го обучения. Значительными возможностями сосредоточения внимания слушателей обладает именно жест, эмоциональная насыщенность которого, как правило, приковывает внимание аудитории. Среди средств организации внимания почти каждым преподавателем активно используются такие жесты, как жесты указания, жесты имитации, жесты подчеркивания и т.д.
Как отмечает Е.А. Петрова (1998), не менее важна в использовании жестов и такая функция, как активизация различных познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления и воображения. Жесты могут иллюстрировать рассказ, с их помощью может осуществляться активизация зрительного восприятия, памяти, наглядно-образного мышления.
Необходимо помнить, что достижение конечной цели педагогического процесса возможно только при совместной деятельности преподавателя и студентов, которая предполагает не только воздействие педагога, но и обязательную обратную связь. Именно с помощью жеста преподаватель часто «включает» ее (вопросительный кивок головой, приглашающие жесты и т.д.), повышает ее интенсивность (жесты одобрения, оценки) или завершает контакт.
Жесты в комплексе с другими невербальными средства-
ЛИТЕРАТУРА
1. Введение в специальность: Учебное пособие для студ. пед. ин-тов / Л.И. Рувинский, В.А. Кан-Калик и др. — М.: Просвещение, 1988 — 146 с.
2. Григорьева Т.Г., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. — Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та; М.: Совершенство, 1997. — 187 с.
3. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. — Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1990. — 87 с.
4. Лабунская В.А. Невербальное поведение. — М.: Просвещение, 1991. - 78 с.
5. Леонтьев А.А. Психология общения. — 3-е изд. — М.: Смысл, 1999 - 228 с.
6. Митина Л.М. Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной деятельности педагога. — М.: Библио-
ми общения могут использоваться преподавателем для обеспечения контроля за деятельностью студентов. С этой целью чаще всего применяются оценивающие, регулирующие и дисциплинирующие жесты.
В педагогическом общении большое значение имеет интонация, которая может нести до 40% информации. При этом необходимо помнить, что при восприятии слов человек сначала реагирует на интонацию ответным действием и лишь потом усваивает смысл сказанного. Крик или монотонная речь преподавателя лишаются воздействующей силы потому, что сенсорные входы либо забиты (криком), либо студент вообще не улавливает эмоционального сопровождения, что порождает безразличие.
Таким образом, в процессе взаимодействия в системе «преподаватель-студент» невербальное общение играет значительную роль. Исходя из этого, педагог должен обладать не только высокой языковой культурой, но и культурой невербального поведения, или культурой использования так называемых выразительных движений, поскольку известно, что различные виды невербального общения заключают в себе порой гораздо больше информации, чем слова.
тека журнала «Директор школы», 1999. — Вып. 2. — С.29.
7. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е.И.Рогов. — М.: Вла-дос, 1995.
8. Петрова Е.А. Жесты в педагогическом процессе: Учебное пособие. — М.: Моск. городское пед. общество, 1998.
9. Пиз А. Язык телодвижений: как читать мысли других людей по их жестам. — Нижний Новгород, 1992. — С.48-56.
10. Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. — М.: ЛНФрА-М, Новосибирск: НГАЭиУ, 1997. — 213 с.
11. СластенинВ.А., ИсаевИ.Ф., ШияновЕ.Н. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Академия, 2002. — 576 с.
12. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2001. — 304 с.
Адрес для переписки:
664003, Иркутск, ул. Красного восстания, 1, Погорелова Ирина Геннадьевна — доц. кафедры коммунальной гигиены и гигиены детей и подростков. Электронная почта: [email protected], Жукова Елена Викторовна - доц. кафедры гигиены труда и гигиены питания, к.м.н., Калягин Алексей Николаевич - доц. кафедры пропедевтики внутренних болезней, к.м.н.
АСПЕКТЫ МЕДИЦИНСКОГО ПРАВА И ЭТИКИ
© ЖУМАНАЗАРОВ Н.А. - 2009
ОЦЕНКА ДЕФЕКТОВ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В УСЛОВИЯХ СТАЦИОНАРНОГО ЛЕЧЕНИЯ
Н.А. Жуманазаров
(Южно-Казахстанская государственная медицинская академия, ректор — д.м.н., проф. Б.Д. Сексенбаев)
Резюме. Автор проанализировал правильность ведения истории болезни, конструкции диагноза и организационную деятельность лечебно-профилактических учреждений Южно-Казахстанской области. Ключевые слова: история болезни, организация, конструкции диагноза.
