Применение разработанных инструментов постановки налогового учета основных средств в сельскохозяйственных организациях позволить обеспечить достоверность и рациональность учета, а также экономию на финансовых санкциях.
Источники:
1. Говдя В. В. Воспроизводство объектов основного капитала и амортизационная политика аграрных формирований / В. В. Говдя, З. И. Кругляк, К. А. Величко, В. Р. Кругляк // Вестник Академии знаний. - 2019. - № 3(32). - С. 81-93.
2. Кисилевич Т. И. Особенности применения расчетного метода при исчислении налогов / Т. И. Кисилевич, А.В. Петух, М. В. Попов // Инновационное развитие экономики. - 2017. - № 4(40). - С. 145-150.
3. Швырева О. И. Классификация искажений финансовой информации в бухгалтерской и налоговой отчетности и их предпосылки / О. И. Швырева, Н. М. Сиденко // Естественно-гуманитарные исследования. - 2019. - № 26(4). - С. 341-349. References:
1. Govdya V. V., Kruglyak Z. I., Velichko K. A., Kruglyak V. R. Reproduction of fixed capital objects and depreciation policy of agricultural formations // Bulletin of the Academy of knowledge. 2019. No. 3(32). Pp. 81-93.
2. Kisilevich T. I., Petukh A. V., Popov M. V. Features of using the calculation method for computation of taxes // Innovative development of the economy. 2017. No. 4(40). Pp. 145-150.
3. Shvyreva O. I., Sidenko N. M. Classification of misstatements of financial information in accounting and tax reporting and their background. 2019. No. 26(4). Pp. 341-349.
Н.Н. Куницына - заведующий кафедрой финансов и кредита, д.э.н., профессор, Северо-Кавказский федеральный университет, [email protected],
N.N. Kunitsyna - Natalia Nikolaevna, Head of Department «Finance and Credit», Doctor of Economics, Professor, North Caucasus Federal University;
К.Н. Бегларишвили - студентка кафедры финансов и кредита, Северо-Кавказский федеральный университет, [email protected],
K.N. Beglarishvili - Student, Department «Finance and Credit», North Caucasus Federal University.
ОЦЕНКА ДОСТУПНОСТИ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ ASSESSMENT OF FINANCIAL AVAILABILITY IN THE STAVROPOL REGION
Аннотация. Проблематике доступности финансовых услуг в Российской Федерации стали уделять внимание еще с 2007 года, когда государство определило его приоритетным направлением внутренней политики страны. Благодаря принятым стратегиям повышения доступности финансовых услуг, к 2020 году ее индикаторы значительно выросли. Высокий уровень финансовой доступности благоприятно воздействует на экономику страны в целом: повышает скорость денежного оборота, оживляет конкуренцию между финансовыми организациями, способствует снижению коррупции и теневой экономики. Тем не менее, несмотря на достигнутый прогресс, возникают проблемы, связанные с необходимостью повышения финансовой доступности. Анализ эмпирических данных, приведенных в статье, свидетельствует о неравномерной удовлетворенности населения Ставропольского края финансовыми услугами, а также недостаточной развитостью инфраструктуры финансового рынка. Данную проблему можно решить с помощью реализации проектов по развитию цифровых финансовых технологий, повышения уровня доступности, качества и скорости предоставления финансовых услуг, укрепления доверия потребителей к финансовой системе.
Abstract. The problem of the availability of financial services in the Russian Federation began to be solved back in 2007, when the Government identified it as a priority area of domestic policy. Thanks to the strategies adopted to increase the availability of financial services by 2020 its indicators have raised significantly. The high level of financial accessibility has an effect on the country's economy as a whole: it increases the speed of monetary turnover, revives competition between financial organizations and helps to reduce corruption and the shadow economy. However, despite the progress, there are challenges in terms of the need to improve financial accessibility. Analysis of empirical data in the article indicates uneven satisfaction of the population with financial services in the Stavropol region, as well as insufficient development of the financial market infrastructure. This problem can be solved through the implementation of projects to develop digital financial technologies, increase the level of accessibility, quality and speed of financial services and strengthen consumer confidence in the financial system.
