Научная статья на тему 'Оценка эффективности бюджетной сферы в регионе'

Оценка эффективности бюджетной сферы в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
141
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАЛОВЫЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ / ВАЛОВЫЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ / МОНИТОРИНГ / БЮДЖЕТ / ИНТЕГРАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / GROSS DOMESTIC PRODUCT / GROSS REGIONAL PRODUCT / MONITORING / BUDGET / INTEGRAL INDEXES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бродская Ольга Михайловна

В статье рассматриваются методические аспекты эффективного функционирования бюджетной сферы региона: влияние на этот процесс различных факторов, в том числе таких интегральных показателей, как валовый региональный продукт (ВРП), его сопоставление с другими социально-экономическими и бюджетными показателями для оценки эффективности бюджетной сферы в регионах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The evaluation of the budget efficiency of the region

The article deals with evaluation of the budget efficiency of a region. By the example of Amurskaya oblast the author highlights the indicators that can be used to estimate how effective the budget system is.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности бюджетной сферы в регионе»

Оценка эффективности бюджетной сферы в регионе

О.М. Бродская

В статье рассматриваются методические аспекты эффективного функционирования бюджетной сферы региона: влияние на этот процесс различных факторов, в том числе таких интегральных показателей, как валовый региональный продукт (ВРП), его сопоставление с другими социально-экономическими и бюджетными показателями для оценки эффективности бюджетной сферы в регионах.

The article deals with evaluation of the budget efficiency of a region. By the example of Amurskaya oblast the author highlights the indicators that can be used to estimate how effective the budget system is.

Ключевые слова: валовый внутренний продукт, валовый региональный продукт, мониторинг, бюджет, интегральные показатели.

Key words: gross domestic product, gross regional product, monitoring, budget, integral indexes.

На эффективность функционирования бюджетной системы оказывают влияние различные факторы.

Показатели, отражающие уровень развития экономики и социальной сферы, не зависят напрямую от эффективности функционирования бюджетной системы. Помимо бюджетного фактора на них влияют негосударственные инвестиции, обеспеченность природными и трудовыми ресурса- ми, их качество, природно-климатические условия, демографическая ситуация, развитие инфраструктуры и т. д. Кроме того, могут иметь место форс-мажорные обстоятельства как природно-климатического, так и политического характера.

Вместе с тем, использование любого показателя для оценки эффективности сектора государственных финансов не- сет в себе элемент условности. Тем не ме- нее, это не означает, что нельзя уловить определенные общие тенденции или ха- рактеристики с помощью показателей социально-

экономического развития и их сопоставления друг с другом.

Интегральным показателем, отражаю- щим уровень развития как страны в целом, так и отдельного региона, является вели- чина валовой добавленной стоимости (2). На уровне страны это валовой внутренний продукт (ВВП), а на уровне региона - вало-

вой региональный продукт (ВРП). Именно данный показатель (ВРП) является основой для определения размеров необходимой финансовой помощи регионам из федерально- го бюджета. Поэтому представляется впол- не логичным сопоставление ВРП с другими социально-экономическими и бюджетными показателями для оценки эффективности бюджетной сферы в регионах.

1. Особенности отраслевой структуры валового регионального продукта. ВРП складывается из валовой добавленной стоимости следующих секторов: пяти базовых отраслей экономики (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля); отраслей, оказывающих нерыночные услуги (бюджетная сфера), других отраслей и чистых (за вычетом субсидий) налогов на продукты и услуги (НДС, акцизы, налоги на импортируемые товары и услуги и т. д.).

Чем выше в регионе доля нерыночных услуг в структуре ВРП, тем сильнее зависимость данного показателя от уровня бюд-жетного финансирования.

Например, основной вклад в формирование ВРП Амурской области вносят базовые отрасли экономики, на развитие которых бюджетная система может повлиять через государственные инвестиции (из бюджетов всех уровней) или государственный заказ.

Бродская Ольга Михайловна - председатель контрольно-счетной палаты Амурской области, заслуженный экономист Российской Федерации (г. Благовещенск). Тел.: (4162)44 38 75

Поскольку государственные инвестиции в последние годы имеют четкую тенденцию к сокращению, их влияние на ВРП ослабе- вает. Влияние же государственного заказа (как товаров, так и услуг), оплачиваемого из бюджетной системы, достаточно высо- ко. Динамика этих показателей представ- лена на рис. 1.

