портал "Открытый бюджет Краснодарского края" URL: https://openbudget23region.ru/byudzhet-dlya-grazhdan/byudzhet-dlya-grazhdan-2015/791 -broshyura-byudzhet-dlya-grazhdan-ispolnenie-2015 (дата обращения 18.11.2020).
25. Кубань: исполнение бюджета 2016 года [Электронный ресурс]. // Информационный портал "Открытый бюджет Краснодарского края" URL: https://openbudget23region.ru/byudzhet-dlya-grazhdan/byudzhet-dlya-grazhdan-2016/911-kuban-ispolnenie-byudzheta-2016-goda-byudzhet-dlya-grazhdan (дата обращения 18.11.2020).
26. Кубань: исполнение бюджета 2017 года [Электронный ресурс]. // Информационный портал "Открытый бюджет Краснодарского края" URL: https://openbudget23region.ru/byudzhet-dlya-grazhdan/byudzhet-dlya-grazhdan-2017/992-kuban-ispolnenie-byudzheta-2017-goda-byudzhet-dlya-grazhdan (дата обращения 18.11.2020).
27. Кубань: исполнение бюджета 2018 года [Электронный ресурс]. // Информационный портал "Открытый бюджет Краснодарского края" URL: https://openbudget23region.ru/byudzhet-dlya-grazhdan/byudzhet-dlya-grazhdan-2018/1069-kuban-ispolnenie-byudzheta-2018-goda (дата обращения 18.11.2020).
28. Бюджет 2020 года [Электронный ресурс]. // Информационный портал "Открытый бюджет Краснодарского края" URL: https://openbudget23region.ru/byudzhet-dlya-grazhdan/byudzhet-dlya-grazhdan-2020/1153-byudzhet-dlya-grazhdan-k-zakonu-krasnodarskogo-kraya-ot-27-iyulya-2020-g-4340-kz-o-vnesenii-izmenenij-v-zakon-krasnodarskogo-kraya-o-kraevom-byudzhete-na-2020-god-i-na-planovyj-period-2021-i-2022-godov (дата обращения 18.11.2020).
29. Инвестиции в основной капитал [Электронный ресурс]. // Официальный сайт Управления Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея URL: https://krsdstat.gks.ru/storage/media-bank/inv_2019.htm (дата обращения 18.11.2020).
30. Динамика объема инвестиций в основной капитал (январь-июнь 2020г.) [Электронный ресурс]. // Официальный сайт Управления Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея URL: https://krsdstat.gks.ru/storage/mediabank/1sOjompL/inv_0620.htm (дата обращения 18.11.2020).
31. Пассажиропоток через аэропорты Краснодарского края за 2005 - 2019 годы [Электронный ресурс]. // Официальный сайт Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края URL: https://mt.krasnodar.ru/napravleniya/vozdushnyy-transport/statistika/ (дата обращения 18.11.2020).
References:
1. Strategy for the development of tourism in the Russian Federation for the period up to 2035 [Electronic resource]. // Website of the Russian Government URL: http://government.ru/docs/37906/ (date of access 18.11.2020).]
2. Fedotov Yu. V. Measuring the effectiveness of an organization: features of the DEA method (data convolution analysis) // Russian Management Journal. 2012. T. 10. No. 2. P. 51-62.
3. Charnes A., Cooper W. W., Rhodes E. 1978. Measuring the efficiency of decision making units. European Journal of Operational Research 2 (6): 429-444.
4. Porunov A.N. Assessment of the comparative effectiveness of state management of environmental safety in the region by the DEA-analysis method (on the example of the Volga Federal District) // Scientific journal NRU ITMO. Series "Economics and Environmental Management". 2016. No. 1. P.104-111.
5. Lissitsa A. Babichev T. Analysis envelope data (DEA) - a modern method of determining the efficiency of production. Discussion Paper # 50 (2003). c. 28. Institutfur Agrarentwicklung in Mittel- und Osteuropa (IAMO). Deutschland. http: // www.iamo.de/ fileadmin / documents / dp50.pdf.
6. Sharafutdinov V.N., Onishchenko E.V. Key problems of improving the management system for tourism development in the regions of Russia // Sochi Journal of Economy. 2019.Vol. 13.No. 4.P.413-426.
