Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕСС-СЛУЖБ ОРГАНОВ ВЛАСТИ (НА ПРИМЕРЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ)'

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕСС-СЛУЖБ ОРГАНОВ ВЛАСТИ (НА ПРИМЕРЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
74
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникации / эффективность / пресс-служба / антимонопольная служба / ключевые показатели эффективности / органы власти / нормативная оценка. / communications / efficiency / press service / antimonopoly service / key performance indicators / authorities / regulatory assessment.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Нериновская Марина Рудольфовна, Владимиров Вадим Валерьевич, Гавра Дмитрий Петрович

В статье рассматривается нормативный подход к оценке эффективности деятельности пресс-служб органов власти. Под нормативным подходом понимается метод оценки эффективности, в основе которого лежит действующее законодательство. Авторы на примере территориальных органов Федеральной антимонопольной службы демонстрирует обоснованность такого подхода, подробно разбирают существующую в ведомстве методику оценки эффективности деятельности пресс-служб территориальных органов, приводят практические примеры расчета ключевых показателей эффективности территориальных органов Федеральной антимонопольной службы, а также проводят анализ данной методики. Анализируя методику оценки эффективности деятельности пресс-служб территориальных органов Федеральной антимонопольной службы на согласованность разработанным практикующими специалистами International association for the measurement and evaluation of communication “Барселонским принципам медиаизмерений 3.0”, в которых делается акцент на измеримость целей, а также на измеряемый качественный и количественный анализ эффективности коммуникаций, авторы приходят к выводу о соответствии указанной методики данным принципам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Нериновская Марина Рудольфовна, Владимиров Вадим Валерьевич, Гавра Дмитрий Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF THE PRESS SERVICES OF AUTHORITIES (THE CASE OF THE TERRITORIAL BODIES OF THE FEDERAL ANTIMONOPOLY SERVICE)

The article discusses the normative approach to assessing the effectiveness of the press services of authorities. The normative approach is understood as a method for evaluating the effectiveness, which is based on the current legislation. Using the example of the territorial authorities of the Federal Antimonopoly Service of the Russian Federation, the authors demonstrate the validity of this approach, analyze in detail the existing methodology for assessing the effectiveness of the press services of territorial authorities, give practical examples of calculating key performance indicators of the territorial authorities of the Federal Antimonopoly Service, and analyze this methodology. The authors’ analysis of the methodology for evaluating the effectiveness of the press services of the territorial authorities of the Federal Antimonopoly Service for consistency with the “Barcelona Principles 3.0” developed by practitioners of the International Association for the Measurement and Evaluation of Communication, which emphasizes the measurability of goals, as well as measurable qualitative and quantitative analysis effectiveness of communications,has made it possible to comclude that the specified methodology complies with these principles

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕСС-СЛУЖБ ОРГАНОВ ВЛАСТИ (НА ПРИМЕРЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ)»

УДК: 316 ББК: 60.5 ГРНТИ: 04.21 ВАК: 5.4.4, 5.9.9, 5.5.2 DOI: 10.24412/2949-2513-2023-30-50-75

Нериновская М.Р., Владимиров В.В., Гавра Д.П. Санкт-Петербург, Россия

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕСС-СЛУЖБ ОРГАНОВ ВЛАСТИ (НА ПРИМЕРЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ)

Аннотация. В статье рассматривается нормативный подход к оценке эффективности деятельности пресс-служб органов власти. Под нормативным подходом понимается метод оценки эффективности, в основе которого лежит действующее законодательство. Авторы на примере территориальных органов Федеральной антимонопольной службы демонстрирует обоснованность такого подхода, подробно разбирают существующую в ведомстве методику оценки эффективности деятельности пресс-служб территориальных органов, приводят практические примеры расчета ключевых показателей эффективности территориальных органов Федеральной антимонопольной службы, а также проводят анализ данной методики. Анализируя методику оценки эффективности деятельности пресс-служб территориальных органов Федеральной антимонопольной службы на согласованность разработанным практикующими специалистами International association for the measurement and evaluation of communication "Барселонским принципам медиаизмерений 3.0", в которых делается акцент на измеримость целей, а также на измеряемый качественный и количественный анализ эффективности коммуникаций, авторы приходят к выводу о соответствии указанной методики данным принципам.

Ключевые слова: коммуникации, эффективность, пресс-служба, антимонопольная служба, ключевые показатели эффективности, органы власти, нормативная оценка.

Nerinovskaya M.R., Vladimirov V.V. , Gavra D.P.

St.Petresburg, Russia

EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF THE PRESS SERVICES OF AUTHORITIES (THE CASE OF THE TERRITORIAL BODIES OF THE FEDERAL ANTIMONOPOLY SERVICE)

Abstract. The article discusses the normative approach to assessing the effectiveness of the press services of authorities. The normative approach is understood as a method for evaluating the effectiveness, which is based on the current legislation. Using the example of the territorial authorities of the Federal Antimonopoly Service of the Russian Federation, the authors demonstrate the validity of this approach, analyze in detail the existing methodology for assessing the effectiveness of the press services of territorial authorities, give practical examples of calculating key performance indicators of the territorial authorities of the Federal Antimonopoly Service, and analyze this methodology. The authors' analysis of the methodology for evaluating the effectiveness of the press services of the territorial authorities of the Federal Antimonopoly Service for consistency with the "Barcelona Principles 3.0" developed by practitioners of the International Association for the Measurement and Evaluation of Communication, which emphasizes the measurability of goals, as well as measurable qualitative and quantitative analysis effectiveness of communications,has made it possible to comclude that the specified methodology complies with these principles.