ESTIMATION OF DEFECTS OF RENDERING THE MEDICAL AID IN THE CONDITIONS
OF HOSPITALISATION
N.A. Zhumanazarov (South Kazakhstan State Medical Academy)
Summary. The author having analyzed in nurseries of treatment-and-prophylactic establishments of the South Kazakhstan area, analyzed correct conducting the case record, a design of the diagnosis and organizational activity of medical institutions.
Key words: conducting the case record, organization, of the diagnosis.
Проблема обеспечения качества медицинской помощи — наиболее значимой человеческой ценности — здоровья.
одна из наиболее важных и трудно решаемых проблем здра- Социальная актуальность резко возрастает в условиях ре-
воохранения, так как она находится на грани реальных воз- формирования отрасли, дисбаланса темпов экономики и ка-
можностей отрасли и опережающего уровня требований на- чественных показателей жизни населения, и, как следствие,
селения к системе, призванной гарантировать сохранение недостатка средств, выделяемых на развитие отрасли. Поэто-
му обеспечение качества, предусматривающее улучшение медицинского обслуживания на основе рационального использования ресурсов, актуально для Казахстана и других стран СНГ, что определяет высокий научный интерес к данной проблеме [4,11].
В последнее время в судебно-медицинской практике активно осуществляется работа по оценке качества профессиональной деятельности и правовой защищенности медработников. Отсутствие полноценных и однозначно трактуемых законов в этой области нередко способствует возникновению немотивированных негативных отношений населения к медицинской деятельности врачебных кадров.
Судебно-медицинская экспертиза по «врачебным делам» является одной из ответственных и особо сложных экспертиз. Свидетельством этому является увеличение объема работы в филиалах судебно-медицинской экспертизы Республики Казахстан по врачебным делам, возбужденным в связи с жалобами пациентов или их родственников. Взгляд судебных медиков, на решение медицинских вопросов, возникающих в процессе расследования преступлений или на расследуемое событие только с точки зрения права, нередко порождает другую проблему, утрату способности видеть каждый случай целиком, во всем многообразии его характеристик.
Медицинским работникам может быть предъявлено обвинение при неоказании помощи больному без уважительных причин, повлекшей по неосторожности причинение вреда здоровью или смерть больного (ст. 101, 111 УК РК) или оставление в опасности лица, находящегося в беспомощном состоянии, и также в случаях, когда виновный имел возможность оказания такой помощи (ст.
119 УК РК). Следует отметить, что часть статей УК РК не имеет в виду только медицинских работников, либо субъектом правонарушения могут быть и лица без медицинского образования, хотя несколько статей касаются только врача (например, неоказание помощи больному — ст. 118; незаконное занятие медицинской практикой — ст.
266 и др.) [1,5,10].
Неправильные и неправомерные действия персонала ЛПУ (чаще всего по незнанию) могут быть, и нередко являются, не только основанием для реального осуждения или общественного порицания, но и для привлечения работников здравоохранения к различным видам ответственности, в том числе в судебном порядке [3].
Уголовные правонарушения врачей В.П. Новоселов [6] подразделяет на профессиональные и должностные. К профессиональным преступлениям автор относит те, которые совершаются при осуществлении чисто профессиональных функций с нарушением современных требований медицинской науки и практики, положений этики и деонтологии, тогда как к должностным относятся нарушения,
связанные с ненадлежащим исполнением своих обязанностей.
В.А. Рыков [9] считает, что чаще всего врачам инкриминируется причинение смерти по неосторожности, в том числе вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей (ст. 109 УК РФ).
В медицинской литературе содержится ряд определений термина «врачебная ошибка» и источников их возникнове-
ния. Считается, что врачебные ошибки могут быть диагностические (не распознавание или ошибочное распознавание болезни), тактические (неправильное определение показаний к операции, ошибочный выбор объема операции, несвоевременный или непрофильный перевод больного с места оказания помощи или при стационарном лечении); лечебные (неправильное использование медицинской техники, инструментария, применение несоответствующих медикаментов), в ведении медицинской документации и деонтологические (неумение врача найти контакт с больным, с его близкими, неосторожные замечания и высказывания в присутствии больного и его родственников [2,6].
Подобные работы могут способствовать улучшению организации и повышению качества оказания медицинской помощи населению. Научные работы, посвященные данной проблеме на национальном уровне, практически отсутствуют. Все изложенное является обоснованием актуальности проведенного исследования.
Цель исследования — оценка эффективности выявления и определения причин дефектов оказания медицинской помощи, а также, взаимодействия судебно-медицинской службы и территориального здравоохранения на основе экспертных заключений.