2. Значительная часть расходов бюджетной системы никак не влияет или слабо влияет на уровень ВРП. Эти расходы мож- но разбить на две группы.

К первой относятся те из них, которые весьма заметны в общей сумме расходов. К ним относятся расходы на социальную политику и ряд расходов других разделов,

350

300

250

50

■ 310

Л*7 \п\ *#*

ЩШШЗл&&

95 _ 12.

84

|10б|

|118|

И |7£Г]

--1—

2000

2001

2002

2003

•Валовой региональный продукт™"**"" На ■Государственный заказ

2004 1005 2006

в основной капитал

Рис. 1. Динамика валового регионального продукта, инвестиций в основной капитал и государственного заказа в Амурской области за 2000 - 2006 гг.

Как видно из диаграммы, инвестиции в основной капитал из года в год снижаются, и в 2006 году составили 84% от уровня 2005 года. Государственный заказ в 2006 году составил 123% от уровня 2005 года. При этом валовой региональный продукт ежегодно увеличивается не более чем на 3%.

которые никак не влияют на уровень ВРП (выплаты и трансферты населению - пен- сий, пособия, стипендии и т. п.), а также расходы на национальную оборону и правоохранительную деятельность (влияют только опосредованно через госзаказ). Анализируя соотношение расходов бюджетной

■ "N1

Рис. 2. Динамика доли расходов бюджета Амурской области на социальнокультурные мероприятия в 2000 - 2006 гг.

системы и ВРП, следует учитывать долю данных расходов в общей их величине в области.

Чем выше доля социальных расходов в общей сумме расходов бюджетной системы административной территории, тем мень- ше корреляция расходов с ВРП. Динами- ка удельного веса расходов на социальнокультурные мероприятия представлена на рис.

2.

Как видно из представленной диаграм- мы, удельный вес расходов бюджета Амур- ской области на социально-культурные мероприятия в общем объеме расходов возрос с 45% в 2000 году до 64% в 2006 году.

К другой группе относятся расходы на судебную систему, международную деятельность, обслуживание государственного долга и ряд других. Этими расходами мож- но пренебречь, поскольку их доля в расхо- дах бюджетной системы области, в целом, находится в пределах 1 - 2% от общей сум- мы расходов.

3. Соотношение расходов бюджетной системы и ВРП можно рассматривать как определенный индикатор уровня развития и зависимости региона от бюджетной си- стемы. Чем оно выше, тем слабее регион и тем более он зависим от бюджетной си- стемы. Динамика ВРП и расходов бюджета Амурской области представлена на рис. 3.

Диаграмма показывает, что в период с 2000 по 2006 гг. темпы роста расходов бюджета значительно превышают темпы роста валового регионального продукта, из чего можно сделать вывод о высокой сте- пени зависимости бюджета территории от федерального Центра. Уровень дотацион-ности бюджета Амурской области за указанный период представлен на рис. 4.

Из диаграммы видно, что уровень дота-ционности области варьируется от 35,9% в 2006 г. до 45,2% в 2000 г., что еще раз подтверждает правильность вывода о значительной зависимости бюджета области от финансовой помощи из федерального бюджета.

4. Сопоставление таких показателей, как доля региона в общей численности населе- ния Российской Федерации, удельный вес ВРП региона в совокупной по субъектам Российской Федерации валовой добавлен- ной стоимости, доля доходов, собранных в бюджетную систему страны и расходов бюджетной системы на территории регио- на в общих расходах консолидированного бюджета Российской Федерации, в опреде- ленном смысле отражает степень иждивен- чества региона, или, напротив, его донор- ства. Доля населения Амурской области в общей численности населения России со- ставляет 0,6%, доля ВРП - 0,7%, доля дохо-

Рис. 3. Динамика валового регионального продукта и расходов бюджета Амурской

области за 2000 - 2006 гг.

Рис. 4. Динамика дотационности бюджета Амурской области

за 2000 - 2006 гг.

дов в консолидированном бюджете страны -

0,1%, расходов - 0,3%.

5. Интерес представляет сопоставление динамики расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федера- ции на государственное управление с ди- намикой расходов бюджетной системы в целом и динамикой ВРП. Говорить об эффективности государственного управления в регионе на основе такого сопоставления вряд ли корректно, но оценить общие тен-

денции можно. Сопоставление этих показателей приведено на рис. 5.

