Научная статья на тему 'Проблемы формирования инфраструктуры потребительского кредитования в России и регионах'

Проблемы формирования инфраструктуры потребительского кредитования в России и регионах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
279
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
потребительский кредит / инфраструктура потребительского кредитования / банковская и парабанковские системы / микрофинансовые организации / финансовая грамотность населения / финансовая доступность. / consumer credit / consumer credit infrastructure / banking and Parabank systems / microfinance organizations / financial literacy of the population / financial accessibility.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ядрышникова Н. Е.

Цель работы – выявление проблем, препятствующих развитию инфраструктуры потребительского кредитования в России и ее регионах и поиск путей их устранения. Методы и объекты исследования: анализ нормативно-правовой базы, анализ научных статей и публикаций, аналитический метод, методы наблюдения, сравнения и прогнозирования и моделирования. Объект работы: инфраструктура потребительского кредитования России. Результаты: выявлены три главные проблемы: низкий уровень качества информации, содержащейся в бюро кредитных историй, низкий уровень доступности финансовых услуг для отдельных категорий граждан, малонаселенных и труднодоступных регионов России; проблема низкого уровня финансовой грамотности населения. Выводы. 1. Необходимо разработать единую шкалу оценки заемщиков с целью унификации информации, содержащейся в бюро кредитных историй. 2. Для повышения уровня финансовой доступности следует расширить ассортимент банковских продуктов, учитывающий особенности отдельных категорий граждан, создать мобильную консультационную банковскую службу, обеспечить реализацию проекта «Cash out». Для снижения кредитного риска следует использовать транзакционные данные клиентов и данные из социальных сетей заемщиков с помощью технологии «Big date». 3. Для повышения уровня финансовой грамотности следует разработать «Регламент работ Сбербанка России по повышению финансовой грамотности в отдельных регионах», который будет включать перечень практических действий по повышению финансовой грамотности всех категорий населения: начиная от школьного, и заканчивая пенсионным возрастом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of formation of consumer lending infrastructure in Russia and regions

Purpose of the article is identifying problems that hinder the development of consumer credit infrastructure in Russia and its regions and finding ways to eliminate them. Methods and objects of the research are analysis of the legal framework, analysis of scientific articles and publications, analytical method, methods of observation, comparison, forecasting and modeling. Objects of the research is infrastructure of lending in Russia. Results: three main problems were identified: 1. Low quality of information contained in the credit history Bureau. 2. Low availability of financial services for certain categories of citizens, sparsely populated and hard-to-reach regions of Russia. 3. The problem of low level of financial literacy of the population. Conclusions: 1. It is Necessary to develop a unified rating scale for borrowers in order to unify the information contained in credit bureaus. 2. To increase the level of financial accessibility, it is necessary to expand the range of banking products that take into account the characteristics of certain categories of citizens, create a mobile banking consulting service, and ensure the implementation of the «Cash out» project. To reduce credit risk, you should use customer transaction data and data from borrowers 'social networks using «Big date» technology. 3. To increase the level of financial literacy, we should develop a "regulation of Sberbank of Russia's work on improving financial literacy in certain regions", which will include a list of practical actions to improve financial literacy for all categories of the population: from school age to retirement age.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования инфраструктуры потребительского кредитования в России и регионах»

Проблемы формирования инфраструктуры потребительского кредитования в России и регионах

Ядрышникова Н.Е.,

yadryshnikova_ne@mail. ru

ФГБОУВО «Курганский государственный университет» (г. Курган, Россия)

УДК 336.77.067.31

Аннотация. Цель работы - выявление проблем, препятствующих развитию инфраструктуры потребительского кредитования в России и ее регионах и поиск путей их устранения. Методы и объекты исследования: анализ нормативно-правовой базы, анализ научных статей и публикаций, аналитический метод, методы наблюдения, сравнения и прогнозирования и моделирования. Объект работы: инфраструктура потребительского кредитования России. Результаты: выявлены три главные проблемы: низкий уровень качества информации, содержащейся в бюро кредитных историй, низкий уровень доступности финансовых услуг для отдельных категорий граждан, малонаселенных и труднодоступных регионов России; проблема низкого уровня финансовой грамотности населения. Выводы. 1. Необходимо разработать единую шкалу оценки заемщиков с целью унификации информации, содержащейся в бюро кредитных историй. 2. Для повышения уровня финансовой доступности следует расширить ассортимент банковских продуктов, учитывающий особенности отдельных категорий граждан, создать мобильную консультационную банковскую службу, обеспечить реализацию проекта «Cash out». Для снижения кредитного риска следует использовать транзакционные данные клиентов и данные из социальных сетей заемщиков с помощью технологии «Big date». 3. Для повышения уровня финансовой грамотности следует разработать «Регламент работ Сбербанка России по повышению финансовой грамотности в отдельных регионах», который будет включать перечень практических действий по повышению финансовой грамотности всех категорий населения: начиная от школьного, и заканчивая пенсионным возрастом.

