Научная статья на тему 'ОЦЕНКА БИОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗРАСТА СТУДЕНТОК ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ'

ОЦЕНКА БИОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗРАСТА СТУДЕНТОК ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
45
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / РЕЖИМ ДНЯ / ЗДОРОВЬЕ / БИОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ / СТУДЕНТКИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Размахова Светлана Юрьевна, Тимофеева Ольга Владимировна, Эпп Татьяна Ивановна

Представлены результаты исследования зависимости биологического возраста студенток первых и вторых курсов очно-заочной формы обучения от режима их жизнедеятельности. Исследование включало изучение уровня двигательной активности, функционального состояния студенток, определение показателей биологического возраста по методике В.П. Войтенко. В ходе исследования получены данные, которые подтверждают, что уровень двигательной активности влияет на показатели биологического возраста студенток высших учебных заведений очно-заочной формы обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Размахова Светлана Юрьевна, Тимофеева Ольга Владимировна, Эпп Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE BIOLOGICAL AGE OF FULL-TIME AND PART-TIME STUDENTS

The calendar age of a person does not reflect the individual characteristics of age-related changes in the mor-phofunctional and physical capabilities of the body. To predict the level of individual health, a universal criterion is used -“biological age”. According to scientific research, among the many factors that slow down the aging process, the most effective is regular, gender-, age-, and health-appropriate physical activity. The problem of reducing the regular motor activity of young students, despite the variety of modern technologies for physical culture, remains relevant. Particularly acute is the issue of organizing life activity for students of part-time education, since this category of young students combines work with studies at the university. The aim of the article is to determine the influence of the level of motor activity on the indicators of the biological age of female students of higher educational institutions of part-time education. In the course of determining the level of motor activity, we revealed that the female students of part-time education generally lead an active lifestyle. According to the survey, the majority of respondents (68%) have a “good” and “satisfactory” result. This indicates that female students include various types of physical activity in their daily routine, but such activities are not regular. Only in 18% of girls, regular physical activity is included in the mode of life and an “excellent” result is revealed, and in 14% of respondents with an “unsatisfactory” level of physical activity, directed physical activity is absent at all. The distribution of female students into four groups, in accordance with the results of the study of physical activity, allowed us to compare the obtained data with the calculated indicators of biological age. We found that the lower the level of physical activity of female students, the higher the average values of the actual biological age. The same pattern can be traced when calculating the degree of aging, which reveals how many times the average actual biological age in each group of female students differs from the population standard. The highest average values of the degree of aging were found in the group with an “unsatisfactory” level of motor activity, and the smallest in the group with “excellent” and “good” levels of motor activity. Thus, in the course of the study, we determined that the biological age of part-time students depends on the level of their physical activity. Female students who include regular physical activity in their daily regimen have the smallest difference between the average values of biological and calendar age. The data obtained when calculating the degree of aging indicate that girls with “satisfactory” and “unsatisfactory” levels of physical activity have an acceleration in the rate of aging. The results of the study can be applied in theoretical and practical classes in the Physical Education discipline at the university under the program of all forms of education as indicators of the importance of regular physical activity of a person at any age.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА БИОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗРАСТА СТУДЕНТОК ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ»

Вестник Томского государственного университета. 2023. № 486. С. 221-227 Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 2023. 486. рр. 221-227

Научная статья УДК 378

аог 10.17223/15617793/486/24

Оценка биологического возраста студенток очно-заочной формы обучения

Светлана Юрьевна Размахова 1, Ольга Владимировна Тимофеева 2, Татьяна Ивановна Эпп 3

1 Московский государственный педагогический университет, Москва, Россия, srazmahova@yandex.ru 2 Российский университет дружбы народов, Москва, Россия, olgtimofeeva@mail.ru 3 Омский государственный педагогический университет, Омск, Россия, eppti@mail.ru

Аннотация. Представлены результаты исследования зависимости биологического возраста студенток первых и вторых курсов очно-заочной формы обучения от режима их жизнедеятельности. Исследование включало изучение уровня двигательной активности, функционального состояния студенток, определение показателей биологического возраста по методике В.П. Войтенко. В ходе исследования получены данные, которые подтверждают, что уровень двигательной активности влияет на показатели биологического возраста студенток высших учебных заведений очно-заочной формы обучения.

