Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ХЛЕБОПЕКАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЕГО ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ'

ОЦЕНКА ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ХЛЕБОПЕКАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЕГО ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
хлебопекарное предприятие / финансовая стратегия / финансовые ресурсы / дебиторская и кредиторская задолженность / маркетинговые исследования / bakery enterprise / financial strategy / financial resources / accounts receivable and payable / marketing research

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Азнабаева Р.Н.

В статье проанализированы состояние и динамика дебиторской и кредиторской задолженности хлебопекарного предприятия. На основе полученных результатов сделан вывод о необходимости разработки политики управления дебиторской задолженностью с помощью проведения анкетирования розничных покупателей предприятия с целью выявления потребительских предпочтений. Данное мероприятие позволит повысить эффективность управления финансовыми ресурсами хлебопекарного предприятия и станет основой разработки основных направлений его финансовой стратегии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF RECEIVABLES AND CREDITORS DEBT OFA BAKERY ENTERPRISE HOW BASIS FOR FORMING ITS FINANCIAL STRATEGY

The article analyzes the state and dynamics of receivables and payables of a bakery enterprise. Based on the results obtained, it was concluded that it is necessary to develop a policy for managing accounts receivable by conducting a survey of retail customers of the enterprise in order to identify consumer preferences. This event will improve the efficiency of managing the financial resources of a bakery enterprise and will become the basis for developing the main directions of its financial strategy.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ХЛЕБОПЕКАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЕГО ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ»

УДК 338.2

Азнабаева Р.Н.

магистрант 2 курса направления подготовки «Экономика» кафедры экономической теории, региональной и отраслевой экономики Оренбургский государственный университет (г. Оренбург. Россия)

ОЦЕНКА ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ХЛЕБОПЕКАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЕГО ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ

Аннотация: в статье проанализированы состояние и динамика дебиторской и кредиторской задолженности хлебопекарного предприятия. На основе полученных результатов сделан вывод о необходимости разработки политики управления дебиторской задолженностью с помощью проведения анкетирования розничных покупателей предприятия с целью выявления потребительских предпочтений. Данное мероприятие позволит повысить эффективность управления финансовыми ресурсами хлебопекарного предприятия и станет основой разработки основных направлений его финансовой стратегии.

Ключевые слова: хлебопекарное предприятие, финансовая стратегия, финансовые ресурсы, дебиторская и кредиторская задолженность, маркетинговые исследования.

В условиях жёсткой конкурентной борьбы, возникновения новых возможностей для ведения бизнеса и быстро меняющейся рыночной ситуации хлебопекарные предприятия должны не только сосредоточивать своё внимание на внутренней среде, но и заниматься разработкой долгосрочной стратегии, учитывающей изменения, происходящие во внешнем окружении. В связи с этим возрастает значение стратегического управления предприятием, так как оно позволяет выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе. В свою очередь, финансовая стратегия обеспечивает формирование необходимого

уровня финансовых ресурсов для реализации основной стратегии развития предприятия.

В то же время, особого внимания требует изучение состояния финансово-хозяйственной деятельности предприятий, занимающихся производством хлеба и хлебобулочных изделий. При разработке финансовой стратегии существенное значение имеет анализ уровня и динамики дебиторской и кредиторской задолженности предприятия. Показатели дебиторской и кредиторской задолженности характеризуется также деловой активностью предприятия, что подразумевает анализ коэффициентов оборачиваемости и продолжительности оборота задолженности.

Рассмотрим этот вопрос, используя Государственный информационный ресурс ФНС России по раскрытию бухгалтерской отчётности [1], на примере показателей задолженности перед дебиторами и кредиторами одного из хлебопекарных предприятий Оренбургской области - ОАО «Оренбургский хлебокомбинат». ОАО «Оренбургский хлебокомбинат» является одним из ведущих производителей хлеба и хлебобулочных изделий на рынке г. Оренбург и Оренбургской области. Основной вид деятельности по ОКВЭД -Производство хлеба и мучных кондитерских изделий, тортов и пирожных недлительного хранения (10.71) [2].

Таблица 1. Показатели, характеризующие состояние и динамику дебиторской и кредиторской задолженности ОАО «Оренбургский хлебокомбинат» за период

2021-2023 гг.

Абсолютное

На конец года, тыс. руб. отклонение (+, -), тыс. Темп роста, %

Показатель руб.

