ОЦЕНКА БИЗНЕСА КАК ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ
ПЛ. ЛЕВЧАЕВ, кандидат экономических наук, Мордовский государственный университет им. И. П. Огарева
Оценка бизнеса как сформировавшееся прикладное научное направление рассматривается сегодня как одно из передовых направлений менеджмента. Мы постараемся показать аспекты этого направления с точки зрения инвестиционной привлекательности субъектов хозяйствования, а значит, и рационального управления и целенаправленного, обоснованного использования финансовых ресурсов инвестора, например банка. Таким образом, оценка бизнеса (предприятия) будет нами рассматриваться как первоначальный этап оценки инвестиционных приоритетов. На современном этапе экономических преобразований эта проблема не вызывает сомнений в своей актуальности, так как речь идет не только о сохранении полученных ранее банковских прибылей, но и об участии в последующем, перспективном распределении созданной экономическими субъектами стоимости, принимающей форму национального дохода. Итак, по порядку.
Оценка стоимости предприятия отвечает на вопрос о том, сколько стоит или может стоить предприятие. При этом все заинтересованные лица могут иметь разные причины оценки стоимости предприятия с позиции соблюдения собственных интересов, поиска компромисса между доходом и риском. Рассмотрим основные на настоящий момент стандарты стоимости.
Оценка бизнеса чаще всего имеет своим предметом стоимость отдельных бизнес-линий или стоимость всего предприятия (фирмы). Бизнес-линию определяют как совокупность прав собственности, долгосрочных конкурентных преимуществ и соответствующего имущества (технологий, контрактов на организацию работ), которые обеспечивают
получение доходов. Близкими понятиями выступают: продуктовая линия, инвестиционный проект, долгосрочные ключевые контракты, обусловливающие получение доходов или экономию расходов (например, по долгосрочной аренде оборудования, закупке, размещению произведенного продукта). Таким образом, узкая трактовка бизнес-линии предполагает реализацию имущественного интереса, обусловливающего в результате увеличение стоимости предприятия. Вполне очевидно, что проводимая оценка касается установления стоимости определяющего для данного субъекта хозяйствования на этот момент времени предмета сделки, ибо результатом этого выступает конечная величина всего стоимостного образования.
Оценка всего предприятия может осуществляться также и на основе оценки его имущества, а не по бизнес-линиям. Необходимость этой оценки обусловлена тем, что рынок не в состоянии этого сделать. Оценка предприятия основывается на оценке ее активов.
Не следует думать, что названные подходы исключают применение друг друга, возможны ситуации, когда оценка бизнес-линии предполагает имущественный подход, а оценка всего предприятия — установление стоимости бизнес-линии в его составе.
Изначальные ориентиры при определении стоимости предприятия: 1) предприятие оценивается как функционирующее; 2) предприятие оценивается с точки зрения его ликвидации (ликвидационная стоимость). При этом основными подходами выступают: а) доходный; б) рыночный; в) затратный. Факт, что оценка может проводиться с использованием различных подходов и предпо-
16
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ш£ОРШ к. ЪР/гкмтска
Аяллиу. инбесляиоуьсаЯЛих
14 (47)-2005
ложений относительно развития ситуации, обусловливает и различное ее стоимостное значение. При проведении оценки возможно применение следующих трактовок стоимости [2]: I) рыночная стоимость устанавливается в случае, когда заинтересованные в сделке стороны обладают всей полнотой информации; 2) инвестиционная стоимость — подразумевает стоимость предприятия для конкретного инвестора; 3) экономическая стоимость — рассматривается как стоимость продолжающегося бизнеса; 4) текущая стоимость — предполагает определение денежного потока, дисконтированного по определенной ставке; 5) фундаментальная стоимость — рассматривается как внутренне присущая данному виду активов вне зависимости от характеристик конкретного инвестора; 6) ликвидационная стоимость предполагает стоимость предприятия, определенную с учетом необходимых при ликвидации расходов.
