ОЦЕНКА БЮДЖЕТНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КРИТЕРИИ ЕЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Полетаева Л.П.1, Иванецкая М.А.2
1Полетаева Лариса Петровна - кандидат социологических наук, доцент;
2Иванецкая Марина Анатольевна - магистрант, кафедра менеджмента, государственного и муниципального управления, Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского
(Первый Казачий Университет), г. Москва
Аннотация: в статье рассмотрено понятие «эффективность» в контексте рассмотрения бюджетных средств, критерии бюджетной эффективности, отмечены проблемы, мешающие эффективному функционированию бюджетной системы. Рассмотрены методы анализа, базирующегося на концепции бюджетной эффективности. Сформулированы принципы проведения комплексного анализа бюджетной эффективности, предложены подходы к формированию системы показателей оценки бюджетной эффективности, что позволит оценивать результативность использования ресурсов на основе количественных критериев. Ключевые слова: бюджетная система, бюджетная эффективность, бюджетные расходы, комплексный анализ, система показателей.
УДК 338.1
Сегодня состояние экономики России нельзя назвать устойчивым и надежным. Это обусловлено колебаниями курса валют, обострением финансовых рисков, ухудшением отношений с другими странами мира и иными факторами. Нельзя обойти вниманием и пандемию СОУГО-19 и жесткие ограничительные меры, которые дорого обходятся российской экономике. В частности, ВВП страны в годовом выражении в текущем году сократился на 8%, на столько же сократились реальные располагаемые доходы россиян, т. е. их падение стало рекордным в XXI веке.
Будущее экономики нашей страны волнует абсолютно всех, так как экономические скачки влияют на различные сферы жизни и ведения бизнеса в России. В этих принципиально новых условиях проблемы совершенствования бюджетного процесса стали все больше актуальны. Проблема бюджетного дефицита является на сегодняшний день одной из наиболее важных проблем экономики. За последнее время формирование доходной и расходной частей бюджетов всех уровней осуществляется в условиях сложной экономической и геополитической обстановки, как следствие - рост долговых обязательств из-за падения цен на нефть, введение санкций против ключевых отраслей отечественной экономики, замедление экономического роста и т. д. Таким образом, эффективное и ответственное управление общественными финансами приобрело первостепенное значение для учреждений Российской Федерации, в том числе и бюджетных, с точки зрения обеспечения их устойчивости, финансовой безопасности, устойчивого экономического роста. Следует отметить, что бюджетные учреждения представляют одну из наиболее множественных групп учреждений, функционирующих в государстве и существование, которых обеспечивается за счет средств федерального, региональных и местных бюджетов. Соответственно, их устойчивое и эффективное функционирование - необходимое условие стабилизации, подъема и структурной перестройки нашей экономики, а также обеспечения целостности экономического пространства, государственной безопасности России.
Существующая на сегодняшний день фрагментарность анализа показателей бюджетной эффективности учреждений, и вместе с тем отсутствие системы комплексной оценки эффективности бюджетных расходов обосновала острую
необходимость развития методологических подходов для оценки эффективности использования бюджетных средств [1]. Как бы ни боль прискорбно, следует отметить, что бюджетная система Российской Федерации не является совершенной. Необходимо отметить ряд проблем, мешающих эффективному функционированию нашей бюджетной системы, в том числе, это:
- зависимость бюджета РФ от ситуации на мировых рынках сырья, и соответственно, от цен на нефть и газ. Из-за данного фактора снижена возможность бюджетного маневра для увеличения расходной части на финансирование направлений, которые обеспечивают экономическое развитие РФ;
- бюджетная система РФ не оптимальна, чтобы поддержать и стимулировать экономическое развитие средств, направленных на развитие инфраструктуры, производства, науки и образования и т.д. Наблюдается высокая зависимость региональных и местных бюджетов РФ от внешней финансовой помощи;
- эффективность бюджетных расходов является низкой, т.к. полученный эффект часто не перекрывает расходы;
- в бюджетной системе страны наблюдаются частичные, фрагментарные изменения в системе налоговых отношений, соответственно это ведет к дополнительным затратам, особенно у субъектов МСП, из-за отслеживания изменений и внесения определенных корректировок в свою деятельность и т.д.
