Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА РОССИИ'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
908
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК / РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ / РИСКИ РАЗВИТИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ / БАНКОВСКИЙ СЕКТОР / FINANCIAL MARKET / ECONOMIC DEVELOPMENT / RISKS OF DEVELOPMENT / GOVERNMENT PROGRAMS / BANKING SECTOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сазонов Андрей Александрович, Сазонова Марина Владимировна

Статья посвящена анализу перспектив развития финансового рынка в России. В введении отмечается, что одним из главнейших инструментов финансовой системы каждой развитой страны сегодня является центральный банк, который зачастую выступает в качестве ключевого официального проводника денежно-кредитной политики государства. В рамках проведенного теоретического анализа указывается, что финансовые рынки являются главной движущей силой и качественной основой механизма современной экономики, а следовательно, чем слаженнее и эффективнее они функционируют, тем более быстрыми темпами развивается экономика. Приведен анализ перспектив развития финансового рынка в России на основе программного перехода «Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2019-2020 годов». Выделены основные макроэкономические риски российской экономики в условиях действующего режима санкций. В заключении статьи авторами приводятся рекомендуемые послабления, которые будут не только способствовать развитию региональных банков, но и смогут повысить доступность финансовых услуг в регионах, выступающих одним из важных направлений в реализации стратегии развития финансового рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сазонов Андрей Александрович, Сазонова Марина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects of development of the Russian financial market

The article is devoted to the analysis of prospects of the financial market development in Russia. The report notes that one of the main instruments of the financial system of every developed country today is the Central Bank, which often acts as a key official conductor of the monetary policy of the state. As part of the theoretical analysis, it is indicated that financial markets are the main driving force and qualitative basis of the mechanism of the modern economy, and, consequently, the more smoothly and efficiently they function, the faster the economy develops. The analysis of prospects of the financial market development in Russia on the basis of the program transition "The main directions of the financial market development in the Russian Federation for the period 2019-2020" is given. The main macroeconomic risks of the Russian economy under the current sanctions regime are highlighted. At the end of the article the authors give the recommended relaxation, which will contribute to the development of regional banks, but will also be able to increase the availability of financial services in the regions, which are one of the important directions in the implementation of the financial market development strategy.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА РОССИИ»

ЭКОНОМИКА, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПРАВО

Том 9 • Номер 4 • Октябрь-декабрь 2019 ISSN 2222-534Х

>

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law

Первое

экономическое издательство

г.

-J

перспективы развития финансового рынка россии

Сазонов А.А. 1, Сазонова М.В. 1

1 Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва, Россия

Статья посвящена анализу перспектив развития финансового рынка в России. В введении отмечается, что одним из главнейших инструментов финансовой системы каждой развитой страны сегодня является центральный банк, который зачастую выступает в качестве ключевого официального проводника денежно-кредитной политики государства. В рамках проведенного теоретического анализа указывается, что финансовые рынки являются главной движущей силой и качественной основой механизма современной экономики, а следовательно, чем слаженнее и эффективнее они функционируют, тем более быстрыми темпами развивается экономика. Приведен анализ перспектив развития финансового рынка в России на основе программного перехода «Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2019-2020 годов». Выделены основные макроэкономические риски российской экономики в условиях действующего режима санкций. В заключении статьи авторами приводятся рекомендуемые послабления, которые будут не только способствовать развитию региональных банков, но и смогут повысить доступность финансовых услуг в регионах, выступающих одним из важных направлений в реализации стратегии развития финансового рынка.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: финансовый рынок, развитие экономики, риски развития, государственные программы, банковский сектор

Chinese vector in scandinavia as a new form of alternative partnership between Russia and China in the Arctic in 2010-2020

SazonovA.A. 1, Sazonova M.V. 1

Введение

Дальнейший рост экономического потенциала страны, стабильность отдельных секторов экономики, обеспечение высоких позиций на международном рынке, улучшение благосостояния всех граждан страны зависят от эффективности функционирования Банка России. Одним из главнейших инструментов финансовой системы каждой развитой страны сегодня является центральный банк, который зачастую выступает в качестве ключевого официального проводника денежно-кредитной политики государства. Тогда как денежно-кредитная поли-