Ключевые слова: потребительский кредит, инфраструктура потребительского кредитования, банковская и парабанковские системы, микрофинансовые организации, финансовая грамотность населения, финансовая доступность.

Problems of formation of consumer lending infrastructure in

Russia and regions

Yadryshnikova N.E.,

yadryshnikova_ne@mail.ru

Kurgan State University (Kurgan, Russia)

UDC 336.77.067.31

Annotation. Purpose of the article is identifying problems that hinder the development of consumer credit infrastructure in Russia and its regions and finding ways to eliminate them. Methods and objects of the research are analysis of the legal framework, analysis of scientific articles and publications, analytical method, methods of observation, comparison, forecasting and modeling. Objects of the research is infrastructure of lending in Russia. Results: three main problems were identified: 1. Low quality of information contained in the credit history Bureau. 2. Low availability of financial services for certain categories of citizens, sparsely populated and hard-to-reach regions of Russia. 3. The problem of low level of financial literacy of the population. Conclusions: 1. It is Necessary to develop a unified rating scale for borrowers in order to unify the information contained in credit bureaus. 2. To increase the level of financial accessibility, it is necessary to expand the range of banking products that take into account the characteristics of certain categories of citizens, create a mobile banking consulting service, and ensure the implementation of the «Cash out» project. To reduce credit risk, you should use customer transaction data and data from borrowers 'social networks using «Big date» technology. 3. To increase the level of financial literacy, we should develop a "regulation of Sberbank of Russia's work on improving financial literacy in certain regions", which will include a list of practical actions to improve financial literacy for all categories of the population: from school age to retirement age.

Keywords: consumer credit, consumer credit infrastructure, banking and Parabank systems, microfinance organizations, financial literacy of the population, financial accessibility.

Введение

Рынок кредитования в настоящее время является одним из самых быстрорастущих сегментов банковского бизнеса [4]. Для большинства коммерческих банков потребительское кредитование является приоритетным направлением деятельности, так как данный вид кредитования способствует более полному удовлетворению потребностей граждан, активизирует общественное производство товаров и услуг, и является важнейшим элементом социально-экономического развития страны.

Однако для обеспечение наиболее эффективного функционирования данного сегмента кредитования необходимо устранить имеющиеся проблемы, связанные с растущей величиной проблемной задолженности, низким уровнем финансовой грамотности населения России и доступностью банковских продуктов и услуг, и обеспечить наличие развитой инфраструктуры потребительского кредитования, а также единство и взаимосвязь составляющих ее блоков и входящих в них элементов.

... www.forummn.ru

молодежной науки 112 https://doi.org/10.35599/forummn/01.01.19

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

Актуальность темы обусловлена тем, что развитие области потребительского кредитования способствует ускоренному развитию не только потребительского рынка, но и банковского сектора в целом, что способствует росту экономики страны, и повышению качества жизни населения, в связи с чем необходимо наличие развитой, качественной инфраструктуры потребительского кредитования [1].

Вопросы, связанные с инфраструктурой потребительского кредитования, рассматриваются в работах таких авторов как З.Л. Гарипова, А.А. Белова, Б.А. Турсунов, и других, что подтверждает актуальной данной темы исследования.

Таким образом целью работы является выявление имеющихся социальных и экономических проблем, препятствующих развитию инфраструктуры потребительского кредитования на российском рынке, и предложение путей их устранения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

- дать определение потребительского кредитования и его инфраструктуры;

- изучить элементы инфраструктуры потребительского кредитования;

- определить современное состояние инфраструктуры потребительского кредитования в России и регионе;

- выявить проблемы в области инфраструктуры потребительского кредитования и предложить пути их решения.

Методологическая основа работы включает: наблюдение, анализ нормативно-правовой базы, научных статей и публикаций, сравнение, аналитический метод и метод прогнозирования.

