Научная статья на тему 'Применение методик финансового анализа в период консолидации рынка фармацевтического ритейла России'

Применение методик финансового анализа в период консолидации рынка фармацевтического ритейла России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
153
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АПТЕКА / ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ / РИТЕЙЛ / АПТЕЧНЫЕ СЕТИ / КОНСОЛИДАЦИЯ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ / ЛАЙК-ФОР-ЛАЙК / КОНКУРЕНТНЫЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ / СЛИЯНИЯ И ПОГЛОЩЕНИЯ / ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТЬ / PHARMACY / FINANCIAL ANALYSIS / RETAIL / PHARMACY CHAINS / CONSOLIDATION / INVESTMENT ANALYSIS / LIKE-FOR-LIKE / COMPETITIVE BUSINESS PROCESSES / MERGERS AND ACQUISITIONS / M&A / SOLVENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сапрунова Е.А., Волненко В.Н.

В статье содержится общий обзор розничного фармацевтического рынка России. Проблемы и векторы развития малых, средних и крупных аптечных сетей. Раскрываются причины консолидации рынка, предпосылки ликвидации и банкротства аптечных организаций; одним из результатов является волна слияний и поглощений, покупок сетей, как бизнеса (M&A). В ходе анализа ситуации предлагается ряд мер, основывающихся на использовании классических методик анализа для поддержания финансового состояния: сравнительной рейтинговой оценки, скоринговой модели, методик финансового анализа нескольких учёных. Также предлагается применять практические конкурентные бизнес-процессы, используемые в мировой практике продуктового и аптечного ритейла. На основе проведённого исследования формируется вывод, что конкурентной для аптечного ритейла России, является низкомаржинальная и низкозатратная модель, в управлении которой особое место уделяется индивидуальной комбинации методик финансового и инвестиционного анализа, которая позволит удержать компанию на грани рентабельности и вывести в лидеры рынка по доле выручки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of financial analysis techniques in the period of consolidation of the pharmaceutical retail market in Russia

The article provides an overview of the retail pharmaceutical market in Russia. Problems and vectors of development of small, medium and large pharmacy chains. The reasons for market consolidation, prerequisites for liquidation and bankruptcy of pharmacy organizations are revealed; one of the results is a wave of mergers and acquisitions, purchases of networks as a business (M&A). During the analysis of the situation a number of measures based on the use of classical methods of analysis to maintain the financial condition: comparative rating, scoring model, methods of financial analysis of several scientists. It is also proposed to apply practical competitive business processes used in the world of food and pharmacy retail. Based on the study, it is concluded that competitive for pharmacy retail in Russia is a low-margin and low-cost model, in the management of which special attention is paid to the individual combination of methods of financial and investment analysis, which will keep the company on the verge of profitability and lead the market in terms of revenue share.

Текст научной работы на тему «Применение методик финансового анализа в период консолидации рынка фармацевтического ритейла России»

1. Выплата реальных дивидендов по акциям.

2. Рост моральной и материальной заинтересованности наёмного персонала.

3. Использование «интеллектуального капитала» и опыта «старых» специалистов путём создания высокооплачиваемых рабочих мест; организация стажировок работников на ведущих предприятиях.

Финансово-экономические цели:

1. Получение и увеличение прибыли.

2. Доведение рентабельности и других финансово-экономических показателей предприятия до целевых значений.

3. Разработка и реализация эффективных финансово-экономических схем при планировании прибылей и осуществлении налоговой политики.

4. Увеличение стоимости акций предприятия на внутреннем рынке не менее чем в два раза в течение двух лет.

Таким образом, применение циклического подхода при формировании «дерева целей» организации способно значительно повысить эффективность ее функционирования.

Источники:

1. Коваленко Л.В., Кулик А.А. Подходы к пониманию сущности социальной ответственности организаций // Международная научно-практическая конференция по актуальным вопросам экономики и гуманитарных наук в 2015 году. Материалы научно-практической конференции. 2015. С. 137-142.