Key words: communications, efficiency, press service, antimonopoly service, key performance indicators, authorities, regulatory assessment.

Введение

Современное цифровое общество с точки зрения потребления информации становится все более требовательным к содержанию и методам подачи коммуникационного продукта. В условиях политической и экономической турбулентности становится особенно важна работа коммуникационных подразделений органов власти всех уровней. Постановка четких измеряемых целей, а также внедрение в деятельность пресс-служб госорганов оценки эффективности деятельности через определенные в нормативно-правовых актах качественные и количественные показатели является залогом не только продуктивной работы коммуникационных подразделений органов власти, но и может способствовать повышению уровня доверия к государственным институтам со стороны граждан и организаций, особенно в условиях экономической, политической и социальной неопределенности.

Закономерно такой подход должен положительно сказаться и на выполнении Указа Президента Российской Федерации от 04.02.2021 №2 68 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц и органов исполнительной власти субъектов РФ" [Указ № 68], которым определен Перечень показателей для оценки эффективности деятельности руководителей высших исполнительных органов госвласти и деятельности органов исполнительной власти регионов. Одним из показателей оценки в упомянутом Указе № 68 является доверие к власти, уровень которого определяется посредством оценки общественного мнения, на формирование которого оказывает непосредственное влияние деятельность коммуникационных подразделений госорганов. Что касается федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ), то методика оценки эффективности деятельности пресс-служб ФОИВ, разработанная на основе измеряемых показателей эффективности деятельности должна стимулировать ФОИВ к большей открытости, которая "является одним из важнейших элементов обеспечения полезности" ФОИВ для граждан [Открытость 2020].

Открытость ФОИВ регулярно оценивается Счетной палатой Российской" Федерации совместно с АНО «Информационная культура» и Центром перспективных управленческих решении, обобщается и публикуется в открытом доступе в докладе "Открытость государства в России". Так в докладе "Открытость государства в России - 2021"[Открытость 2021] указывается, что "главным вопросом развития открытости является переход от оценки формальной" открытости к более качественным показателям". Что подтверждает мнение авторов о необходимости внедрения в практику оценки эффективности деятельности коммуникационных подразделений ФОИВ методов, основанных на измеряемых качественных и количественных показателях.

Описанию различных подходов к оценке эффективности деятельности пресс-служб коммерческих предприятий и организаций посвящено большое количество научных работ, однако эта тема в применении к коммуникациям органов власти до настоящего времени не исследована.

Статья описывает разработанную Федеральной антимонопольной службой (ФАС России) и закрепленную нормативно-правовыми актами оценку эффективности деятельности или ключевые показатели эффективности (КПЭ) пресс-служб территориальных антимонопольных органов.

Статья построена следующим образом. На основе обзора, существующих в научной литературе подходов к связям с общественностью в госорганах и с учетом полномочий, в рамках которых они осуществляют свою деятельность, дается определение связям с общественностью в органах власти. Затем описывается методика оценки эффективности деятельности пресс-служб ТО ФАС России, которая действовала в 2020-2021 гг. По итогам ее анализа делаются выводы о преимуществах и недостатках этой системы оценки эффективности. Эмпирическим материалом выступают данные пресс-службы ФАС России и Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (СПб УФАС).

Связи с общественностью в госорганах. Обзор теоретических подходов

Прежде чем перейти к рассмотрению существующих в научной литературе подходов к оценке эффективности деятельности пресс-служб органов власти, рассмотрим, чем отличаются, по мнению исследователей, связи с общественностью в бизнесе и госорганах.

Если говорить о миссии и целях связей с общественностью в органах власти, то исследователи в основном приходят к выводу, что они фокусируются на отстаивании государственных интересов. Так, А.А. Марков, говоря о миссии, подчеркивает, что под этим понимается "популяризация существующего государственного управления и отстаивание государственных интересов на уровне своей компетенции посредством собственной деятельности в конкретном органе (учреждении) государственной власти". Глобальными целями государственных PR-программ автор называет: информирование общества о деятельности государственного органа; привлечение общества к участию в государственных программах; обеспечение общественной поддержки избранным стратегиям и программам. По его мнению, цель связей с общественностью в госструктурах - формирование и реализация информационной и имиджевой политики органа власти [Марков,2014: 20].

Г.А. Борщевский [Борщевский, 2020: 23] утверждает, что основная цель связей с общественностью в органах власти - использование коммуникативного потенциала в качестве ресурса проведения государственной политики.

Если говорить о предмете государственных коммуникаций, то по мнению О.Г. Филатовой, им являются "информационные отношения по поводу осуществления полномочий государственной власти" [Филатова 2020: 72-91].

В.А. Ачкасова и И.А. Быков считают, что подходы к управлению в бизнесе и госсекторе существенно различаются: "Если в частном секторе

эффективность управления измеряется прибылью или ее отсутствием, то в государственном управлении - поддержкой граждан или ее отсутствием" [Ачкасова, Быков и др 2018: 10].

Проведенный нами анализ литературы показал, что теоретических источников, касающихся теории связей с общественностью в сфере государственного управления, до сих пор немного, а подходы к анализу эффективности практически вообще не представлены в отечественном и зарубежном научном дискурсе.

А.Н. Чумиков и М.Р. Бочаров, обобщая подходы к оценке PR-деятельности органов власти, говорят о подходах, основанных на макропараметрах, микропараметрах, нормативных параметрах [Чумиков, Бочаров 2019: 93-95]. Нормативные параметры оценки деятельности пресс-служб органов власти, по мнению авторов, напрямую вытекают из российского законодательства. Однако, методики оценки деятельности пресс-служб органов власти, основанные на нормативных параметрах, исследователями не приводятся.

