О. И. АВЕРИНА, ПРОБЛЕМЫ ПРЕДПРИЯТИЙ А. Д. КОРОЛЕВА ХЛЕБОПЕКАРНОЙ ОТРАСЛИ
И ИХ РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА
Ключевые слова: хлебопечение, рейтинговая оценка, корреляционный анализ, финансовое состояние, рентабельность, платежеспособность, финансовая устойчивость, деловая активность
Key words: bakery, rating, correlation analysis, financial condition, profitability, solvency, financial stability, business activity
Рассматриваются проблемы функционирования предприятий хлебопекарной отрасли на современном этапе развития, дается оценка их финансово-хозяйственной деятельности, предлагается методика рейтинговой оценки на основе экономико-математических методов, осуществляется ранжирование ряда предприятий хлебопекарной отрасли Приволжского федерального округа.
The paper discusses problems of functioning of enterprises in the baking industry at the present stage of development; the estimation of their financial and economic activities is given; the assessment methodology of ratings based on economic and mathematical methods is proposed; ranking of a number of enterprises in the Volga Federal District baking industry is implemented.
Хлебопечение — важная составляющая пищевой промышленности и социально значимая отрасль экономики. Большинство хлебозаводов, выпускающих основные сорта хлеба, решают важную стратегическую и социальную задачу обеспечения дешевым продуктом населения. Исключительная значимость хлеба и хлебобулочных изделий как продуктов наиболее важных для жизни человека делает их товарами стратегического назначения, а для граждан — продуктами первой необходимости и постоянного неотлагаемого спроса.
АВЕРИНА Ольга Ильинична, заведующая кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита Мордовского государственного университета, доктор экономических наук.
КОРОЛЕВА Анастасия Дмитриевна, студентка V курса экономического факультета Мордовского государственного университета.
AVERINA Olga Ilyinichna, Doctor of Economic Sciences, Head of the Department of Accountancy, Analysis and Audit, National Research Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russian Federation).
KOROLYOVA Anastasia Dmitrievna, a fifth-year student at the Faculty of Economics, National Research Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russian Federation).
Одной из особенностей хлебопекарной отрасли является концентрация производственных мощностей на крупных предприятиях. В настоящее время в стране насчитывается около 13 тыс. хлебопекарных предприятий, из них 751 относятся к категории средних и крупных, но их количество постоянно уменьшается. За последние 10 лет оно сократилось почти в 2 раза.
Также в России производством хлебобулочных изделий занимаются большое количество малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, пекарни при предприятиях сетевой торговли и в сфере общественного питания, в системе потребительской кооперации. Однако основной объем производства хлеба сконцентрирован на крупных предприятиях. Здесь вырабатывается более 80 % объема выпуска и реализации хлеба и хлебобулочных изделий. При этом на малых предприятиях наблюдается рост объемов производства, однако этот объем составляет менее 10 % в общей выработке продукции1. В последние годы, по данным Росстата, наблюдается четкая тенденция снижения производства хлеба и хлебобулочных изделий в России в среднем за год на 1,0—1,5 %2.
Снижение производства хлебобулочных изделий по стране, падение спроса и рост издержек негативно отражаются на экономических показателях работы производителей. Рентабельность хлебопекарного производства снижается, а количество убыточных предприятий возрастает. Низкая рентабельность влияет на перспективу развития отрасли.
