9. Alifanova E.N., Nivorozhkina L.I., Evlakhova Yu.S. The structure of threats to financial security by the intensity of manifestation at the international level: a methodological approach and empirical assessment // Statistics - the language of digital civilization: coll. reports intl. scientific and practical. conf. "II Open Russian Statistical Congress" (Rostov-on-Don, December 4-6, 2018): in 2 vols. V. 1. / Russian Association of Statisticians; Federal State Statistics Service of the Russian Federation, Rost. state economy un-t (RINH), Rostov regional branch of the VEO of Russia. Rostov n/a: AzovPrint, 2018. P. 115-120.
10. Evlakhova Yu.S., Alifanova E.N. Systemically important credit organizations as a zone of vulnerability to threats to the financial security of Russia // Finance and credit. 2019. V.25, No. 8. S.1712-1726. DOI: 10.24891/fc. 25 . eight . 1712.
11. Evlakhova Yu.S., Alifanova E.N., Tregubova A.A. Patterns of Behavior of Russian Banks - a Response to the Financial Activity of the Population in Conditions of Macroeconomic Shocks // NEA Journal. 2021. No. 2 (50). pp.74-95.
12. Nivorozhkina L.I., Alifanova E.N. Financial strategies of university graduates: fathers and children (statistical analysis experience) // State and municipal management: scientific notes, 2019. - No. 3. - P. 138-146.
13. Nivorozhkina L.I., Alifanova E.N., Evlakhova Yu.S., Tregubova A.A. The impact of socio-demographic characteristics of university graduates on the risk of deviant financial behavior // Modern problems of economics, law and business of the post-coronavirus crisis: a collection of scientific papers of the International Scientific and Practical Online Conference. - Moscow: Znanie-M, 2020. - S. 190-195.
14. Nivorozhkina L.I., Sinyavskaya T.G., Tregubova A.A. Assessing the risk of financial deviations: the possibility of using underwriting // Current trends in the development of accounting, analysis, audit and statistics in domestic and foreign practice: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference / Under the general editorship of Doctor of Economics, Professor E. N. Makarenko, Rector of the Russian State Economic University (RINH) - Rostov-on-Don, 2021. - P.311-315.
15. Nivorozhkina L.I., Sinyavskaya T.G., Tregubova A.A. Statistical study of deviations in the financial behavior of young people. Monograph. - Rostov-on-Don: Publishing and printing complex RGEU (RINH), 2020. - 150 p.
16. Nivorozhkina, L.I., Polubotko, A.A., Sinyavskaya, T.G., Tregubova, A.A. The concept of statistical assessment of the risks of deviant financial behavior of young people based on survey data // Statistics - the language of digital civilization: coll. reports intl. scientific and practical. conf. "II Open Russian Statistical Congress" (Rostov-on-Don, December 4-6, 2018): in 2 volumes - V. 1. / Russian Association of Statisticians; Federal State Statistics Service of the Russian Federation, Rost. state economy un-t (RINH), Rostov regional branch of the VEO of Russia. - Rostov n / a: Publishing house "AzovPrint", 2018. - P.204-213.
17. Development of a system for assessing the national risk of money laundering and terrorist financing based on the mutual influence of the vulnerabilities of financial institutions and households: monograph / E.N. Alifanov, L.I. Nivorozhkina, Yu.S. Evlakhova.
DOI: 10.24412/2304-6139-2021-6-384-389
И.М. Блохина - к.э.н., доцент кафедры финансов, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, [email protected], I.M. Blokhina - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Finance, FSBEI HE Kuban SAU, [email protected];
О.А. Черная - к.э.н., доцент кафедры финансов, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, choa-81 @mail.ru,
0.A. Chernaya - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Finance, FSBEI HE Kuban SAU, [email protected];
И.А Неводова - старший преподаватель кафедры финансов, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, [email protected],
1.A. Nevodova - Assistant professor of the Finance, FSBEI HE Kuban SAU, [email protected].
