Научная статья на тему 'Оценка эффективности аптечной сети на основе маркетингового анализа в товарной категории'

Оценка эффективности аптечной сети на основе маркетингового анализа в товарной категории Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
267
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономический анализ / ликвидность / платежеспособность / рентабельность / собственная торговая марка / маркетинг / маркетинговая стратегия / экономический анализ / товарная стратегия / интернетпродвижение / ритейл / аптечная сеть / economic analysis / liquidity / solvency / profitability / private lable / marketing / marketing strategy / economic analysis / product strategy / internet promotion / retail / pharmacy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Е. А. Сапрунова, В. Н. Волненко, А. В. Волненко, А. А. Сидякова

Работа с товарными категориями и группами в организациях аптечного ритейла является важнейшей частью стратегического маркетинга и процесса реализации продукции. Введение нового товара, его продвижение и позиционирование, а также реальное повышение доходности категорий – ключ к успеху, при профессиональной реализации потенциала. В результате совершенствования работы с матрицей, а также улучшения финансового состояния, эффективная маркетинговая и товарная стратегии становятся антикризисными и помогают справиться с серьёзными экономическими сложностями. В статье проведён финансовый анализ нескольких организаций, входящих в состав группы компаний «Апрель». Проанализированы ресурсы и затраты, показатели ликвидности и финансовой устойчивости, а также проведена рейтинговая оценка исследуемых организаций и изучены показатели рентабельности. Далее, проведён анализ основных категорий товара, реализуемого в Аптечной сети «Апрель». По итогам анализа, определена самая большая по доле выручки категория. Внутри категории рассчитан и предложен проект по введению группы товаров в ассортимент собственной торговой марки с прогнозным приростом основных экономических показателей. Проведены переговоры с потенциальными поставщиками. Подписаны соглашения о намерениях. По итогам проведённой работы сформулированы рекомендации по работе с товарной матрицей и по реализации маркетинговой и товарной стратегии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF PHARMACY RETAIL EFFICIENCY ON THE BASIS OF MARKETING ANALYSIS WITHIN THE PRODUCT CATEGORY

Working with product categories and groups in pharmacy retail organizations is an essential part of strategic marketing and product sales. The introduction of a new product, its promotion and positioning, as well as a real increase in the profitability of categories is the key to success, with the professional realization of potential. As a result of improving work with the matrix, as well as improving the financial condition, effective marketing and product strategies become anti-crisis and help to cope with serious economic difficulties. The article provides a financial analysis of several organizations that are part of the April group of companies. The resources and costs, liquidity and financial stability indicators are analyzed, as well as a rating assessment of the studied organizations is conducted and profitability indicators are studied. Further, the analysis of the main categories of goods sold in the Pharmacy Chain "April". According to the results of the analysis, the largest category by revenue share was determined. Within the category, a project was designed and proposed to introduce a group of goods into the assortment of its own brand with a predicted increase in basic economic indicators. Negotiations with potential suppliers. Agreements of intent signed. Based on the results of the work, recommendations are formulated on working with the product matrix and on the implementation of the marketing and product strategy.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности аптечной сети на основе маркетингового анализа в товарной категории»

4. Stepanov, V.K. (2001) The Century of Network Intelligence: About Don Tapscott's Electronic-Digital Society. Information Society P.68

5. Sagdeeva, L.S. The quality of human capital as a factor in the socio-economic development of the region // dissertation abstract for the degree of candidate of economic sciences / Kemerovo State University. Kemerovo, 2012

6. Zaitseva, A.I. Transformation of the labor market and modernization of the higher education system in the region [Text] /

A.I. Zaitseva, L.S. Sagdeeva // In the collection: Russian knowledge economy: the contribution of regional researchers. Collection of articles of the All-Russian Scientific Conference with international participation: in 2 parts. 2017.S. 190-195.

7. Sagdeeva, L. Kemerovo region: personnel potential and real needs of the regional economy in workers and specialists. [Text] / L. Sagdeeva // Man and Labor. 2008. No. 3. p. 41-43.

8. Tapscott, D, (2014), The Digital Economy Anniversary Edition: Rethinking Promise and Peril In the Age of Networked Intelligence, McGraw-Hill, 2014.