Методику анализа эффективности PR-деятельности органов государственной власти, основанную на модели массовой коммуникации Лассуэлла [Lasswell 1948: 37], предлагает В.Ю. Дамбуева [Дамбуева 2021: 3338]. Исследователь оценивает каждую из пяти компонент классической пентады: кто? (коммуникатор); что? (сообщение); как? (канал коммуникации); кому? (целевая аудитория); с каким результатом? (эффективность коммуникации). Предлагаемые методы оценки эффективности по каждому из параметров - это качественные и количественные анализы сообщений в СМИ, оценка сайтов и опросы населения. При этом какой-либо конкретики по вычислению показателей эффективности деятельности пресс-служб госорганов не предлагается. С практической точки зрения, подобная оценка эффективности, изобилующая общими формулировками, представляется весьма сложной для внедрения в деятельность коммуникационных подразделений органов власти.

Отметим, что при всем разнообразии мнений, до настоящего времени исследователи лишь косвенно обращали свое внимание на законодательные рамки, в которых находятся и исполняют свои профессиональные обязанности сотрудники коммуникационных подразделений органов власти.

В 2020 году Международная ассоциация по измерению и оценки коммуникаций (АМЕС) сформулировала "Барселонские принципы медиаизмерений 3.0"[Барселонские принципы]:

1. необходимость постановки измеримых целей, которые являются первоосновой планирования и оценки коммуникаций;

2. оценка эффективности должна определять результаты воздействия PR на бизнес;

3. воздействие PR на бизнес необходимо измерять для всех заинтересованных лиц, к которым могут относиться и общественность в целом и сотрудники организации в частности;

4. оценка PR-эффективности должны включать как качественный, так и количественный анализ;

5. эффективность коммуникации не может измеряться в эквиваленте стоимости рекламы - Advertising Value Equivalent (AVE) [The Definitive Guide];

6. оценка PR-эффективности коммуникаций должна охватывать все онлайн и офлайн каналы;

7. оценка PR-эффективности коммуникаций должна быть основана на добросовестности, честности, прозрачности и этичности.

Перечисленные принципы, на наш взгляд, следует применять в том числе и к оценке эффективности деятельности пресс-служб органов власти.

Полномочия госоргана как фактор, определяющий направления деятельности его пресс-службы

Для более полного понимания функционала и принципов выстраивания коммуникаций госорганами необходимо принять во внимание то, что пресс -секретарь органа власти является, прежде всего, государственным

гражданским служащим, деятельность которого регламентирована Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004 № 79-ФЗ [ФЗ № 79]. В соответствии с ч. 2 ст. 15 указанного закона, госслужащий обязан исполнять свои должностные обязанности, прописанные в его должностном регламенте. Этот документ кроме общих требований к знанию таких законов, как: Федеральный закон № 8-ФЗ от 09.02.2009 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" [ФЗ №8]; Федеральный закон № 59-ФЗ от 02.05.2006 "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" [ФЗ № 59], Федеральный закон № 273-Ф3 от 25.12.2008 "О противодействии коррупции" [ФЗ № 273], Закон РФ № 2124-1 от 27.12.1991 "О средствах массовой информации" [ФЗ № 21241], - требует от пресс-секретаря органа власти знания нормативно-правовых актов, определяющих полномочия госоргана.

Согласно определению "Энциклопедии права" [Энциклопедия], полномочие - это составная часть компетенции и статуса органа, должностного лица, лица, выполняющего управленческие функции в организации, а также некоторых иных лиц, реализующих функции, предусмотренные для них законодательством или учредительными документами юридического лица. В этом значении полномочие представляет собой право (и одновременно обязанность) соответствующего субъекта действовать в определенной ситуации способом, предусмотренным законом или иным правовым актом. Если говорить о государственных полномочиях, то по мнению М.Ю. Дитятковского [Дитятковский 2006: 74-78], государственные полномочия - это совокупность прав и обязанностей органов и должностных лиц государственной власти, которые отнесены к их ведению Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Федерации.

А.В. Кнутов и Л.Х. Синятуллина [Кнутов, Синятуллина 2018: 109-125] определяют полномочие федерального органа исполнительной власти как

закрепленное за органом исполнительной власти право и (или) обязанность осуществлять самостоятельно или совместно с другими уполномоченными органами конкретную функцию по принятию нормативных правовых актов, по контролю и надзору, по управлению государственным имуществом, по оказанию государственных услуг, а также по совершению иных систематических действий.

Обобщая сказанное ранее, определим деятельность пресс-служб и, шире, коммуникационных подразделений органов власти как коммуникационное взаимодействие госоргана с гражданами и организациями, нацеленное на информационное обеспечение государственной политики РФ в сфере полномочий этого органа и обеспечение его общественной поддержки.

Полномочия федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ), включая ФАС России, определены в Указе Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» [Указ № 314]. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" [Постановление № 331] конкретизирует полномочия ФАС России. Из указанных документов следует, что Федеральная антимонопольная служба наделена полномочиями по осуществлению антимонопольной политики и поддержке предпринимательства, а также является уполномоченным ФОИВ, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными

видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей/

Полномочия территориальных органов ФАС России определены в Приказе ФАС России от 23.07.2015 № 649/15 "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы" [Приказ № 649/15].