АННОТАЦИЯ:

1 Moscow Aviation Institute, Russia

тика наряду с бюджетной политикой составляет основу и базу для развития всего государственного регулирования экономики. Развитие финансового рынка - одна из ключевых задач Банка России. Регулятор создает условия для выполнения финансовым рынком своей важнейшей функции по преобразованию сбережений в инвестиции в прозрачном, эффективном и защищенном формате. Таким образом, формируется среда для создания капитала, определяющего уровень национального богатства и благополучия общества.

Теоретическая и практическая значимость заключается в исследовании перспектив развития финансового рынка России в условиях новой экономики.

Научная новизна: в процессе проведенного исследования выявлено, что стандарты, положения и нормы, касающиеся процедуры реализации проекта программного перехода «Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2019-2020 годов» не в полной мере учитывают специфику российского рынка как института развивающейся экономики. Предложены механизмы, способствующие развитию эффективной деятельности региональных банков, с целью непосредствен-

ABSTRACT:_

The article is devoted to the analysis of prospects of the financial market development in Russia. The report notes that one of the main instruments of the financial system of every developed country today is the Central Bank, which often acts as a key official conductor of the monetary policy of the state. As part of the theoretical analysis, it is indicated that financial markets are the main driving force and qualitative basis of the mechanism of the modern economy, and, consequently, the more smoothly and efficiently they function, the faster the economy develops. The analysis of prospects of the financial market development in Russia on the basis of the program transition "The main directions of the financial market development in the Russian Federation for the period 2019-2020" is given. The main macroeconomic risks of the Russian economy under the current sanctions regime are highlighted. At the end of the article the authors give the recommended relaxation, which will contribute to the development of regional banks, but will also be able to increase the availability of financial services in the regions, which are one of the important directions in the implementation of the financial market development strategy.

KEYWORDS: financial market, economic development, risks of development, government programs, banking sector

JEL Classification: G00, G10, GIB, G21 Received: 09.12.2019 / Published: 30.12.2019

© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers

For correspondence: Sazonov A.A. (Sazonovamati0yandex.ru)

CITATION:_

Sazonov A.A., Sazonova M.V. (2019) Perspektivy razvitiya finansovogo rynka Rossii [Prospects of development of the Russian financial market]. Ekonomika, predprinimatelstvo i pravo. 9. (4). - 245-256. doi: 10.18334/epp.9.4.41468

ного повышения доступности финансовых услуг в регионах. Авторами отмечается, что в представленном проекте не в полной мере учтены возможные микро- и макроэкономические риски.

Теоретический анализ

Всю совокупность отношений, которые имеют место при обмене разного рода материальных и нематериальных благ при посредничестве денег (как универсального платежного средства), в экономической теории принято называть финансовым рынком. Финансовые рынки можно назвать движущей силой и основой механизма современной экономики. Чем слаженнее и эффективнее они работают, тем более быстрыми темпами развивается экономика. Обмен одних экономических благ на другие, обмен валюты одних стран на валюту других, торговля ценными бумагами, кредитования и т.п. - все это разновидности операций, совершаемых на современном финансовом рынке. А в том случае, когда речь идет о таких операциях, совершаемых в масштабе целых государств между собой, то говорят о мировом финансовом рынке. Таким образом, по масштабу проведения операций финансовой рынок можно подразделить на две основные категории [9, с. 30-32] (Mashkina, Seregin, 2014):

• национальный финансовый рынок;

• международный финансовый рынок.