9. Don Tapscott: Rethinking the Digital Economy. The Agenda with Steve [Electronic resource]. Access mode - Paikin //https://www.youtube.com/watch?time_continue=1266&v=4185o2b9x4U (Date of access 05.05.2020)

10. World Bank Group (2016). Digital Dividends. World Development Report. Washington

11. Ministerial Declaration on the Digital Economy: Innovation, Growth and Social Prosperity. 2016 Ministerial Meeting OECD. Cancun

12. OECD Forum on Electronic Commerce. OECD. [Electronic resource]. URL: http://www.oecd.org/sti/iecon-omy/oecdforumonelectroniccommerce.htm (Date of access 06.05.2020)

13. OECD Ministerial Meeting: The Future of the Internet Economy. OECD. [Electronic resource]. - URL: http://www.oecd.org/futureinternet/ (Date of access 06.05.2020)

14. Kozyrev, A.N. Digital economy and digitalization in historical perspective. "Digital economy." Moscow. - 2017. [Electronic resource]. Access mode - URL: http://digital-economy.ru/stati/tsifrovaya-ekonomika-i-tsifrovizatsiya-v-istoricheskoj-retro-spektive (Date of access 03.05.2020)

15. Kapelyushnikov, R.I. (1990), Economic theory of property rights (methodology, basic concepts, range of problems). M .: Preprint IMEMO, 1990, No. 90.

16. Masuda Y. The Information Society as Postindustrial Society. Wash .: World Future Soc. 1983. 382 p.

17. Belova, L.G. Features of the modern stage of building the information society in the East Asian countries of the Asia-Pacific region [Text] / L.G. Belova // Yearbook of the Center for Asian Studies of PFUR. 2015

18. The development strategy of the information society in the Russian Federation for 2017 - 2030. [Electronic resource]. Access mode -http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/ (Date of access 03.05.2020)

19. Korobko, S.M. Human capital as a factor in sustainable development in the digital economy [Text] / L.S. Sagdeeva, S.M. Korobko // Bulletin of the Academy of Knowledge. 2019.No 2 (31). S. 211-214.

20. Bauer, V. P. Problems on the way to create a unified digital platform for the digital economy. M .: RAEN. 2017

DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10408

Е.А. Сапрунова - доцент кафедры экономического анализа, к.э.н., Кубанский ГАУ (г. Краснодар), saprunova2007@mail.ru,

E.A. Saprunova - associate Professor of the department of economic analysis, Ph. D., Kuban state agrarian university (Krasnodar);

B.Н. Волненко - аспирант кафедры экономического анализа, Кубанский ГАУ (г. Краснодар), vovavolnenko@yandex.ru,

V.N. Volnenko - post-graduate student of the department of economic analysis, Kuban state agrarian university (Krasnodar);

А.В. Волненко - магистрант кафедры экономического анализа, Кубанский ГАУ (г. Краснодар), volnenko_av@apteka-aprel.ru,

A.V. Volnenko - graduate student of the department of economic analysis, Kuban state agrarian university (Krasnodar);

А.А. Сидякова - магистрант кафедры аудита, Кубанский ГАУ (г.Краснодар), sidyackova2013@yandex.ru,

A.A. Sidyakova - graduate student of the department of economic analysis, Kuban state agrarian university (Krasnodar).

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ АПТЕЧНОЙ СЕТИ НА ОСНОВЕ МАРКЕТИНГОВОГО АНАЛИЗА В ТОВАРНОЙ КАТЕГОРИИ ASSESSMENT OF PHARMACY RETAIL EFFICIENCY ON THE BASIS OF MARKETING ANALYSIS

WITHIN THE PRODUCT CATEGORY

Аннотация. Работа с товарными категориями и группами в организациях аптечного ритейла является важнейшей частью стратегического маркетинга и процесса реализации продукции. Введение нового товара, его продвижение и позиционирование, а также реальное повышение доходности категорий - ключ к успеху, при профессиональной реализации потенциала. В результате совершенствования работы с матрицей, а также улучшения финансового состояния, эффективная маркетинговая и товарная стратегии становятся антикризисными и помогают справиться с серьёзными экономическими сложностями.