Ключевые слова: функциональное состояние, двигательная активность, режим дня, здоровье, биологический возраст, студентки

Для цитирования: Размахова С.Ю., Тимофеева О.В., Эпп Т.И. Оценка биологического возраста студенток очно-заочной формы обучения // Вестник Томского государственного университета. 2023. № 486. С. 221-227. аог 10.17223/15617793/486/24

Original article

doi: 10.17223/15617793/486/24

Assessment of the biological age of full-time and part-time students

Svetlana Yu. Razmahova1, Olga V. Timofeeva2, Tatyana I. Epp3

1 Moscow State Pedagogical University, Moscow, Russian Federation, srazmahova@yandex.ru 2Peoples 'Friendship University of Russia, Moscow, Russian Federation, olgtimofeeva@mail.ru 3 Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russian Federation, eppti@mail.ru

Abstract. The calendar age of a person does not reflect the individual characteristics of age-related changes in the mor-phofunctional and physical capabilities of the body. To predict the level of individual health, a universal criterion is used -"biological age". According to scientific research, among the many factors that slow down the aging process, the most effective is regular, gender-, age-, and health-appropriate physical activity. The problem of reducing the regular motor activity of young students, despite the variety of modern technologies for physical culture, remains relevant. Particularly acute is the issue of organizing life activity for students of part-time education, since this category of young students combines work with studies at the university. The aim of the article is to determine the influence of the level of motor activity on the indicators of the biological age of female students of higher educational institutions of part-time education. In the course of determining the level of motor activity, we revealed that the female students of part-time education generally lead an active lifestyle. According to the survey, the majority of respondents (68%) have a "good" and "satisfactory" result. This indicates that female students include various types of physical activity in their daily routine, but such activities are not regular. Only in 18% of girls, regular physical activity is included in the mode of life and an "excellent" result is revealed, and in 14% of respondents with an "unsatisfactory" level of physical activity, directed physical activity is absent at all. The distribution of female students into four groups, in accordance with the results of the study of physical activity, allowed us to compare the obtained data with the calculated indicators of biological age. We found that the lower the level of physical activity of female students, the higher the average values of the actual biological age. The same pattern can be traced when calculating the degree of aging, which reveals how many times the average actual biological age in each group of female students differs from the population standard. The highest average values of the degree of aging were found in the group with an "unsatisfactory" level of motor activity, and the smallest in the group with "excellent" and "good" levels of motor activity. Thus, in the course of the study, we determined that the biological age of part-time students depends on the level of their physical activity. Female students who include regular physical activity in their daily regimen have the smallest difference between the average values of biological and calendar age. The data obtained when calculating the degree of aging indicate that girls with "satisfactory" and "unsatisfactory" levels of physical activity have an acceleration in the rate of aging. The results of the study can be applied in theoretical and practical classes in the Physical Education discipline at the university under the program of all forms of education as indicators of the importance of regular physical activity of a person at any age.

Keywords: functional state, physical activity, daily routine, health, biological age, female students

© Размахова С.Ю., Тимофеева О.В., Эпп Т.И., 2023

For citation: Razmahova, S.Yu., Timofeeva, O.V. & Epp, T.I. (2023) Assessment of the biological age of full-time and part-time students. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 486. рр. 221-227. (In Russian). doi: 10.17223/15617793/486/24

Биологический возраст - интегральный показатель, отражающий состояние организма человека не только с точки зрения морфологии и физиологии, но и с позиции состояния функциональных систем, регу-ляторных и адаптационных механизмов развития организма [1]. Как универсальный критерий, этот показатель дает возможность определить функциональные резервы органов и систем организма, оценить возможную степень старения. В научной литературе представлено несколько методик расчета биологического возраста, все они в той или иной степени имеют свои достоинства и недостатки. Методика, разработанная В.П. Войтенко с соавторами (1984), основана на изучении физиологических и антропометрических показателей и применении расчетных формул, учитывающих как возраст, так и пол испытуемых [2, 3]. В результате использования этой методики выявляются следующие данные: фактический биологический возраст, должный биологический возраст и степень постарения. Отсутствие сложных лабораторных исследований, как и применения специальных приборов, делает эту методику расчета биологического возраста доступной и актуальной.

