УДК 336.14
DOI 10.24411/2409-3203-2020-12442
ОЦЕНКА ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА СЯМЖЕНСКОГО РАЙОНА
ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Кукина Ольга Евгеньевна
инженер - исследователь Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Вологодский научный центр Российской академии наук» (ФГБУН ВолНЦ РАН)
Россия, г. Вологда
Аннотация: Цель исследования заключается в обосновании и разработке направлений укрепления доходной базы муниципальных образований (на примере Сямженского муниципального района). Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи: охарактеризовать теоретические основы функционирования местных бюджетов; провести анализ функционирования бюджета Сямженского района вологодской области. Объектом исследования является доходная часть бюджета Сямженского муниципального района Вологодской области. В целях раскрытия обозначенной темы работы были использованы такие методы, как анализ, синтез, классификация информации, библиографический анализ, экономические расчеты. Специальными методами выступили: статистический и динамический анализ данных. В структуре доходов муниципального района первое место занимают безвозмездные поступления в размере 70,69% от общих зачислений. За последние 3 года налоговые поступления в бюджет муниципалитета сократились на 38,3%.
Ключевые слова: бюджетная система, местные бюджеты, доходы местного бюджета, налоговые поступления.
ESTIMATION OF THE REVENUE PART OF THE BUDGET OF THE
SYAMZHENSKY MUNICIPAL DISTRICT OF THE VOLOGDA REGION
Kukina Olga E.
research engineer Federal state budgetary institution of science Vologda scientific center of the Russian Academy of Sciences
Russia, Vologda
Abstract: the purpose of the study is to substantiate and develop ways to strengthen the revenue base of municipalities (on the example of the Syamzhensky municipal district). To achieve this goal, the following tasks were set: to characterize the theoretical foundations of the functioning of local budgets; to analyze the functioning of the budget of the Syamzhensky district of the Vologda region. The object of the study is the revenue part of the budget of the Syamzhensky municipal district of the Vologda region. In order to reveal the designated topic of the work, such methods as analysis, synthesis, classification of information, bibliographic analysis, and economic calculations were used. Special methods were used: statistical and dynamic data analysis. In the revenue structure of the municipal district, the first place is occupied by gratuitous receipts in the amount of 70.69% of total transfers. Over the past 3 years, tax revenues to the municipality's budget have decreased by 38.3%.
Keywords: budget system, local budgets, local budget revenues, tax revenues.
Бюджетная система представляет собой совокупность бюджетов государств, административно - территориальных образований, государственных учреждений и фондов, которые самостоятельны в бюджетном отношении.
Построение бюджетной системы зависит от формы административного и государственного устройства страны. Так как Российская Федерация является федеративным государством, поэтому бюджетная система состоит из федеративного бюджета, бюджета членов федерации и местных бюджетов [1].
В современных условиях муниципальное образования остается актуальным направлением для исследования. Все руководители муниципальных образований задаются вопросом усовершенствования бюджетного управления, повышения эффективности исполнения, финансирования их организации в различный период времени. Постоянная нехватка средств не только на развитие, но и на текущие нужды является ведущей проблемой руководителей. Вопрос об удовлетворении финансовых потребностей муниципалитетов - это, прежде всего, вопрос о доходной базе местных бюджетов.
«Местный бюджет - это форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, которые предназначены для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления, путем исполнения расходных обязательств муниципального образования» [2]. Местный бюджет является одним из главных каналов доведения конечных результатов производства до населения.
Через местные бюджеты между отдельными группами населения распределяются общественные фонды. В первую очередь, из местного бюджета осуществляется финансирование непроизводственной сферы (образование, здравоохранение и пр.), также финансируются отрасли производственной сферы, а именно местной и пищевой промышленности, жилищно-коммунального хозяйства.
«Доходы местного бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов местного самоуправления. Доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходов, а также поступлений от регулирующих доходов и средств по взаимным расчетам. В нее входит также финансовая помощь в виде дотаций, субвенций, средств фонда финансовой поддержки муниципальных образований» [3].
Оценим общую структуру доходной части бюджета Сямженского района (таблица 1). [4,5]
Таблица 1 - Общая структура поступлений в бюджет Сямженского района за 2017-
2019 гг.