Основная часть

Под потребительским кредитом будем понимать кредит, предоставляемый физическим лицам на цели, не связанные с ведением предпринимательской деятельности, коммерческим банком или иным небанковским финансово-кредитным учреждением, а также торговой фирмой, которые формируют соответственно банковскую и парабанковскую системы (рисунок 1).

Система потребительского кредитования

Банковская подсистема Парабанковская подсистема

•Ломбарды

•Торговые организации

•Микрофинансовые организации (МФО)

•Банки •Кредитные потребительские

кооперативы (КПК)

• Сельскохозяйственные кредитные

потребительские кооперативы (СКПК)

Рисунок 1. Участники системы потребительского кредитования

Инфраструктура потребительского кредитования по мнению авторов З.Л. Гариповой и А.А. Беловой представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов и функций системы кредитования, созданных для формирования условий, которые необходимы для эффективной

работы и развития процесса кредитования населения с целью удовлетворения их потребительских нужд [2].

Состав элементов инфраструктуры потребительского кредитования условно можно разделить на три блока: информационный, методический и кадровый, каждый из которых выполняет свои уникальные функции, и имеет внутреннее и внешнее наполнение (таблица 1) [3].

Таблица 1 - Блоки инфраструктуры потребительского кредитования и их элементы

Внешние Внутренние

Информационный блок

Аналитические и статистические службы; Бюро кредитных историй; Рейтинговые агентства; Консалтинговые компании; СМИ; Коллекторские агентства; ГГ-Компании. Клиент Банка; Аналитические службы Банка.

Методический блок

Центральный банк (рекомендации, акты); Банковские сообщества; Скорринговые системы. Службы банка, ответственные за описание бизнес-процесса, инструкций, разработку методик оценки кредитоспособности.

Кадровый блок

Образовательные учреждения; Консалтинговые агентства, организующие семинары и конференции. Внутренние службы банка, ответственные за повышение квалификации и обучение персонала.

Несмотря на наличие в России развитой инфраструктуры потребительского кредитования по данным службы кредитных рейтингов Standard & Poor's, сохраняется высокий уровень доли проблемных активов: в 2020 году этот показатель прогнозируется на уровне 15,5% (рисунок 2)

[5].

молодежной науки

Youth Science Forum Journal

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

20,00% 18,00% 16,00% 14,00% 12,00% 10,00% 8,00% 6,00% 4,00% 2,00% 0,00%

18,00%

17,50%

12,90%

13,60%

16,00%

15,50%

2013

2014

2015

2016

2017

2018

Год

2020 (Прогноз)

Рисунок 2. Доля проблемных активов в России за 2013-2015 гг., в % [Источник: служба

кредитных рейтингов Standard & Poor's]

Особенно актуальна данная проблема для микрофинансовых организаций (МФО), где наряду с увеличением числа выданных ими займов, растет уровень закредитованности заемщиков: так, 5 и более кредитов имеют лишь 3% клиентов банков, в то время как в МФО этот показатель достигает 15%.

По данным бюро кредитных историй (БКИ) Equifax, 86% новых кредитов, выданных заемщикам, имеющих просрочку 90 и более дней, были предоставлены именно МФО. На их долю в совокупном портфеле в 2019 году приходилось 28,7%, что выше показателей двух предшествующих периодов [6].

Рост числа заемщиков МФО связан также с ужесточением требований со стороны Центрального Банка в связи с ростом доли потребительских кредитов с показателем долговой нагрузки (ПДН) выше 80%, так как это формирует предпосылки к росту рисков в сегменте необеспеченного потребительского кредитования. Так, по данным за январь 2020 года 1/5 необеспеченных потребительских ссуд имели ПДН более 80% и подпадали под повышенные коэффициенты риска для целей расчета достаточности капитала.

В сложившейся ситуации банки вынуждены или отказывать клиенту, или выдавать ссуды под высокий процент, для покрытия убытков, понесенных в следствие формирования больших по объему резервов на возможные потери по ссудам, в связи с принятием на себя дополнительного риска. Данные меры привели к вытеснению высокомаржинальных кредитов в сектор микрофинансовых организаций (рисунок 3).