Как следует из Постановления №2 331 [Постановление № 331] и Приказа № 649/15 [Приказ № 649/15] полномочия ФАС и ее ТО разнятся. Например, только ФАС России имеет право вносить в Правительство РФ проекты федеральных законов и нормативных правовых актов. У территориальных органов такие полномочия отсутствуют. Следовательно, все информационные сообщения и комментарии по темам, касающимся законодательных инициатив ФАС России, могут исходить только от Управления общественных связей (УОС) ФАС России. Пресс-службы ТО не уполномочены на комментирование таких вопросов. Аналогичная ситуация с полномочиями по контролю иностранных инвестиций.

Отметим, что необходимость знания и умения применять в своей работе указанные нормативно-правовые акты отражено в должностном регламенте государственного гражданского служащего, замещающего должность руководителя пресс-службы Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (СПб УФАС), который должен знать нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность ФАС России, ее территориальных органов, основные направления и приоритеты государственной политики в сфере антимонопольного регулирования, а также правоприменительную практику по делам, рассматриваемым в судах различных инстанций, с участием ФАС России и СПб УФАС.

Взяв за основу подход к оценке эффективности деятельности пресс-служб органов власти, напрямую вытекающий из действующего законодательства, т.е. нормативный подход, рассмотрим каким образом оценивается эффективность деятельности пресс-служб ТО ФАС России.

Методика оценки эффективности деятельности ТО ФАС России. Законодательная база

Статья 29 Конституция РФ [Конституция Российской Федерации] гарантирует каждому право на свободу поиска, получения, производства и распространения информации любым законным способом. Статья 24 Конституции прямо указывает на обязанность органов госвласти обеспечить возможность ознакомления граждан с документами и материалами, непосредственно затрагивающими их права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Коммуникации всех органов власти, включая ФАС России и ее территориальные органы, опираются на Федеральный закон № 8-ФЗ от 09.02.2009 [ФЗ № 8], который определяет способы, формы и порядок предоставления информации, а также на Постановление Правительства РФ от 24.11.2009 № 953 (ред. от 20.04.2017) "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти [Постановление № 953], которым устанавливается перечень информации, обязательной к размещению ФОИВ в сети Интернет.

В рамках осуществления своих полномочий, а также в целях повышения открытости и прозрачности деятельности и предупреждения нарушений антимонопольного законодательства Федеральная антимонопольная служба издала Приказ ФАС России от 10.11.2015 № 1069/15 "Об утверждении Положения об информационной политике Федеральной антимонопольной службы и ее территориальных органов" [Приказ ФАС № 1069/15]. Документ определяет основные принципы обеспечения доступа к информации о деятельности ФАС и ее ТО, способы обеспечения доступа к информации, порядок предоставления информации, уполномоченных лиц ответственных за информационное сопровождение деятельности ФАС и ее ТО, правила и сроки раскрытия информации, и т.д.

В частности, уполномоченными лицами, которые могут доводить информацию о деятельности ТО до сведения пользователей информации,

являются: руководители ТО, их заместители и пресс-секретари ТО. Что касается сроков раскрытия информации, то, например, краткая информация в виде пресс-релиза об осуществлении контрольно-надзорных полномочий ФАС России и ее ТО, т.е. о принятых решениях, выданных предписаниях и постановлениях о наложении штрафов должна публиковаться пресс-службами ТО в течение двух дней с момента принятия антимонопольным органом решения, предписания, постановления.

Оценка эффективности коммуникационного сопровождения ТО ФАС России

Оценка эффективности деятельности территориальных органов ФАС России в целом и пресс-служб ТО в частности, осуществляется в соответствии нормативно-правовыми актами ФАС России. Рассмотрим методику расчета эффективности информационного сопровождения деятельности территориального органа, утвержденную в 2020 году Приказом ФАС России от 9 ноября 2020 г. № 1086/20 "О системе оценки результативности деятельности территориальных органов ФАС России" [Приказ ФАС № 1086/20].

Документ утверждает ключевые показатели эффективности (КПЭ) деятельности ТО по всем видам полномочий, которые реализует антимонопольный орган на подведомственной ему территории. Эффективность информационного сопровождения деятельности ТО или, КПЭ по адвокатированию конкуренции [Князева 2010: 85] является одним из показателей общей оценки деятельности ТО за отчетный год. Данный показатель рассчитывается в баллах [Приказ ФАС № 1086/20]. Целевой, он же минимальный КПЭ, который необходимо набрать за год пресс-службе ТО, составляет 1500 баллов. Порядок расчета КПЭ ТО по адвокатированию конкуренции в соответствии с Приказом ФАС № 1086/20 [Приказ ФАС № 1086/20] приведен в Таблице 1. Табл. 1. Расчет КПЭ ТО ФАС России

Показатель

Порядок расчета

Примечания

Количество упоминаний ТО в СМИ.

EхR

E - общее количество упоминаний ТО ФАС в СМИ по данным системы "Интегрум" без учета количества публикаций на официальных сайтах органов власти и органов местного самоуправления; R - коэффициент, присвоенный ТО ФАС России в зависимости от количества СМИ, представленных в субъекте РФ по данным регионального управления Роскомнадзора.

Количество СМИ R

от 0 - до 49 2

от 50 до 99 1,5

от 100 до 299 1

от 300 до 599 0,5

от 600 до 999 0,4

от 1000 до 2999 0,3

более 3000 0,1

2

N1 - количество телепрограмм

Мх30*

Телепрограмма -вышедшая в эфир телевизионная передача, в рамках которой представитель ТО выступил в качестве главного героя, ведущего эксперта или гостя, и давал официальные заявления или комментарии общей продолжительностью более

1

двух минут

3 N2 - количество телесюжетов #2х15* Телесюжет - вышедший в эфир телевизионный ролик, новостной сюжет, репортаж или иной видеоматериал на любом из телеканалов, в подготовке которого принимал участие представитель ТО ФАС России. Данный показатель учитывает сюжеты в рамках которых представитель ТО ФАС России делал официальные заявления и давал комментарии, продолжительностью менее двух минут

4 N3 - количество интервью ^х30* Интервью - публикация в печатном или электронном СМИ, а также аудиозапись радиопрограммы, представленная в форме разговора журналиста с представителем ТО на темы, связанные с деятельностью ТО, объемом не менее 1500 знаков (с пробелами) или длительностью не менее трех минут.

