Научная статья на тему 'Оценка достигнутого уровня развития РКТ и его влияние на социально-экономическое развитие страны'

Оценка достигнутого уровня развития РКТ и его влияние на социально-экономическое развитие страны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
83
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА / ЗАНЯТОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вейко Алексей Владимирович, Перепелко Дмитрий Алексеевич, Имакаева Дария Амангельдиевна

Задача. Основной задачей, которая стояла в данном исследовании являлась увязка текущего уровня развития ракетно-космической техники с его воздействием на экономику РФ. Необходимо отметить, что существующие в открытом доступе научные исследования данного вопроса, отраженные в соответствующих докладах правительств штатов (Калифорния, Флорида и др.), а также таких государственных структур как НАСА и Федеральная администрация по гражданской авиации не вполне применимы к ситуации в российской промышленности поскольку исходят из 95 процентной локализации производства на территории США. В связи с этим в работе необходимо было укрупнено рассмотреть процесс производства и эксплуатации ракетно-космической техники и оценить его воздействие на социально-экономическую сферу страны. Модель. В процессе исследования была рассмотрена укрупненная цепочка порождаемых в ходе производства и эксплуатации ценностей и, на этом основании, был сделаны следующие выводы о том, что создаваемые на основе иностранных комплектующих российские аппараты в целом удовлетворяют потребности основных потребителей по таком важному показателю как качество предоставляемой информации, однако неудовлетворяют их по количественным показателям. Выводы. В рамках статьи было предложено увеличить объемы закупаемой серийной техники, поскольку это соответствует требованиям потребителей. Практическое значение. Результаты данного исследования нашли свое отражение в реализуемой в настоящее время российской программы в виде увеличения серийности закупок техники. Возможность последующего использования. В дальнейшем, планируется использовать данные наработки для оценки последствий проводимого Минфином процесса секвестрования гос. затрат (по аналогии с приведенными ранее докладами FAA и NASA). Социальные последствия. Данная работа позволяет оценивать возможные негативные/позитивные последствия от изменения лимитов государственного финансирования космической деятельности. Данная работа предназначена, в первую очередь, для ее использования при корректировки мероприятий Федеральной космической программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Вейко Алексей Владимирович, Перепелко Дмитрий Алексеевич, Имакаева Дария Амангельдиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF THE ACHIEVED LEVEL OF DEVELOPMENT OF ROCKET AND SPACE TECHNOLOGY AND ITS IMPACT ON SOCIO - ECONOMIC DEVELOPMENT

Task. The main task stood in this study was to link the current level of rocket and space technology development with its impact on the economy of the Russian Federation. It should be noted that current publicly available scientific studies of this issue which were reflected in the respective reports of states' governments (California, Florida, and others.) as well as the government agencies such as NASA and the Federal Administration of Civil Aviation are not fully applicable to the situation in russian industry, because 95 percent of it comes from the localization of production in the United States. In this regard, the work had to be very thorough in considering the process of production and operation of rocket and space technology and estimate its impact on the socio-economic situation of the country. Model. The study considered the enlarged chain of values which were generated during the production and operation, and on this basis the following conclusions were made that Russian machines which are created on the basis of foreign components generally meet the needs of major customers for as such an important indicator as the quality of the provided information, however dissatisfy them in quantitative terms. Conclusions. As a part of the article it was proposed to increase the volume of the purchased serial technique, as it meets the requirements of the consumers. Practical significance. The results of this study are reflected in now realizing Russian program in the form of increasing of the serial technique purchases. Possibilities for the later use. In the future, we plan to use these developments to estimate the impact of the process conducted by the Ministry of Finance State sequestration of public spending (by analogy with the reports given earlier of FAA and NASA). The social consequences. This work allows to evaluate the possible negative / positive effects of changes in public financing limits of space activities. This work is intended primarily for use when adjusting the activities of the Federal Space Program.