102,00% 100,00% 98,00% 96,00% 94,00% 92,00% 90,00% 88,00% 86,00% 84,00% 82,00%

1,50% 3,00%

95,50%

3,50%

4,50%

92,00%

4,00%

5,50%

90,50%

4,60%

7,40%

,00%

4,70%

7,00%

,30%

2015

2019

2016 2017 2018

■ Банки ■ МФО и банки ■ МФО

Рисунок 3. Распределение заемщиков между банками и МФО за 2015-2019 гг., в %

Так, по данным рисунка 3 видно, что в 2019 году 4,7% заемщиков имели кредиты в МФО, но не имели кредитов в банках, в то время как четыре года назад их было всего 1,5%. При этом число заемщиков банков, которые также имеют задолженность и в МФО, возросла до 7% против 3% в 2015 году [7].

Внедрение более жестких требований к рынку потребительского кредитования со стороны Банка России вынуждает микрофинансовые организации снижать уровень процентных ставок, по которым они предоставляют заемные средства, что в результате приводит к сокращению их числа. Даная тенденция наблюдается как на общероссийском уровне, так и на уровне Курганской

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

области. В связи с этим, для построения прогноза о состоянии рынка МФО Курганской области, предлагается использовать универсальную модель множественного регрессионного анализа, которая с достаточной степенью достоверности позволяет определить уровень изменения числа субъектов потребительского кредитования при условии изменения внутренних и внешних факторов в перспективе. За основу возьмем данные Центрального Банка соответствующие Российской Федерации, так как на уровне Курганской области действует большое число представительств МФО, чьи головные офисы имеют широкую филиальную сеть по всей России, поэтому тенденции изменения численности МФО, характерные для страны в целом, отразятся и на нашем регионе. В качестве обязательного аргумента (У) обозначим число действующих микрофинансовых организаций, а в качестве необязательных аргументов (Хп) - процентные ставки, по выдаваемым ими займам, количество заключенных договоров и суммы займов, выданных за отчетный период.

Массив первичных данных представлен в таблице 2.

В ходе расчетов было получено значение коэффициента определения или г2, которое составило 0,996, что указывает на надежную связь между зависимыми переменными и количеством действующих микрофинансовых организаций.

Таблица 2 - Первичные данные для прогнозирования численности МФО

Год Количество действующих МФО (Y), ед. Процентная ставка по займам МФО (X1), % Количество договоров микрозайма (X2), тыс. ед. Сумма займов (X3), млн. руб.

2014 4200 6513,0% 8712,91 105246,3

2015 3688 605,2% 11266,7 117532,7

2016 2687 599,4% 18970,4 170970,3

2017 2271 615,1% 23463,8 229764,6

2018 2002 641,8% 28870,5 298506

2019 1948 349,0% 33780,8 371643,1

При вероятности ошибочного вывода о существовании сильной взаимозависимости равной 5%, и количестве степеней свободы равной 3, величина критического значения F составит 4,76. Полученное в ходе расчетов значение коэффициента Фишера составило F=208,32 ед., что выше критической величины, а значит гипотеза об отсутствии связи между показателями должна быть отклонена.

Для того чтобы проверить, имеют ли аргументы х1, х2 и х3 статистическую значимость, найдем отношение коэффициентов наклона к оценке стандартной ошибки для соответствующих коэффициентов. В таблице 3 приведены полученные значения ^критерия Стьюдента.

Таблица 3 - Порядок расчета t-критерия Стьюдента

Коэффициент наклона, m

тэ m2 m1

0,014 -0,241 -46,86

Стандартная ошибка, Se

0,003 0,026 7,875

t-значение

tX3 tX2 tX1

5,32 -9,34 -5,95

молодежной науки

Youth Science Forum Journal

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

В соответствии с таблицей критических значений ^критерия Стьюдента при числе степеней свободы df=3, и Альфа=0,05, табличное значение ^критерия будет равен 4,303. Так как полученные абсолютные значения ^ больше табличного, то можно считать, что все переменные, используемые в уравнении регрессии: величина процентной ставки по займам МФО (Х1), количество договоров микрозаймов (Х2) и сумма займов (Х3), статистически значимы для предсказания числа действующих микрофинансовых организаций в данном регионе.

В ходе расчетов было получено следующее уравнение прямой, которое наилучшим образом описывает имеющиеся данные:

У = -46,917*Х1 - 0,241*Х2 + 0,014*Х3 + 5116,26 (1)

Таким образом, получим следующие расчетные значения зависимой переменной Y, отражающей количество МФО (таблица 4). Для получения прогнозного значения предположим, что величина процентной ставки (Х1) в 2020 году составит 13,1%, т.е. будет равна средневзвешенной процентной ставке по кредитам, предоставленным кредитными организациями физическим лицам в 2019 году.