5 N4 - количество проведенных пресс- конференций и брифингов. Мх50* Пресс-конференция, брифинг - мероприятие для представителей СМИ, в рамках которого представитель ТО делает публичные заявления и/или отвечает на вопросы, касающиеся деятельности ТО.

6 ведение аккаунта Ь х ^ F - показатель

в социальной или для аккаунта в вовлеченности,

сети 1пв1а§гаш L х F х 0,2 рассчитывается по формуле

где s - количество лайков;

г - количество репостов; c - количество комментариев; p -количество публикаций. L - общее количество подписчиков (участников, друзей) у официального аккаунта ТО, выбранного для включения в отчет, на последнюю дату отчетного периода. Право выбора официального аккаунта ТО для предоставления отчетности остается за ТО.

7 N5 - количество научных публикаций ^х10* Научные публикации, статьи - научные публикации, научные статьи в печатном или электронном СМИ, подготовленные сотрудником ТО, и размещенные на официальном сайте ТО в разделе "УФАС в СМИ".

8 N6 - количество опубликованных на сайте ТО наборов открытых данных М6х15* Открытые данные -информация, размещенная в Интернете в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем их автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования [Набор

открытых данных].

9 N7 - количество инфографики ^х10* При расчете значения критерия "Инфографика" учитывается количество созданных и размещенных на сайте или в аккаунте территориального органа в социальных сетях инфографики без учета ее повтора.

10 N8 - количество видео о деятельности ТО снятого и смонтированного силами ТО Л/"8 = №9x10 + ^10x15 + ^11x20 N8 - сумма показателей представленных в строках 10.1 - 10.3 этой таблицы

10.1 N9 - количество видео публичного мероприятия N9*10* Видео публичного мероприятия -заседание комиссии, заседание экспертного совета, семинара, круглого стола с участием представителей ТО.

10.2 N10- количество видеокомментариев М0х15* Видео-комментарий -видео длительностью не менее трех минут, в рамках которого представитель ТО ФАС России выступил в качестве главного спикера, ведущего эксперта в формате монолога.

10.3 N11 - количество видео-интервью М1х20* Видео-интервью - видео длительностью более трех минут, в рамках которого представитель ТО выступил в качестве главного героя.

11 N12 - количество социальной рекламы М2х100* Количество размещенной уникальной социальной рекламы ТО на

ТВ, радио или на наружных носителях без учета количества ее повторов.

Значения коэффициентов, отмеченных в Таблице*, в Приказе ФАС России от 9 ноября 2020 г. № 1086/20 не поясняются. Общее количество баллов вычисляется как сумма (X) показателей:

Ex R +N1x30 +N2x15+ N3x30 +N4x50 +LxF +N5x10 +N6x15+ N7x10 +№ + N12x100

Согласно Приказу ФАС России от 9 ноября 2020 г. № 1086/20 1500 баллов - это минимальный показатель, который должна набрать в течение отчетного года пресс-служба ТО. Набор баллов возможен по любым показателям и в любом их сочетании. Так по итогам 2020 года четыре пресс-службы территориальных органов ФАС России из 84, не набрали минимальное количество баллов (1500) необходимое для достижения КПЭ. Что касается СПб УФАС, то пресс-служба по итогам указанного периода набрала 4749,91 балла и достигла необходимого значения КПЭ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Несмотря на кажущуюся сложность, практическая реализация данной методики достаточно проста. Все ТО в обозначенные сроки предоставляют (в виде таблицы в формате Excel) в УОС ФАС России необходимые для расчетов данные. К ним относятся: количество упоминаний ТО в СМИ1; количество телепрограмм; количество телесюжетов; количество интервью; количество проведенных пресс-конференций и брифингов; количество подписчиков в официальном аккаунте в социальной сети; количество научных статей; количество опубликованных наборов открытых данных; количество опубликованной инфографики; количество самостоятельного снятого, смонтированного и опубликованного видео; количество социальной рекламы.

1 Выгружается из информационно-аналитической системы "Интегрум", доступ к которой обеспечен всем территориальным органам ФАС России.

Затем, в соответствии с Таблицей УОС ФАС России рассчитывает каждый показатель. КПЭ определяется как сумма X показателей по вышеприведенной формуле.

Заключение

Итак, обращаясь к КПЭ пресс-служб ТО ФАС России, основанной на нормативной оценке эффективности деятельности коммуникационных подразделений ТО, в сравнении с "Барселонскими принципами 3.0" [Барселонские принципы] отметим, что цели коммуникаций ТО ФАС России заложены в Приказе ФАС России от 10.11.2015 № 1069/15 [Приказ № 1069/15], которым утверждается Положение об информационной политике ФАС России и ее ТО, разработанное в целях повышения открытости и прозрачности деятельности антимонопольной службы, предупреждения нарушений антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе и т.д. Конкретный и измеримый показатель КПЭ, достижения этой цели указан в Приказе ФАС № 1086/20 [Приказ № 1086/20]. Это 1500 баллов, которые в течение отчетного года должна набрать пресс-служба ТО ФАС России.