2. Официальный сайт Ассоциации менеджеров России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: [www.amr.ru].

Sources:

1. Kovalenko L.V., Kulik A.A. Approaches to understanding the essence of social responsibility of organizations // International Scientific and Practical Conference on topical issues of economics and humanities in 2015. Materials of the scientific-practical conference. 2015. P. 137-142.

2. The official website of the Association of Managers of Russia. - [Electronic resource]. - Access mode: [www.amr.ru].

Е. А. Сапрунова - доцент кафедры экономического анализа, к.э.н., Кубанский ГАУ (г. Краснодар) (saprunova2007@mail.ru),

E. A. Saprunova - associate Professor of the department of economic analysis, Ph. D., Kuban state agrarian university (Krasnodar);

В. Н. Волненко - аспирант кафедры экономического анализа, Кубанский ГАУ (г. Краснодар) (vovavolnenko@yandex.ru),

V. N. Volnenko - post-graduate student of the department of economic analysis, Kuban state agrarian university (Krasnodar).

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИК ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА В ПЕРИОД КОНСОЛИДАЦИИ РЫНКА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РИТЕЙЛА РОССИИ THE APPLICATION OF TECHNIQUES OF FINANCIAL ANALYSIS IN THE PERIOD OF MARKET CONSOLIDATION OF THE

PHARMACEUTICAL INDUSTRY

Аннотация. В статье содержится общий обзор розничного фармацевтического рынка России. Проблемы и векторы развития малых, средних и крупных аптечных сетей. Раскрываются причины консолидации рынка, предпосылки ликвидации и банкротства аптечных организаций; одним из результатов является волна слияний и поглощений, покупок сетей, как бизнеса (M&A). В ходе анализа ситуации - предлагается ряд мер, основывающихся на использовании классических методик анализа для поддержания финансового состояния: сравнительной рейтинговой оценки, скоринговой модели, методик финансового анализа нескольких учёных. Также предлагается применять практические конкурентные бизнес-процессы, используемые в мировой практике продуктового и аптечного ритейла. На основе проведённого исследования формируется вывод, что конкурентной для аптечного ритейла России, является низкомаржинальная и низкозатратная модель, в управлении которой особое место уделяется индивидуальной комбинации методик финансового и инвестиционного анализа, которая позволит удержать компанию на грани рентабельности и вывести в лидеры рынка по доле выручки.

Annotation. The article provides an overview of the retail pharmaceutical market in Russia. Problems and vectors of development of small, medium and large pharmacy chains. The reasons for market consolidation, prerequisites for liquidation and bankruptcy of pharmacy organizations are revealed; one of the results is a wave of mergers and acquisitions, purchases of networks as a business (M&A). During the analysis of the situation - a number of measures based on the use of classical methods of analysis to maintain the financial condition: comparative rating, scoring model, methods of financial analysis of several scientists. It is also proposed to apply practical competitive business processes used in the world of food and pharmacy retail. Based on the study, it is concluded that competitive for pharmacy retail in Russia is a low-margin and low-cost model, in the management of which special attention is paid to the individual combination of

methods of financial and investment analysis, which will keep the company on the verge of profitability and lead the market in terms of revenue share.

Ключевые слова: аптека, финансовый анализ, ритейл, аптечные сети, консолидация, инвестиционный анализ, лайк-фор-лайк, конкурентные бизнес-процессы, слияния и поглощения, платежеспособность.

Keywords: pharmacy, financial analysis, retail, pharmacy chains, consolidation, investment analysis, like-for-like, competitive business processes, mergers and acquisitions, M&A, solvency.

Первая в мире зарегистрированная аптека открылась в 754 г. в городе Багдаде. Одновременно с аптекой в Багдаде была открыта и академия для изучения медицины, фармации и алхимии. Позже, в XI веке, аптеки появлялись в Испании, а затем и во многих городах Европы, преимущественно в монастырях, где монахи готовили лекарственные средства и бесплатно раздавали их нуждающимся.