Ключевые слова: финансовый рынок, доступность финансовых услуг, инфраструктура, востребованность, качество, полезность
Keywords: financial market, financial services availability, infrastructure, demand, quality, usefulness
Введение
В последнее десятилетие во многих развитых и развивающихся странах все большее внимание уделяется проблеме повышения финансовой доступности населения, поскольку она способствует экономическому росту, повышению уровня жизни граждан и социального благосостояния.
Наша страна по показателям доступности финансовых услуг превосходит многие развивающие страны. Более 80% населения России (в возрасте старше 18 лет) имеет банковские счета, широко развивается рынок потребительского кредитования, наблюдается развитие инноваций, в том числе вводятся услуги по переводу электронных денежных средств, а также иные виды цифровых услуг. Тем не менее, в Российской Федерации существует и ряд нерешенных проблем, касающихся финансовой доступности. Причинами их возникновения являются уникальные особенности страны, географические и демографические характеристики, экономические условия и относительно молодой возраст финансового рынка. Существенной проблемой удаленных и малонаселенных территорий выступает низкий уровень проникновения доступа в сеть Интернет. Данный фактор ограничивает распространение финансовых услуг, которыми можно воспользоваться удаленно.
Исследованию доступности финансовых услуг в Российской Федерации с каждым годом уделяется все большее внимание. Данной проблеме посвятили свои публикации Быковец М.В. [1], Калачева Е.А. и Кириенко Е.А. [2], Мамута М.В. [3]. На регулярной основе изучение динамики финансовой доступности проводит аналитический центр НАФИ (Национальное агентство финансовых исследований) [5].
В статье приведены результаты оценки доступности финансовых услуг в Ставропольском крае, идентифицированы проблемы и сформулированы рекомендации по их решению.
Анализ материалов и результаты
Финансовая доступность - это состояние финансового рынка, при котором всё дееспособное население страны, а также субъекты малого и среднего предпринимательства имеют полноценную возможность получения базового набора финансовых услуг, характеризующегося совокупностью определенных условий [4]. Исходя из данного определения, в качестве критериев оценки финансовой доступности Банк России выделяет [4]: инфраструктуру предоставления финансовых услуг, их востребованность, качество и полезность.
Анализ первой группы критериев в Ставропольском крае представлен в таблице 1.
Таблица 1 - Анализ индикаторов инфраструктуры предоставления финансовых услуг
в Ставропольском крае, ед.
Индикатор 2015 2016 2017 2018 2019 Абсолютное изменение 2019/2015 Темп роста 2019/2015, %
Количество действующих кредитных организаций 31 24 20 20 14 -18 -54,84
Количество подразделений действующих кредитных организаций 532 493 472 469 477 -55 -10,34
Количество микрофинансовых организаций 14 13 10 11 22 8 57,14
Количество кредитных потребительских кооперативов 42 28 20 13 24 -18 -42,86
Количество ломбардов 63 60 52 44 47 -16 -25,40
Количество банкоматов и платежных терминалов 2895 2779 2740 2850 2947 52 1,80
Количеств терминалов 17377 24773 30067 41084 44025 26648 153,35
Количество офисов почтовой связи 590 600 616 635 635 45 7,63
По материалам таблицы 1 можно сделать вывод, что повышение доступности по критерию инфраструктуры предоставления финансовых услуг наблюдается в связи со значительным ростом количества банкоматов, терминалов и отделений почтовой службы. Однако при этом существуют проблемы, которым необходимо уделить особое внимание: низкая развитость микрофинансирования в регионе, недостаточность субъектов страхового дела и кредитных потребительских кооперативов.
Востребованность финансовых услуг характеризуется индикаторами спроса на них со стороны населения и субъектов малого и среднего предпринимательства (таблица 2).
