УДК 338.2
Азнабаева Р.Н.
магистрант 2 курса направления подготовки «Экономика» кафедры экономической теории, региональной и отраслевой экономики Оренбургский государственный университет (г. Оренбург. Россия)
ОЦЕНКА ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ХЛЕБОПЕКАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЕГО ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ
Аннотация: в статье проанализированы состояние и динамика дебиторской и кредиторской задолженности хлебопекарного предприятия. На основе полученных результатов сделан вывод о необходимости разработки политики управления дебиторской задолженностью с помощью проведения анкетирования розничных покупателей предприятия с целью выявления потребительских предпочтений. Данное мероприятие позволит повысить эффективность управления финансовыми ресурсами хлебопекарного предприятия и станет основой разработки основных направлений его финансовой стратегии.
Ключевые слова: хлебопекарное предприятие, финансовая стратегия, финансовые ресурсы, дебиторская и кредиторская задолженность, маркетинговые исследования.
В условиях жёсткой конкурентной борьбы, возникновения новых возможностей для ведения бизнеса и быстро меняющейся рыночной ситуации хлебопекарные предприятия должны не только сосредоточивать своё внимание на внутренней среде, но и заниматься разработкой долгосрочной стратегии, учитывающей изменения, происходящие во внешнем окружении. В связи с этим возрастает значение стратегического управления предприятием, так как оно позволяет выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе. В свою очередь, финансовая стратегия обеспечивает формирование необходимого
уровня финансовых ресурсов для реализации основной стратегии развития предприятия.
В то же время, особого внимания требует изучение состояния финансово-хозяйственной деятельности предприятий, занимающихся производством хлеба и хлебобулочных изделий. При разработке финансовой стратегии существенное значение имеет анализ уровня и динамики дебиторской и кредиторской задолженности предприятия. Показатели дебиторской и кредиторской задолженности характеризуется также деловой активностью предприятия, что подразумевает анализ коэффициентов оборачиваемости и продолжительности оборота задолженности.
Рассмотрим этот вопрос, используя Государственный информационный ресурс ФНС России по раскрытию бухгалтерской отчётности [1], на примере показателей задолженности перед дебиторами и кредиторами одного из хлебопекарных предприятий Оренбургской области - ОАО «Оренбургский хлебокомбинат». ОАО «Оренбургский хлебокомбинат» является одним из ведущих производителей хлеба и хлебобулочных изделий на рынке г. Оренбург и Оренбургской области. Основной вид деятельности по ОКВЭД -Производство хлеба и мучных кондитерских изделий, тортов и пирожных недлительного хранения (10.71) [2].
Таблица 1. Показатели, характеризующие состояние и динамику дебиторской и кредиторской задолженности ОАО «Оренбургский хлебокомбинат» за период
2021-2023 гг.
Абсолютное
На конец года, тыс. руб. отклонение (+, -), тыс. Темп роста, %
Показатель руб.
2021 2022 2023 2022 от 2021 2023 от 2022 2022 к 2021 2023 к 2022
Краткосрочная
дебиторская 54662 51659 66837 - 3003 15178 94,51 129,38
задолженность - всего
Долгосрочная
кредиторская 3705 3642 2407 - 63 - 1235 98,30 66,09
задолженность - всего
Краткосрочная
кредиторская 53783 53233 53233 - 550 0 98,98 100,00
задолженность - всего
Коэффициент
оборачиваемости дебиторской 6,3 7,45 6,96 1,15 - 0,49 X X
задолженности
Период оборота
дебиторской 57 48 52 - 9 4 X X
задолженности, дней
Коэффициент
оборачиваемости кредиторской 7,65 8,17 7,72 0,52 - 0,45 X X
задолженности
Период оборота
кредиторской 47 44 47 - 3 3 X X
задолженности, дней
Источник: составлено автором на основе данных ФНС РФ «БФО Ресурс» (https://bo.nalog.ru/) [1].