2021 2022 2023 2022 от 2021 2023 от 2022 2022 к 2021 2023 к 2022

Краткосрочная

дебиторская 54662 51659 66837 - 3003 15178 94,51 129,38

задолженность - всего

Долгосрочная

кредиторская 3705 3642 2407 - 63 - 1235 98,30 66,09

задолженность - всего

Краткосрочная

кредиторская 53783 53233 53233 - 550 0 98,98 100,00

задолженность - всего

Коэффициент

оборачиваемости дебиторской 6,3 7,45 6,96 1,15 - 0,49 X X

задолженности

Период оборота

дебиторской 57 48 52 - 9 4 X X

задолженности, дней

Коэффициент

оборачиваемости кредиторской 7,65 8,17 7,72 0,52 - 0,45 X X

задолженности

Период оборота

кредиторской 47 44 47 - 3 3 X X

задолженности, дней

Источник: составлено автором на основе данных ФНС РФ «БФО Ресурс» (https://bo.nalog.ru/) [1].

На предприятии имеется краткосрочная дебиторская задолженность, долгосрочная задолженность отсутствует. В 2023 г. наблюдалось значительное увеличение данного показателя: со 51659 тыс. руб. до 66837 тыс. руб. (на 15178 тыс. руб. или на 29,38 % по сравнению с 2022 г.). Наибольший удельный вес в дебиторской задолженности ОАО «Оренбургский хлебокомбинат» за период 2021-2023 гг. составили расчёты с покупателями и заказчиками - 83,74 %, на втором месте - расчёты с разными дебиторами (14,40 %), на долю остальных приходится незначительная сумма: расчёты с поставщиками и подрядчиками -1,32 %, расчёты по налогам и сборам и расчёты с подотчётными лицами - 0,76 % и 0,05 % соответственно.

Кредиторская задолженность за период 2021-2023 гг. уменьшилась с 57488 тыс. руб. до 55640 тыс. руб. Долгосрочная кредиторская задолженность (кредиты) в 2023 г. составила 2407 тыс. руб. (снижение по сравнению с 2022 г. на 33,91 % или на 1235 тыс. руб., а краткосрочная задолженность составила в 2023 г. 53233 тыс. руб. - сравнению с 2021 г. снижение составило всего 1,02 % или 550 тыс. руб. Наибольший удельный вес в кредиторской задолженности ОАО «Оренбургский хлебокомбинат» за период 2021-2023 гг. составила краткосрочная задолженность - 94,28 %, на долю долгосрочной задолженности приходится, соответственно, 5,72 %. Краткосрочная задолженность перед поставщиками и подрядчиками составляет в среднем 38,13 % за анализируемый период, краткосрочная задолженность по налогам и взносам - 25,37 %, краткосрочная задолженность по расчётам с разными дебиторами и кредиторами - 8,35 %, задолженность перед персоналом по оплате труда -7,79%, краткосрочная задолженность по кредитам - 7,27 %, задолженность по социальному страхованию и обеспечению - 6,82 %, прочая краткосрочная задолженность - 5,18 %.

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности за анализируемый период ниже коэффициента оборачиваемости кредиторской задолженности, а период оборачиваемости дебиторской задолженности больше периода оборачиваемости кредиторской задолженности. Следовательно, ОАО

«Оренбургский хлебокомбинат» получает денежные средства за реализованную продукцию медленнее, чем ей необходимо расплачиваться со своими кредиторами, а значит, у предприятия отсутствует возможность погашать текущую задолженность перед кредиторами за счёт поступлений от дебиторов, что свидетельствует о недостаточной эффективности работы предприятия, что является причиной возникновения затруднений в осуществлении текущих платежей.

Для более эффективного управления дебиторской задолженностью ОАО «Оренбургский хлебокомбинат» следует внедрить комплексную систему управления ею, в связи с чем произойдет ускорение цикла оборота дебиторской задолженностью и оптимизируется её величина. В свою очередь, данное мероприятие позволит улучшить платёжеспособность и финансовое состояние предприятия. Приоритетной целью необходимо считать увеличение дополнительной прибыли за счёт стимулирования реализации продукции.

Предприятиям хлебопекарной отрасли необходимо постоянно развивать производство новых продуктов, проводить их адаптацию к требованиям конкретного сегмента потребителей, а также использовать маркетинговые и рекламные стратегии для привлечения новых потребителей. В условиях жёсткой конкуренции с целью выявления потребительских предпочтений розничных покупателей ОАО «Оренбургский хлебокомбинат» предлагается проведение анкетирования. Располагая актуальной информацией об их поведении, потребностях и особенностях, можно предлагать им именно то, что им нужно и тогда, когда нужно, а также корректировать маркетинговую и продуктовую стратегии. Получить эту информацию позволяют именно опросы покупателей. Сегодня такие опросы - это один из самых действенных методов получения обратной связи. В таблице 2 приведена анкета для опроса потребителей предприятия.