Если предприятие оценивается с точки зрения действующего, то применяется доходный или рыночный подход. При доходном подходе стоимость предприятия устанавливается исходя из его возможных доходных потоков, которые обеспечиваются этим бизнесом. В этом случае имущество предприятия, обеспечивающее его функционирование, не учитывается, так как в противном случае (при продаже имущества) доходы от бизнеса станут невозможными. Рыночный подход предполагает, что при оценке предприятия учитывается стоимость предприятия-аналога, сделка по продаже которого имела место в прошлом.
Стоимость ликвидационного предприятия оценивается в рамках затратного подхода, который предполагает оценку рыночной стоимости активов предприятия, оставшихся после вычета задолженности. Безусловно, такой подход предполагает оценку активов не с точки зрения суммы их рыночных стоимостей, но с учетом их оперативной продажи, а значит, продажи с дисконтом от рыночной стоимости. Как правило, ликвидационная стоимость оказывается ниже той, которая устанавливается для действующего предприятия (часть активов вообще не будет реализована в интересующее время, а часть будет реализована по заниженным ценам и др.).
При оценке бизнеса общепринятыми стандартами стоимости выступают [1]: обоснованной рыночной стоимости; обоснованной стоимости; инвестиционной стоимости; фундаментальной (внутренней) стоимости.
Применение стандарта обоснованной рыночной стоимости предполагает, что оценка предпри-
ятия производится на основе всей необходимой информации, доступ к которой не ограничен ни для продавца, ни для покупателя. Основой этого в некотором смысле выступает идеальная модель рынка, оперативность совершения сделок, информативность всех заинтересованных сторон, минимальная величина трансакций по совершаемым сделкам. Основным подходом к оценке при этом выступает рыночный подход.
Стандарт обоснованной стоимости предполагает равную доступность информации как для покупателя, так и для продавца. Требованием этого подхода является отсутствие асимметричности информации, т.е. предполагается, что релевантной информацией в одинаковом качестве располагают все нуждающиеся в ней. Известны ситуации, когда мелкие держатели акций опротестовывают через суд сделки по продаже акций. Причина этого — асимметричность располагаемой информации, т.е. крупные держатели, обладая необходимой информацией о реальной стоимости акций, преднамеренно скрывают ее от мелких акционеров в целях выгоды от приобретения данных ценных бумаг.
Стандарт инвестиционной стоимости предполагает основным фактором возможность конкретного инвестора извлечь большую прибыль по сравнению с той, которую оценивает продавец, т.е. используемая здесь информация специфична для продавца, покупателя в каждом конкретном случае. Этот стандарт обусловливает информированность участников сделки о перспективах развития предприятия, Сделка произойдет, если инвестор оценивает перспективы предмета сделки выше, чем продавец. Очевидно, что инвестиционная стоимость с точки зрения различных инвесторов будет отличаться по причине видения иных перспектив развития и инвестиционной отдачи отданного бизнеса.
Стандарт внутренней стоимости предполагает оценку независимым сторонним оценщиком на основе его опыта и информированности. Предполагается, что результирующая оценка строится на основе использования вседоступных методов оценки, с учетом опыта работы аналитика в оцениваемом бизнесе, с применением независимой и полной информации о предмете оценки. Таким образом, оценщик выбирает из нескольких вариантов оценки, по его мнению, наиболее объективный и достоверный, в наибольшей степени соответствующий реальному положению дел.
Теперь раскроем существующие подходы к оценке стоимости хозяйствующего субъекта. Оценка предприятия (бизнеса) может быть реализована
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ж£от>ъЯ и имкжгсм
17
/tfuiMij, ufttfeaiiuufuafrfiux nfia&cmoS
14 (47)-2005
следующими основными подходами и соответствующими им методами: 1) доходный1; 2) рыночный; 3) затратный.