В статье проведён финансовый анализ нескольких организаций, входящих в состав группы компаний «Апрель». Проанализированы ресурсы и затраты, показатели ликвидности и финансовой устойчивости, а также проведена рейтинговая оценка исследуемых организаций и изучены показатели рентабельности.

Далее, проведён анализ основных категорий товара, реализуемого в Аптечной сети «Апрель». По итогам анализа, определена самая большая по доле выручки категория.

Внутри категории рассчитан и предложен проект по введению группы товаров в ассортимент собственной торговой марки с прогнозным приростом основных экономических показателей. Проведены переговоры с потенциальными поставщиками. Подписаны соглашения о намерениях.

По итогам проведённой работы сформулированы рекомендации по работе с товарной матрицей и по реализации маркетинговой и товарной стратегии.

Abstract. Working with product categories and groups in pharmacy retail organizations is an essential part of strategic marketing and product sales. The introduction of a new product, its promotion and positioning, as well as a real increase in the profitability of categories is the key to success, with the professional realization of potential. As a result of improving work with the matrix, as well as improving the financial condition, effective marketing and product strategies become anti-crisis and help to cope with serious economic difficulties.

The article provides a financial analysis of several organizations that are part of the April group of companies. The resources and costs, liquidity and financial stability indicators are analyzed, as well as a rating assessment of the studied organizations is conducted and profitability indicators are studied.

Further, the analysis of the main categories of goods sold in the Pharmacy Chain "April". According to the results of the analysis, the largest category by revenue share was determined.

Within the category, a project was designed and proposed to introduce a group of goods into the assortment of its own brand with a predicted increase in basic economic indicators. Negotiations with potential suppliers. Agreements of intent signed.

Based on the results of the work, recommendations are formulated on working with the product matrix and on the implementation of the marketing and product strategy.

Ключевые слова: экономический анализ, ликвидность, платежеспособность, рентабельность, собственная торговая марка, маркетинг, маркетинговая стратегия, экономический анализ, товарная стратегия, интернет-продвижение, ритейл, аптечная сеть.

Keywords: economic analysis, liquidity, solvency, profitability, private lable, marketing, marketing strategy, economic analysis, product strategy, internet promotion, retail, pharmacy.

Аптечный бизнес остаётся одной из самых сложных сфер торговли. Высокая конкуренция, передовые технологии и уникальные бизнес-решения делают эту отрасль движущей силой российского ритейла.

Аналитические компании оглашают примерное количество аптечных учреждений в России - от 45 до 60 тысяч единиц.

В 2018 г. в России рост продаж лекарственных препаратов вырос по сравнению с 2017 г. до 5,6 млрд. руб. По итогам происшедшего года через аптеки было продано более чем 4,7 млрд. упаковок лекарственных средств.

В России одной из крупнейших по объемам продаж сетей является аптечная сеть «Апрель».

Данная сеть аптек охватила 52 региона от Мурманской области до Дагестана, и от Смоленской области до Удмуртии.

Нами были проанализированы несколько организаций, входящих в состав аптечной сети «Апрель». Проведён финансовый и маркетинговый анализ компаний. Определены пути улучшения финансового состояния, а также сформулированы предложения, которые позволят увеличить доход сети.

Рассмотрим ресурсы и затраты организаций, входящих в группу компаний «Апрель».

Таблицы 1- Ресурсы и затраты исследуемых организаций

Организация 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2018 г. в % (разах) к 2016 г. | 2017 г.

Среднегодовая численность работников, чел.

ООО «Бережная аптека «Апрель» 321 389 402 125,2 103,3

ООО «Апрель Кубань» 417 458 480 115,1 104,8

ООО «Семейная аптека «Апрель» 403 461 486 120,6 105,4

Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб.

ООО «Бережная аптека «Апрель» 13709 18254 19481 142,1 106,7

ООО «Апрель Кубань» 15496 17680 18281 118,0 103,4

ООО «Семейная аптека «Апрель» 21279 23600 22896 107,6 97,0

Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб.

ООО «Бережная аптека «Апрель» 191396 278423 358589 187,4 128,8

ООО «Апрель Кубань» 273119 350448 411155 150,5 117,3

ООО «Семейная аптека «Апрель» 260230 389248 417263 160,3 107,2

Полная себестоимость проданных товаров, тыс. руб.