На национальном рынке производятся операции на территории отдельно взятого государства. Соответственно, он полностью подчинен национальному законодательству. Международный рынок представляет собой не что иное, как совокупность всех отдельно взятых национальных финансовых рынков и потому не может быть подчинен законам какого-либо отдельного государства (на нем действуют специально созданные для этих целей международные нормы, правила, стандарты). В современной экономике разделяют две основные модели финансовых рынков, сложившихся в странах континентальной Европы и Америки [2, с. 18-19] (Abramova, Lavrushin, Pishchik, Rubtsova, Solyannikova, 2019):

• континентальная модель, базирующаяся на банковском финансировании, ее еще называют «bank based financial system»;

ОБ АВТОРАХ:_

Сазонов Андрей Александрович, к.э.н., доцент кафедры 501 «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности» (Sazonovamati0yandex.ru)

Сазонова Марина Владимировна, старший преподаватель кафедры 501 «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности» (Pmenmai0yandex.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Сазонов А.А., Сазонова М.В. Перспективы развития финансового рынка России // Экономика, предпринимательство и право. - 2019. - Том 9. - № 4. - С. 245-256. doi: 10.18334/epp.9.4.41468

• англо-американская модель, базирующаяся на рынках ценных бумаг и на институциональных инвесторах «market based financial system».

Континентальная модель отличается менее развитым вторичным рынком и непубличностью размещения ценных бумаг (относительно малое число акционеров и, соответственно, высокая степень концентрации акционерных капиталов). В англоамериканской модели, напротив, вторичный рынок гораздо более развит и существует ярко выраженная тенденция к публичному размещению ценных бумаг. Впрочем, с течением времени эти две модели все больше конвергируют между собой, и границы между ними постепенно стираются. Рассмотрим формы существования финансовых рынков [16, с. 142-144] (Pishchik, Prudnikova, 2018):

• организационная структура (например, биржи, где все торговые операции совершаются по строго определенным правилам);

• прямые соглашения (например, межбанковский рынок);

• розничная форма (например, рынок банковских услуг для физических лиц).

Все финансовые рынки можно классифицировать по отраслям деятельности:

денежный рынок; рынок капиталов; фондовый рынок; срочный рынок; валютный рынок; рынок драгоценных металлов; рынок криптовалют. На данный момент Центральный банк имеет статус мегарегулятора механизма финансового рынка страны. По этой причине на уровне с надзором и регулированием за деятельностью кредитных организаций его функция контроля распространяется на другие финансовые учреждения, большинство из которых являются элементами российской кредитной системы, а именно: лизинговые и факторинговые компании, кредитное сотрудничество, микрофинансовые организации, ломбарды, негосударственные пенсионные фонды, страховые компании и т.д.

Анализ перспектив развития финансового рынка в России

Действия Банка России, планируемые к осуществлению в проекте программного перехода «Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2019-2020 годов» (далее - Документ), нацелены на установление приоритетных направлений развития финансового рынка России, включающих формирование доверительной среды, развитие конкуренции на финансовом рынке, поддержание финансовой стабильности, обеспечение доступности финансовых услуг и капитала. Очевидно, что эти направления развития рынка имеют стратегический долгосрочный характер и, безусловно, важны для создания ликвидного, сбалансированного по секторам и эффективно действующего финансового рынка. Международный опыт подтверждает, что данная парадигма формирования финансового рынка актуальна на протяжении всех этапов его становления и углубленного развития на перспективу. В то же время эти направления не в полной мере учитывают специфику российского рынка как института развивающейся экономики со значительными структурными диспропорциями и функционированием в недостаточно

развитой рыночной среде в рамках довольно смешанной институциональной модели экономики [7, с. 114-116] (Kubasskaya, 2014).

Научная составляющая Документа постоянно качественным образом совершенствуется. Большой интерес со стороны научного сообщества вызывает приложение к Документу, которое не только носит информационный характер, но и дополняет результаты научных исследований по методике расчета индикаторов для мониторинга эффективности. Значимое место в документе занимают вопросы повышения финансовой грамотности. Банк России совместно с Минобрнауки России подписал в 2016 году соглашение о сотрудничестве в области повышения финансовой грамотности населения на 2017-2020 гг.