ОЦЕНКА БЮДЖЕТА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ В УСЛОВИЯХ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ ОГРАНИЧЕНИЙ ASSESSMENT OF THE BUDGET OF THE KRASNODAR TERRITORY IN THE CONDITIONS OF EPIDEMIOLOGICAL RESTRICTIONS
Аннотация. Оценка и анализ показателей централизованных общегосударственных фондов имели всегда высокую актуальность. Важность исследования бюджетов публично -правовых образований усиливается в современных условиях, связанных с распространением коронавирусной инфекции COVID-19 и введением в связи с этим эпидемиологических ограничений. Меры поддержки граждан, компаний, индивидуальных предпринимателей, финансируемые из бюджетов разных уровней, помогают смягчить экономические последствия пандемии. Однако объем бюджетных средств имеет ограниченный размер, особенно на уровне субъектов Российской Федерации. При росте расходов доходы региональных бюджетов чаще всего снижаются. Органы власти и управления вынуждены прибегать к заимствованиям для обеспечения своей деятельности. В результате чего растет государственный и муниципальный долг. Все это приводит к снижению бюджетной устойчивости субъектов Российской Федерации.
Несмотря на сложные современные условия, увеличение расходов на борьбу с коронавирусной инфекцией, необходимо обеспечивать выполнение приоритетных задач, как на федеральном, так и на субфедеральном уровне, определенных национальными целями развития Российской Федерации. Для этого должны создаваться условия для дальнейшего развития экономического и инвестиционного потенциала в регионах, адресно и своевременно решаться социальные вопросы. Население должно быть обеспечено доступными и качественными государственными и муниципальными услугами, эффективность использования бюджетных средств должна повышаться, при имеющихся финансовых ресурсах должны достигаться лучшие результаты.
Abstract. Evaluation and analysis of indicators of centralized national funds have always been highly relevant. The importance of studying the budgets of public legal entities is increasing in modern conditions associated with the spread of COVID-19 coronavirus infection and the introduction of epidemiological restrictions in this regard. Measures to support citizens, companies, and individual entrepreneurs, financed from budgets of different lev-
els, help mitigate the economic consequences of the pandemic. However, the amount of budget funds is limited, especially at the level of the constituent entities of the Russian Federation. With the growth of expenditures, the revenues of regional budgets most often decrease. The authorities and administrations are forced to resort to borrowing to ensure their activities. As a result, the state and municipal debt is growing. All this leads to a decrease in the budgetary stability of the subjects of the Russian Federation.
Despite the difficult modern conditions, the increase in spending on the fight against coronavirus infection, it is necessary to ensure the implementation of priority tasks, both at the federal and sub -federal level, defined by the national development goals of the Russian Federation. To do this, conditions should be created for the further development of economic and investment potential in the regions, and social issues should be addressed in a targeted and timely manner. The population should be provided with affordable and high-quality state and municipal services, the efficiency of using budget funds should increase, with the available financial resources, better results should be achieved.
Ключевые слова: доходы, расходы бюджета, дефицит, структура, государственный долг.
Keywords: revenues, budget expenditures, deficit, structure, public debt.
Современные условия хозяйствования, связанные с продолжающейся пандемией коронавируса COVID-19, требуют новых решений приоритетных вопросов от всех субъектов финансово -экономических отношений и, в первую очередь, от публично-правовых образований. Именно централизованные финансовые ресурсы, в том числе и сформированные резервы, в настоящее время играют ведущую роль в социально -экономической стабильности страны. Бюджеты публично -правовых образований, как известно, являются базовыми фондами, от качества формирования и распределения которых зависит эффективность проводимой финансовой политики. В сложившейся ситуации любое социально ориентированное государство испытывает увеличенную нагрузку на сферы здравоохранения, поддержки предпринимательства и граждан. При этом не всегда приходится рассчитывать на необходимый рост поступлений, покрывающих возросшие расходные обязательства. Нехватку ресурсов публично-правовые образования покрывают долговыми обязательствами. Растет государственный и муниципальный долг. Поэтому оценка и анализ доходов и расходов бюджетов, а также уровня государственного и муниципального долга имеют в настоящее время особую актуальность.