Вплоть до конца XI столетия в Европе не было аптек как торговых учреждений, где можно было бы купить или заказать нужное средство. Люди создавали свои собственные препараты, собирая и обрабатывая для этой цели растения, минералы и прочие ингредиенты.

Первые торговые сети начали появляться в XV - XVI веках в Германии. Богатые лавочники, которые торговали мясом, расширяли свою торговлю, открывая сети торговых лавок по продаже мяса, торгующие простым однотипным ассортиментом, под одной вывеской.

Но активное развитие ритейла началось только в первой половине XX века, когда исчез физический барьер между потребителем и товаром. До этого вся мировая торговля велась только лавчонками и базарами «через прилавок».

Принято считать, что история аптечных сетей начинается с 1901 г., когда была открыта первая аптека компании Walgreens в городе Чикаго. К 1913 г. сеть насчитывала уже 5 аптек. На сегодня, Walgreens Boots Alliance занимает 6-е место в списке самых крупных ритейлеров мира, по версии Kantar Consulting.

В России первая аптека была открыта в 1581 г. в Кремле напротив Чудова монастыря. Эта аптека обслуживала только царскую семью и находилась в специальном помещении с роскошной мебелью.

Развитие частных аптек в России началось с открытия первой частной аптеки в Москве в 1702 г. по указу Петра I.

В апреле 2019 г. на территории России работало уже 65 950 аптечных организаций, по данным аналитической компании Alpharm. Их совокупная выручка за этот период составила 107,7 млрд руб., а выручка на одну аптеку - 1 633 тыс. руб.

За 2018 г. в стране было реализовано 5,6 млрд упаковок лекарственных препаратов, что на 6 % больше, чем в 2017 г. В денежном выражении продажи приросли на 7 % к аналогичному периоду и составили более 1 256 млрд руб. Розничный сегмент по итогам года занял 71 % фармацевтического рынка.

Российский рынок аптечного ритейла характеризуется высоким уровнем консолидации, темпы которой продолжают расти, по мере ужесточения конкуренции и тотального снижения доходности. Основную выручку сосредоточили у себя крупные аптечные сети. Так, в 2018 г. 538 млрд руб. выручки поделили между собой участники списка ТОП-20. Для сравнения, общая выручка ТОП-200 составила 810 млрд руб.

Таблица 1 - Т0П10 Аптечный сетей 2018 г. по объёму выручки.

№ Наименование Выручка с НДС, млн руб. Количество аптек, шт. Доля рынка, %

1 Ригла (Москва) 69 426 2 417 5,64

2 Эркафарм (Москва) 59 731 1 266 4,85

3 Аптечная сеть 36,6 (Москва) 50 552 1 319 4,11

4 Имплозия (Самара) 46 156 2 474 3,75

5 Планета здоровья (Пермь) 38 368 1 612 3,12

6 Нео-Фарм (Москва) 34 867 606 2,83

7 Вита (Самара) 32 500 1 708 2,64

8 Апрель (Краснодар) 31 007 1 335 2,52

9 Фармленд (Уфа) 25 014 1 114 2,03

10 Фармакопейка (Омск) и Твой доктор (Тула) 19 047 890 1,55

По версии журнала Vademecum (от 16 Апреля 2019 г.)

Консолидация или «схлопывание» рынка - закономерный процесс, обусловленный уходом из бизнеса разрозненных игроков, малых и средних региональных сетей, не способных соответствовать установившемуся уровню организации финансово-экономической деятельности. Менеджмент не успевает за динамично-меняющейся конъюнктурой рынка.