ООО «Бережная аптека «Апрель» 726423 1583530 1782006 в 2,5 раза 112,5

ООО «Апрель Кубань» 1136648 1672254 1517670 133,5 90,8

ООО «Семейная аптека «Апрель» 937503 1776370 1633215 174,2 91,9

Таким образом, проанализировав ресурсы и затраты рассматриваемых организаций, можно сказать, что они увеличились в исследуемом периоде, это является положительной динамикой, повлекшей увеличение финансовых результатов.

Далее, рассмотрим результаты деятельности анализируемых организаций в приведенной ниже таблице 2.

Таблица 2 - Финансовые результаты деятельности исследуемых организаций

Организация 2016 г. 2017 г. 2018 г. Отклонение (+-) в 2018 г. по сравнению с

2016 г. | 2017 г.

Выручка от продаж, тыс. руб.

ООО «Бережная аптека «Апрель» 760924 1761043 2045266 1284342 284223

ООО «Апрель Кубань» 1225727 1861653 1734193 508466 -127460

ООО «Семейная аптека «Апрель» 1021625 1969090 1817250 795625 -151840

Прибыль (+), убыток (-) от продаж - всего, тыс. руб.

ООО «Бережная аптека «Апрель» -42500 -7842 -18764 23736 -10922

ООО «Апрель Кубань» -38691 - 4263 24896 63587 29159

ООО «Семейная аптека «Апрель» -23945 -7270 -20313 3632 -13043

Прибыль (+), убыток (-) до налогообложения, тыс. руб.

ООО «Бережная аптека «Апрель» -35758 16272 23479 59237 7207

ООО «Апрель Кубань» -1344 42615 53701 55045 11086

ООО «Семейная аптека «Апрель» -4799 39073 19906 24705 -19167

Чистая прибыль (+), непокрытый убыток (-), тыс. руб.

ООО «Бережная аптека «Апрель» -35764 14306 21128 56892 6822

ООО «Апрель Кубань» -1392 33993 42826 44218 8833

ООО «Семейная аптека «Апрель» -4862 30610 15844 20706 -14766

Таким образом, мы видим, что по всем трем организациям, наблюдается рост ресурсов, что приводит к улучшению финансовых результатов. Несмотря на то, что все организации на протяжении трех лет имели убыток от продаж, они смогли увеличить свою чистую прибыль и выйти из убыточного состояния.

Проведем далее рейтинговую оценку ООО «Бережная аптека «Апрель», ООО «Апрель Кубань», ООО «Семейная аптека «Апрель».

Таблица 3 - Матрица значений финансовых показателей

Организация 2016 г. 2017 г. 2018 г. Отклонение (+,-) в 2018 г. по сравнению с

2016 г. | 2017 г.

Коэффициент финансовой устойчивости

ООО «Бережная аптека «Апрель» -0,000 0,073 0,129 0,129 0,056

ООО «Апрель Кубань» 0,060 0,123 0,110 0,05 -0,013

ООО «Семейная аптека «Апрель» 0,009 0,106 0,133 0,124 0,027

Коэффициент текущей ликвидности

ООО «Бережная аптека «Апрель» 0,875 0,592 0,829 -0,046 0,233

ООО «Апрель Кубань» 0,831 0,691 0,867 0,036 0,176

ООО «Семейная аптека «Апрель» 0,869 0,805 0,809 -0,06 0,004

Фондоотдача, руб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ООО «Бережная аптека «Апрель» 55,5 96,5 105,0 49,5 8,5

ООО «Апрель Кубань» 79,1 105,3 94,9 15,8 -10,4

ООО «Семейная аптека «Апрель» 48,0 83,4 79,4 31,4 -4,0

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств

ООО «Бережная аптека «Апрель» 3,41 6,33 5,70 2,29 -0,63

ООО «Апрель Кубань» 4,49 5,31 4,22 -0,27 -1,09

ООО «Семейная аптека «Апрель» 3,93 5,06 4,12 0,19 -0,94

При рейтинговой оценке используют метод многомерного сравнительного анализа. Организации ранжируются в порядке убывания рейтинговой оценки, следовательно, наивысший рейтинг имеет организация с его наименьшим значением.