Календарный возраст человека не всегда отражает истинные возрастные изменения организма, его индивидуальные особенности морфофункциональных и физических возможностей. По результатам многочисленных исследований биологический возраст, как правило, не совпадает с календарным (паспортным) возрастом человека [1, 4, 5]. Это различие обусловлено влиянием множества факторов, в том числе наследственностью, состоянием окружающей среды, образом жизни, объемом двигательной активности и т.д. Однако, по данным научной литературы, именно образ жизни является ведущим фактором, влияющим на состояние здоровья человека, а следовательно, и на его биологический возраст [1, 5].

Основные составляющие здорового образа жизни: отказ от вредных привычек, рациональный режим работы и отдыха, полноценное питание, соблюдение правил личной гигиены и регулярная двигательная активность. Физические нагрузки, соответствующие полу, возрасту и состоянию здоровья человека, специалисты выделяют как фактор, в наибольшей степени влияющий на показатели биологического возраста [68]. Двигательная активность - одно из необходимых условий поддержания нормального функционального состояния здоровья человека, его естественная потребность. Независимо от возраста человека, включение в режим жизнедеятельности регулярных физических нагрузок является наиболее эффективным средством, замедляющим процессы старения и укрепляющим адаптационные возможности организма.

В современном обществе вопросам здоровья учащейся молодежи - основного будущего потенциала об-

щества - государство уделяет особое внимание. Проблема снижения регулярной двигательной активности этой категории населения, несмотря на многообразие современных технологий по физической культуре, остается актуальной [9, 10]. По данным научной литературы ухудшение здоровья студентов является результатом воздействия многих факторов, прежде всего снижения двигательной активности, которая является физиологической потребностью [8, 9]. Учебная деятельность в высшем учебном заведении для всех форм обучения сопряжена с напряженной умственной работой при минимальной физической активности, с обработкой больших объемов информации при самостоятельном выполнении заданий во внеучебное время. В программе высшего образования вопросы соблюдения принципов здорового образа жизни и формирования необходимой и регулярной физической нагрузки решаются в основном на теоретических и практических занятиях по дисциплине «Физическая культура». Однако посещение студентами практических занятий в течение учебных семестров не покрывает рекомендуемый объем физической активности. Только умение самостоятельно применять разнообразные средства и технологии физической культуры и спорта, включение регулярных и адекватных двигательных нагрузок в режим жизнедеятельности способствуют устранению негативных последствий напряженного учебного процесса. Для сохранения и поддержания здоровья обучающимся необходимо четко планировать и формировать режим дня, соблюдать правила чередования работы и отдыха. Особенно остро вопрос организации жизнедеятельности возникает у студентов очно-заочной формы обучения, так как эта категория учащейся молодежи совмещает трудовую деятельность с учебными занятиями в университете. В связи с этим актуальной темой исследования является выявление начальных стадий нарушения здоровья студентов посредством изучения биологического возраста и факторов, связанных с ним.

Цель исследования: определить влияние уровня двигательной активности на показатели биологического возраста студенток высших учебных заведений очно-заочной формы обучения.

Методы и организация исследования

Исследование проводилось на базе трех вузов: Московский государственный педагогический университет (МГПУ), Российский университет дружбы народов (РУДН) и Омский государственный педагогический университет (ОмГПУ). В исследовании приняли участие российские студентки первых и вторых курсов очно-заочной формы обучения - по 50 студенток из каждого университета в общем количестве 150 человек, возраст обучающихся 19-26 лет. В ходе исследования применя-

лись следующие методы: анализ научно-методической литературы, анкетирование, тестирование, статистическая обработка и анализ полученных данных.

Для определения уровня двигательной активности студенток применялась методика, разработанная М.Я. Виленским и В.И. Ильиничем [11]. Респондентам предлагалось по специальной анкете определить регулярность выполнения различных видов физических нагрузок. Каждый вид нагрузки в зависимости от выбранного ответа (регулярно/не регулярно/не выполняю) оценивался определенным количеством баллов. После суммирования результатов предлагалось критически оценить штрафными очками наличие вредных привычек, таких как курение, употребление алкоголя, нарушение режима дня, несоблюдение режима питания, если таковые были. Оценку «отлично» получали респонденты, набравшие 70 баллов и более, оценку «хорошо» - набравшие более 50 баллов, оценку «удовлетворительно» - набравшие более 30 баллов, «неудовлетворительно» - набравшие менее 30 баллов.