На предприятии имеется краткосрочная дебиторская задолженность, долгосрочная задолженность отсутствует. В 2023 г. наблюдалось значительное увеличение данного показателя: со 51659 тыс. руб. до 66837 тыс. руб. (на 15178 тыс. руб. или на 29,38 % по сравнению с 2022 г.). Наибольший удельный вес в дебиторской задолженности ОАО «Оренбургский хлебокомбинат» за период 2021-2023 гг. составили расчёты с покупателями и заказчиками - 83,74 %, на втором месте - расчёты с разными дебиторами (14,40 %), на долю остальных приходится незначительная сумма: расчёты с поставщиками и подрядчиками -1,32 %, расчёты по налогам и сборам и расчёты с подотчётными лицами - 0,76 % и 0,05 % соответственно.
Кредиторская задолженность за период 2021-2023 гг. уменьшилась с 57488 тыс. руб. до 55640 тыс. руб. Долгосрочная кредиторская задолженность (кредиты) в 2023 г. составила 2407 тыс. руб. (снижение по сравнению с 2022 г. на 33,91 % или на 1235 тыс. руб., а краткосрочная задолженность составила в 2023 г. 53233 тыс. руб. - сравнению с 2021 г. снижение составило всего 1,02 % или 550 тыс. руб. Наибольший удельный вес в кредиторской задолженности ОАО «Оренбургский хлебокомбинат» за период 2021-2023 гг. составила краткосрочная задолженность - 94,28 %, на долю долгосрочной задолженности приходится, соответственно, 5,72 %. Краткосрочная задолженность перед поставщиками и подрядчиками составляет в среднем 38,13 % за анализируемый период, краткосрочная задолженность по налогам и взносам - 25,37 %, краткосрочная задолженность по расчётам с разными дебиторами и кредиторами - 8,35 %, задолженность перед персоналом по оплате труда -7,79%, краткосрочная задолженность по кредитам - 7,27 %, задолженность по социальному страхованию и обеспечению - 6,82 %, прочая краткосрочная задолженность - 5,18 %.
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности за анализируемый период ниже коэффициента оборачиваемости кредиторской задолженности, а период оборачиваемости дебиторской задолженности больше периода оборачиваемости кредиторской задолженности. Следовательно, ОАО
«Оренбургский хлебокомбинат» получает денежные средства за реализованную продукцию медленнее, чем ей необходимо расплачиваться со своими кредиторами, а значит, у предприятия отсутствует возможность погашать текущую задолженность перед кредиторами за счёт поступлений от дебиторов, что свидетельствует о недостаточной эффективности работы предприятия, что является причиной возникновения затруднений в осуществлении текущих платежей.
Для более эффективного управления дебиторской задолженностью ОАО «Оренбургский хлебокомбинат» следует внедрить комплексную систему управления ею, в связи с чем произойдет ускорение цикла оборота дебиторской задолженностью и оптимизируется её величина. В свою очередь, данное мероприятие позволит улучшить платёжеспособность и финансовое состояние предприятия. Приоритетной целью необходимо считать увеличение дополнительной прибыли за счёт стимулирования реализации продукции.
Предприятиям хлебопекарной отрасли необходимо постоянно развивать производство новых продуктов, проводить их адаптацию к требованиям конкретного сегмента потребителей, а также использовать маркетинговые и рекламные стратегии для привлечения новых потребителей. В условиях жёсткой конкуренции с целью выявления потребительских предпочтений розничных покупателей ОАО «Оренбургский хлебокомбинат» предлагается проведение анкетирования. Располагая актуальной информацией об их поведении, потребностях и особенностях, можно предлагать им именно то, что им нужно и тогда, когда нужно, а также корректировать маркетинговую и продуктовую стратегии. Получить эту информацию позволяют именно опросы покупателей. Сегодня такие опросы - это один из самых действенных методов получения обратной связи. В таблице 2 приведена анкета для опроса потребителей предприятия.
Таблица 2. Анкета для проведения опроса покупателей
ОАО «Оренбургский хлебокомбинат».