Таблица 4 - Количество действующих МФО за 2014-2020 гг.

Год 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 (прогноз)

Количество действующих МФО 4198 3700 2600 2358 2039 1901 1898

Для повышения качества займов МФО и приближения их процентных ставок к банковским нужно снизить уровень проблемной задолженности в данном секторе. Для этого необходимо:

1. Решить проблему низкого качества информационного блока инфраструктуры потребительского кредитования путем унификации индивидуальных кредитные рейтингов граждан, рассчитываемых бюро кредитных историй, через создание единой шкалы оценки заемщиков, содержащую информацию о наличии всех видов задолженности как фактических, так и потенциальных клиентов кредитных организаций.

Данная шкала оценки заемщиков, должна учитывать не только информацию о задолженности по кредитам в банках, ломбардах, МФО, но и задолженности перед ЖКХ, ГИБДД, судебными приставами, налоговыми органами, что позволит в перспективе снизить величину кредитного риска и повысить общую рентабельность деятельности кредитора.

Внедрение разработок ГГ-компаний в банковский бизнес, позволяет сократить банковские расходы на обслуживание выданных ими кредитов и минимизировать влияние человеческого фактора при проведении операций. Кроме того, клиенты имеют возможность осуществлять операции круглосуточно без необходимости посещения отделения кредитной организации. Однако проблема доступности финансовых услуг для отдельных категорий населения по-прежнему остается актуальной: так, в целом по России, и в Курганской области, лишь 31% населения использует технологии мобильного и интернет-банкинга для выполнения финансовых операций, при этом преобладает доля городского населения - 34%, в то время как в сельской местности значение показателя значительно ниже и находится на уровне 26%.

Безналичную форму оплаты предпочитают лишь 16% граждан России, в Курганской области - 17% городского, и 10% сельского населения [8]. Практически половина пенсионеров, в том числе по инвалидности (47,7%) в 2017 году не имела платежных карт, при этом общая численность маломобильных групп населения в России составляет порядка 40 млн. человек.

молодежной науки

Youth Science Forum Journal

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

Преградой служит также наличие ментального барьера: в настоящее время уровень доверия населения к банкам в целом по России составляет 64%, в Курганской области - 60% [9].

Актуальность проблемы неравного доступа к финансовым услугам среди населения Курганской области и других регионов России, удаленных от финансовых центров, усиливается в связи с современной угрозой рецессии российской экономики. В связи с чем департамент экономического развития Курганской области совместно с Отделением Центрального банка РФ по Курганской области, Сбербанком России и иными крупными коммерческими банками региона должны объединить усилия для:

2. Решения проблемы доступности финансовых услуг граждан, проживающих на удаленных территориях, а также для пожилой и малоподвижной части населения, путем разработки регламента практических действий.

В перечень мер следует включить расширение ассортимента продукции, учитывающей особенности отдельных категорий граждан, создание мобильной консультационной банковской службы, с целью оказания консультационных услуг маломобильному населению, проживающему в удаленных населенных пунктах Курганской области, и оснащения их необходимым оборудованием, для проведения банковских операций с помощью использования личного кабинета. Позволит преодолеть неравенство в доступе к услугам кредитных организаций также развитие проекта «Cash out», с помощью которого население сможет осуществлять отдельные операции посредством касс в торговых точках.

Внедрение дистанционных технологий позволяет упростить доступ к финансовым услугам, в том числе к получению потребительских кредитов, однако с другой стороны, приводит к росту кредитного риска. Для его снижения необходимо использовать в моделях прогнозирования риска транзакционные данные клиентов, а также учитывать данные из социальных сетей заемщиков с помощью технологии «Big date».

Однако любые мероприятия, направленные на повышение доступности финансовых услуг для населения не дадут результата пока не будет решена проблема низкого уровня финансовой грамотности населения.

По данным аналитического центра НАФИ индекс финансовой грамотности населения России составляет 12,1 балла из 21 возможных. Наиболее грамотными являются люди, имеющие вклады и инвестиции, в то время как, например, у клиентов микрофинансовых компаний и ломбардов уровень финансовой грамотности ниже установленного индекса (рисунок 4) [8].

В ходе проведенного опроса было выявлено, что в России лишь 18% населения ответственно и грамотно подходит к заключению договоров. В Курганской области этот показатель составляет порядка 7%.