Таблица 2 - Анализ индикаторов востребованности финансовых услуг в Ставропольском крае
Виды финансовых услуг 2015 2016 2017 2018 2019 Абсолютное изменение 2019/2015 Темп прироста 2019/2015, %
Количество счетов, открытых учреждениями банковской системы, тыс. ед. 9821 9920 10473 10672 10621 800 8,15
Операции, совершенные с использованием платежных карт, млн ед. 107 132 168 206 284 177 165,42
Количество счетов с дистанционным доступом, открытых кредитными организациями, тыс. ед. 2494 2684 2922 3094 3167 673 26,98
Объем платежей, проведенных через кредитные организации, млрд. руб. 2122 2257 2348 2666 2690 568 26,76
Объем вкладов физ. лиц в регионе, млн руб. 3365 2527 2185 2312 2487 -878 -26,09
Объем депозитов юр. лиц, млн ру<5. 710 890 954 1430 3214 2504 352,68
Объем кредитов, предоставленных юр. лицам, млн руб. 161008 161429 193336 219435 48537 -112471 -69,85
Объем кредитов, предоставленных физ. лицам, млн руб. 71574 90069 118700 164452 19206 -52368 -73,17
Кредитные карты, ед. 44463 53732 86706 160974 188818 144355 324,66
Объем страховых взносов, млн ру<5. 4372,3 5143,9 7543,3 8612,3 7402,8 3030,5 69,31
Востребованность финансовых услуг в Ставропольском крае за анализируемый период значительно увеличилась, что предполагает повышение финансовой доступности региона по данному критерию. Однако существует необходимость совершенствования системы вкладов и кредитов кредитных организаций.
Качество финансовых услуг определяется их ценовой доступностью для населения и субъектов малого и среднего предпринимательства. Стоимость финансовых услуг отражает уровень процентных ставок по кредитам и депозитам и величина страховых выплат (рисунки 1 - 5).
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
■ до 1 года
■ свыше 1 года
Рисунок 1 - Динамика средневзвешенных процентных ставок по вкладам физических лиц, %
Так, за период 2015-2019 гг. наблюдается тенденция снижения процентных ставок по вкладам населения, что позитивно оценивается кредитными организациями региона. Вместе с тем, снижение стоимости вкладов -отрицательная тенденция для инвесторов, поскольку сокращается и доход от сбережений.
Средневзвешенные процентные ставки по депозитам юридических лиц также падают, но остаются более привлекательными, чем по вкладам населения (рисунок 2).
I I I
2015 8,2 9,41
2016
6,5 7,84
2017 5,53 6,66
2018
6,02 6,91
2019 4,46 5,48
12
10
0
I до 1 года I свыше 1 года
2015 9,79 10,14
2016 8,75 8,97
2017 6,1 6,65
2018 6,52 6,62
2019 5
5,76
8
6
4
2
Рисунок 2 - Динамика средневзвешенных процентных ставок по вкладам нефинансовых организаций, %
Рисунки 3 и 4 иллюстрируют стремительное снижение процентных ставок по кредитам, в большей мере по кредитам, предоставляемым физическим лицам свыше 1 года. За 5 лет их стоимость сократилась на 12,35 процентных пункта. Уровень процентных ставок по кредитам, предоставляемым юридическим лицам, также значительно упал, однако в отличие от процентных ставок по кредитам, предоставляемым физическим, здесь цена за кредит не столь существенна.
30
25 20 15 10 5 0
до 1 года свыше 1 года
2015 25,43 18,11
2016 22,4 16,23
2017 18,99 13,52
2018 15,95 13,1
I
2019 15
5,76
Рисунок 3 - Динамика средневзвешенных процентных ставок по кредитам, предоставляемым кредитными организациями физическим лицам, %
16 14 12 10 8 6 4 2 0
до 1 года свыше 1 года
2015 13,37 13,67
2016 11,61 12,46
2017 9,14 8,61
2018 9,25 9,56
2019 7,47 5,76
Рисунок 4 - Динамика средневзвешенных процентных ставок по кредитам, предоставляемым кредитными организациями корпоративным клиентам, %
Динамика страховых выплат, представленная на рисунке 5, положительная, что отражает повышение качества предоставляемых страховых услуг страхователям и застрахованным лицам. Так, благодаря страховым организациям, можно снизить возможные потери как юридических, так и физических лиц. Именно поэтому развитие страхового дела является необходимым и в регионе, и в стране в целом.