7. Production of the gross regional product [Electronic resource]. // Official website of the Office of the Federal State Statistics Service for the Krasnodar Territory and the Republic of Adygea URL: https: // krsdstat.gks.ru/storage/mediabank/Production of% 20gross% 20regional% 20product(1).htm (date of access 18.11. ...
8. Kuban: execution of the budget of 2019 [Electronic resource]. // Information portal "Open budget of the Krasnodar Territory" URL: https://openbudget23region.ru/byudzhet-dlya-grazhdan/byudzhet-dlya-grazhdan-2019/1159-kuban-ispolnenie-byudzheta-2019-goda (date of access 18.11. 2020).
9. Report on the results for 2015 and the main activities of the Ministry of Resorts, Tourism and Olympic Heritage of the Krasnodar Territory for 2016-2019 [Electronic resource]. // Official website of the Ministry of Resorts, Tourism and Olympic Heritage of the Krasnodar Territory URL: https://kurort.krasnodar.ru/activity/reports/doklady-o-rezultatakh-i-osnovnykh-napravleniyakh-deyatelnosti/4426510. 16 (date of treatment 11/18/2020).
10. Report on the results for 2016 and the main activities of the Ministry of Resorts, Tourism and Olympic Heritage of the Krasnodar Territory for 2017-2020 [Electronic resource]. // Official website of the Ministry of Resorts, Tourism and Olympic Heritage of the Krasnodar Territory URL: https://kurort.krasnodar.ru/activity/reports/doklady-o-rezultatakh-i-osnovnykh-napravleniyakh-deyatelnosti/44262 (access date 11/18/2020 ).
11. Report on the results for 2017 and the main activities of the Ministry of Resorts, Tourism and Olympic Heritage of the Krasnodar Territory for 2018-2021 [Electronic resource]. // Official website of the Ministry of Resorts, Tourism and Olympic Heritage of the Krasnodar Territory URL: https://kurort.krasnodar.ru/activity/reports/doklady-o-rezultatakh-i-osnovnykh-napravleniyakh-deyatelnosti/44259 (access date 11/18/2020 ).
12. Report on the results for 2018 and the main activities of the Ministry of Resorts, Tourism and Olympic Heritage of the Krasnodar Territory for 2019-2022 [Electronic resource]. // Official website of the Ministry of Resorts, Tourism and Olympic Heritage of the Krasnodar Territory URL: https://kurort.krasnodar.ru/activity/reports/doklady-o-rezultatakh-i-osnovnykh-napravleniyakh-deyatelnosti/44256 (access date 11/18/2020 ).
13. Report on the results for 2019 and the main activities of the Ministry of Resorts, Tourism and Olympic Heritage of the Krasnodar Territory for 2020-2023 [Electronic resource]. // Official website of the Ministry of Resorts, Tourism and Olympic Heritage of the Krasnodar Territory URL: https://kurort.krasnodar.ru/activity/reports/doklady-o-rezultatakh-i-osnovnykh-napravleniyakh-deyatelnosti/56792 (access date 11/18/2020 ).
14. In Krasnodar discussed the preliminary results of the summer resort season-2020 [Electronic resource]. // Official website of the Ministry of Resorts, Tourism and Olympic Heritage of the Krasnodar Territory URL: https://kurort.krasno-dar.ru/news/common/s/common/e/105958 (date of treatment 11/18/2020).
15. Resort and tourist complex of the Krasnodar Territory 2015-2019. Statistical collection / Krasnodarstat. Krasnodar. 2020.120s.
16. Basic performance indicators of collective accommodation facilities in January-June 2020 [Electronic resource]. // Official site of the Office of the Federal State Statistics Service for the Krasnodar Territory and the Republic of Adygea 1.URL: https://krsdstat.gks.ru/storage/mediabank/NSDYOuKv/ksr_06.htm (date accessed: 18.11.2020).
17. Kozlov D.A. Application of control over the duration of residence in the hotel business [Electronic resource]. // International Journal of Applied and Fundamental Research. 2016. No. 4-3. Pp. 605-610 URL: https://applied-research.ru/ru/arti-cle/view?id=9023 (date accessed: 18.11.2020).
18. The population of the Russian Federation by municipalities [Electronic resource]. // Official website of the Federal State Statistics Service URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13282 (date of treatment 11/18/2020).