Вопрос Варианты ответа Вопрос Варианты ответа
1. Приобретали ли - да 6. Какие критерии - свежесть товара
Вы за последний - нет для Вас наиболее (дата изготовления)
месяц - затрудняюсь ответить значимы при выборе - вкус
хлебобулочные хлеба и - качество
продукты? хлебобулочных - предыдущий опыт
изделий? употребления
- цена
- состав
- производитель
- сорт муки
- форма/ внешний
вид
- маленькие сроки
хранения
- скидки и акции
- упаковка и её
дизайн
- длительный срок
хранения
- отзывы
2. Хлеб какого - обычный хлеб из любой 7. Удовлетворены ли - да
вида Вы муки (без закваски, Вы качеством - нет
предпочитаете злаков, улучшителей реализуемой - затрудняюсь
приобретать? вкуса и т.п.) хлебобулочной ответить
- зерновой/ злаковый продукции ОАО
- лаваш/ лепёшка/ «Оренбургский
тортилья и т.п. хлебокомбинат»?
- бездрожжевой
- чиабатта
- на закваске/ сыворотке
- кукурузный
- диетический хлеб
(бессолевой,
безбелковый, с
клейковиной, с
ламинарией и т. п.)
- картофельный
- другое
3. Хлеб из какой - мука высшего сорта 8. Почему Вы - потому что вкусная
муки Вы - ржано-пшеничная мука приобретаете - есть уверенность в
предпочитаете? - ржаная мука продукцию ОАО её качестве
- пшеничная мука 1-го «Оренбургский - приемлемая цена
сорта хлебокомбинат»? - другое (указать)
- пшеничная мука 2-го
сорта
- другое (указать
предпочтение)
4. Хлеб с какими - кунжут 9. Укажите, какие
добавками Вы - семя подсолнуха хлебобулочные
покупаете хотя бы - чеснок изделия Вы чаще
иногда? - льняное семя всего приобретаете у
- сыр ОАО «Оренбургский
- лук хлебокомбинат»?
- мак ответ покупателя
- овсяные хлопья
- сухофрукты (изюм,
чернослив и т. д.)
- другое
- предпочитаю хлеб без
каких-либо добавок
5. Как части Вы - каждый день 10. Как Вы - приятный бонус
приобретаете - раз в два-три дня относитесь к (можно получить
хлеб? - раз в неделю проведению акций скидку на изделие)
- 2-3 раза в месяц на хлебобулочные - настораживает
- раз в месяц и реже изделия? - не обращаю
внимание
- затрудняюсь
ответить
Кроме того, анкетирование покупателей может выявить новые возможности для бизнеса. Иногда потребители предлагают идеи для новых продуктов, о которых предприятие могло не думать. Это открывает возможности для инноваций и разработки новых предложений, которые могут удовлетворить не только текущие, но и будущие потребности потребителей. Анкетирование не только способствует непрерывному улучшению продукции предприятия, но и служит мощным инструментом для стратегического планирования и развития бизнеса. Внедрение обратной связи в стратегические процессы гарантирует, что предприятие остаётся на конкурентоспособным на рынке, предлагая именно то, что нужно его покупателям.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Государственный информационный ресурс ФНС России «БФО Ресурс» [Электронный ресурс]. - Официальный сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации. - URL: https://bo.nalog.ru/, (дата обращения: 10.05.24);
2. ОАО «Оренбургский хлебокомбинат» - официальный сайт предприятия -[Электронный ресурс]. URL: http://orenhleb.ru/about/, (дата обращения: 30.04.24).
Aznabaeva R.N.
Orenburg State University (Orenburg, Russia)
ASSESSMENT OF RECEIVABLES AND CREDITORS
DEBT OF A BAKERY ENTERPRISE HOW BASIS FOR FORMING ITS FINANCIAL STRATEGY
Abstract: the article analyzes the state and dynamics of receivables and payables of a bakery enterprise. Based on the results obtained, it was concluded that it is necessary to develop a policy for managing accounts receivable by conducting a survey of retail customers of the enterprise in order to identify consumer preferences. This event will improve the efficiency of managing the financial resources of a bakery enterprise and will become the basis for developing the main directions of its financial strategy.
Keywords: bakery enterprise, financial strategy, financial resources, accounts receivable and payable, marketing research.