Таблица 4 - Результаты сравнительной рейтинговой оценки деятельности

исследуемых организаций, 2016-2019 гг.

Организация 2016 г. 2017 г. 2018 г.

R1 место И место R3 место

ООО «Бережная аптека «Апрель» 0,384 1 0,493 3 0,053 1

ООО «Апрель Кубань» 1,00 3 0,215 1 0,327 2

ООО «Семейная аптека «Апрель» 0,944 2 0,320 2 0,328 3

По приведённым данным можно сделать вывод, что у рассматриваемых организаций нестабильное положение. Самое благоприятное финансовое состояние по выбранным финансовым показателям наблюдается у ООО «Бережная аптека «Апрель», поэтому так как численность работников росла более быстрыми темпами, среднегодовая стоимость основных средств и среднегодовая стоимость оборотных активов увеличивалась больше чем в других рассматриваемых организациях.

Далее, проанализируем относительные показатели ликвидности и финансовой устойчивости.

Таблица 5 - Относительные показатели ликвидности и финансовой устойчивости

ООО «Бережная аптека «Апрель»

Отклонение (+,-) в 2018 г.

Наименование показателя 2016 г. 2017 г. 2018 г. по сравнению с

2016 г. 2017 г.

Коэффициент абсолютной ликвидности 0,137 0,111 0,215 0,078 0,104

Коэффициент быстрой ликвидности 0,268 0,200 0,426 0,158 0,226

Коэффициент текущей ликвидности 0,875 0,592 0,829 -0,046 0,237

Коэффициент обеспеченности собственными

оборотными средствами -0,257 -0,874 -0,401 -0,144 0,473

Коэффициент автономии -0,962 -0,480 -0,287 0,675 0,193

Коэффициент финансовой устойчивости -0,000 0,073 0,129 0,129 0,056

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами -0,257 -0,874 -0,401 -0,144 0,473

Коэффициент кредиторской задолженности в составе краткосрочных обязательств 0,996 1,00 0,991 -0,005 -0,009

По таблице 5, можно сделать вывод, что все показатели ниже рекомендуемых значений. Важнейшим является коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами. У нашей организации этот показатель отрицательный. Это говорит о том, что ООО «Бережная аптека «Апрель» в недостаточной степени обеспечена собственными оборотными средствами. Коэффициент автономии является отрицательным, так, как у организации нет собственного капитала, иными словами она зависима от заемных средств.

Анализируя трехкомпонентный показатель финансовой устойчивости ООО «Бережная аптека «Апрель» выясняем, что он имеет вид (0;0;0), - это связано с тем, что на протяжении трех лет у организации отрицательный показатель собственных оборотных средств.

В условиях рыночных отношений, расширения экономической самостоятельности организации показатели рентабельности являются важнейшими обобщающими показателями, которые характеризуют финансовое состояние организации. Они позволяют оценить доходность, прибыльность организации, полученную за определённый период хозяйственной деятельности, эффективность использования её ресурсов. Проанализируем показатели рен-табельности ООО «Бережная аптека «Апрель» в таблице 6.

Таблица 6 - Показатели рентабельности ООО «Бережная аптека «Апрель», %

Показатель 2016 г. 2017 г. 2018 г. Отклонение (+,-) в 2018 г. по сравнению с

2016 г. 2017 г.

Рентабельность продаж -5,6 -0,4 -0,9 4,7 -0,5

Рентабельность реализованной продукции -5,3 -0,4 -0,9 4,4 -0,5

Рентабельность имущества по чистому денежному потоку 766,5 650,7 341,8 -424,7 -308,9

Рентабельность перманентного капитала Х 36,7 27,6 Х -9,1

Таким образом, показатели рентабельности продаж и реализованной продукции отрицательные, так как на протяжении всего рассматриваемого периода исследуемая организация имела убыток от продаж.

В системе рыночных отношений устойчивое функционирование аптечных организаций и возможность выполнения ими социальной миссии в первую очередь зависят от торгового ассортимента, предлагаемого к продаже, который должен соответствовать ожиданиям и представлениям целевой аудитории.

Однако сохранение и укрепление позиций на рынке в условиях его насыщения, постоянного изменения ассортимента, заставляют ритейлера искать новые возможности для экономического развития в конкурентной среде. Одним из таких направлений является использование маркетинга в процессе обновления, расширения и диверсификации ассортимента.