Диаграмма показывает, что темпы ро- ста валового регионального продукта от - стают от темпов роста расходов бюджета, в целом, и расходов на государственное управление, в частности.

Следует отметить, что по результатам мониторинга соответствия бюджетов субъ -ектов Российской Федерации Бюджетному кодексу Российской Федерации, проводи-

Рис. 5. Сопоставление динамики валового регионального продукта, расходов в целом и расходов на государственное управление за 2000 - 2006 гг.

мого Минфином России (3), бюджет Амурской области за 2006 год (в числе 53 дру- гих субъектов Федерации) не соответствует требованиям Бюджетного кодекса по показателю БК 5, который не может прини- мать значение больше единицы и говорит о том, что субъект Российской Федерации -получатель дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации - не имеет права устанавливать размеры оплаты труда го- сударственным гражданским служащим субъекта,

превышающие размеры оплаты труда, установленные для соответствую- щих категорий федеральных государствен- ных служащих. Показатель БК 5 за 2006 год в Амурской области составил 1,243. Максимальное значение БК 5 составляет 3,099 (в Рязанской области).

Проведенный анализ, в целом, пока- зал, что низкий уровень обеспеченности Амурской области бюджетными сред- ствами негативно влияет на социально- экономическое развитие региона, поскольку в условиях дефицита финансо- вых ресурсов органы власти администра- тивной территории имеют возможность направлять средства бюджета только на текущие расходы, в основном на финан- сирование социально-культурной сферы и помощь муниципальным образованиям. При этом, такие отрасли, как агропромышленный комплекс, транспорт не могут рассчитывать на поддержку из об- ластного бюджета и, следовательно, огра- ничены в развитии своей материально- технической базы (1).

Необходимо отметить, что Правительством Российской Федерации поставле- на цель повышения заинтересованности субъектов Российской Федерации в обеспечении финансовой самостоятельности, эффективном использовании собственности и повышении эффективности управления государственными и муниципальными финансами. Однако расходы федерального бюджета, предусмотренные на межбюд-жетные трансферты, постоянно увеличиваются, что свидетельствует об ограниченной возможности (в ближайшее время) созда- ния условий для укрепления финансовой самостоятельности большинства бюджетов субъектов Российской Федерации.

Неравномерность в социально-

экономическом развитии регионов Российской Федерации продолжает сохраняться,

а проводимая политика межбюджетных отношений не обеспечивает в должной степени снижения дифференциации и выравнивания в их социально-экономическом

развитии.

В целом, формирование межбюджет- ных отношений Российской Федерации и

субъектов Российской Федерации не в полной мере направлено на достижение конкретных целей по созданию условий для устойчивого и эффективного социальноэкономического развития регионов.

В целях усиления влияния бюджетной обеспеченности и политики межбюджетных отношений на социально-экономическое

развитие регионов и снижение дифференциации в их развитии необходимо в боль- шей степени повысить роль межбюджетных трансфертов, имеющих долгосрочный ха-

рактер и направляемых на формирование структурных сдвигов в экономике регионов и повышение их налогового потенциала.

Таким образом, представляется целесообразным предоставить административным территориям возможность (в пределах собственных финансовых ресурсов) самостоятельного принятия решений о направлени- ях и масштабах использования бюджетных средств, при соответствующей организа- ции и осуществлении контроля за целе- вым

использованием средств, выделяемых из

федерального бюджета на социально-

экономическое развитие региона (4).

Литература и источники:

1. Амурский статистический ежегодник : сборник / Амурстат. - Благовещенск, 2006. -407 с.

2. Анализ состояния и проблемы бюджетной системы Российской Федерации в разрезе регионов и федеральных округов : аналитическая записка Счетной палаты Российской Федерации. - 2006 // Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации http: //www. ach. gov. ru.

3. Мониторинг соответствия бюджетов субъектов Российской Федерации Бюджетному кодексу Российской Федерации // Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации, - http://www.minfm.ru.

4. Бродская, О. М. Управление бюджетной системой административной территории / О. М. Бродская ; под общей редакцией д-ра экон. наук, профессора В. А. Уварова. - Хабаровск : Изд-воДВАГС, 2007. - 217 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.