Показатель 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2019 от 2017, %
тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. %
Объем налоговых поступлений 85604,6 23,58 93935 37,17 102787,9 28,10 4,51
Объем неналоговых поступлений 143427,1 39,51 4709 1,86 4439,1 1,21 -38,30
Объем безвозмездных поступлений 133950 36,90 154097 60,97 258614,9 70,69 33,79
Таким образом, можно говорить о том, что основным источником доходов бюджета Сямженского района в 2019 г. выступают безвозмездные поступления, объем которых в структуре источников составляет 70,69%. Стоит также отметить, что за анализируемый период времени показатель увеличился на 33,79%.
Наименьшая доля в структуре поступлений отводится неналоговым поступлениям
(1,21% в 2019 г.).
В 2019 г. отмечается сокращение неналоговых поступлений на 38,30%. Далее рассмотрим динамику и структуру указанных групп бюджетных поступлений Сямженского района. В таблице 2 проанализирована структура налоговых поступлений в бюджет муниципального образования. [4,5]
Таблица 2 - Динамика и структура налоговых поступлений в бюджет Сямженского муниципального района за 2017-2019 гг._
Показатель 2017 г. 2018 г. 2019 г. Отклонение 2019 от 2017 гг.
тыс.руб % тыс.руб % тыс.руб % тыс.руб %
налог на доходы физических лиц 69742,4 81,5 73833,1 78,6 80994,9 78,8 11252,5 16,1
акцизы по подакцизным товарам 5823 6,8 6619 7,0 7366 7,17 1543 26,5
налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложе ния 4182,3 4,9 7411,5 7,9 9386 9,13 5203,7 124,4
земельный налог 5830,8 6,8 6000 6,4 4878,7 4,75 -952,1 -16,3
налог патентной системы налогообложе ния 13,1 0,02 30 0,03 22,3 0,02 9,2 70,2
единый сельскохозяйс твенный налог 13 0,02 41,4 0,04 140 0,14 127 976,9
Итого 85604,6 100 93935 100 102787,9 100 17183,3 20,0
За анализируемый период времени муниципальный район увеличил объем налоговых поступлений в бюджет района на 17183,3 тыс. руб. или на 20,07%. Единственным налогом, объем которого уменьшился с 2017 по 2019 гг. является земельный налог. Сокращение данного налога связано с увеличением отказов от права собственности на земельные участки организаций района. Так, в частности в 2019 г. ООО «Сямженский ЛПХ» отказался от права собственности на принадлежащий ему земельный участок.
В то же время, стоит отметить увеличение поступления в бюджет района единого сельскохозяйственного налога, что обусловлено развитием сельскохозяйственных предприятий на территории муниципального образования. Так, если в 2017 г. на территории района были зарегистрированы 3 сельскохозяйственные организации, то в 2019 г. число данных организаций составило 22.
Основная доля налоговых поступлений в бюджет Сямженского района отводится налогам на доходы физических лиц, так в 2019 г. объем данных поступлений в структуре доходной части бюджета составил 78,8%. В то же время, необходимо отметить сокращение
данного показателя по сравнению с 2017 г. на 2,67%. Снижение данного показателя вызвано увеличением в доле доходов таких налогов, как: акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории России на 0,36%, налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения на 4,25%, налог взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения на 0,01, а также единый сельскохозяйственный налог 0,12%.
Также, стоит отметить, что в 2019 г. в структуре налогов, поступающих в бюджет муниципального образования, произошло сокращение доли земельного налога.
Список литературы:
1. Белокрылова, О.С. Региональная экономика и управление: учеб. пособие [Текст] / О. С. Белокрылова. - Москва Альфа-М, 2015. - 240 с.
2. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-Ф3.
3. Бухвостов, Д.А. Местное самоуправление [Текст] / Д.А. Бухвостов. - М.: АСТ, 2013. - 239 с.
4. Официальный сайт Администрации Сямженского муниципального района / Решение №109 от 17.12.2019 Решение №44 от 17.12.2019 О бюджете района на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов. URL: Ы*р://сямженский-район.рф/PS/_Dokumenty/DocPredstSobr/2019/Resheniya2019.html
5. Официальный сайт Администрации Сямженского муниципального района / Решение №73 от 26.12.2018 О бюджете сельского поселения Сямженское на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов. URL: Ы*р://сямженский-район.рф/PS/_Dokumenty/DocPredstSobr/2018/Resheniya2018.html