Целью маркетингового анализа является комплексное изучение ассортимента собственной торговой марки, а также рекомендации по добавлению или исключению позиций для улучшения финансового состояния исследуемой организации.

Поставленная цель определяет главные задачи:

- определение видов и особенностей товарных стратегий в маркетинге;

- стратегический анализ существующей товарной стратегии компании «Апрель»;

- анализ рыночного положения объекта исследования;

- рекомендации по совершенствованию товарной стратегии для объекта исследования.

Одним из важнейших ориентиров деятельности компании является индивидуальный подход к каждому клиенту - в стремлении достичь высокого уровня сервиса аптеки предоставляют опцию консультирования клиентов по телефону, а также дают возможность заказать редкий препарат, которого нет в ассортименте.

Основные конкурентные преимущества сети:

- уникальная программа лояльности «Аптечный клуб»;

- собственный центр повышения квалификации персонала;

- централизованный мониторинг браков и фальсификатов;

- сотрудничество только с официальными поставщиками

и производителями, имеющими все необходимые сертификаты качества;

- большой объём продаж по низким ценам исключает возможность наличия лекарств с истекающим сроком годности.

ГК «Апрель» активно развивает СТМ — собственную торговую марку. Под брендом «Апрель» выпускаются бумажные платочки, влажные салфетки, ватные диски, гематоген, аскорбиновая кислот, питьевая вода, подгузники и др. Развитие собственной торговой марки является весьма перспективным направлением деятельности, так как приносит больший объем прибыли и является дополнительной рекламой бренда «Апрель».

Преимущество собственной торговой марки в предложении покупателю товара-аналога бренду, но по более низкой цене. Собственная торговая марка позволяет компании быть независимой от ценовой, товарной и маркетинговой политики стороннего бренда..

На первом этапе нами был проведен анализ ассортимента ООО «Бережная аптека «Апрель» с целью выделения товарных групп, имеющих наибольшую долю в структуре товарооборота. Анализ показал, что, кроме категории «Медикаменты», такой группой является категория «БАДы и изделия медицинского назначения» - более 40% от общего объема реализации. Эта категория и стала объектом исследования.

На втором этапе, было проведено анкетирование жителей Краснодарского края и Ставропольского края, являющихся частыми покупателями у помянутых групп товаров. Анализ анкетных данных показал, что 99% опрошенных устраивает качество товаров данных групп от

ООО «Бережная аптека «Апрель». В вопросе соотношения цены и качества: 91,9% опрошенных ответили, что уровень цены соответствует качеству товаров.

Для более детального исследования нами была рассмотрена группа товара «Лейкопластыри». Выбраны те продукты, которые присутствуют в продаже в сети, но не выпускаются под брендом СТМ:

1. Лейкопластыри №1 (штучные) тканевые.

2. Лейкопластыри №1 (штучные) на нетканой основе.

3. Лейкопластыри №20 (набор) тканевые.

4. Лейкопластыри №20 (набор) на нетканой основе.

5. Лейкопластыри №20 (набор) водостойкие.

6. Лейкопластыри катушки тканевые.

Мы проанализировали ключевые показатели товара, по которому оценивается экономическая целесообразность введения в СТМ: средняя цена закупки, руб., продажи за год , шт., продажи за год, руб., средняя цена продажи, руб., наценка, % и т.д.

По результатам анализа, можно сделать вывод, что средняя цена варьируется от 25 руб. до 113 руб. в зависимости от размера, формы и количества. Соответственно, запрос у производителей необходимо формировать также на максимально широкий ассортимент.

Анализируя среднюю наценку на категорию «Лейкопластыри», мы получили неожиданные цифры. Наценка на весь товар составляет в среднем 46- 50%, что является высоким показателем для этой группы и аптечной сети в целом. Учитывая, что перевод группы товаров в СТМ, как правило, приводит к росту наценки в 2 -2,5 раза - можно предположить, что категория перспективна для дальнейшего анализа. Именно коэффициент 2,5 будет взят за базовый коэффициент при расчёте других прогнозных показателей.

