Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ ПРИ КОНТРОЛЕ СТАНДАРТА РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ'

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ ПРИ КОНТРОЛЕ СТАНДАРТА РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
49
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / КОНКУРЕНЦИЯ / ОРГАНЫ ВЛАСТИ / REGIONAL POLICY / COMPETITION / AUTHORITIES

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Азарова Н.А., Небесная А.Ю., Свиридов А.С., Сухорукова В.В.

В статье предлагается интегральный подход к оценке эффективности деятельности региональных и муниципальных органов власти по внедрению Стандарта развития конкуренции в субъектах РФ на примере Воронежской области. Результаты оценки эффективности деятельности региональных и муниципальных органов власти по содействию развитию конкурентной среды могут быть использованы для выявления проблемных сфер государственного управления, выработки управленческих воздействий по минимизации негативных воздействий и поддержанию положительных тенденций развития в соответствующих сферах. Также данный механизм может использоваться в качестве инструмента вовлечения муниципальных образований в работу по совершенствованию региональной конкурентной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Азарова Н.А., Небесная А.Ю., Свиридов А.С., Сухорукова В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF EFFICIENCY OF THE ACTIVITIES OF REGIONAL AUTHORITIES IN CONTROL OF THE STANDARD OF COMPETITION DEVELOPMENT

The article proposes an integral approach to assessing the effectiveness of the activities of regional and municipal authorities on the introduction of the Standard for the Development of Competition in the Subjects of the Russian Federation on the Example of the Voronezh Region. The results of the assessment of the effectiveness of the activities of regional and municipal authorities to promote the development of a competitive environment can be used to identify problem areas of public administration, develop management actions to minimize negative impacts and maintain positive development trends in relevant areas. Also, this mechanism can be used as a tool for involving municipal entities in the work to improve regional competition policy.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ ПРИ КОНТРОЛЕ СТАНДАРТА РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ»

УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКОЙ РЕГИОНА

УДК 332. 1

Н. А. Азарова,

A. Ю. Небесная, А. С. Свиридов,

B. В. Сухорукова

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ ПРИ КОНТРОЛЕ СТАНДАРТА РАЗВИТИЯ

КОНКУРЕНЦИИ

Аннотация: в статье предлагается интегральный подход к оценке эффективности деятельности региональных и муницип альных органов власти по внедрению Ст андарта развития конкуренции в субъектах РФ на примере Воронежской области. Результаты оценки эффективности деятельности региональных и муниципальных органов власти по содействию развитию конкурентной среды могут быть использованы для выявления проблемных сфер государственного управления, выработки управленческих воздейст вий по минимизации негативных воздействий и поддержанию положительных тенденций развития в соответст вующих сферах. Также данный механизм может использоваться в качест ве инструмента вовлечения муницип альных образований в работу по совершенствованию региональной конкурентной политики.

Ключевые слова: региональная политика, конкуренция, органы власти.

УДК 332. 1

N. A. Azarova, A. Yu. Nebesnaya,

A. S. Sviridov,

V. V. Suhorukova

EVALUATION OF EFFICIENCY OF THE ACTIVITIES OF REGIONAL AUTHORITIES IN CONTROL OF THE STANDARD OF COMPETITION

DEVELOPMENT

Abstract: the article proposes an integral approach to assessing the effectiveness of the activities of regional and municipal authorities on the introduction of the Standard for the Development of Competition in the Subjects of the Russian Federation on the Example of the Voronezh Region. The results of the assessmen t of the effectiveness of the activities of regional and municipal authorities to promote the development of a competitive environment can be used, to identify problem areas of public adm in istration, develop management action s to minimize negative impacts and maintain positive development trends in relevant areas. Also, this mechanism can be used as a tool for involving mun icipal en tities in the work to improve regional competition policy.

Keywords: regional policy, competition, authorities.

Введение

Единообразный подход и объективность оценки эффективности работы по внедрению стандарта муниципальных органов власти были обеспечены в Воронежской области за счет разработки типовой формы соглашения между региональными и муниципальными органами власти области

в части содействия развитию конкурентной среды. При оценке деятельности региональных и муниципальных органов власти по содействию развитию конкурентной среды полное применение данного подхода затруднено в силу четкого разграничения зон ответственности исполнительных органов государственной области. Однако

принципы и инструменты, используемые при оценке эффективности деятельности муниципальных органов власти, позволяют сформировать единый подход и сопоставимость оценки работы по внедрению Стандарта.

