Н.М. Логачева
канд. экон. наук, доцент, НВПОУ «Уральский институт экономики,
управления и права» (Курганский филиал)
ОЦЕНКА ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ)
Аннотация. В статье, на основе предложенной автором методики оценки уровня развития инфраструктуры в сфере здравоохранения, приведен анализ динамических изменений на примере одного из субъектов РФ. Актуальность и значимость рассматриваемых вопросов предопределены имеющимися социально-демографическими тенденциями и вызовами в сфере здравоохранения.
Ключевые слова: социальная инфраструктура, сфера здравоохранения, оценка, динамика развития, регион.
N.M. Logacheva, The Ural Institute of Economics, Management and Law, Kurgan branch
ASSESSING DYNAMICS OF SOCIAL HEALTH CARE INFRASTRUCTURE
(ON THE EXAMPLE OF UDMURT REPUBLIC)
Abstract. The article is based on the author's methodology of assessing the level of infrastructure development in the health care sector; it gives analysis of dynamic changes on the example of one RF region. Actuality and importance of the problems are predetermined by the existing socio-demographic tendencies and challenges in health care.
Keywords: social infrastructure, health care sector, assessment, dynamics of development, region.
В системе общественного воспроизводства социальная инфраструктура как специфическая подсистема экономики выполняет многогранные функции. Она выступает сферой производства и потребления различных услуг и духовных благ, связанных с необходимостью охраны здоровья, получения образования, удовлетворения культурных потребностей человека, создания жилищно-бытовых и других условий для жизни и деятельности населения. В совокупности выполняемых задач одной из главных является обеспечение расширенного воспроизводства рабочей силы и формирования ее нового качественного состава.
Эта проблема в последние годы становится все более актуальной, поскольку в России уже длительное время наблюдаются серьезные негативные тенденции в социально-демографической сфере:
1. ухудшение значений показателей половозрастной и брачносемейной структуры населения;
2. высокий уровень смертности (как от различных заболеваний, так и от неестественных причин);
3. снижение численности населения в трудоспособном возрасте;
4. старения населения (снижение численности населения в трудоспособном возрасте и старение населения ведет к росту демографической нагрузки на трудоспособное население);
5. падение числа потенциальных матерей [1].
В таких условиях роль социальной инфраструктуры должна постоянно повы-
шаться, так как ее целенаправленное развитие может оказать существенное воздействие на преодоление наблюдаемых тенденций.
Однако, несмотря на то, что совокупность элементов социальной инфраструктуры обширна, в разные периоды потребность в них меняется. В настоящее время, когда уровень здоровья, продолжительность жизни и численность трудоспособного населения являются для многих регионов факторами, сдерживающими социально-экономическое развитие, наибольшее значение имеет социальная инфраструктура в сфере здравоохранения.
В данной статье предложена одна из возможных методик оценки уровня развития инфраструктуры в сфере здравоохранения региона [2]. В рамках этой методики сформирована система показателей, проведена их систематизация и введены унифицированные обозначения. При этом в процессе отбора учитывались требования представительности, информационной доступности и достоверности. Показатели были сгруппированы в блоки, которые позволяют провести анализ отдельных элементов инфраструктуры.
Для оценки уровня развития инфраструктуры в сфере здравоохранения предложена следующая система показателей, формирующих один из блоков:
1) мощность больничных учреждений региона, больничных коек на 10 тыс. чел. населения региона - Крм6 ;
2) мощность врачебных амбулаторно-поликлиничных учреждений региона, посещений в смену на 10 тыс. чел. населения региона - Крп;
3) инвестиции региона в здравоохранение на душу населения, тыс. руб. на чел.
- КР :
из
4) ввод в действие больничных учреждений региона, коек на 100 тыс. человек населения региона - крб;
5) ввод в действие врачебных амбулаторно-поликлиничных учреждений региона, посещений в смену на 100 тыс. человек населения региона - крп.
С целью приведения указанных показателей в сопоставимый вид в качестве базы нами предложено соответствующее среднероссийское значение. Для расчета использовалась формула (1):
И = кр / крф (1)
где - И, - индекс ^показателя;
кр,Крф - ^показатель региона и РФ, соответственно.