В данной статье проведем оценку и анализ бюджета Краснодарского края, уровня государственного долга данного региона, сделаем обоснованные выводы и рекомендации, направленные на обеспечение сбалансированности краевого бюджета и повышение бюджетной устойчивости региона.
Краснодарский край - один из регионов России, имеющих сильную экономику, большой инвестиционный потенциал. Рассмотрим основные показатели социально -экономического развития края за последние пять лет, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Показатели социально-экономического развития Кубани
Показатель 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. оценка 2022 г. прогноз
Валовой региональный продукт (ВРП), млрд руб. 2225,9 2344,6 2569,8 2492,0 2990,8 3185,1
ВРП в расчете на одного жителя, тыс. руб. 398,4 416,8 453,9 438,8 525,2 557,1
Прибыль прибыльных организаций, млрд руб. 352,2 340,6 485,9 467,8 557,4 586,2
Фонд начисленной заработной платы всех работников, млрд руб. 515,6 577,6 616,7 637,9 681,5 724,0
Годовой уровень инфляции, % 4,0 2,5 4,5 3,2 6,0 4,0
В первый 2020 год эпидемиологических ограничений, введенных в нашей стране из -за распространения коронавирусной инфекции, валовой региональный продукт Кубани снизился на 3,0 % по отношению к предыдущему году, наблюдалась отрицательная динамика и инвестиционной активности в регионе в 2020 г. Однако, по итогам этого периода на территории Краснодарского края успешно реализовано 125 инвестиционных проекта, в том числе 87 крупных проектов на общую сумму 56,7 млрд руб. и создано свыше 2,6 тыс. новых рабочих мест. По предварительной оценке ВРП в 2021 г. вырос на 20,0 % по сравнению с 2020 г. и на 16,4 % - по сравнению с 2019 г., объем инвестиций в основной капитал в 2021 г. в крае оценен в 556,4 млрд руб., что выше значения предыдущего года. В агропромышленном комплексе края (включая виноградарство и виноделие) реализуется 126 крупных проекта, в строительстве - 80 проектов, в промышленности - 51 проект. Еще 105 крупных проектов реализуются в других отраслях экономики Кубани. Это говорит о восстановлении и дальнейшем развитии экономики региона. Негативным фактором является повышение роста инфляции в 2021 г., которая оказалась максимальной за весь исследуемый период и составила 6 %.
Оценим основные показатели краевого бюджета при помощи данных таблицы 2. Сравнение доходов и расходов бюджета позволяет выявить дефицит или профицит финансовых ресурсов (рисунок 1). В 2018 г. и 2019 г. региональный бюджет был профицитным, однако в 2020 г. расходы бюджета превысили его доходы на 4579 млн руб. Бюджет Краснодарского края в 2021 г. также имеет отрицательное сальдо. В 2022 г. планируется дефицит бюджета в размере 4403 млн руб.
Таблица 2 - Основные параметры бюджета Краснодарского края, млн руб.
Показатель 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. Закон КК от 23.12.2020 № 4380-КЗ (в ред. от 15.11.2021) 2022 г. план
Доходы, всего 250925 291490 314880 323327 336693
Налоговые и неналоговые доходы 210388 242961 219489 237813 260606
Безвозмездные поступления 40537 48529 95391 85514 76087
Расходы, всего 235406 262956 319459 339599 341096
Дефицит (-) / Профицит 15519 28534 -4579 -16272 -4403
5ш: I I I I I
Рисунок 1 - Доходы и расходы бюджета Краснодарского края, млн руб.