Основными причинами, обусловившими такое положение в хлебопекарной промышленности, явились, во-первых, снижение потребительского спроса на продукцию хлебопекарных предприятий, прежде всего на хлеб низких сортов, что обусловлено изменением модели питания в сторону снижения потребления хлеба и хлебобулочных изделий вследствие роста доходов и роста потребления мяса и мясопродуктов, рыбы, молочных продуктов, овощей и фруктов. Во-вторых, это рост цен на хлеб и хлебобулочные изделия. Среднерыночные цены на сырье в российских регионах имеют устойчивую тенденцию роста. В частности, рост цен на муку с начала 2012 г. по I квартал 2013 г. составил около 100 %. Фактически цены на муку в России в 2013 г. превысили среднеевропейский уровень (350—400 евро за 1 т)3, что су-
щественно ухудшило финансовое состояние хлебопекарных предприятий. На рост цен также оказывает влияние увеличение цен на услуги естественных монополий. В-третьих, это техническое состояние технологического оборудования хлебозаводов и пекарен. Уровень износа машин и оборудования имеет тенденцию к росту и составляет свыше 55 %, а доля полностью изношенной активной части основных фондов достигла 20 % и продолжает увеличиваться. На отдельных предприятиях коэффициент износа достигает 80 %. Значительная часть основных средств морально и физически устарела. Высокой степенью износа (54 %) характеризуются транспортные средства, что обусловливает постоянный рост транспортных расходов4. В-четвертых, это нехватка инвестиций. Несмотря на устойчивый спрос на хлеб и хлебобулочные изделия, действие таких негативных факторов, как относительно низкие показатели эффективности крупного хлебопекарного бизнеса и политика сдерживания цен на массовые сорта хлеба, не приводит к увеличению инвестиционной активности в отрасли. В 2012 г. уровень инвестиций составил 6,2 млрд руб. для хлебобулочных изделий недлительного хранения, что в 2 раза ниже необходимой величины5.
В качестве основного источника финансирования капитальных вложений (более 80 %) выступают собственные средства, в то время как в среднем по экономике эта доля составляет около 50 %. На многих предприятиях инвестиции осуществляются только в размерах начисленных амортизационных отчислений. На практике инвестиции обеспечивают только частичное обновление основных средств и недостаточны даже для простого воспроизводства. Это свидетельствует о серьезном материально-техническом истощении хлебопекарной отрасли: инвестиции в активную часть основных фондов носят скорее вынужденный, чем стратегический характер. Износ техники и ограниченность финансовых возможностей предопределяют отставание отрасли в своем развитии.
В связи с уменьшением объемов выпускаемой продукции снижается использование производственных мощностей. В настоящее время мощности большинства хлебопекарных предприятий используются только на 30—40 %6. Это негативно сказывается на ценовой конкурентоспособности выпускаемой
продукции, так как увеличивается доля условно постоянных расходов (амортизация основных фондов, заработная плата управленческого персонала, расходы по содержанию зданий и оборудования и т. д.) в себестоимости единицы продукции. Соответственно растут цены на продукцию хлебопекарных предприятий.
Проведенный анализ состояния хлебопекарной промышленности позволяет сделать вывод, что перечисленные проблемы оказывают негативное влияние на конкурентоспособность российских хлебопекарных предприятий и создают существенные риски для их устойчивого функционирования.
В настоящее время очевидно, что ситуация в хлебопекарной промышленности будет развиваться в двух направлениях. Во-первых, экспансия крупных холдинговых структур государственного масштаба в регионы за счет покупки и получения контроля над наиболее инвестиционно привлекательными и рентабельными региональными производителями. Во-вторых, самостоятельное и независимое развитие местных производителей, целью которых является сохранение и обеспечение собственной надежной сырьевой базы и получение большего выигрыша на производственных издержках по сравнению с предприятиями — импортерами сырья.
В таких условиях особенно важным является получение руководством оперативной, достоверной и систематизированной информации о деятельности предприятия. Возникает необходимость не только ведения общего учета деятельности предприятия, но и оперативного определения наиболее рентабельных видов продукции, гибкого управления имеющимися финансовыми ресурсами. Это особенно важно для крупных предприятий, не входящих в холдинги, так как устойчивое финансовое положение позволяет в значительной степени застраховаться от враждебного поглощения или диктовать свои условия при слиянии.
В подобных условиях необходимы наиболее рациональные и оправдывающие себя методы однозначной оценки конкурентоспособности отдельных предприятий, их финансового состояния. Такую оценку можно получить различными методами и с использованием различных критериев. В последние годы все более широко применяются и хорошо зарекомендовали себя так называемые рейтинговые оценки, которые
являются важным источником информации о деятельности предприятия. Назначение рейтинговой оценки заключается в определении ранга каждого предприятия из некоторого их количества по всей совокупности изучаемых показателей. Востребованность такой методики весьма значительна в современных условиях, когда необходимо объективно оценить финансовое состояние, результативность деятельности различных предприятий и принять на этой основе эффективное управленческое решение7.
