Источники:
1. Ладыженский Распределенные информационные системы и базы данных [электронный ресурс] URL: http://arti-cles.org.ru/cfaq/index.php?qid=1306&catid=54 (дата обращения: 18.03.2019)
2. Гаврилов Л.П. Инновационные технологии в коммерции и бизнесе [электронный ресурс] URL: https://studme.org/1211102220569/informatika/inno-vatsionnye_tehnologii_v_kommer tsii_i_biznese (дата обращения: 03.03.2019)
3. Карты покрытия сотовых операторов [электронный ресурс] URL: https://4g-faq. ru/karty-pokrytiya/ (дата обращения: 28.03.2019)
4. Официальный сайт оператора МегаФон [электронный ресурс] URL: https://www.me-gafon.ru/ (дата обращения: 12.03.2019)
5. Официальный сайт оператора [электронный ресурс] URL: Билайн https://www.bee-line.ru/ (дата обращения: 12.03.2019)
6. Официальный сайт оператора МТС [электронный ресурс] URL: https://www.mts.ru/ (дата обращения: 12.03.2019)
7. Официальный сайт оператора Теле-2 [электронный ресурс] URL: Tele2 https://tele2.ru/ (дата обращения: 12.03.2019)
8. Официальный сайт оператора Yota [электронный ресурс] URL: Yota https://www.yota.ru/ (дата обращения: 12.03.2019)
9. NFC-метки. Официальный сайт Android Pay [электронный ресурс] URL: https://android-pays.ru/nfc-metki-dlya-oplaty.html (дата обращения: 04.04.2019)
Sources:
1. Ladyzhensky Distributed Information Systems and Databases [electronic resource] URL: http://articles.org.ru/cfaq/in-dex.php?qid= 1306&catid=54 (circulation date: 03/18/2019)
2. Gavrilov L.P. Innovative technologies in commerce and business [electronic resource] URL: https://studme.org/1211102220569/informatika/inno-vatsionnye_tehnologii_v_kommer tsii_i_biznese (appeal date: 03/03/2019)
3. Coverage maps of mobile operators [electronic resource] URL: https: // 4g-faq. ru / karty-pokrytiya / (appeal date: 03/28/2019)
4. The official website of the operator MegaFon [electronic resource] URL: https://www.me-gafon.ru/ (appeal date: 12.03.2019)
5. The official site of the operator [electronic resource] URL: Beeline https://www.bee-line.ru/ (request date: 12.03.2019)
6. The official website of the operator MTS [electronic resource] URL: https://www.mts.ru/ (access date: 12.03.2019)
7. The official site of the operator Tele-2 [electronic resource] URL: Tele2 https://tele2.ru/ (request date: 12.03.2019)
8. The official website of the operator Yota [electronic resource] URL: Yota https://www.yota.ru/ (access date: 12.03.2019)
9. NFC tags. The official website of Android Pay [electronic resource] URL: https://android-pays.ru/nfc-metki-dlya-oplaty.html (appeal date: 04/04/2019)
УДК 338.24
Н.В. Елисеева - профессор, доктор географических наук, Академия маркетинга и социально-информационных, технологий - ИМСИТ, envves@mail.ru,
N. V. Eliseeva - professor, doctor of geographical sciences, Academy of marketing and social information technologies - IMSIT.
СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ CONDITION, PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF TOURISM IN THE KRASNODAR REGION
Аннотация. В статье рассмотрены состояние, проблемы и перспективы развития туризма. Туризм является одним из главных составляющих экономики Краснодарского края. Установлено, что главное это создание условий для привлечения и увеличения туристического потока на территории края. Для этого активно нужно обеспечить сохранность и развитие, эффективность функционирования объектов олимпийского наследия, включая развитие олимпийского туризма. Важно разработать программу продвижения санаторно-курортного и туристического комплекса Краснодарского края на мировом и внутреннем туристских рынках. Черноморское побережье быстро развивается, но для равномерного освоения территорий важно на северном макросклоне Кавказского государственного биосферного заповедника (плато ЛагоНаки) построить с помощью итальянских инвесторов конкурентоспособный горноклиматический курорт, который позволит каждого, кто приезжает на отдых, сделать постоянным туристом. Край является лидером классификации гостиниц и других средств размещения, а также пляжи и горнолыжные трассы. Для быстрого роста потока туристов в край необходимо предоставить туристам комфортные условия размещения и сервис европейского уровня при этом сохранить самобытную среду малых поселений традиционно привлекательных для туристов
Annotation. The article describes the current status, problems and prospects of tourism. Tourism is one of the main components of the economy of Krasnodar region. It was established that the main thing is creating conditions to attract and increase tourist flow on the territory of the region. To do this, you need to actively ensure the preservation and development of the operational effectiveness of the Olympic heritage objects, including the development of Olympic tourism. It is important to develop a programme of promotion of sanatorium-resort and tourist complex of Krasnodar region on the world and domestic tourism markets. The Black Sea coast is rapidly evolving, but for development is important in the North Caucasus State biosphere reserve makrosklone (plateau Lagonaki) built by Italian investors competitive the mountain resort, which will allow everyone who comes to rest, make permanent tourist. Edge is the
leader of the classification of hotels and other accommodation facilities, as well as beaches and ski slopes. For rapid growth of the flow of tourists to the province must provide tourists comfortable accommodation and service of the European level while keeping the original small settlement Wednesday traditionally attractive for tourists.
Ключевые слова: мониторинг, рынок, туризм, услуги, экскурсии
Key words: monitoring, market, tourism, services, excursions
Об уникальности Краснодарского края и его привлекательности для туристов очень много написано, проанализировано и разработано множество проектов использования. Сочетание сложнейших ландшафтов, климатических условий, наличия горных и степных рек, двух теплых морей, лесов и степей, минеральных источников и лечебных грязей дает возможность круглогодичного отдыха на любой вкус.
В течение многих лет отдых в Сочи был несбыточной мечтой для трудящихся. Исследования показали, что в 1995 году из 95 здравниц нормально могли функционировать только 10. Основное объяснение заключалось в экономическом спаде. Но причина была в неумении работать в условиях рынка.
Поэтому целью исследования явилось изучение перспектив развития туризма в Краснодарском крае, создание условий для привлечения и увеличения туристского потока. Для этого была изучена удовлетворенность предоставляемыми услугами. В качестве метода использовали соцопрос, где респонденты выбирались случайно.
Первые социологические исследования развития туризма в Краснодарском крае были проведены в 1995 году и показали, что в России толь ко 22% населения знает Сочи, а за рубежом 0,7%. Большинство населения не представляло, какие услуги там предоставляются, и чем знамениты сочинские здравницы, потому что не было должной рекламы. Необходимо было срочно налаживать прямые связи с субъектами Федерации, приглашать руководителей на выставки-ярмарки, где презентовался комплекс предоставляемых услуг, была подготовлена визитная карточка Сочи. Реклама активно была разослана повсюду.
В это время активно начал развиваться выездной туризм, поскольку на внутреннем туристическом рынке не предоставлялись услуги, на которые надеялись отдыхающие. В это время 80% оборота турфирм составлял выездной туризм [1].
Срочно нужно было развивать новые направления туризма, потому что к началу 2000-х годов многие пришли к выводу, что отдыхать лучше в привычной бытовой и языковой среде. Поэтому нужно бороться за своего отдыхающего, предоставлять широкие возможности не только лечения, но и просто здорового отдыха. Для привлечения туристов нужны инвестиции, поскольку в государственном бюджете не было денег для развития внутреннего туризма.
В настоящее время разрабатывается новая стратегия развития туризма. Внутренний и въездной туризм является приоритетным направлением. Необходимо было проводить реконструкцию существующего фонда санаторно-курортного и туристского комплекса края, строить современные гостиницы, создавать комфортные условия отдыхающим, разрабатывать новые привлекательные маршруты, потому что только пляжный туризм уже не устраивал [2].
В развитии туризма важно понять, что интенсивное развитие туризма необходимо для улучшения экономики региона, социальной составляющей, культурного обмена и укрепления толерантности между людьми.
Толчком к развитию туристической отрасли края стали XXII Зимние Олимпийские и XI параолимпий-ских Игры, а также санкции европейских государств. После Олимпиады стали всемирно известными Красная Поляна и Сочи, и в целом Краснодарский край. Это ведет к тому, что проявляется долгосрочный интерес к активному развитию туристской инфраструктуры края, а Черноморское побережье становится высокоразвитым туристическим центром мирового уровня.