Доходный подход. Сущность этого подхода заключается в определении стоимости предприятия на основе тех потоков доходов (включая доходы от продажи нефункционирующего имущества), которые оно способно принести своему владельцу в будущем. Доходный подход выступает основным при расчете рыночной стоимости действующего предприятия, которое после продажи также будет приносить его владельцу доходы. В таком случае все предприятие может быть представлено как бизнес-линия (однопрофильное предприятие) либо как их совокупность (многопрофильная ориентация). Будущими доходами принимаются доходы, «очищенные» от затрат (т.е. сальдо поступлений и платежей по данному бизнесу) и исчисленные с учетом фактора времени их поступления (дисконтированные по определенной ставке). Возможные же доходы от продажи избыточных активов исчисляются с учетом фактора их срочной продажи на рынке. Оценивая поступления доходов по предприятию, приходится принимать во внимание и инфляционное обесценение этих поступающих ресурсов2.
Трактовка предприятия как бизнес-линии(й) предполагает возможное ее представление в виде инвестиционного проекта, предполагающего в процессе своей реализации расходы на приобретение (или создание собственными силами) соответствующих активов (в том числе нематериальных), необходимых для начала процесса производства. Здесь оценка предприятия сводится к оценке бизнес-линией), приносящей определенные потоки чистых доходов в течение расчетного остаточного срока полезной жизни данного бизнеса.
Коль скоро предприятие отождествляется с бизнес-линией, то следует учитывать, что она имеет свой жизненный цикл, обусловленный продолжительностью стадий ее эксплуатации. Цикл предполагает наличие стадий создания продукта, его освоения, активного использования и, наконец, свертывания выпуска.
Под остаточным сроком полезной жизни бизнеса подразумевается время, оставшееся до заверше-
1 Отметим, что часть положений по стоимостной оценке излагалась ранее [3, С. 84-87], а рассмотренный инстументарий позволяет проследить логику расчетов.
2 Этот фактор также учитывался нами ранее при построении алгоритма рационального формирования и использования финансовых ресурсов предприятия [1, с. 87]. Данная поправка (на учет влияния инфляции) исчисляется с помощью так называемой формулы Фишера.
ния жизненного цикла выпускаемого оцениваемым предприятием продукта. Исчисление оставшихся доходов должно происходить с учетом фактора временной ценности получаемых ресурсов.
Рыночный подход. Использование этого подхода предполагает, что для оценки закрытого предприятия на рынке подыскивается предприятие-аналог, акции которого оценены и котируются. Рассчитанные показатели (мультипликаторы) открытой компании используются для оценки закрытого предприятия. При изначальном положении, что акции оцениваемого предприятия, в сущности, неликвидны, считается, таким образом, что этот подход несколько завышает стоимость предмета оценки. Кроме того, рыночный подход реализуется в отношении действующего предприятия и базируется на рыночной информации. Наиболее достоверный результат возможен, если имеется достаточное число сопоставимых предприятий, а информация по ним доступна и прозрачна (что в целом является чертами высокоразвитого фондового рынка).
В общем случае алгоритм расчетов выглядит следующим образом:
1) предметом оценки является закрытое или открытое предприятие, акции которого не оценены (либо оценены с недостаточной степенью достоверности) фондовым рынком;
2) среди сопоставимых по ряду показателей компаний, чьи акции уже котируются на рынке, подыскивается тождественное предприятие (аналог);
3) расчетные показатели оценки акций (например, соотношение цены акции и прибыли) предприятия-аналога с учетом корректировок применяются для расчета стоимости предмета оценки, при этом достаточно достоверным предполагается, что относительно прозрачный фондовый рынок обусловливает примерно одинаковые соотношения ключевых показателей, влияющих на стоимость.
Рыночный подход может быть реализован следующими методами оценки: 1) методом рынка капитала; 2) методом отраслевого аналога; 3) методом сделок.