Таким образом, рассчитываются следующие индексы:
Имб - индекс мощности больничных учреждений;
Имп - индекс мощности врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений;
Ииз — индекс инвестиций в здравоохранение на душу населения;
Ивб - индекс ввода в действие больничных учреждений;
Ивп - индекс ввода в действие врачебных амбулаторно-поликлиничных учреждений.
Интегрирование полученных индексов осуществляется с помощью метода, суть
которого состоит в том, что по каждому индексу регион получает баллы в соответствие со следующей схемой. Если индекс региона:
- равен 0, то регион получает 0 баллов;
- менее 0,90, то региону присваивается 1 балл;
- от 0,90 до 1,10 (то есть на уровне среднероссийского показателя плюс/минус 10%), то регион получает 2 балла;
- более 1,10, то присваивается 3 балла.
Далее для получения интегрированного показателя соответствующие баллы, полученные регионом, суммируются.
Предложенная автором методика оценки позволяет проводить как сравнительный анализ при расчете этих показателей для ряда регионов, так и динамический - если указанные индексы рассчитать за определенные годы.
Для примера применения предложенной методики произведем оценку и проанализируем динамику уровня развития инфраструктуры в сфере здравоохранения в Удмуртской Республике. Индексы, рассчитанные на основе системы показателей, представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Индексы, характеризующие уровень развития инфраструктуры в сфере
здравоохранения (2005, 2009 гг.)
Имб Имп Ииз Ивб Ивп
РФ 1 1 1 1 1
Удмуртская Республика, 2005 г. 1,126 1,014 0,312 0 0,164
Удмуртская Республика, 2009 г. 1,143 1,070 0,463 5,778 0
Примечание: расчеты произведены с использованием официальных статистических данных: Регионы России. Социально-экономические показатели 2005. Стат. сб. / Росстат. - М., 2005. - 982с.; Регионы России. Социально-экономические показатели 2010. Стат. сб. / Росстат. - М., 2010. - 996 с.
В 2005 году 3 показателя из 5 имели уровень ниже среднероссийского. Два индекса (мощности больничных учреждений и врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений), которые характеризуют, по сути, имеющуюся в наличие инфраструктуру превышали средний по РФ показатель. Обращает на себя внимание индекс инвестиций в здравоохранение (0,312), который демонстрирует готовность и возможность региона вкладывать денежные ресурсы в данную сферу. В ситуации повышенной важности сохранения здоровья населения и трудового потенциала региона, безусловно, такой уровень является недостаточным.
Тем не менее, динамика развития уровня социальной инфраструктуры в сфере здравоохранения за указанные годы позволяет надеяться на улучшения ситуации. В 2009 году уже 2 показателя имели уровень ниже среднероссийского значения. Индексы мощности больничных и врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений увеличились, при этом Ивб - индекс ввода в действие больничных учреждений не просто выше, чем в среднем по РФ, а превышение составляет более 5 раз. Также наблюдаются положительные тенденции по Ииз, наиболее значимому показателю, который позволяет говорить о возможности дальнейшего развития. Более того, рост инвестиций в здравоохранение наблюдается в период кризиса, что особенно ценно, поскольку говорит о том,
что региональные власти выделяют сферу здравоохранению, как приоритетную.
Если оценивать развитие инфраструктуры в сфере здравоохранения в целом, то следует обратиться к интегрированному показателю. На основе рассчитанных и рассмотренных индексов, используя предложенную выше методику бальной оценки, по каждому соответствующему показателю были присвоены баллы и определен интегрированный показатель, характеризующий уровень развития инфраструктуры в сфере здравоохранения в Удмуртской Республике. Полученные результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Уровень развития инфраструктуры в сфере здравоохранения
в 2005, 2009 гг., в баллах
Имб Имп Ииз Ивб Ивп И
РФ 2 2 2 2 2 10
Удмуртская Республика, 2005 г. 3 2 1 0 1 7
Удмуртская Республика, 2009 г. 3 2 1 3 0 9
В последнем столбце таблицы приведены общие бальные оценки в РФ и Удмуртской Республике в 2005 и 2009 годах (И). Как видно из данных динамические изменения, происходившие в указанной сфере, имеют положительную тенденцию для региона. Бальная оценка республики с 7 баллов в 2005 году повысилась до 9 баллов в 2009 году. Таким образом, регион ранее существенно уступающей среднероссийской бальной оценке приблизился к 10 баллам, несмотря на ухудшение общеэкономических условий в период финансово-экономического кризиса.