Так, в 2018 г. дистрибьюторы уделили особое внимание дебиторской задолженности. Они ужесточили условия отгрузки товара для аптечных сетей, требуя дополнительных гарантий возврата дебиторской задолженности от аптек в виде банковских гарантий или страхования рисков. Такая практика часто становится трудноприменимой для малых сетей, находящихся даже не в самом плохом финансовом состоянии. Банки и страховые организации не имеют серьёзного экспертного опыта в отношении аптечного рынка и его процессов. Выводы, которые они делают, пока ещё основываются преимущественно на работе с компаниями-производителями или продуктовыми ритейлерами. Убедить менеджеров кредитных и страховых компаний, что те или иные цифры в консолидированной отчётности - норма для аптечной сети, сложно. А если и получается, то проценты за пользование банковским или страховым продуктом будут традиционно высокими, иногда неподъёмными для малого бизнеса. Тогда дистрибьюторы молниеносно сокращают товарную отсрочку, что, конечно, требует от малых сетей привлечения дополнительных денежных средств. Выход один - кредитование. И опять необходимо доказывать партнёрам, что ты пдатежеспособен и финансово устойчив. Таким образом получится замкнутый круг, из которого не все могут вырваться.

Таким компаниям не хватает знаний и опыта в проведении качественного финансового анализа; составлении и принятии решений на основе управленческой отчётности; дефицит или несвоевременность получения коммерческой информации из подразделений и многое другое. Эти участники рынка закрываются или, чаще всего, продаются своим же конкурентам - агрессивно укрупняющимся лидерам рынка.

Сделки 2018 г. уже привели к тому, что ТОП-20 сетей выросли 17 % к аналогичному периоду 2017 г. Доля ТОП-20 составила 58 %, что на 7 % выше показателя 2017 г.

Группа компаний «Апрель» за последние два года провела более 15 сделок по покупке и поглощению сетей, среди которых как средние региональные игроки: «Казанские аптеки», «Эскулап», «Лора», так и небольшие местные сети. «Аптека от склада» купила три аптечные сети. Аптечная сеть «Фармленд» приобрела челябинского фармритейлера «Доктор Алвик» и самарскую сеть «Биомед». Аптечная сеть «Мелодия здоровья» поглотила несколько сетей: «Медицина для вас», «Столетник», «Русский госпиталь». Московская сеть «Ригла» приобрела «Аптеки 003», «Панацея», «Атэк». в 2018 г. «Эркафарм» купила крупную московскую сеть аптек-диска-унтеров «Самсон Фарма».

Жёсткий демпинг, широкая география присутствия, тщательно выверенная ассортиментная матрица, низкая доля расходов, влияние на партнёров и вовлечение клиентов - вот основные преимущества лидеров аптечного ритейла. Руководитель сети из списка Т0П-10 Вадим Анисимов, так раскрывает суть прогрессивной аптечной сети: «Тиражируемая совокупность конкурентных бизнес-процессов... планируемый, прогнозируемый, бюджето-зависимый повторяющийся цикл управления товарными и денежными потоками, ассортиментной матрицей».

Следует отметить, что в современных условиях нестабильной экономики лидеры тоже могут ошибаться. В погоне за выручкой, ошибка при проведении финансового и инвестиционного анализа, коммерческой оценке будущей структурной единицы масштабируется и отвлекает огромные средства, потерю которых приходится компенсировать из, и без того, минимальной прибыли.

Таким образом, все участники находятся в поиске универсальной и адаптируемой методики финансового анализа, которая позволит малым сетям вовремя перестраиваться для борьбы с экспансией, а лидерам - открываться и покупать только там и тех, чьи ресурсы дадут мощную синергию для дальнейшего захвата доли рынка и улучшения финансового состояния.

Финансовое состояние - главный критерий надежности партнера, определяющий его конкурентоспособность и потенциал в эффективной реализации экономических интересов всех участников хозяйственной деятельности. Оно характеризуется размещением и использованием средств и источников их финансирования. Основная цель финансового анализа заключается в выявлении наиболее сложных проблем управления предприятием в целом и финансовыми ресурсами в частности.

Любая аптечная сеть должна определить для себя набор подходящих методик анализа финансового состояния, которые будет применять в работе. Именно поэтому интерес к подходам, методам и процедурам оценки финансового состояния возрастает.