молодежной науки

Youth Science Forum Journal

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

16 14 12 10 8 6 4 2 0

13

13,6

13,8

13,9

11,8

10,5

Не используют Займы в МФО, Кредиты / Добровольное Вклады финансовые ломбардах кредитные карты страхование продукты

Инвестиции

Рисунок 4. Уровень финансовой грамотности пользователей различных финансовых продуктов

Подтверждает проблему низкого уровня финансовой грамотности также тот факт, что по данным на 2017 год значительная часть заемщиков не осознает последствия неплатежа или несвоевременного платежа по кредиту: так, 38% опрошенных полагают, что небольшая задержка платежа или несвоевременное внесение средств по кредиту не является проблемой и лишь 26% опрошенных считают невозврат кредита преступлением. Для решения данной проблемы финансовой грамотности населения необходимо:

3. Разработать регламент, включающий перечень практических действий, охватывающий все категории населения начиная со школьного и заканчивая пенсионным возрастом. Так как Сбербанк является крупнейшим коммерческим банком как в целом по России, так и на территории Курганской области, целесообразно разработать «Регламент работ Сбербанка России по повышению финансовой грамотности в отдельных регионах». В рамках данного регламента предлагается:

- внедрить в школьные программы обучения обязательные факультативы, направленные на получение знаний в области финансов.

- создать единый консультационный центр по оказанию финансовой помощи в рамках единого портала государственных услуг и функций (ЕПГУ), где специалист будет отвечать на вопросы граждан, связанные с банковским законодательством, правами и обязанностями сторон кредитной сделки.

- внедрить канал мобильной бесплатной финансовой помощи, когда представители департамента экономического развития, Банка России и представители крупнейших коммерческих банков будут отвечать на вопросы граждан, связанные со сферой финансовых услуг.

- создать в СМИ региона обучающие ролики, которые будут направлены на повышение финансовой грамотности населения.

Заключение

Подведя итоги, можно сделать вывод, что потребительское кредитование в Российской Федерации - это одно из перспективных направлений развития кредитного рынка, что обусловлено высоким спросом и привлекательностью для клиентов данного вида кредитного продукта. В связи с этим, важно повысить уровень доступности финансовых услуг с целью большего охвата клиентов, что позволит кредитным организациям получать большую прибыль, решить проблему низкого уровня финансовой грамотности и низкого качества информации,

.,„ www.forummn.ru

молодежной науки 119 https://doi.org/10.35599/forummn/01.01.19

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

содержащейся в БКИ, что в результате обеспечит более высокий уровень качества кредитного портфеля. В результате будут созданы условия для более эффективного развития данной области банковского бизнеса как на уровне всей страны, так и отдельно взятого региона.

Библиографический список

1. Алтухова Е.В. Потребительское кредитование в России и финансовая грамотность населения: проблемы и перспективы развития // Вестик РЭА им. Г.В. Плеханова. 2018. №.2. С. 39-46.

2. З.Л. Гарипова З.Л., А.А. Белова А.А. Инфраструктура банковского потребительского кредитования // Финансы и кредит. 2007. №.42. С. 8-17.

3. Б.А. Турсунов Развитие инфраструктуры потребительского кредитования в Российской Федерации: автореферат на соиск. ученой степ. канд. эк. наук: 08.00.10 - М., 2017. 9 с.

4. Флигинских Т.Н., Тарасова Т.Ю., Олейви Х.З., Букреева Л.М. Основные тенденции развития банковских кредитных продуктов для физических лиц // гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2018. №3. С.1-7.

5. В S&P назвали главную причину высокой доли проблемных активов в банковском секторе РФ» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.banki.ru/news/lenta/?id=10900419, свободный (дата обращения 15.01.2020).

6. Исследование: просрочка по кредитам россиян подбирается к кризисному уровню» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.equifax.ru/press/issledovanie-prosrochka-po-kreditam/, свободный (дата обращения 14.02.2020).

7. Сбербанк прогнозирует, что ипотечные ставки могут достичь 6%» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tass.ru/nedvizhimost/6761776, свободный (дата обращения 24.02.2020).

8. Рейтинг финансовой грамотности регионов России. Рейтинговое агентство НАФИ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nafi.ru/upload/iblock/da9/da90822f7facb074eda089d90175c57e.pdf, свободный (дата обращения 20.02.2020).

9. Рейтинг финансовой грамотности регионов России 2018 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://karta.vashifinancy.ru/, свободный (дата обращения 19.02.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.