Поступления краевого бюджета состоят из налоговых, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений. Налоговые и неналоговые доходы - это основа формирования бюджета края. В 2018 г. и 2019 г. их доля составляла более 83 % всех поступлений. В 2020 г. удельный вес налоговых и неналоговых доходов в общей сумме доходов бюджета снизился до 70 %, а в 2021 г. составил около 74 %. Региональные бюджеты в период пандемии испытывали и испытывают трудности с финансированием растущих расходов, поэтому межбюджетные трансферты, поступающие из федерального бюджета, помогают им в этом.
Необходимо отметить тот факт, что в сложных условиях при исполнении бюджета Краснодарского края в 2020 г., доходы краевого бюджета были фактически исполнены с превышением бюджетных назначений на 2,7 %. При этом расходы бюджета, напротив, были меньше запланированных. Причинами неполного использования бюджетных ассигнований в основном являлись экономия средств по контрактам в результате проведения конкурсных процедур, невыполнение подрядными организациями контрактных обязательств. Поэтому сложившееся в 2020 г. соотношение доходов и расходов бюджета края позволило значительно сократить его дефицит - с запланированных 7,6 % доходов бюджета до 1,5 % фактически поступивших.
Внести изменения в запланированный и утвержденный объем доходов в 2021 г., улучшить прогноз наполняемости бюджета в предстоящем трехлетнем периоде позволила текущая ситуация, характеризующаяся ростом налоговых поступлений в краевой бюджет. Так, например, как отметил министр финансов края Максименко С. В. на 61-й сессии Законодательного Собрания края в 2021 г. на 5,2 млрд руб. возросли доходы от налога на прибыль организаций, на 2,0 млрд руб. возросли доходы от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Рассмотрим структуру фактически исполненных доходов бюджета Краснодарского края в 2020 г. на рисунке 2.
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) является по законодательству Российской Федерации федеральным налогом, однако поступления от этого налога формируют региональные и местные бюджеты, имея в структуре доходов данных бюджетов ведущее значение. В бюджете Краснодарского края в 2020 г. поступления от НДФЛ занимали 1/5 всех доходов. 19,0 % бюджета края - это поступления от налога на прибыль организации, 9,0 % -акцизы. Налог на имущество организаций и транспортный налог являются региональными налогами, поступления от которых в 2020 г. в бюджет края составили соответственно 11,0 % и 3,0 %. Безвозмездные поступления из федерального бюджета поступают в виде дотаций, субсидий, субвенций в бюджеты субъектов Российской Федерации. Эти средства, как уже упоминалось, помогают регионам финансировать расходные обязательства, решая приоритетные социальные и экономические задачи.
Структура доходов бюджета Краснодарского края в 2021 г. по предварительной оценке претерпела небольшие изменения по сравнению с 2020 г. Немного увеличились доли таких налогов как: НДФЛ, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций. Снизился удельный вес безвозмездных поступлений (до 26 % всех доходов).
Характеризуя структуру запланированных на 2022 г. доходов бюджета края, можно также выделить поступления от налога на прибыль организаций (21,9 % всех доходов); налога на доходы физических лиц (22,4 %); налога на имущество организаций (11,1 %); акцизов (9,8 %); налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (6,6 %); транспортного налога (2,7 %).
6%
ез Безвозмездные поступления
□ НДФЛ
□ Акцизы
■ Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения
■ Налог на имущество организаций
■ Прочие налоговые и неналоговые доходы
■ Транспортный налог
■ Налог на прибыль организаций
Рисунок 2 - Состав и структура доходов бюджета Краснодарского края, 2020 г.
Бюджет Краснодарского края имеет социальную направленность, что подтверждаются структурой его расходов. Лидирующими разделами расходов краевого бюджета традиционно являются «Социальная политика», «Образование», «Здравоохранение». Значительные средства выделяются и на развитие экономики. Расходы краевого бюджета в 2020 г. и 2021 г. распределялись в рамках 26 государственных программ. Удельный вес программных расходов соответственно составил 92,0 % (по фактическим данным) и 96,3 % общего объема расходов бюджета. Программный принцип распределения бюджетных средств позволяет повысить эффективность расходов бюджета.