Следующим этапом провели расчёт продаж за год в штуках и рублях, а также расчёт возможной прибыли, при учете, что наценка также вырастет. В результате Аптечная сеть «Апрель» при использовании контрактного производства товаров по собственной торговой марке получит 76 447 332 руб. выручки в год, это на 45 868 000 руб. больше, чем при использовании продукции действующих брендов.

На третьем этапе исследования нами было принято решение о том, что данная группа выгодна для использования под собственной торговой маркой.

Далее мы приступили к анализу предложений производителей. Свои услуги предложили следующие компании: «Металлокорд», «Кассот», «Санамедикал», «Верофарм», «Группа Цзянскийских медицинских оборудований «Хунда».

После предварительно анализа предложений, были проведены переговоры с производителем из Китая о возможности перехода на контрактное производство с брендом «Апрель». В ходе переговоров был заключен протокол о намерениях на следующих условиях: объем поставки - контейнер не менее 20 футов; базисные условия международной поставки FCA и др. Это дало возможность рассчитать затраты для аптечной сети на поставку товаров под собственным брендом.

На четвертом этапе была проведена оценка эффективности предполагаемого проекта и расчёт точки безубыточности, которая установилась на уровне 64 799 шт. упаковок, что меньше даже предполагаемой партии. А среднем, сеть готова делать закуп в количестве от 100 000 шт. на год с учетом роста продаж и органического роста компании.

Таким образом, проведя анализ нескольких важнейших для компании показателей, мы подтвердили предположение о том, что для компании выгодно расширение ассортимента в пользу категории собственной торговой марки - «Лейкопластыри».

По итогам анализа и прогнозного расчёта мы определили основные рекомендации для Аптечной сети «Апрель».

1. Расширение ассортиментной матрицы товарами СТМ, а также внутри категории уже имеющегося товара СТМ. Такой товар высокомаржинален. Потребитель не сравнивает цены на товар собственной торговой марки.

2. Формирование линейки товаров СТМ. Выпуск сразу нескольких товаров в одной категории, таких как гель для умывания под брендом «Апрель» + лосьон для лица + мицелярная вода. Это даст возможность формировать ещё более доходные подарочные наборы.

3. Проведение дополнительных акций на собственную торговую марку, учитывая политику компании. Допустимы глубокие акции «1+1», скидка 50% на вторую упаковку.

4. Мотивационная программа для сотрудников первого стола с целью повышения лояльности к бренду. Предоставить возможность первостольнику «наращивать» таким образом свою заработную плату.

5. Изменение дизайна упаковки. Анализируя все категории, мы заметили, что упаковка может сильно отличаться от общепринятой в компании из-за того, что дизайн разрабатывал сам производитель или сторонний дизайнер. Рекомендуется привести товар к общему дизайну для повышения узнаваемости бренда с помощью штатного дизайнера компании.

6. Рекомендуется улучшить выкладку товаров СТМ в аптеках категории «А», «В» и «С» для привлечения внимания потребителя.

7. Продвижение СТМ через социальные сети и сайт компании. Разработка персональных акций с промо-кодом и отслеживание эффективности данных механик.

8. Раздача пробников и подарочных упаковок для ознакомления потребителя с товаром, при покупке в схожей, либо данной категории товара, но отличного бренда.

9. Аптечная сеть «Апрель» ориентируется на населенные пункты, численностью от 5 тысяч человек. Рекомендуется обратить внимание на населенные пункты с меньшей численностью, чтобы расширить границы охватываемого рынка. Анализируя статистические данные, мы выяснили, что сельское население больше подвержено изменению цены на различные категории товаров парафармацевтики, что напрямую касается товаров собственной торговой марки.

10. Рекомендуется создать доставку товара через заказ онлайн с сайта и приложения компании. Таким образом, открывается еще один канал для сбыта товаров собственной торговой марки, количество которых уже превышает 500 позиций.

Источники:

1. Абдукаримов, И.Т. Финансово-экономический анализ хозяйственной деятельности коммерческих организаций (анализ деловой активности): учебное пособие / И.Т. Абдукаримов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. С. - 320.

2. Аверина, О.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебник / О.И. Аверина,

B.В. Давыдова, Н.И. Лушенкова. - М.: КноРус, 2014. С. - 432.