Метод рынка капитала. При этом методе оценка предприятия производится на основе использования прогнозных значений (применительно к времени продажи) чистой балансовой стоимости, прибыли, денежного потока предмета оценки и рассчитанных соотношений данных показателей у близкого по ключевым параметрам котирующегося на рынке предприятия, оценка которого может считаться достоверной.
18
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жворъя и ПРАХШи-ХА
Предполагается, что информация предпри-ятия-аналога публично доступна (например, периодически публикуется информация об открытых акционерных обществах) для оценщика. В идеале предполагается также, что аналог тождественен оцениваемому предприятию по следующим параметрам: размер, местоположение, структура используемых ресурсов, доля профилирующего продукта, объемы реализации и др.
Метод рынка капитала проводится в следующей последовательности:
1) установление предприятия-аналога. В совокупности предприятий, сходных по основным характеристикам деятельности, отыскивается наиболее близкий аналог. Предполагается, что аналог должен относиться к тождественной отрасли, продуктовой группе3, иметь сопоставимый объем выпуска, применяемую систему учета и т.д.;
2) установление стоимости предприятия-ана-лога на основе информации о его акциях, обращающихся на рынке:
Ц =Ц (К
^ан ^а 4 вып
К )
неразм-''
где Ц
3 При этом возможно применение [I] подробных классификаторов, разработанных организацией экономического сотрудничества и развития или отечественного варианта — Единая гармонизированная система классификации продукции.
4 Этот момент может быть интересен с точки зрения существования системы во времени, когда имеющееся предприятие оценивается (сегодня или на определенную дату) в перспективе.
и на, соответственно, стоимость обращающихся на фондовом рынке акций;
4) Вычисляется стоимость оцениваемого предприятия (Цоп) посредством использования ранее исчисленного мультипликатора применительно к базе предмета оценки (т.е. посредством его умножения на показатель оцениваемого предприятия, тождественный по знаменателю с показателем предприятия-аналога). Например, расчет может выглядеть следующим образом:
Прибыль
Цена
Прибыль
ан стоимость предприятия-аналога; Ця — цена одной акции предприятия-аналога; Авып - число выпущенных акций; ^неразм - число не размещенных на рынке акций.
3) расчет коэффициентов (мультипликаторов) предприятия-аналога. К возможным расчетным показателям здесь относятся следующие соотношения цены (стоимости предприятия, исчисленной в предыдущем пункте — Цзн): «цена/прибыль (или прибыль до процентов и налогов, прибыль до налогов)», «цена/денежный поток», «цена/балансовая стоимость предприятия».
Стоит также отметить, что если релевантного аналога предприятия не удалось подобрать (на этапе I), то здесь расчеты по избранному мультипликатору (исчисляется его среднее значение) ведутся с использованием данных нескольких предприятий, имеющих сходную специфику деятельности. Из названных мультипликаторов основным считается «цена/прибыль», ибо именно объявляемые предприятием прибыли являются приоритетным фактором, влияющим как на поведение инвесторов, так
Цоп = оцениваемого х предприятия-/предприятия-предприятия аналога аналога
Оценка предприятия может производиться и на определенный (прогнозный) момент времени, в котором и планируется продажа. Кроме того, в целях корректировки конечных результатов и корректности расчетов возможно применение оценщиком поправочных коэффициентов, учитывающих степень его доверия к тому или иному мультипликатору предприятия-аналога, более того, итоговая оценка может формироваться и как средневзвешенная (с учетом все той же степени доверия) по нескольким мультипликаторам.
Таким образом, данный метод позволяет оценить предприятие, которое, в сущности, еще не появилось на фондовом рынке (ведь его акции там отсутствуют). Ориентиром же оценки выступают предприятия, чьи акции уже котируются на рынке, т.е. в этом случае мы как бы оцениваем интересующее нас предприятие (протоформу4) с позиции его будущего вероятного появления на фондовом рынке.