9000 8000 7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000 0
I Объем страховых выплат, млн. руб.
I
2015
4582,8
2016 2017 2018 2019
5391,5
4491,6
7690,3
6610,3
Рисунок 5 - Динамика объема страховых выплат в Ставропольском крае, млн руб.
Четвертый показатель доступности финансовых услуг - их полезность, оцениваемая удовлетворенностью потребителей оказываемыми услугами (рисунок 7) и влиянием финансовых услуг на качество жизни населения (рисунок 8).
Результаты опроса (рисунок 7) показывают, что жители региона в большей степени удовлетворены работой кредитных организаций: 30% населения высказали полную удовлетворенность, и лишь 8% не удовлетворены. 80% физических лиц практически не прибегали к услугам микрофинансовых организаций, а из оставшихся 20% лишь 2% полностью довольны их работой. Кредитные потребительские кооперативы также не обладают полезностью для населения, поскольку 89% граждан не сталкивались с услугами этого вида организаций. Также 78% населения не пользовались услугами страховых организаций, а 82% - негосударственных пенсионных фондов.
100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
I Скорее не удовлетворен Скорее удовлетворен Полностью не удовлетворен Поностью удовлетворен I Не сталкивался
Кредитные организации
10 42 8
30 10
Кредитные Микрофина потребитель
нсовые организации
5 9 4 2 80
ские кооператив ы 1 1 5 4 89
Негосударст Страховые венные организации пенсионные фонды
4 1 9 8
78
5 7 3 3 82
Рисунок 7 - Результаты оценки удовлетворенности работой финансовых организаций
в Ставропольском крае, %
Опрос, проведенный среди населения (рисунок 8), показывает, что расширение спектра финансовых услуг и их доступности позитивно повлияло на улучшение качества жизни: так считают больше половины опрошенных. Лишь 5% граждан утверждают, что пользование финансовыми услугами, наоборот, ухудшило качество жизни.
60 50 40 30 20 10 0
I Качество жизни улучшилось Качество жизни не изменилось Качество жизни ухудшилось I Затрудняюсь ответить
Влияние пользования финансовыми услугами на качество жизни
51 35 5 9
Рисунок 8 - Результаты оценки влияния финансовых услуг на качество жизни населения
Ставропольского края, %
Поскольку банковские услуги, исходя из проведенных исследований, имеют значительно более высокую доступность, нами проведен анализ обеспеченности ими населения Ставропольского края по методике Центрального Банка [6] на основе совокупного индекса обеспеченности региона банковскими услугами, а также его составляющих (формула 1):
ИсоВ=л/Ичисл * Факт * ФкРеД * ИсбеР, (1)
где Ичисл - институциональная обеспеченность банковскими услугами (по численности населения);
Факт - финансовая обеспеченность банковскими услугами (по активам);
Фкред - финансовая обеспеченность банковскими услугами (по кредитам);
Исбер - индекс развития сберегательного дела. Оценка институциональной обеспеченности банковскими услугами характеризует банковскую инфраструктуру региона по степени охвата населения (количество банковских подразделений, расположенных на поднадзорной территории, приходящихся на одного жителя). Данный индекс определяется по формуле:
БОр
Ичисл _ БОРег / БОРф (2)
ЧНрег ' ЧНрф' ( )
где БОрег, БОрф - количество банковских подразделений в регионе и Российской Федерации, соответственно;
ЧНрег, ЧНрф - численность населения региона и Российской Федерации, соответственно, чел. Для оценки уровня финансовой обеспеченности банковскими услугами определяется отношение сальдированных активов кредитных организаций и филиалов региона к валовому региональному продукту по формуле:
Фа
акт _"рег
Арег / Арф
ВРП ' ВВП'
(3)
где Арег, Арф - сумма активов кредитных организаций и филиалов региона и Российской Федерации соответственно, руб.;
ВРП - стоимость валового регионального продукта, руб.;
ВВП - стоимость валового внутреннего продукта, руб.