В целом, отмечая сбалансированность, глубину и проработанность Документа, хотелось бы отметить некоторые его аспекты, требующие корректировки. В Документе справедливо отмечается, что проведение политики бюджетной консолидации, а также денежно-кредитной политики в рамках таргетирования инфляции будет создавать условия для обеспечения макроэкономической и финансовой стабильности на финансовом рынке. К сожалению, в Документе взаимосвязь «Основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации» и «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики» представлена лишь в декларативном плане. Но именно эта координация обеспечивает достижение цели как денежно-кредитной политики, так и развития российского финансового рынка [6, с. 5-20] (Kudrin, Sokolov, 2017).

Документ слабо корреспондирует с государственной программой Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» в части содействия реализации основных мероприятий подпрограммы «Эффективное функционирование финансовых рынков, банковской, страховой деятельности, схем инвестирования и защиты пенсионных накоплений» по [4, с. 56-57] (Vasileva, Sazonov, 2019):

• повышению транспарентности и устойчивости финансового рынка, увеличению его роли в экономике страны;

• обеспечению эффективного функционирования системы формирования и инвестирования пенсионных накоплений;

• повышению роли негосударственных пенсионных фондов как институциональных инвесторов на финансовом рынке;

• повышению эффективности инвестирования временно свободных средств институтов развития.

Эти вопросы должны находить отражение в Документе ввиду того, что в соответствии со статьей 45.1 Федерального закона от 10.07.2002 №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» ЦБ РФ во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит политику развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российского Федерации, что требует согласован-

250 .ЮиМАЬ ОР ECONOMiCS, ENTREPRENEURSHiP АМ 1_АШ #4'2019 (0с!оЬег-йесетЬег)

ной разработки и реализации документов, определяющих перспективы развития российского финансового рынка. Российский финансовый рынок в целом недостаточно эффективен в решении структурной проблемы развития реального сектора российской экономики, а именно проблемы дисбаланса между растущей прибыльностью экономики и низким уровнем инвестиций в капитал и экономический рост. Крайне слабо задействованы внутренние ресурсные источники финансирования инвестиций несмотря на общее улучшение финансовых показателей отраслей промышленности и банковской деятельность. В соответствии с данными Росстата в 2018 году сальдированный финансовый результат экономики страны в целом увеличился на 34,7% до 7,6 трлн руб. по сравнению с 5,6 трлн руб. за аналогичный период 2017 года. Прибыль промышленности в рассматриваемый период выросла с 3,4 до 5 трлн руб., или на 46,5%. Прибыль банковского сектора за 2018 год увеличилась с 790 млрд руб. в 2017 году до 1,2 трлн руб. в 2018 году [15, с. 22-27] (Pishchik, 2017).

Однако растущие объемы прибыли банков не направляются в соответствующих пропорциях в инвестиции. Согласно данным Росстата, в среднем по России лишь около 10% инвестиций в основной капитал финансируются за счет банковских кредитов. За период 2008-2017 гг. объем российского ВВП увеличился на 6%, тогда как мировая экономика выросла на 35%. К числу основных макроэкономических рисков российской экономики в условиях действующего режима санкций относятся [13, 17]:

• процентный риск, связанный с высоким уровнем ключевой процентной ставки на уровне 7,75% и, соответственно, с удорожанием стоимости заимствований предприятиями ресурсов при ограничении доступности к внешним ресурсам;

• риски высокой волатильности курса рубля, вызванные существенной неопределенностью динамики цен на энергоресурсы и политикой постепенного повышения процентных ставок ФРС США;

• риски несбалансированности бюджета и необходимость увеличения бюджетных расходов вследствие падения рентабельности производства, снижения спроса на российскую продукцию и дискриминацию российских компаний на внешних рынках.