Определив стоимость всего предприятия, можно вычислить и долю стоимости (пакета акций), предлагаемую к продаже инвестору:
Стоимость „ , Доля>
Стоимость предполагаемая пакета = , х г
предприятия к продаже
акции
инвестору
В случае, если в расчетах используется информация по совершенным сделкам с пакетами (неконтрольными) акций предприятия-аналога (чаще всего такая ситуация и реализуется), появляется возможность исчислить стоимость неконтрольного пакета, предлагаемого к продаже инвестору, т.е. в этом случае во внимание принимается сделка с конкретным инвестором. Если же речь идет о контрольном пакете (например, для венчурного инвестора, желающего подконтрольности пла-
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ЖВОРЪЯ -и ЪЫ-ХЖЪ.'.Ъ4
нируемого бизнеса с возможной целью изъятия или переориентирования финансовых потоков в будущем), то добавляют премию за риск, которая может достигать 40 % [ 1 ].
Метод отраслевого аналога. Этот метод может считаться разновидностью предыдущего, а его использование ограничивается, как правило, отраслями, где наблюдается корреляция между стоимостью предприятия с достоверно оцененными фондовым рынком акциями и объемами реализации. Подобными отраслями в первую очередь выступают отрасли топливного, сырьевого, энергетического комплекса, где реализуемый продукт характеризуется как стандартизированный и его реализация мало зависит от осуществляемых инвестиций и обновления, но, скорее, обусловлена расширением или удержанием доли на рынке.
Алгоритм оценки в целом совпадает с предыдущим случаем. Однако отличительным моментом является используемый на третьем и четвертом этапах мультипликатор, это — «цена/валовой доход (выручка от объема реализации)». Данный показатель предприятия-аналога считается также более доступным. Таким образом, предприятие-аналог в применяемом методе принадлежит к одной отрасли с оцениваемым предприятием.
Метод сделок. В данном методе решающим является выявление предприятия-аналога, по которому была фактически совершена сделка по продаже контрольного пакета акций. Именно на основе данного аналога вычисляются мультипликаторы, используемые в аналогичной методу рынка капиталов схеме расчета стоимости.
Цена (Ца) может представлять собой также цену акции по недавно осуществленной сделке продажи крупного пакета акций (дающего возможность инвестору осуществлять контроль и влиять на менеджмент компании) предприятия-аналога. Таким образом, данный метод фактически используется при сделках по слиянию и поглощению компаний. В отличие от метода рынка капитала здесь уже учтена премия за контроль, а в случае же необходимости оценки неконтрольного пакета акций скидка составляет те же самые 40 %.
Использование в рыночном подходе зарубежных аналогов предприятия считается на сегодня дискуссионным вопросом, хотя сторонники и противники этого приводят весьма весомые аргументы в свою пользу [ 1 ]. Считается, что рыночный подход к оценке
3 Не следует, однако, отождествлять или трактовать этот под-
ход как предполагающий оценку предприятия только с позиции
располагаемого им имущественного комплекса.
в наибольшей степени соответствует обоснованной рыночной стоимости, поскольку своей основой имеет общедоступную рыночную информацию.
Затратный подход. Известен также как метод накопления активов, или имущественный подход5. Суть этого подхода в том, что оценка предприятия производится с точки зрения реализации накопленных им активов с учетом покрытия имеющейся задолженности. Он позволяет оценить стоимость предприятия с позиции владельца, полностью контролирующего весь его бизнес, менеджмент (т.е. включить в оценку и премию за контроль).
Данный подход имеет модификации: 1) предполагает определение ликвидационной стоимости предприятия; 2) предполагает определение стоимости действующего предприятия.