В 2020 г. на социальную сферу было использовано 72,0 % расходов бюджета края: 31,0 % - расходы по разделу «социальная политика», 23,0 % - расходы по разделу «образование», 15,0 % - расходы по разделу «здравоохранение», 2,0 % и 1,0 % - соответственно расходы по разделам «физическая культура и спорт» и «культура, кинематография». 17,0 % расходов бюджета Краснодарского края составляют ассигнования, распределенные в раздел классификации расходов бюджетов «национальная экономика». В 2021 г. социальные вопросы также были приоритетными при распределении бюджетных ресурсов, структура расходов бюджета изменилась незначительно, как и при планировании расходов краевого бюджета на 2022 г.
В соответствии с ФЗ от 22.12.2020 № 437-Ф3 (ред. от 01.07.2021) на территории Краснодарского края была создана федеральная территория «Сириус», являющаяся автономной от края в правовом, экономическом и административном отношении. Этот факт оказал влияние на доходы и расходы краевого бюджета предстоящего трехлетнего периода (2022-2024 гг.). Прогнозные бюджетные показатели выявили выпадающие доходы краевого бюджета по налогам на прибыль и имущество организаций, налогу на доходы физических лиц, налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. В расходах бюджета края по разделу «Физическая культура и спорт» сокращены бюджетные ассигнования на обеспечение деятельности государственных учреждений, находящихся на федеральной территории «Сириус» в связи с передачей спортивных объектов в собственность данному образованию.
Сбалансированность бюджетов - важный принцип бюджетной системы Российской Федерации, обеспечивая который регионы прибегают к заимствованиям. За ростом долговой нагрузки должны внимательно следить финансовые органы субъектов РФ, не допускать превышения объема долга над утвержденным общим объемом доходов бюджета субъекта РФ без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений [3]. Параметры государственного долга Краснодарского края соответствуют требованиям бюджетного законодательства (рисунок 3).
Государственный долг Краснодарского края на начало 2019 г. составлял 140,2 млрд руб., что соответствовало 66,6 % доходов (без учета безвозмездных поступлений). На 01.01.2020 размер долга значительно сократился и составил 99,5 млрд руб. или 41,0 % налоговых и неналоговых доходов краевого бюджета в 2019 г. Немного выросло значение долга края на начало текущего года (до 102,1 млрд руб.). Однако в последующие годы уровень государственного долга Краснодарского края планируется держать в объеме, не превышающем 100 млрд руб., а долговую нагрузку снижать до 35 % налоговых и неналоговых доходов бюджета региона.
Таким образом, можно отметить, что в Краснодарском крае проводится эффективная долговая политика, направленная на оптимизацию государственного долга и поддержание долговой устойчивости. В структуре долга Краснодарского края наблюдается преобладание бюджетных кредитов. Небольшая стоимость этого источника делает его наиболее привлекательным для региона. Кредиты кредитных организаций, напротив, являются дорогостоящими, поэтому их отсутствие на начало 2021 г. и 2022 г. положительно характеризует структуру долга.
Сделаем выводы. Повышение поступлений в бюджет Краснодарского края должно основываться на развитии экономики региона. Принимая меры для расширения реализации инфраструктурных проектов, проектов социальной сферы и экономики в форме государственно-частного партнерства, улучшения инвестиционного климата, можно быстро восстановить и дальше наращивать темпы развития экономики, создавать благоприятные и комфортные условия для проживания в регионе, так как Кубань имеет большой экономический и инвестиционный потенциал.
Рисунок 3 - Государственный долг Краснодарского края, млрд руб.
В соответствии с Федеральным законом от 23.11.2020 № 372-Ф3 с 1 января 2021 г. в России в части налогообложения доходов физических лиц, превышающих 5 миллионов рублей за налоговый период, увеличена ставка до 15 % суммы соответствующих доходов. Однако, принятые меры недостаточны для того, чтобы каждый гражданин вносил справедливую долю налоговых платежей в соответствии с его трудоспособностью и доходом. Поэтому остается актуальным вопрос о применении прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц в Российской Федерации. Высокие доходы должны облагаться более высокой ставкой, тогда как для небольших доходов должна быть предусмотрена низкая ставка подоходного налога.