В Документе констатируется низкая активность населения на финансовом рынке при преобладании в структуре сбережений банковских депозитов, что объясняется «исторически низким уровнем доверия к небанковским финансовым посредникам из-за деятельности теневых и недобросовестных участников рынка». Но главная причина заключается все же в макроэкономических условиях. Доходы большинства занятых граждан не позволяют делать какие-либо инвестиции. Если половина работающих граждан имеют заработную плату не более 30 тыс. руб. (медиана) при средней в 41 тыс. руб. на 2018 год, то о какой активности на финансовом рынке может идти речь. В 22 регионах страны доля людей, получающих менее 15 тыс. руб. в месяц, превышает 33%. Только 44% от всего населения зарабатывают более 100 тыс. руб. в месяц. Согласно данным Росстата, средний уровень использования денежных дохо-

дов населения России, направляемых на сбережения, составляет около 8%, в то время как основная часть доходов населения (74,9%) расходуется на оплату товаров и услуг текущего потребления [10, с. 183-184] (Mandron, Kuzina, 2017).

По большому счету, ожидать вложений на финансовом рынке можно только от оставшихся 4%. Да и население крайне консервативно и осторожно в осуществлении инвестиций, и для этого есть причины, учитывая долгий негативный опыт сбережений в ХХ веке. Что касается опыта операций на финансовом рынке в условиях новой, рыночной российской экономики, у населения нет уверенности в сохранности сбережений из-за инфляции, обесценивания рубля по отношению к иностранным валютам. Речь идет о недостаточном уровне доверия к государству в целом, к его способности обеспечить сохранность накоплений населения. Хотим мы того или нет, но оно привыкло привязывать свои доходы и сбережения к «твердой» валюте, прежде всего к американскому доллару. Учитывая двукратное снижение курса рубля за последние четыре года (а за десять лет - в три раза), нельзя отметить эффективность вложений в рублевые финансовые инструменты. Индекс РТС, рассчитываемый в долларовых ценах, сейчас в два раза ниже, чем он был весной 2008 года [3, с. 91-92] (Alekseeva, Sazonov, 2019).

В Документе отмечается особая актуальность в условиях возможного расширения на среднесрочном горизонте санкционных ограничений развития внутренних источников, учитывая, что доступ к внешним источникам может быть затруднен. В сложившейся ситуации на российском финансовом рынке экономике в целом важны мобилизация внутренних ресурсов на стимулирование инвестиций в реальный сектор экономики, концентрация усилий на проведение экономической политики, направленной на устранение структурных дисбалансов российской экономики, включая растущую диспропорцию между значительным увеличением прибыли банковского сектора, с одной стороны, и небольшим объемов ресурсов кредитных организаций для инвестиций в нефинансовый сектор, с другой стороны [12, 14].

С учетом высокой доли государственного сектора в российской экономике финансовая и налогово-бюджетная политика будет эффективной только в случае органичного сочетания методов рыночного и государственного регулирования экономики, развития форм индикативного и стратегического планирования, определения цели и количественных показателей средне- и долгосрочного социально-экономического развития и технологического развития при условии разработки экономических и финансовых мер государственной политики для их достижения [9, с. 27-30] (Mashkina, Seregin, 2014). В сфере финансовой и налогово-бюджетной политики важно определение оптимальных параметров бюджетного дефицита и суверенного государственного долга, обеспечивающих стимулирующую для экономики роль бюджетной и налоговой политики на основе финансовой и макроэкономической устойчивости. В целях повышения эффективности проводимой государством финансовой политики необходимы обоснованное определение и использование на практике налоговых ставок и платежей

в бюджет и централизованные внебюджетные фонды, обеспечивающих сбалансированность государственных финансов и стимулирование роста. В сфере монетарной политики в новых условиях представляется актуальным переход к более гибкой стратегии денежно-кредитного и валютного регулирования с учетом повышенных рисков свободного плавания курса рубля в условиях открытости экономики и высокой зависимости от цен на энергоносители [11, с. 216-217] (Mashkina, 2012).