Первая модификация предполагает учет двух возможных вариантов развития событий. Так, в первом случае планируется определить ликвидационную стоимость предприятия, т.е. предполагается, что предприятие будет ликвидировано (хотя в последующем возможна его реорганизация, т.е. случай упорядоченной ликвидации), а накопленные им активы будут реализовываться в срочном порядке (зачастую даже раньше времени наступления сроков погашения долгов). Во втором же варианте предполагается оценка предприятия с позиции ликвидации его бизнеса и без возможности начать новый. В этом случае активы будут реализовываться по рыночной стоимости и в более протяженный срок.
Здесь нужно пояснить следующее. Если рассчитывается ликвидационная стоимость предприятия, то суммируется ликвидационная стоимость накопленных ее активов и из них вычитается стоимость обязательств к погашению (например, дебиторская задолженность должна учитываться по вероятной стоимости ее срочной продажи). Если же устанавливается стоимость предприятия с ликвидируемым бизнесом, то суммируют рыночную стоимость активов, из которой вычитают стоимость обязательств с учетом фактических сроков их обслуживания и погашения (та же самая дебиторская задолженность будет учитываться в порядке текущей стоимости поступлений по ней).
Вторая модификация применяется для оценки предприятий как действующих, т.е. в этом случае бизнес не прекращается даже при продаже активов (в целях их замены на новые), либо имеющиеся активы не продать (но они определяют стоимость такого предприятия). Стоимость активов оценивают с точки зрения их восстановления (восстанови-
20
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жворъя тс теРАчежям
тельная стоимость), как если бы предполагалось, что инвестор, купивший права на этот бизнес, стал воссоздавать соответствующий ему имущественный комплекс6.
Данная модификация также предполагает учет двух возможных вариантов развития событий. В первом случае речь идет об оценке действующих промышленных предприятий, обладающих нематериальными активами, формирующими гудвилл компании, который и обусловливает ее конкурентные преимущества на рынке. Здесь частым случаем является ситуация, когда материальные активы предприятия достаточно изношены (низколиквидны), но весьма значимы имеющиеся нематериальные активы (которые в отдельности, однако, не могут быть реализованы по действительной стоимости). Поэтому ликвидационная стоимость этих предприятий весьма низка (соответственно занижается и недооценивается стоимость гудвилла), и более целесообразным, в т.ч. в плане повышенной оценки, является продолжение их функционирования как действующих. Необходимо отметить, что наличие уникальных нематериальных активов в оцениваемом предприятии может создавать к тому же и синергетический эффект7.
Второй вариант применим к финансовым компаниям — инвестиционным, холдинговым, негосударственным пенсионным компаниям, страховым фондам и т.д. Имущество подобных образований состоит преимущественно из различного рода финансовых активов, продажа которых не рассматривается как обусловливающая прекращение бизнеса, но лишь новую стадию его оборота. Таким образом, остаточная стоимость активов практически не имеет отношения к данному бизнесу.
Отметим ситуации, в которых наиболее применим рассматриваемый подход. В первую очередь метод накопления активов применим при оценке ликвидируемого предприятия, так как именно тогда значимость приобретает сумма средств, вырученных от продажи располагаемых активов. В ином же случае (предприятие действующее) целесообразна оценка предприятий с большой долей нематериальных или финансовых активов.
Реализация этого подхода требует непременной переоценки балансовой стоимости активов на их
6 Именно в этом случае название «затратный подход» наиболее предпочтительно. Восстановительная стоимость предполагает определения уровня затрат, которые потребовались бы для восстановления, воспроизводства данного имущества с подобным уровнем износа.
7 Так называемый производственный синергизм.
рыночную стоимость. При этом необходимо, по возможности, принять во внимание все активы, находящиеся в распоряжении предприятия,анетолькоте, которые отражены в балансе, т.е. речь идет и об оценке ноу-хау предприятия, клиентской базы и т.д.