Понятие «эффективность» в контексте рассмотрения бюджетных средств определено статьей 34 БК РФ как достижение заданных результатов при использовании наименьшего объема средств, а также достижение наилучшего результата, используя только те средства, которые определены бюджет. Согласно данного определения, авторы диссертации считают, что понятие эффективности можно приравнять к экономности, результативности. Результативность - это абсолютный показатель, который отражает степень соответствия достигнутых результатов запланированным [2]. Таким образом, рассмотренное определение термина «эффективность» больше сориентировано на экономность и соответствует современным тенденциям развития экономики России.
С учетом того, что базовая задача Минфина России в сегодняшних экономических условиях - это ограничение темпов роста бюджетных расходов, то определение эффективности через призму экономии стало доминирующим. Введение оценки в систему бюджетного планирования практикуется с 2000-х годов. За последние годы на государственном и муниципальном уровнях в программные документы включают наборы оценочных показателей и индикаторов, в большей степени ориентированные на результативность использования бюджетных средств. Авторы отметили, что в 2014 году на базе Минфина России и Счетной палаты были разработаны «Критерии и методика оценки эффективности бюджетных расходов с учетом особенностей определенных видов расходов». В рамках данной методики оценка осуществляется в определенных направлениях:
- определения эффективности бюджетных расходов, которые направлены на реализацию госпрограмм и непрограммной части бюджетных расходов;
- определения эффективности бюджетных расходов, которые направлены на выполнение мероприятий;
- определения эффективности видов бюджетных расходов [3].
На сегодняшний день, правовыми положениями, изложенными в официальных документах, которые регламентируют осуществление бюджетных расходов в РФ, содержится довольно много норм, включающих разные методики оценки их эффективности. Однако, оценочная деятельность на практике использования бюджетных средств не отличается единообразием, как и не везде применяется. Оценка качества финансового менеджмента по компонентам показывает
отсутствие значимых положительных изменений в направлении «Исполнение бюджета по расходам».
По мнению авторов, в сегодняшних сложившихся экономических условиях и в связи с требованием сокращения расходов федерального бюджета, необходимо создание комплексной методики оценки эффективности бюджетных расходов, которая позволит снизить неэффективные затраты государства на реализацию своих функций, а также разработать критерии оценки показателей бюджетной эффективности.
Несмотря на стратегическую важность этой проблемы, сегодня нет ни единой методики, позволяющей выстроить систему оценки эффективности реализуемых бюджетных программ различного уровня. Анализ результатов реализации ряда программ указывает на то, что общим для большинства из них является невыполнение целевых индикаторов и, как следствие, недостижение запланированных результатов. Таким образом, ситуация требует выработки и внедрения подходов, которые направлены на повышение эффективности управления государственными программами.
Рассмотрев сущность применяемых в бюджетной практике показателей эффективности, авторы исследования считают, что в уточнении и конкретизации нуждается понятие эффективности в отношении результатов реализации программ. В связи с этим, необходимо производить оценку эффективности результатов с различных аспектов эффективности, среди которых можно отметить наиболее важные, это: влияние на общество, результативность, продуктивность, качество обслуживания, качество организации (табл. 1).