В Документе справедливо отмечается высокий уровень концентрации в банковском секторе России (на пять крупнейших банков приходится 56% банковских активов). В то же время отмечается, что «по уровню концентрации российский банковский сектор находится в середине списка стран, входящих в ЕС, причем существенно ближе к странам с низкими показателями концентрации», а затем идет сравнение, в том числе с Грецией, Эстонией, Литвой, но данное сравнение не вполне корректно. Надо проводить аналогию с крупными странами. В малых и средних государствах (а таких в ЕС большинство) уровень концентрации должен быть выше. Необходимо сравнивать Россию с Германией, Францией, Китаем, Индией, Бразилией, США. При этом окажется, что уровень концентрации в России будет выше, чем в большинстве этих стран, если не во всех. В связи с уменьшением количества банков повышается удельный вес крупнейших кредитных организаций, что противоречит задаче обеспечения конкуренции на финансовом рынке [1, с. 128-129] (Abramova, Igonina, 2018).

В институциональной структуре финансового рынка заметными остаются проблемы развития банковского сектора. По-прежнему отмечается тренд к снижению численности действующих региональных банков: за прошедшие девять лет (2009-2018 гг.) их количество сократилось на 40%. В результате только 45,5% всех объемов кредитования юридических и индивидуальных предпринимателей сосредоточено в банках Москвы. При этом в 16 субъектах Российской Федерации вообще отсутствуют местные банки, что в условиях сжатия банковской сети существенно ограничивает доступ населения малого бизнеса в регионах к финансовым услугам и неблагоприятно отражается на конкурентной среде. Доля данных банков в активах банковского сектора остается низкой и составляет около 6%. В сравнении с началом 2017 года наблюдается ухудшение качества кредитного портфеля ссуд юридическим лицам. Удельный вес кредитов 4-й и 5-й категории качества данного типа заемщиков вырос с 9,9 до 13,7% по состоянию на 1 ноября 2018 года [8, с. 113-115] (Mashkina, Aseev, ^ЫуЬ 2017).

Тенденция к сокращению количества коммерческих банков в России (с 1329 по состоянию на 1 января 2004 года до 479 по состоянию на 1 февраля 2019 года) в основном за счет малых и средних региональных кредитных организаций значительно снижает доступность финансовых услуг и капитала, понимаемую как возможность потребителей использовать финансовые продукты, необходимые им в течение жизни и в процессе хозяйственной деятельности. В этой связи в документах Банка России важно предусмотреть положения о задействовании регуляторных и управленческих меха-

низмов, способствующих выравниванию условий доступности всех регионов страны к сектору финансовых и банковских услуг [5, с. 17-23] (Kovaleva, Volobuev, 2019).

Сегодня, к сожалению, предоставленные преференции в регулировании для банков с базовой лицензией в виде сокращения количества действующих регулятивных требований не компенсируют сохраняющегося ограничения по доступу на рынок межбанковского кредитования работы с ценными бумагами и крупными клиентами. В целом важнейшим условие и направлением повышения роли российского финансового рынка в устойчивом поступательном развитии российской экономики является согласованность действий Банка России, Минфина России, других федеральных и региональных ведомств и структур, а также государственных корпораций в решении задач модернизации и технологического развития экономики, оптимизации налогообложения доходов предприятий, направляемых на инвестиции в расширение производства, проведение НИОКР [2, с. 18-22] (Abramova, Lavrushin, Pishchik, Rubtsova, Solyannikova, 2019).

Совершенствование институциональной структуры финансового рынка предполагает развитие системы инвестиционных банков и фондов в целях содействия модернизации и инновациям, обеспечения доступности кредита для субъектов воспроизводственного процесса, включая венчурные предприятия, малый и средний бизнес.

Заключение

Банк России представил комплексный, довольно емкий, информационно насыщенный документ, в котором четко обозначены достижения, проблемы и задачи развития главных сегментов финансового рынка с точки зрения как инструментов, так и институтов: долевых и долговых бумаг, производных финансовых инструментов, банков, страховых компаний, негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний, брокерских и дилерских организаций, микрофинансовых организаций, организаций платежно-расчетной инфраструктуры и пр., что будут способствовать вхождению России в число пяти крупнейших экономик мира. Представляется, что в контексте направлений развития финансового рынка в России целесообразно:

• для расширения доступа региональных банков с базовой лицензией к федеральным программам по поддержке малого и среднего бизнеса, кредитования сельхозпроизводителей и региональных застройщиков пересмотреть критерии допуска к реализации подобных программ. Пересмотр критериев откроет дополнительные возможности для банков с базовой лицензией для получения прибыли;

• в целях повышения конкурентоспособности региональных банков с базовой лицензией Банка России в контексте диджитализации целесообразно обеспечить бесплатный доступ к технологическим платформам.