Основной целью финансового анализа по методике сравнительной рейтинговой оценки, разработанной А. Д. Шереметом, Р. С. Сайфулиным и Е. В. Негашевым, является получение наиболее информативных параметров, дающих объективную оценку финансового состояния, его прибыли и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. Объектом изучения в данном случае выступают: финансовое состояние (прибыльность, убыточность, изменение структуры активов и пассивов, расчеты с дебиторами и кредиторами), финансовые результаты, эффективность финансовой деятельности предприятия.

В скоринговой модели Л. В. Донцовой и Н. А. Никифоровой учёные нашли возможность изучения основных принципов формирования и оценки показателей (квартальной) и годовой отчетности. В своей методике авторы рекомендуют исследовать структуру и динамику финансового состояния организации при помощи сравнительного аналитического баланса. Согласно методике, предприятия классифицируются по степени риска исходя из фактического рейтинга каждого показателя, выраженного в баллах. Структура имущества организации,

ликвидность, платежеспособность, финансовая устойчивость, деловая активность, рентабельность и вероятность банкротства, являются объектами исследования.

По методике финансового анализа И. Т. Балабановой финансовое состояние субъекта понимается как характеристика его конкурентоспособности, использования финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и другими хозяйствующими субъектами. Согласно этой методике, движение любых товарно-материальных ценностей, трудовых и материальных ресурсов сопровождается образованием и расходованием денежных средств, поэтому финансовый анализ отражает все стороны хозяйственной деятельности предприятия. Объектами анализа в этом случае выступают: доходность, финансовая устойчивость, кредитоспособность, использование капитала, уровень самофинансирования, валютная самоокупаемость, ликвидность, оборачиваемость, рентабельность.

Согласно методике финансового анализа О. В. Ефимовой проводится оценка финансового состояния и надежности потенциальных партнеров. Ликвидность, финансовая устойчивость, финансирование, рентабельность и платежеспособность также являются объектами исследования.

Методика финансового анализа (рейтинговой оценки организации) Е. А. Игнатовой и Л. Я. Прокофьева оценивает организацию с позиции анализируемого объекта с использованием разработанной шкалы основных показателей, выбирая объектом исследования финансовый потенциал, деловую активность, занимаемую рыночную позицию на финансовом рынке, ликвидность, экономическую эффективность.

Все приведённые методики имеют ярковыраженные достоинства и слабые, требующие отдельного внимания менеджмента стороны.

Таблица 2 - Преимущества и недостатки используемых методик проведения финансового анализа в российской практике

№ Описание

1 Методика сравнительной рейтинговой оценки, разработанная А. Д. Шереметом, Р. С. Сайфулиным и Е. В. Негашевым.

Сильные стороны Представляет возможность сравнивать финансовые показатели предприятия с эталонными или наилучшими у конкурентов. Особенностью и достоинством данной методики является то, что в ее рамках производится анализ необходимого прироста собственного капитала, что имеет значительный вес при разработке менеджерами конкретных мероприятий для дальнейшей деятельности предприятия.

Слабые стороны В методике не рассматривается внутригрупповая оценка экономического состояния предприятия, несмотря на правильную группировку финансовых коэффициентов.

2 Скоринговая модель, разработанная Л. В. Донцовой и Н. А. Никифоровой

Сильные стороны Простота и удобство вычислительных процедур. Методика учитывает диагностику банкротства.

Слабые стороны Увеличивается трудоемкость работы в связи с избыточностью и дублированием коэффициентов.

3 Методика финансового анализа И. Т. Балабанова

Сильные стороны Кроме анализа относительных коэффициентов используются приемы сравнения, группировки и метод цепных подстановок. С помощью индексации показатели прошлого года приводятся в сопоставимость с показателями отчетного года, что позволяет на каждом этапе делать глубокий горизонтальный анализ абсолютных величин. Данная методика имеет принцип глубокого горизонтального анализа, позволяющего выявить причины, влияющие на изменение, какого либо показателя.