Материалы и методы
Объектами исследования явились организационная структура и методические основы управления судебно-медицинской службой в области, формы ее взаимодействия с учреждениями здравоохранения и с его структурами. Для решения
частных задач использовались комплекс экспертных методов.
При статистической обработке использовался z-критерий в программном пакете Primer of Biostatistics (С. Гланц, 1999). Критический уровень значимости при проверке гипотез р<0,05 [7].
Таблица 2
Результаты и обсуждение
При стационарном лечении, в отличие от амбулаторнополиклинического этапа, преобладали дефекты лечения и диагностические ошибки (табл. 1).
Приведенные данные показывают, что общего числа врачей, у которых были обнаружены дефекты в оказании медицинской помощи в стационаре, преобладали хирурги, акуше-
Таблица 1
Структура дефектов медицинской помощи в стационаре у врачей разных специальностей
Специальность Дефекты диагностики Дефекты лечения Всего, шт. Общая доля в структуре дефектов, %
абс. % абс. %
Хирурги 51 32,9 49 25,9 100 29,1
Несколько специалистов 42 27,2 55 29,1 97 28,2
Акушеры-гинекологи 24 15,6 36 19,1 60 17,4
Терапевты 30 19,4 18 9,5 48 13,9
лор 4 2,4 8 4,2 12 3,4
Анестезиологи- реаниматологи - 8 4,2 8 2,2
Педиатры 2 1,1 5 2,6 5 1,8
Невропатологи (нейрохирурги) 3 1,9 2 1,1 5 1,6
Инфекционист - - 2 1,1 2 0,6
Средний мед. персонал 1 0,6 6 3,2 7 2,0
ИТОГО 155 100,0 189 100,0 344 100,0
Структура причин дефектов диагностики у разных специалистов в стационаре
Специальность Запоздалая диагностика Причины дефектов диагностики Итого Доля в структуре дефекта, %
недостаточность обследования несвоевременная недооценка тяжести состояния
Хирурги 24 12 6 9 51 32,9
Несколько специалистов 12 18 4 8 42 27,1
Акушеры-гинекологи 10 5 4 7 26 15,7
Терапевты 8 12 4 6 30 19,3
лор 2 2 1 - 5 2,8
Невропатологи (нейрохирурги) 1 2 - - 3 1,9
Средний мед. персонал 1 - - - 1 0,6
ИТОГО 58 51 19 30 158 100,0
ры-гинекологи, терапевты; значительной была также доля дефектов в случаях лечения больных несколькими специалистами.
Дефекты диагностики и лечения в практике хирургов и при лечении больных несколькими специалистами встречались примерно с одинаковой частотой. В то же время у анестезио-логов-реаниматологов, педиатров и инфекционистов отмечались только дефекты лечения.
Причинами дефектов диагностики заболеваний (табл. 2) преимущественно являлись: позднее установление диагноза (37,4%), недостаточный объем проведенного обследования
Среди дефектов лечения можно выделить следующие (табл. 3): запоздалое лечение, которое отмечалось почти в каждом четвертом случае (23,5%), недостаточный контроль и наблюдение за состоянием больных (17,5%), недостаточный объем терапии (15,9%), дефекты оперативного пособия (14,8%), неправильный выбор метода лечения (11,6%), дефекты анестезиологических и реанимационных пособий (11,1%), необоснованные переводы и ранняя выписка больных (5,8%).
Структура этих дефектов отличалась у разных специалистов. Так, запоздалое лечение в наибольшем проценте случаев
Таблица 3
Структура дефектов лечения в стационаре у врачей разных специальностей
Специальность Дефект ы лечения
Запозда- лое лечение Непра- вильный выбор метода лечения Недо- стато- чный объем лече- ния Дефекты опера- ционного пособия Дефекты анестезиоло- гического пособия, реанимации Недо-статочный контроль и наблюдение Необоснованный перевод в другие отделения, ранняя выписка Итого
Хирурги 18 3 8 11 - 8 1 49
Несколько специалистов 10 6 8 7 15 6 3 55
Акушеры- гинекологи 7 6 5 6 5 3 4 36
Терапевты 3 3 7 - - 4 1 18
лор 1 1 - 4 1 1 - 8
Педиатры 2 1 1 - - - 1 5
Анестезиологи- реаниматологи - - - - - 8 - 8
Невропатологи (нейрохирурги) - - - - - 1 1 2
Инфекционисты 1 - 1 - - - - 2
Средний мед. персонал 2 2 - - - 2 - 6
ИТОГО 44 22 30 28 21 33 11 189
(32,9%); недооценка тяжести состояния больных (19,4%) и несвоевременное проведение консультаций врачами других специальностей (10,3%). Запоздалая диагностика отмечалась примерно в половине случаев — у хирургов, акушеров-гине-кологов.