Таблица 1. Различные аспекты эффективности, учитываемые при оценке эффективности результатов реализации бюджетных программ
Эффективность результатов реализации бюджетных программ
Аспект эффективности Характеристика Показатели
Степень влияния Сравнение результатов различных периодов по общим показателям: средняя продолжительность жизни, смертность, уровень образования и т.д. Показатели социально-экономического развития
Результативность Степень достижения цели программ. Очень важно распределение бюджетных средств, согласно приоритетов госполитики Показатели деятельности
Продуктивность Сравнение результатов прошлых периодов по уровню производительности труда участников реализации программ Показатели производительности труда
Качество обслуживания Своевременность, доступность, точность, вежливость и т.д. Показатели удовлетворенности потребителей госуслуг
Экономичность Достижение целевых показателей прибыльности, доходов, а также контроль расходов Финансовые показатели
Качество организации Оценка организационных структур, систем и процессов управления -качества управления (оценочные ведомости) Оценочные показатели
Как можно увидеть, различные аспекты эффективности взаимно дополняются в едином комплексе, они все необходимы, и нет зависимости от уровня руководства,
принимающего решения, которые касаются утверждения либо отклонения представленных программ [4].
Все эти аспекты эффективности тесно связаны и выражают различные аспекты понятия эффективности бюджетных расходов, что довольно наглядно можно увидеть на рис. 1.
Рис. 1. Оценка эффективности бюджетных расходов
Данная схема наглядно демонстрирует, что экономичные решения обеспечивают более высокую экономическую эффективность, а она в свою очередь приводит к более высокой социально-экономической эффективности [5].
Таким образом, определение основных критериев оценки показателей бюджетной эффективности позволит выявить наиболее и наименее эффективные направления расходов, а также создать реальные предпосылки повышения их эффективности, что особенно актуально в условиях повсеместного роста дефицита бюджетов.
Чтобы оценить экономичность следует знать объем и структуру затрат, а при оценке производительности необходимо учитывать качественные стандарты продукции (услуги) и сравнительную ресурсоемкость реализации каждой. Для оценки результативности требуется разработка специальных индикаторов достижения поставленных целей. Для оценки расходов важно учитывать индикаторы результативности, при помощи которых можно оценить объем и качество оказания госуслуг, а также выполнение основных государственных функций. Непосредственный процесс оценки и сопоставления результатов и затрат очень важен для обоснования стратегически важных решений и целесообразности реализации бюджетных программ.
Критерии оценки результативности показывают соотношение полученного результата и расходов, в сравнении с планируемым значением на этапе утверждения программы. Эта группа критериев характеризует степень достижения целей и задач по направлениям расходов бюджета. Однако, критерии результативности могут не учесть, в какой мере были соблюдены при реализации программных мероприятий административные процедуры при осуществлении расходов, и с какой эффективностью обеспечено достижение целей, а также решение задач программы. Результативность также можно достичь при постоянном увеличении расходов бюджета, т.е. «эффект масштаба», и при неизменном качестве госуслуг либо (в некоторых случаях) его снижении.
Таким образом, в системе оценки бюджетных показателей наибольшее значение принадлежит следующим элементам эффективности: стратегии, целям, и показателям: результативности, продуктивности, качеству. Отметим, что при формировании показателей нужно следовать требованиям: адекватности; точности; объективности; достоверности; однозначности; экономичности; сопоставимости; своевременности и регулярности. А особое внимание должно быть уделено показателям не только экономической, но и социальной эффективности.
Список литературы
1. Нечаев А.С. Антипина О.В. Бюджетная система Российской Федерации: учеб. пособие / А.С. Нечаев, О.В. Антипина, Д.А. Антипин. М.: Инфра-М, 2017. 266 с.
2. Рой О.М. Основы государственного и муниципального управления: учеб. пособие / О.М. Рой. М.: Питер, 2019. 432 с.
3. Рябова Е.В. Бюджетное устройство Российской Федерации: учеб. пособие / Е.В. Рябова. М.: Юрайт, 2020. 248 с.
4. Спасская Н.В. Социально-экономическое развитие России как объект государственного регулирования: монография / Н.В. Спасская, Е.В. Такмакова. М.: РИОР, 2019. 216 с.
5. Терехин В.И. Эффективность управления социально-экономическим развитием административно-территориальных образований: монография / В.И. Терехин. М.: Инфра-М, 2018. 315 с.