Определение биологического возраста студенток осуществлялось в соответствии с методикой В.П. Войтенко [2]. На начальном этапе исследования проводилось комплексное тестирование, которое предусматривает для женщин измерение следующих антропометрических и функциональных показателей:

1) масса тела;

2) артериальное давление;

3) время статической балансировки (посредством пробы Ромберга);

4) индекс самооценки здоровья (определяется по специальной анкете).

На следующем этапе исследования проводились статистическая обработка и анализ полученных данных. В соответствии с методикой В.П. Войтенко применялись расчетные формулы (для женщин) и вычислялись:

- Пульсовое артериальное давление:

ПАД = САД-ДАД, где ПАД - пульсовое артериальное давление (мм рт. ст.); САД - систолическое артериальное давление (мм рт. ст.); ДАД - диастолическое артериальное давление (мм рт. ст.).

- Фактический биологический возраст:

ФБВ = 1,46 + 0,42-ПАД + 0,25-МТ + 0,70-С0З -0,14-СБ, где ФБВ - фактический биологический возраст (годы); ПАД - пульсовое артериальное давление (мм рт. ст.); МТ - масса тела (кг); СОЗ - самооценка здоровья (баллы); СБ - статическая балансировка (с).

- Должный биологический возраст:

ДБВ = 0,581 КВ + 17,24, где ДБВ - должный биологический возраст (годы); КВ - календарный возраст (годы).

- Степень постарения:

СП = ФБВ-ДБВ, где СП - степень постарения; ФБВ - фактический биологический возраст (годы); ДБВ - должный биологический возраст (годы).

Категории степени постарения:

- результаты меньше 0 указывают на то, что степень постарения замедленная;

- результаты, равные 0, указывают на то, что степень постарения соответствует статистическим нормам;

- результаты от 0 до +5 указывают на то, что степень постарения ускоренная;

- результаты выше +5 указывают на то, что степень постарения резко ускоренная.

Статистическая обработка полученных данных проводилась с помощью программы Microsoft Office Excel и включала расчет средних значений и определение достоверности влияния изучаемых показателей посредством однофакторного дисперсионного анализа Различия считались статистически значимыми при р < 0,05.

Результаты исследования и их обсуждение

Двигательная активность студенток. При определении уровня двигательной активности студенток очно-заочной формы обучения получены следующие результаты: 18% респондентов имеют результат «отлично», 30% имеют результат «хорошо», 38% - «удовлетворительно» и 14% опрошенных - «неудовлетворительно». При анализе данных анкетирования выявлено, что студентки регулярно выполняют следующие виды физической нагрузки: утренняя гимнастика - 20%, передвижение на работу и с работы пешком - 30%, физкультурные паузы в режиме учебного дня - 7%, инициативные самостоятельные занятия физкультурой -32%, инициативные занятия физкультурой в выходные дни - 34%, закаливающие мероприятия - 15%, выполнение физической работы по дому - 88%. При определении вредных привычек получены следующие результаты: 52% респондентов указали на нарушение режима сна, 37% - на нарушение режима питания.

По результатам проведенного анкетирования определено, что только у 18% студенток очно-заочной формы обучения в режим жизнедеятельности входят регулярные физические нагрузки, а у 14% респондентов направленная физическая нагрузка вообще отсутствует. Большинство же девушек (68%) в целом ведут активный образ жизни и включают в содержание своего дня различные виды двигательной активности, но такие занятия носят не регулярный, эпизодический характер.

Определение показателей биологического возраста студенток. Для расчета показателей биологического возраста студенток очно-заочной формы обучения проведено комплексное тестирование (табл. 1). В ходе исследования получены средние значения, которые указывают на то, что изучаемые антропометрические и функциональные показатели находятся в пределах нормы для женщин в возрасте 19-26 лет. Индивидуальные данные веса у большинства студенток имеют нормальное значение, у 45 девушек выявлена избыточная масса тела с начальными признаками ожирения и 19 человек имеют дефицит массы тела. Измерение показателей артериального давления определило повышенные значения у 15 студенток и пониженные значения у 22 девушек. Индивидуальные результаты времени статической балансировки у тестируемых находятся в диапазоне от 48,6 до 4,0 секунд.