Оценка эффективности деятельности региональных и муниципальных органов власти по внедрению стандарта развития конкуренции в субъектах РФ

В подходе к оценке эффективности деятельности региональных и муниципальных органов власти по внедрению Стандарта развития конкуренции в субъектах РФ на территории Воронежской области мы предлагаем использовать как качественную оценку деятельности исполнительных органов государственной власти области в части мониторинга состояния и развития конкурентной среды на региональных товарных рынках (0}), так и количественную оценку показателей содействия развития конкуренции (02), закрепленных в соответствующих нормативных документах региона, таких как план мероприятий «дорожной карты» [1].

Интегральная оценка деятельности региональных органов власти по содействию развитию конкуренции (ИО) измеряется в процентах и рассчитывается по формуле:

#0 = 0,3x0! +О,7х02, (1)

Основой качественной оценки деятельности региональных органов власти по содействию развитию конкуренции (О;) являются такие направления как проведение опросов по поводу удовлетворенности потребителей и предпринимателей состоянием ценовой конкуренции на подведомственных рынках, мониторинг наличия на них административных барьеров, анализ жалоб и обращений от населения и предпринимателей [2], разработка превентивных мер по их устранению и предотвращению [3].

Оценка деятельности региональных органов власти по внедрению Стандарта развития конкуренции (О,) формируется по следующим направлениям:

— мониторинг состояния и развития конкурентной среды на товарных рынках

и удовлетворенности субъектов предпринимательской деятельности состоянием ценовой конкуренции на товарных рынках, анализ жалоб и обращений от предпринимателей в подведомственной сфере;

— мониторинг состояния и развития конкурентной среды на товарных рынках и удовлетворенности потребителей качеством товаров, работ и услуг и состоянием ценовой конкуренции на товарных рынках, анализ жалоб и обращений от населения в подведомственной сфере;

— мониторинг деятельности хозяйствующих субъектов в подведомственной сфере, доля регионального участия в которых составляет 50 и более процентов.

Обеспечение проведения мониторинга состояния и развития конкурентной среды оценивается по четырехбалльной шкале: 0 — выборка не обеспечена, 1 — выборка обеспечена частично, 2 — выборка обеспечена в полном объеме, 3 — выборка обеспечена в полном объеме в срок, проведен анализ жалоб и обращений.

Результаты проведения мониторинга деятельности хозяйствующих субъектов в подведомственной сфере, доля регионального участия в которых составляет 50 и более процентов, оцениваются по трехбалльной шкале: 0 — информация не предоставлена, 1 — информация предоставлена частично, 2 — информация предоставлена в полном объеме.

Суммарный балл качественной оценки деятельности региональных органов власти по внедрению Стандарта развития конкуренции, полученный исполнительным органом государственной власти, переводится в проценты из расчета максимальной оценки — 100 %. Его весовая доля в интегральной оценке составляет 30 %.

Базой для количественной оценки работы по развитию конкуренции региональных органов власти (02) прежде всего являются показатели, отражающие эффективность реализации мероприятий «дорожной карты» [2] по содействию развитию конкуренции в регионе, как на приоритетных [1] и социально значимых рынках [3], так и в части системных мер.

Данные показатели подразделяются на две группы:

— универсальные показатели — показатели, на достижение наилучших значе-

ний которых ориентированы соответствующие региональные органы власти всех субъектов РФ [4]. Данные показатели носят универсальный характер и не учитывают региональной специфики социально-экономического развития. Стандартом развития конкуренции в субъектах РФ [5] также определены единые целевые значения данных показателей для всех регионов, что обеспечивает сопоставимость результатов различных субъектов. Такими показателями, например, являются, доля негосударственных (немуниципальных) перевозчиков на межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок пассажиров наземным транспортом в общем количестве перевозчиков на межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок пассажиров наземным транспортом, доля оборота «магазинов шаговой доступности» в структуре оборота розничной торговли по формам торговли (в фактически действовавших ценах) в муниципальных образованиях области, доля расходов бюджета, распределяемых на конкурсной основе, выделяемых на финансирование деятельности организаций всех форм собственности в сфере культуры;