Для повышения эффективности мер социальной поддержки граждан в России реализуется переход к оказанию государственных услуг и осуществлению функций в формате «Социального казначейства».
В настоящее время на региональном уровне предоставляются меры социальной поддержки, количество которых достигает 20 тысяч и которые предоставляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, однако значительное количество мер социальной поддержки отсутствует на едином портале, что не позволяет гражданам взаимодействовать с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде при получении мер социальной поддержки.
Цифровизация социальной сферы предполагает изменение процессов, организационной структуры, осуществляемых функций, принципов принятия решений и взаимодействия организаций с гражданами и юридическими лицами, повышение качества предоставляемых услуг, снижение издержек на их предоставление за счет создания единой централизованной цифровой платформы в социальной сфере, что позволит повысить адресность и эффективность предоставления мер социальной поддержки.
Для региональных бюджетов и бюджетов муниципальных образований создание единой цифровой платформы в социальной сфере будет способствовать снижению издержек на осуществление процессов предоставления мер социальной поддержки.
Российские граждане будут оформлять и получать пособия, пенсии, другие социальные надбавки, услуги в режиме «одного окна», без беготни по инстанциям, а просто по факту создания семьи, рождения ребёнка, выхода на пенсию или другой жизненной ситуации.
Восстановление и дальнейшее развитие экономики Краснодарского края проходит в период продолжающегося распространения коронавирусной инфекции СОУ[Э-19. Можно отметить, что финансовые меры, принятые для смягчения экономических последствий пандемии в регионе, принесли и приносят положительные результаты. В 2022 г. расходы краевого бюджета по разделу «Национальная экономика» запланированы в меньшем объеме по сравнению с уточненными аналогичными показателями 2021 г. Но уже в 2023 г. и в 2024 г. на финансирование национальной экономики будет выделено средств больше, чем в 2021 г. Используя бюджетный механизм, необходимо и дальше своевременно оказывать поддержку реальному сектору экономики Кубани, способствовать росту валового регионального продукта.
Социальные расходы краевого бюджета, как показала оценка, являются приоритетными [1]. Это соответствует национальным целям развития Российской Федерации. Благополучие граждан России, повышение уровня их жизни - это главная задача проводимой финансовой политики всех уровней власти.
Важно следить за уровнем долга и долговой устойчивостью региона. В период подготовки к проведению Россией Олимпийских игр в 2014 г. в г. Сочи Краснодарский край сформировал большой государственный долг, выбивших в «антилидеры» среди субъектов РФ по данному показателю. В настоящее время Краснодарский край оптимизировал долговые показатели, улучшил структуру государственного долга. Дальнейшая грамотная и взвешенная долговая политика региона будет также способствовать его развитию.
Источники:
1. Блохина И. М. Эффективность бюджета Краснодарского края / И. М. Блохина, А. С. Вертий, В.А. Черкашин // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2018. - Т. 2. № 3. - С. 99-104.
2. Блохина И. М. Роль бюджетов муниципальных образований в повышении качества жизни населения / И. М. Блохина, И. А. Неводова, А. А. Мальцева // Экономика и управление: проблемы, решения. -2018. - Т. 4. № 10. - С. 4-9
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ; ред. от 29.11.2021 [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru. - Загл. с экрана.
4. Министерство финансов Краснодарского края (официальный сайт) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.minfinkubani.ru.
References:
1. Blokhina I. M. Efficiency of the budget of the Krasnodar Territory / I. M. Blokhina, A. S. Vertiy, V.A. Cher-kashin // Economics and management: problems, solutions. - 2018. - Vol. 2. №. 3. - pp. 99-104.