Текст научной работы на тему «Оценка достигнутого уровня развития РКТ и его влияние на социально-экономическое развитие страны»

2. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯМИ, ОТРАСЛЯМИ, КОМПЛЕКСАМИ; ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

2.1. ОЦЕНКА ДОСТИГНУТОГО УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РКТ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТРАНЫ

Вейко Алексей Владимирович, канд. экон. наук, ведущий инженер

Место работы: ФГУП «Центральный научно исследовательский институт машиностроения»

vlexa@yandex.ru Перепелко Дмитрий Алексеевич, ведущий инженер Место работы: ФГУП «Центральный научно исследовательский институт машиностроения»

perepyolko@mail.ru

Имакаева Дария Амангельдиевна, аспирант кафедры «Прикладная экономика» Место учебы: РУДН

dariya-im@yandex.ru

Аннотация

Задача. Основной задачей, которая стояла в данном исследовании являлась увязка текущего уровня развития ракетно-космической техники с его воздействием на экономику РФ. Необходимо отметить, что существующие в открытом доступе научные исследования данного вопроса, отраженные в соответствующих докладах правительств штатов (Калифорния, Флорида и др.), а также таких государственных структур как НАСА и Федеральная администрация по гражданской авиации не вполне применимы к ситуации в российской промышленности поскольку исходят из 95 процентной локализации производства на территории США. В связи с этим в работе необходимо было укрупнено рассмотреть процесс производства и эксплуатации ракетно-космической техники и оценить его воздействие на социально-экономическую сферу страны.

Модель. В процессе исследования была рассмотрена укрупненная цепочка порождаемых в ходе производства и эксплуатации ценностей и, на этом основании, был сделаны следующие выводы о том, что создаваемые на основе иностранных комплектующих российские аппараты в целом удовлетворяют потребности основных потребителей по таком важному показателю как качество предоставляемой информации, однако неудовлетворяют их по количественным показателям.

Выводы. В рамках статьи было предложено увеличить объемы закупаемой серийной техники, поскольку это соответствует требованиям потребителей.

Практическое значение. Результаты данного исследования нашли свое отражение в реализуемой в настоящее время российской программы в виде увеличения серийности закупок техники.

Возможность последующего использования. В дальнейшем, планируется использовать данные наработки для оценки последствий проводимого Минфином процесса секвестрования гос. затрат (по аналогии с приведенными ранее докладами FAA и NASA).

Социальные последствия. Данная работа позволяет оценивать возможные негативные/позитивные последствия от изменения лимитов государственного финансирования космической деятельности.

Данная работа предназначена, в первую очередь, для ее использования при корректировки мероприятий Федеральной космической программы.

Ключевые слова: Ракетно-космическая техника, импорто-замещение, производительность труда, занятость.

EVALUATION OF THE ACHIEVED LEVEL OF DEVELOPMENT OF ROCKET AND SPACE TECHNOLOGY AND ITS IMPACT ON SOCIO -ECONOMIC DEVELOPMENT

Veiko Alexey V., PhD, Lead Engineer

Work place: Federal State Unitary Enterprise Central Scientifically Research Institute of Mechanical Engineering

vlexa@yandex.ru

Perepyolko Dmitriy A., Lead Engineer

Work place: Federal State Unitary Enterprise Central Scientifically Research Institute of Mechanical Engineering

perepyolko@mail.ru

Imakayeva Dariya A., graduate student

Study place: Peoples Friendship University of Russia

dariya-im@yandex.ru

Annotation

Task. The main task stood in this study was to link the current level of rocket and space technology development with its impact on the economy of the Russian Federation. It should be noted that current publicly available scientific studies of this issue which were reflected in the respective reports of states' governments (California, Florida, and others.) as well as the government agencies such as NASA and the Federal Administration of Civil Aviation are not fully applicable to the situation in russian industry, because 95 percent of it comes from the localization of production in the United States. In this regard, the work had to be very thorough in considering the process of production and operation of rocket and space technology and es-

Бизнес в законе.

Экономико-юридический журнал

5'2016

timate its impact on the socio-economic situation of the country.

Model. The study considered the enlarged chain of values which were generated during the production and operation, and on this basis the following conclusions were made that Russian machines which are created on the basis of foreign components generally meet the needs of major customers for as such an important indicator as the quality of the provided information, however dissatisfy them in quantitative terms. Conclusions. As a part of the article it was proposed to increase the volume of the purchased serial technique, as it meets the requirements of the consumers.

Practical significance. The results of this study are reflected in now realizing Russian program in the form of increasing of the serial technique purchases.

Possibilities for the later use. In the future, we plan to use these developments to estimate the impact of the process conducted by the Ministry of Finance State sequestration of public spending (by analogy with the reports given earlier of FAA and NASA).

The social consequences. This work allows to evaluate the possible negative / positive effects of changes in public financing limits of space activities.

This work is intended primarily for use when adjusting the activities of the Federal Space Program.

Keywords: Rocket and space equipment, import substitution, labor productivity, employment.