— индивидуальные показатели — показатели, отражающие специфику, базу и динамику развития конкретного региона [6]. Набор и целевые значение показателей данной группы индивидуальны для каждого субъекта РФ [6], сравнение результатов деятельности органов власти по их достижению не является корректным и возможным. Это, прежде всего, показатели эффективности реализации мероприятий на приоритетных рынках [6], а также системных мер по развитию конкурентной среды. В Воронежской области к показателям данной группы относятся, например, число производителей сельскохозяйственной техники, ее комплектующих и запасных частей в Воронежской области, объем производства овощной и фруктово-ягодной продукции, произведенной в Воронежской области, в среднем за трехлетний период, прирост количества хозяйствующих субъектов на рынке туристических услуг Воронежской области по отношению к 2014 году.

Количественная оценка показателей деятельности региональных органов власти

по развитию конкуренции (02) определяется по формуле:

02 = 0, бхКП + 0,¡СИ, (2)

где КП — оценка вклада региональных органов власти в достижение универсальных показателей содействия развития конкуренции;

КИ — оценка вклада региональных органов власти в достижение индивидуальных показателей содействия развития конкуренции по итогам отчетного периода.

Оценка вклада региональных органов власти в достижение универсальных показателей содействия развития конкуренции по итогам отчетного периода определяется как среднее арифметическое значение оценок их общего вклада в достижение каждого из показателей, — по формуле:

кп=-^кц, (3)

и ы

где ИП: — оценка общего вклада исполнительного органа государственной власти в достижение /-го универсального показателя содействия развитию конкуренции, за достижение целевых значений которого он является ответственным исполнителем по итогам отчетного периода, определяется по формуле:

Щ = 0,4Щ + 0,2хЩ + 0,2хЕ3 + 0,2хК4, (4) где К1 — оценка динамики показателя по отношению к предыдущему году;

К2 — оценка соотношения значения показателя со средними значениями по РФ;

К3 — оценка места в рейтинге РФ;

К4 — оценка изменения региональных позиций показателя в рейтинге субъектов РФ;

?' — порядковый номер универсального показателя содействия развития конкуренции, ?' = 1, ... щ

п — количество универсальных показателей содействия развития конкуренции, за достижение целевых значений которых исполнительный орган государственной власти региона является ответственным исполнителем.

Весовые коэффициенты критериев могут быть скорректированы в связи с изменениями приоритетов федеральной политики в сфере содействия развития конку-

ренции органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Значения критериев определяются по пятибалльной шкале таким образом, что 5 баллов соответствует высоким темпам роста показателя, существенному превышению регионального значения показателя над средними значениями по РФ, высоким позициям Воронежской области в рейтинге РФ, значительному улучшению региональных позиций показателя в рейтинге субъектов РФ.

Самая низкая балльная оценка составляет 0 баллов и соответствует низким темпам роста показателя, низкому региональному значению показателя относительно

Оценка вклада региональных органов власти в достижение индивидуальных показателей содействия развития конкуренции по итогам отчетного периода определяется как среднее арифметическое значение оценок индивидуального вклада исполнительного органа государственной власти в достижение каждого из показателей, — по формуле:

т

КИ = ^Ш, (5)

7=1

где КЩ — оценка вклада исполнительного органа государственной власти в достижение у-го индивидуального показателя, за достижение целевых значений которого исполнительный орган государственной власти является ответственным исполнителем, по итогам отчетного периода;

/ — общее количество индивидуальных показателей, за достижение целевых значений которых исполнительный орган государственной власти является ответственным.

Оценка вклада региональных органов власти в достижение индивидуальных по-

средних значений по РФ, низким позициям Воронежской области в рейтинге РФ, ухудшению региональных позиций показателя в рейтинге субъектов РФ.