В процессе дальнейшего, посткризисного экономического развития в Удмуртской Республике и других российских регионах важно осознавать и учитывать, что социальная инфраструктура выступает в современных условиях интегрирующим фактором регионального экономического роста [3]. Чем больше развита инфраструктура, тем более гибкой является вся экономика региона, тем на более прочной основе базируется его социально-экономическое развитие и процветание.
Таким образом, несмотря на положительную динамику развития социальной инфраструктуры в Удмуртской Республике, учитывая сохраняющуюся напряженную демографическую ситуацию, властям необходимо целенаправленно воздействовать на уровень инвестиционных расходов в сфере здравоохранения, применяя при этом как бюджетные возможности, так и различные инструменты взаимодействия с бизнесом.
Список литературы:
1. Черепанова А.В., Васильева Е.В. Проблемы и перспективы социально-демографического развития регионов России (на примере Свердловской области) // Экономика региона №1. - 2011. - С.57-61.
2. Артемова О.В., Логачева Н.М. Методические подходы к оценке уровня развития социальной инфраструктуры регионов // Региональная экономика: теория и практика. - №20 (203). - 2011. - С.12-18.
3. Модернизация здравоохранения: новая ситуация и новые задачи / под ред. И.М. Шеймана, С.В. Шишкина - М.: Издательство «Дело» РАНХ, 2010. - 232 с.
List of references:
1. Cherepanova A.V., Vasilyeva E.V. Problems and prospects of socio-demographic development of Russia regions (on example of Sverdlovsk region) / / The region's economy №1. - 2011. - P.57-61.
2. Artemova O.V, Logacheva N.M. Methodological approaches to assessing the level of social infrastructure in regions / / Regional Economics: Theory and Practice. - № 20 (203). - 2011. - P.12-18.
3. Modernization of health care: new situation and new challenges / ed. I.M. Sheiman, S. V. Shish-kin - M.: Publishing house " Business" RANH, 2010. - 232 p.
Д.А. Тюкаев
канд. экон. наук, ФГБОУ ВПО «Российский химико-технологический
университет им. Д. И. Менделеева»
МОДЕЛЬ ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
В ЯДЕРНОЙ ЭНЕРГЕТИКЕ
Аннотация. Рассмотрено современные состояние и перспективы развития российской энергетики, проанализированы подходы к оценке инвестиционных проектов в ядерной энергетике, а также предложена схема разработки инвестиционного проекта по созданию АЭС с учетом возможностей внедрения инноваций на различных этапах ее жизненного цикла.
Ключевые слова: ядерная энергетика, оценка инвестиционного проекта, риски, нанотехно-
логии.
D.A. Tyukaev, D. Mendeleyev University of Chemical Technology of Russia
A MODEL OF INVESTMENT DESIGNING IN NUCLEAR ENERGY
Abstract. The current state and prospects of Russian energy industry are considered, the approaches to the evaluation of investment projects in nuclear energy are analyzed, and a scheme for the development of an investment project to build nuclear power plants in view of opportunities of innovation at different life cycle stages is proposed.
Keywords: nuclear power, investment project assessment, risks, nanotechnology.
В современных условиях интенсификации промышленного роста, характеризующего резким повышением энергопотребления, важнейшей составляющей технологической модернизации отечественной экономики является развитие энергетики, обеспечивающей функционирование всех отраслей народного хозяйства, которое должно быть направлено на сокращение нарастающих дефицитов генерирующих мощностей, в том числе и за счет повышения энергоэффективности, а также внедрения энергосберегающих технологий.
В соответствие с заявлением министра природных ресурсов и экологии Ю. Трут-нева, российских запасов нефти хватит приблизительно на 25 лет, а газа - на 70. Данный факт обуславливает целесообразность развития ядерной энергетики, обладающей значительным потенциалом, реализация которого будет способствовать экономическому росту и, как следствие, повышению качества жизни населения страны. Так, имеющиеся в России резервы урана, а также современный уровень развития промышленной инфраструктуры в области ядерной технологий достаточны для четырехкратного увели-