Таблица 1

Результаты тестирования студенток для оценки биологического возраста (по В.П. Войтенко)

Критерии расчета биологического возраста (х ± о, п = 150)

Масса тела, кг Артериальное давление, мм рт. ст. Статическая балансировка, с Индекс самооценки здоровья (баллы)

64,46 ± 3,86 118,14 ± 6,12 / 73,71 ± 4,28 32,18 ± 3,88 8,66 ± 2,42

По результатам анкетирования определялся индекс самооценки здоровья студенток, участвовавших в нашем исследовании, полученные средние значения также находились в пределах нормы. Среди проблем со здоровьем респонденты отмечают головные боли и периодические головокружения, указывают на нервно-психическое напряжение, боли в опорно-двигательном аппарате, ухудшение зрения и проблемы с желудочно-кишечным трактом.

Для определения достоверности влияния изучаемых показателей был применен однофакторный дисперсионный анализ. Полученные результаты свидетельствуют о том, что уровень двигательной активности студенток, участвующих в нашем исследовании, оказывает существенное влияние на показатель их фактического биологического возраста. Результаты исследования указывают на то, что чем ниже уровень двигательной активности, тем выше средние значения фактического биологического возраста.

Следуя методике В. П. Войтенко, были рассчитаны следующие показатели биологического возраста: должный биологический возраст, календарный возраст, разница между фактическим биологическим возрастом и календарным возрастом, степень постарения. Данные, представленные в табл. 3, указывают на то, что средние значения фактического биологического возраста превышают средние значения кален-

При расчете средних значений степени постарения наибольшие средние значения этого показателя выявлены у группы с «неудовлетворительным» уровнем двигательной активности (6), а наименьшие - у группы с «отличным» уровнем двигательной активности (2). Сопоставляя полученные данные с категориями

Используя данные комплексного тестирования и расчетные формулы, далее мы определяли фактический биологический возраст студенток очно-заочной формы обучения. В соответствии с результатами предыдущего исследования девушки были распределены на четыре группы, что позволило проанализировать влияние уровня двигательной активности на показатели биологического возраста студенток (табл. 2).

дарного возраста во всех группах студенток. Наименьшая разница между исследуемыми факторами определена в группе с «отличным» уровнем (10) и «хорошим» уровнем (10) двигательной активности, а наибольшая разница - в группе с «неудовлетворительным» уровнем (14) двигательной активности. Полученные результаты согласуются с данными ряда научных исследований и указывают на снижение общего уровня здоровья учащейся молодежи [7, 10, 12, 13]. Такая разница между фактическим биологическим возрастом и календарным возрастом у студенток очно-заочной формы обучения, возможно, объясняется, по нашему мнению, непростым жизненным периодом, когда необходимо совмещать учебу в высшем учебном заведении с трудовой деятельностью. Кроме того, в молодом возрасте свойственно непонимание важности регулярных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья.

степени постарения, мы определили, что ускорение темпов старения наблюдается у студенток с «удовлетворительным» уровнем двигательной активности, а у студенток с «неудовлетворительным» уровнем двигательной активности наблюдается резко ускоренная степень постарения. При выявлении ускоренной сте-

Таблица 2

Показатели фактического биологического возраста студенток в зависимости от уровня двигательной активности

Уровень двигательной активности (по М.Я. Виленскому и В.И. Ильиничу) P

«отлично» X ср, n = 27 «хорошо» X ср, n = 45 «удовлетворительно» X ср, n = 57 «неудовлетворительно» X ср, n = 21

Фактический биологический возраст (ФБВ) 31 33 34 36 < 0,05

Таблица 3

Показатели биологического возраста студенток в зависимости от уровня двигательной активности

Показатели биологического возраста Уровень двигательной активности (по М.Я. Виленскому и В.И. Ильиничу)

«отлично» X ср, n = 27 «хорошо» X ср, n = 45 «удовлетворительно» X ср, n = 57 «неудовлетворительно» X ср, n = 21

Должный биологический возраст (ДБВ) 29 30 29 30

Календарный возраст (КВ) 21 23 22 22

ФБВ - КВ 10 10 12 14

Степень постарения 2 3 5 6

пени постарения рекомендуется пройти медицинское обследование, пересмотреть режим жизнедеятельности, в том числе объем двигательной активности, и рациональность суточного рациона. В случае если у человека выявляется резко ускоренная степень постарения, коррекцией режима жизнедеятельности и суточного рациона не обойтись, рекомендуется пройти обширное медицинское обследование, так как возможны серьезные изменения в органах и системах организма вплоть до некомпенсированных.