Отрадно, что наряду с Сочинскими курортами привлекательными стали для туристов и зарубежных инвесторов, особенно итальянцев, Апшеронский и Белореченский районы, а для немцев - Мостовской. Итальянцы создали новую горнолыжную структуру на ЛагоНакском плато. Для привлечения иностранцев на курорты Краснодарского края, Горячий Ключ стал особенно перспективным из-за минеральных источников и экологически чистого воздуха. На реке Белой проводят соревнования по рафтингу. В 2009 г. открылся первый и единственный в России геопарк. У Краснодарского края большие перспективы для развития и организации туристической деятельности.
Но есть и недостатки:
- недостаточное благоустройство пляжных территорий и улучшение экологии курортов;
- неэффективно используются природные ресурсы;
- не регулярный мониторинг состояния окружающей среды на курортах края;
- низкий уровень подготовки работников санаторно-курортного и туристского комплекса;
- ярко выраженная сезонность функционирования большинства предприятий в санаторно-курортном и туристском комплексе.
Решение этих проблем, является приоритетным направлением социально-экономического развития региона. Необходимо создать программу первоочередных задач, ориентироваться на консолидированные инвестиционные средства, установив режим наибольшего благоприятствования для приоритетных инвесторов. Также
важно наличие законодательства Краснодарского края, которое обеспечит прозрачность инвестиционного процесса, стабильность правового поля, защиту прав инвестора как собственника и льготные условия работы предприятий в период реализации инвестиционного проекта. Поэтому необходимо продолжить работу по совершенствованию законодательства Краснодарского края, стимулирующего инвестиционную деятельность.
Для быстрого роста потока туристов в край необходимо предоставить туристам комфортные условия размещения и сервис европейского уровня при этом сохранить самобытную среду малых поселений традиционно привлекательных для туристов [4]. По данным Управления Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея в 2014 году на территории Краснодарского края осуществляли прием отдыхающих 1622 коллективных средства размещения, темп роста составил 0,8% к 2013 году; коечная емкость коллективных средств размещения составила 222,8 тыс. койко-мест, темп роста к 2013 году - 3,5%.
Фактические значения целевых показателей, относительно плановых, ежегодно значительно выше. Если число отдыхающих посетивших Краснодарский край в 2014 году составило 14 млн., в 2016 году - 16 млн., а в 2018 году больше 17 млн. Отмечается ежегодное увеличение туристов более чем на миллион человек. Руководство Краснодарского края поставило задачу к 2030 году принять более 22 млн. человек.
Таблица 1 - Планируемые показатели развития санаторно-курортного и туристского комплекса в рамках реализации государственной программы Краснодарского края [4]_
№ Наименование целевого показателя Единица измерения 2014 2016 2017 2018 2019 2020 2021
1 Число отдыхающих в Краснодарском крае млн. чел. 13,8 14,1 16,2 16,2 16,9 17,3 17,8
2 Объем инвестиций в основной капитал организаций санаторно-курортного и туристского комплекса млрд. руб. 54,6 1,0 9,6 10,0 10,4 10,8 11,2
3 Объем услуг (доходов) санаторно-курортного и туристского комплекса, из них млрд. руб 87,6 57,6 124,7 134,7 136,4 142,2 148,5
4 Налоговые поступления от деятельности санаторно-курортного и туристского комплекса в консолидированный бюджет Краснодарского края млрд. руб 5,6 6,5 6,8 7,5 9,5 9,7 9,9
Такие глобальные задачи ставятся, потому что туризм является важнейшим фактором развития экономики края. Президент также подчеркнул высокий потенциал туристической отрасли для федерального и регионального бюджета и создание новых рабочих мест. Для этого необходимо разрабатывать и развивать новые перспективные виды туризма. Кубань является лидером по темпам развития относительно других регионов. В 2018 году 43 гостиницы и отеля Анапы, Геленджика, Сочи и Туапсинского района ввели стандарт по предоставлению услуг «Все включено». Такая система позволяет улучшить качество обслуживания и повышает привлекательность объектов санаторно-курортного комплекса.