Шкала рейтинговой оценки данных критериев оценки показателей формируется по итогам отчетного периода и зависит от сложившейся в отчетном году динамики показателей эффективности, от соотношения региональных значений показателей эффективности со средними значениями по РФ, от позиций Воронежской области в рейтинге показателей эффективности субъектов РФ и их динамики в рейтинге по сравнению с предыдущим отчетным периодом согласно таблице:

казателей содействия развития конкуренции по итогам отчетного периода, по итогам отчетного периода за счет достижения целевых значений у-го показателя определяется по пятибалльной шкале. Максимальная оценка составляет 5 баллов и соответствует достижению целевого значения показателя в отчетном периоде. Минимальная оценка составляет 0 баллов и соответствует низкому (минимальному) уровню выполнения плана. Шкала рейтинговой оценки формируется по итогам отчетного периода и зависит от сложившегося в отчетном году уровня результативности деятельности исполнительных органов государственной власти по достижению плановых значений показателей.

Суммарный балл количественной оценки деятельности региональных органов власти по внедрению Стандарта развития конкуренции, полученный исполнительным органом государственной власти, переводится в проценты из расчета максимальной оценки — 100 %. Его весовая доля в интегральной оценке составляет 70 %.

Таблица

Шкала рейтинговой оценки критериев оценки универсальных показателей

содействия развитию конкуренции

Значение показателя Балльная оценка

Максимальное значение, тах 5 баллов

„ х - гшп

X 5*

тах- тт

Минимальное значение, тт 0 баллов

Заключение

Значение итоговой оценки результатов деятельности региональных органов власти по содействию развитию конкуренции может служить основой для рейтинговых оценок исполнительных органов государственной власти области в данной сфере. Сформированный рейтинг позволяет выявить исполнительные органы государственной власти, обеспечившие наибольший вклад в развитие конкуренции в регионе, внедрить лучшие практики улучшения конкурентной среды во всех сферах социально-экономического развития области, обеспечить взаимодействие и согласованность в реализации конкурентной политики на региональном и муниципальном уровне.

ЛИТЕРАТУРА

1.0 порядке проведения ежегодного мониторинга состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг Воронежской области : приказ департамента экономического развития Воронежской области от 23.12.2015 № 51-13-09/179-0. — URL: http://base.consultant.ru (дата обращения: 02.03.2017)

2.0 Плане мероприятий («дорожной карте») по содействию развитию конкуренции в Воронежской области : распоряжение правительства Воронежской области 28.04.2015 № 258-р. — URL: http://base. consultant.ru (дата обращения: 11.05.2016)

3. О перечне приоритетных и социально значимых рынков по содействию развитию конкуренции в Воронежской области : распоряжение правительства Воронежской области от 28.04.2015 № 257-р. — URL: http://base.consultant.ru (дата обращения: 03.11.2016)

4. Сухорукова В. В. Развитие конкуренции на социально значимых рынках региона как условие обеспечения экономической безопасности / В. В. Сухорукова // Общество и экономическая мысль в XXI в.: пути развития и инновации : матери-

алы III Международной научно-практической конференции 21 мая 2015 г. : в 2 ч. Ч. 1. — Воронеж : Издательско-полигра-фический центр «Научная книга», 2015. — С. 101—105.

5. Об утверждении стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации : распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2015 г. № 1738-р. — URL: http://base.consultant.ru (дата обращения: 04.04.2017).

6. Сухорукова В. В. Методика выбора приоритетных рынков как объектов развития конкуренции в Воронежской области / В. В. Сухорукова, Д. Ю. Трещевский, О. В. Хорошилова // Регион: системы, экономика, управление. — Воронеж : ИПЦ «Научная книга». — 2016. — № 1 (32). — С. 134—140.

Воронежский государст венный лесотехнический университет имени Г. Ф. Морозова

Азарова Н. А., кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой и национальной экономики

E-mail: azarovarsd@rambler.ru

Небесная А. К)., кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой и национальной экономики

E-mail: an-nebesnaya@yandex.ru

Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова (Воронежский филиал)

Свиридов А. С., доктор экономических наук, заведующий кафедрой экономики и менеджмента

E-mail: sviridov2010@mail.ru

Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г. Ф. Морозова

Сухорукова В. В., кандидат физико-математических наук, доцент кафедры мировой и национальной экономики

E-mail: abiti@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.