Таким образом, в результате нашего исследования достоверно определено, что уровень двигательной активности студенток очно-заочной формы обучения оказывает существенное влияние на показатель их фактического биологического возраста. Получены данные: чем ниже уровень двигательной активности студенток, тем выше средние значения фактического биологического возраста. Также выявлено, что средние значения фактического биологического возраста превышают средние значения календарного возраста во всех группах студенток. При расчете средних значений степени постарения определено, что ускорение темпов старения наблюдается у студенток с «удовлетворительным» уровнем двигательной активности, а у студенток с «неудовлетворительным» уровнем двигательной активности наблюдается резко ускоренная степень постарения.

Заключение

Календарный возраст человека не всегда объективно отражает индивидуальные особенности возрастных изменений морфофункциональных и физических возможностей организма. Для прогнозирования уровня индивидуального здоровья применяется универсальный критерий - «биологический возраст». Судя по данным многочисленных исследований, среди множества факторов, замедляющих процессы старения, наиболее эффективна регулярная, соответствующая полу, возрасту и состоянию здоровья физическая нагрузка.

Проблема снижения регулярной двигательной активности учащейся молодежи, несмотря на многообразие современных технологий по физической культуре, остается актуальной. Учебная деятельность в высшем учебном заведении для всех форм обучения сопряжена с напряженной умственной работой при минимальной физической активности, с обработкой больших объемов информации при самостоятельном выполнении заданий во внеучеб-ное время. Особенно остро вопрос организации жизнедеятельности возникает у студентов очно-заочной формы обучения, так как эта категория учащейся молодежи совмещает трудовую деятельность с учебными занятиями в университете.

В ходе исследования уровня двигательной активности по методике М.Я. Виленского и В.И. Ильинича определено, что студентки очно-заочной формы обу-

чения в целом ведут активный образ жизни. По данным проведенного анкетирования большинство респондентов (68%) имеют «хороший» и «удовлетворительный» результат. Это указывает на то, что студентки включают в режим своего дня различные виды двигательной активности, но такие занятия носят не регулярный, эпизодический характер. И только 18% девушек в режим жизнедеятельности включили регулярные физические нагрузки - у них выявлен «отличный» результат, а у 14% респондентов с «неудовлетворительным» уровнем двигательной активности направленная физическая нагрузка вообще отсутствует.

Распределение студенток на четыре группы, в соответствии с результатами изучения двигательной активности, позволило сопоставить полученные данные с рассчитанными показателями биологического возраста по методике В.П. Войтенко. Полученные результаты свидетельствуют о том, что уровень двигательной активности студенток, участвующих в нашем исследовании, оказывает достоверное влияние на показатель их фактического биологического возраста. Определено, что чем ниже уровень двигательной активности студенток, тем выше средние значения фактического биологического возраста. Эта же закономерность прослеживается и при расчете степени постарения: наибольшие средние значения выявлены у группы с «неудовлетворительным» уровнем двигательной активности, а наименьшие - у группы с «отличным» уровнем двигательной активности.

Таким образом, в ходе исследования определено, что биологический возраст студенток очно-заочной формы обучения зависит от уровня их двигательной активности. У студенток, включающих в режим своего дня регулярные физические нагрузки, такие как утренняя гимнастика, организованные или самостоятельные занятия физической культурой, пешие прогулки и т.д., выявлена наименьшая разница между средними значениями биологического и календарного возраста. Данные, полученные при расчете степени постарения, указывают на то, что у девушек, имеющих «удовлетворительный» уровень двигательной активности, выявлено ускорение темпов старения, а у студенток с «неудовлетворительным» уровнем двигательной активности наблюдается резко ускоренная степень постарения.

Результаты проведенного исследования могут быть применены в процессе теоретических и практических занятий по дисциплине «Физическая культура» в университете для студентов всех форм обучения и использоваться в качестве показателей значимости регулярной двигательной активности человека в любом возрасте. Важной задачей обучения студентов является не только формирование знаний разнообразных средств, методов и современных технологий в сфере физической культуры и спорта, но и умение самостоятельно применять эти знания на практике на протяжении всей индивидуальной жизни.

Список источников

1. Алекбашева А.К., Хайбуллина А.А., Климов А.В., Денисов Е.Н. Влияние неправильного питания, малоподвижного образа жизни, вред-

ных привычек и неполноценного сна на биологический возраст. Показатели преждевременного старения // Молодой ученый. 2019. № 19 (257). С. 69-71.