Качественный и количественный анализ PR-деятельности ТО ФАС России отражен в Таблице, которая является Приложением к Приказу ФАС № 1086/20 [Приказ № 1086/20]. Отметим, наибольшие значение в оценке эффективности деятельности пресс-служб ТО ФАС России придается количественным показателям. Всего таких показателей 10: количество упоминаний ТО в СМИ; количество телепрограмм; количество телесюжетов; количество интервью; количество проведенных пресс-конференций и брифингов; количество научных статей; количество опубликованных наборов открытых данных; количество опубликованной инфографики; количество самостоятельного снятого, смонтированного и опубликованного видео; количество социальной рекламы.

К качественным можно отнести только один показатель - ведение аккаунта в социальной сети, т.к. при расчете именно этого показателя учитывается коэффициент вовлеченности, который напрямую зависит от

количества лайков, комментариев, репостов, полученных ТО ФАС России за публикации в официальном аккаунте.

Методика расчета КПЭ ТО ФАС России охватывает все онлайн и офлайн каналы коммуникации, т.к. принимает во внимание распространение информации во всех видах СМИ (печать, ТВ, радио, онлайн СМИ), а также и социальных сетях. Методика основана на добросовестности, честности, прозрачности и этичности. Территориальные органы имеют все необходимые инструменты для сбора данных для оценки эффективности информационной активности и представления их в УОС ФАС России, которое и рассчитывает итоговый КПЭ. Перечень данных известен заранее, что позволяет пресс-службам в течение года работать над достижением поставленной цели.

Таким образом, нормативная система оценки эффективности деятельности коммуникационных подразделений территориальных органов ФАС России по основным параметрам согласуется с "Барселонскими принципами медиаизмерений 3.0" [Барселонские принципы], что позволяет ее рекомендовать в качестве возможной методики расчета ключевых показателей эффективности деятельности коммуникационных подразделений и другим органам власти.

Библиография

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]. URL:https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 28399/ (дата обращения 26.03.2022)

Набор открытых данных формируется в соответствии с ФЗ № 8-ФЗ от 09.02.2009 и распоряжением Правительства РФ от 10 июля 2013 г. № 1187-р "О перечнях общедоступной информации, размещаемой в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в форме открытых данных" [Электронный ресурс].

URL:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_149441/ (дата обращения 26.03.2022)

Открытость государства в России 2020 [Электронный ресурс]. URL: https://ach.gov.ru/upload/pdf/0tkrytost-2020.pdf?ysclid=l16er43zl9 (дата обращения 26.03.2022)

Открытость государства в России 2021 [Электронный ресурс]. URL:https://ach.gov.ru/upload/pdf/0tkrytost-2021.pdf?ysclid=l16g1mdihe (дата обращения 26.03.2022)

Постановление № 331. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" [Электронный ресурс] .URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48611/cf7e30cac4604645d0 77eaf67f06db4e6000ba32/ (дата обращения 26.03.2022)

Постановление № 953. Постановление Правительства РФ от 24.11.2009 № 953 (ред. от 20.04.2017) "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти" [Электронный ресурс] .URL:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?rnd=0E9C9E2ADDEA2348BD63F5 BAD1F9361E&req=doc&base=LAW&n=215872&REFFIELD=134&REFDST= 100015&REF D0C=491261&REFBASE=EXP&stat=refcode%3D16876%3Bindex%3D3 5#xzgsphedas (дата обращения 26.03.2022)

Приказ № 649/15. Приказ ФАС России от 23.07.2015 № 649/15 (ред. от 11.02.2020) "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы" (Зарегистрировано в Минюсте России 24.08.2015 № 38653) [Электронный ресурс].URL:http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 185085/2ff7a8c72de3994f30 496a0ccbb1ddafdaddf518/ (дата обращения 26.03.2022)

Приказ ФАС № 1069/15. Приказ ФАС России от 10.11.2015 № 1069/15 (ред. от 17.03.2020) "Об утверждении Положения об информационной политике Федеральной антимонопольной службы и ее территориальных органов" (Зарегистрировано в Минюсте России 16.03.2016 № 41430) [Электронный ресурс]. URL:https://fas.gov.ru/documents/-a50faba2-57d6-463a-bef3-c202121129b1 ? (дата обращения 26.03.2022)

Приказ ФАС № 1086/20. Приказ ФАС России от 9 ноября 2020 г. № 1086/20 "О системе оценки результативности деятельности территориальных органов ФАС России" [Электронный ресурс].

URL:https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=757382#U7 a7o0TgapHR5rFx (дата обращения 26.03.2022)

Указ № 68. Указ Президента Российской Федерации от 04.02.2021 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и

деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации" [Электронный ресурс]. URL:http://government.ru/all/20723/ (дата обращения 26.03.2022)

Указ № 314. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» [Электронный ресурс].URL:https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 46892/942772dce30cfa36b 671bcf19ca928e4d698a928 (дата обращения 26.03.2022)

ФЗ № 8. Федеральный закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" от 09.02.2009 № 8-ФЗ [Электронный ресурс]. URL :http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_84602/ (дата обращения 26.03.2022)

ФЗ № 59. Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 02.05.2006 № 59-ФЗ [Электронный ресурс]. URL:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_59999/ (дата обращения 26.03.2022)

ФЗ № 79. Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004 № 79-ФЗ [Электронный ресурс. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48601/ (дата обращения 26.03.2022) ФЗ № 273. Федеральный закон "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. URL:https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 82959/ (дата обращения 26.03.2022)

ФЗ № 2124-1. Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 01.07.2021) "О средствах массовой информации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 1511/(дата обращения 26.03.2022) Ачкасова В.А., Быков И.А. Связи с общественностью в органах власти: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры - Москва: Издательство Юрайт, 2018. С.10

Борщевский Г.А. Связи с общественностью в органах власти: учебник и практикум для вузов - Москва: Издательство Юрайт, 2020. С.23

Барселонские принципы 3.0 [Электронный ресурс]. URL: https://amecorg.com/ru/barcelona-principles-3/?lang=ru (дата обращения 26.03.2022)

ДамбуеваВ.Ю. Методика анализа PR-деятельности органов государственной власти. Государственная служба. 2021. № 3. С. 33-38.