В Государственной программе Российской Федерации «Космическая деятельность России на 2013-2020 годы» от 28 декабря 2012 г. главными и основными целями и приоритетами является гарантированное обеспечение доступа и необходимого присутствия России в космосе в интересах науки и социально-экономической сфере [6, с. 9]. Как отмечается в многочисленных научных исследованиях (например [1, с. 38]), развитие ракетно-космической техники (РКТ) будет осуществляться по модульному принципу, в котором за счет высокой степени серийности, обеспечиваемой распределением заказа среди коммерческих и государственных потребителей, будет наблюдаться существенное снижение стоимости отдельных изделий.

Вместе с тем, существующие реалии практического использования средств выведения и космических аппаратов (КА) показывают, что коммерческие операторы спутниковой связи зачастую не хотят размещать на своих КА дополнительную полезную нагрузку военного или двойного применения. Отчасти это может быть объяснено тем, что в современных условиях глобализации космической деятельности коммерческие структуры не хотят зависеть от политической конъектуры, поскольку в случае возникающих между странами противоречий, они будут напрямую воздействовать на их доходы. Кроме этого, установка на КА сложной полезной нагрузки может негативно сказаться на сроках функционирования аппарата целиком. В этих условиях, с учетом лимитированности государственных затрат на осуществление космической деятельности, заказчики в виде государственных структур, наряду с развитием собственных орбитальных группировок (например, AEHF, MUOS и др.), начали заключать с коммерческими структурами опционные контракты на использование, в случае необходимости, емкостей коммерческих орбитальных группировок КА. Исходя из вышеизложенного, существующий уровень ракетно-

космической техники может быть условно декомпозирован на следующие составляющие:

- показатели уровня технического совершенства военных и государственных аппаратов. Необходимость выделения этих изделий в отдельный класс обусловлена тем, что зачастую получаемая от них информация является избыточной для гражданских и военных потребителей;

- показатели уровня развития КА социально-экономического назначения, которые предназначены для предоставления коммерческих услуг конечным потребителям. Зачастую данные аппараты обладают худшими характеристиками, чем КА из предыдущей группы, однако по показателю «эффективность-стоимость» они у нее выигрывают. При этом согласно [3, стр. 5-6], космическая деятельность является определяющей во многих важных сферах хозяйственной деятельности, в том числе в части:

- решения задач навигации - 80-95%;

- решения задачи построения и актуализации параметров систем закрепленных на местности точек - 75%;

- контроля и учета использования природных ресурсов и подвижных объектов - 70%;

- ведении кадастра - 50%;

- дистанционного мониторинга территорий и объектов, природных процессов и явлений, результатов хозяйствования человека 50-70%.

Исходя из этого, с точки зрения государственного заказчика, задача развития ракетно-космической техники может быть представлена в виде решения следующей оптимизационной задачи:

' ДСввп(Р)

(1)

• max

Сгос(Р) I Сгос(р) < СЛИМ ' T(P) > T'(P)

где P - состав и структура мероприятий Федеральной космической программы1 (ФКП), Сгос(Р) - размер государственного финансирования мероприятий программы, ДСВВП(Р) - прирост ВВП вызванный эксплуатацией космических систем, СЛИМ - доступный лимит финансирования, T(P) - уровень удовлетворенности военного ведомства состоянием группировки космических аппаратов военного и двойного назначения, Т'(Р) - минимальный уровень удовлетворенности при котором решаются задачи по обеспечению военной безопасности страны.

Исходя из такой постановки задачи следует, что требования со стороны военных потребителей носят ограничивающий характер, а решение задачи достижения социально-экономического благосостояния страны носит оптимизируемый характер. При этом, с учетом фактора убывающей полезности продукции и услуг для потребителей, определим требования к аппаратам социально-экономического назначения на основе требований, которые выдвигают к отечественной орбитальной группировке регионы РФ (основные гражданские потребители).

В общем случае регионы предъявляют требования к аппаратам по трем направлениям:

- навигация - требование непрерывности навигационного поля, что особенно важно для решения задач контроля за транспортом. Региональные потребители в своих программах не предъявляют повышенных (по сравнению с требованиями авиарегуляторов и военных ведомств) требований к качеству определения месторасположения, что свидетельствует об их удовлетворенности состоянием орбитальной группировки ГЛОНАСС.

1 Основного источника финансирования мероприятий по развитию РКТ.