При оценке реальных активов (недвижимость, основные и оборотные фонды) составляется оценочная ведомость, куда и заносятся возможные варианты оценки каждого вида. Их оценка может быть осуществлена двумя способами: I) стоимость оцениваемого актива устанавливается на уровне рыночной стоимости аналогичного актива (при его максимальной тождественности оцениваемому). Для уникального оборудования этот подход практически неприменим в силу отсутствия аналога; 2) при оценке во внимание принимаются все виды износа (физический, технологический, экономический, функциональный) и соответствующие им скидки, характерные для современного состояния оцениваемого актива.
При оценке финансовых активов исходят из возможности получения доходов при их реализации: либо на основе цены, сложившейся на данный вид актива на фондовом рынке, либо с позиции дисконтированных финансовых потоков, обеспечиваемых обладаемым финансовых инструментом.
При оценке нематериальных активов исполь-зуюттак называемый метод избыточных прибылей. Исходя из того, что балансовая стоимость этого вида активов обусловлена затратами предприятия на их создание и разработку, она не является адекватной при установлении интересующей рыночной стоимости. Поэтому, целесообразным является рыночная оценка всей совокупности (пакета) нематериальных активов, формирующих гудвилл предприятия. Гудвилл же может быть оценен с точки зрения той части систематически получаемых предприятием прибылей, которая не может быть объяснена наличием у него имеющихся материальных активов. Метод избыточных активов состоит из этапов:
I) установление Яотр — отраслевого показателя чистой прибыли (ЧП) с чистых материальных активов (ЧМА), представляющих собой остаточную балансовую стоимость активов за минусом кредиторской задолженности. Показатель принимается на уровне среднего за несколько прошедших периодов, при этом следует стремиться к наиболее представительной (максимально соответствующей ключевым параметрам оцениваемого предприятия) выборке предприятий отрасли.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ЖВбРЪЯ ъ
21
/tfi<z*uj uUfkcmucçuaUUux
14 (47)-2005
Яотр= ЧП/ЧМА;
2) вычисление показателя возможной величины чистой прибыли (Явозм) с чистых материальных активов оцениваемого предприятия (ЧМАо). Для этого показатель П умножается на величину чистых материальных активов (по их рыночной стоимости) оцениваемого предприятия:
П = П ЧМА .
возм отр о
Данный показатель характеризует ту величину получаемой прибыли, которая характерна для предприятия без учета его нематериальных активов.
3) вычисление размера прибыли (стоимости) - Яизб, получаемой предприятием сверх величины, обусловленной использованием материальных активов. Исчисляется как разница между фактически получаемой предприятием прибылью (Яф) и прибылью с его чистых материальных активов
(пвозм).
п = я. - п .
изо ф возм
Считается, что если Яизб примут отрицательное значение, то причина этого, скорее всего, в завышенной стоимостной оценке материальных активов. Знание величины Яизб и регулярности ее получения позволяет спрогнозировать стоимость, капитализируемую используемыми нематериальными активами.
Вот те ключевые моменты оценки бизнеса, которые нам хотелось показать применительно к рассматриваемой проблематике инвестиционных возможностей. Отметим также, что при потенциально возможных затруднениях выбора конкретного объекта инвестиционных вложений (например, если стоимость объектов примерно тождественна) может оказаться полезной их рейтинговая оценка [3], выступающая результирующим критерием отбора с учетом совокупности расставленных приоритетов (в данном случае показателей, участвующих в оценке).
Литература
1. Валдайцев C.B. Оценка бизнеса и управление стоимостью предприятия: Учеб. пособие для вузов. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 720 с.
2. Кукукина И.Г. Управление финансами: Учеб. пособие. — М.: Юристъ, 2001. — 267 с.
3. Левчаев П.А. Финансовые ресурсы предприятия: теория и методология системного подхода / Науч. ред. проф. П.В. Шичкин. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2002. - 104 с.
4. Левчаев П.А. Финансовые ресурсы и стоимостные отношения предприятий национальной экономики / Науч. ред. проф. Н.П. Макаркин. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2004. — 168 с.
22
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ЖВОРЪЯ ъ ЪРАХШЪТМ