Показатель финансовой обеспеченности банковскими услугами по объему выданных кредитов определяется по формуле:
фкред _ + М. (4)
ВРП ВВП
где Крег,_Крф - объем кредитов, предоставленных кредитными организациями региона и Российской федерации, соответственно, руб.
Состояние сберегательного дела в регионе характеризуется степенью удовлетворения спроса населения региона на банковские операции по приему вкладов физических лиц:
(5)
Исбер = ВКрег/ЧНрег^ВКрф/ЧНрф
Дрег Дрф
где ВКрег, ВКрф - стоимость вкладов физических лиц, привлеченных кредитными организациями региона и Российской федерации, соответственно, руб.;
Дрег, Дрф - величина среднемесячных доходов на душу населения в регионе и Российской Федерации соответственно, руб.
Результаты расчета показателей представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Расчет индексов обеспеченности банковскими услугами в Ставропольском крае
Показатель 2015 2016 2017 2018 2019
Валовый внутренний продукт, млн руб. 83087400 85616100 91843200 104335013 110046100
Численность населения Российской Федерации, тыс. чел 146544,8 146804,4 146880,4 146780,7 147500,0
Количество кредитных организаций, филиалов, дополнительных и операционных офисов в Российской Федерации, ед. 31576 28727 29457 27707 29500
Среднемесячные доходы на душу населения Российской Федерации, руб. 34030 36 709 39167 43724 43759
Стоимость активов кредитных организаций Российской Федерации, млн руб. 82999707 80063255 85191839 94083687 96581149
Кредиты и прочие размещенные средства, предоставленные нефинансовым организациям и физическим лицам - резидентам в Российской Федерации, млн руб. 35176499 37800220 42928749 48436678 60816573
Объем вкладов физических лиц в Российской Федерации, млн руб. 16398222 18476652 20642614 21368088 21316242
Валовый региональный продукт Ставропольского края, млн. руб. 621198,3 642895,3 665422,4 668701,4 775728,2
Численность населения Ставропольского края, тыс. чел. 2801,6 2804,4 2800,7 2795,2 2803,5
Среднемесячные доходы на душу населения Ставропольского края, руб. 22187 23665 26343 36937 38414
Количество кредитных организаций, филиалов, дополнительных и операционных офисов, располо-жженных в Ставропольском крае, ед. 532 493 472 469 477
Стоимость активов кредитных организаций и филиалов, расположенных в Ставропольском крае, млн руб. 11243,6 9245,7 9559,1 10067,0 15190,8
Кредиты и прочие размещенные средства, предоставленные нефинансовым организациям и физическим лицам - резидентам в Ставропольском крае, млн руб. 5215 4618,7 4075 3645 8875
Объем вкладов физических лиц в Ставропольском крае, млн руб. 3 364,6 2 527 2 184,9 2 319,6 287,0
Индекс институциональной обеспеченности банковскими услугами Ставропольского края 0,881 0,898 0,840 0,889 0,850
Уровень финансовой обеспеченности банковскими услугами по активам 0,018 0,015 0,015 0,017 0,022
Уровень финансовой обеспеченности банковскими услугами по кредитам 0,432 0,449 0,474 0,470 0,564
Индекс развития сберегательного дела 0,016 0,011 0,008 0,008 0,007
Таким образом, на основе проведенных расчетов определена институциональная обеспеченность банковскими услугами Ставропольского края (рисунок 9). Индекс имеет разнонаправленную динамику, но в целом за четыре последних года (2016 - 2019 гг.) показатель оставался практически неизменным. В 2019 году по сравнению с 2015 годом наблюдается снижение совокупного индекса обеспеченности региона банковскими услугами за счет сокращения институциональной насыщенности банковскими услугами и индекса развития сберегательного дела.