- ДЗЗ - основные требования состоят в возможности оперативного наблюдения и получении снимков с пространственным разрешением около 0,7 м (для особо наблюдаемых регионов) до 3-5 м. (сельское хозяйство и т.п.). Большинство региональных потребителей предъявляют помимо требований к разрешению также и требования по периодичности съемки подведомственной территории с периодичностью около 1-2 суток, что предъявляет повышенные требования к количеству космических аппаратов в группировке. В части радиолокационного ДЗЗ и метеоспутников, потребители предъявляют требование существования отечественных источников данных в принципе.

- связь - основные требования состоят в необходимости предоставления услуг непрерывной мобильной и фиксированной связи за счет емкости низкоорбитальной и геостационарной группировок КА связи.

Исходя из этого, необходимо отметить, что в общем случае региональные потребители не предъявляют к орбитальным КА повышенных требований, однако высказывают неудовлетворенность количеством КА, которые находятся в ведении государства.

Относительно требований со стороны специальных потребителей, то их можно проиллюстрировать на примере приведенных министром МЧС Владимиром Пучковым данных [4], в которых он, как потребитель, отдельно подчеркнул важность наращивания потенциала системы космического мониторинга, выработки нового подхода в системе дистанционного зондирования Земли, развития всех аспектов космического мониторинга для решения задач профилактики и предупреждения чрезвычайных ситуаций, для реализации социально значимых проектов.

В количественных показателях министр видит реализацию этих планов как последовательное увеличение объема закупаемой техники, а именно c 2016 по 2025 годы должно произойти:

1. Увеличение количества центров приема и обработки с 5 до 12.

2. Увеличение количества КА с 6 до 23.

3. Увеличение оперативности получения информации с 1 раза в 2-3 суток до не менее 1 раза за 2 часа.

4. Устранение зависимости получения качественных спутниковых данных от погоды.

5. Появление возможности получения информации в ИК диапазоне.

6. Появление возможности радиолокационной съемки.

7. Появление снимков с разрешением около 0.5 метров.

Таким образом, по сравнению с гражданскими потребителями данное ведомство выдвинуло более высокие требования, как к качеству, так и к количеству КА в отечественной группировке ДЗЗ. Для нивелирования недостатка в количестве КА орбитальной группировки в период до 2015 года, МЧС РФ в рамках «Концепции развития системы связи и информационно-телекоммуникационных технологий» предложило к реализации следующие мероприятия по созданию региональных и межрегиональных систем Ka/Ku связи [7, стр 21-23]:

1. Задействование систем министерства обороны РФ в части подвижной связи.

2. Получение емкости от оператора ФГУП «Космическая связь» КА «Экспресс» (АМ1/3/33).

3. Закупка носимых станций системы «Инмарсат Бган» оперативных групп различных звеньев.

4. Закупка абонентских терминалов Иридиум, а также GlobalStar.

5. Дооснащение наземных станций с целью возможности работы не только с отечественными аппаратами связи и ДЗЗ, но и зарубежными (всего до 10 группировок КА).

Оснащение воздушного транспорта системами спутниковой связи, которые в основном базируются на иностранных средствах космической связи.

Согласно данным Минпромторга, средний уровень закупок импортных товаров и услуг в данных сегментах составляет от 100% до 85% в денежном эквиваленте от общего объема закупок. Помимо обозначенных в [2, 5, 8] проблем, данная особенность отечественной экономики приводит к тому, что на основании данных портала госзакупок, объем закупок иностранного оборудования и услуг для конечных пользователей по всем сегментам (связь, ДЗЗ и навигация) будет составлять около 25 млрд. руб. С точки зрения занятости это означает, что за счет государственного бюджета РФ в США и Европе создается около 6-7 тысяч дополнительных рабочих мест в ракетно-космической и смежных отраслях (непосредственно на предприятиях производителях техники будет занято около 1 тыс. чел.). В случае же полного производства ракетно-космической техники в РФ это бы привело к появлению около 40-50 тыс. рабочих мест (при условии полной локализации производства на территории страны). Подобное разногласие может быть объяснено тем, что средний размер заработной платы в России в 10 раз ниже, чем в США (основном производителе ракетно-космической техники). Помимо этого необходимо также отметить, что достижение уровня технического совершенства отечественных КА возможен только в условиях, когда закупка комплектующих производится за рубежом, агрегировано показатель импортозависимости отечественной номенклатуры КА может быть представлен в виде следующей таблицы:

Таблица 1

_Доля импортных комплектующих в КА и РН._

№ п/п Тип аппарата Доля иностранных комплектующих, %

1 Коммерческая геостационарная связь 65

2 Низкоорбитальные аппараты связи 55

3 Аппараты связи на высокоэлептических орбитах 60

4 Геостационарное ДЗЗ 40

5 Низкоорбитальное ДЗЗ 45

6 Радиолокационное ДЗЗ 30

7 Научные аппараты 35

8 РН и средства доставки космонавтов и < 10

грузов к МКС

В совокупности с приведенными ранее показателями Минпромторга это означает, что в среднем по всей номенклатуре КА социально-экономического назначения порядка 65 процентов от государственных затрат приходится на закупки и модернизацию средств производства, а также поставки импортных комплектующих, что приводит к неизбежному снижению общей социальной эффективности работы ракетно-космической отрасли. В этой связи необходимо отметить, что по данным НАСА и FAA (в США локализовано порядка 95 процентов производства) на каждого задействованного работника непосредственно на предприятиях ракетно-космической отрасли приходится, в среднем, около 5 порожденных рабочих мест в смежных отраслях. В России этот показатель существенно меньше и составляет около 0.4 рабочего места на человека. Исходя из этого, можно отметить, что в условиях, когда зарплата на отечественных предприятиях ниже чем в США в 10 раз, то при нынешнем объеме финансирования со стороны государ-

Бизнес в законе.

Экономико-юридический журнал

5'2016

ства и 95 процентной локализации производства, общее количество порожденных рабочих мест составит около 1 млн., что сопоставимо с показателями, которые приводят НАСА и FAA.

В заключении необходимо отметить, что принимая во внимание потребные объемы в результатах космической деятельности можно представить общую среднегодовую потребность в серийных закупках по сегментам в следующем виде (в экономических условиях 2015 года), при условии сохранения объемов финансирования НИОКР:

- 17 млрд. в год на серийное производство и закупки КА дистанционного зондирования Земли;

- 5 млрд. на серийные закупки систем космической связи различного назначения.

В качестве прямого возврата от данных инвестиций государство получит увеличение ВВП минимум на 3-4 млрд. долл. в год в виде предотвращенных убытков от природных катастроф и увеличения объемов продаж сельхоз продукции.

Список литературы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Ворожейкин В.А., Гулло А.А., Куренкин А.С., Семенова Л.А. Перспективы развития ракетно-космической техники в XXI веке. // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Выпуск № 8. Том 1. 2012.

2. Анфимова М.Л., (2014), Об импортозамещении в ракетно-космической промышленности. Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал, 2: 36-37.

3. Программа «Использование результатов космической деятельности в целях социально-экономического развития республики Татарстан» (подпрограмма республиканской целевой программы «Развитие и использование информационных и коммуникационных технологий в республике Татарстан («Электронный Татарстан» 2008 - 2010 годы)». [Электронный ресурс]. http://ecoruspace.me/inews_3350.html.

4. Волков И.А., Махновская Е.Е., (2013), Диверсификация как инструмент развития бизнеса на стажирующем рынке. Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал, 2: 193-197.

5. Государственная программа Российской Федерации «Космическая деятельность России на 2013-2020 годы» от 28 декабря 2012. 202 с.

6. Приложение к решению коллегии МЧС России от « 24 » июля 2013 № 8/IV министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Концепция развития системы связи и информационно-телекоммуникационных технологий МЧС России на период до 2015 года. 64 c.

7. Палеев Д.Л., Симонов М.П., (2014), Экономические механизмы вовлечения частного бизнеса в космическую деятельность. Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал, 3: 166-170.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью «Оценка достигнутого уровня развития РКТ и его влияние на социально-экономическое развитие страны» кандидата экономических наук, Вейко А.В., Перепелко Д.А. и Имакаевой Д.А. Статья авторов посвящена решению важной научно-практической задаче - определению воздействия достигнутого уровня развития ракетно-космической техники на социально-экономическое развитие страны.

Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, поскольку существующие оценки технического уровня отечественных средств выведения и космических аппаратов (КА) базируются на прямом сравнении потребительских характеристик изделий, без учета рассмотрения вопросов связанных с тем, как эти значения были получены в ходе процесса производства КА.

Практическая значимость статьи обусловлена тем, что в условиях недостаточного объема емкости отечественных орбитальных группировок КА сокращение государственного финансирования не приводит к общему снижению затрат, а способствует переносу финансирования с процессов производства изделий на закупку информации у иностранных организаций.

Вывод: статья рекомендуется для публикации в открытой печати и ранее не публиковалась.

Заведующий кафедрой Математического моделирования в космических системах Института космических технологий ФГАОУ «Российский университет дружбы народов»,

доктор физико-математических наук, профессор

Р.В. Шамин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.