Рекомендуемые послабления не только будут способствовать развитию региональных банков, но и позволят повысить доступность финансовых услуг в регио-

нах, выступающих одним из важных направлений в реализации стратегии развития финансового рынка.

ИСТОЧНИКИ:

1. Абрамова М.А., Игонина Л.Л. Денежно-кредитные факторы внутреннего инвести-

ционного спроса в российской экономике // Финансы: теория и практика. - 2018.

- № 1. - с. 128-143.

2. Абрамова М.А., Лаврушин О.И., Пищик В.Я., Рубцова Б.Б., Солянникова С.П.

Программный документ Банка России «Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2019-2020 годов»: мнение экспертов Финуниверситета // Экономика. Налоги. Право. - 2019. - № 3. - с. 17-24.

3. Алексеева Н.В., Сазонов А.А. Анализ механизмов формирования конкуренции на

региональном уровне в современных экономических условиях // Вестник университета. - 2019. - № 6. - с. 90-93.

4. Васильева И.А., Сазонов А.А. Анализ мероприятий по развитию конкуренции в

ключевых отраслях экономики российской федерации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. - 2019. - № 2. - с. 56-63.

5. Ковалева И.П., Волобуев Н.С. Роль Центрального банка в денежно-кредитной поли-

тике государства: российский и зарубежный опыт // Вектор экономики. - 2019. - № 10. - с. 15-26.

6. Кудрин А.Л., Соколов И.А. Бюджетные правила как инструмент сбалансированной

политики // Вопросы экономики. - 2017. - № 11. - с. 5-32.

7. Кубасская О.В. Развитие финансового рынка России, проблемы и перспективы //

Молодой ученый. - 2014. - № 8. - с. 508-511.

8. Машкина Н.А., Асеев О.В., Толстых Н.А. Направления совершенствования денеж-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

но-кредитной и финансовой политики государства // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. -2017. - № 3. - с. 113-120.

9. Машкина Н.А., Серегин С.П. Влияние движения иностранного капитала на форми-

рование инвестиционного климата в России // Регион: системы, экономика, управление. - 2014. - № 2. - с. 26-32.

10. Мандрон В.В., Кузина Н.Ю. Финансовый рынок: структура и функции // Молодой ученый. - 2017. - № 8. - с. 182-184.

11. Машкина Н.А. Модернизация экономики России // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. - 2012.

- № 2. - с. 215-219.

12. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2020 год и период 2021 и 2022 годов. [Электронный ресурс]. URL: http://wwwxbr.ru/ publ/ondkp/on_2020_2022/ ( дата обращения: 07.12.2019 ).

13. Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2019-2021 годов. [Электронный ресурс]. URL: http://www.cbr.ru/Content/ Document/File/71220/main_ directions.pdf ( дата обращения: 07.12.2019 ).

14. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2018 год и период 2019 и 2020 годов. [Электронный ресурс]. URL: http://www.cbr.ru/ content/document/flle/48129 /on_2018(2019-2020).pdf ( дата обращения: 06.12.2019 ).

15. Пищик В.Я. Новые вызовы в сфере монетарной политики России в контексте глобальных структурных дисбалансов // Экономика. Налоги. Право. - 2017. - № 3. - c. 22-30.

16. Пищик В.Я., Прудникова А.А. Тенденции развития российского валютного рынка в контексте глобальных структурных трансформаций и режима санкций // Проблемы прогнозирования. - 2018. - № 6. - c. 140-149.

17. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 29.07.2018). [Электронный ресурс]. URL: https://fzrf. su/zakon/o-centralnom-banke-86-fz/ ( дата обращения: 05.12.2019 ).