2. Маркина Л.Д. Определение биологического возраста человека методом В.П. Войтенко: учеб. пособие для самостоятельной работы сту-

дентов медиков и психологов. Владивосток : Владивостокский гос. мед. ун-т, 2001. 29 с.

3. Касаткина Ю.Н., Петрова Е.А. Сравнительная характеристика методик по определению биологического возраста человека по В.П. Вой-

тенко и по А.Г. Горелкину // Международный студенческий научный вестник. 2018. № 5. URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18656 (дата обращения: 17.09.2022).

4. Рябчикова Т.В., Егорова Л.А., Кузьмичева Е.А. Сопоставление паспортного и биологического возраста // Клиническая геронтология.

2009. Т. 15, № 2. С. 19-22.

5. Шпагина Л.Н., Филимонов С.Н. Оценка биологического возраста и темпа старения как показателя состояния шахтеров Кузбасса // Фун-

даментальные исследования. 2013. № 7-3. С. 666-669.

6. Кабачкова А.В., Фомченко В.В., Фролова Ю.С. Двигательная активность студенческой молодежи // Вестник Томского государственного

университета. 2015. № 392. С. 175-178.

7. Спиридонова Е.А. Низкий уровень двигательной активности как фактор риска здоровья студенческой молодежи // Актуальные проблемы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

здоровья, физической культуры и спорта на современном этапеи: сб. науч. трудов, посвященный 110-летию СГУ имени Н.Г. Чернышевского. Саратови: Саратовский источник, 2019. С. 84-88.

8. Футорный С.М. Проблема дефицита двигательной активности студенческой молодежи // Физическое воспитание студентов. 2013. № 3.

С. 75-79.

9. Михайлова С.В. Комплексная оценка состояния здоровья студенческой молодежи // Профилактическая и клиническая медицина. 2018.

№ 1 (66). С. 23-30.

10. Грабиненко Е.В., Попова Н.В. Исследование уровня здоровья студентов Алтайского государственного педагогического университета в зависимости от вида физкультурно-спортивной деятельности // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2019. № 3 (40). С. 18-22.

11. Пшеничников А.Ф. Физическая культура студента (Методико-практические занятия) : учеб. пособие. СПб. : Санкт-Петербургский ГАСУ; ЭБС АСВ, 2012. 218 с.

12. Виленский М.Я., Горшков А.Г. Физическая культура и здоровый образ жизни студента : учеб. пособие. М. : КНОРУС, 2011. 258 с.

13. Размахова С.Ю., Пушкина В.Н., Гернет И.Н., Оляшев Н.В. Влияние двигательной активности на показатель биологического возраста студенток // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2017. № 2. С. 80-86.

References

1. Alekbasheva, A.K. et al. (2019) Vliyanie nepravil'nogo pitaniya, malopodvizhnogo obraza zhizni, vrednykh privychek i nepolnotsennogo sna na

biologicheskiy vozrast. Pokazateli prezhdevremennogo stareniya [The impact of malnutrition, sedentary lifestyle, bad habits and inadequate sleep on biological age. Indicators of premature aging]. Molodoy uchenyy. 19 (257). pp. 69-71.

2. Markina, L.D. (2001) Opredelenie biologicheskogo vozrasta cheloveka metodom V.P. Voytenko: ucheb. posobie dlya samostoyatel'noy raboty

studentov medikov i psikhologov [Determination of the biological age of a person by the method of V.P. Voitenko: textbook for independent work of medical students and psychologists]. Vladivostok: Vladivostok State Medical University.

3. Kasatkina, Yu.N. & Petrova, E.A. (2018) Sravnitel'naya kharakteristika metodik po opredeleniyu biologicheskogo vozrasta cheloveka po V.A.

Voytenko i po A.G. Gorelkinu [Comparative characteristics of methods for determining the biological age of a person according to V.A. Voitenko and according to A.G. Gorelkin]. Mezhdunarodnyy studencheskiy nauchnyy vestnik. 5. [Online] Available from: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18656 (Accessed: 17.09.2022).

4. Ryabchikova, T.V., Egorova, L.A. & Kuz'micheva, E.A. (2009) Sopostavlenie pasportnogo i biologicheskogo vozrasta [Comparison of passport

and biological age]. Klinicheskaya gerontologiya. 15 (2). pp. 19-22.