Дитятковский М.Ю. Понятие отдельных государственных полномочий, которыми наделены либо могут наделяться органы местного самоуправления. Современное право. 2006. № 10. С. 74 - 78.

Кнутов А.В., Синятуллина Л.Х. Полномочия Федеральных органов исполнительной власти: количественный анализ и классификация. Вопросы государственного и муниципального управления. 2018. №1. С.109-125.

Князева И.В. Антимонопольная политика государства; Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирская академия государственной службы», Новосибирск 2010, стр.85

Марков А.А. Связи с общественностью в органах власти - Москва ИНФРА-М 2014. С.20 [Электронный ресурс]. URL:http://elitalitera.ru/wp-content/uploads/2013/11/A-Markov-sviazi-s-obshchestvennostiu-v-organakh-vlasti.pdf (дата обращения 26.03.2022)

Филатова О.Г. (2020) Государственные коммуникации в цифровой публичной сфере России: 2011-2020 гг. // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право . Т. 13. № 2. С.72-91.

Чумиков А. Н., Бочаров М.Р, Государственный PR: связи с общественностью для государственных организаций и проектов - НИЦ ИНФРА-М, 2019, С.93-95

Энциклопедия права «Полномочие» [Электронный ресурс].

https://encyclopediya_prava.academic.ru/4305/Полномочие?ysclid=lr21ui0w2q646757176 (дата обращения 26.03.2022)

Lasswell H. The Structure and Function of Communication in Society // The Communication of Ideas. Bryson L. (ed.). New York: Harper and Brothers, 1948. P. 37.

The Definitive Guide: Why AVES are invalid [Электронный ресурс]. URL:https://amecorg.com/2017/06/the-definitive-guide-why-aves-are-invalid/ (дата обращения 26.03.2022)

References

Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii (12.12.1993)

URL:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (accessed 26.03.2022)

Nabor otkrytykh dannykh formiruyetsya v sootvetstvii s FZ № 8-FZ ot 09.02.2009 i rasporyazheniyem Pravitel'stva RF ot 10 iyulya 2013 g. № 1187-r "O perechnyakh obshchedostupnoy informatsii, razmeshchayemoy v informatsionno-telekommunikatsionnoy seti "Internet" v forme otkrytykh dannykh" . URL:

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_149441/ (accessed 26.03.2022)

Otkrytost' gosudarstva v Rossii 2020 . URL: https://ach.gov.ru/upload/pdf/Otkrytost-

2020.pdf?ysclid=l16er43zl9 (accessed 26.03.2022)

Otkrytost' gosudarstva v Rossii 2021. URL:https://ach.gov.ru/upload/pdf/Otkrytost-

2021.pdf?ysclid=l16g1mdihe (accessed 26.03.2022)

Postanovleniye № 331. Postanovleniye Pravitel'stva RF 30.06.2004 № 331 "Ob utverzhdenii Polozheniya o Federal'noy antimonopol'noy sluzhbe" .URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48611/cf7e30cac4604645d077eaf67f 06db4e6000ba32/ (accessed 26.03.2022)

Postanovleniye № 953. Postanovleniye Pravitel'stva RF 24.11.2009 № 953 (red. ot 20.04.2017) "Ob obespechenii dostupa k informatsii o deyatel'nosti Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii i federal'nykh organov ispolnitel'noy vlasti"

.URL:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?rnd=0E9C9E2ADDEA2348BD63F5BAD1F 9361E (accessed 26.03.2022)

Prikaz № 649/15. Prikaz FAS Rossii 23.07.2015 № 649/15 (ed. 11.02.2020) "Ob utverzhdenii Polozheniya o territorial'nom organe Federal'noy antimonopol'noy sluzhby" (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 24.08.2015 № 38653) . URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_185085/2ff7a8c72de3994f30496a0ccbb1d dafdaddf518/ (accessed 26.03.2022)

Prikaz FAS № 1069/15. Prikaz FAS Rossii 10.11.2015 № 1069/15 (ed. 17.03.2020) "Ob utverzhdenii Polozheniya ob informatsionnoy politike Federal'noy antimonopol'noy sluzhby i eye territorial'nykh organov" (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 16.03.2016 № 41430). URL: https://fas.gov.ru/documents/-a50faba2-57d6-463a-bef3-c202121129b1? (accessed 26.03.2022)

Prikaz FAS № 1086/20. Prikaz FAS Rossii 9 11 2020 g. № 1086/20 "O sisteme otsenki rezul'tativnosti deyatel'nosti territorial'nykh organov FAS Rossii". URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=757382#U7a7o0TgapHR 5rFx (accessed 26.03.2022)

Ukaz № 68. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii 04.02.2021 "Ob otsenke effektivnosti deyatel'nosti vysshikh dolzhnostnykh lits (rukovoditeley vysshikh ispolnitel'nykh organov gosudarstvennoy vlasti) sub"yektov Rossiyskoy Federatsii i deyatel'nosti organov ispolnitel'noy vlasti sub"yektov Rossiyskoy Federatsii". URL: http://government.ru/all/20723/ (accessed 26.03.2022)