2. Blokhina I.M. The role of municipal budgets in improving the quality of life of the population / I.M. Blokhina, I.A. Nefedova, A.A. Maltseva // Economics and management: problems, solutions. - 2018. - Vol. 4. №. 10. - pp. 4-9.
3. Budget Code of the Russian Federation No. 145-FZ of 31.07.1998; ed. from 11/29/2021 [Electronic resource] // Legal reference system "Consultant Plus". - Access mode: http://www.consultant.ru . - Blank from the screen
4. The Ministry of Finance of the Krasnodar Territory (official website) [Electronic resource] - Access mode: http://www.minfinkubani.ru.
DOI: 10.24412/2304-6139-2021-6-389-393
П.И. Бостанова - к.э.н., доцент кафедры Финансы и кредит, ФГБОУ ВО «Северо-Кавказская государственная академия», [email protected],
P.I. Bostanova - Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Finance and Credit, FSBEI HE "North Caucasian State Academy";
Б.Ю. Дзарахова - к.э.н., доцент кафедры Финансы и кредит, ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет»,
B.Yu. Dzaraxova - Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Finance and Credit, Ingush State University.
АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ НАИОНАЛЬНОГО ФОНДОВОГО РЫНКА НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ ANALYSIS OF THE IMPACT OF THE REGIONAL STOCK MARKET ON THE ECONOMIC SECURITY OF RUSSIA
Аннотация. Настоящее исследование посвящено вопросам обеспечения экономической безопасности на национальном фондовом рынке. В ходе исследования авторами проведен индикативный анализ российского фондового рынка. Авторами были произведены расчеты индикаторов экономической безопасности фондового рынка как отношение денежной массы к капитализации фондового рынка, отношение капитализации фондового рынка к ВВП, отношение объема внешнего государственного долга к ВВП, отношение объема внутреннего государственного долга к ВВП. Также в процессе исследования авторами были выявлены актуальные угрозы экономической безопасности фондового рынка, связанные высоким уровнем зависимости от иностранных инвесторов, низким уровнем привлечения инвестиционных ресурсов, необходимых предприятиям реального сектора; криминализацией рынка ценных бумаг и использование инсайдерской информации в торговле на фондовом рынке вследствие неразвитости нормативной правовой базы.
Abstract. This study is devoted to the issues of ensuring economic security on the national stock market. In the course of the study, the author conducted an indicative analysis of the Russian stock market. The author has calculated the indicators of economic security of the stock market as the ratio of money supply to the capitalization of the stock market, the ratio of the capitalization of the stock market to GDP, the ratio of the volume of external public debt to GDP, the ratio of the volume of domestic public debt to GDP. Also in the course of the study, the author identified current threats to the economic security of the stock market associated with a high level of dependence on foreign investors, a low level of attracting investment resources needed by real sector enterprises; criminalization of the securities market and the use of insider information in trading on the stock market due to the underdevelopment of the regulatory framework.
Ключевые слова. Национальный фондовый рынок, индикаторы экономической безопасности фондового рынка, пороговые значения, капитализация рынка ценных бумаг.
Keywords. National stock market, indicators of economic security of the stock market, thresholds, capitalization of the securities market.
Немаловажное значение, с развитием финансового рынка в Российской Федерации, приобрел вопрос обеспечения его экономической безопасности. И благосостояние фондового рынка, являющегося составной частью финансового рынка, оказывает на это непосредственное влияние [1].
Для оценки экономической безопасности национального фондового рынка в России применяют следующие индикаторы и их пороговые значения: отношение объема внешнего государственного долга к ВВП (0,3); отношение денежного агрегата М2 к капитализации фондового рынка (< 1); отношение объема внутреннего государственного долга к ВВП (0,3); отношение капитализации фондового рынка к ВВП (0,5-1); отношение объема внутреннего негосударственного долга к ВВП (0,6) и т.д.
Итак, благодаря приведенным выше индикаторам и пороговым значениям, появляется возможность