5. Shpagina, L.N. & Filimonov, S.N. (2013) Otsenka biologicheskogo vozrasta i tempa stareniya kak pokazatelya sostoyaniya shakhterov Kuzbassa

[Assessment of biological age and aging rate as an indicator of the state of Kuzbass miners]. Fundamental'nye issledovaniya. 7-3. pp. 666-669.

6. Kabachkova, A.V., Fomchenko, V.V. & Frolova, Yu.S. (2015) Motor activity of student youth. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta —

Tomsk State University Journal. 392. pp. 175-178. (In Russian).

7. Spiridonova, E.A. (2019) Nizkiy uroven' dvigatel'noy aktivnosti kak faktor riska zdorov'ya studencheskoy molodezhi [Low level of physical activ-

ity as a risk factor for the health of student youth]. In: Aktual'nyeproblemy zdorov'ya, fizicheskoy kul'tury i sporta na sovremennom etape: sb. tr. nauchnykh trudov, posvyashchennyy 110-letiyu SGU imeni N.G. Chernyshevskogo [Topical problems of health, physical culture and sports at the present stage: Articles dedicated to the 110th anniversary of Saratov State University]. Saratov: Saratovskiy istochnik, pp. 84-88.

8. Futornyy, S.M. (2013) Problema defitsita dvigatel'noy aktivnosti studencheskoy molodezhi [The problem of lack of physical activity of student

youth]. Fizicheskoe vospitanie studentov. 3. pp. 75-79.

9. Mikhaylova, S.V. (2018) Kompleksnaya otsenka sostoyaniya zdorov'ya studencheskoy molodezhi [Comprehensive assessment of the health status

of student youth]. Profilakticheskaya i klinicheskaya meditsina. 1 (66). pp. 23-30.

10. Grabinenko, E.V. & Popova, N.V. (2019) Issledovanie urovnya zdorov'ya studentov Altayskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta v zavisimosti ot vida fizkul'turno-sportivnoy deyatel'nosti [Study of the level of health of students of the Altai State Pedagogical University, depending on the type of physical culture and sports activities]. Vestnik Altayskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 3 (40). pp. 18-22.

11. Pshenichnikov, A.F. (2012) Fizicheskaya kul'tura studenta. (Metodiko-prakticheskie zanyatiya): ucheb. posobie [Physical culture of the student. (Methodologiical and practical classes): textbook]. St. Petersburg: Sankt-Peterburgskiy GASU, EBS ASV.

12. Vilenskiy, M.Ya. & Gorshkov, A.G. (2011) Fizicheskaya kul'tura i zdorovyy obraz zhizni studenta: ucheb. posobie [Physical culture and a healthy lifestyle of a student: textbook]. Moscow: KNORUS.

13. Razmakhova, S.Yu. et al. (2017) Vliyanie dvigatel'noy aktivnosti na pokazatel' biologicheskogo vozrasta studentok [The influence of motor activity on the

indicator of the biological age of female students]. Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport. 2. pp. 80-86

Информация об авторах:

Размахова С.Ю. - канд. биол. наук, доцент кафедры адаптологии и спортивной подготовки Московского государственного педагогического университета (Москва, Россия). E-mail: srazmahova@yandex.ru

Тимофеева О.В. - канд. пед. наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта Российского университета дружбы народов (Москва, Россия). E-mail: olgtimofeeva@mail.ru

Эпп Т.И. - канд. пед. наук, доцент кафедры физического воспитания Омского государственного педагогического университета (Омск, Россия). E-mail: eppti@mail.ru

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors:

S.Yu. Razmahova, Cand. Sci. (Biology), associate professor, Moscow State Pedagogical University (Moscow, Russian Federation). E-mail: srazmahova@yandex.ru

O.V. Timofeeva, Cand. Sci. (Pedagogics), associate professor, Peoples' Friendship University of Russia (Moscow, Russian Federation). E-mail: olgtimofeeva@mail.ru

T.I. Epp, Cand. Sci. (Pedagogics), associate professor, Omsk State Pedagogical University (Omsk, Russian Federation). E-mail: eppti@mail.ru

The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 01.11.2022; одобрена после рецензирования 29.01.2023; принята к публикации 31.01.2023.

The article was submitted 01.11.2022; approved after reviewing 29.01.2023; accepted for publication 31.01.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.