Наиболее высокие показатели недостаточного объема проведенных исследований встречалась у невропатологов, отоларингологов, терапевтов и при ведении больного врачами нескольких специальностей. Несвоевременные консультации врачей других специальностей часто встречались у терапевтов и хирургов, а недооценка тяжести состояния больного — у акушеров-гинекологов.
Сопоставление этих данных с распределением специалистов, допустивших диагностические дефекты на стационарном этапе лечения, показывает, что доля различных специалистов в структуре отдельных видов дефектов диагностики достоверно не отличается от распределения врачей по специальностям во всей совокупности диагностических дефектов (р>0,05).
ЛИТЕРАТУРА
1. Акопов В.И., Амбалов Ю.М., Акопов М.В. Правовые проблемы экспертизы дефектов медицинской помощи, оказываемой в стационаре // Ученые записки. — 2003. — Вып. VII. - С. 118-121.
2. Белобородова Н.Г. О медицинских и правовых аспектах контроля и экспертизы качества медицинской помощи // Научные труды Всеросс. съезда по медицинскому праву. - М., 2005. - С.167-172.
3. Воропаева И.В., Исаев Ю.С., ВоропаевА.В., ПротасевичА.А. Некоторые аспекты уголовной ответственности за преступления, связанные с оказанием медицинской помощи С/ Сибирский мед. журнал (Иркутск). — 2008. — № 5. —
4. Государственная программа реформирования и развития здравоохранения ^Республики Казахстан на 2005-2010 годы: Указ Президента Республики Казахстан от 13.09.2004 г. №1438.
5. Закон Республики Казахстан «Об охране здоровья граждан Республики Казахстан». — Астана, Аккорда.07.07.2006 г., №170-111 ЗРК.
было отмечено у инфекционистов и педиатров. Неправильный выбор метода лечения — у педиатров. Нарушение методики введения препарата — у среднего медицинского персонала; недостаточный объем лечения — у терапевтов и инфекционистов; дефекты оперативного пособия — у отоларингологов и хирургов. Дефекты анестезиологии и реанимации в случае ведения больного несколькими врачами. Недостаточный контроль за состоянием больного — у анестезиологов-реаниматологов и невропатологов (нейрохирургов); необоснованная выписка (перевод) — у невропатологов и педиатров.
Сравнение этих данных со всей совокупностью распределения врачей, допустивших дефекты лечения в стационаре, показывает, что достоверного различия между ними не имеется (р>0,05).
Таким образом, анализ дефектов, допущенных на стационарном этапе лечения, показал, что в отличие от амбулаторно-поликлинического этапа, преобладали дефекты лечения и небольшой удельный вес имели диагностические ошибки.
6. Клипак В.М. Системный подход к контролю качества медицинской помощи // Научные труды 2 Всеросс. съезда по мед. праву. — М., 2005. — С. 182-187.
7. Майборода А.А., Калягин А.Н., ЗобнинЮ.В., ЩербатыхА.В. Современные подходы к подготовке оригинальной статьи в журнал медико-биологической направленности в свете концепции «доказательной медицины» // Сибирский мед. Журнал (Иркутск). — 2008. — Т. 76. №1. — С.5-8.
8. Новоселов В.п. Ответственность работников здравоохранения за профессиональные правонарушения. — Новосибирск: Наука. Сибирское предприятие РАН, 1998. — 232 с.
9. Рыков В.А. Основы медицинского права: Информационно-справочное пособие. — Новосибирск, 2000. — 138 с.
10. Тучик Е.С., Скребнев А.В. О соблюдении законности при производстве судебно-медицинских экспертиз по материалам гражданских и уголовных дел // Перспективы развития и совершенствования судебно-медицинской службы в Российской Федерации. Материалы 5 Всеросс. съезда судебных медиков. — М.—Астрахань, 2000. — С.51-52.
11. Уголовный Кодекс Республики Казахстан с доп. изм. — Алматы: Юрист, 2007. — 147 с.
Адрес для переписки:
Республика Казахстан, 160021 Южно-Казахстанская область, Чимкент, ул. Байтурсынова, дом 59, кв. 19, E-mail: [email protected], Жуманазаров Назарбек Абдуназарович - доцент кафедры патологической анатомии и судебной медицины.