REFERENCES:

Abramova M.A., Igonina L.L. (2018). Denezhno-kreditnye faktory vnutrennego investitsionnogo sprosa v rossiyskoy ekonomike [Monetary and credit factors of domestic investment demand in the Russian economy]. Finance: Theory and Practice». (1). 128-143. (in Russian). Abramova M.A., Lavrushin O.I., Pischik V.Ya., Rubtsova B.B., Solyannikova S.P. (2019). Programmnyy dokument Banka Rossii «Osnovnye napravleniya razvitiya finansovogo rynka Rossiyskoy Federatsii na period 2019-2020 godov»: mnenie ekspertov Finuniversiteta [The Draft Guidelines for the Development of the Russian Financial Market in 2019-2021 prepared by the Bank of Russia: Expert Opinion of Financial University]. Economy. Taxes. Law. (3). 17-24. (in Russian). Alekseeva N.V., Sazonov A.A. (2019). Analiz mekhanizmov formirovaniya konkurentsii na regionalnom urovne v sovremennyh ekonomicheskikh usloviyakh [The analysis of the mechanisms of competition on regional level in the current economic conditions]. Vestnik Universiteta. (6). 90-93. (in Russian). Kovaleva I.P., Volobuev N.S. (2019). Rol Tsentralnogo banka v denezhno-kreditnoy politike gosudarstva: rossiyskiy i zarubezhnyy opyt [The role of the Central Bank in the monetary policy of the state: Russian and foreign experience]. Vectoreconomy. (10). 15-26. (in Russian). Kubasskaya O.V. (2014). Razvitie finansovogo rynka Rossii, problemy iperspektivy [The development of the financial market in Russia, problems and prospects]. The young scientist. (8). 508-511. (in Russian).

Kudrin A.L., Sokolov I.A. (2017). Byudzhetnyepravila kak instrument sbalansirovannoy politiki [Fiscal rules as an instrument of balanced budget policy]. Voprosy Ekonomiki. (11). 5-32. (in Russian).

Mandron V.V., Kuzina N.Yu. (2017). Finansovyy rynok: struktura i funktsii [Financial market: structure and functions]. The young scientist. (8). 182-184. (in Russian).

Mashkina N.A. (2012). Modernizatsiya ekonomiki Rossii [Modernization of the russian economy]. Proceedings of the South-Western State University. Series: Economy. Sociology. Management. (2). 215-219. (in Russian).

Mashkina N.A., Aseev O.V., Tolstyh N.A. (2017). Napravleniya sovershenstvovaniya denezhno-kreditnoy i finansovoy politiki gosudarstva [Directions of improvement monetary and credit and financial politician of the state]. Proceedings of the SouthWestern State University. Series: Economy. Sociology. Management. (3). 113-120. (in Russian).

Mashkina N.A., Seregin S.P. (2014). Vliyanie dvizheniya inostrannogo kapitala na formirovanie investitsionnogo klimata v Rossii [Effect of movement for foreign capital to investment climate in russia]. Region: sistemy, ekonomika, upravlenie. (2). 26-32. (in Russian).

Pischik V.Ya. (2017). Novye vyzovy v sfere monetarnoy politiki Rossii v kontekste globalnyh strukturnyh disbalansov [New Challenges for the Russian Monetary Policy in the Context of Global Structural Imbalances]. Economy. Taxes. Law. (3). 22-30. (in Russian).

Pischik V.Ya., Prudnikova A.A. (2018). Tendentsii razvitiya rossiyskogo valyutnogo rynka v kontekste globalnyh strukturnyh transformatsiy i rezhima sanktsiy [Trends in the Russian currency market in the context of global structural transformations and the sanctions regime]. Problems of forecasting. (6). 140-149. (in Russian).

Vasileva I.A., Sazonov A.A. (2019). Analiz meropriyatiy po razvitiyu konkurentsii v klyuchevyh otraslyakh ekonomiki rossiyskoy federatsii [The study of measures to promote competition in key sectors of russian economy]. Bulletin of the Moscow State Regional University. series: economics. (2). 56-63. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.