Таблица 2. Анкета для проведения опроса покупателей

ОАО «Оренбургский хлебокомбинат».

Вопрос Варианты ответа Вопрос Варианты ответа

1. Приобретали ли - да 6. Какие критерии - свежесть товара

Вы за последний - нет для Вас наиболее (дата изготовления)

месяц - затрудняюсь ответить значимы при выборе - вкус

хлебобулочные хлеба и - качество

продукты? хлебобулочных - предыдущий опыт

изделий? употребления

- цена

- состав

- производитель

- сорт муки

- форма/ внешний

вид

- маленькие сроки

хранения

- скидки и акции

- упаковка и её

дизайн

- длительный срок

хранения

- отзывы

2. Хлеб какого - обычный хлеб из любой 7. Удовлетворены ли - да

вида Вы муки (без закваски, Вы качеством - нет

предпочитаете злаков, улучшителей реализуемой - затрудняюсь

приобретать? вкуса и т.п.) хлебобулочной ответить

- зерновой/ злаковый продукции ОАО

- лаваш/ лепёшка/ «Оренбургский

тортилья и т.п. хлебокомбинат»?

- бездрожжевой

- чиабатта

- на закваске/ сыворотке

- кукурузный

- диетический хлеб

(бессолевой,

безбелковый, с

клейковиной, с

ламинарией и т. п.)

- картофельный

- другое

3. Хлеб из какой - мука высшего сорта 8. Почему Вы - потому что вкусная

муки Вы - ржано-пшеничная мука приобретаете - есть уверенность в

предпочитаете? - ржаная мука продукцию ОАО её качестве

- пшеничная мука 1-го «Оренбургский - приемлемая цена

сорта хлебокомбинат»? - другое (указать)

- пшеничная мука 2-го

сорта

- другое (указать

предпочтение)

4. Хлеб с какими - кунжут 9. Укажите, какие

добавками Вы - семя подсолнуха хлебобулочные

покупаете хотя бы - чеснок изделия Вы чаще

иногда? - льняное семя всего приобретаете у

- сыр ОАО «Оренбургский

- лук хлебокомбинат»?

- мак ответ покупателя

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- овсяные хлопья

- сухофрукты (изюм,

чернослив и т. д.)

- другое

- предпочитаю хлеб без

каких-либо добавок

5. Как части Вы - каждый день 10. Как Вы - приятный бонус

приобретаете - раз в два-три дня относитесь к (можно получить

хлеб? - раз в неделю проведению акций скидку на изделие)

- 2-3 раза в месяц на хлебобулочные - настораживает

- раз в месяц и реже изделия? - не обращаю

внимание

- затрудняюсь

ответить

Кроме того, анкетирование покупателей может выявить новые возможности для бизнеса. Иногда потребители предлагают идеи для новых продуктов, о которых предприятие могло не думать. Это открывает возможности для инноваций и разработки новых предложений, которые могут удовлетворить не только текущие, но и будущие потребности потребителей. Анкетирование не только способствует непрерывному улучшению продукции предприятия, но и служит мощным инструментом для стратегического планирования и развития бизнеса. Внедрение обратной связи в стратегические процессы гарантирует, что предприятие остаётся на конкурентоспособным на рынке, предлагая именно то, что нужно его покупателям.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Государственный информационный ресурс ФНС России «БФО Ресурс» [Электронный ресурс]. - Официальный сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации. - URL: https://bo.nalog.ru/, (дата обращения: 10.05.24);

2. ОАО «Оренбургский хлебокомбинат» - официальный сайт предприятия -[Электронный ресурс]. URL: http://orenhleb.ru/about/, (дата обращения: 30.04.24).

Aznabaeva R.N.

Orenburg State University (Orenburg, Russia)

ASSESSMENT OF RECEIVABLES AND CREDITORS

DEBT OF A BAKERY ENTERPRISE HOW BASIS FOR FORMING ITS FINANCIAL STRATEGY

Abstract: the article analyzes the state and dynamics of receivables and payables of a bakery enterprise. Based on the results obtained, it was concluded that it is necessary to develop a policy for managing accounts receivable by conducting a survey of retail customers of the enterprise in order to identify consumer preferences. This event will improve the efficiency of managing the financial resources of a bakery enterprise and will become the basis for developing the main directions of its financial strategy.

Keywords: bakery enterprise, financial strategy, financial resources, accounts receivable and payable, marketing research.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.