Существует множество подходов к формированию систем показателей, на основе которых строится рейтинговая оценка в зависимости от специфики бизнеса, выпускаемой продукции, характеристик конкретных субъектов анализа и др. Наиболее широкое применение нашли приемы корреляционного анализа, которые позволяют находить математические зависимости, отражающие причинно-следственные связи одного показателя с другими. Необходимыми условиями применения корреляционного анализа являются: наличие достаточно большого количества наблюдений о величине исследуемых факторных и результативных показателей (в динамике или за текущий год по совокупности однородных объектов); количественное измерение и отражение в тех или иных источниках информации исследуемых факторов.
Учитывая изложенное, мы провели рейтинговую оценку пяти хлебопекарных предприятий Приволжского федерального округа, имеющих примерно одинаковую численность персонала, величину стоимости активов, объемы реализации продукции: ОАО «Хлебозавод» (Республика Мордовия), ОАО «Самарский хлебозавод № 5» (Самарская область), ОАО «Оренбургский хлебокомбинат» (Оренбургская область), ОАО «Кстовский хлеб» (Нижегородская область) и ОАО «Кирово-Чепецкий хлебокомбинат» (Кировская область).
Одним из важнейших показателей основной деятельности предприятия, который используется для оценки доходности и прибыльности предприятия и показывает эффективность его работы, является рентабельность активов. Для определения факторов, влияющих на него, была сформирована система ключевых показателей финансово-хозяйственной деятельности, определенная на основе экспертного опроса специалистов предприятий. Оценка компетентности экспертов проводилась на основании объективного и субъективного
показателей компетентности. Объективный коэффициент компетентности определялся по материалам, полученным в результате анкетирования. Компетентность рассматривалась в прямой зависимости от занимаемой должности и стажа работы в отрасли, на предприятии.
По результатам анкетирования была сформирована группа показателей оценочной системы, полностью или частично влияющих на рентабельность активов: показатели оценки платежеспособности (коэффициент абсолютной ликвидности, коэффициент быстрой ликвидности, коэффициент текущей ликвидности); показатели оценки финансовой устойчивости (коэффициент автономии, коэффициент соотношения собственных и заемных средств, коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами, коэффициент маневренности собственных средств); показатели деловой активности (коэффициент общей оборачиваемости активов, коэффициент оборачиваемости оборотных активов, коэффициент оборачиваемости запасов, коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности); показатели оценки прибыльности (рентабельности) хозяйственной деятельности (рентабельность продаж, %; рентабельность (доходность) собственного капитала, %; рентабельность производственной деятельности (окупаемость затрат), %).
Посредством методики корреляционного анализа из каждой группы были отобраны факторы с наибольшим уровнем корреляции с результирующим показателем. При этом предпочтение было отдано показателям, связь которых с результатом более тесная. Реализация данного метода была осуществлена с использованием программы электронных таблиц «Microsoft Office Excel — 2007» при помощи инструментальных средств статистического анализа данных. В результате корреляционного анализа был получен набор из четырех показателей, которые в дальнейшем были использованы для построения рейтинга: коэффициент быстрой ликвидности, коэффициент автономии, коэффициент оборачиваемости запасов, рентабельность продаж.
Рейтинг составлялся посредством метода идеального конкурента (метод расстояний), предложенный А. Д. Шереметом8. Для получения комплексной рейтинговой оценки финансового состояния были использованы данные бухгалтерской отчетности названных предприятий за 2012 г.
По каждому показателю было выбрано его наилучшее (максимальное) значение и занесено в столбец условного эталонного предприятия. В результате пересчета показателей матрицы исходных данных к наилучшему была получена матрица стандартизированных коэффициентов (табл. 1).
Таблица 1
Матрица стандартизированных коэффициентов
Показатель Предприятие
ОАО «Хлебозавод» ОАО «Самарский хлебозавод № 5» ОАО «Оренбургский хлебокомбинат» ОАО «Кстов-ский хлеб» ОАО «Кирово-Чепецкий хлебокомбинат»
Коэффициент быстрой ликвидности 1,00 0,42 0,29 0,59 0,18
Коэффициент автономии 1,00 0,81 0,72 0,70 0,27
Коэффициент оборачиваемости запасов 0,72 0,60 0,25 1,00 0,65
Рентабельность продаж, % 1,00 -0,19 0,28 0,39 0,37
Далее было определено расстояние от показателя-эталона до конкретных значений показателей анализируемого периода, а также сумма расстояний по каждому предприятию для получения рейтинговой оценки (табл. 2).