Слабые стороны Размытость методики и недостаточность анализа финансовых коэффициентов

4 Методика финансового анализа О. В. Ефимовой

Сильные стороны Отличительная особенность данной методики заключается в том, что она предлагает использовать внутренний анализ для окончательного заключения о финансовом положении предприятия, расширяет рамки информационной базы, что позволяет углубить и качественно улучшить сам финансовый анализ. Согласно данной методике анализ баланса и рассчитанных на его основе коэффициентов следует рассматривать в качестве предварительного ознакомления с финансовым положением организации.

Слабые стороны Слабая приспособленность к инфляционным процессам, особенно в тех разделах, где анализируются в динамике абсолютные показатели. Недостаточное внимание уделяется анализу структуры и особенно динамике имущества предприятий и его реальной стоимости.

5 Методика финансового анализа (рейтинговой оценки организации) Е. А. Игнатовой и Л. Я. Прокофьева

Сильные стороны Рейтинговая оценка, применяемая в методике позволяет установить на определенную дату положение участников финансового рынка, выявить их место среди других участников в соответствии с критериями: финансовый потенциал, устойчивость, активность, занимаемая рыночная позиция.

Слабые стороны Методика имеет ряд недостатков: критические значения коэффициентов не учитывают отраслевую специфику, рейтинг не позволяет проследить динамику показателей и выявить тенденцию их изменения, нелегко оценить влияние показателя или группы показателей на анализ финансового положения.

Для оценки финансового состояния компании традиционно применяется набор или система относительных финансовых показателей (коэффициентов). Таких коэффициентов очень много, и они отражают разные стороны состояния активов и пассивов предприятия. В связи с этим возникают сложности в общей оценке финансовой устойчивости и финансового состояния в целом. В этом случае, менеджмент также должен принять решение об использовании определённого набора коэффициентов, который будет давать объективную информацию для дальнейших управленческих действий.

Кроме классических коэффициентов, аптечные сети должны уделять огромное внимание оперативному анализу для принятия своевременных управленческих решений: контролю расходов, управлению динамикой роста выручки и эффективному управлению системой Like-For-Like.

LFL (Ыке^ог^1ке) - показатель, используемый для сравнения данных отчетного и базисного периодов по сопоставимым объектам (аптекам). Он демонстрирует динамику изменений сравниваемых показателей путем исключения показателей, полученных за счет открытия новых аптек или закрытия аптек, приносящих убытки. То есть, метод аналогии позволяет выявить и отделить показатели по неосновным видам деятельности от валовых показателей. К сожалению, для российского фармрынка это относительно нераспространённые меры и качественно применять их на практике позволит только собственный опыт.

В приведённой таблице 2 отражены данные по выручке, количеству чеков и общей марже десяти аптек федеральной аптечной сети за март 2019 г. Эти данные сравниваются с данными марта 2018 г., в результате чего определяется процент отклонений, на основе которого принимаются управленческие решения. В данном случае, подобраны аптеки, работающие более двух лет, с отрицательной динамикой роста всех перечисленных показателей, упорядоченные по мере убывания отклонения LFL по выручке. Такая ситуация требует немедленного вмешательства и принятия стабилизационных мер либо закрытия перечисленных аптек.

Искусство управления аптечной сетью в России и поддержания ее финансового состояния состоит в том, чтобы удержаться на грани минимальной рентабельности. За счет высокой конкуренции рентабельность по чистой прибыли аптеки может составлять 2-3 %, и достигать уровня менее 1 %. При этом мировой гигант Walgreens Boots закончил 2017 г. с рентабельностью чистой прибыли более 4 %.

Таблица 3 - Пример LFL анализа абсолютных и относительных экономических показателей

деятельности.