Рисунок 9 - Динамика критерия институциональной обеспеченности банковскими услугами
Ставропольского края
Обсуждения
В рамках решения выявленных проблем можно предложить несколько методов роста доступности финансовых услуг, к числу наиболее действенных мы относим два: использование банковских платежных агентов; интеграция банковских услуг с почтовой системой. Первый проект основан непосредственно на внедрении специальных устройств в населенных пунктах, где нет отделений банка. Его суть - предоставление возможности приема и выдачи наличных денежных средств в магазинах. Второй проект связан с предоставлением банковских услуг через отделения почтовой связи. Открытие физическим лицам банковских счетов и оказание банковских услуг через отделения почтовой связи способствует развитию банковского розничного бизнеса и проникновению финансовых услуг в удаленные и малонаселенные районы. Помимо получения отдельных услуг, физические лица смогут открыть вклад, получить кредит или приобрести банковскую карту.
Еще одним важным направлением развития финансовых услуг гражданам, в том числе населению удаленных районов, выступает совершенствование цифровых каналов доставки финансовых услуг. С их помощью могут быть решены проблемы, касающиеся микрофинансирования, развитости субъектов страхового дела и кредитных потребительских кооперативов, негосударственных пенсионных фондов.
В 2020 году идеей цифровой трансформации стал охвачен весь мир. Ситуация с пандемией доказала, что интернет и сети - это главное средство к существованию сообществ, стран, людей и бизнеса. За первый и второй кварталы 2020 года распространилось использование населением интернет-банкинга, ускорилось массовое внедрение банковских приложений и онлайн-услуг. За время самоизоляции количество пользователей интернет-банка и мобильных приложений выросло в несколько раз. Данная тенденция снижает банковские издержки и увеличивает доступность банковских услуг для потребителей.
Заключение
На основании проведенного анализа финансовой доступности в Ставропольском крае можно утверждать, что ее позитивная динамика обусловлена изменением следующих индикаторов: роста числа банкоматов, терминалов, отделений почтовой службы, счетов (в большей степени счетов с дистанционным доступом), платежных карт, удовлетворенности населения кредитными организациями, а также снижением стоимости кредитов. Вместе с тем желаемый результат роста финансовой доступности не достигнут в силу определенных проблем: несовершенства организации микрофинансирования в регионе, слабой развитости субъектов страхового дела и кредитных потребительских кооперативов, негосударственных пенсионных фондов, сокращения стоимости вкладов и депозитов. Физический доступ к финансовым услугам в России остается серьезной проблемой. Отдаленные и сельские районы в недостаточной степени охвачены сетью отделений поставщиков финансовых услуг, POS-терминалами и инфраструктурой коммуникаций.
Проблему финансовой доступности на удаленных и малонаселенных территориях можно урегулировать с помощью реализации проектов по развитию информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, цифровых финансовых технологий и повышения финансовой грамотности населения. Меры по совершенствованию ИТ и платежной инфраструктуры способствуют повышению качества и скорости доступа населения к финансовым услугам, в то время как меры по развитию системы защиты прав потребителей финансовых услуг и повышению финансовой грамотности приведут к укреплению доверия потребителей к финансовой системе. Программные мероприятия по повышению доступности также будут способствовать расширению ассортимента финансовых услуг, развитию конкурентоспособности российских финансовых технологий.
Источники:
1. Быковец М.В. Доступности финансовых услуг как фактор устойчивого социально-экономического развития /
М.В. Быковец // Экономика и предпринимательство. - 2015. - №6 (часть 1). - С. 156 -163.
2. Калачева Е.А. Понятие финансовой доступности и критерии ее оценки / Е.А. Калачева, Е.А. Кириенко // Вестник НГУЭУ. - 2018. - №1. - С. 131-138.