Таблица 2
Матрица расстояний и рейтинговая оценка предприятий
Показатель Предприятие
ОАО «Хлебозавод» ОАО «Самарский хлебозавод № 5» ОАО «Оренбургский хлебокомбинат» ОАО «Кстов-ский хлеб» ОАО «Кирово-Чепецкий хлебокомбинат»
Коэффициент быстрой ликвидности 0 0,34 0,51 0,17 0,68
Коэффициент автономии 0 0,04 0,08 0,09 0,54
Коэффициент оборачиваемости запасов 0,08 0,16 0,57 0 0,12
Рентабельность продаж, % 0 1,41 0,52 0,37 0,40
Квадрат суммы 0,08 1,94 1,67 0,64 1,73
Комплексная рейтинговая оценка 0,28 1,39 1,29 0,80 1,32
Место по рейтингу 1 5 3 2 4
Используя методику для расчета рейтинговой оценки по методу расстояний, мы получили следующие результаты по сравниваемым предприятиям: ОАО «Хлебозавод» — 0,28; ОАО «Самарский хлебозавод № 5» — 1,39; ОАО «Оренбургский хлебокомбинат» — 1,29; ОАО «Кстовский хлеб» — 0,80; ОАО «Кирово-Чепецкий хлебокомбинат» — 1,32. Ранжирование предприятий осуществлялось в порядке убывания значения комплексной рейтинговой оценки, т. е. наивысший рейтинг получает предприятие, имеющее его наименьшее значение.
Таким образом, самый высокий рейтинг имеет ОАО «Хлебозавод», а самый низкий — ОАО «Самарский хлебозавод № 5». Полученные данные позволяют увидеть, что ОАО «Хлебозавод» опережает своих конкурентов по уровню платежеспособности, финансовой устойчивости и эффективности деятельности. Уровень показателей его деятельности превышает уровень показателей остальных предприятий в несколько раз. Вместе с тем предприятие уступает ОАО «Кстовский хлеб» по скорости оборачиваемости запасов.
Таким образом, рейтинговая оценка предприятий является одним из эффективных аналитических инструментов, позволяющих оперативно оценить состояние отраслевого сегмента рынка в разрезе отдельно действующих на нем предприятий.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Приказ Минсельхоза Российской Федерации «Об утверждении отраслевой целевой программы "Развитие хлебопекарной промышленности Российской Федерации на 2014—2016 годы"» от 19 марта 2014 г. № 83. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online (дата обращения: 12.05.2014).
2 Там же.
3 См.: Скопинцева Е. Мукомолов беспокоит качество российского хлеба. URL: http://www.eg-online.ru/article/251239 (дата обращения: 12.06.2014).
4 См.: Приказ Минсельхоза Российской Федерации ...
5 Там же.
6 Там же.
7 См.: Скопинцева Е. Мукомолов беспокоит качество российского хлеба.
8 См.: Шеремет А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: учебник для вузов. М.: ИНФРА-М, 2008. 415 с.
Поступила 18.09.2014.
O. I. Averina, A. D. Korolyova. Problems of Enterprises in the Baking Industry and their Ratings
In the conditions of market economy, the interest of the participants of the economic process to objective and reliable information about the financial status and business activity of an enterprise has significantly increased. All subjects of market relations are interested in unambiguous assessment of competitiveness and reliability of their partners. This assessment can be obtained by different methods using different criteria. In recent years, the so-called ratings have been used more and more widely and have shown to good advantage, being an important source of information about an enterprise. The purpose of a rating is to determine the rank of each enterprise among some others on the basis of the parameters studied. In this regard, the use of the proposed rating of enterprises in the baking industry is one of the most effective analytical tools allowing to quickly assess the state of the industry segment in terms of separate operating companies.
The results of the study revealed the features and problems in development of the bakery products market and allowed to propose methodological support of formation of the rating of enterprises in the baking industry. The results of this research will allow to generate new approaches to formation of ratings and to organize external control over the activities of enterprises in the baking industry.