№ Дата открытия Выручка с НДС, руб. LFL выручки март 2019 г. / март 2018 г., % Количество чеков, шт. LFL количество чеков март 2019 г. / март 2018 г., % Маржа общая, руб. LFL Маржа общая март 2019 г. / март 2018 г., %

Аптека 1 2011-12-01 566 690 -52,45 2 004 -31,63 127 245 -57,27

Аптека 2 2017-04-04 947 408 -51,63 2 068 -53,91 263 490 -31,38

Аптека 3 2016-11-24 2 215 607 -51,11 4 071 -41,26 606 145 -32,30

Аптека 4 2014-03-13 1 742 796 -49,47 3 510 -44,28 315 863 -43,63

Аптека 5 2017-04-18 1 529 618 -48,71 2 298 -57,95 285 984 -30,96

Аптека 6 2015-10-31 2 637 614 -46,44 5 813 -37,37 579 260 -8,80

Аптека 7 2015-07-21 725 735 -45,56 2 589 -26,93 222 707 -4,25

Аптека 8 2016-06-23 3 008 081 -45,51 5 844 -46,08 742 389 -2,72

Аптека 9 2017-01-26 1 261 932 -45,32 2 470 -32,42 308 793 -3,24

Аптека 10 2017-04-14 1 064 018 -44,61 3 441 -44,01 227 427 -17,80

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Качественный финансовый анализ приходится сочетать с применением уникальных конкурентных бизнес-преимуществ. Высокая концентрация комфортных для развития территорий, перенасыщенность рынка заставляет игроков вступать в лобовую схватку за покупателя. Поэтому аптечный ритейл в нашей стране захватывают дискаунтеры и лоукостеры. Только их структура закупок, организация операционной деятельности и объёмы продаж могут позволить ставить самую низкую цену на рынке. Минимальная маржа с минимальной долей расходов не оставляют шансов классическим консервативным сетям.

Источники:

1. Васильева Н.К. Финансовая устойчивость и оценка финансового состояния организации / Н.К. Васильева, Н.П. Васильева // Проблемы и перспективы развития теории и практики экономического анализа в России и за рубежом Четвертая международная научно-практическая конференция студентов, аспирантов, преподавателей. - 2015. - С. 26-31.

2. Балахонова Е.Г. Анализ показателей экономической устойчивости деятельности аптек / Е.Г. Балахонова// Вестн. Перм. гос. фармац. акад. - 2010. - № 6. - С. 42 - 43

3. Бережная Е.С. Математические модели и методы при осуществлении фармацевтической деятельности (Методология. Теория. Технология) / Е.С. Бережная, Е.А. Максимкина, С.А. Парфейников // Пятигорск: РИА-КМВ, 2014. - 252 с.

4. Донцова Л. В. Анализ финансовой деятельности: учебное пособие / Л. В. Донцова, Н. А. Никифорова // 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2014. - 368 с.

6. www.pharmvestnik.ru/content/news/Bonusnaya-gonka-aptechnyh-setei-mojet-privesti-k-jestkim-ogranicheniyam.html

7. www.vademecum.ru

8. www.alpharm.ru

Sources:

1. Vasilyeva N. K. Financial stability and assessment of the financial condition of the organization / N. K. Vasilyeva, N. P. Vasilyeva // Problems and prospects of development of the theory and practice of economic analysis in Russia and abroad the Fourth international scientific and practical conference of students, postgraduates, teachers. - 2015. - P. 26-31.

2. Analysis of indicators of economic stability of pharmacies / E. G. Balakhonova// Vestn. Perm. state pharmaceutical. Acad. - 2010. - № 6. - P. 42 - 43

3. Berezhnaya E. S. Mathematical models and methods in the implementation of pharmaceutical activities (Methodology. Theory. Technology) / E. S. Berezhnaya, E. A. Maksimkina, S. A. Parfejnikov // Pyatigorsk: RIA-KMV, 2014. - 252 p.

4. Dontsova L. V. Analysis of financial activities: textbook / L. V. Dontsova, N. A. Nikiforova // 4, I DOP. - M.: Publishing house "Business and Service", 2014. - 368 p.

6. www.pharmvestnik.ru/content/news/Bonusnaya-gonka-aptechnyh-setei-mojet-privesti-k-jestkim-ogranicheniyam.html

7. www.vademecum.ru

8. www.alpharm.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.