3. Мамута М.В. В отсутствие финансовой грамотности люди могут стать жертвами финансовой доступности [Электронный ресурс] // Финансовая версия. 2019. 15 августа. - Режим доступа https://www.finversia.ru/interview/mikhail-mamuta-v-otsutstvie-finansovoi-gramotnosti-lyudi-mogut-stat-zhertvami-finansovoi-dostupnosti-62083
4. Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cbr.ru/
5. Официальный сайт аналитического центра НАФИ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nafi.ru/projects/finansy/finansovaya-dostupnost-v-rossii-vzglyad-potrebitelya/
6. Письмо Банка России от 07.08.2008 г. № 106-Т «О рекомендациях по проведению анализа деятельности кредитных организаций и развития банковских услуг в регионе» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_79242/
References:
1. Bykovets M.V. Availability of financial services as a factor in sustainable socio-economic development / M.V. Bykovets // Economics and entrepreneurship. - 2015. - No. 6 (part 1). - P. 156 -163.
2. Kalacheva E.A. The concept of financial accessibility and the criteria for its assessment / E.A. Kalacheva, E.A. Kiriyenko // Bulletin of the NSUEU. - 2018. - No. 1. - P. 131-138.
3. Mamuta M.V. In the absence of financial literacy, people can become victims of financial accessibility [Electronic resource ] // Financial version. 2019. August, 15. - URL: https://www.finversia.ru/interview/mikhail-mamuta-v-otsutstvie-finansovoi-gramotnosti-lyudi-mogut-stat-zhertvami-finansovoi-dostupnosti-62083
4. Official website of the Central Bank of the Russian Federation [Electronic resource]. - URL: https://cbr.ru/
5. The official website of the NAFI analytical center [Electronic resource]. - URL: https://nafi.ru/projects/finansy/finansovaya-dostupnost-v-rossii-vzglyad-potrebitelya/
6. Letter of the Bank of Russia dated 07.08.2008 №з.106-Т "Recommendations for conducting an analysis of the activities of credit institutions and the development of banking services in the region" [Electronic resource]. - URL: http://www.consult-ant.ru/document/cons_doc_LAW_79242/
Д.В. Ланская - доцент кафедры общего, стратегического, информационного менеджмента и бизнес-процессов, к. э. н., доцент, Кубанского государственного университета, г. Краснодар, [email protected],
D.V. Lanskaya -Associate Professor, Department of General, Strategic, Information Management and Business Processes, Ph.D. N., Associate Professor, Kuban State University, Krasnodar, [email protected];
И.В. Арефьева - магистрант Кубанского государственного университета, г. Краснодар, [email protected],
I.V. Arefieva - Undergraduate of Kuban State University, Krasnodar, [email protected].
АНАЛИЗ ПРЕИМУЩЕСТВ И ПРОБЛЕМ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ
ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА В ОРГАНИЗАЦИЮ ANALYSIS OF ADVANTAGES AND PROBLEMS OF IMPLEMENTING AN ELECTRONIC DOCUMENT MANAGEMENT SYSTEM IN AN ORGANIZATION
Аннотация. В статье проанализированы преимущества и проблемы внедрения системы электронного документооборота в организацию. Дано понятие электронного документооборота в организации и определена его значимость в эпоху цифровизации. Под электронным документооборотом понимается организованная деятельность по созданию, обработке, поиску и хранению электронных документов в организации. Обозначены этапы и преимущества внедрения системы электронного документооборота в организацию. Этапы внедрения являются основополагающими для дальнейшего нормального, эффективного функционирования системы электронного документооборота. Преимущества внедрения и использования электронного документооборота заключаются в его дальнейшем, эффективном, долговременном использовании организацией. Структурированы проблемы внедрения системы электронного документооборота. Системы электронного документооборота постоянно требуют своего дальнейшего совершенства, так как в процессе использования системы электронного документооборота выявляются недочеты и проблемы, которые необходимо решать.
Abstract. The article analyzes the advantages and problems of implementing an electronic document management system in an organization. The concept of electronic document management in the organization is given and its significance in the era of digitalization is determined. Electronic document management refers to organized activities for creating, processing, searching and storing electronic documents in an organization. The stages and advantages of implementing an electronic document management system in the organization are outlined. The implementation stages are fundamental for the further normal and effective functioning of the electronic document management system. The advantages of implementing and using electronic document management are its further, effective, long-term use by the