19. Labor resources [Electronic resource]. // Official website of the Office of the Federal State Statistics Service for the Krasnodar Territory and the Republic of Adygea URL: https://krsdstat.gks.ru/storage/mediabank/ruz0y7z0/trud_res.htm (date of treatment 11/18/2020).
20. Production calendar [Electronic resource]. // Information and legal portal GARANT.RU URL: http://www.garant.ru/calen-dar/ (date of treatment 11/18/2020).
21. Cracolici M.F., Cuffaro M., Nijkamp, P., 2009. Tourism sustainability and economic efficiency - a statistical analysis of italian provinces, Serie Research Memoranda 0023, VU University Amsterdam, Faculty of Economics, Business Administration and Econometrics.
22. Cracolici M.F., Nijkamp, P., Cuffaro M., 2006. Efficiency and Productivity of Italian Tourist Destinations: A Quantitative Estimation based on Data Envelopment Analysis and the Malmquist Method, Tinbergen Institute Discussion Papers 06-096 / 3, Tinbergen Institute.
23. The main indicators of the social and economic development of the Krasnodar region in January-September 2020 [Electronic resource]. // Official website of the Ministry of Economy of the Krasnodar Territory URL: https://economy.krasno-dar.ru/macroeconomics/analiz/krasnodar-region-in-figures/index.php?sphrase_id=42705 (date of treatment 11/18/2020).
24. Kuban: budget execution in 2015 [Electronic resource]. // Information portal "Open budget of the Krasnodar Territory" URL: https://openbudget23region.ru/byudzhet-dlya-grazhdan/byudzhet-dlya-grazhdan-2015/791-broshyura-byudzhet-dlya-gra-zhdan-ispolnenie-2015 (access date 11/18/2020).
25. Kuban: budget execution of 2016 [Electronic resource]. // Information portal "Open budget of the Krasnodar Territory" URL: https://openbudget23region.ru/byudzhet-dlya-grazhdan/byudzhet-dlya-grazhdan-2016/911-kuban-ispolnenie-byudzheta-2016-goda-byudzhet-dlya- grazhdan (date of treatment 11/18/2020).
26. 26. Kuban: execution of the budget of 2017 [Electronic resource]. // Information portal "Open budget of the Krasnodar Territory" URL: https://openbudget23region.ru/byudzhet-dlya-grazhdan/byudzhet-dlya-grazhdan-2017/992-kuban-ispolnenie-byudzheta-2017-goda-byudzhet-dlya- grazhdan (date of treatment 11/18/2020).
27. Kuban: budget execution of 2018 [Electronic resource]. // Information portal "Open budget of the Krasnodar Territory" URL: https://openbudget23region.ru/byudzhet-dlya-grazhdan/byudzhet-dlya-grazhdan-2018/1069-kuban-ispolnenie-byudzheta-2018-goda (date of access 18.11. 2020).
28. Budget 2020 [Electronic resource]. // Information portal "Open budget of the Krasnodar Territory" URL: https://openbudget23region.ru/byudzhet-dlya-grazhdan/byudzhet-dlya-grazhdan-2020/1153-byudzhet-dlya-grazhdan-k-za-konu-krasnodarskogo-kraya- ot-27-iyulya-2020-g-4340-kz-o-vnesenii-izmenenij-v-zakon-krasnodarskogo-kraya-o-kraevom-byudzhete-na-2020-god-i-na-planovyj-period-2021- i-2022-godov (date of treatment 11/18/2020).
29. Investments in fixed assets [Electronic resource]. // Official website of the Office of the Federal State Statistics Service for the Krasnodar Territory and the Republic of Adygea URL: https://krsdstat.gks.ru/storage/mediabank/inv_2019.htm (date of treatment 11/18/2020).
30. Dynamics of the volume of investments in fixed assets (January-June 2020) [Electronic resource]. // Official website of the Office of the Federal State Statistics Service for the Krasnodar Territory and the Republic of Adygea URL: https://krsdstat.gks.ru/storage/mediabank/1sOjompL/inv_0620.htm (date of treatment 11/18/2020).
31. Passenger traffic through the airports of the Krasnodar Territory for 2005 - 2019 [Electronic resource]. // Official website of the Ministry of Transport and Roads of the Krasnodar Territory URL: https://mt.krasnodar.ru/napravleniya/vozdushnyy-transport/statistika/ (date of treatment 11/18/2020).