Ukaz № 314. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii 9 03 2004. № 314 «O sisteme i strukture federal'nykh organov ispolnitel'noy vlasti». URL:

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_46892/942772dce30cfa36b671bcf19ca92 8e4d698a928 (accessed 26.03.2022)

FZ № 8. Federal'nyy zakon "Ob obespechenii dostupa k informatsii o deyatel'nosti gosudarstvennykh organov i organov mestnogo samoupravleniya" 09.02.2009 № 8-FZ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_84602/ (accessed 26.03.2022)

FZ № 59. Federal'nyy zakon "O poryadke rassmotreniya obrashcheniy grazhdan Rossiyskoy Federatsii" 02.05.2006 № 59-FZ. URL:

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_59999/ (accessed 26.03.2022)

FZ № 79. Federal'nyy zakon "O gosudarstvennoy grazhdanskoy sluzhbe Rossiyskoy Federatsii" 27.07.2004 № 79-FZ URL:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48601/ (accessed 26.03.2022)

FZ № 273. Federal'nyy zakon "O protivodeystvii korruptsii" 25.12.2008 № 273-FZ. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/ (accessed 26.03.2022)

FZ № 2124-1. Zakon RF 27.12.1991 № 2124-1 (ed. 01.07.2021) "O sredstvakh massovoy informatsii" (01.03.2022). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/ (accessed 26.03.2022)

Achkasova V.A., Bykov I.A. Svyazi s obshchestvennost'yu v organakh vlasti: uchebnik i praktikum dlya bakalavriata i magistratury - M.: Izdatel'stvo Yurayt, 2018.

Borshchevskiy G.A. Svyazi s obshchestvennost'yu v organakh vlasti: uchebnik i praktikum dlya vuzov - M.: Izdatel'stvo Yurayt, 2020. S

Barselonskiye printsipy 3.0 . URL: https://amecorg.com/ru/barcelona-principles-3/?lang=ru (accessed 26.03.2022)

Dambuyeva V.Yu. Metodika analiza PR-deyatel'nosti organov gosudarstvennoy vlasti. Gosudarstvennaya sluzhba. 2021. № 3. P. 33-38.

Dityatkovskiy M.Yu. Ponyatiye otdel'nykh gosudarstvennykh polnomochiy, kotorymi nadeleny libo mogut nadelyat'sya organy mestnogo samoupravleniya. Sovremennoye pravo. 2006. № 10. P. 74 - 78.

KnutovA.V., Sinyatullina L.Kh. Polnomochiya Federal'nykh organov ispolnitel'noy vlasti: kolichestvennyy analiz i klassifikatsiya. Voprosy gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniya. 2018. №1. P.109-125.

Knyazeva I.V. Antimonopol'naya politika gosudarstva; Federal'noye gosudarstvennoye obrazovatel'noye uchrezhdeniye vysshego professional'nogo obrazovaniya «Sibirskaya akademiya gosudarstvennoy sluzhby», Novosibirsk 2010.

Markov A.A. Svyazi s obshchestvennost'yu v organakh vlasti - Moskva INFRA-M 2014. URL: http://elitalitera.ru/wp-content/uploads/2013/11/A-Markov-sviazi-s-obshchestvennostiu-v-organakh-vlasti.pdf (accessed 26.03.2022)

Filatova O.G. (2020) Gosudarstvennyye kommunikatsii v tsifrovoy publichnoy sfere Rossii: 2011-2020 gg. // Kontury global'nykh transformatsiy: politika, ekonomika, pravo . V. 13. № 2. P.72-91.

Chumikov A. N., Bocharov M.R. Gosudarstvennyy PR: svyazi s obshchestvennost'yu dlya gosudarstvennykh organizatsiy i proyektov - NITs INFRA-M, 2019.

Entsiklopediya prava «Polnomochiye». URL:

https://encyclopediya_prava.academic.ru/4305/Polnomochiye?ysclid=lr21ui0w2q646757176 (accessed 26.03.2022).

Lasswell H. The Structure and Function of Communication in Society // The Communication of Ideas. Bryson L. (ed.). New York: Harper and Brothers, 1948.

The Definitive Guide: Why AVES are invalid URL: https://amecorg.com/2017/06/the-definitive-guide-why-aves-are-invalid/ (accessed 26.03.2022).

Сведения об авторах

Нериновская Марина Рудольфовна - в 2014-2021 гг. руководитель пресс-службы Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (Санкт-Петербург, Российская Федерация), e-mail: mneri@yandex.ru

Владимиров Вадим Валерьевич - доцент Института развития конкуренции и антимонопольного регулирования Санкт-Петербургского государственного университета (Санкт-Петербург, Российская Федерация), кандидат психологических наук, e-mail: vv27041963 @yandex.ru

Гавра Дмитрий Петрович - доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой связей с общественностью в бизнесе Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ, e-mail: d.gavra@spbu.ru

Nerinovskaya Marina - in 2014 - 2021 Head of the Press Service of the Regional Office of the Federal Antimonopoly Service for St. Petersburg (St. Petersburg, Russian Federation), e-mail: mneri@yandex.ru

Vladimirov Vadim - Associate Professor of the Institute for the Development of Competition and Antimonopoly Regulation of St. Petersburg State University (St. Petersburg, Russian Federation), PhD in Psychology, e-mail: vv27041963@yandex.ru

Gavra Dmitry - Doctor of Sociological Sciences, Professor, Head of the Department of Public Relations in Business, Higher School of Journalism and Mass Communications, St. Petersburg State University, e-mail: d.gavra@spbu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.