Министерство курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края отмечает активное развитие таких направлений туризма как: пляжный, аграрный, горнолыжный, круизный, гастрономическая карта, олимпийский, формула 1 и др. Установлено, что туриндустрия стимулирует 53 отрасли экономики, способствует развитию малого и среднего бизнеса, увеличению объемов экспорта и налоговых поступлений в бюджеты всех
уровней, повышению качества жизни населения, обеспечивает занятость и самозанятость населения края. Министерством разработана «Концепция развития санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края до 2030 года».
По результатам аналитического агентства «ТурСтат» составлен рейтинг самых популярных у иностранных туристов регионов и городов России в 2018 году. В топ-5 попал Краснодарский край и Крым - посетили более чем по 1 млн. иностранцев.
Краснодарский край в 2018 году посетило более 17 млн. человек. Это рекорд, потому что прогнозам аналитиков ожидался отток туристов в Крым с открытием крымского моста. Край принимает треть турпотока в России, он вошел в топ-10 лучших экскурсионных направлений, а ранее вошел в топ-3 туристического рейтинга России. Из приведенного анализа очевидна перспектива развития различных видов туризма Краснодарского края.
Источники:
1. Панов С., Мухина Г. Курорты без курортников. //Российская Федерация общественно-политический журнал. 1995 (15/95). - С. 30-33.
2. Асланова Э.Г., Елисеева Н.В. Курортно-рекреационный потенциал Краснодарского края - уникальный регион для въездного туризма. //Вестник Академии знаний. 2017. - С. 17-21.
3. Берлин С.И., Петров Д.В. Стратегические перспективы развития туристского комплекса Краснодарского края //Теория и практика общественного развития. 2015. №20. URL://teoria-practica.ruras/files/arhiv_zurnala/2015/20/econom-ics/berlin-petrov.pdf.
4. Государственная программа Краснодарского края «Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса» и о внесении изменения в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 4 октября 2011 года N 1129 «О предоставлении и распределении субсидий из краевого бюджета местным бюджетам муниципальных образований Краснодарского края» (с изменениями на 17 мая 2019 года) URL:// http://docs.cntd.ru/document/550836264
Sources:
1. Panov S., Mukhina G. Resorts without visitors. Russian Federation socio-political magazine. 1995 (15/95). -S. 3033.
2. Aslanova E. G.., Eliseeva N.V. Resort-recreational potential of Krasnodar region is a unique region for tourism.// Bulletin of the Academy of knowledge. 2017. - Pp. 17-21.
3. Berlin S.I., Petrov D.V. Strategic prospects for the development of the tourist complex of the Krasnodar Territory //Theory and practice of the cociety-development. 2015. №20. URL://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zurnala/2015/20/econom-ics/berlin-petrov.pdf.
4. The State program development of the Krasnodar territory of sanatorium-resort and tourist complex" and on amendments to the Decree of the head of Administration (Governor) of Krasnodar region from year N October 4, 2011.11.29 «on granting and subsidies from the provincial budget to local budgets of municipalities of Krasnodar region» (with amendments on May 17, 2019 onwards). URL: // http://docs.cntd.ru/document/550836264
В.В. Ермоленко - доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой общего, стратегического, информационного менеджмента и бизнес - процессов, Кубанского государственного университета, Oleda93@gmail.com,
V.V. Ermolenko - Doctor of Economics, Associate Professor, Head of the Department of General, Strategic, Information Management and Business Processes, Kuban State University;
Д.В. Ланская - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры общего, стратегического, информационного менеджмента и бизнес - процессов Кубанского государственного университета, Oleda93@gmail.com,
D.V. Lanskaya - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Associate Professor of the Department of General, Strategic, Information Management and Business Processes Kuban State University;
А.Е. Яковленко - студентка магистерской программы «Организационное проектирование систем управления» Кубанского государственного университета, Oleda93@gmail.com,
A.E. Yakovlenko - student of the master's program "Organizational control systems design " Kuban State University.
РЫНОЧНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ И СЕРВИСНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОСИСТЕМЫ MARKET-ORIENTED AND SERVICE ACTIVITY OF THE INNOVATIVE ECOSYSTEM
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных
исследований (проект №18-010-00220)
Аннотация. Статья посвящена решению актуальной практической задачи обеспечения качественного сервисного сопровождения инновационной деятельности в университете. Авторами определены ключевые проблемы функционирования инновационной экосистемы в условиях сервитизации, обоснована авторская позиция