3. Александров, О.А. Экономический анализ: учебное пособие / О.А. Александров, Ю.Н. Егоров. - М.: ИНФРА-М, 2013. С. - 288.

4. Артеменко, В.Г. Экономический анализ: учебное пособие / В.Г. Артеменко, Н.В. Анисимова. - М.: КноРус, 2013.

C. - 293.

5. Винкельманн П.А. Маркетинг и сбыт: Основы ориентированного на рынок управления компанией. - М: ИД Гребенникова, 2016.- С. 165.

6. Голубков, Е.П. Основы маркетинга. - М.: Финпресс, 2016. - С. 688.

7. Гиляровская, Л. Т. Анализ и оценка финансовой устойчивости коммерческих организаций [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 080105 «Финансы и кредит» / Л. Т. Гиляровская, А. В. Ендовицкая. - Электрон. текстовые данные. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - С. 159 - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52041. - ЭБС «IPRbooks».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Завгородняя А.В., Ямпольская Д. О. Маркетинговое планирование. - М.: ИНФРА-М, 2013. С. - 145.

9. Канке, Л. А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие / Л.А. Канке, И. П. Кошевая. - M.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2012. - С. 288.

10. Котлер Ф. Основы маркетинга: учебник: пер. с англ. - М.: Вильямс, 2012.

11. Самыгин, С. И. Экономический анализ / С. И. Самыгин, С. Н. Епифанцев. - М.: КноРус, 2013. - С. 400.

12. Planet Retail Ltd - www.planetretail.net

13. Михеева Е.П. Маркетинг. - М. Юрайт, 2016.- С.39.

14. www.1fin.ru

15. www.bibliotekar.ru

16. www.bibliofond.ru

17. www.cfin.ru

18. www.garant.ru

19. www.gks.ru

20. www.studfiles.net References:

1. Abdukarimov, I.T. Financial and economic analysis of economic activities of commercial organizations (analysis of business activity): Textbook / I.T. Abdukarimov. - M.: SIC INFRA-M, 2014.S. - 320.

2. Averina, O.I. Comprehensive economic analysis of economic activity: Textbook / O.I. Averina, V.V. Davydova, N.I. Lushen-kova. - M .: KnoRus, 2014.S. - 432.

3. Alexandrov, O.A. Economic analysis: Textbook / O.A. Alexandrov, Yu.N. Egorov. - M.: INFRA-M, 2013.S. - 288.

4. Artemenko, V.G. Economic analysis: Textbook / V.G. Artemenko, N.V. Anisimova. - M : KnoRus, 2013.S. - 293.

5. Winkelmann P.A. Marketing and Sales: The Basics of Market-Oriented Company Management. - M: Publishing House Grebennikova, 2016 .- S. 165.

6. Golubkov, EP The basics of marketing. - M.: Finpress, 2016 .- S. 688.

7. Gilyarovskaya, L. T. Analysis and assessment of financial stability of commercial organizations [Electronic resource]: a manual for university students enrolled in the specialties 080109 "Accounting, analysis and audit", 080105 "Finance and credit" / L. T. Gilyarovskaya, A.V. Endovitskaya - Electron. text data. - M.: UNITY-DANA, 2015. - P. 159 - Access mode: http://www.iprbookshop.ru/52041. - ELS "IPRbooks"

8. Zavgorodnaya A.V., Yampolskaya D.O. Marketing planning. - M.: INFRA-M, 2013.S. - 145.

9. Kanke, L. A. Analysis of financial and economic activities of the enterprise: a training manual / L.A. Kanke, I.P. Koshevaya. -M .: Publishing House "FORUM": INFRA-M, 2012. - P. 288.

10. Kotler F. Fundamentals of marketing: a textbook: trans. from English M.: Williams, 2012

11. Samygin, S. I. Economic analysis / S. I. Samygin, S. N. Epifantsev. - M.: KnoRus, 2013 .- S. 400.

12. Planet Retail Ltd - www.planetretail.net

13. Mikheeva E.P. Marketing. - M. Yurait, 2016.- P. 39.

14. www.1fin.ru

15. www.bibliotekar.ru

16. www.bibliofond.ru

17. www.cfin.ru

18. www. garant. ru

19. www.gks.ru

20. www.studfiles.net

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.